Научная статья на тему 'Денежно-кредитная политика как инструмент реализации задач экономического развития'

Денежно-кредитная политика как инструмент реализации задач экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / MONETARY POLICY / FINANCIAL MARKETS / ECONOMIC STRATEGY / SOCIO-ECONOMIC INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаптев Сергей Вениаминович

В статье рассматриваются пути и условия увеличения позитивного влияния монетарной экономической политики на экономическое развитие России. Предмет исследования механизм влияния монетарной политики на экономическое развитие. Цель работы выявление ограничений и факторов, ослабляющих позитивное влияние монетарной экономической политики на развитие реальной экономики. В работе установлено, что монетарная политика обладает существенным положительным эффектом для реальной экономики, проявляющимся в повышении гибкости и эффективности распределения экономических ресурсов в ситуации равновесия на товарных и финансовых ранках, а также в усилении мотивации к инновационной деятельности в условиях жесткой конкуренции. Определены факторы, сдерживающие позитивное влияние этого эффекта на развитие экономики. Сделан вывод о возможности преодоления ограничений экономического развития неэволюционным путем на основе разработки и реализации экономической стратегии, направленной на одновременное и согласованное изменение общественно-экономических институтов для повышения эффективности монетарной политики и увеличения темпов экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monetary Policy as a Tool for Implementation of Economic Development Tasks

The paper examines approaches to increasing the positive impact of the monetary policy on the economic development in Russia. The subject of the research is the mechanism of the monetary policy influencing the economic development. The purpose of the work was to identify constraints and other factors that weaken the positive impact of the monetary policy on the development of the real economy. The paper establishes that the monetary policy has a significant positive effect on the real economy, which is manifested by a higher flexibility and efficiency in distribution of economic resources in a situation of equilibrium on the commodity and financial markets as well as by a stronger incentive to innovation activities in a highly competitive environment. The factors restraining the positive impact of this effect on the economic development are determined. It is concluded that it is possible to overcome limitations of the economic development in a non-evolutionary way by implementation of an economic strategy aimed at a simultaneous and coordinated adjustment of socio-economic institutions to enhance the efficiency of the monetary policy and increase economic growth rates.

Текст научной работы на тему «Денежно-кредитная политика как инструмент реализации задач экономического развития»

экономика и управление

43

УДК 336.74;33676;33678; DOI 10.26794/1999-849X-2018-11-1-43-49

денежно-кредитная политика как инструмент реализации задач экономического развития

Лаптев Сергей Вениаминович, д-р экон. наук, профессор, профессор Департамента корпоративного управления и корпоративных финансов, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]

В статье рассматриваются пути и условия увеличения позитивного влияния монетарной экономической политики на экономическое развитие России. Предмет исследования — механизм влияния монетарной политики на экономическое развитие. Цель работы — выявление ограничений и факторов, ослабляющих позитивное влияние монетарной экономической политики на развитие реальной экономики. В работе установлено, что монетарная политика обладает существенным положительным эффектом для реальной экономики, проявляющимся в повышении гибкости и эффективности распределения экономических ресурсов в ситуации равновесия на товарных и финансовых ранках, а также в усилении мотивации к инновационной деятельности в условиях жесткой конкуренции. Определены факторы, сдерживающие позитивное влияние этого эффекта на развитие экономики.

Сделан вывод о возможности преодоления ограничений экономического развития неэволюционным путем на основе разработки и реализации экономической стратегии, направленной на одновременное и согласованное изменение общественно-экономических институтов для повышения эффективности монетарной политики и увеличения темпов экономического развития.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика; финансовые рынки; экономическая стратегия; общественно-экономические институты.

Monetary Policy as a Tool for implementation of Economic Development tasks

Laptev Sergey V., ScD (Economics), full professor the Corporate Governance and Corporate Finance Department,

Financial University

[email protected]

The paper examines approaches to increasing the positive impact of the monetary policy on the economic development in Russia. The subject of the research is the mechanism of the monetary policy influencing the economic development. The purpose of the work was to identify constraints and other factors that weaken the positive impact of the monetary policy on the development of the real economy. The paper establishes that the monetary policy has a significant positive effect on the real economy, which is manifested by a higher flexibility and efficiency in distribution of economic resources in a situation of equilibrium on the commodity and financial markets as well as by a stronger incentive to innovation activities in a highly competitive environment. The factors restraining the positive impact of this effect on the economic development are determined.

It is concluded that it is possible to overcome limitations of the economic development in a non-evolutionary way by implementation of an economic strategy aimed at a simultaneous and coordinated adjustment of socio-economic institutions to enhance the efficiency of the monetary policy and increase economic growth rates. Keywords: monetary policy; financial markets; economic strategy; socio-economic institutions.

44 экономика и управление

Необходимость поддержания соответствия между денежной массой и потребностью в ней

Современная денежно-кредитная политика России строится на основе принципов монетарной доктрины. Ключевыми ориентирами этой политики являются общий контроль над денежной массой, таргетирование инфляции. В экономически развитых странах такая политика предполагает, что мотивации субъектов хозяйственной деятельности в сфере экономической деятельности стабильны. Изменение этих мотиваций имеет в основном негативный эффект и вызывается инфляцией. Посредством устранения или рациональной минимизации темпов инфляции восстанавливают сложившиеся традиционные мотивации хозяйству-

Посредством достижения равновесия на рынках денег и инвестиций формируются условия, при которых вложение денег в разные сферы экономической деятельности становится одинаково выгодным по соотношению доходности и рисков

ющих субъектов, избавляя их от искажений, уменьшают риски, способствуют повышению экономической активности. Основная часть населения: наемные работники, пенсионеры, студенты, лица свободных профессий — оказывает влияние на экономическое развитие общества главным образом как потребители тем, что в силу изменения их доходов увеличивается или уменьшается спрос на товары или услуги. В результате констатации данного факта косвенно признается, что монетарная политика не имеет прямых рычагов воздействия на эффективность применения факторов производства. Таким образом, с позиций принципов монетарной политики главный канал влияния Центрального банка на экономическое развитие страны состоит в последовательном огра-

ничении инфляции посредством осуществления общего контроля за величиной денежной массы.

На самом деле денежно-кредитная политика Центрального банка в наше время обладает и иными возможностями, которыми нельзя пренебрегать, решая актуальную для России задачу повышения темпов экономического роста.

Регулирование денежной массы в рамках монетарной политики имеет своей конечной целью не только ограничение инфляции, но и обеспечение равновесия на товарных и денежных рынках. При стабильных ценах товарный спрос быстро балансируется с товарным предложением. В результате в каждой сфере экономической деятельности достигается оптимальное распределение экономических ресурсов с точки зрения удовлетворения потребностей в различных видах товаров и услуг. Формирование единых цен означает равенство общих условий экономической деятельности для всех производителей, а потому они ставят перед собой цель добиваться более низких издержек при производстве товаров или оказании услуг либо повышать их привлекательность и качество.

Наличие ценового равновесия на товарных рынках означает, что цены адекватно отражают предпочтения покупателей и сложившийся уровень издержек, понесенных при производстве и реализации товаров в каждой сфере экономической деятельности. Если нет ценового равновесия, то и нет одинаковых либо однородных товаров. Точно также требования рынка к соотношению цены и качества четко не фиксированы, распределение цен на товары с разными потребительскими характеристиками выглядит случайным, создается видимость, что рынок способен принять любые неодинаковые виды товаров, производство которых связано с любыми издержками.

Постоянное поддержание ценового равновесия на товарных рынках усиливает конкуренцию между производителями одинаковых и однородных товаров либо услуг, способствуя тому, что ориентиры производителей одинаковых либо однородных товаров или услуг в отношении издержек, качества и потребительских характеристик товаров становились более четкими и определенными количественно и качественно.

Поддерживая постоянное соответствие между денежной массой и потребностью в ней для обмена товаров, Центральный банк способствует поддержанию эффективной конкуренции в каждой сфере экономической деятельности, формированию четких ориентиров производителей в отношении необходимого уровня издержек производства (и реализации) товаров, их необходимых потребительских характеристик и качества. Тем самым косвенно Центральный банк обеспечивает условия, при которых деятельность каждого производителя по регулированию (снижению) издержек, управлению качеством и потребительскими характеристиками производимых товаров и услуг оказывается более результативной и эффективной.

Получение дополнительного дохода от инноваций на основе рыночного механизма как главный мотив развития современной экономики

Посредством достижения равновесия на рынках денег и инвестиций формируются условия, при которых вложение денег в разные сферы экономической деятельности становится одинаково выгодным по соотношению доходности и рисков. Предпосылками достижения такого состояния являются отсутствие входных барьеров для проникновения в те или иные сферы экономической деятельности и низкие транзак-ционные издержки совершения сделок, связанных с перемещением экономических ресурсов из одной сферы экономической деятельности в другую. При таких предпосылках формируется некоторый базовый минимальный уровень выгодности вложений капитала в различные сферы экономической деятельности, оцениваемый по соотношению доходности и рисков. Если перемещение капиталов и ресурсов из одной сферы экономической деятельности в другую доступно каждому предпринимателю, выравнивание степеней выгодности вложений осуществляется быстро.

В данном случае при ценовом равновесии рынков денег и инвестиций предпринимателю должно быть все равно, в какую сферу экономической деятельности вкладывать капитал и иные ресурсы. Любые различия в степени выгодности вложений капитала, устранимые посредством

перелива капиталов и ресурсов из одной сферы деятельности в другую (где условия лучше), будут быстро устраняться. Те производители, кто в соответствующей сфере деятельности получал выгоду выше обычного, вследствие перелива капиталов и иных ресурсов быстро ее утратят.

Регулирование денежной массы в рамках монетарной политики имеет своей конечной целью не только ограничение инфляции, но и обеспечение равновесия на товарных и денежных рынках

Когда одинаковая базовая минимальная степень выгодности вложений в различные сферы экономической деятельности установится, у участников рынка появится интерес к получению такой надбавки к обычной базовой доходности вложений (при данном уровне риска), которая не может поступить в общий фонд выравнивания доходностей посредством перелива капиталов, рабочей силы и других ресурсов из одних сфер экономической деятельности в другие. Условия постоянного, относительно длительного получения такой надбавки следующие:

1) монополизация соответствующей сферы деятельности с установлением экономических высоких барьеров для входа в данную, относительно более выгодную сферу деятельности;

2) создание административных, бюрократических ограничений для входа, а также заключения ключевых сделок в сферах наиболее выгодного приложения капитала на основе системы «кланового капитализма» [1], установления теневых либо криминальных альянсов крупного бизнеса с коррумпированными чиновниками;

3) создание механизма перераспределения доходов от владельцев первичных факторов производства, чьи права собственности недостаточно защищены, к доминирующим экономическим субъектам, обладающим достаточной властью для защиты своих прав и постоянного получения выгоды от нарушения чужих прав;

46

экономика и управление

4) осуществление инноваций, востребованных рынком.

Очевидно, что рынок может быть поставлен на службу интересам основной части общества и обеспечивать экономическое развитие и высокий уровень благосостояния общества только в случае, если все прочие способы получения дополнительного дохода, кроме осуществления инноваций, будут блокированы правовыми и экономическими институтами общества. В противном случае законы рынка будут подталкивать участников рынка к получению дополнительных доходов теми путями, которые являются для них наиболее легкими и не запрещены законодательством и обычаями, утвердившимися неформальными нормами поведения.

Неравновесие товарных и финансовых рынков как фактор, снижающий эффективность монетарной политики, и пути его преодоления

Согласно Э. Дюркгейму социальное1 появляется в результате ограничения инстинктивных, неосознанных форм поведения, мышления, действия [2, с. 29-39]. Постепенно степень распространения социальных форм поведения, действия, мышления увеличивается, но только на основе и под влиянием принудительного ограничения инстинктивных, стихийных форм, господствовавших прежде. «Политические и экономические устойчивые структуры, или паттерны, особенно когда они охватывают государства и напряжения, связанные с войной, системами собственности и рынками, можно наилучшим образом увидеть при исследовании многих взаимосвязанных историй в течение долгого периода времени» [3, с. 23].

Страны цивилизованного рынка потому и цивилизовались, что в них на протяжении длительной истории принудительно формировались такие нормы, правила поведения, которые обеспечивали экономические выгоды все

1 Конечными причинами социальных изменений согласно Дюркгейму выступают идеи и духовные ценности людей, которые они реализуют на практике. По существу, он разделял ту точку зрения, что не общественное бытие определяет общественное сознание, как утверждал Маркс, а общественное сознание определяет общественное бытие.

большему количеству людей. Невозможно построить цивилизованную рыночную экономику, обеспечивающую массовое распространение и реализацию инноваций, до тех пор, пока общество не создаст достаточную критическую массу ограничений стихийных проявлений монополизма, кланового капитализма, поиска и присвоения ренты посредством нарушения чужих прав. Только тогда поиск дополнительных доходов для большинства предпринимателей будет последовательно направлен на многозатратный, связанный с высокими рисками и неопределенностью путь реализации инноваций.

До тех пор пока этого не произойдет, российская монетарная политика не сможет в полной мере извлекать из этой политики те выгоды, которые связаны с последовательной реализацией позитивных экономических эффектов, формируемых в условиях ценового равновесия товарных и финансовых рынков. Иными словами, тонкие инструменты настройки, применяемые Центральным банком, не могут обеспечивать равновесия товарных и финансовых рынков и реализовывать вытекающие из него выгоды эффективного использования ресурсов и высокой мотивации предпринимателей к инновациям в ситуации, при которой рынки выведены из состояния равновесия факторами неупорядоченной монополизации, проявлениями кланового капитализма и рентоориентиро-ванным поведением доминирующих игроков рынка [1, с. 82-85], получающих выгоду из нарушения чужих прав.

Неравновесие товарных и финансовых рынков проявляется в их неэффективности, т.е. в способности отдельных игроков постоянно получать прибыль выше обычного, не устранимой на основе текущих перемещений капиталов и иных видов экономических ресурсов. Длительно сохраняемое неравновесие рынков, проявляющееся в существенном различии норм доходностей в разных сферах экономической деятельности, не обусловленное различиями в уровнях рисков, для цивилизованной экономики и общества оправдано только появлением и реализацией инноваций. Однако уровень инноваций в российской экономике существенно ниже, чем в экономически развитых странах, а уровень неравновесия существенно выше.

Таблица

валовая добавленная стоимость в отдельных сферах экономической деятельности России

в расчете на одного занятого, тыс. руб.

сфера экономической деятельности 2005 2010 2013

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 115,39 219,19 320,80

в % к средней величине по экономике 41,55 36,75 38,29

Добыча полезных ископаемых 1839,82 3645,93 5482,72

в % к средней величине по экономике 664,1 611,2 654,3

Обрабатывающие производства 281,33 578,4 853,34

в % к средней величине по экономике 101,3 96,97 101,84

Строительство 81,99 479,3 699,29

в % к средней величине по экономике 29,5 80,35 83,45

Транспорт и связь 360,51 686,37 940,77

в % к средней величине по экономике 129,82 115,07 112,27

Финансовая деятельность 2050,30 1582,08 2175,20

в % к средней величине по экономике 738,31 265,23 259,60

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 367,23 912,08 1179,70

в % к средней величине по экономике 132,23 152,90 140,79

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 327,09 664,37 796,86

в % к средней величине по экономике 117,79 111,38 95,1

Государственное управление и обеспечение военной безопасности 284,85 621,26 1022,47

в % к средней величине по экономике 102,57 104,15 122,02

в среднем по экономике 277,70 596,49 837,92

Источник: рассчитано автором по данным Федеральной службы государственной статистики [5] путем деления показателей валовой добавленной стоимости видов экономической деятельности на численность занятых.

Так, в Национальном докладе об инновациях, подготовленном в конце 2014 г., отмечалось: «Доля инновационной продукции в России в общем выпуске 8-9% (в странах лидерах — 15%) и не растет за последние 3 года... Производительность труда по экономике России в целом в два и более раз отстает от стран-лидеров, положительной динамики нет. Результаты российских инноваций все еще обладают низкой конкурентоспособностью — 0,4% доля России

в общем мировом экспорте высокотехнологичных товаров» [4, с. 7].

Об уровне неравновесия в экономике можно судить по степени различий в величине валовой добавленной стоимости (далее — ВДС) на одного работника в разных сферах экономической деятельности. Различия свидетельствуют о том, какими возможностями обладает та или иная сфера экономической деятельности в межотраслевом перераспределении доходов в свою

48

экономика и управление

пользу. Можно утверждать, что в настоящее время инновационная деятельность пока не является существенным фактором перераспределения доходов в обществе. Существенно более благоприятное положение отдельных сфер экономической деятельности по сравнению с другими сферами обусловлено в первую очередь способностью этих сфер увеличивать свои доходы выше обычного среднего уровня на основе использования факторов монополизации производства, сравнительных преимуществ (в финансировании, доступе к бюджетным средствам и кредитам, к конкурсным торгам и т.д.), предоставляемых компаниям представителями органов государственной и муниципальной власти, либо возможностей перераспределения части доходов слабо защищенных участников рынка (наемных работников, потребителей, мелких вкладчиков и акционеров компании, младших партнеров и т.д.) в пользу представителей крупного бизнеса. В межотраслевом обмене перераспределению подлежит не прибыль, а вся добавленная стоимость, поэтому сферы экономической деятельности различаются не только уровнем прибыльности, но и величиной заработных плат. Нередко прибыль компаний уменьшается сознательно ради увеличения заработных плат руководителей и работников, вот почему различия между сферами деятельности проявляются и в значительном различии заработных плат. Поэтому различия сфер экономической деятельности по показателю «ВДС в расчете на одного занятого», на наш взгляд, полнее и точнее отражают неэффективность рынков и возможности отдельных организаций различными способами перераспределять доходы в свою пользу. В таблице отражены данные за девять лет до наступления финансово-экономического кризиса. В период кризиса отдельные факторы могут существенно менять обычную, стихийно складывающуюся картину. Стихийный ход развития событий в межкризисный период показывает общую тенденцию. Уровень неэффективности рынков, степень различия возможностей отдельных сфер экономической деятельности влиять на распределение доходов можно измерить соотношением наивысшего (сфера добычи полезных ископаемых) и наименьшего (сельское хозяйство) показателя ВДС

на одного занятого: за рассматриваемый период разрыв не сокращается, а плавно увеличивается.

выводы

Не детализируя анализ (это отдельная тема, требующая специального рассмотрения), можно утверждать, что российские товарные и финансовые рынки не эффективны, поскольку недостаточно ограничивают возможности получения дополнительных доходов их участниками за счет факторов монополизации, «кланового капитализма» и реализации ренты крупными компаниями посредством перераспределения в их пользу доходов сла-бозащищенных участников рынка. Поскольку неэффективность рынков со временем не преодолевается, а даже несколько увеличивается, Центральный банк не может в одиночку повысить эффективность своей монетарной политики. Ибо главные, скрытые эффекты этой политики (максимизируемые как раз в состоянии равновесия) связаны с возможностями быстрого и гибкого межотраслевого перемещения ресурсов и капитала, повышающего народно-хозяйственную эффективность экономики, а также с усилением мотивации к инновационной деятельности и могут реализовываться лишь в условиях повышающейся эффективности товарных и ресурсных рынков.

Это частично объясняет тот факт, что монетарные политики, проводимые в экономически развитых странах, в настоящее время обеспечивают темпы экономического роста в этих странах, существенно более высокие, чем в России, ибо главный скрытый эффект такой политики в России либо не реализуется совсем либо многократно ослаблен. В экономике действуют спросовые ограничения, связанные с жестким контролем денежной массы: «смягчение денежно-кредитной политики будет постепенным и взвешенным и станет способствовать сохранению стимулов к сбережениям в экономике» [6, с. 3]. Однако в значительной мере блокированы рыночные силы, способные придать экономике более высокую динамику.

Ситуацию можно исправить. И поскольку это необходимо сделать в крайне сжатые исторические сроки, то исправлять ее следует не путем долгого эволюционного развития экономиче-

ских, в том числе финансовых, институтов, а путем разработки и реализации экономической стратегии развития, обеспечивающей быстрые, согласованные изменения институциональной среды сразу по нескольким направлениям одновременно. Цель такой стратегии — в ближайшие исторические сроки добиться существенного повышения эффективности товарных и финансовых рынков и положительной динамики их последующего развития.

Направления, на которые необходимо действовать:

• радикальное повышение защищенности прав участников рынка, которые прежде были защищены недостаточно (наемных работников, миноритарных акционеров и вкладчиков, потребителей, не доминирующих деловых партнеров и т.п.);

• декриминализация системы государственного и муниципального управления

на основе радикального исключения возможности для соответствующих представителей заниматься бизнесом напрямую либо через своих родственников и знакомых, обеспечения реальной подотчетности выборных лиц своим избирателям с возможностью их досрочного отзыва и т.п.;

• обеспечение реальной независимости от исполнительной власти судов и прокуратуры, следственных органов, их радикальная чистка от элементов, вовлеченных в коррупционные схемы;

• реальное обеспечение равных возможностей представителям малого, среднего и крупного бизнеса в кредитовании, участии в конкурсах и торгах, государственных программах и проектах, при получении лицензий и льгот, различного рода преимуществ.

литература

1. Зингалес Л. Капитализм для народа. Либеральная революция против коррумпированной экономики. М.: Изд-во Института Гайдара, 2016. 338 с.

2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. 352 с.

3. Коллинз Р. Макроистория: очерки социологии большой длительности. М.: УРСС: ЛЕНАНД, 2015. 504 с.

4. Министерство экономического развития России. Открытое Правительство. РВК. Национальный доклад об инновациях в России 2015. 144 с.

5. Федеральная служба государственной статистики. Российский статистический ежегодник — 2015 г. URL: http://www.gks.ru/ bgd/regl/b15_13/Main.htm (дата обращения: 01.09.2017).

6. Банк России. Доклад о денежно-кредитной политике. М., 2017. № 3. 67 с.

REFERENCES

1. Zingales L. A liberal revolution against the corrupt economy [Kapitalizm dlya naroda. Liberal'naya revolyuciya protiv korrumpirovannoj ehkonomiki]. Moscow, Publishing house of Institut Gajdara, 2016,338 p.

2. Dyurkgejm E. H. Sociology. Its subject, method, purpose. [Sociologiya. Ee predmet, metod, prednaznachenie]. Moscow, Kanon, 1995, 352 p.

3. Kollinz R. Macrohistory: essays in sociology of the long duration [Makroistoriya: ocherki sociologii bol'shoj dlitel'nosti]. Moscow, LENAND, 2015, 504 p.

4. The Ministry of economic development of Russia. Open Government. RVC. National report on innovation in Russia [Ministerstvo ehkonomicheskogo razvitiya Rossii. Otkrytoe Pravitel'stvo. RVK. Nacional'nyj doklad ob innovaciyah v Rossii]. Moscow, Proekt, 2015, 144 p.

5. Federal state statistics service. Russian statistical Yearbook — 2015 [Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik — 2015 g.]. URL: http://www.gks.ru/ bgd/regl/b15_13/Main.htm. (accessed 01.09.2017).

6. The Bank оf Russia. The report on monetary policy [Bank Rossii. Doklad o denezhno-kreditnoj politike]. Moscow, 2017, No. 3, 67 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.