Ф К 10-ЛЕТИЮ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЫ
Л.Н. Красавина
директор Центра фундаментальных и прикладных исследований
ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1992-1993 ГГ.
И РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
О О т рицательные социально-экономические последствия инфляции вынуждают государства периодически проводить денежные реформы - преобразования в сфере денежного обращения для упорядочения и укрепления денежной системы. Они осуществляются различными методами в зависимости от цели, экономической и политической ситуации в стране, темпа инфляции, степени обесценения денег под влиянием инфляционных и иных факторов, соотношения сил между ведущими экономическими субъектами рыночной экономики, политики государства и ее теоретической основы, компетенции денежных властей.
В мировой практике различаются два основных вида денежных реформ:
полная денежная реформа проводится в целях образования новой денежной системы в связи с изменением государственного строя; созданием нового государства; формированием интеграционного экономического и политического союза ряда стран и выпуска их единой валюты (например, евро в Евросоюзе);
частичная денежная реформа осуществляется в целях изменения отдельных элементов денежной системы, например порядка эмиссии денег, обеспечения банкнот, масштаба цен, наименования денег, органов денежно-кредитного регулирования и др.
Методы проведения денежных реформ разнообразны. Они претерпели изменения по мере эволюции денежных систем от золотого (серебряного) стандарта к современным неразменным кредитным деньгам. При золотом стандарте денежные реформы проводились тремя способами.
Нуллификация — объявление государством обесцененных денег недействительными — до начала ХХ века сопровождалась возвратом к полноценным металлическим деньгам и разменным банкнотам*. После отмены золотого стандарта нуллификация денег не сопровождается выпуском металлических денежных знаков, часто проводится с незначительным выкупом аннулированных денег по крайне низкому курсу*. В современных условиях нуллификация применяется при высоком темпе инфляции в основном в развивающихся, а не в развитых странах. Исключение представляет объявление недействительными национальных денежных единиц 12 стран Евросоюза в связи с их переходом к единой европейской валюте в 1999-2002 гг. При этом обмен денег производился по дифференцированным соотношениям.
Для регулирования курса национальной валюты издавна практиковались ее девальвация и, реже, — ревальвация, причем при золотом стандарте — как метод денежной реформы**. В современных условиях снижение и повышение курса валюты больше относятся к сфере международных валютных отношений, но оказывают влияние на внешние факторы инфляции. Девальвация стимулирует обесценение денег через механизм импортируемой инфляции, а ревальвация используется для ее сдерживания благодаря удешевлению ввозимых товаров.
В ходе денежных реформ (например, после второй мировой войны) одновременно проводилась девальвация, за исключением Дании и Норвегии, где курс национальных валют был повышен.
Как правило, современные денежные реформы проводятся путем обмена старых денежных знаков на новые либо по номиналу***, чаще по пониженному соотношению и в ограниченной сумме****.
Например, в конце XVIII в. во Франции взамен аннулированных обесценившихся ассигнатов и земельных мандатов были выпущены золотые металлические и разменные на золото деньги.
После первой мировой войны в Германии в связи с гиперинфляцией и обесценением марки в 1,6 трлн. раз в ходе денежной реформы 1924 г. обмен денег производился по соотношению: 1 новая марка за 1 трлн. старых. В Греции в ноябре 1944 г. 50 млрд. старых драхм обменивались на 1 новую драхму. После второй мировой войны в ряде стран Латинской Америки (Чили, Боливия и др.) была проведена фактическая нуллификация денег.
Примером проведения денежной реформы методом ревальвации (реставрации, как прежде ее называли) может служить восстановление в Англии в 1821 г. размена обесценившихся в итоге войны с Францией на 40% банкнот на золото по номиналу (1:1) после снижения обесценения денег до 3%. Аналогично в США после снижения темпа инфляции, усилившейся в 18б1 —1865 гг., в 1879 г. был возобновлен размен долларов на золото по курсу 1:1.
Например, в Бельгии - в 1944 г.; Франции, Голландии, Дании, Норвегии, Австрии, Чехословакии - в 1945 г.; Финляндии, Японии - в 1946 г.; Болгарии, Корее - в * 1947 г.
Пониженный курс обмена применяется при сильной инфляции. Так, в СССР в 1924 г. (с 10 марта по 30 апреля) 1 рубль новых казначейских билетов обменивался на 50
*
*
**
Конфискационный обмен денег в большинстве случаев сочетается с дифференцированной переоценкой сберегательных вкладов*****.
Исходя из теории и исторического опыта денежных реформ нет оснований сомневаться (как это делают некоторые) в ее проведении в России в 1992-1993 гг. Причем в отличие от частичной денежной реформы в СССР в 1991 г. (министр финансов В. Павлов), которая носила конфискационный характер и официально была направлена против коррупции, реформа 1992-1993 гг. относится к числу полных, так как ее целью было создание новой национальной денежной системы в связи с образованием Российской Федерации после распада СССР в 1992 г. На наш взгляд, при определении периода ее проведения неправомерно ограничиваться 1993 г., когда летом осуществлялся обмен советских рублей на новые российские рубли. Правильнее считать ее началом осень 1992 г., когда в октябре был принят закон «О денежной системе Российской Федерации», послуживший юридической основой реформы. Дело не только в обмене старых денег на новые, а в преобразовании принципов денежной системы на основе этого закона по перечисленным ниже направлениям.
© Основой денежной системы объявлена новая денежная единица -российский рубль. Переименован эмитент: им стал Банк России (вместо Госбанка СССР). Проведена нуллификация советских рублей, обмененных на российские по курсу 1 : 1 без ограничений суммы и срока. Позже был установлен окончательный срок обмена старых банкнот и монет на новые с учетом деноминации 1998 г. по курсу 1000 к 1 до января 2002 г., а затем 2003 г.
© Отменено золотое содержание российского рубля, официальное соотношение между рублем и золотом, а также другими драгоценными металлами. Это был шаг вперед (известно, что золотое содержание денег на Западе отменено в начале 1970-х годов), поскольку золото выполняет лишь функцию мировых денег при чрезвычайной ситуации, а также в соответствии с мировой практикой входит в состав официальных резервов наряду с
тыс. млрд. совзнаками образца 1923 г. или 50 млрд. прежних образцов (до
***** деноминации).
В 1947 г. в СССР денежная реформа была проведена путем обмена старых рублей на новые по соотношению 10:1 и дифференцированного пересчета вкладов. До 3 тыс. рублей их сумма сохранялась неизменной; от 3 до 10 тыс. рублей переоценка производилась по соотношению 3:1; свыше 10 тыс. рублей - 2:1. Банковские счета кооперативов и колхозов переоценивались по соотношению 5:4. Банковские счета государственных предприятий пересчету не подвергались. Этот советский опыт денежной реформы был использован в Польше (1950 г.), Румынии и Болгарии (1952 г.), Чехословакии (1953 г.) в целях конфискации части денежных накоплений богатых слоев населения и укрепления властных структур.
ведущими иностранными валютами. Напомним, что отечественные ученые на дискуссиях о роли золота давно предлагали отменить золотое содержание советского рубля, так как его не с чем было сопоставлять для определения отжившего век золотого паритета.
© В результате денежной реформы уточнены трактовка обеспечения банкнот и монет, в качестве которого ныне выступают активы Банка России, и статус этих денег как безусловных обязательств Центрального банка. В этой связи необходимо отметить, что в российском законодательстве встречается позаимствованное из римского права ошибочное отождествление денег с вещью, что противоречит экономической трактовке денег*.
© Денежная реформа сопровождалась отменой казначейских билетов, установлением видов законных платежных средств и новых принципов эмиссионной системы - порядка выпуска наличных денег и регулирования денежного обращения не только на основе законодательства, но и ежегодно утверждаемых основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Хотя факт денежной реформы 1992-1993 гг. бесспорен, она не обеспечила упорядочение и укрепление денежной системы в стране. Так, законодательный запрет вводить другие денежные единицы и выпускать суррогаты денег на практике нарушается, и последние обслуживают часть (по оценке, до 1/3) платежного оборота.
Далее, по законодательству, как известно, расчеты на территории России должны осуществляться в национальной, а не иностранной валюте, за исключением случаев, предусмотренных нормативными актами, однако фактически в стране не снижается масштаб долларизации экономики - вытеснение рубля из обращения долларом США, а с 2002 г. - и евро. Наконец, денежная реформа не сдержала процесс инфляции.
Кроме отсечения части рублевой массы, обращавшейся в бывших советских республиках, реформа преследовала в первую очередь политическую цель - выпустить национальную валюту как атрибут нового российского государства, символ его суверенитета. Так было в ряде постколониальных и зависимых стран, добившихся политической независимости от метрополий после второй мировой
См.: Гоибов А.Ю. Противоречия между юридической и экономической трактовками денег // Деньги и регулирование денежного обращения: Научный альманах. М.: Финансы и статистика, 2002.
войны, и в бывших советских республиках, объявивших о своей самостоятельности в 1992 г.
Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что денежная реформа наиболее эффективна при ее тщательной подготовке по следующим направлениям:
♦ увеличение производства и товарооборота;
♦ укрепление финансовой системы, прежде всего
государственного бюджета;
♦ ограничение денежной эмиссии и внутреннего денежного спроса;
♦ активизация платежного баланса, накопление официальных золотовалютных резервов;
♦ стабилизация курса валюты и др.*
При подготовке денежной реформы государство иногда проводит дефляционную политику. Обычно дефляция - это устойчивое падение цен на товары как следствие экономического кризиса и депрессии. Дефляционный разрыв возникает в результате значительного преобладания совокупного предложения над совокупным платежеспособным спросом. Дефляционные мероприятия властей, например при подготовке денежной реформы, направлены на снижение доходов, торможение роста заработной платы, увеличение налогообложения, уменьшение социальных выплат, ограничение бюджетных расходов в целях сдерживания денежной эмиссии, личного потребления и роста цен.
В связи с непрекращающейся инфляцией, хотя темп ее снизился в России до 15,1% в 2002 г., необходимо разработать теоретические основы ее регулирования. Утопические расчеты российских либералов на рыночное саморегулирование экономики не оправдались. Введенная по рецепту МВФ либерализация цен ускорила темп инфляции. Розничные цены выросли в 1992 г. в 26,2 раза; в 1993 г. - в 9,4; в 1994 г. - в 3,2; в 1995 г. - в 2,3 раза в
Примером фундаментальной подготовки может служить денежная реформа С.Ю. Витте 1895-1898 гг. в России. Предпосылки ее успеха были обусловлены целенаправленными действиями для создания прочного фундамента оздоровления рубля на базе внутренней и внешней стабилизации экономики страны. Другой пример тщательной подготовки -денежная реформа 1922-1924 гг., которая способствовала преодолению гиперинфляции в СССР, возникшей в результате первой мировой и гражданской войн, в период социалистической революции. Вместо разрозненной денежной системы, допускавшей обращение более двух тысяч видов денежных знаков, была создана единая денежная система, основанная на т.н. банкнотном червонце, обеспеченном на 25% драгоценными металлами, иностранной валютой и на 75% краткосрочными векселями и пользующимися спросом товарами.
условиях снижения почти вдвое ВВП и промышленных инвестиций*. Проводимая в этих условиях политика дефляции по монетаристским рецептам привела к нехватке платежных средств для обслуживания хозяйственного оборота. Неплатежи достигли 800 млрд. руб. в начале 1997 г. Неэффективность дефляции была обусловлена тем, что в России, в отличие от мировой практики, сжатие внутреннего спроса осуществлялось в условиях глубокого экономического спада, а не подъема и путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий.
Как свидетельствует мировой опыт, для управления инфляционным процессом необходимо разумное сочетание комплекса рыночных и государственных методов.
Для включения регулирования инфляционного обесценения денег в теорию инфляции, на наш взгляд, наиболее плодотворна ее воспроизводственная концепция как многофакторного социальноэкономического процесса**. Такой подход, в отличие от менового, позволяет разработать комплексную модель регулирования инфляции с учетом ее монетарных и немонетарных факторов, вызывающих нарушение макроэкономического равновесия.
Для эффективного регулирования инфляции необходимы формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой в этом направлении является активизация инвестиций в основной капитал. Ключевое место в регулировании инфляции занимает укрепление бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением. Налоги, составляющие основную часть бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. В этом направлении налоговая политика эффективна, если она ориентируется не только на фискальные цели, но и на развитие экономики путем уменьшения налогового бремени до приемлемого бюджетом уровня, на пресечение уклонения от уплаты налогов и на повышение их собираемости.
См.: Вестник статистики. 1995. № 3. С. 60; Инфляция и антиинфляционная политика в ** России. М.: Финансы и статистика, 2000. С. 33.
См., например: Денежное обращение и кредит в капиталистических странах. М.: Финансы, 1977; 1988; Денежное обращение и кредит при капитализме / Под ред. Л.Н. Красавиной. 3-е изд. М.: Финансы и статистика, 1989; Инфляция в условиях современного капитализма. М.: Финансы и статистика, 1980; Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 1998; Инфляция и антиинфляционная политика в России / Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2000; Малкина М.Ю. Инфляция: теория и практика, история и современность. Н. Новгород: Нижегородский университет, 1998.
Важным аспектом управления инфляцией является регулирование государственного внутреннего и внешнего долга, который представляет угрозу стабильности цен, создавая бюджетную нагрузку в связи с его обслуживанием и поглощая значительную часть расходов федерального бюджета (23,1% в 2000 г.; 21,8% в 2001 г.; 16,1% в 2002 г.).
Специфическое для России направление регулирования инфляции - преодоление неплатежей. Хотя их общая сумма снизилась, но задолженность по заработной плате сохраняется (35,9 млрд. руб. на 1 августа 2002 г.).
Регулирование денежных факторов инфляции - эмиссии денег и скорости их обращения - непосредственно влияет на темп роста цен, если не противодействуют иные факторы. Однако ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к снижению коэффициента монетизации в России (12% в середине 1990-х годов), выпуску денежных суррогатов, увеличению бартерных сделок. Лишь после кризиса 1998 г. денежная масса М2 стала увеличиваться (с 365,8 млрд. руб. в марте 1998 г. до 1751,1 млрд. в июне 2002 г.). Однако регулирование эмиссии ограничивается в основном «центральными» деньгами, выпускаемыми Банком России с учетом ежегодных целевых ориентиров, и не распространяется на «частные» деньги, эмитируемые коммерческими банками, и денежные суррогаты.
Одним из направлений регулирования инфляции является реструктуризация и модернизация банковской системы, ее реальная рекапитализация, увеличение кредитования производственного сектора экономики.
Регулирование цен - самое трудное направление сдерживания темпа инфляции. С 2000 г. рост цен и тарифов в отраслях естественных монополий стал ведущим фактором обесценения денег. Поэтому важное значение имеет введенный с 2003 г. принцип ежегодного утверждения их правительством.
Объектом регулирования являются и внешние факторы инфляции, значение которых возросло в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности России. Курсовая политика Банка России, сглаживание резких колебаний курса рубля по отношению к доллару и евро, ползучая девальвация в целях поощрения экспорта, т.е. политика «слабого» рубля снижает эффективность регулирования инфляции, направленного на укрепление рубля на внутреннем рынке. Это связано с зависимостью внутренних цен от валютного курса рубля в условиях
значительной доли (до 50%) импортных товаров на российском потребительском рынке. Причем даже при временном повышении курса рубля к доллару цены не снижаются.
Для регулирования инфляции важно продолжить политику сдерживания «бегства» капитала из России и поощрения его репатриации в сочетании с мерами по противодействию «отмывания» нелегальных доходов.
Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки стратегии международных валютных и кредитных отношений России, не ограничиваясь мерами текущей политики в этой сфере.
Наконец, для эффективного управления инфляционным процессом необходимо противостоять «теневой» экономике, контролирующей, по оценке, до 40% ВВП России.
Таким образом, инфляция в России должна стать регулируемым процессом. Это один из факторов социально-экономической стабилизации страны.
Положительной чертой стало признание многофакторности инфляции, что нашло отражение в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики с 2001 г. Однако разделение ответственности за инфляцию, порождаемую денежными и неденежными структурными факторами, особенно тарифной политикой естественных монополий, между Банком России и правительством снижает эффективность регулирования инфляции. Об этом свидетельствует систематическое превышение целевых ориентиров инфляции. В октябре 2002 г. депутаты Госдумы отметили выполнение ключевых целевых ориентиров основных направлений денежно-кредитной политики за 2001 г., за исключением инфляции.
Для эффективного регулирования инфляции требуются согласованные действия Банка России и правительства, с учетом всех факторов, воздействующих на процесс обесценения денег. Не менее важно антимонопольное регулирование. В этом отношении позитивные результаты возможны в связи с переходом с 2003 г. Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на американскую модель этого регулирования. Она ориентирована не на качественные и цифровые показатели, а на оценку последствий на рынках с точки зрения положения потребителей. А главное, нужна прозрачная статистика инфляции, включающая не только индекс потребительских цен, который требует уточнения с учетом
критериев качества жизни активного населения, но и другие показатели.
Одним словом, вопросы научной основы денежных реформ и регулирования инфляции ждут своих исследователей.