ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Т.И. ТРОФИМОВА
кандидат экономических наук, доцент Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск
ДЕНЕЖНЫЕ ПЕРЕВОДЫ И МИГРАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Процессы глобализации способствовали более тесной интеграции стран и народов, сломали искусственные барьеры на пути потоков товаров, услуг, капиталов, знаний и людей. Эти явления кардинально изменили и характер миграционных связей, придали им совершенно новые формы, породили регулирующие их организации и институты. Интенсификация и значительное увеличение миграционных потоков привели к серьезным трансформациям в финансовой сфере. Современный этап формирования и развития трудовой миграции потребовал создания еще одного элемента финансовой инфраструктуры, который был бы в состоянии удовлетворить растущие потребности в переводе заработанных денег на родину. Новые подразделения мировой финансовой системы в настоящее время не только осуществляют международные денежные переводы трудовых мигрантов на родину, но и становятся инструментами экономического и социального развития многих стран, особенно это касается бедных и беднейших государств.
Важнейшим мотивом международной трудовой миграции, безусловно, является более высокий размер заработной платы, который позволяет содержать семью, повысить свой уровень благосостояния, удовлетворять растущие материальные и духовные потребности. В силу вышесказанного значение денежных переводов выехавших за рубеж трудовых мигрантов постоянно растет. Кроме того, эти переводы уже являются вторым по значимости финансовым потоком в развивающихся странах, после прямых иностранных инвестиций, и почти в 2 раза больше сумм, которые данные государства получают по официальным каналам в виде помощи1.
Как известно, количество мигрантов в мире с 1970 г. по настоящее время возросло более чем в 2 раза. Примерно 175 млн чел. (или около 3% населения земного шара) живут и трудятся в тех странах, которые не являются их родиной2.
Темпы роста мирового объема денежных переводов мигрантов весьма впечатляют. Например, по оценкам Всемирного банка, если денежные переводы мигрантов в 1970-х гг. определялись суммой лишь в 22 млрд дол., то с каждым последующим десятилетием их величина удваивалась3. В 2002 г. размеры денежных переводов составили 88 млрд дол.4, в 2003 г. они достигли почти 100 млрд дол., что на 20% выше показателей 2001 г.5
Такая динамика объемов денежных переводов мигрантов поставила новые задачи перед мировой финансовой системой, которая не смогла их решить. Ни страны-доноры, ни государства-реципиенты оказались не в состоянии «переварить» быстро возросшие денежные массы, предоставить недорогие надежные трансфертные каналы по перемещению этих средств, обеспечить возможность упрощенного доступа к ним иностранных работников. Финансовые операции, осуществляемые через банки, весьма сложны и достаточно формализованы для обычных пользователей, а для незначительных, небольших сумм тарифы переводов весьма высоки, если не сказать — разорительны, и не представляются рентабельными. Поэтому многие мигранты не в состоянии пользоваться официальными финансовыми системами. Они предпочитают сами перевозить наличные деньги во время периодических посещений родины, передают их с «оказией», т.е. со знакомыми, либо осуществляют переводы по неофициальным
© Т.И. Трофимова, 2008
каналам, которые моментально возникли и устремились в свободную экономическую нишу, как только появился на них спрос.
Роль денежных переводов мигрантов для развивающихся государств постоянно возрастает, особенно положительно это сказывается на экономиках Колумбии, Эквадора, Мексики, Бангладеш, Пакистана, Индии, а также стран Магриба. Страны — экспортеры рабочей силы получают выигрыш в виде прироста ВВП и национального дохода. Однако осуществление денежных переводов в обход официальных валютных каналов денежного обращения и платежных систем означает недополучение валютной выручки странами, усложнение прогнозирования финансовой ситуации на национальном уровне, расширение теневой экономики.
Г еография денежных переводов мигрантов весьма впечатляет: наибольший удельный вес в общем объеме переводов имеют страны Латинской Америки и Карибского бассейна (30%), затем следуют государства Южной Азии (20%), Ближнего Востока и Северной Африки (18%), Восточной Азии и Тихоокеанского региона (14%), Европы и Центральной Азии (13%), Южной Африки (5%)6.
Нужно подчеркнуть, что внутри отмеченных регионов получение переводов распределяется крайне неравномерно. В одном регионе на одну-две страны часто приходится более 50% всех переводов. Так, Индия распоряжается примерно 73% всех переводов, получаемых Южно-Азиатским регионом, из общего объема денежных переводов, посылаемых в Латиноамериканский регион, 34% направляется в Мексику, на Филиппины приходится 43% общей суммы переводов в Восточно-Азиатский и Тихоокеанский регионы. Причем переводы посылаются из множества одних стран и принимаются множеством других государств. К примеру, работающие в арабском нефтедобывающем районе мигранты из Индии, Пакистана, Египта и Турции посылают деньги домой почти из восьми стран7.
В настоящее время самые значительные в мире переводы денежных средств получают Индия и Мексика. Резко возросли размеры денежных переводов, направляемых в страны Латинской Америки и Карибского
бассейна. Мигранты из этих регионов, работающие в промышленно развитых странах, по данным Фонда многосторонних инвестиций, например, в 2002 г. переслали своим семьям 32 млрд дол., что на 17,6% больше, чем в предыдущем году. Согласно анализу Межамериканского банка развития, ежегодные темпы роста объемов денежных переводов мигрантов в Латинскую Америку составляют 7-10%. Предполагается, что к 2012 г. объемы денежных переводов в данный регион будут больше 70 млрд дол.8
Очень показательна роль денежных переводов мигрантов в целом для экономик некоторых стран. Так, Мексика является самой привлекательной страной Латинской Америки для прямых западных инвестиций — в связи с благоприятным инвестиционным климатом, низкой стоимостью рабочей силы и т.д. Однако в 2003 г. размеры сумм денежных переводов мигрантов превысили общую величину прямых западных инвестиций на 21%, а доходы от туристического бизнеса на 42%. Размеры данных переводов были эквивалентны доходу от 79,0% нефтяного экспорта, или соответствовали 2,2% ВВП. Еще более значительную роль эти средства играют в экономиках беднейших стран. Трудовые мигранты Тонга перевели суммы, превышающие 37% ВВП данной страны, Лесото — 26% ВВП. Поступления от трудовых мигрантов из Югославии, Ямайки, Албании, Никарагуа варьируются от 10 до 20% национального дохода9.
Анализ денежных переводов трудовых мигрантов из развивающихся стран показал, что их размеры составили 42,0% притока частных капиталов и 260,1% официальных потоков капитала. В беднейших странах величина денежных переводов трудовых мигрантов была больше прямых зарубежных инвестиций на 213,5%, частных — на 666,1% и официальных потоков капитала — на 120,6%10.
К странам, в которых мигранты предпочитают жить, работать и из которых отправляют на родину заработанные деньги, относятся США, Саудовская Аравия, Германия, Бельгия, Швейцария. Именно оттуда они ежегодно отправляют самые крупные суммы денежных переводов.
В настоящее время Россия стала одной из крупнейших держав по приему мигран-
тов. По оценкам ООН, сегодня в Российской Федерации официально проживают около 13 млн международных мигрантов11, она занимает второе место в мире по этому показателю после США. По данным официальной статистики, в 2003 г. в России было зарегистрировано около 375 тыс. мигрантов, из них 75 тыс. чел. из Украины, 50 тыс. чел. из Китая. Но исследования Международной организации по миграции, впервые проведенные в том же году, показали, что только из Китая в нашей стране проживало около 400 тыс. мигрантов. Выявленные несоответствия демонстрируют, с одной стороны, несовершенство сложившейся в России системы учета трудовых мигрантов и контроля над их въездом и выездом, а с другой — чрезвычайное распространение нелегальной миграции, особенно это касается приезжих из стран СНГ, Юго-Восточной Азии и других государств.
Министр финансов России на встрече глав финансовых ведомств «большой восьмерки», прошедшей во Флориде в феврале 2004 г., подчеркнул, что значительная часть денежных переводов рабочих-мигрантов направлена в основном в страны ближнего зарубежья. Так, сумма переводов из России в Грузию составляет 25% ВВП этой страны, а у Молдавии этот показатель еще выше — 30%12. Заместитель министра иностранных дел России Ю. Федоров на экономическом форуме ОБСЕ в Праге в мае 2005 г. заявил, что находящиеся в России мигранты только по официальным каналам ежегодно переводят на родину 12-15 млрд дол.13 Эти показатели имеют тенденцию к росту. В 2006 г. на 86% по сравнению с 2005 г. увеличился объем денежных переводов физических лиц из России, 90% из них по-прежнему предназначалось получателям в странах СНГ. Средняя сумма одного денежного перевода составила 546 дол. (увеличилась на 19%). По объему переводов из России, полученных через различные платежные системы, лидирует Узбекистан (16,7%), затем идут Таджикистан (15,9%), Украина (15,4%), Армения (10,1%), Молдавия (8,7%)14.
Общеизвестно, что величина переводов, проходящих по официальным каналам, значительно меньше тех средств, которые
перемещаются по неофициальным каналам. Определить размеры неофициальных переводов весьма сложно. В настоящее время имеются самые различные методы их оценки в общем объеме переводов. По одному подходу, неофициальные переводы определяются суммой в 15 млрд дол.15 Согласно другому подходу, базирующемуся на данных ООН, более 40% мирового объема денежных переводов движется по неофициальным каналам16.
В современных условиях все функционирующие системы денежных переводов делятся на официальные и неофициальные. К официальным относятся мировые, региональные и локальные платежные системы, банки, почтовые ведомства, небанковские микрофинансовые организации, а также другие субъекты рынка, имеющие право в соответствии с национальным законодательством конкретной страны совершать финансовые операции по переводу денег.
Самыми известными глобальными системами денежных переводов являются Western Union и Money Gram. Western Union (WU) представлена в этом секторе мирового финансового рынка уже более 150 лет, является одной из самых старых и надежных систем перевода денег, осуществления операций и между физическими, и между юридическими лицами. При этом в России, где в 123 городах находится 2,5 тыс. пунктов WU, этой фирмой переводы с участием юридических лиц не производятся17.
Второй по значимости системой переводов является Money Gram (MG), которая располагает 60 тыс. офисов в 160 странах мира. Данная компания была организована «American Express» как дочернее предприятие, осуществляющее срочные денежные переводы без открытия банковского счета, в 1940 г. в США в Миннеаполисе. До 1998 г. MG являлась самостоятельной компанией и котировалась на Нью-Йоркской бирже, но позднее была полностью выкуплена Viad Corp. и Travelers Express Company Inc. Последняя представляет собой одну из крупнейших в мире процессинговых компаний, совершающую 775 млн финансовых трансакций в год с оборотом 120 млрд дол.18
С точки зрения потребителей, наиболее важными преимуществами данных систем
являются их надежность и высокий уровень доверия клиентов, скорость переводов, простота операций. Для проведения операций по отправке и получению денег не нужно открывать счет в банке. Однако клиентов отнюдь не привлекают пользоваться услугами этих систем высокая стоимость денежных переводов (до 20% суммы переводимых средств), ограниченная досягаемость (в случае отсутствия адекватно развитой инфраструктуры перевод нельзя не только получить, но и отправить).
Негативные черты официальных систем перевода денег отталкивают потенциальных клиентов, а их ниши занимают неофициальные каналы. Более 40% мирового объема денежных переводов проходит через неофициальные системы. По некоторым оценкам, 46% мексиканских переводов просто передается из рук в руки19, а во многих африканских странах только около 50% переводов осуществляется через официальные каналы20. Из Японии 70% тайских и филиппинских рабочих отправляют деньги домой с помощью неофициальных систем денежных переводов. В конце 1990-х гг. японская полиция раскрыла сеть незаконных финансовых организаций, перевозивших с нарушением закона до 176 млрд иен (1,48 млрд дол.) в Китай, Таиланд, Южную Корею, Иран, Тайвань, Мьянму и Непал21. В Непале неофициальные денежные потоки и переводы в натурально-вещественной форме (потребительские товары и машины) в 10 раз превосходят официальные потоки22. Данные неофициальные системы денежных переводов существуют в мире под различными названиями: фей-чиен (Китай), падала (Филиппины), хунди (Пакистан), хуи-куан (Гонконг), ксавилаад (Сомали), фей-кван (Таиланд), хавала или хунди и др. Они функционируют практически всюду — от развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки до тех государств Европы, а также таких стран, как США, Австралия, где давно установились развитые финансовые системы.
Считается, что неофициальные системы денежных переводов возникли в Азии задолго до того, как западные финансовые инвесторы наладили свою деятельность на Востоке. Наиболее распространенной
системой такого рода переводов является хавала. В арабской банковской терминологии «хавала» означает «передача», «перевод», «доверие». Хавала отражает личные связи между участниками сделки и ее доверительный характер. Эти сделки не регистрируются в банковских и финансовых учреждениях.
Имея достаточно длительную историю, в современном своем состоянии данная система сформировалась в 1960-1970-е гг. В тот период бурно развивалась контрабанда золота в Южную Азию. Контрабандисты, переправляя золото из Дубая и Абу-Даби в Южную Азию, применяли оригинальный способ оплаты за него — посредством денежных переводов трудовых мигрантов — индусов и пакистанцев, работавших в странах Персидского залива.
Представители хавалы осуществляют сделки с помощью электронной почты и факсов. Функционируя неофициально, они не платят налоги, не контролируются извне, действуют с большей скоростью, чем даже банковские автоматы. Механизм хавалы выглядит следующим образом. Например, индийский мигрант в Саудовской Аравии платит определенный процент от пересылаемой суммы оператору хавалы (хаваладару), находящемуся в стране пребывания мигранта. Представитель хавалы связывается с сотрудником данной системы в другой стране и называет ему в Индии имя получателя и определенный код. Как правило, код представляет собой порядок цифр на купюре23. Перевод мигранта будет доставлен в течение суток в определенную индийскую деревню, и, чтобы его получить, потребуется лишь назвать соответствующий код.
Операторы хавалы могут проводить самые различные операции. Часто в развивающихся странах существуют жесткие законы о регулировании валютных операций и контроле за вывозом капитала. Поэтому операции хавалы могут использоваться для преодоления этих барьеров: для инвестирования, оплаты расходов на путешествия, образование и медицину. Причем в связи с какими-либо возникающими новыми обязательствами часть операций могут выполнять посредники, которые на базе многоуровневых сделок в официальном секторе бан-
ковских расчетов, внешней торговли, рынка недвижимости и ценных бумаг решат финансовые проблемы.
В современных условиях в целой группе стран почти не развита официальная финансовая сфера, поэтому хавала используется настолько широко, что без нее фактически невозможно продвигать серьезные проекты в области экономики и финансов.
Европейская комиссия, финансируя определенные программы помощи африканским и азиатским странам, вынуждена пользоваться неофициальными сетями24, так как других просто не существует. На конференции, посвященной проблемам хавалы, говорилось, что даже секретные службы, официальные мировые финансовые институты, а также полиция используют неофициальную систему хавалы для пересылки денег в Афганистан25. Одним из последствий гражданской войны в Сомали, кроме огромной вынужденной миграции, было также разрушение финансовых институтов страны. Соответственно, появился спрос на адекватную финансовую систему с глобальной досягаемостью. Предполагается, что через систему хавалы в среднем за год между США и Сомали перемещается от 400 до 800 млн дол. Известные западные компании используют хавалада-ров при заключении сделок в тех районах, где отсутствует сколько-нибудь развитая финансовая система западного типа. В определенных странах хавала не только обслуживает мигрантов, но и применяется почти как официальная финансовая система. Особенно это присуще сельским районам. Так, еще в 1980-е гг. до 70% всех кредитов в Пакистане было выдано неофициальным сектором, из них 80% — кредиты в сельском хозяйстве26.
Примечания
1 Two current issues facing developing countries / / World economic outlook, IMF. 2005. Apr. P. 69, 71.
2 UN international migration report. N. Y., 2002. ST / ESA / SER. A / 220.
3 Buch C.M., Kuckelenz A., Le Manches M.-H. Worker remittances and capital flows // Kiel working paper. 2002. June. Nr. 1130.
4 Walmsley T., Winters L. An analysis of the removal of restructions on the temporary movement of natural persons. Mimeo, 2002; см.: Winters L. The economic implications of liberalising mode 4 trade // The movement of natural persons (MODE 4) under the GATS: The joint WTO-World bank symposium. Geneva, 2002. Р. 1.
5 Two current issues facing developing countries.
6 Orozco M. Worker remittances in an international scope. Washington, 2003. Р. 3.
7 Two current issues facing developing countries.
8 Rogers A. Latin America: contrasting fortunes in a region dependent on remittances // http://www. transcomm.ox.ac.uk/traces/issue17.htm.
9 Глущенко Г. Инновационные методы привлечения денежных переводов мигрантов в официальный финансовый сектор // Вопросы экономики. 2005. № 7. C. 52.
10 Ratha D. Workers' remittances: an important and stable source of external development finance // Global development finance. 2003. P. 160.
11 United nations. 2002: International migration report. N. Y., 2002. ST / ESA / SER. A / 220.
12 http://www.izvestia.ru/economic/article44077.
htm.
13 Газета.ш. 2005. 24 мая.
14 Зыкова Т. Перевод на СНГовский // Российская газета. 2007. 10 июля. С. 5.
15 Special report: diasporas. A world of exiles // The economist. 2003. Jan. 4. Р. 25-27.
16 Глущенко Г. Инновационные методы привлечения денежных переводов мигрантов в официальный финансовый сектор.
17 Migration news. 2004. Vol. 11, nr. 1// http:// imigration.ucdavis.edu/mn/apr_2003-08.html.
18 Глущенко Г.И. Денежные переводы мигрантов — фактор инновационного развития мировой финансовой инфраструктуры // Вопросы статистики. 2004. № 8. С. 38.
19 Lowell B., De La Carza R. The developmental role of remittances in U.S.: Latino communities and in Latin American countries. Washington, 2000.
20 Mohan G. Diaspora and development // Development and displacement. Open university press, 2002. P. 77-139.
21 Rogers A. Remittances and underground banking in Asian economies // http://www.transcomm.ox.ac. uk/traces/issue6.htm.
22 Report and conclusions. International conference on migrant remittances: Development impact, opportunities for the financial sector and future prospects. L., 2003.
23 Christian science monitor. 2001. July 13.
24 EIU Views wire. 2001. Nov. 12.
25 Carvalho S. Meet highlights the need to regulate, but not ban. Hawala // Gulf news. 2002. May 23.
26 Beate Reszat (2002). Hawala // http://www. hwwa.de /Projects /IaD_Programmes /IDSPs/ Asia_ Gateway/Hawala.htm.