СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНЕ
ИРАХОВА Ф.К
ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ДОСТУПНОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
Рассматривается динамика денежных доходов населения в целом по региону и источники их поступления, рассчитан необходимый размер доходов для обеспечения потребностей семьи в приобретении продуктов питания, отмечается большой разрыв денежных доходов между различными категориями людей, указываются конкретные пути по поддержке малоимущего населения, подчеркиваются особенности питания людей в зависимости от денежных доходов, предлагаются варианты перераспределения доходов населения внутрирегионамежду богатой и бедной категориямилюдей за счет изменения ставки подоходного налога, снижения цен на социально значимые продукты и снижение неоправдованного повышения тарифов на денежные доходы бедной категории населения.
IRAHOVA Е1
INCOMES OF THE POPULATION AS A MAJOR FACTOR THE
AVAILABILITY OF FOOD
The dynamics of incomes in the general population of the region and their sources of income, calculate the required size revenue to meet the needs of the family to purchase food, there is a large gap incomes among different categories of people, identifies specific ways to support the poor, highlighting the feeding habits people depending on cash income, are offered options for redistributing income within the region between the rich and poor categories of people due to changes in income tax rates, lower prices for socially significant products and reducing don't justified tariff increases on cash incomes of the poor population.
Ключевые слова: реальные денежные доходы населения, уровень жизни, социально-политический взрыв, качество жизни, бюджет, заработная плата, непродовольственные расходы.
Keywords: real incomes of the population, living standards, socio-political explosion, quality of life, budget, wages, non-food items.
Продовольственное обеспечение населения регионов и в целом страны зависит не только от их наличия на рынках и в розничной торговле, но и от возможностей населения, имеется в виду денежные доходы для их приобретения.
За последние пять лет (2006-2010 гг.) среднедушевые денежные доходы населения в абсолютных цифрах выросли в 2,2 раза. Поскольку одновременно поднялись цены на продукты питания, а также затраты на жилищно-коммунальные услуги, реальная заработная плата увеличилась за этот период незначительно - 20%.
Для иллюстрации этого процесса рассмотрим размер и структуру денежных доходов населения РД^_за ряд лет.
Таблица 1.
Размер и структура денежных доходов населения Республики Дагестан
(2006-2010 гг.)
Показатели 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2010г.
млн. % тыс. % тыс. % тыс. руб. % тыс. руб. % в % к
руб. руб. руб. 2006г.
Денежные доходы на-
селения, всего 19907,6 100,0 25603,0 100,0 35513,2 100,0 428290 100,0 434500 100,0 218,3
В том числе:
Заработная плата 2654800 13,3 3511200 13,7 4393800 12,3 5299000 12,3 5474700 12,6 206,2
Доходы от предприни- 5250 0,02 6120 0,02 8070 0,02 9730 0,02 8670 0,02 165,1
мательства
Доходы от индивиду- 10630658 53,4 1364699 53,3 19354966 54,5 23341805 54,5 24027850 55,3 226,1
альной деятельности
(ЛПХ, ООО и КФХ)
Социальные выплаты 2070390 10,4 2585903 10,1 3480342 9,8 4197242 9,8 4388450 10,1 211,9
Прочие 4558840 22,9 5863087 22,9 8310205 23,4 1002198 23,4 9732800 22,4 213,5
Среднедушевые де- 7656 - 7981,4 - 10962,0 - 13798,5 - 14723 - 192,3
нежные доходы насе-
ления в руб.
Источник: территориальный орган по статистике.
Наиболее высокий рост доходов за этот период достигнут по статье «Доходы от индивидуальной деятельности» (в 2,3 раза). Несколько медленнее растут доходы по заработной плате, что объясняется сокращением бюджетных штатов в связи с мировым финансовым кризисом. Почти на одном уровне находится доля доходов по социальным выплатам (9-10%). При этом наблюдается значительная дифференциация доходов населения внутри региона по муниципальным образованиям. Так, например, среднедушевые денежные доходы населения в целом по республике, по данным 2010 года, составляют 14723 руб., тогда как у населения горных районов она едва превышает 6500 руб.
Главной статьей дохода населения республики является индивидуальная деятельность и составляет по годам 50-55% от общих доходов. Для сельского населения - это доходы, получаемые от ЛПХ, КФХ, ООО, а для городского - это работа в сфере бюджетных организаций, строительства, торговли и обслуживающих отраслей.
Анализ денежных доходов населения в различных отраслях народного хозяйства показал, что имеется большой разрыв в доходах работников этих сфер. Так, например, среднемесячная заработная плата работников газовой отрасли колеблется в пределах 30-35 тыс. руб., тогда как у рабочих, занятых
1 Источник: Статистические данные территориального органа по статистике РД (2010г.)
в сельском хозяйстве, она не превышает 4-5 тыс.руб. Такой большой разрыв в оплате труда различных категорий людей в пределах одного региона не может не вызвать социальную напряженность в обществе и недовольство политикой правительства.
Для выявления степени экономической доступности продовольствия для населения нами рассчитан размер необходимого дохода семьи, состоящей из 3 человек. С учетом перечня продуктов, входящих в продовольственную корзину, и их стоимости по рыночным ценам, эта сумма составляет в расчете на одного человека в месяц 4559 руб. Если к этому добавить еще 35% на другие непродовольственные расходы семьи (1596 руб.), то общая сумма необходимого дохода семьи вырастит до 18463 руб.
По данным 2010 года, более 60% населения в республике не имеют такого дохода, а следовательно, даже при наличии продовольствия на рынке они не могут обеспечить свои потребности в продуктах питания в необходимом объеме.
Таким образом, уровень жизни и реальные денежные доходы населения зависят от трех главных факторов, которые представлены в виде следующей схемы.
-♦- Денежные доходы -т- Розничные цены
-И- Тарифы по жилищно-коммунальным услугам
Рис. 1. Динамика роста денежных доходов и розничных цен на основные продукты питания и тарифы жилищно-коммунальные услуги.
Среднедушевые доходы населения за последние пять лет (2005-2010гг) выросли в 2,1 раза, а цены на продукты питания в 1,7 раза. Поскольку затраты на жилищно-коммунальные услуги также увеличились за этот период более в 2 раза, реальная заработная плата населения выросла незначительно-20% или 4 % в расчете на 1 год.
Более глубокий анализ денежных доходов населения показал, что, несмотря на некоторые позитивные изменения в этих вопросах, значительная часть населения республики находится за чертой прожиточного минимума.
Таблица 2.
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного мини_мума_
Показатели 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Численность населения с денежными 1772,1 629,9 393,8 366,6 285,1 249,2 240,0
доходами ниже прожиточного мини-
мума, тыс. чел.
в % от общей численности населения 71,9 23,9 14,9 13,7 10,6 9,1 9,1
в% к предыдущему году 109,2 80,5 62,5 93,1 77,8 87,4 87,0
Источник: территориальный орган по статистике
По данным Республиканского органа по статистике, в 2000 году более 71% населения имели среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума, в дальнейшем эта категория людей сокращается, а в 2010 году доля данной группы населения составляла всего 9,1%. Такие положительные результаты достигнуты благодаря, с одной стороны, периодическому повышению заработной платы работников бюджетной сферы, а также пенсий и пособий и, с другой стороны, успехами значительной части населения в коммерческой и домашней деятельности.
Особенно большую тревогу как в политическом, так и в социально-экономическом плане вызывает большой разрыв денежных доходов между различными категориями людей.
По официальным данным, в Республике Дагестан разрыв денежных доходов между богатым и бедным населением составляет 1:16. Если государство в ближайшие годы теми или иными мерами не сократит этот разрыв, хотя бы на первом этапе 1:5,это может вызвать серьезные последствия, вплоть до социально-политических взрывов. Вариантов решения этой проблемы много, но государство должно выбрать наиболее эффективный и менее болезненный вариант для общества.
Расчеты показали: более 10% населения республики не может удовлетворять свои потребности в продуктах питания, входящих в месячную продовольственную корзину. Кроме низкого уровня доходов основной массы населения главная причина этого - высокие цены на продукты питания, в сравнении с фактическими доходами населения. Это особенно остро проявляется в последние месяцы. Так, например, за девять месяце 2010 года цены на основные виды продуктов питания выросли: по зерну на 40%, молоку - 17%, яйцу - 37,5 %, мясу - 23% и т.д. За этот же период цены на коммунальные услуги выросли в среднем на 20% .
При исследовании данной проблемы мы заметили особенность расходования семейного бюджета на питание различными группами людей. Так, например, семьи, у которых среднедушевой доход составляет менее 5 тыс. рублей в месяц, более 75% средств расходуют на питание, а с повышением доходов доля этих затрат резко сокращается. Это означает, что у малоимущей категории населения почти ничего не остается на другие житейские нужды, что прямо влияет на качество жизни людей.
В мировой практике существуют различные способы перераспределения доходов населения внутри страны: фиксация доходов малоимущего населения за счет бюджета, прямая надбавка к семейному доходу, кредитно-налоговые льготы и т.д.
По нашему мнению, в условиях республики мы считаем наиболее доступными и не требующими больших реформ следующие конкретные меры по поддержке малоимущего населения:
❖ в целях повышения доходов бедной категории населения, особенно пенсионеров и инвалидов, предлагается, по опыту КНР, полностью освободить от налогов население, которое имеет доход на душу менее 6 тыс.руб.. Эта категория составляет в Республике Дагестан 280 тыс. человек.
Обобщая опыт КНР и ряда государств ЕС, предлагаются следующие ставки подоходных налогов в зависимости от размера дохода населения. Месячный доход Процентные ставки
на душу населения подоходного налога до 6 тыс.руб. 0,0
6,1-15 тыс.руб. 5,0
При такой дифференциации налогообложения населения общий размер налоговых поступлений в бюджет не уменьшится, а, наоборот, значительно возрастет, зато несколько сократится разрыв доходов между богатыми и бедными слоями населения;
❖ вторым важным резервом материальной поддержки малоимущего населения является снижение цен на социально значимые продукты питания (хлеб, молоко, масло, мясо, яйцо). Для решения этой проблемы государство должно изыскать средства, в том числе используя государственные резервы продовольствия, для снижения цен на продовольственных рынках. Можно также изучить вопрос о переводе особо нуждающейся категории населения на карточную систему по наиболее важным продуктам питания. Для повышения денежных доходов малоимущего населения следует учитывать и влияние других факторов. Негативное влияние на уровень доходов населения оказывает произвольное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги и проезд на транспорте. Работники этой сферы стараются обосновывать повышение тарифов ссылками на рыночные законы, то есть необходимостью возмещения фактических затрат на эти услуги. Но при этом сознательно умалчивают о внутрипроизводственных резервах этих организаций для поднятия эффективности производства без повышения цен. Всем известно, что эти ведомства скрывают свою прибыль от общества, получаемую от реализации своих услуг.
Очень неясно выражает свое отношение к этим проблемам и правительство страны и его орган на местах, хотя хорошо знают, что к этим ценам
15,1-30 тыс.руб. 30,0-45 тыс.руб. свыше 45,0 тыс.руб.
10,0 15,0 20,0
и тарифам привязаны доходы населения, что это непосредственно влияет на уровень жизни людей, особенно малоимущих семей.
Правительство периодически декларирует обществу о повышении заработной платы, пенсий и пособий и других доходов населения. При этом старается не заметить или косвенно отмечает те факторы, которые влияют на реальные доходы населения.
Простой опрос населения, посещающего продовольственные рынки и магазины (250 человек, анкеты прилагаются), показал, что при покупке продуктов питания главным фактором является доступность товара, исходя из семейного бюджета, а не то, что хочется с учетом потребностей организма. Только 25% опрошенных считают, что при покупке продовольственных товаров учитывается качество продукции и его полезность для организма.
Анализ опрошенных данных также показал, что в группе семей с доходами на человека до 4500 руб. в месяц 60% респондентов ответили, что мясо потребляется лишь эпизодически, также в ограниченном количестве используются такие полезные продукты для здоровья, как молоко и молочные изделия, рыба и овощи. И в то же время для пополнения суточного рациона регулярно потребляются более дешевые продукты: хлеб, картофель, мучные изделия, крупы и другие продукты. И как результат питательная ценность суточного рациона составляет-1200-1700 ккал. при норме 2500-2700 ккал.. Такое положение с питанием значительной части населения республики не может вызвать серьезной тревоги для общества.
Ситуация в этой сфере особенно осложнилась в последние месяцы в связи с пожарами и засухой на значительной части территории России. На прилавках магазинов лежит большое количество продовольственных товаров, доставляемых из дальнего зарубежья (Италия, Англия, Франция, Корея, Китай), соответственно с учетом транспортных издержек цены на них велики и эти продукты недоступны для большей части населения.
_Литература_
1. Архипов А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики, 1994, №12.
2. Горелова Н.А. Политика доходов и качества жизни населения. - М., СПБ, 2003.
3. Корнилов М.Я., Оболенцев И.А. Продовольственная безопасность России. - М., ОАО «Московская типография», 2006.
4. Костомахин И. Сельское хозяйство России нуждается в государственном регулировании. - М., 2004.
5. Омаров Л.О. и др. Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий республики Дагестан, ООО «Формат». - Махачкала 2009.
6. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. - Махачкала, 2010.