Научная статья на тему 'Деньги как средство управления'

Деньги как средство управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
585
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / ДОСТОЯНИЕ / ДЕНЬГИ / ИНФЛЯЦИЯ / ВАЛЮТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаров В. К., Голикова Е. И.

Рассмотрены вопросы государственного и межгосударственного управления посредством денег. При этом под государством понимается государство в широком смысле, близком к слову «страна», т.е. целостная социально-экономическая система. Исследованы способы передачи реального (т.е. не денежного) достояния в казенные единицы государства. Изложен новый взгляд на понятие инфляции и проведен анализ процесса добавления и изъятия денег. Проведен анализ валютных способов внешнего изъятия валютно-активным государством достояния валютно-пассивного государства и прослежено движение валютных денег в процессе такого изъятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деньги как средство управления»

ДЕНЬГИ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ

В. К. ЗАХАРОВ, доктор физико-математических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Московского государственного университета

им. М. В. Ломоносова Е. И. ГОЛИКОВА, кандидат экономических наук, доцент Институт повышения квалификации специалистов управления и финансов

Деньги как средство государственного управления

Государство. Жизнедеятельную среду человечества (на данный момент времени) можно обобщенно определить как совокупность, включающую: 1) природную среду Земли; 2) искусственную среду (как материальную, так и идеальную), созданную человечеством в процессе его жизнедеятельности. Человечество является частью природной среды. Любую часть этой жизнедеятельной среды будем далее называть достоянием. Под обществом (человеческим) будем далее понимать человечество в его жизнедеятельной среде как единую организационно-производственную жизнедеятельную систему.

некоторую дискретную (т. е. выделяющуюся, явно различимую) часть общества (обязательно включающую некоторую совокупность людей), взаимодействующую с жизнедеятельной средой, получая от нее объекты и отдавая ей продукты жизнедеятельности, и осуществляющую некоторые виды жизнедеятельности с помощью определенных средств жизнедеятельности будем называть жизнедеятельной единицей общества или единицей.

Государство в широком смысле, близком к слову «страна», является сложной организационно-производственной подсистемой общества, устроенной в виде совокупности основных систем, связанных друг с другом в единое целое и зависящих друг от друга так, что без каждой из этих систем государство существовать не может. Основными системами государства являются: содержательная, хранитель-

ная, обеспечительная, распорядительная и властная системы. каждая основная система производит достояние своего типа. Все основные системы связаны между собой потоками производимых достояний. При производстве соответствующего достояния каждая система использует некоторые из имеющихся в ней достояний.

Содержательная система включает жизнедеятельные единицы, осуществляющие аграрный, индустриальный и сервисный способы жизнедеятельности.

Хранительная система включает жизнедеятельные единицы, осуществляющие сбор, хранение и раздачу денег, драгоценных металлов и камней, стратегических запасов топлива и продуктов питания и т. п.

Обеспечительная система состоит из единиц, которые обеспечивают порядок, охрану, законность и пр.

совокупная распорядительная система состоит из единиц, которые ведают деятельностью содержательной, хранительной и обеспечительной систем.

Властная система включает единицы, которые осуществляют руководство совокупной распорядительной системой.

содержательная, хранительная и обеспечительная системы связаны с природной средой, внешней организованной средой, состоящей из зарубежных жизнедеятельных единиц и государств, и внутренней организованной средой, состоящей из неконтролируемых государством теневых или криминальных единиц государства.

содержательная, хранительная и обеспечительная системы разбиты на соответствующие уклады. совокупная распорядительная система разбита на соответствующие ведомства, ведающие этими укладами.

из указанного описания устройства государства следует, что основными институтами государственного управления являются: 1) все органы государственной власти, образующие властную систему; 2) все органы распорядительно-исполнительной власти, образующие совокупную распорядительную систему; 3) все хранительные органы, образующие хранительную систему; 4) все обеспечительные (силовые) органы, образующие обеспечительную систему.

Властная система и совокупная распорядительная система являются органами государственного управления. Хранительная система и обеспечительная система являются средствами государственного управления.

таким образом, государство представляет собой управляемую систему со следующими уровнями государственного управления: 1) властное управление осуществляет властная система по отношению к совокупной распорядительной системе; 2) ведомственное управление осуществляют ведомства распорядительных систем по отношению к соответствующим укладам содержательной, хранительной и обеспечительной систем; 3) регулирующее управление осуществляют указанные уклады по распоряжению соответствующих распорядительных ведомств.

Более подробно об устройстве и функционировании государства в широком смысле указано в работах О. В. Губаря, В. к. Захарова, Е. с. Половин-кина, А. д. Яшина [1, 2, 3].

содержательная система государства как самая большая является слабо структурированной и не иерархичной. Поэтому движение создаваемых содержательных достояний в ней может происходить «по горизонтали» путем обмена. Все остальные системы являются структурированными и иерархичными, поэтому движение создаваемых достояний в них происходит не «по горизонтали» путем обмена, а «по вертикали» путем приказа сверху и доклада снизу, т. е. принудительно, а не через обмен. достояния, которые производят обеспечительная, распорядительная и властная системы, не способны к законному непосредственному обмену с содержательным достоянием и друг с другом, т. е. не являются товаром.

Жизнедеятельную единицу государства естественно называть казенной, если она получает содер-

жательное достояние для своей жизнедеятельности посредством получения из хранительной системы хранительного достояния без условия возврата, т. е. не в долг. Жизнедеятельные единицы обеспечительной, распорядительной и властной систем преимущественно являются казенными. некоторые хранительные и содержательные единицы также являются казенными, например, многие содержательные единицы в ссср были казенными.

Поскольку достояния, которые производят обеспечительная, распорядительная и властная системы государства, не являются товаром, слаженное движение всех производимых в государстве достояний не может быть организовано «невидимой рукой рынка». Это слаженное движение организует властная система с помощью ряда способов, одним из которых является способ денежного изъятия части производимого содержательного достояния из содержательной системы и передачи его в казенные единицы государства.

Денежный способ. Поскольку деньги производятся хранительной системой, они являются хранительным достоянием. среди некоторых общих свойств такого достояния выделяются следующие: возможность его производства только значительными коллективными усилиями под руководством системы властных распорядителей, долговечность, сохранность, легкость перемещения, возможность концентрации в распоряжение системы властных распорядителей к некоторому моменту времени, обязательное наличие отличительных знаков, поставленных по распоряжению системы властных распорядителей.

В рамках приведенного ранее формального описания государства в широком смысле предполагаем, что система властных распорядителей утверждает несколько хранительных единиц — производителей денег и несколько распорядительных единиц — вводчиков денег и объявляет каждого производителя денег подведомственным определенным вводчикам денег.

При этом системой властных распорядителей вводится первая денежная институция, согласно которой деньги могут производить только утвержденные производители.

Отметим, что наряду с деньгами система властных распорядителей выделяет некоторые содержательные достояния, называемые эквивалентами денег.

например, деньгами могли служить вырубленные кусочки серебра или золота и затем отчеканенные, т. е. снабженные определенной, установленной системой властных распорядите-

лей, совокупностью опознавательных знаков. В этом случае серебро и золото как делимые металлы служили эквивалентом денег. Эквивалентами также могли быть пушнина, драгоценные камни, мед, соль, скот, зерно и т. п.

Предполагается, что значимость казенных единиц для системы властных распорядителей оценивается с помощью особых числовых показателей, выражаемых в виде дробных чисел, больших нуля, но меньших единицы и в сумме составляющих единицу. Эти показатели не всегда явны, но их всегда можно обнаружить и восстановить по косвенным признакам. В зависимости от текущей ситуации значение казенных систем, подсистем и единиц с точки зрения системы властных распорядителей меняется в достаточно широких пределах.

Предположим, что властная система хочет ввести новые деньги в различные подразделения государства. Принципиальная схема одного из возможных способов для этого может быть следующей. Властная система отдает соответствующие распоряжения вводчикам денег. Вводчики денег отдают распоряжения производителям денег, и те изготавливают некоторое количество денег. Затем сообщают об этом вводчикам и получают от них распоряжение передать новые деньги в некоторую хранительную подсистему. Хранительная подсистема сообщает о получении этих денег своему распорядительному ведомству, которое, в свою очередь, сообщает об этом системе властных распорядителей и получает от нее указание раздать деньги в количестве V(I), поступившие к моменту ^ в хранительную подсистему. распорядительное ведомство отдает в хранительную подсистему свое собственное распоряжение раздать сумму V (1) всем казенным единицам государства в относительных долях, определяемых именно описанными ранее показателями значимости, что указанная хранительная подсистема и выполняет.

Одновременно с вводом денег системой властных распорядителей вводится в государстве вторая денежная институция, согласно которой нужно сдавать часть налогов в хранительную систему только в виде денег или их эквивалентов.

Параллельно с описанным ранее процессом раздачи денег всем казенным единицам система властных распорядителей отдает также распоряжение ввести изготовленные деньги для использования самими содержательными единицами. Один из возможных способов для этого может быть таким. система властных распорядителей разрешает некоторым избранным вводчикам денег брать в долг

у хранительной подсистемы некоторое количество изготовленных и хранящихся в этой подсистеме номовых денег W (1), передавать их напрямую или через систему посредников содержательным единицам в долг с условием возврата с процентом р и затем вновь возвращать в эту хранительную подсистему, причем дополнительно с указанным процентом.

В этом случае общая сумма денежных налогов за год на все содержательные единицы устанавливается равной количеству новых номовых денег V (I), розданных всем казенным единицам минус количество новых номовых денег pW (1), равное процентной части от используемой избранными вводчиками суммы W(t1).

Все это делается только при условии наличия третьей денежной институции, согласно которой несдача указанных выше денежных налогов и невозврат указанных выше долгов с процентами карается обеспечительной системой государства.

При наличии всех трех денежных институций для сдачи указанных денежных налогов и возврата указанных денежных долгов с процентами содержательные единицы вынуждены обменивать свое содержательное достояние на деньги со всеми казенными единицами государства. При этом у содержательных единиц в большинстве случаев есть что обменивать, поскольку содержательная система постоянно пополняет свое реальное содержательное достояние первой необходимости за счет приходящего первичного достояния из природной среды. В результате такого вынужденного обмена практически все указанные деньги от казенных единиц и от избранных вводчиков постепенно перейдут к содержательным единицам и будут использованы ими для собственного взаимообмена своими достояниями. Затем в виде денежных налогов и денежных долгов с процентами эти деньги снова уйдут из содержательных единиц в хранительную систему, т. е. содержательные единицы отдадут напрямую в хранительную систему денежный налог в размере V— pW. Кроме того, они отдадут избранным вводчикам деньги в количестве W + pW, которые те передадут затем в хранительную систему. В итоге, в хранительную систему вернутся деньги в количестве (V— рШ) + (W + рШ) = V + W, в точности равном количеству ушедших денег из этой системы.

А казенные единицы получат нужное им содержательное достояние. Если указанные избранные вводчики денег являются казенными единицами, то они получают свою долю содержательного достояния согласно своему показателю значимости.

Если же избранные вводчики не являются казенными единицами, то вся описанная схема может быть дополнена следующим образом. система властных распорядителей разрешает указанным избранным вводчикам денег самостоятельно осуществлять изъятие необходимого им содержательного достояния из содержательной системы. Для этого избранные вводчики получают из хранительной подсистемы некоторое количество изготовленных и хранящихся в этой подсистеме денег V(t) без условия их возврата. При этом система властных распорядителей разрешает указанным вводчикам денег передавать указанное ранее денежное достояние Ж(t1) напрямую или через систему посредников содержательным единицам в долг с условием возврата не с процентом р, а с большим процентом р0> р, таким, что У0 = (р0 — р) Ж

В этом случае содержательные единицы отдадут избранным вводчикам деньги в количестве Ш+ р0 Ш= Ш + рШ + (р0—р) Ж При этом для этой отдачи первое дополнительное денежное достояние рШ эти единицы получат от казенных единиц, а второе дополнительное денежное достояние (р0 — р) Ш= У0 получат от вводчиков, передав и тем, и другим в «обмен» свое содержательное достояние. Затем избранные вводчики из полученной суммы передадут в хранительную систему деньги в количестве рЖ а собственную часть V0 оставят у себя.

В результате так же, как и казенные единицы, избранные вводчики тоже получат содержательное достояние, но в отличие от казенных единиц они еще и вернут себе деньги в количестве У0.

Далее описанный процесс будет повторяться на промежутке [0, t0'] по описанному ранее сценарию с годовым циклом.

Из всего сказанного следует, что описанный способ позволяет значительно упростить процесс распределения производимого в государстве содержательного достояния между различными подсистемами и единицами нома в соответствии с их показателями значимости. Краткое изложение этого способа распределения было опубликовано в статье О. В. Чубаря и В. К. Захарова [4].

Учет изменения значимости посредством денежной инфляции. Предположим, что относительная значимость некоторых единиц государства для властной системы изменилась. Как эту изменившуюся значимость отразить через денежную раздачу?

Можно при очередной раздаче денег явно уменьшить доли одних единиц и передать часть причитающихся им денег другим единицам. Но

такое действие может вызвать значительное недовольство «лишаемых» единиц. Поэтому существует также неявный способ изменения долей посредством денежной инфляции. При этом способе можно, не изменяя поступления во все остальные единицы государства, создать добавочное количество денег и передать его в соответствующих долях более значимым единицам. Эти добавленные деньги естественно называть также инфляционными (to inflate — надувать, вдувать). Однако в этом случае возникает дополнительная задача изъятия инфляционных денег для того, чтобы повторять изменяемую раздачу снова и снова.

Для решения этой задачи используются неявные способы изъятия добавленных денег: ценовой, акционный, переводной и др.

1. Ценовой способ. В основе регулируемого ценового механизма изъятия инфляционных денег лежит информационное взаимодействие между системой властных распорядителей и группой крупных производителей готовой продукции и поставщиков товаров, работ, услуг. При этом взаимодействии система властных распорядителей дает разрешение повысить цены и тарифы указанным производителям и поставщикам и определяет границы такого повышения. Это повышение цен имеет цепной характер по отношению к другим содержательным единицам. В результате цены в содержательной системе постепенно повышаются. После увеличения цен некоторые содержательные единицы соберут больше денег, чем могли бы собрать без такого увеличения. Указанное увеличение доходов некоторых содержательных единиц приведет к увеличению налоговых поступлений из содержательной системы в хранительную систему. Тем самым инфляционные номовые деньги будут изъяты через содержательную систему.

Возросшие цены на некоторые достояния могли бы привести к снижению доходов у многих единиц государства по сравнению с предыдущим периодом. Однако это возможное снижение полностью компенсируется у тех единиц, которым ранее были переданы дополнительные деньги, если увеличение цен произошло в указанных границах. Кроме того, за счет увеличения цен у указанных ранее производителей и поставщиков доходы даже могут вырасти.

2. Акционный способ. Акционный способ применим в случае, когда инфляционные деньги, дошедшие до конечного потребителя, уже достаточно велики, чтобы с избытком удовлетворить самые широкие первичные потребности в пище, бытовой

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

11

технике, услугах и прочее, но не так велики, чтобы на них приобретать квартиры, дома, машины, гаражи, земельные участки, усадьбы, предметы роскоши и пр. именно в этом случае у конечных потребителей возникает избыток свободных денег, которые они могут пустить на приобретение чего-то, что будет объявлено и распропагандировано как нечто очень ценное, прибыльное, престижное и пр. Таким ценным и прибыльным могут быть объявлены, например, некоторые ценные бумаги: либо первичные, такие как акции компаний, либо вторичные (деривативы).

Для того чтобы вменить эти «ценные» бумаги потребителю, создается система организаций, которая создает у потребителя необходимые представления о надежности как самих «ценных» бумаг, так и дохода с них. Более того, по этим ценным бумагам в первое время некоторым потребителям выплачивается даже небольшой доход, однако такой, чтобы суммарно он не возместил затраченные деньги.

Затем наступает время изъятия инфляционных денег. Некоторые финансовые игроки (и даже не очень крупные) начинают продавать ценные бумаги, подлежащие обесценению. Все это сопровождается оплаченной хранительной системой компанией в средствах массовой информации, призванной вызвать у владельцев ценных бумаг представление об их ненадежности, малоценности и пр. Некоторые владельцы, пытаясь избавиться от этих ценных бумаг, еще более уменьшают их продажную стоимость. В итоге этой активной кратковременной кампании продажный курс ценных бумаг снижается до необходимого запланированного хранительной системой уровня, а у населения создается устойчивое впечатление о ненадежности и неценности указанных «ценных» бумаг. Поэтому происходит массовое избавление держателей от этих ценных бумаг.

их скупают либо государственные организации, либо банки, либо соответствующие фонды. А деньги, уплаченные потребителями при первоначальной покупке этих ценных бумаг, либо остаются в руках организаций, получивших эти деньги в обмен на бумаги, либо перекочевывают в хранительную систему.

3. Обменный способ. Обменный способ осуществляется в связке с ценовым способом. Он применим в случае, когда в государстве Центральный банк осуществляет и контролирует обмен внутренних денег на деньги внешних государств, т. е. на валюту. При этом населению предоставляется возможность покупки за внутренние деньги

востребованных импортных товаров. В этом случае население начинает копить внутренние деньги для покупки этих товаров. Предположим, что в момент времени t1 для планируемой покупки товара х с ценой с (I) у некоторой хозяйствующей единицы имеется некоторое количество внутренних денег V (11), такое, что V (I) < с (I), т. е. пока недостаточное для этой покупки.

В некоторый момент времени I' > t1 избранные вводчики начинают резко понижать обменный курс своих денег, т. е. позволяют обменивать внутренние деньги на все меньшее количество валютных денег. В результате также резко цена востребованных импортных товаров начинает возрастать. Население, стремясь «спасти» свои номовые деньги, накопленные для приобретения указанных товаров, с некоторым опозданием начинает активно обменивать их на валюту по пониженному курсу. Пусть внутренние деньги в количестве V (I) обменены на валютные деньги в количестве w.

Затем в момент времени I" > I'обменный курс внутренних денег снова повышается. Население, вынужденное для покупки упомянутых товаров переводить свои валютные накопления во внутренние деньги, снова с запозданием осуществляет этот перевод. Пусть в некоторый момент времени t2 > 1" валютные деньги в количестве w обменены на внутренние деньги в количестве V (I). Чтобы оценить покупательную способность нового количества внутренних денег V (I), отметим, что за прошедшее время с момента t1 товар х приобретает другую цену с (I)

При этом во время понижения обменного курса внутренних денег скорость увеличения цен на востребованные импортные товары широкого потребления практически совпадает со скоростью понижения курса. Однако при обратном повышении обменного курса выросшие цены имеют тенденцию к необратимости, т. е. либо не уменьшаются вовсе, либо уменьшаются так, что скорость уменьшения цен значительно меньше скорости повышения обменного курса.

именно за счет эффекта необратимости цен описанный двойной туда-обратный перевод V (I) - w - V (I) происходит так, что практически всегда получается отдаляющее неравенство с (I) - V (I) > с (I) - V (I), которое означает, что денежная возможность покупки товара х в момент t2 уменьшилась по сравнению с моментом

из изложенного следуют выводы, что в результате описанного процесса хозяйствующая единица будет вынуждена потратить на покупку в будущем

товара х больше внутренних денег, чем это было необходимо в момент времени t1. В итоге некоторая дополнительная по сравнению с моментом времени t1 часть внутренних денег от населения перейдет либо к Центральному банку, либо сначала к импортерам, а затем от них через увеличившиеся налоговые поступления в хранительную систему, т. е. в обоих случаях будет изъята в казну.

Таким образом, учет изменения показателей значимости в государстве может осуществляться посредством денежной инфляции, т. е. посредством «вдувания» дополнительных денег, раздачи их соответствующим единицам и последующего изъятия у населения и возвращения их в хранительную систему.

При этом на следующем цикле властная система, чтобы не изменять установившиеся ценовые пропорции, вынуждена ввести столько же денег, сколько их было введено на предыдущем цикле. Если снова придется изменять показатели значимости, то снова будут «вдуты» дополнительные деньги. Это приводит в результате к постоянному увеличению количества денег в обороте, что постоянно наблюдается практически во всех государствах.

Отметим, что из изложенного следует, что инфляция, т. е. «вдувание» денег, имеет достаточно малое отношение к соотношению между количеством денег и количеством товаров, о чем неустанно говорит классическая и неоклассическая теория.

Деньги как средство межгосударственного управления

В первой части была описана невидимая роль денег в координации экономических и общественных интересов внутри государства. Эта роль объективно положительная, поскольку направлена, во-первых, на обеспечение внутренней устойчивости государства, а во-вторых, на обеспечение необходимой внутренней его изменчивости.

Во второй части будет рассмотрена невидимая роль денег в межгосударственных взаимоотношениях. В случае взаимоотношений двух и более государств роль денег становится уже двоякой: как положительной, так и отрицательной в зависимости от того, чьи деньги используются в этих отношениях.

Анализ показывает, что существует несколько типов управления одних государств экономической деятельностью других государств, при которых существенно, но в то же время достаточно незаметно используются деньги.

Здесь нас интересуют в основном способы управления, в результате которых происходит внешнее изъятие некоторого достояния одного государства в пользу другого государства посредством денег последнего. Будем именовать их валютными способами внешнего изъятия. При этом государство, чья валюта используется для внешнего изъятия, будем называть валютно-активным, а другое государство — валютно-пассивным.

Исследуя общемировую практику взаимоотношений, в ряде случаев в качестве примера валют-но-пассивного государства будет рассматриваться Российская Федерация.

Далее будут приведены некоторые способы внешнего изъятия: валютно-торговый, валютно-субсид-ный, валютно-инвестиционный, валютно-кредитный, валютно-раздаточный. Не исключено существование и других способов внешнего изъятия.

Валютно-торговый способ внешнего изъятия связан с торговлей между двумя государствами посредством валюты валютно-активного государства. суть этого способа состоит в следующем. содержательные единицы валютно-пассивного государства продают за границу некоторые достояния, например добытые полезные ископаемые, и получают за это иностранную валюту, которая аккумулируется в уполномоченных банках этого государства. Далее будет рассматриваться случай, когда внутригосударственные сделки возможно производить только с помощью внутренних денег. И потому содержательные единицы для совершения внутригосударственных сделок вынуждены продавать иностранную валюту на межбанковской валютной бирже и покупать внутренние деньги. При невозможности продать нужное количество иностранной валюты на бирже содержательные единицы вынуждены обращаться к Центробанку.

При наличии у него достаточного количества внутренних денег Центробанк покупает у содержательных единиц иностранную валюту за имеющиеся деньги. В случае недостаточного количества внутренних денег Центральный банк:

а) покупает за иностранную валюту ценные бумаги (например, акции и облигации) валютно-активного государства, которые в данный момент высоко котируются на фондовых биржах, и продает их содержательным единицам в обмен за их валюту;

б) «вводит в обращение» новое дополнительное количество внутренних денег и продает их упомянутым содержательным единицам в обмен за их валюту.

В первом случае в момент покупки ценных бумаг содержательные единицы фактически обменивают свою валюту на ценные бумаги, которые чувствительны к воздействиям мировой финансовой среды. Если под воздействием искусственно создаваемых (по нашему мнению) кризисных обстоятельств в мировой финансовой среде происходит обесценение приобретенных ценных бумаг, то содержательные единицы фактически теряют часть имевшейся у них валюты, иногда безвозвратно. Тем самым происходит частичный возврат валюты в ва-лютно-активное государство, которую оно вначале «потратило» на приобретение содержательного достояния валютно-пассивного государства.

Во втором случае ввод новых инфляционных (добавленных, «вдутых») денег в экономику приводит к необходимости для властной системы ва-лютно-пассивного государства применять меры для изъятия инфляционных денег из содержательной системы обратно в хранительную систему.

Валютно-субсидный способ внешнего изъятия состоит в том, что валютно-активное государство стимулирует некоторые свои содержательные единицы производить больше товаров на экспорт, для чего предоставляет им свои деньги на условиях беспроцентного возврата (т. е. дает субсидии). Товары продаются производителями экспортирующим содержательным единицам (экспортерам), которые доставляют их до границы валютно-пассивного государства. иногда производители и экспортеры совпадают в одном лице. Производители (экспортеры) с полученного при продаже дохода возвращают полученные ранее субсидии государству.

Экспортер находит в валютно-пассивном государстве содержательную единицу, согласную продавать местному населению доставленный товар на условиях передачи экспортеру части полученной торговой прибыли, причем в валютных деньгах, принимаемых экспортером.

При пересечении товаром границы экспортер уплачивает своему государству экспортную пошлину. В ряде случаев эта пошлина может отсутствовать. Получивший товар импортер уплачивает своему государству во внутренних деньгах импортную пошлину. После уплаты всех таможенных платежей цена импортного товара возрастает. Однако либо эта цена меньше средней цены на аналогичные производимые внутри государства товары, либо импортный товар превосходит внутренние товары по качеству.

По результатам совершенной сделки купли-продажи импортного товара и получения торгового

дохода во внутренних деньгах импортер внутри своего государства за полученный доход покупает валюту государства-экспортера и рассчитывается с экспортером за ввезенные товары, а также передает ему установленную заранее часть своей прибыли.

После получения экспортером своего торгового дохода от него в хранительную систему (казну) государства-экспортера поступают фискальные платежи за проданные на экспорт товары и за полученную прибыль. Так, в казну государства-экспортера возвращаются субсидии, а кроме этого приходят, во-первых, налоги с продажи произведенных товаров экспортерам, во-вторых, экспортные пошлины и, в-третьих, указанные ранее фискальные платежи. Последние три дополнительных слагаемых оказались возможными только в результате передачи импортером экспортеру части своей прибыли в валюте валютно-активного государства. А эта валюта могла оказаться в ва-лютно-пассивном государстве только в результате или уже произошедшей, или будущей продажи за валюту какого-либо внутреннего содержательного достояния. Таким образом, наряду с возвратом субсидии в валютно-активное государство происходит возврат дополнительного количества валюты и соответствующее ему внешнее изъятие внутреннего содержательного достояния.

Кроме того, продажа ввезенных импортных товаров на рынке государства-импортера приводит к снижению стимула для производства подобных товаров, и потому в нем производство подобных товаров постепенно сокращается. В результате в производственных отраслях освобождаются рабочие места, т. е. растет уровень безработицы. Некоторая часть безработных устремляется в ва-лютно-активное государство. Так, вдобавок кроме сокращения собственного производства из страны-импортера происходит утечка рабочей силы и «мозгов» [5, с. 116].

Валютно-инвестиционный способ внешнего изъятия проявляется в условиях открытости валютно-пассивного государства. В этих условиях государство впускает на свою территорию иностранный капитал, оцененный в валюте валютно-активного государства. В ходе исследования рассматривался только иностранный капитал, вложенный в уставной капитал организаций, созданных в валютно-пассивном государстве с участием иностранных инвесторов.

Вклад в уставной капитал может быть внесен непосредственно в валюте инвестора. Этот вклад разрешается вносить и иным имуществом, оценен-

ным как в валюте, так и во внутренних деньгах. В качестве имущества чаще всего вносится оборудование. Для привлечения указанных инвестиций в государстве иногда устанавливаются некоторые льготы для инвесторов.

При создании предприятий с участием иностранного капитала и вкладом в уставный капитал имущества (оборудования) последнее необходимо установить, наладить и запустить. Также необходимо обучить рабочих работать на нем и правильно его обслуживать. Кроме того, при эксплуатации оборудования постоянно требуются запасные части иностранного образца. Для осуществления всего перечисленного необходимо расплачиваться валютой, для приобретения которой государству постоянно необходимо продавать за рубеж свое содержательное достояние.

Далее, при работе предприятий с участием иностранного капитала расходуются тепло- и электроэнергия, вода, земля и другие материальные ресурсы. Это содержательное достояние, а также труд местных работников используются для создания прибыли, отчисляемой иностранным совладельцам и переводимой им за рубеж либо в виде валюты, либо в виде какого-либо ходового товара.

Валютно-кредитный способ внешнего изъятия состоит в том, что хранительная система валют-но-активного государства временно передает свои деньги избранным единицам валютно-пассивного государства на условиях возврата с процентами; передача денег, кроме того, обеспечивается залогом имущества единиц валютно-пассивного государства. В качестве такого имущества могут выступать только значимые для валютно-активного государства достояния валютно-пассивного государства.

Кредит в валюте берется для развития какого-либо вида деятельности в целях будущего возможного получения дохода при учете текущих мировых цен на производимые товары или услуги. Однако через некоторое время после взятия кредита происходит непредвиденное понижение мировых цен на данные товары или услуги. В этом случае указанные кредитованные единицы теряют возможность погашения основного долга и процентов по кредитному договору и вынуждены передать заложенное имущество в собственность кредитора, например иностранного банка.

Таким образом, из валютно-пассивного государства в результате «случайного» стечения обстоятельств (в результате т. н. конъюнктуры рынка) уходит в валютно-активное государство значимое достояние.

Валютно-раздаточный способ внешнего изъятия заключается в том, что валютно-активное государство временно раздает свои деньги избранным единицам валютно-пассивного государства на разных условиях их возвращения. Этот способ близок к денежному способу изъятия содержательного достояния внутри государства, описанному ранее. Его описание требует более точного и формального изложения.

Предположим, что валютно-активное государство хочет передать валютно-пассивному государству свою валюту в количестве Y, использовать ее для изъятия части его внутреннего содержательного достояния, а затем получить ее обратно с прибавкой на некоторый процент q, т. е. получить ее обратно в количестве Y + qY. Для обеспечения этого результата указанное государство передает свою валюту в большем количестве М, разделяя его на три части:

— часть X передается некоторым избранным единицам властной системы и другим избранным единицам этого государства на условии беспроцентного возврата;

— часть Y передается центральному банку этого государства для последующего введения в содержательную систему государства;

— часть Хо передается этому банку для собственного использования без условия возврата.

При такой передаче властная система валютно-пассивного государства берет на себя обязательство перед валютно-активным государством вернуть ему валюту в количестве Х+ Y + qY, а количество Хд оставить у центрального банка. Для этого разделение М на три части должно быть подчинено следующим двум соотношениям: X = qY и Хд = ^о — q) Y, где q — qo <1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предположим, что властная система валютно-пассивного государства и центральный банк «заинтересовывают» свои содержательные единицы взять у этого банка полученную им валюту в долг в количестве Yс условием отдачи с процентом qg.

Чтобы обеспечить выполнение поставленных целей, в валютно-пассивном государстве вводятся:

первая денежная институция, согласно которой подделка валюты карается законом;

вторая денежная институция, согласно которой неуплата внутренних долгов в валюте карается законом.

При наличии этих денежных институций для отдачи указанных валютных долговых процентов указанные ранее содержательные единицы вынуждены обменивать свое содержательное достояние

на валюту со всеми указанными выше избранными единицами государства, включая некоторые властные единицы и центральный банк. При этом у этих содержательных единиц в большинстве случаев есть что обменивать, поскольку содержательная система постоянно пополняет свое содержательное достояние за счет приходящего первичного достояния из природной среды. В результате такого вынужденного обмена практически все указанные переданные валютные деньги из избранных единиц и из центрального банка постепенно перейдут к взявшим взаймы содержательным единицам и будут использованы ими для собственной деятельности. Затем в виде валютных долгов с процентами эти валютные деньги снова перейдут от заимствовавших содержательных единиц к центральному банку. Более детально это выглядит следующим образом.

По истечении времени, на которое выданы заемные средства, содержательные единицы ва-лютно-пассивного государства должны вернуть центральному банку деньги в количестве Y + д^ = Y+ gY+ (д0 — д) Y. Поскольку дополнительного количества д^ у них нет, они вынуждены «обменивать» свое содержательное достояние на валютные деньги в количестве Х=дY, которые есть у избранных единиц, и на деньги в количестве Хд = (д0 — д) Y которые есть у центрального банка. Таким образом, в течение этого процесса из избранных единиц уходят валютные деньги в количестве X, а к ним приходит «равноценное» содержательное достояние N а из центрального банка уходят деньги в количестве Х0, а к нему приходит «равноценное» содержательное достояние И0.

В результате в конце процесса к центральному банку возвращаются деньги в количестве Y + д^= Y+Х+Х0. Затем от него в дававшее валюту в количестве М = Y+X+Х0 валютно-активное государство уходят деньги в возросшем количестве Y + дY = Y +Х. В итоге у самого центрального банка остаются валютные деньги в количестве Х0.

следуя конечной и главной цели описанной валютно-кредитной операции, избранные единицы валютно-пассивного государства передают кредитовавшему валютно-активному государству установленную заранее часть полученного ими внутреннего реального содержательного достояния N. Таким образом, они избавляются от полу-

ченных ими валютных денег, но взамен оставляют себе часть N — содержательного достояния N.

В отличие от них центральный банк получает реальное содержательное достояние N и, кроме того, оставляет себе валютные деньги в количестве Х0.

Примечание. Если д0 = д, то Х0 = 0, т. е. центральный банк никак особенно не «поощряется». В этом случае он получает свою долю из части N.

Таким образом, выход за пределы экономической сферы сосуществования и рассмотрение ее как одной из сфер жизнедеятельности целостной социально-экономической системы, позволил выделить и описать некоторые особые «невидимые» роли денег в государственном и межгосударственном управлении.

исследованы предположительные способы передачи реального (т. е. неденежного) содержательного достояния в казенные единицы государства. изложен новый взгляд на понятие инфляции и проведен анализ процесса добавления и изъятия инфляционных денег.

Проведен анализ некоторых валютных способов внешнего изъятия валютно-активным государством достояния валютно-пассивного государства и прослежено движение и возвращение валютных денег в процессе такого изъятия.

Список литературы

1. Губарь О. В., Захаров В. К. Номология как преодоление экономикоцентризма: монография / рГЭУ «риНХ». ростов-н-Д., 2006. — 160 с.

2. Захаров В. К., Половинкин Е. С., Яшин А. Д. Математическая модель государства: доклады Академии наук. 2007. Т. 413, № 2. с. 158 — 162.

3. Захаров В. К., Яшин А. Д. Архетипы государственного устроения и государственного управления. V Международная конференция «Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации»: материалы. Москва: МГУ, 2007. с. 289 — 296.

4. Губарь О. В., Захаров В. К. Об архетипе денежного оценивания значимости обращающихся достояний: ученые записки рГЭУ «риНХ». ростов-н-Д. , 2007. Вып. 13. с. 177 - 183.

5. Сутырина С. Ф. ВТО: механизм взаимодействия национальных экономик. Угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок. М. : Эксмо, 2008. 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.