Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/
Том 9, №4 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-4.php
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/91EVN417.pdf
Статья опубликована 06.09.2017
Ссылка для цитирования этой статьи:
Вахрушев Д. С., Кальсин А.Е., Волков А.Ю., Полякова О.Е. Денежно-кредитное регулирование как элемент системы публичного управления в России: современные тенденции и противоречия // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №4 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/91EVN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 336.7
Вахрушев Дмитрий Станиславович
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова», Россия, Ярославль1
Профессор кафедры «Финансов и кредита» Доктор экономических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=286501
Кальсин Андрей Евгеньевич
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», Россия, Ярославль
Профессор кафедры «Экономической теории и менеджмента»
Доктор экономических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=720676
Волков Андрей Юрьевич
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Ярославский филиал, Россия, Ярославль Заведующий кафедрой «Экономики и права» Доктор экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
Полякова Олеся Евгеньевна
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной
службы при Президенте Российской Федерации» Смоленский филиал, Россия, Смоленск Доцент кафедры «Экономики и финансов» Кандидат экономических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=885860
Денежно-кредитное регулирование как элемент системы публичного управления в России: современные
тенденции и противоречия
Аннотация. В системе публичного управления одним из наиболее значимых инструментов воздействия государства на экономику является денежно-кредитная политика, позволяющая регулировать динамику экономического развития и сдерживать инфляционные
1 150003, г. Ярославль, Комсомольская улица, д. 3
процессы. В статье описана система инструментов денежно-кредитного регулирования, применяемых Банком России на современном этапе, дана оценка текущих тенденций и перспектив денежно-кредитной политики. Выявлено, что заявленные основные цели по обеспечению ценовой и финансовой стабильности при условии высокой изменчивости внешней конъюнктуры в целом достигнуты. Проводимая умеренно-жесткая политика способствовала постепенному замедлению темпов инфляции, а также стабилизации ситуации на валютном рынке. Особое внимание в статье уделено противоречиям денежно-кредитного регулирования, проявляющимся в противоречивости методов регулирования валютного курса монетарным инструментам воздействия на уровень процентных ставок и темпы инфляции, а также в противоречивости системы рефинансирования и регулирования уровня ликвидности банковского сектора методам воздействия на спрос и предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Сформулирован вывод о том, что понимание сути наблюдаемых в сфере денежно-кредитного регулирования противоречивых тенденций выступает необходимым условием своевременного обнаружения периодов их обострения и выработки мер по современному адекватному разрешению.
Ключевые слова: публичное управление; государственное регулирование; денежно-кредитная политика; инфляция; прогнозирование; экономический кризис; устойчивость экономических систем
В системе публичного управления особое значение отводится денежно-кредитной политике государства. Рассмотрение денежно-кредитной политики Банка России в контексте выявления имеющихся проблем и определения перспективах путей их решения является в современных условиях особенно актуальным. Это связано с непростыми условиями функционирования национальной экономики, введенными против Российской Федерации экономическими санкциями, ограничивающими доступ иностранного капитала, а также высоким уровнем дефицита бюджетной системы. Перечисленные вывозы актуализируют проблематику эффективности государственной экономической политики в целом, при этом особое значение должно быть отведено монетарному регулированию.
Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации способна оказывать влияние на многие экономические процессы. В первую очередь это темпы инфляции, напрямую определяющие уровень жизни граждан и условия ведения предпринимательской деятельности. Не менее значимо воздействие на мотивационные аспекты функционирования банковской системы, выступающей инструментом трансформации общественных сбережений в производственные инвестиции. Укажем и на значимость адекватного регулирования уровня валютного курса, от которого зависит конкурентоспособность национальных производителей в сравнении с импортируемыми товарами и наполняемость доходной части бюджетов от экспорта продукции. Во всех перечисленных направлениях наблюдаются как положительные тенденции, так и дискуссионные аспекты, которые требуют изучения для понимания содержания денежно-кредитной политики Банка России и обоснования направлений совершенствования системы монетарного регулирования в целом. Тем самым особая актуальность изучения современных тенденций и противоречий денежно-кредитного регулирования как элемента публичного управления обусловливается тем, что в кризисных условиях действия и мероприятия Центрального Банка РФ, проводимые в рамках денежно-кредитной политики, приобретают огромное значение для стимулирования экономического роста, сдерживание инфляции, оптимизации и урегулирования платежного баланса [1, 7].
В современных условиях при всем разнообразии система инструментов денежно -кредитной политики Банка России базируется на ключевом сегменте - процентной политике, операционно-технологически основанной на механизме рефинансирования (кредитования
финансово-устойчивых кредитных организаций). Закон 86-ФЗ определяет, что, будучи кредитором последней инстанции, Банк России организует систему рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, в том числе устанавливает порядок и условия рефинансирования, а также производит операции рефинансирования банков, тем самым обеспечивая определённый уровень ликвидности банковской системы и право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях2.
В настоящее время процентная политика Банка России реализуется посредством совокупности инструментов, структурно взаимосвязанных между собой, с помощью которых регулятор воздействует на однодневные ставки, по которым кредитные организации предоставляют взаимные займы на рынке межбанковского кредитования (МБК). Сохраняя ставки рынка МБК в пределах установленных границ коридора, Центральный банк ставить перед собой цель приблизить их к величине ключевой ставки, лежащей в основе стратегических и тактических направлений монетарного регулирования (таблица 1).
Таблица 1
Система инструментов денежно-кредитной политики Банка России3
Тип инструмента Цель Форма проведения Срок Частота проведения
Краткосрочные опе рации: операции, непосредственно направленные на управление ставками денежного рынка
Основные аукционные операции Управление уровнем ставок денежного рынка Аукционы РЕПО/депозитные аукционы 1 неделя еженедельно
Операции постоянного действия на срок 1 день Ограничение диапазона колебаний ставок денежного рынка границами процентного коридора Кредиты «овернайт»; сделки валютный своп; ломбардные кредиты; РЕПО; кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами; кредиты, обеспеченные золотом; депозитные операции 1 день ежедневно
Операции «тонкой настройки» Предотвращение чрезмерных колебаний ставок денежного рынка внутри процентного коридора Аукционы РЕПО и валютный своп/депозитные аукционы от 1 до 6 дней в отдельные дни
Дополнительные операции на длительные сроки
Регулярные аукционные операции Компенсация среднесрочной потребности в ликвидности и улучшение условий проведения основных операций Аукционы по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами 3 месяца ежемесячно
Нерегулярные аукционные операции Улучшение условий проведения основных операций, ограничение влияния структурного дефицита ликвидности на срочность пассивов кредитных организаций Аукционы по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами от 1 до 3 недель нерегулярно
18 мес. нерегулярно
Ломбардные кредитные аукционы 36 мес. нерегулярно
2 Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г. № 362-ФЗ) «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)».
Тип инструмента Цель Форма проведения Срок Частота проведения
Операции постоянного действия Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами; кредиты, обеспеченные золотом (операции постоянного действия) от 2 до 549 дней ежедневно
Проанализируем современные тенденции денежно-кредитного регулирования в России. Основными целями денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ в 2015-2016 годах были обеспечение ценовой и финансовой стабильности при условии высокой изменчивости внешней конъюнктуры. Проводимая умеренно-жесткая политика способствовала постепенному замедлению темпов роста инфляции, которая за исследуемый период снизилась с показателя 12,9 % в 2015 году до 5,8 % в декабре 2016 года.
Немаловажную роль на формирование денежно-кредитной политики в 2015-2016 гг. оказали внешние факторы воздействия, в первую очередь, снижение цен на нефть, которые достигли к началу 2016 года показателя 25-30 долларов за баррель и в целом разнородное и неустойчивое поведение участников международного финансового рынка. Помимо неустойчивости поведения глобальных инвесторов на проведение денежно-кредитной политики ЦБ РФ оказывало давление ухудшение условий привлечения денежных средств из внешних источников, в результате введения санкций США и Евросоюзом для российских банков.
Денежно-кредитная политика Центрального Банка РФ была в этих условиях направлена на сдерживание и сглаживание неблагоприятных факторов, воздействующих на российскую экономику, что достигалось при помощи проведения умеренно -жесткой кредитно-денежной политики в рамках режима таргетирования инфляции, который сочетался с плавающим валютным курсом рубля.
Динамика изменения ключевой ставки в 2016 году, которая снижалась дважды на 0,5 % в июне и сентябре приводила к изменению кредитной и депозитной политики коммерческих банков (рисунок 1). В первой половине 2017 года тенденция незначительного снижения ключевой ставки была продолжена. В результате наблюдается постепенное снижение процентных ставок по кредитным и депозитным операциям.
—•— Краткосрочные кредиты нефинансовым организациям —■—Долгосрочные кредиты нефинансовым организациям * Краткосрочные вклады населения
—«—Долгосрочные вклады населения
ч Ключевая ставка Банка России
Рисунок 1. Процентные ставки по рублевым банковским операциям и ключевая ставка Банка России, %4
Сохранение ключевой ставки на достаточно высоком уровне, наряду с высокой склонность к сбережению в условиях экономической нестабильности, способствовало росту рублевых депозитов. При этом привлекательность вкладов в валюте существенно снизилась, из-за низких ставок по ним. В целом это отражает тенденцию уменьшения уровня долларизации российской экономики.
Кредитная активность несколько замедлилась в 2016 году по сравнению даже с 2015 годом. В этом есть и положительный момент, так как такая тенденция способствовала снижению долговой нагрузки на заемщика, особенно в тех секторах экономики, где произошел спад доходов. Особенно низкими темпами прироста объемов кредитования отличаются те сегменты, кредитные риски по которым особенно высоки: кредиты в иностранной валюте, кредиты для малого и среднего бизнеса, потребительские кредиты, которые ничем не обеспечены [8].
Кроме этого в текущий период продолжаются мероприятия, проводимые Центральным Банком РФ по оздоровлению и укреплению банковской системы. В связи с тем, что были отозваны лицензии около 100 коммерческих банков в 2016 году, Центральный Банк для поддержания выплат вкладчикам кредитовал Агентство по страхованию вкладов (АСВ), с целью сохранения доверия к банковской системе и предотвращения неоправданного ужесточения денежно-кредитной политики со стороны Центрального Банка Российской Федерации. Заметим, что данная мера является противоречивой. С одной стороны, это действительно обеспечивает доверие к проводимой регулятором политике. С другой стороны, масштабы финансовой помощи АСВ могут рассматриваться как дополнительный канал эмиссии денежных средств, что негативно отражается на антиинфляционном регулировании, так как вынуждает Банк России продолжать проведение умеренно жесткой денежно-кредитной политики.
5 Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www .cbr.ru.
С учетом того, что в условиях волативности рубля и высоких процентных ставок российские активы на протяжении всего анализируемого периода были привлекательными для иностранных инвесторов, это отразилось на величине таких показателей, как уменьшение страновой премии за риск и увеличение нетто-притока иностранных инвестиций в РФ, несмотря на введенные санкции, нестабильность цен на энергоносители и продолжающейся рецессии экономики государства. Повышенное внимание иностранных инвесторов к российским активам вызвало повышение оценки кредитоспособности Российской Федерации.
Одновременно с этим нельзя не отметить существенность проводимой Банком России политики дедолларизации, заключающейся не только в поддержании высоких процентных ставок, но и в введении повышенных коэффициентов риска для валютных активов российских банков при определении уровня достаточности капитала, а также увеличении норматива обязательных резервов для валютных обязательств коммерческих банков.
Введенная в 2014 году антикризисная мера по предоставлению ликвидности банковскому сектору в иностранной валюте способствовала прохождению наиболее сложного этапа адаптации банковского сектора и в целом экономики к условиям ограничения доступа на международный рынок капитала. И уже в 2015 году Центральный Банк РФ постепенно сократил объемы рефинансирования в иностранной валюте. В 2016 году эта тенденция была продолжена, так как обязательства кредитных организаций по внешним долгам в иностранной валюте сократилась за этот год с 22 до 7 млрд долларов. Одновременно с этим применяемые инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ нашли свое отражение в потребительской модели поведения и динамике цен [7].
В целом применяемые инструменты денежно-кредитной политики способствовали обеспечению ценовой стабильности, снижению уровня инфляции и ослаблению влияния динамики валютного курса рубля на инфляционные процессы в стране. Позитивные процессы происходили благодаря взвешенной денежно-кредитной политике, проводимой Центральным Банком РФ, и плавающему валютному курсу рубля. В то же время, при всех положительных изменениях внутренних финансовых условий, экономическая ситуация в России характеризуется неоднородностью и неустойчивостью как по отраслям, так и по регионам страны, поскольку для восстановления и закрепления деловой активности хозяйствующих субъектов требуется время.
В ближайшей перспективе Банк России продолжит политику сдерживания инфляции и сохранения умеренно-жестких денежно-кредитных условий. В прогнозном периоде на 20172019 гг. ключевыми причинами, сдерживающими развитие экономики и тенденции увеличения экономического роста, будут являться внутренние структурные факторы и низкие темпы развития мировой экономики. К числу первых следует отнести непростые условия реструктуризации экономики Российской Федерации, ухудшающийся демографический возрастной состав населения, сдерживающая бюджетная политика государства в условиях дефицитности бюджетной системы. С учетом значимости и необходимости тесного взаимодействия денежно-кредитной и бюджетной политик заметим, что сдерживающая динамика бюджетных расходов, обусловленная значительным бюджетным дефицитом, будет оказывать минимальное влияние на экономический рост ввиду сокращения мультипликативного эффекта.
Еще одним фактором, отрицательно воздействующим на рост экономики страны, остается сырьевая направленность экспорта товаров, смещенная в пользу нефтегазовой отрасли и других продуктов добывающего сектора государства. Сохранение несбалансированной структуры экспорта увеличивает чувствительность к изменению внешнего рынка, повышает вариативность цен, что затрудняет снижение инфляции и может потребовать дополнительных усилий и применения инструментов со стороны денежно-кредитной политики. Повышение
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №4 (июль - август 2017)
http://naukovedenie.ru [email protected]
тарифов и административно регулируемых цен планируется в рамках уровня инфляции, что будет условием отсутствия дополнительного давления на инфляционные ожидания со стороны этого фактора. Другая особенность, которая может препятствовать снижению инфляционных ожиданий - высокий уровень неравного распределения доходов среди населения. Структура потребления домохозяйств с низкими доходами смещена в пользу товаров первой необходимости, а чувствительность спроса на такую продукцию очень низкая, так как высока доля продовольствия в структуре потребительской корзины [5].
Так как влияние вышеперечисленных факторов на развитие экономики в 2017-2019 годах велико, то и политика Центрального Банка РФ предполагается оставаться в том же ключе, что и в настоящее время - умеренно-жесткой. Однако по мере закрепления инфляции на уровне целевого показателя 4 % условия денежно-кредитной политики будут смягчаться и поддерживать рост деловой активности в экономике.
Рисунок 3. Динамика и прогнозирование показателей инфляции, %6
Сохранению текущего курса денежно-кредитной политики способствует два основных фактора: сохранение высоких процентных ставок и снижение уровня долговой нагрузки в экономике. Для поддержания отдельных секторов экономики, развитие которых важно для ее реструктуризации Центральный Банк РФ будет использовать специализированные инструменты рефинансирования. Но при этом прогнозируется снижение спроса на них со стороны банковского сектора, так как наблюдаемый в настоящее время избыток ликвидности будет нарастать. Кроме того, денежно-кредитная политика большинства стран-партнеров Российской Федерации носит стимулирующий характер, так как наблюдается медленный рост их экономик в условиях сдержанного спроса. Это способствует сохранению низких процентных ставок на мировых финансовых рынках, что делает более привлекательными российские активы с высокими процентными ставками.
В прогнозном периоде российский финансовый сектор также будет ограничен санкциями, соответственно и возможностями привлечения средств на мировых рынках. Необходимо отметить, что сдерживающий эффект санкций продолжает ослабевать, в том числе и за счет диверсификации источников привлечения. Но по совокупности влияния всех внешних
факторов можно отметить их негативный и сдерживающий характер в прогнозном периоде на экономическое развитие России. Гибкий плавающий курс является важной составляющей особенностью приспособления российской экономики к влиянию внешних условий. В случае отрицательного внешнего воздействия ослабление курса рубля создает естественные стимулы к импортозамещению [5].
Таким образом, можно сделать, что основными рисками для повышения инфляции в прогнозном периоде могут стать непредусмотренные скачки цен на продовольственные товары (допустим в результате неурожая), изменения в бюджетной политики, повышение расходов бюджета или изменения налогового законодательства, а также рост тарифов. Ответные мероприятия, проводимые в рамках блокирования воздействия вышеуказанных рисков будут вынуждать ужесточать денежно-кредитную политику Центрального Банка РФ.
Оценивая тенденции денежно-кредитного регулирования как значимого элемента публичного управления, нельзя не обратить внимания на существование ряда противоречий. Иначе говоря, эффективность денежно-кредитного регулирования имманентно осложняется тем, что достижение одних целей может противоречить реализации других. В этой связи обратим внимание на противоречивость методов регулирования валютного курса монетарным инструментам воздействия на уровень процентных ставок и темпы инфляции. Противоречивость выражается в том, что в условиях значительного и устойчивого положительного сальдо платежного баланса (проявляющегося как в притоке трансграничного капитала, так и в превышении экспорта над импортом) центральные банки национальных государств вынуждены проводить валютные интервенции, чтобы не допустить нежелательного укрепления курса национальной валюты. Вместе с тем, одновременно такие интервенции выступают одним из каналов денежной эмиссии, из-за чего денежная масса возрастает и усиливает инфляционное давление на национальную экономику. Впрочем, на фоне низких цен на нефть начиная с 2014 года, действие данного противоречия на российскую экономику можно признать несущественным. Хотя риски его проявления будут усиливаться в ситуации восстановления максимальных ценовых уровней мирового рынка энергоносителей.
Не менее значим противоречием, осложняющим осуществление эффективного денежно-кредитного регулирования, выступает противоречивость системы рефинансирования банковского сектора инструментам воздействия на структурные параметры (спрос и предложение) внутреннего валютного рынка. Данное противоречие связано с тем, что система рефинансирования кредитных организаций подразумевает потенциальные возможности банков (при наличии соответствующего залогового обеспечения) по получению кредитов у центрального банка, при этом контроль целевого использования этих кредитов отсутствует. Как следствие в условиях нестабильности на валютном рынке банки могут направлять полученные кредитные ресурсы не на кредитование реального сектора и межбанковские кредиты, а использовать их для валютных спекуляций. Реализация и обострение данного противоречия было особенно наглядным в условиях валютного кризиса 2014 года. В текущий момент можно говорить о том, описанное выше противоречия не характерно для российской ситуации. Однако постоянно сохраняются риски возможного снижения цен на нефть на мировых рынках - при их реализации противоречие вновь обострится, особенно на фоне политики плавающего валютного курса Банка России.
Таким образом, понимание сути наблюдаемых в сфере денежно-кредитного регулирования противоречивых тенденций выступает необходимым условием своевременного обнаружения периодов их обострения и выработки мер по современному адекватному разрешению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вахрушев, Д. С. Сравнительный анализ кризисов 2008 и 2014 годов в контексте проблематики устойчивости отечественного рынка финансового капитала [Электронный ресурс] / Д. С. Вахрушев, Д. А. Терентьев // Науковедение (электронный журнал). - 2015. - Том 7. - № 3. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/142EVN315.pdf.
2. Гейвандов, Я. А. Какой Центральный банк нужен Российской Федерации? / Я. А. Гейвандов // Государство и право. - 2016. - № 8. - С. 18-23.
3. Ефимова, Л. Г. Правовая природа Центрального банка РФ / Л. Г. Ефимова // Хозяйство и право. - 2016. - № 5. - С. 21-24.
4. Корчагин, Ю. А. Деньги, кредит, банки / Ю. А. Корчагин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 408 с.
5. Нечаев, А. А. Антикризисные меры государства: проблемы эффективности и контроля / А. А. Нечаев // Банковское дело. - 2016. - №3. - С. 43-51.
6. Павлодский, Е. А. Центральный банк: особенности правового статуса / Е. А. Павлодский // Право и экономика. - 2016. - № 6. - С. 35-38.
7. Полякова, О. Е. Проблемы прогнозирования ключевых показателей при разработке документов стратегического планирования на государственном уровне / О. Е. Полякова // Технологии прикладной политологии и социологии как инструмент повышения эффективности государственного и муниципального управления. - Челябинск, 2016. - С. 253.
8. Хорошев, С. Ставка рефинансирования как антикризисная и антиинфляционная мера: мнения экспертов / С. Хорошев // Банковское дело. - 2016. - №1. - С. 3237.
9. Veselovsky M. Y., Gnezdova J. V., Menshikova M. A., Izmailova M. A., Romanova J. A. Mechanism of Use of Public and Private Partnership in Order to Develop Innovative Economy. Journal of Applied Economic Sciences. - 2015. - Vol. X. - Issue 5 (35). -P. 625-634.
Vakhrushev Dmitry Stanislavovich
The Yaroslavl state university of P. G. Demidov, Russia, Yaroslavl
E-mail: [email protected]
Kalsin Andrey Evgenevich
Yaroslavl state pedagogical university. K. D. Ushinsky, Russia, Yaroslavl
E-mail: [email protected]
Volkov Andrey Yurievich
Russian university of economics named after G. V. Plekhanov Yaroslavl branch, Russia, Yaroslavl E-mail: [email protected]
Polyakova Olesya Evgenievna
Russian academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation
Smolensk branch, Russia, Smolensk E-mail: [email protected]
Monetary regulation as an element of the public administration system in Russia: current trends and contradictions
Abstract. In the public administration system, one of the most significant instruments of the state's impact on the economy is monetary policy, which allows to regulate the dynamics of economic development and to restrain inflation processes. The article describes the system of monetary regulation instruments used by the Bank of Russia at the current stage and provides an assessment of current trends and prospects for monetary policy. It was revealed that the stated main goals for ensuring price and financial stability, provided the high volatility of the external conjuncture as a whole were achieved. The moderately stringent policy pursued contributed to a gradual slowdown in the rates of inflation, as well as stabilization of the situation in the foreign exchange market. Particular attention is paid to the contradictions in monetary regulation manifested in the contradictory nature of the methods for regulating the exchange rate of monetary instruments affecting the level of interest rates and inflation rates, as well as the inconsistency of the system of refinancing and regulating the level of liquidity in the banking sector to the methods of influencing the demand and supply of foreign currency on the domestic foreign exchange market. The conclusion is drawn that the understanding of the essence of contradictory tendencies observed in the sphere of monetary regulation is a necessary condition for the timely detection of periods of their aggravation and elaboration of measures for modern adequate resolution.
Keywords: public administration; state regulation; monetary policy; inflation; forecasting; economic crisis; sustainability of economic systems