5.6.1. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ)
NATIONAL HISTORY
УДК 93/94 ГРНТИ 03.23.55 EDN: RFDGQJ
DOI: 10.33693/2658-4654-2024-6-3-100-109
Денежное обращение в СССР в период между реформами 1947 и 1961 гг.
©Баканов Сергей Алексеевич
Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье содержится анализ денежного обращения СССР в послевоенный период и дается оценка причин, условий проведения и последствий денежных реформ денежных реформ 1947 и 1961 гг. Указывается на их принципиальное различие и анализируются общие черты, выявившиеся входе проведения. Представлены результаты реформ в экономике и социальной политике страны. Статья является научным ответом на интерес общественности к советской экономической истории, проявившийся в последние годы и необходимостью использования наработанного предыдущими поколениями позитивного опыта в проведении директивными органами государственной экономической и финансовой политики.
Ключевые слова: СССР, эконмическая политика, денежное обращение, советские финансы, государственное планирование, денежная эмиссия, денежные реформы 1947 и 1961 гг.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Баканов С. А. Денежное обращение в СССР в период между реформами 1947 и 1961 гг.// История и современное мировоззрение. 2024. Т. 6. № 3. С. 100-109. DOI: 10.33693/2658-
4654-2024-6-3-100-109. EDN: RFDGQJ
^_)
DOI: 10.33693/2658-4654-2024-6-3-100-109
Monetary Circulation
in the USSR in the Period between
the Reforms of 1947 and 1961
©Sergei A. Bakanov
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russian Federation e-mail: [email protected]
Abstract.The article contains an analysis of the monetary circulation of the USSR in the post-war period and gives an assessment of the causes, conditions for the implementation and consequences of monetary reforms of 1947 and 1961. Their fundamental differences are indicated and the common features that emerged during the implementation are analyzed. The results of reforms in the economy and social policy of the country are presented. The article is a scientific response to the public interest in Soviet economic history which has manifested itself in recent years and the need to use the positive experience accumulated by previous generations in the implementation of state economic and financial policy by decision-making bodies.
Key words: USSR, economic policy, monetary circulation, Soviet finance, state planning, Money issue, monetary reforms of 1947 and 1961.
ВВЕДЕНИЕ
За относительно короткий исторический период с декабря 1947 г. по январь 1961 г. Советский Союз пережил две масштабные денежные реформы, в результате которых национальная валюта была деноминирована в общей сложности в 100 раз по сравнению с курсом рубля, установленным в 1924 г. Рост чрезвычайных расходов правительства в годы Великой Отечественной войны в сочетании с катастрофическим обрушением товарооборота государственной торговли потребовали колоссальной денежной эмиссии в объеме более 54 млрд. руб. Количество наличных денег, выпущенных в обращение к 1947 г. в 3,3 раза превысило довоенный уровень, в то время как товарооборот увеличился только в 1,8 раза.
Образовался, так называемый, «денежный навес». За данным термином в советской политэкономии скрывалось наличие избыточных наличных денег в обращении, не обеспеченное товарными запасами, ведущее к снижению их покупательной способности. Инфляция и обесценивание денег проявляли себя в разнице цен между предприятиями государственной торговли и колхозными рынками.
Реформу начали готовить уже в 1942 г., но отложили сначала до Победы, а затем, в связи с проявившимися продовольственными трудностями, до конца 1947 г. Ее целью провозглашалась ликвидация последствий войны в денежном обращении, что находило понимание как у экспертов, так и у граждан, несмотря на конфискационный характер отдельных мероприятий реформы.
Обмен же денег 1961 г. протекал в условиях, когда его необходимость не была очевидна ни населению, ни некоторым специалистам.
Обе денежные реформы довольно хорошо изучены и имеют обширную историографию. Изучение реформ началось практически сразу после их проведения в работах крупных советских экономистов А.Д. Гусакова, И.А. Дымшица, М.С. Атласа, В.П. Дьяченко, B.C. Геращенко1 и др.
В постсоветский период реформы нашли отражение как в обобщающих трудах по истории российских финансов [Бо-карев, 1994], [История денежного обращения России, 2011], [История министерства финансов, 2002], так и получили собственные монографические исследования в книгах и диссертациях А.И. Чуднова2, В.Д. Белоусова [Белоусов, 2009] и коллективной монографии под редакцией P.M. Нуреева [Денежная реформа 1947 года..., 2021].
Актуальность тематики для научного сообщества подтверждает тот факт, что за последние несколько лет появился ряд обзоров историографии по проблемам денежных реформ 1947 и 1961 гг., который был предпринят в специальных исследованиях Е. А. Королева и И.А. Григорьева [Королев, 2021], В.JI. Степанова [Степанов, 2020], В.В. Дроздова [Дроздов, 2020].
Если по поводу причин и характера реформы 1947 г. у исследователей сложился определенный научный консенсус, то в отношении целей и результатов реформы 1961 г. дискуссии продолжаются. Одни авторы склоняются к мнению, что за обменом денег в 1961 г. стоит скрытая девальвация рубля, снижение его
1 Гусаков А.Д., Дымшиц И. А. Денежное обращение и кредит в СССР. М., 1951; Атлас М.С. Развитие Государственного банка СССР. М., 1958; Дьяченко В. П. История финансов СССР (1917-1950 гг.). М., 1978; Геращенко В. С. Денежное обращение и кредите СССР. М. 1986.
2 Чуднов А. И. Теория и практика денежных реформ в СССР. Автореф.
диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. СПб., 2005.
золотого обеспечения и попытка усилить позиции национальной валюты в международных расчетах [Бокарев, 1994], [Белоусов, 2009]. Другие видят причины реформы в несовершенстве финансовой политики и росте скрытой инфляции [Арзуманова, 2013], [Гойденко, 2010]. Третьи — обращают внимание на рост социальных расходов государства [Ironside, 2021].
ЦЕЛИ СТАТЬИ
Предлагаемая вниманию читателя статья имеет своей целью проследить погодную динамику целого ряда показателей, характеризующих денежное обращение в СССР в период между двумя реформами. В том числе: количество наличных денег в обращении, эмиссионный результат, скорость возврата денег в кассы, объем розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли, торговая выручка и выдачи денег из кассы на заработную плату.
Построить сплошные динамические ряды по этим показателям позволяют материалы Госбанка СССР, опубликованные в ряде сборников документов, вышедших в серии «По страницам архивных фондов Центрального банка Российской Федерации» под редакцией Ю.И. Кашина3. Для реконструкции финансовой политики рассматриваемого периода привлекались документы Министерства финансов СССР, Государственного банка СССР и Президиума ЦК КПСС, отложившиеся в фондах Российского государственного архива экономики (РГАЭ) и Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ).
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЫ 1947 Г.
Денежная реформа была начата 16 декабря 1947 г. На ее проведение было отведено 7 дней на большей части территории страны и до 14 дней в отдаленных районах. В обращение были выпущены новые деньги образца 1947 г. Старые деньги обменивались на новые в соотношении 10 к 1. Проведение обмена денег было возложено на Госбанк СССР и подчиненные ему учреждения — сберегательные кассы и обменные пункты. Не подлежала обмену находившаяся в обращении разменная монета.
В течение 1946 и 1947 гг. Госбанк СССР осуществлял масштабные изъятия наличных денег из обращения. Так, на 1 января 1946 г. денежная масса, находящаяся на руках у населения, составляла 69,9 млрд. руб. К 16 декабря 1947 г. количество денег в обращении составляло уже 44,4 млрд. руб. Таким образом, изъятия составили 25,5 млрд. руб. за два года. При исключении 825 млн. руб. металлической разменной монеты и 600 млн. руб., находящихся в пути, сумма денег, которая могла быть предъявлена к обмену, составила к моменту проведения денежной реформы 43 млрд. руб. С 16 по 27 декабря 1947 г. в кассы Госбанка поступило старых денег на сумму 37,2 млрд. руб. После проведенного обмена на руках у населения осталось в новых деньгах около 4 млрд. руб. К 1 января 1948 г. количество новых денег в обращении составило, с учетом кассы Госбанка, 13,2 млрд. руб., а вся
1 «По страницам архивных фондов Центрального банка Российской Федерации». Вып. 1. Денежные доходы и расходы населения 1924— 1990 гг. /ред. Ю.И. Кашин. М., 2006; «По страницам архивных фондов Центрального банка Российской Федерации». Вып. 2. Оборот наличных денег в СССР 1922-1990 гг. /ред. Ю.И. Кашин. М., 2007; «По страницам архивных фондов Центрального банка Российской Федерации». Вып. 3. Денежная реформа 1947 года в документах: подготовка, проведение и оценка результатов, /ред. Ю.И. Кашин. М., 2007; «По страницам архивных фондов Центрального банка Российской Федерации». Вып. 6. Обмен денег 1961 года в документах: подготовка, проведение и оценка результатов, /ред. Ю.И. Кашин. М., 2008.
денежная масса, включая металлическую разменную монету, — 14,0 млрд. руб.4
Одновременно с обменом денег была проведена переоценка денежных средств колхозов и кооперативных организаций на счетах в банках. После нее остатки на счетах кооперативных организаций уменьшились с 7,8 до 6,2 млрд. руб., а на счетах колхозов — с 5,9 до 4,7 млрд. руб. Переоценка вкладов населения в сберегательные кассы производилась с довольно противоречивыми целями: с одной стороны — конфисковать крупные сбережения, накопившиеся в предшествующие годы, в первую очередь, как считалось, — у спекулянтов, а с другой стороны, — повысить доверие основной массы населения к сберкассам. Вклады до 3 тыс. руб. переоценивались в соотношении 1 к 1, от 3 до 10 тыс. руб. — 2 к 3, а свыше 10 тыс. руб. — 2 к 1. На 16 декабря 1947 г. во вкладах населения хранилось 18,6 млрд. руб. В результате переоценки общий остаток вкладов уменьшился на 3,6 млрд. руб. до 15 млрд. руб., в том числе за счет вкладов от 3 тыс. до 10 тыс. руб. — на 1,4 млрд. руб., за счет вкладов свыше 10 тыс. руб. — на 2,2 млрд. руб.5
Кроме того, Минфин СССР совместно с Госбанком СССР в 1947-1948 гг. предприняли конверсию государственных займов, размещенных по подписке среди населения, колхозов и кооперативов. В связи с выпуском займов в период Великой Отечественной войны значительно увеличился государственный внутренний долг с 39 млрд. руб. на 1 января 1941 г. до 128,1 млрд. руб. к началу 1947 г. Расходы бюджета на оплату выигрышей, процентов и погашения вышедших в тираж облигаций достигли в 1947 г. 5,3 млрд. руб. против 0,9 млрд. руб. в 1940 г. Поэтому, все займы, выпущенные с 1936 по 1946 г. подлежали обмену на облигации нового конверсионного займа, снижавшего их доходность до 3%. После конверсии государственные обязательства по займам населения составили 34 млрд. руб., и еще 3 млрд. руб. по займам, размещенным среди колхозов и кооперативов. Все это существенно сокращало как сам государственный долг, так и стоимость его обслуживания6.
По оценкам Госбанка СССР в результате проведения денежной реформы количество денег в обращении сократилось в 4,6 раза, что позволило полностью ликвидировать «денежный навес», образовавшийся в годы войны. До войны при вдвое меньших размерах товарооборота и денежных доходах населения в обращении находилось 18,4 млрд. руб., из которых, по экспертным оценкам, излишние деньги составляли 2-3 млрд. руб. Количество денег, имеющееся в обращении на 1 января 1948 г., по мнению Госбанка, находилось на минимальном уровне. Так как, еще не произошло образования нормальных сбережений населения в новых деньгах, временно были сжаты обороты колхозного рынка, а переходящие кассовые остатки населения были крайне невелики. Насыщение каналов обращения новыми деньгами должно было происходить и в 1948 г. Считалось, что именно с этим была связана некоторая сдержанность покупательского спроса на ряд товаров, прогнозируемая на 1948 г.7
Министерство финансов СССР также оценивало результаты реформы как успешные. С его точки зрения, количество денег в обращении в 13,4 млрд. руб. на 1 января 1948 г. означало некоторое минимальное пополнение оборотной кассы населения и государственных предприятий и организаций, которое, однако, далеко еще не достигло нормального уровня денежного обращения. По текущим операциям было вновь
4 РГАЭ, Ф.2324, Оп. 28, Д. 2097, Л. 99-101
5 Там же, Л. 102.
6 Там же, Л. 103.
7 РГАЭ, Ф. 2324, Оп. 28, Д. 2097, Л. 105.
эмитировано около 60% потребности денежной массы. Поэтому на 1948 г. даже образовался некоторый эмиссионный резерв в размере около 8 млрд. руб.8
Тем не менее, в своей записке, поданной в Политбюро 3 января 1948 г. Министр финансов А.Г. Зверев обращал внимание на необходимость строгого соблюдения финансовой дисциплины: «Для закрепления результатов денежной реформы важнейшее значение имеет устойчивость баланса денежных доходов и расходов населения, образование товарных и бюджетных резервов, обеспечение бесперебойной государственной и кооперативной торговли. Следует установить, что всякое дальнейшее повышение заработной платы должно производиться в прямой зависимости от роста производительности труда и снижения себестоимости продукции. Снижение цен в государственной и кооперативной торговле и на колхозном рынке обеспечивает неуклонный рост реальной заработной платы.
Своевременным представляется снижение цен на водку, вино и пиво, реализация которых резко замедлилась. В связи с этим считал бы необходимым обсудить вопрос об изыскании дополнительных товарных ресурсов, чтобы не допустить уменьшения общего плана товарооборота на 1948 г.»9.
Оценка результатов реформы политическим руководством страны оказалась более сдержанной. Уже в феврале 1948 г. была инспирирована проверка работы Минфина СССР органами государственного контроля, по итогам которой министр финансов А. Г. Зверев был переведен на должность заместителя министра, а на его место назначен А. Н. Косыгин. Сменилось и руководство Госбанка СССР. На посту Председателя правления на смену Я. И. Голеву пришел В. Ф. Попов, ранее работавший заместителем министра государственного контроля СССР.
В конце 1948 г. А. Г. Зверев вернется на пост министра финансов СССР, однако вернуть контроль Минфина над Госбанком СССР у него уже не получится. Политическая конкуренция ведомств и их руководителей приведет к окончательному выведению Госбанка СССР из подчинения Министерству финансов СССР в апреле 1954 г., а в 1958 г. именно Госбанк СССР выступит с инициативой о проведении новой денежной реформы, которая будет прохладно встречена в Минфине.
ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ПРОБЛЕМА ЭМИССИИ
Насыщение каналов обращения деньгами происходило на протяжении всего 1948 г. За этот год денежная масса выросла с 13,4 млрд. руб. до 23,8 млрд. руб., а в отдельные месяцы она достигала и уровня в 26,3 млрд. руб.10
По оценкам Минфина, розничный товарооборот, фонд заработной платы рабочих и служащих в народном хозяйстве, а также объем поступлений денег в кассы Госбанка в 1949 г. увеличились по сравнению с довоенным периодом на 75-78%, тогда как денежная масса в обращении возросла лишь на 27%. При этом, месячный розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли вырос с 16 до 27 млрд. руб., а месячный фонд заработной платы с 15 до 26 млрд. руб. Исходя из этих параметров делался вывод, о том, что: «наличная денежная масса в основном соответствует потребностям хозяйственного оборота»11.
У Госбанка на этот счет имелось особое мнение. Там считали, что выпуск денег в 1948-1949 гг. несколько превышал
3 РГАЭ. Ф. 7733, Оп. 36, Д. 2283, Л. 237-259.
9 РГАЭ, ф. 7733, Оп. 36, Д. 2277, Л. 271-286.
10 РГАЭ. Ф. 7733, Оп. 36, Д. 2283, Л. 237—259.
11 РГАЭ, Ф. 7733, Оп. 36, Д. 2959, Л. 20.
нормальную потребность в них для денежного обращения. Вследствие этого в августе 1948 г. возникла необходимость проведения специальных мероприятий по сдерживанию эмиссии. Эти мероприятия касались некоторого повышения тарифов на транспортные и коммунальные услуги населению, а также насыщения торговой сети дополнительным количеством товаров. Проведение этих мероприятий позволило во второй половине 1948 г. сократить количество денег в обращении на 2,5 млрд. руб. (с 26,3 млрд. руб. на 1 августа 1948 г. до 23,8 млрд. руб. к концу 1948 г.). В 1949 г. было выпущено в обращение 3,3 млрд. руб., то есть за год сумма денег в обращении увеличилась на 14%, в то время как розничный товарооборот возрос только на 8%. Темпы роста денежной массы в 1949 г. несколько превышали темпы роста розничного товарооборота. Вызвано это было главным образом тем, что товарооборот резко отставал от плана12.
В 1948 г. объем розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли сократился сразу на 20 млрд. руб. и составил 310 млрд. руб. вместо 330 млрд. руб. в 1947 г. Отчасти это падение объясняется ажиотажным спросом со стороны населения на товары, происходившим в ожидании денежной реформы в последние месяцы 1947 г. (в 1947 г. товарооборот вырос по сравнению с 1946 г. сразу на 85 млрд. руб.), отчасти — нехваткой товарных запасов, компенсирующих отмену карточной системы, а отчасти — нехваткой у населения накоплений в деньгах нового образца. В 1949 г. начали образовываться накопления на руках у населения и в сберкассах.
Госбанк видел причины этих накоплений в следующем:
- население начало копить на покупку товаров долговременного пользования:
- у определенных слоев населения имелись повышенные доходы, превышающие их текущие потребности и предъявляющих спрос на товары высокого качества, которых в торговой сети недостаточно;
- распространение слухов о снижении розничных цен, в ожидании которого население воздерживалось от покупки некоторых товаров.
Процесс накопления денежных доходов у населения подтверждали и данные о росте вкладов в сберегательные кассы. Так, за 1949 г. остатки вкладов физических лиц возросли на 2,7 млрд. руб. с 12,8 млрд. руб. до 15,5 млрд. руб.13
Падение товарооборота в 1948 г. больше плановых значений привело к тому, что Госбанк, имея эмиссионные резервы в 8 млрд. руб. вынужден был допустить эмиссию в размере 10,3 млрд. руб. В 1949 г. вновь потребовалась эмиссия в 3,3 млрд. руб. В 1950 г. план по розничному товарообороту вновь остался невыполненным. Вместо 361 млрд. руб. удалось получить только 356,4 млрд. руб., поэтому для покрытия образовавшегося разрыва между доходами и расходами населения потребовалось выпустить в обращение уже 5,9 млрд. рублей. Руководство Госбанка обвиняло в сложившемся положении торговые организации, которые неправильно планировали свои товарные фонды. Однако оно было вынуждено признать и влияние такого фактора, как снижение государственных розничных цен. Произведенное в 1950 г. значительное снижение цен резко повысило спрос населения на эти товары, к чему ни производственные, ни торговые организации оказались не готовы. Поэтому, как подчеркивалось в документах Госбанка, «на некоторые товары, особенно высококачественные промышленные и отдельные виды продовольственных — мука, сахар, животные
12 РГАЭ, Ф. 2324, Оп. 30, Д. 1580, Л. 124—129.
13 Там же, Л. 130.
и растительные жиры — этот повышенный спрос удовлетворялся не полностью»14.
Сами по себе снижения цен на отдельные товары не были исключительно популистской или пропагандистской мерой, так как основывались на существенной корректировке цен оптовых. Реформа же оптовых цен опиралась, в свою очередь, на рост производительности труда в промышленности и снижение себестоимости ее продукции. Предполагалось, что данные меры позволяют обеспечивать рост благосостояния населения без повышения заработной платы и других доходов граждан. Тем не менее, снижение цен 1950 г. сам Госбанк в дальнейшем будет считать чрезмерным15.
Систематическое невыполнение планов поступлений денег от торговли вызывало необходимость ежегодного увеличения платежей населения в финансовую систему. Подписка на государственный заем в 1950 г. была увеличена с 20 млрд. руб. до 27 млрд. руб. В результате государственный долг вновь начал расти. Одновременно были увеличены платежи населения по налогам. Удельный вес платежей по налогам и займам в доходах населения в 1951 г. составил для рабочих и служащих 15,3% заработной платы вместо 13,9% в 1950 г. и 8,5% в довоенном 1940 г. Исходя из этого. Госбанк считал, что возможности повышения платежей населения в финансовую систему как массового мероприятия были в значительной степени уже исчерпаны16.
Дальнейшую динамику в денежном обращении можно увидеть из таблицы 1. В 1951, 1952 и 1953 гг. эмиссию удавалось удерживать в пределах общего роста экономики, несмотря на продолжающиеся снижения розничных и оптовых цен. Это позволяло поддерживать на одном уровне или даже сокращать время от выдачи денег населению до их возврата в кассы Госбанка в виде торговой выручки. Снижались и торговые издержки с 6,7% от товарооборота в 1950 г. до 6,4% в 1954 г. Правда в дальнейшем они вновь начнут расти, и достигнут к 1960 г. 7,7%.
Таблица 1
Оборот наличных денег в СССР в 1947-1960 гг.17
год Наличные деньги, выпущенные в обращение (млрд. руб.) Эмиссионный результат (млрд. руб.) Скорость возврата денег в кассы (дней)
1947 65,8 -52,4 68
1948 13,4 10,3 27
1949 23,7 3,3 27
1950 27,1 5,9 30
1951 33,1 0,8 32
1952 33,9 2,4 32
1953 36,4 1,8 29
1954 38,2 7,4 32
1955 45,7 1,2 33
1956 46,9 7,5 34
1957 54,4 1,9 34
1958 56,4 5,3 33
1959 61,7 5,2 35
1960 67,0 -8,2 33
14 РГАЭ, Ф. 2324, Оп. 28, Д. 454, Л. 33-37.
15 РГАЭ, Ф. 2324, Оп. 28, Д. 1496, Л. 134.
16 Там же, Л. 39-40.
17 Составлена автором по материалам архивных фондов Центрального Банка Российской Федерации. Выпуск 2. Оборот наличных денег в СССР 1922-1990 гг. Сост. Ю. А. Кашин, В.В. Миков. С. 30-31, 33-34, 40-48, 55-56.
Как показывают данные из таблицы 1., эмиссия требовалась ежегодно. Наибольшего размаха она достигала в 1954 и 1956 гг., но и в 1958-1959 гг. ее объем также был существенным. В итоге, к 1 января 1960 г. количество денег, выпущенных в обращение в СССР, было в 5 раз больше, чем на 1 января 1948 г. (т.е. сразу после реформы) и в 2,8 раза превосходило уровень 1 января 1949 г. (когда каналы обращения были уже полностью заполнены). В тот же период розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли вырос только в 2,3 раза с 330 млрд. руб. в 1947 г. до 785 млрд. руб. в 1960 г. Этот разрыв между количеством денег в обращении и их товарным покрытием вновь привел к образованию «денежного навеса».
Следует заметить, что сами финансовые органы на этот раз не видели в образовавшемся «денежном навесе» большой проблемы. Так, в отчете Госбанка за 1960 г. указывалось: «Гели сравнить количество денег в обращении к началу 1959 г. против довоенного периода (1940 г.), то оно увеличилось в 2,8 раза. В то же время промышленное производство возросло в 4,3 раза, объем капитального строительства — в 5,5 раза, грузооборот железнодорожного транспорта — в 3,1 раза. За эти годы национальный доход СССР увеличился в 3,6 раза, денежные доходы населения — в 3,8 раза, а розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли в ценах соответствующих лет— в 3,8 раза»18.
Увеличение количества денег в обращении происходило более медленными темпами, чем возрастал объем производства и национального дохода, и, по мнению Госбанка, оно соответствовало росту товарооборота.
Тем не менее, чрезмерная эмиссия в 1954 г. вызвала острую озабоченность в политическом руководстве страны и для изучения ее причин и последствий 6 января 1955 г. была образована специальная комиссия во главе с Председателем Госплана СССР М. 3. Сабуровым.
В нее вошли А. И. Микоян, А. Н. Косыгин, А. Г. Зверев, В. Ф. Попов, Г.П. Косяченко и В. М. Молотов. Было очевидно, что главная причина чрезмерной эмиссии кроется в том, что доходы населения росли, опережая рост товарооборота. После смерти И. В. Сталина новое коллективное руководство предприняло ряд мер, направленных на рост благосостояния населения, в первую очередь, колхозников. Были снижены ставки сельскохозяйственного налога, повышены закупочные и заготовительные цены и др. В результате доходы колхозников в 1954 г. выросли сразу на 10,1 млрд. руб. или на 33% по сравнению с 1953 г. и составили 41 млрд. руб.19
Комиссия поручила Минфину СССР разработать баланс денежных доходов и расходов населения и рассчитать необходимый объем товарооборота на 1955 г. Минфин предоставил следующие данные: денежные доходы населения в 1954 г. составили 596,6 млрд. руб., что было на 49,1 млрд. руб. или на 9% больше, чем в 1953 г. На 1955 г. они проектировались на уровне 625,1 млрд. руб. В том числе заработная плата в 1955 г. вырастала на 14 млрд. руб. или на 3,2%, доходы колхозников — на 3,8 млрд. руб. или на 9%. В докладе указывалось, что утвержденный на 1954 г. фонд заработной платы в размере 448,5 млрд. руб. был превышен на 9,5 млрд. руб. Из этого превышения 3 млрд. руб. было связано с перевыполнением планов промышленностью и транспортом, а еще на 4,6 млрд. руб. были сделаны дополнительные плановые задания для промышленности. Наряду с этим, многие министерства допустили перерасход фонда заработной платы сверх фактических работ в результате неудовлетворительного вы-
13 РГАЭ, Ф. 2324, Оп. 28, Д. 1505, Л. 129-146.
19 РГАНИ, Ф. 3, Оп. 39, Д. 59. Л.7.
полнения заданий по производительности труда, превышения плана по средней заработной плате, содержанию излишней численности рабочих и управленческого персонала20.
Минфин обращал внимание на то, что: «В условиях, когда основной формой оплаты труда является сдельная оплата и широко применяется премиальная и сдельно-прогрессивная оплата труда, уровень заработной платы рабочих в значительной мере определяется качеством действующих норм выработки. Пользуясь тем, что нормы выработки утверждаются непосредственно на предприятиях, руководители предприятий во многих случаях устанавливают заниженные нормы выработки, которые перевыполняются всеми рабочими предприятий в два с лишним раза, что приводит к перерасходам фонда заработной платы и тормозит рост производительности труда»21.
При проектировании баланса доходов и расходов населения комиссия М. 3. Сабурова выработала ряд рекомендаций, которые представила ЦК КПСС. «В целях обеспечения строжайшей экономии в расходовании средств на заработную плату необходимо обязать министров и руководителей предприятий принять меры к ликвидации бесхозяйственности в расходовании средств на заработную плату. Необходимо, чтобы за перерасход заработной платы виновные лица строго наказывались. Неправильным является действующий порядок премирования руководящих и инженерно-техни-ческих работников за выполнение и перевыполнение плана производства при допущении перерасхода заработной платы и не выполнении заданий по производительности труда»22.
Доходы населения на 1955 г. проектировались на уровне 625,1 млрд. руб. Расходы планировались в том же объеме. В том числе: покупка товаров — 477,5 млрд. руб., оплата услуг — 51,7 млрд. руб., обязательные и добровольные взносы — 85,9 млрд. руб., увеличение остатка вкладов в сберегательных кассах — 10 млрд. руб. Для балансировки доходов и расходов населения предлагалось резко увеличить объем взносов по займам, размещенным по подписке с 16,2 млрд. руб. в 1954 г. до 28 млрд. руб. в 1955 г. Причем, рабочие должны были подписываться на трехнедельный заработок вместо двухнедельного в 1954 г.23
Считалось, что за вычетом оплаты услуг, взносов и сбережений население будет располагать средствами на покупку товаров в 477,5 млрд. руб. С учетом закупок в государственной торговле организациями и учреждениями, это определяло потребность в товарообороте на 1955 г. в объеме 501 млрд. руб. с ростом по отношению к 1954 г. на 21,2 млрд. руб. или на 4,4%. Однако, по экспортно-импорт-ному плану товарные фонды на 1955 г. планировались ниже плана 1954 г. на 9 млрд. руб., а суммарно нехватка товарных фондов в системе торговли составляла более 4 млрд. руб. Положение с товарным обеспечением усугублялось еще и тем, что к концу 1954 г. остатки товаров в торговой сети были на 3 млрд. руб. ниже нормативов, в то время как в начале 1954 г. имелись сверхнормативные запасы в 7 млрд. руб.24
Минфину и Госбанку СССР поручалось внести предложения о сокращении роста доходов населения в 1955 г. на 4-5 млрд. руб., а Госплану и Минторгу СССР разработать предложения об изыскании дополнительных товарных фондов на 5 млрд. руб. Результатом этих обсуждений стал выход 2 июля 1955 г. Постановления Совета Министров СССР «Об увеличении доходов государственного бюджета СССР на 1955 г.», которое предусматривало увеличение дохода
20 РГАНИ, Ф. 3, Оп. 39, Д. 59. Л.З
21 Там же, Л. 4.
22 Там же, Л. 6.
23 Там же, Л. 10.
24 Там же, Л. 11-12.
от налога с оборота на 2,2 млрд. руб. за счет повышения цен на вино-водочные изделия, пиво, а также на некоторые товары из сети ресторанов25.
За счет предпринятых мер удалось удержать эмиссию в 1955 г. на уровне 1,2 млрд. руб. Однако, в 1956 г. эмиссионный результат вновь существенно превысил ожидания. Количество денег в обращении к концу 1956 г. составило 54,4 млрд. руб. против 46,9 млрд. руб. на начало года, то есть увеличилось за год на 7,5 млрд. руб., или на 16,0%., при росте розничного товарооборота только на 9,2%. В связи с принятыми мерами по подъему сельскохозяйственного производства, реформе пенсионной системы и повышению благосостояния народа денежные доходы населения дополнительно увеличились на 13 млрд. руб. Однако продажа товаров населению не превысила плана, несмотря на принимавшиеся в течение 1956 г. правительством решения об увеличении объема розничного товарооборота для покрытия товарами дополнительных доходов населения26.
Дальнейшее увеличение платежей населения в бюджетную систему при помощи займов не находило одобрения в Госбанке. Еще в мае 1954 г. заместитель председателя Правления Госбанка СССР В. С. Геращенко подал записку на имя Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова с предложениями о прекращении подписки на займы. В ней отмечалось, что по состоянию на 1 января 1954 г. государственный долг по займам, размещенным среди населения по подписке, составил 193,2 млрд. руб., а на 1 января 1955 г. он достигнет уже 208,9 млрд. рублей27.
Расходы по займам, выплачиваемые населению в виде выигрышей и погашения нарицательной стоимости облигаций, все время увеличиваются и на ближайшие 10 лет выразятся в следующих суммах (в млрд. рублей):
1954 г. — 10,5;
1955 г. — 11,9;
1956 г. — 12,7;
1957 г. — 13,5;
1958 г. — 14;
1959 г. — 15,3;
1960 г. — 15,6;
1961 г. — 16,2;
1962 г. — 16,8;
1963 г. — 17,8.
«Таким образом, уже в ближайшие годы средства, получаемые от населения в связи с выпуском новых займов, будут полностью направляться на покрытие расходов по ранее выпущенным займам и не могут быть использованы для финансирования капитального строительства или на другие нужды, предусмотренные в государственном бюджете.
В целях стабилизации суммы государственного долга и дальнейшего повышения благосостояния трудящихся нашей страны было бы целесообразно прекратить дальнейший выпуск государственных займов, размещаемых по подписке среди населения. Однако прекращение дальнейшей подписки на государственные займы и сохранение расходов по ранее выпущенным займам на указанном выше уровне привело бы к необходимости изыскивать ежегодно при составлении государственного бюджета дополнительные финансовые ресурсы в целях компенсации потерь, возникших в связи с прекращением выпуска займов. Поэтому одновременно с прекращением подписки на новые займы было бы целесообразно провести конверсию прежних займов на условиях
25 РГАНИ, Ф. 3, Оп. 39, Д. 60. Л.1-2.
26 РГАЭ, Ф. 2324, Оп. 28, Д. 977, Л. 41, 54.
27 РГАЭ, Ф. 2324, Оп. 28, Д. 600, Л. 56-57.
обмена имеющихся у населения облигаций государственных займов на облигации нового конверсионного займа по номинальной стоимости, то есть рубль за рубль»28.
Предложения Госбанка об отмене займов будут одобрены ЦК КПСС и Советом Министров СССР весной 1957 г. К этому времени долг государства перед гражданами достигнет уже 260 млрд руб. Правительство объявило о прекращении практики новых займов и переносило на двадцатилетний срок погашение облигаций по ранее выпущенным займам. Фактически данное решение правительства означало осуществление технического дефолта.
Одновременно Минфин и Госбанк теряли хорошо апробированный инструмент мобилизации средств населения, который на протяжении многих лет позволял балансировать доходы и расходы граждан. Отныне такая регуляция оказывалась невозможной. Это в еще большей мере ставило проблему обеспечения роста товарооборота, как важнейшего инструмента финансовой политики государства.
Таблица 2
Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли в СССР в 1947-1960 гг.29
год Розничный товарооборот (млрд. руб.) Торговая выручка (млрд. руб.) Выдачи на заработную плату (млрд. руб.)
1947 330,8 241,9 230,1
1948 310,2 252,0 268,1
1949 335,1 275,2 290,8
1950 359,5 294,9 318,3
1951 379,8 310,2 332,5
1952 393,5 324,8 351,7
1953 430,7 354,5 381,5
1954 481,8 391,4 412,4
1955 501,9 405,1 418,8
1956 547,4 431,2 438,3
1957 625,0 489,3 485,6
1958 677,2 531,5 526,6
1959 719,2 565,3 552,4
1960 785,5 611,0 594,0
Динамика розничного товарооборота представлена в Таблице 2. Бдинственный раз его сокращение отмечалось в 1948 г. В дальнейшем наблюдался устойчивый рост. Всего за 13 лет товарооборот вырос в 2,3 раза со средними темпами роста около 8° о в год. Самый большой прирост в 14° о был получен в 1957 г. Росту товарооборота способствовали капиталовложения в производство товаров народного потребления. Кроме того, отчасти, решению этой задачи служили и такие меры, как реформа управления промышленностью и строительством, и передача наиболее рентабельных предприятий промысловой кооперации в подчинение местных советов. Развернутое массовое жилищное строительство также стимулировало спрос населения на товары народного потребления.
23 Там же, Л. 58-59.
2У Составлена автором по страницам архивных фондов Центрального Банка Российской Федерации. Выпуск 1. Денежные доходы и расходы населения 1924-1990 гг. Сост. Ю. А. Кашин, В.В. Миков. М., 2006. С. 27-39.; По страницам архивных фондов Центрального Банка Российской Федерации. Выпуск 2. Оборот наличных денег в СССР 1922-1990 гг. Сост. Ю. А. Кашин, В.В. Миков. М., 2007. С. 14-29.
Большая часть денег, задействованных в обращении товаров, возвращалась в кассы Госбанка в виде торговой выручки, а также выручки общественного питания, транспорта, сферы услуг и т. д. Затем из касс эти деньги вновь выдавались населению в виде заработной платы. В случае, если образовывался дефицит товаров, это приводило к тому, что часть денег население не могло потратить, и эти средства оставались на руках у граждан. В лучшем (для государства) случае они становились вкладами в сберегательных кассах, в худшем — они тезаврировались, превращаясь в «кубышку» или «заначку». Невозврат денег в кассу затруднял выдачи из кассы в следующем месяце, что вынуждало финансовые органы к эмиссии.
Роль товарооборота в обеспечении баланса доходов и расходов населения неуклонно возрастала. Гели в 1956 г. население направило на покупку товаров в государственной и кооперативной торговой сети 72,9% своих доходов, а в 1957 г. — 75,8%, то в 1958 г. покупка товаров составила уже 78,4% от доходов населения. Одновременно продолжал снижаться удельный вес колхозного рынка в общем товарообороте страны. Успехи правительства в деле увеличения товарооборота, тем не менее, не приводили к достижению искомого баланса доходов и расходов населения, так как нивелировались активностью социальной политики государства. С 1956 г. начинаются повышения заработной платы низкооплачиваемым категориям рабочих и служащих. В 1957 г. выдачи денег из касс Госбанка на выплату заработной платы увеличились на 43,7 млрд. руб., или на 10,8%. К этому стоит добавить освобождение этих категорий трудящихся от уплаты налогов, (8 млрд. руб.), снижение платежей рабочих и служащих по подписке на заем (12 млрд. руб.). Выдачи для расчетов с крестьянами по заготовкам и закупкам, а также трудодням в колхозах возросли на 12,2 млрд. руб., или на 20,7° о30.
В результате пенсионной реформы выдачи государственных пенсий в 1957 г. были выше, чем в 1956 г., на 24 млрд. руб. Повышение размеров пенсионного обеспечения трудящихся, проведенное с 1 октября 1956 г., увеличило расходы государства на выплату пенсий и пособий с 38,7 млрд. руб. в 1952 г. до 84,4 млрд. руб. в 1958 г. Число всех пенсионеров увеличилось с 16,5 млн. человек в 1956 г. до 18 млн. человек в январе 1958 г. Средний размер пенсий по социальному обеспечению у неработающих пенсионеров на 1 января 1958 г. составил 470 руб. в месяц против 224 руб. на 1 октября 1956 г. Удельный вес пенсий и пособий в общих денежных доходах населения повысился до 10,4% в 1957 г. против 7,7% в 1950 г.31
В связи с перевыполнением планов промышленного и сельскохозяйственного производства денежные доходы населения превысили в 1958 г., плановые расчеты на 11,8 млрд. руб. и увеличились по сравнению с 1957 г. на 38,6 млрд. руб., или на 5,2%. Гели же учесть выгоды, полученные населением в результате прекращения выпуска новых займов по подписке и частичной отмены налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, то увеличение покупательной способности населения определялось на 1958 г. в 57,6 млрд рублей. Такое повышение покупательной способности населения потребовало на протяжении 1958 г. увеличения рыночных товарных фондов и розничного товарооборота. В результате принятых по решениям правительства мер и перевыполнения планов промышленного и сельскохозяйственного производства рыночные товарные фонды были дополнительно увеличены более чем на 20 млрд. руб. А план розничного товарооборота в 1958 г. был даже перевыполнен на 9,8 млрд. руб.32
30 РГАЭ, Ф. 2324, Оп. 33, Д. 80, Л. 16, 20-21.
31 РГАЭ, ф. 2324, Оп. 28, Д. 1140, Л. 144-177.
32 РГАЭ, Ф. 2324, Оп. 28, Д. 1206, Л. 70-71
Количество денег в обращении на 1 января 1960 г. увеличилось за год на 5,2 млн. руб., или на 8,6° о. Денежные доходы населения увеличились на 6,6%, его покупательный фонд — на 7,1%, а розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли возрос в фактических ценах на 7,2% и в сопоставимых ценах на 8%, хотя утвержденный на 1959 г. план товарооборота не был выполнен. По мнению Госбанка, росту сбережений и увеличению покупок товаров способствовало дальнейшее сокращение в 1959 г. платежей населения в финансовую систему, которые составили в 1959 г. 70,2 млрд. руб., или 8,3% к доходам населения, против 85,3 млрд руб., или 11,4%, в 1957 г. и 71,6 млрд руб., или 9,1%, в 1958 г.33.
На 1960 г. правительством была запланирована отмена налогов для низкооплачиваемых категорий граждан, имевших заработную плату ниже 500-600 руб. в месяц. При этом, уже к сентябрю 1959 г. было освобождено от уплаты налогов 6,7 млн человек рабочих и служащих с зарплатой менее 370 руб. Ожидалось, что в 1960 г. от налогов будет освобождено дополнительно 16,3 млн человек. Минфин считал, что на это мероприятие потребуется дополнительно 2,7 млрд. руб. из бюджета и дополнительно 3 млрд. руб. в товарообороте для покрытия роста доходов населения34.
ПОДГОТОВКА НОВОЙ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЫ И ЕЕ ПРИЧИНЫ
5 июня 1958 г. заместитель председателя правления Госбанка СССР В. С. Геращенко подал на имя Председателя Совета Министров СССР Н.С. Хрущева записку с проектом проведения денежной реформы, в которой выделил несколько групп причин, которые делали, по его мнению, данную реформу необходимой.
Первыми назывались внешнеполитические причины: «В настоящее время советский рубль по сравнению с валютами крупнейших капиталистических стран занимает одно из последних мест. Гели принять во внимание надбавки к официальным курсам иностранных валют, применяемые для неторговых платежей, то соотношение между перечисленными выше валютами и рублем еще более ухудшается. В связи с введением специальных надбавок к официальным курсам валют стран народной демократии рубль в настоящее время оценивается дешевле по сравнению с валютами некоторых стран социалистического лагеря. Исправить сложившееся соотношение между рублем и валютами других стран путем постепенного снижения цен на товары и повышения покупательной способности рубля не представляется возможным. Сложившийся уровень заработной платы в нашей стране ограничивает возможности для значительного снижения розничных цен на товары широкого потребления. Что касается снижения оптовых цен на средства производства, то в этой области наши возможности еще меньше. Таким образом, коренное изменение соотношения между рублем и валютами других стран возможно лишь в том случае, если мы у себя в стране изменим масштаб цен и осуществим деноминацию денег, находящихся в обращении»35.
В качестве конкретных мер предлагалось провести изменение масштаба цен на все товары и средства производства в 10 раз с одновременным снижением в таком же размере номинальной заработной платы. При этом для улучшения международных расчетов и превращения рубля в одну из мировых валют, рекомендовалось отказаться от оценки курсов
33 РГАЭ, Ф. 2324, Оп. 28, Д. 1322, Л. 14-21,
34 РГАНИ, Ф.З, Оп. 39, Д. 70. Л. 24.
35 РГАЭ, ф. 2324, Оп. 28, Д. 1110, Л. 373-374.
иностранных валют, установленной в 1950 г. и одновременно с деноминацией провести изменение курса нового рубля по сравнению с валютами капиталистических стран.
В. С. Геращенко предлагал: «При снижении цен в СССР в 10 раз можно было бы установить курс американского доллара не на уровне 40 копеек, а на уровне 70 копеек. Это можно сделать путем повышения золотого содержания рубля не в 10 раз, а в меньшем размере. Гели установить соотношение: 1 американский доллар равен 70 копейкам, то в этом случае рубль будет стоить дороже, чем самая крепкая валюта капиталистического мира»36.
В отношении внутриполитических факторов обмена денег основной упор в мотивировке делался на повышении удобства расчетов и снижении себестоимости производства денег. «Современный уровень внутренних розничных цен на товары широкого потребления не позволяет применить в широких размерах автоматы для продажи товаров и сократить, в связи с этим количество лиц, занятых во внутренней торговле. Продажа папирос, сигарет, шоколада, пива, фруктовых и минеральных вод, булок, пирожков, мыла, парфюмерии, канцелярских и письменных принадлежностей, рыбных и овощных консервов может производиться с помощью автоматов в широких размерах, если для приобретения перечисленных товаров можно будет пользоваться монетой, а не денежными билетами»37.
«Бумажные деньги, находящиеся в обращении (банковые и казначейские билеты), печатаются в отличающихся друг от друга размерах. Кроме того, длина и ширина советских бумажных денег значительно превосходит в своем размере длину и ширину банковых билетов ряда капиталистических стран. На изготовление денежных билетов мы значительно больше затрачиваем дорогостоящей бумаги, красок и других материалов по сравнению с США»38.
Немаловажное значение имел и фактор золотовалютных резервов страны. В. С. Геращенко объяснял, что: «По эмиссионному закону 1922 г. билеты Государственного банка СССР должны быть обеспечены на 25% золотом и устойчивой иностранной валютой. Гели применять это правило в отношении банковых билетов, находящихся в настоящее время в обращении, то окажется, что размеры золотого запаса, обеспечивающего выпущенные в обращение банковые билеты, должны составить значительную величину. По состоянию на 1 января 1958 г. в обращении имелось банковых билетов на сумму 51,1 млрд. руб. Следовательно, для обеспечения этого количества банковых билетов необходимо иметь золотой запас на сумму 12,7 млрд. руб., или 2842 тонны золота. В случае проведения деноминации в обращении имелось бы банковых билетов на сумму 5,1 млрд. руб. Следовательно, при сохранении того же размера золотого обеспечения золотой запас должен был бы оцениваться в 1,2 млрд. руб. При установлении покупной цены золото в размере 75 копеек за грамм, золотой запас должен составлять 1705 тонн. Необходимо указать, что сохранение золотого обеспечения в размере 25% от количества банковых билетов, выпущенных в обращение, вовсе не является обязательным. Размер золотого обеспечения можно сократить до 10%, и это не окажет никакого влияния на устойчивость и покупательную способность денег в нашей стране, поскольку основным обеспечением денег, находящихся в обращении, являются товары, выпускаемые в обращение государством по устойчивым ценам. Производить в настоящее время сокращение размеров золотого обеспечения банковых билетов, выпущенных
36 Там же, Л. 375.
37 Там же, Л. 377. 33 Там же, Л. 378.
в обращение, нецелесообразно, поскольку такой шаг будет неправильно истолкован буржуазной печатью»39.
Осенью 1958 г. предложения Госбанка были вынесены на рассмотрение Президиума ЦК, как инициатива лично Н. С. Хрущева. Минфин высказывал осторожные сомнения в своевременности проведения реформы, ссылаясь на то, что с 1950 г. по 1958 г., денежная масса увеличилась в 2 раза, при росте розничного товарооборота в 1,8 раза и оборота денег через кассы Госбанка в 1,8 раза. Скорость возврата наличных денег в кассы Госбанка несколько замедлилась — с 27,3 дня в 1949 году до 34,7 дня в 1957 году. При этом, до войны скорость возврата денег в кассы Госбанка составила в 1940 году 47 дней, а за первые пять месяцев 1941 года — 36 дней. Таким образом, несмотря на некоторое замедление оборачиваемости денег с 1949 по 1957 год, обращение денег происходит в настоящее время быстрее, чем до войны. Рост денежных накоплений населения за последние 6 лет происходил в условиях значительного увеличения товарных запасов, которые в розничных ценах составляли на начало 1953 г. 128,8 млрд. руб., а на начало 1959 г. — 197,6 млрд. руб. Остаток товаров в розничной и оптовой торговле на начало 1959 г. по сумме превышал количество денег, находящихся на руках у населения, в 3,5 раза, а с учетом вкладов в сберегательных кассах — в 1,4 раза40.
Возражения со стороны Минфина привели к снижению политического влияния А. Г. Зверева, возглавлявшего данное ведомство. В августе 1958 г. председателем правления Госбанка СССР стал А. К. Коровушкин, ранее работавший заместителем А. Г. Зверева в Минфине. Осенью 1959 г. на сессии Верховного Совета СССР с докладом о проекте бюджета на 1960 г. выступал уже вместо А.Г. Зверева другой его заместитель В.Ф. Гарбузов. который и сменит его в мае 1960 г. на посту министра финансов. 4 мая 1960 г. вышло Постановление Совета Министров «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами».
Примечательно, что в тексте постановления и в выходивших в печати комментариях к нему от понятий «денежная реформа» и «деноминация» было решено отказаться в пользу политически нейтральных понятий «обмен денег» и «изменение масштаба цен».
После опубликования постановления в «Правде» на протяжении нескольких месяцев, предшествовавших реформе, население, как и в 1947 г., стало активно тратить «старые» деньги в ожидании их обесценивания или изъятия. Сформировался повышенный, а в отдельных регионах даже ажиотажный, спрос на товары. Такой чрезвычайный спрос позволил Госбанку осуществить масштабные изъятия наличных денег из обращения. Проблема «денежного навеса» нигде не вербализировалась. Она не звучала ни записке В. С. Геращенко, ни в числе задач реформы. Наоборот, и Госбанк и Минфин заявляли, что количество денег в обращении является соответствующим уровню развития народного хозяйства. Тем не менее, за восемь месяцев 1960 г. количество денег в обращении уменьшилось на 8,2 млрд. руб. или сразу на 12,3%, и составило на 1 января 1961 г. 58,7 млрд. руб. против 67 млрд. руб. на начало 1960 г. При этом остатки денег в оборотной кассе Госбанка увеличились за год на 2,3 млрд. руб., у торговых организаций — на 1,4 млрд. руб. С учетом этого остатки денег у населения уменьшились примерно на 12 млрд. руб., а всего было изъято 10,2 млрд. руб.41
39 Там же, Л. 380.
40 РГАЭ, Ф. 2324, Оп. 28, Д. 1496, Л. 132-134.
41 РГАЭ, Ф. 2324, Оп. 28, Д. 1435, Л. 13-15.
По наблюдениям Госбанка, население расходовало в 1960 г. на покупку товаров не только сбережения, которые имелись у него на руках, но также и часть накоплений, находящихся в сберегательных кассах. С мая 1960 г., т. е. с момента выхода постановления об обмене денег, начался отлив вкладов населения из сберегательных касс, который продолжался до конца октября. Гели за январь-апрель остатки вкладов населения в сберегательных кассах возросли на 5,6 млрд. рублей, то за май-октябрь они снизились на 6,6 млрд. рублей. Начиная с ноября, отлив вкладов прекратился и начался процесс притока средств населения во вклады42. По сравнению с 1948 г. объем вкладов населения в сберегательные кассы вырос в 7,2 раза и достиг к концу 1960 г. 109 млрд. руб.
В декабре 1960 г. Председатель правления Госбанка СССР А. К. Коровушкин докладывал Президиуму ЦК о результатах проводимой им эмиссионной политики. С его точки зрения, сокращение в 1960 г. остатка денег у населения было связано с повышенным спросом на товары, возникшим с мая месяца текущего года. Гели за январь — апрель 1960 г. розничный товарооборот возрос против соответствующего периода 1959 г. на 6%, то за май-ноябрь темпы прироста товарооборота превысили 10%. В результате этого розничный товарооборот за 11 месяцев 1960 г. превысил плановые значения на 8,7 млрд. руб. Запасы товаров в розничной торговой сети за период с 1 мая по 1 ноября 1960 г. сократились на 8,1 млрд. руб., тогда как за соответствующий период 1959 года они увеличились на 4,8 млрд. руб. Структура запасов также несколько ухудшилась43. Произведенные в 1960 г. изъятия денег из обращения вместе с ростом сбережений, по мнению Председателя Госбанка, создали возможность для государства образовать в 1961 г. определенный эмиссионный резерв, который в случае необходимости мог быть использован в соответствии с потребностями народного хозяйства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обмен денег и изменение масштаба цен, предпринятые советским правительством в 1961 г. можно считать полноценной денежной реформой несмотря на то, что в официальных документах данное определение не использовалось. Реформа не затронула основ денежной системы СССР, однако привела к деноминации и частичной девальвации национальной валюты. Инициаторы реформы, в лице руководства Госбанка СССР, мотивировали свои предложения, прежде всего, ее потенциальными внешнеэкономическими эффектами. При этом, в преддверии ее проведения Госбанком СССР из обращения было изъято более 15% (одна шестая часть) денежной массы. Данный факт говорит о том, что стабилизация денежного обращения, все же была одной из главных целей реформы, пусть об этом официально и не заявлялось. Необходимость такой стабилизации стала очевидна для Госбанка уже в первые годы, после проведения реформы 1947 г., когда выяснилось намечающееся расхождение между объемом денежной массы и ее товарным покрытием. Это расхождение ежегодно приводило к внеплановой денежной эмиссии.
Министерство финансов видело выход в искусственном сдерживании роста доходов населения (налоговые механизмы, государственные займы и др.), проведении ответственной финансовой политики на предприятиях
42 РГАНИ, Ф. 5, Оп. 20, Д. 198, Л. 94.
43 РГАНИ, Ф. 5, Оп. 20, Д. 198, Л. 93.
и в госучреждениях (ограничение премий, отказ от избыточной рабочей силы, повышение производительности труда), а также в улучшении планирования торговли и производства товаров народного потребления. Предложения Госбанка оказались более созвучны политическому курсу нового «коллективного руководства» СССР, так как позволяли достигать балансировки денежного обращения, доходов и расходов граждан путем простого увеличения товарооборота. В условиях стремительного роста экономики и постоянного наращивания правительством социальных расходов, эмиссия и появление «избыточных денег» в обращении воспринимались как меньшее зло по сравнению требованиями жесткой финансовой и бюджетной ответственности, звучащими со стороны Минфина. Образование же «денежного навеса» Госбанк СССР снимал процедурой обмена денег и изменения масштаба цен.
ВЫВОДЫ
Выбор, сделанный правительством в пользу стратегии, предложенной Госбанком, определил на три десятилетия вперед вектор советской финансовой политики. Уже по итогам реформы 1961 г. наметился рост цен на колхозных рынках, особенно на продукцию животноводства. Колхозное крестьянство оказалось не согласным с новым масштабом цен и в 1962 г. правительству пришлось повышать цены на мясо и в государственной торговле. Несмотря на временную стабилизацию денежного обращения, реформа 1961 г. не остановила внеплановую эмиссию и уже к 1968 г. объем денежной массы в СССР в три раза превысил объем 1961 г. Образовался новый «денежный навес», который требовал новой балансировки, на которую в изменившихся политических условиях правительство уже не пошло.
ЛИТЕРАТУРА:
1. АрзумановаЛ.Л. Денежное обращение и история его развития: фи-нансово-правовой аспект М„ 2013.
2. Белоусов В. Д. Денежные реформы: историко-экономический и теоретический аспекты. Самара, 2009.
3. Бокарев Ю.П., Боханов А. Н„ Катыхова Л. А. Русский рубль. Два века истории. М„ 1994.
4. Гойдгнко Ю.Н., Ксенофонтова Г. В. Денежное обращение: история и теория. Хабаровск, 2010.
5. Денежная реформа 1947 года и ее роль в восстановлении народного хозяйства СССР»: коллективная монография / Под ред. дэ.н., проф. Р. М. Нуреева, дэ.н., проф. М. А. Эскиндарова. М„ 2021.
6. История денежного обращения России. Т.1. Деньги России с древнейших времен до наших дней. М„ 2011.
7. История Министерства финансов России. Т.З. М„ 2002.
8. Королев Е.А., Григорьев И.А. Отечественная и зарубежная историография денежной реформы 1947 г., проведенной в СССР // Международный электронный научный журнал. №1 (76), 2021. С. 52-55.
9. Степанов В. Л. Денежная реформа 1961 г. в отечественной историографии // Вестник института экономики Российской академии наук. №4,2021.С.7-23.
10. Ironside К. A Full-Value Ruble the Promise of Prosperity in the Postwar Soviet Union. Cambridge, Massachusetts & London, England. 2021.
REFERENCES:
I. Arzumanova L.L. Money circulation and the history of its development: financial and legal aspect. Moscow, 2013.
2 Belousov Ii.D. Monetary reforms: historical, economic and theoretical aspects. Samara, 2009.
3. Bokarev Yu.R, Bokhanov A.N., Katykhova LA. Russian ruble. Two centuries of history. Moscow, 1994.
4. Goydenko Yu.N., Ksenofontova G.V. Money circulation: history and theory. Khabarovsk, 2010.
5. Monetary reform of 1947 and its role in the restoration of the national economy of the USSR»: collective monograph / Ed. Doctor of Economics, prof. R.M. Nureyev, Doctor of Economics, prof. M.A. Eskindarov. M„ 2021.
6. History of money circulation in Russia. Vol. 1. Money of Russia from ancient times to the present day M„ 2011.
7. History of the Ministry of Finance of Russia. Vol. 3. M„ 2002.
8. Korolev E.A., Grigoriev I.A. Domestic and foreign historiography of the monetary reform of 1947 carried out in the USSR // International electronic scientific journal. No. 1 (76), 2021. Pp. 52-55.
9. Stepanov V.L. Monetary reform of 1961 in domestic historiography//Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. No. 4,2021. Pp. 7-23.
10. Ironside K. A Full-Value Ruble the Promise of Prosperity in the Postwar Soviet Union. Cambridge, Massachusetts & London, England. 2021.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность - 70,6%.
Рецензент: Соколов А. С., доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой Истории, философии и права; Рязанский государственный радиотехнический университет им. В.Ф.Уткина.
Статья поступила в редакцию 03.09.2024, принята к публикации 23.09.2024 The article was received on 03.09.2024, accepted for publication 23.09.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Баканов Сергей .Алексеевич, доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории России и зарубежных стран; Челябинский государственный университет; г. Челябинск, Российская Федерация. ORCID: 0000-0002-0746-8912. e-mail: bakanov-sMmail.ru
ABOUT THEAUTHOR
Sergei ,4. Bakanov. Dr. Sci. (Hist.), Associate Professor, Head of the Department of History of Russia and Foreign Countries; Chelyabinsk State University; Chelyabinsk. Russian Federation. ORCID: 0000-0002-0746-8912, e-mail: bakanov-s(g!mail.ru