Источники:
1. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н) (ред. с изм. и доп.) // СПС Консультант Плюс.
2. Аксенова, Ж. А. Проблемы оценки системы внутреннего контроля организации / Ж. А. Аксенова, О. В. Ищенко, В. В. Салий // Деловой вестник предпринимателя. - 2020. - № 1(1). - С. 8-11. - EDN ZGPWTO.
3. Аксенова, Ж. А. Налоговая нагрузка как фактор финансовой устойчивости организации в условиях цифровизации экономики / Ж. А. Аксенова, О. В. Ищенко, В. В. Салий // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 43(2). - С. 322-328. - EDN NLJATG.
4. Ивашкевич В.Ю. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник. - М.: Магистр, Инфра-М, 2020. - 576 с.
5. Ильин, С.Ю. Эффективность использования денежных средств / С.Ю. Ильин // Транспортное дело России. - 2021. - N° 3. - С. 71-72.
6. Ищенко, О. В. Анализ и планирование финансово-экономических показателей коммерческой организации в условиях цифровизации экономики / О. В. Ищенко, Ж. А. Аксенова, Е. Ю. Сосна // Естественно-гуманитарные исследования. - 2023. - № 1(45). - С. 136-143. - EDN IMYQHN.
7. Казакова, Н. А. Управленческий анализ в различных отраслях: Учебное пособие / Н.А. Казакова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2020. - 288 с.
8. Качкова О.Е. Бухгалтерский финансовый учет: учебник / Качкова О.Е., под ред.,Алейникова М.Ю.,БарановаЕ.Н., ДеминаИ.Д.и др.- Москва: КноРус,2020.-551с
9. Теоретические основы бухгалтерского учета : Учебное пособие / Ж. А. Аксенова, О. В. Ищенко, Т. Е. Глущенко, Н. В. Ходарино-ва. - Краснодар : Индивидуальный предприниматель Кабанов Виктор Болеславович (Издательство "Новация"), 2022. - 194 с. -ISBN 978-5-00179-161-4. - EDN ANTFZE.
EDN: GAEQKU
О.П. Воронина - к.э.н., доцент кафедры денежного обращения и кредита, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
O.P. Voronina - candidate of economics, associate professor of the department of monetary circulation and credit, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
В.В. Антонова - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
V.V. Antonova - student of economics faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
И.С. Христенко - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
I.S. Khristenko - student of economics faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА И ПУТИ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ MONETARY SYSTEM AND WAYS TO IMPROVE IT
Аннотация. Предметом исследования в статье являются элементы, механизмы и инструменты денежной системы. Денежная система является основой финансовой системы и значимой частью экономической системы государства. В исследовании рассматриваются функционирование национальной валюты, способы поддержания устойчивости национальной валюты; определены взаимосвязи между стабильностью денежной системы и устойчивым развитием экономики. Рассмотрено влияние на развитие денежной системы макроэкономических факторов; глобализации и внешнеэкономических санкций. В статье проанализирована структура денежной системы, правовое поле определения понятия «денежное обращение», сущность и содержание данного термина. Проанализированы основные направления регулирования денежно-кредитной политики государства со стороны государства, как поддержание достаточного количества денежных единиц в обращении через соотношение между фактической стоимостью товаров, услуг и доходами населения. Также рассмотрена новизна денежной системы РФ во всех её проявлениях.
Abstract. The subject of the research in the article are the elements, mechanisms and tools of the monetary system. The monetary system is the basis of the financial system and an important part of the economic system of the state. The study examines the functioning of the national currency, ways to maintain the stability of the national currency; the relationship between the stability of the monetary system and the sustainable development of the economy is determined. The influence of macroeconomic factors on the development of the monetary system is considered: globalization and foreign economic sanctions. The article analyzes the structure of the monetary system, the legal field of the definition of the concept of "monetary circulation", the essence and content of this term. The main directions of regulation of the monetary policy of the state by the state are analyzed as maintaining a sufficient number of monetary units in circulation through the ratio between the actual cost of services and goods and the income of the population.
Ключевые слова: денежная единица, денежное обращение, денежная система, национальная валюта, рубль, наличная и безналичная формы расчёта, цифровой рубль.
Keywords: monetary units, monetary circulation, monetary system, national currency, ruble, cash and non-cash forms of settlement, digital ruble.
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что современная государственная денежная система - это системный комплекс взаимодействия различных государственных структур, организаций, бизнеса и т.д. в сфере денежного обращения, т.е. постоянного процесса движения денег как средства обращения и платежа в государстве. Денежная система характеризуется принципами комплексности, исторически сложилась в данном государстве, закреплена на нормативном законодательном уровне. Денежное обращение соединяет две формы движения денег. Наличная и безналичная формы движения денег направлены на оборот общественного продукта, нетоварные платежи и расходы.
Содержание
Денежная система одной из первых испытывает на себе влияние международных экономических взаимоотношений и проявляет результаты данного воздействия в ценовой политике и стоимости основного капитала.
Хочется отметить, что за влияние на дестабилизацию, деформацию и плановое развитие экономики отвечают санкции, но они не останавливают её развитие. Глобальный характер экономической системы особенно проявляется именно в денежной системе, т.к. изменения на глобальном уровне в формате изменения логистических связей, изменения внешнеторговых связей проявляются на уровне цен товаров и услуг, стоимости валюты и изменения курса рубля. Общественно-политическая обстановка, в которой важное значение имеют в настоящий момент транснациональные корпорации, приводит к нарушениям стабильного развития денежной системы. В этих условиях повышенной неопределенности увеличивается роль государства в регулировании денеж-
ной системы. В новых условиях организация государственной политики в сфере денежной системы становится основным драйвером организации инновационных процессов. Современные государственные программы создают условия для стабильного и устойчивого развития финансового рынка, устойчивости национальной валюты, поиска новых партнеров и выхода на евразийские рынки, создается новый формат экономических объединений экономической интеграции.
Устойчивая денежная система способствует увеличению количества инвестиций, возможности реализации инвестиционных проектов, повышению уровня инвестиционной привлекательности. Без стабильной денежной системы не будет выстроена система инноваций, создание новых товаров, технологий, услуг, модернизация материально-технической базы, расширение ассортимента. Устойчивая денежная система дает возможности для стабильного и опережающего социально-экономического развития.
В современных условиях внешнеэкономических санкций денежная система испытывает беспрецедентное давление со стороны ряда государств, международных экономических союзов и транснациональных корпораций. Данное внешнее вмешательство приводит к тому, сто происходит нарушение налаженных финансовых взаимоотношений и связей, происходит дестабилизация курса валют, что негативно сказывается на ряде инвестиционных проектов, стоимости основного капитала, личных накоплениях, ценовой политике. Были отключены российские пользователи от ряда международных платежных систем, возникли нарушения международных торговых и производственных связей, поставок и действий договоров.
При этом внешнеэкономические санкции создают диспаритет между валютами на финансовом рынке. Данные факторы приводят к снижению эффективности финансового рынка, особенно в сфере долгосрочного финансирования в сферу основного капитала и реализации инвестиционных проектов. Основными государствами, которые инициируют внешнеэкономические санкции, являются страны Евросоюза и США. В условиях санкций происходит трансформация экономических механизмов, что приводит к изменениям процессов в денежной системе и новых методов реагирования на актуально возникающие вызовы.
Проблемным полем является недостаточное развитие и эффективность финансового рынка, особенно его сегментов, связанных с долгосрочным финансированием инвестиций и инноваций. Необходимо стимулировать развитие внутреннего рынка и привлечения большего числа инвестиций [4].
Денежная система является основой экономики любого государства и от ее функционирования зависит благосостояние населения. Основой денежной политики является устойчивое функционирование национальной валюты. Официальная денежная единица (валюта) РФ - это российский рубль, который состоит из ста копеек. Согласно нормативным документам определено, что эмиссия безналичных денег может осуществляться коммерческими банками, а эмиссия наличных денег - центральными банками [2].
Рубль функционирует как национальная валюта в трех формах: наличная, безналичная, цифровая (рисунок 1).
формы национальноой валюты (рубль)
1 1
наличная (1 рубль = 100 копеек) безналичная форма (юридическая фикция, задолженность банка перед клиентом и право требования клиента к банку о получении данных денег цифровой рубль (цировая форма национальной валюты)
Рисунок 1 - Формы национальной валюты (рубль)
Российский рубль как национальная валюта имеет ряд приоритетов по сравнению с другими мировыми валютами: это величина российской экономики, значительные объемы экспорта; развитое взаимодействие с иностранными государствами; переход к таргетированию инфляции и ее стабилизация, что дает возможность рублю быть признанной также как резервная валюта [8]. В отношении национальной валюты действуют и определенные ограничения, которые можно охарактеризовать прежде всего как приверженность сырьевому характеру экономики и действия режима санкций.
Ключевым понятием в функционировании денежной системы является понятие денежного обращения. Правовое определение данного термина является ключевым для функционирования денежных единиц в пределах экономической системы. Под денежным обращением понимается как постоянный и непрерывно повторяющийся процесс движения денежных единиц в пределах экономических взаимоотношений. Выделяется несколько основных подходов к определению термина «денежное обращение» (рисунок 2) [3].
денежное обращение
| |
движение национальной и иностранной валюты, которое основано в соответствии с нормативными документами федерального уровня формы и порядок движения денежной массы в пределах государства* регулируемые |||С.'1С|М П.МЫМН правовыми актами элемент денежного оборота в форме наличных средств
Рисунок 2 - Денежное обращение
Денежные единицы являются средством обмена и платежа в качестве платежного средства, средства обращения, покупательного средства, определении меры стоимости, функции средства накопления и сбережения. Структура денежной системы РФ представлена следующими структурными элементами (рисунок 3) [5].
Структура денежной системы
1 1
денежная единица порядок эмиссии наличных денег регулирование и организация денежного обращения
Рисунок 3 - Структура денежной системы
Государственная денежно-кредитная политика направлена на обеспечение защиты и устойчивости рубля. Организация и регулирование денежного обращения осуществляется Центральным Банком РФ в рамках совместной государственной кредитно-денежной политики совместно с Правительством РФ. Основные инструменты денежно-кредитной политики Центробанка представлены на рисунке 4.
инструменты денежно-кредитной политики РФ
процентные ставки по операция Банка, резервные требования прямые количествен ные ограничения операции на открытом рынке, валютные интервенции рефинансир ование кредитных организаций установлени е ориентров роста денежной массы эмиссия облигаций от своего имени
Рисунок 4 - Инструменты денежно-кредитной политики Центробанка РФ
В состав денежно-кредитной политики государства входит система мероприятий и процессов, которая регулирует количество денежных средств в обращении. Пути совершенствования денежной системы находятся прежде всего в эффективности денежно-кредитной политики государства. Государственная монетарная политика - это ключевой фактор, который способствует устойчивости национальной экономической системы, стабильности и эффективному использованию ресурсов, экономической безопасности. Ответственность за реализацию денежно-кредитной политики возложена на Центробанк России. Механизмы денежно-кредитного регулирования экономики, которые реализуются Банком России, являются частью макроэкономической политики государства [7].
В данном направлении определены стратегические направления совершенствования денежно-кредитной политики государства, прежде всего: повышение устойчивости национальной валюты, стабильное состояние рубля, снижение инфляции, повышение уровня доходов населения и инвестиционная активность.
Факторы неопределенности, возникающие в условиях санкций, увеличивают риск инфляции и снижения курса рубля по отношению к другим валютам. В целях преодоления данных рисков Центробанк реализует следующие мероприятия (рисунок 5).
Система мер по регулированию и повышению стабильности денежно-кредитной политики
I I
режим плавающего валютного курса ключевая ставкя может быть повышена или снижена Центрбанком льготные банковские программы и особые услояия поддержки заемщиков
Рисунок 5 - Система мер по регулированию и повышению стабильности денежно-кредитной политики
Денежная система должна быть направлена на активизацию внутренней экономической системы. Коммерческие банки выступают регулятором денежного оборота и дают заёмные средства на нужды физических лиц и организаций. Кредитование предприятий является важным для диверсификации бизнеса, расширения производства, приобретения и модернизации оборудования, реализацию инвестиционных проектов, повышение качества продукции, расширение рынков сбыта. Предприятия могут также использовать инструменты диверсификации бизнеса в виде выпуска ценных бумаг, которые приобретаются коммерческими банками как основными участниками финансового рынка. Кредиты, получаемые от коммерческих банков, в условиях неопределенности дают возможность оперативно получать денежные средства на нужды бизнеса и обеспечить непрерывность производства. При этом необходимо учитывать возможности предприятия по возврату заёмных средств. В связи с этим важное значение приобретают действия государства как регулятора, который устанавливает кредитные каникулы, позволяющие высвободить заёмные средства для развития бизнеса. Такие решения принимались в период пандемии коронавируса.
В условиях ограничения международного сотрудничества с европейскими банками необходимо разви-
вать более активные взаимоотношения с банками Восточной Азии и Ближнего Востока, используя инструменты инфраструктур и реализуя совместные инвестиционные проекты.
Использование механизма повышения/понижения или повышения ключевой ставки позволяет регулировать спрос и цену. В 2023-2924 г.г. Центробанк делает прогноз, что ключевая ставка будет составлять показатель в пределах 7,5-8 %. Именно на этом показателе необходимо удерживать ключевую ставку, чтобы не вызвать повышения уровня инфляции. В декабре 2023 года Центробанк установил ключевую ставку на уровне 16 % в целях сдерживания инфляционного давления, денежно-кредитных потребностей и более взвешенного подхода к кредитованию. Посредством регулирования ключевой ставки ЦБ проводит управление процентными ставками. Риски инфляции в современной экономической ситуации остаются весьма высокими, т.к. российская экономика демонстрирует высокий уровень роста [1]. По итогам анализа Всемирного банка экономика России признана пятой в мире по показателям ВВП по паритету покупательской способности. По показателям инфляции Центробанк установил показатель не более 4 % годовой инфляции. По прогнозам ЦБ, дальнейшие решения по размеру ключевой ставки в 2024 году будут приниматься исходя из реальной ситуации, обусловленной инфляционными рисками.
Управление денежной массой также является важной задачей управление денежной массой в целях обеспечения стабильности экономической системы страны. Денежная масса, состоящая из наличной и безналичной денежной составляющей, является важным показателем экономического роста и благосостояния населения. В аспекте развития глобальной цифровой экономики возникают новые вызовы для увеличения денежной массы, т.к. российская экономика растет достаточно высокими темпами, что в свою очередь свидетельствует об увеличении количества денежной массы прежде всего за счет кредитов. При этом увеличивается доля внутреннего и международного безналичного платежного оборота, что создает повышение роли электронных денег в экономике. При этом показатель ликвидности электронных денег ниже, чем наличных: они поступают на счет продавца несколько позже того времени, когда была совершена покупка услуги или товара.
Вместе с тем при растущей экономике важно обеспечить потребность в доступных кредитах для предприятий. Драйвером развития экономики и важной составляющей денежно-кредитной политики становится дифференцированный подход к предоставлению льготных кредитов, особенно в отраслях, имеющих важное значение для импортозамещения в условиях санкций. Для этого действуют программы льготного кредитования коммерческих банков, фондов развития промышленности и поддержки инноваций. Эти действия обеспечат реализацию инновационных экономических процессов, поиска новых партнеров, организацию новых производственных линий, расширение объемов производства, организацию экспорта на новые рынки.
В части стратегических задач в функционал денежно-кредитной политики входят следующие действия нормативно-управленческого характера: контроль, разработка стратегических нормативно-правовых документов. Таким образом, в рамках стратегических задач денежно-кредитная политика и механизмы денежного обращения являются контролирующим и регулирующим фактором действия денежной системе на территории государства. Особенностью денежно-кредитной политики как инструмента управления является общий характер ее деятельности: положениям денежно-кредитной политики обязаны подчиняться все российские и иностранные юридические и физические лица. Такой характер действия норм денежно-кредитной политики и денежного обращения обусловлен тем обстоятельством, что денежное обращение основывается на началах юридической законности, а документы в сфере денежного обращения регулируются законодательно на федеральном уровне [6].
Эффективность денежно-кредитной политики государства определяется следующими показателями (рисунок 6).
Рисунок 6 -Эффективность государственной денежно-кредитной политики
Также хочется отметить новизну денежной системы РФ, то, как она проявляется и какое влияние оказывает на экономику. К 2023 году новизна денежной системы РФ проявляется в разных аспектах. Центральный Банк разрабатывает внедрение цифрового рубля, который, в свою очередь, приведет экономику на новый и важный этап развития денежно-кредитной системы. Благодаря появлению цифрового рубля увеличиться работа платёжных систем, снизиться стоимость платёжных услуг и повыситься доступность финансовых услуг для всего населения.
В наше время часто начали использовать цифровые технологии, такие как блокчейн и цифровые платёжные системы. Они могут повлиять на варианты более удобных и безопасных финансовых транзакций, а также на новые механизмы их контроля. Кроме того, цифровые платёжные системы откроют новые возможности для роста международного сотрудничества, что повысит скорость и безопасность платёжных услуг. Для защиты персональных данных и конфиденциальной информации платежа создаются сферы защищённой среды, где
произойдёт предотвращение фишинга и мошеннических действий.
В связи с меняющейся макроэкономической ситуацией и внешними условиями в мире, Центральный банк России принимает новые меры по регулированию денежно-кредитного рынка и ключевой ставкой.
Благодаря инновациям в российской денежно-кредитной системе, которые влияют на экономику и финансовый сектор в целом, улучшается финансовая интергация, снижаются затраты на финансовые операции и повышается эффективность денежно-кредитной системы страны.
Заключение
Таким образом, можно сделать выводы по результатам анализа. Денежная система - это основа экономической системы, которая испытывает на себе влияние санкций и глобализации. Отключение от международных платежных систем, существенное изменение способов ведения бизнеса с иностранными партнерами привели к необходимости принятия срочных действенных мер по укреплению национальной валюты и проведения активной государственной политики по стимулированию развития внутреннего рынка. Государственное регулирование экономического обращения осуществляется экономическими методами и административными способами экономического регулирования объема денежной массы. Активная государственная политика в сфере денежного обращения реализуется через ряд механизмов, которые действуют как стимулирующие развитие внутреннего рынка. Налоговые льготы, инвестиционные программы, кредитование и лизинг предприятий импортозамещающего и инновационного сектора являются эффективными показателями того, как государство проводит активную политику в сфере развития внутреннего рынка.
Источники:
1. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс] - Режим доступа // https://cbr.ru//.
2. Андреева А. Р., Рощектаева У. Ю. Влияние ценообразования на состояние экономической безопасности РФ // Наука и современное общество: актуальные вопросы, достижения и инновации. Материалы Международной студенческой научно-практической конференции в рамках Дней студенческой науки ФГБОУ ВО КубГТУ. - Краснодар. - 2022. - С. 35 - 44.
3. Арзуманова Л. Л. Денежное обращение и история его развития (финансово-правовой аспект): Монография / Под ред. Е. Ю. Грачевой. Москва: Проспект. - 2018. - 264 с.
4. Белоногов, А. В. Понятие денежного обращения и денежной системы. Основы государственного регулирования денежного обращения // Молодой ученый. - 2022. - № 26 (421). - С. 168-172.
5. Валиуллина Л. В. Финансовая система РФ, проблемы и пути совершенствования // Актуальные исследования. - 2023. - .№24 (154). Ч.П. - С. 33-36.
6. Воронина О. П. Направления совершенствования денежной системы РФ: экономика и управление в условиях современной России. // Материалы VI национальной научно-практической конференции, посвященной 20-летит факультета управления и 100-летию кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина. - 2021. - С. 53-58.
7. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е. Ф. Жуков, Н. М. Зеленкова, Л. Т. Литвиненко / Под ред. проф. Е. Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022.
8. Сафина Д.М. Управление ключевыми показателями эффективности: учебное пособие. Казань: Казан. ун-т, 2018.
EDN: GONRBA
С.П. Горячих - к.э.н., декан факультета экономики и финансов, Вятский государственный университет, Киров, Россия, [email protected],
S.P. Goryachikh - candidate of economic sciences, dean of the faculty of economics and finance, Vyatka State University, Kirov, Russia;
Н.В. Гамулинская - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Вятский государственный университет, Киров, Россия, [email protected],
N.V. Gamulinskaya - candidate of economic sciences, associate professor of accounting, analysis and audit department, Vyatka State University, Kirov, Russia;
К.А Печенкин - аспирант, Вятский государственный университет, Киров, Россия, [email protected],
K.A. Pechenkin - graduate student, Vyatka State University, Kirov, Russia.
БЮДЖЕТНЫЕ РИСКИ, ИХ ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА (ВФА) BUDGETARY RISKS, THEIR IDENTIFICATION AND ASSESSMENT DURING THE INTERNAL FINANCIAL AUDIT (DAF)
Аннотация. При проведении внутреннего финансового аудита (ВФА) субъекты бюджетных процедур обязаны выявлять, оценивать бюджетные риски и анализировать способы их минимизации. Также им вменяется обязанность по ведению реестра бюджетных рисков и анализу выявленных нарушений (недостатков). Методологической основой для написания статьи послужили нормативно-законодательные акты в области бюджетного законодательства. В статье рассмотрены вопросы выявления и оценки бюджетных рисков, которые анализируются при проведении внутреннего финансового аудита. В результате проведенных исследований систематизированы положения по выявлению рисков в финансово-бюджетной сфере, рассмотрены существующие подходы к их оценке и предложены новые, а также структурированы требования нормативно-законодательных актов к содержанию реестра бюджетных рисков при проведении внутреннего финансового аудита.
Abstract. When conducting an internal financial audit (IFA), subjects of budget procedures are required to identify, assess budget risks and analyze ways to minimize them. They are also charged with maintaining a register of budget risks and analyzing identified violations (shortcomings). The methodological basis for writing the article was the normative and legislative acts in the field of budget legislation. The article discusses the issues of identifying and assessing budget risks, which are analyzed during an internal financial audit. As a result of the research, provisions for identifying risks in the financial and budgetary sphere were systematized, existing approaches to their assessment were reviewed and new ones were proposed, and the requirements of regulatory legal acts for the content of the register of budgetary risks when conducting an internal financial audit were structured.
Ключевые слова: бюджетные риски, внутренний финансовый аудит, бюджетно-финансовая сфера, оценка бюджетных рисков, реестр бюджетных рисков.
Keywords: budgetary risks, internal financial audit, budgetary and financial sphere, assessment of budgetary risks, register of budgetary risks.