Денежное обращение
ДЕНЬГИ: МОДЕЛЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С.К. СЕМЕНОВ, кандидат экономических наук, доцент Астраханского государственного технического университета
Спрос на деньги определяется необходимым количеством денег в обращении, а денежная масса отражает предложение денег экономике1. То есть спрос на деньги характеризует потребность экономики в деньгах, а предложение — фактическое формирование денежной массы, обслуживающей экономику. Спрос и предложение в идеальной (равновесной) экономике должны быть равны, в реальной — сопоставимы, а регулируемое сближение этих параметров может осуществляться (регулироваться) инструментами денежно-кредитной политики.
Развернутая формула количества денег, необходимых для обращения, которая опирается на закон о количестве денег, находящихся в обращении (закон денежного обращения), представлена проф. А. М. Косым в следующем виде (используются обозначения источника2):
. Тц +ПС -3ВП —ДП —РИВ -Оп +ВП (1)
До =
СО
где Д0 — сумма денег, необходимых для обращения;
Тц — сумма цен реализуемых товаров;
ПС — сумма платежей, по которым наступил срок;
ЗВП — сумма взаимно погашаемых платежей;
ДП — сумма передачи долгов;
РИВ — сумма цен товаров, реализуемых за инвалюту;
0П — сумма отсроченных платежей;
ВП — сумма векселей, переучтенных центральным банком;
СО—скорость обращения денег, или количество их оборотов в течение определенного периода.
Автор статьи предлагает уточнить данную формулу, заменив следующие составляющие:
1 Статистика финансов: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Сали-на. - М.: Финансы и статистика, 2000. - С. 444 - 446, 460.
2 Косой А. М. Основные формулы функциональных связей денежной массы. / Деньги и регулирование денежного обращения: теория и практика. — М.: Финансы и статистика, 2002. — С. 58.
• Д0 на Ма — необходимую для обращения денежную массу (спрос на деньги) в периоде как среднюю сумму денег, необходимых для обращения в периоде
• СО на V — среднюю скорость денежного оборота в периоде
• ввести в показатели числителя индекс ¿для обозначения соответствующих сумм в периоде Следует отметить, что РИВ (сумма цен товаров,
реализуемых за инвалюту) и ВП (сумма векселей, переучтенных центральным банком) — достаточно ограниченные показатели, отражающие специфику денежного обращения определенных стран. Например, векселя широко переучитываются ФРС США, а Банк России эту операцию осуществляет очень редко. Напротив, в России неофициально имеет место реализация товаров за инвалюту, а в США этого практически не наблюдается. Кроме того, с течением времени в связи с развитием экономических наук число показателей данной формулы увеличивается, и нет оснований полагать, что этот процесс окончен.
В связи с этим предлагается модифицировать данную формулу:
• РИВ (сумма цен товаров, реализуемых за инвалюту) заменить на Свпр 1 — прочие суммы, не учитываемые (вычитаемые) в обороте в периоде включив в последние РИВ и другие суммы, в частности учитывающие национальные особенности денежного обращения;
• ВП (сумма векселей, переучтенных центральным банком) заменить на Спр 1 — прочие суммы обращающихся денег в периоде включая ВП и другие суммы, в частности определяемые национальной спецификой денежного обращения.
Тогда формула (модель) денежной массы, необходимой для обращения (спроса на деньги), в периоде I примет следующий вид:
^ _ Тц+Па Звш Дш Свпр( 0Пt+Cnp t (2)
аt V '
' t
Все показатели, как и в дальнейшем, имеют положительный знак (кроме ремиссии денег).
Сумма в числителе — денежный оборот страны (региона).
Модифицированная модель универсальна и закончена. Так, если с дальнейшим развитием экономических наук и экономических отношений будут выявлены (выделены) новые показатели для числителя, эти новые параметры могут быть выделены (извлечены) из Свпр 1 — прочих сумм, не учитываемых (вычитаемых) в обороте; или из Спр — прочих сумм обращающихся денег. Это можно сделать с ВП (сумма векселей, переучтенных центральным банком) и с РИВ (сумма цен товаров, реализуемых за инвалюту), например при изучении денежного обращения конкретной страны, где эти денежные потоки значимы.
Денежная масса в обращении (номинальная) — это сумма денег в обращении, обслуживающих экономические отношения и находящихся в собственности государства, предприятий и населения на определенную дату, или за определенный период (средняя величина денежной массы).
Реальная денежная масса — денежная масса при постоянных (базовых) ценах. Определяется делением номинальной денежной массы на индекс-дефлятор ВВП (или, с известной долей условности, на индекс потребительских цен).
Как экономический рост определяется увеличением реального ВВП, так и для реального поступательного развития экономики необходимо увеличение именно реальной денежной массы. Увеличение номинальной денежной массы вызывает лишь соответствующий рост номинального ВВП.
Денежная масса представляет собой один из приоритетов денежно-кредитной политики. Денежная масса воздействует на развитие экономики в целом, на изменение цен, уровень безработицы, платежную систему.
Долгий период денежные системы разных государств основывались на привязке денежной массы к золоту. Денежная единица соизмерялась с соответствующим весом золота, и владельцы кредитных денег имели право обменять их на золото. Изменение цен на золото оказывало влияние на ценовую конъюнктуру и, следовательно, на денежную массу.
В дальнейшем деньги гарантируются уже не золотом, а товарной массой и финансово-экономи-
ческими активами, в том числе золотом и другими драгоценными металлами, твердой инвалютой. Данные факторы формирования денежной массы функционируют и в настоящее время.
Модель денежной массы на календарную дату п (например, М1 или М2) — Мп — может иметь следующий вид:
Мп = Мп-1 + В - И = МП-1 + (3)
где Мп1—денежная масса на предыдущую отчетную календарную дату п-1;
В ( — выпуск денег в оборот за отчетный период £
И — изъятие из оборота денег за отчетный период Р;
Э — эмиссия денег за отчетный период I, равная разности между выпуском и изъятием.
Модель средней денежной массы за период I (М) может иметь следующий вид:
_ М( = Мп-1 + Э, (4)
где Э, — средняя эмиссия денег за отчетный период I.
Это динамично-статическая модель, денежная масса Ми М , — статические величины; Э, В. и
п п-1 ' ^ I
И — динамичные параметры, характеризующие движение денег.
При реализации единой государственной денежно-кредитной политики используется комплекс соответствующих инструментов, который может быть объединен в единое целое и действовать одновременно в определенных сочетаниях и взаимодействии инструментов. Поэтому предлагаемая автором комплексная модель (комплекс моделей) спроса и предложения денег (рынка денег), регулируемого инструментами денежно-кредитной политики, предполагает не обособление инструментов, а, напротив, их группировку по определенным признакам, установление взаимосвязи и взаимозависимости, а также отражение характерных особенностей и анализ действия инструментов.
В ходе денежно-кредитной политики регулируется, в первую очередь, спрос на деньги и/или предложение денег (денежная масса).
Главная цель современной денежно-кредитной политики — снижение инфляции3, поэтому денежно-кредитная политика является в определенной мере монетарной составляющей антиинфляционной политики.
Например, такой инструмент, как ставка рефинансирования: увеличение ставки повышает «цену» денег как ориентир для рыночных процентных ста-
3 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год // Деньги и кредит. — 2005. — №12. - С. 4.
Рис. 1. Потребительская инфляция (декабрь к декабрю предыдущего года) и ставка рефинансирования, %
<$ # а41 <$> ,<£ # О4 ,ок о4 Д & <$> ^ & & &
^ ^ ^ & * /
— Ставка рефинансирования — Потребительская инфляция
вок и при собственно рефинансировании в эмиссионном банке, что уменьшает спрос на деньги и, в какой-то степени, сдерживает инфляцию.
В 1991 г. потребительская инфляция в России составила 160 % при ставке рефинансирования 20 %. В 1992 г. Банк России увеличивал ставку дважды, по 30 % каждый раз: с 10 апреля — до 50 % и с 23 мая — до 80 % при гиперинфляции за год 2 510 % (индекс потребительских цен, соответственно, 2 610 %, т. е. цены увеличились в 26,1 раза). В 1993 г. ЦБ РФ 7 раз постепенно увеличивал ставку рефинансирования до 210 % с 15 октября (максимальная ставка в период рыночных реформ), год закончился с инфляцией 840 %. То есть Банк России с некоторым опозданием (что является проявлением непоследовательности его политики) задействовал ставку рефинансирования, как одновременно инструмент денежно-кредитной и антиинфляционной политики, в борьбе с гиперинфляцией; эти величины стали сопоставимы, хотя инфляция и превышала ставку в 4 раза. В 1994 г. ЦБ РФ 9 раз изменял ставку рефинансирования, уменьшая до 130 % с 23 августа, затем, вновь поднимая до 180 % с 17 ноября; инфляция в этом году составила 220 %. Соотношение потребительской инфляции и ставки рефинансирования Банка России, начиная с 1995 г. отражено на рис. 14).
4 www. сЬг. m/statistics/credit_ statistics. www. gks. ги
На графике видно, что в последующие годы происходило постепенное сближение значений потребительской инфляции и ставки рефинансирования. Однако уже в конце 1996 г. ставка в 2 раза превысила инфляцию за этот год. В 1998 г. (год дефолта) ставка изменялась 9 раз от минимальной 30 % до 150 % (последнее — на 9 дней — с 27 мая по 4 июня), в частности, вероятно, в попытке предотвратить инфляцию, которая и составила, по итогам года — 80 %. Начиная с 1999 г. ставка рефинансирования незначительно превышала годовую инфляцию (например, в 2005 г., соответственно, 13 % и 10,9 %), что, как правило, соответствует тенденциям денежно-кредитной и антиинфляционной политики развитых стран.
Вернемся к моделированию спроса и предложения денег.
Под регулируемой денежной массой предлагаем понимать денежную массу, регулируемую инструментом денежно-кредитной политики и реально обслуживающую экономику. То есть это денежная масса в обращении за вычетом «неработающих» компонентов: в частности, средств на счетах обязательных резервов, стерилизованных денег и др. К примеру, при депозитных операциях центрального банка денежная масса в обращении не изменится, а регулируемая сократится за счет стерилизации денег на депозитных счетах эмиссионного банка. Регулируемую инструментами денежно-кредитной
политики денежную массу (регулируемое предложение денег) на отчетную календарную дату п (подстрочный индекс «Р» в скобках для обозначения регулируемых, а «р» — относительно (частично) регулируемых в отчетном периоде сочленов) — М(р)п — предлагаем выразить формулой:
Мрп = М . + Эри — М .. =
(р)п п-1 (р) ст(р)п
Мп-1 + ЭМ0(Р)г + ЭбБ(Р) I + ЭбН (р) — Мст (р)п ,
(5)
где Мп1 — номинальная денежная масса на предыдущую отчетную дату п-1;
Э 1 — эмиссия (ремиссия) денег за отчетный период I, регулируемая инструментами денежно-кредитной политики;
М
— «неработающая» («замороженная»)
ст (р) п
денежная масса, в том числе стерилизуемая, деньги в фонде обязательного резервирования центрального банка и т. п., регулируемая инструментами денежно-кредитной политики;
ЭМ0(Р)1 — эмиссия (ремиссия) наличных денег агрегата М0 за отчетный период I, регулируемая инструментами денежно-кредитной политики;
ЭбБ(Р)1 — эмиссия (ремиссия) безналичных базовых денег (денег, эмитируемых центральным банком);
ЭбН(р)1 — эмиссия (ремиссия) безналичных небазовых денег (денег, выпускаемых в оборот коммерческими банками) за отчетный период I, частично регулируемая инструментами денежно-кредитной политики.
Регулируемое предложение денег на отчетную дату п представляет собой значимый параметр, так как центральный банк стремится, в частности, оптимизировать именно данную величину. Однако для сравнения со спросом на деньги больший интерес представляет регулируемое предложение денег за период (среднее), например, I — М (р)
М (р) , = Мп-1 + Э(р), — Мст (р) ,
Мп_, + Эм
+ Э6,
+
ЭбН(Р), Мст (р) Р (6)
ЭбБ(Р)! — средняя эмиссия (ремиссия) безналичных базовых денег;
ЭбН(Р)! — средняя эмиссия (ремиссия) безналичных небазовых денег за отчетный период I, частично регулируемая инструментами денежно-кредитной политики.
Предлагаем сформировать совокупную модель регулирования рынка денег (спроса и предложения денег) инструментами денежно-кредитной политики, отражающую действие инструментов, из формулы средней регулируемой денежной массы (регулируемого предложения денег) — 6, и формулы регулируемой денежной массы, необходимой для обращения (регулируемого спроса на деньги); последняя будет отличаться от модели денежной массы, необходимой для обращения (спроса на деньги) — 2 введением подстрочного индекса «р» для сочленов (переменных), относительно (частично) регулируемых соответствующими инструментами денежно-кредитной политики, а также предлагаемой автором формулы сопоставимости (приближения) регулируемых спроса и предложения денег (вместо классического уравнения равновесия на рынке денег: М( = Ма ):
М 1)1 = Мп1 + Эмо(Р)( + ЭбБ(Р)( + ЭбН(Р)1 - Мт
■Дп -Свпр( р
М
й(р), ■
М(р), ^ Мр),.
. р), + ПС(р), + ЗВП(р), '
О + С
ЧП(р), т %р(р),
V
( р),
(7)
1п-1 ' ЭМО(Р), 1 ЭбБ(Р),
где Э(р)1 — средняя эмиссия (ремиссия) денег за отчетный период I, регулируемая инструментами денежно-кредитной политики;
Мст р) I — средняя «неработающая» денежная масса за отчетный период I, регулируемая инструментами денежно-кредитной политики, в том числе стерилизуемая, деньги в фонде обязательного резервирования центрального банка и т. п., регулируемая инструментами денежно-кредитной политики;
ЭМо(Р)1 — средняя эмиссия (ремиссия) наличных денег агрегата М0 за отчетный период I, регулируемая инструментами денежно-кредитной политики;
Переменные (сочлены) уравнения среднего регулируемого предложения денег в отчетный период, кроме денежной массы на предыдущую дату (Мп1), регулируются инструментами денежно-кредитной политики в текущий период I с итогом на отчетную дату п. В частности, на эмиссию денег влияют (регулируют) инструменты эмиссионной формы согласно предлагаемой классификации, например рефинансирование, что отражается в изменении: объема и структуры денежной массы, объема кредитования экономики.
Стерилизация («замораживание») денежной массы (Мё(р)п) производится (регулируется) с помощью неэмиссионных инструментов денежно-кредитной политики, регулирующих денежное предложение, к примеру депозитные операции центрального банка.
Переменные (сочлены) уравнения регулируемого спроса на деньги в текущий (отчетный) период I регулируются инструментами денежно-кредитной политики, влияющими соответственно на денежный спрос.
На сумму цен реализованных товаров (Тщр))\ прочие суммы, не учитываемые в обороте (Свпр (
& & & & & & <$> <$> с^ с^ Jp Jp Jp
& ^ & Р # # & # #
—фактические темпы прироста М2; ^—ориентир (нижняя граница)
ориентир (верхняя граница);
Рис. 2. Прогнозные ориентиры и фактические темпы прироста денег М2 в России (месяц к месяцу предыдущего года, %)
прочие суммы обращающихся денег (Спр(р)), в какой-то мере влияют (регулируют — стимулируют повышение или снижение), например процентные ставки центрального банка, включая прямое их регулирование; валютные интервенции; экономические нормативы; методы организации налично-денежного обращения в России.
На сумму платежей, по которым наступил срок (ПС(,р)(); сумму взаимопогашаемых платежей (ЗШрр)); сумму отсроченных платежей (ОП(р)) влияет очередность платежей в России.
На скорость денежного оборота (V(р)) влияет большинство инструментов денежно-кредитной политики, в том числе та же очередность платежей в России.
На сумму передачи долгов (ДП) денежно-кредитная политика не оказывает существенного влияния.
Объединение уравнений спроса и предложения денег в одну комплексную модель (в частности, на краткосрочном интервале, когда п и I—внутригодо-вые величины) позволяет наглядно сопоставить эти величины и регулировать инструментами денежно-кредитной политики, сближая их (в идеальном варианте к равенству), что, в определенной мере, может определять эффективность денежно-кредитного регулирования.
Результативность денежно-кредитной политики в России в настоящее время, в частности, характеризуется сравнительным анализом прогнозного ориентира и фактических темпов прироста денежного предложения.
Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денег, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, в настоящее время — это ориентиры роста денежной базы в узком определении и ее компонентов, и агрегата М2 (для примера, рис. 25).
На графике отражены прогнозные ориентиры и фактические темпы прироста денежной массы М2 в России: в 2003 г. фактические темпы приближаются к верхней границе ориентира, в 2003 — 2004 гг. они очень далеки от прогноза, весной 2005 г. — в пределах «коридора», рядом с верхней границей ориентира. Последнее, в частности, связано с повышением верхнего ориентира до 32 %, а также расширением самого «коридора» с 6 до 12 % (нижняя граница в 2005 г. — 20 %).
Модель рынка денег, регулируемого инструментами денежно-кредитной политики, может быть использована в целях оптимизации денежного обращения и денежно-кредитного регулирования.
5 www. cbr. ru/statistics/credit_ statistics. Деньги и кредит, 2005. - № 12. - С. 11.