УДК: 78.072.2, 782.91
Н. С. Ганенко
«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА»
«День рождения композитора. Балет М. Петипа. Музыка П. И. Чайковского. Фортепианное переложение С. Танеева» — такое шуточное музыкальное приношение ко дню рождения П. И. Чайковского, учителя и друга, делает Танеев 25 апреля 1892 г. Миниатюра для фортепиано в четыре руки, состоящая всего из 76 тактов, — великолепный образец композиторского мастерства и выдумки Сергея Ивановича. Кроме того, она раскрывает новые грани творческого и человеческого диалога двух Художников.
Сочинение это до сих пор не издано. Не привлекало оно и внимания исследователей творчества композиторов. Произведение лишь упоминалось в примечаниях к переписке Чайковского и Танеева [1, с. 179]. Причем, ошибочно указана миниатюра для фортепиано в две руки, а Г. Бернандт также включил ее в «Список неизданных произведений и работ» Танеева [2, с. 336].
Для исполнителей и слушателей произведение представляет значительный интерес. И подтверждение тому — выпуск компакт-диска «Sergei Ivanovich Taneyev. Piano Concerto in E flat major» с впервые записанными фортепианными сочинениями Танеева, в число которых вошла и миниатюра «День рождения композитора»1. Впечатляет состав музыкантов, заинтересованных в исполнении ранее не звучавших шедевров русской музыки: Дж. Бановец2 и А. Водницкий (фортепиано), Владимир Ашкенази3 (чтец). Музыка «балета», вероятно, в этой же записи прозвучала и в Культурном центре имени П. И. Чайковского (Москва, апрель 2011) на выставке «День рождения композитора. Музыкальное поздравление Танеева Чайковскому». Однако число посетителей выставки ограничено. Да и аудиозапись в большинстве случаев не дает возможность детально изучить, а также повторно исполнить произведение. Попытаемся хотя бы частично восполнить существующий пробел. Для этого обратимся к рукописи пьесы [3].
1 Издание приурочено к 150-летию со дня рождения С. И. Танеева и выпущено английским лэйблом Toccata classics (2006). Помимо миниатюры «День рождения композитора», записаны фортепианные миниатюры и незавершенный фортепианный концерт Ми-бемоль мажор (дирижер Т. Зандерлинг).
2 Дж. Бановец (1936) — американский пианист, записал 10 альбомов с произведениями А. Рубинштейна, в том числе и его пять концертов для фортепиано с оркестром. Кроме того, пианистом записаны произведения Чайковского, Рахманинова и альбом «Тридцать русских народных песен» Балакирева для фортепиано в четыре руки (исполненный вместе с его учеником Элтоном Чун Мин Чанем).
3 Вл. Ашкенази (1937) — известный советский и исландский пианист, дирижер, обладатель семи премий «Грэмми» в номинации «Исполнение классической музыки». В 2000 году он получил премию за исполнение второго и третьего концертов С. Прокофьева.
***
Танеев подробно оформил титул, на который отвел целый оборот листа. Вероятно, чтобы лично преподнести рукопись другу в качестве подарка. Название «День рождения композитора» написано крупно на четвертой нотной строке по центру и выделено волнистой линией. Ниже, по центру читаем: «Балет М. Петипа / музыка П. И. Чайковского (крупно) / фортепианное переложение / С. Танеева». В нижней части листа справа указано место и дата: «Москва / 25 апреля 1892 года».
Это произведение Сергей Иванович наполняет особым подтекстом, уже в самом названии прослеживается несколько аналогий. Неслучайно здесь указание жанра. Напомним: балет, который по выражению Чайковского «та же симфония», занял особое место в его творчестве. Неслучайно и обращение в названии к имени М. Петипа: в содружестве с легендарным балетмейстером и постановщиком был создан мировой шедевр — «Спящая красавица». А в 1892-м г. шла подготовка к премьере «Щелкунчика», двуручное фортепианное переложение которого сделал Танеев4. Возможно, поэтому он и здесь отвел себе скромную роль автора фортепианного переложения?
Танеев слыл мастером шуточных произведений, причем, не только музыкальных. Достаточно вспомнить его многолетнее сотрудничество в рукописном любительском журнале «Захолустье» (1876-1889), для которого под псевдонимом «Эхидон Невыносимов (или) Ядовитов» он создал сорок три миниатюры разных жанров. Среди них такие шуточные фортепианные пьесы, как «Большой торжественный марш в 4 руки по случаю День Рождения графини Рисуевой5», «Четырехголосная фуга по случаю торжественного въезда полковника Горло-панова6 в столицу для фортепиано в 4 руки»7, а также произведения для голоса и фортепиано «Кантата „Апофеоз художника"», «Сцена из итальянской оперы» и др. Псевдоним композитора точно отражал его любовь к словесным «остротам». Современники неоднократно вспоминали юмористические каламбуры и стихи Сергея Ивановича, переходившие из «уст в уста». Музыкальное приношение Чайковскому исполнено доброжелательности и тонкого юмора, во всей миниатюре ощущается преклонение перед творчеством Учителя.
Словно оглядываясь на балет, Танеев снабжает миниатюру кратким содержанием. В нем в шуточной форме описана церемония поздравления Чайковского героями его произведений. Так, помимо Петра Ильича в сюжете предстают Мария из оперы «Мазепа», Герман, Лиза, князь Елецкий, пастушок Миловзор из «Пиковой дамы», Татьяна, князь Гремин, Трике из «Евгения Онегина», Иоланта, бургундский рыцарь Водемон из «Иоланты», Франческа да Римини, Орлеанская дева из одноименных произведений.
4 Кроме того, Танеевым сделано четырехручное переложение 4 и 5 симфоний Чайковского.
5 Псевдоним Варвары Ивановны Масловой.
6 Псевдоним Николая Ивановича Маслова.
7 Произведение не издано.
В автографе ремарки эти записаны на свободных нотных линейках и правом белом поле листа, причем, уже после фиксации нотного текста. Словесный комментарий отделен от музыкального текста волнистыми чертами. Для Танеева, вероятно, было важно, чтобы поясняющие слова точно соответствовали определенному фрагменту музыки, уточняя содержание произведения.
Приведем авторские комментарии полностью:
Сцена 1-я. Композитор в серебряном венке принимает поздравления от лиц близко ему знакомых.
Входит Мария. Приближение Князя (мужа Татьяны).
Входит пианист, желающий сыграть композитору фортепианную фантазию. Мария вступает с ним в разговор.
Франческа да Римини влетает на облаке (исчезает, увидев Германа).
Входит пастушок.
Присутствующие замечают пролетающего журавля, очень больших размеров.
Герман вспоминает о Лизе, князь о Татьяне, рыцарь о Иоланте.
Пролетает 2-й журавль, меньших размеров.
Входит 2-й князь (жених Лизы), здоровается с 1-м князем и разговаривает с ним до конца вечера.
Приближение Орлеанской девы.
Герман признается в любви. Пролетает журавль, совсем маленький.
Герман не доканчивает своего объяснения, прерванный м-е Трике, торопливо вбегающим.
М-е Трике начинает петь куплет. Неожиданно врывается толпа детей. Галоп детей.
2-я и последняя сцена.
Влетает стая журавлей и начинает кружиться вместе с детьми.
Поясним имена некоторых действующих лиц. Вероятно, тема песни «Журавель» из финала 2-й симфонии Чайковского натолкнула Танеева на мысль ввести в шуточный спектакль журавля. Не мог Сергей Иванович не задействовать в постановке и детей — героев «Щелкунчика», «Пиковой дамы»8. А в пианисте Танеев — первый исполнитель Концертной фантазии, второго концерта для фортепиано с оркестром — не зашифровал ли себя?
Произведение написано в C-dur. В рукописи подробно зафиксированы все изменения темпов, агогики (Andantino в 1-м, poco piu mosso в 31-м, Presto в 44-м, Vivace в 53-м тактах), динамические, артикуляционные указания, ферматы.
Вся музыкальная ткань «Дня рождения композитора» соткана из фрагментов тем произведений Чайковского, характеризующих действующие лица спектакля. Причем темы выбраны Танеевым неслучайно: они родственны по тематиз-му. Наверное, поэтому композитор выбирает не всегда основные темы из арий героев. Так, Пастушок из «Пиковой дамы» представлен фрагментом вокальной
8 Вспомним хор и марш мальчиков из 1-го акта «Пиковой дамы», который создал необходимый Чайковскому контраст трагичным последующим событиям оперы.
партии на слова «Не буду больше скромен, я долго страсть скрывал» из дуэта Прилепы и Миловзора (II д. «Пиковой дамы»). Варьируя, объединяя и сочетая мелодии между собой, применяя приемы полифонического развития, Танеев при этом оставляет темы узнаваемыми. Одни встречаются единожды и, промелькнув как напоминание, исчезают. Другие полноправно участвуют в драматургии произведения.
В рукописи Танеев сопровождает практически каждую тему ремаркой, уточняющей имя действующего лица. Например, «Мария», «(журавль)», «(Герман)», «1-й князь (муж Татьяны)», 2-й князь (жених Лизы)» и т. д.
Открывает «балет» фрагмент темы (пять тактов) на текст «О милый мой, ты будешь царь земли родной!» из дуэта Марии и Мазепы9, который звучит на p, в темпе Andantino. Танеев сохраняет оригинальный ритм, тональность и размер. Уже во втором такте10 к ней присоединяется (в партии левой руки) мелодия из арии Гремина («Любви все возрасты покорны», первые три такта)11. В шестом такте звучит фрагмент темы из фортепианной фантазии (в партии левой руки) и вновь мелодия из дуэта Марии и Мазепы. В 16-м такте, во время еще одного проведения темы, характеризующей Марию, уже в басу (в большой и малой октавах), а не во второй октаве, как было дважды перед этим, звучит прекрасная cantilena — мелодия из «Рассказа Франчески да Римини», отмеченная ремаркой espressivo. В партитуре Чайковский предназначает эту тему кларнету-соло. Далее, трижды, по типу канона, проходит фрагмент вокальной партии на слова «Не буду больше скромен, я долго страсть скрывал» из дуэта Прилепы и Миловзора12. Но уже во время его второго проведения врывается мелодия песни «Журавель»13, изложенная октавами в басу в увеличении (половинными и четвертями). Ее появление Танеев отмечает акцентами и ремаркой poco marcato. Тема «Журавель» проходит еще дважды в разном ритмическом соотношении — четвертями-восьмыми и восьмыми-шестнадцатыми. Подчеркнем: Танеев таким образом музыкальными средствами характеризует трех журавлей: «очень больших размеров» — первое проведение, «меньшихразмеров» — второе проведение, «совсем маленький» — третье проведение.
На протяжении последующих шестнадцати тактов возрастает напряжение: ускоряется темп, усиливается динамика, появляется авторская ремарка appassionato. В голосах фортепианной фактуры переплетаются отрывки тем из дуэта Иоланты и Водемона «Чудный первенец творенья»14, арий Гремина, князя
9 Дуэт Марии и Мазепы из 2-й картины 2-го действия оперы Чайковского «Мазепа».
10 Здесь и далее номера тактов указываются по рукописи.
11 Ария Гремина из 3-го действия оперы Чайковского «Евгений Онегин».
12 Дуэт Прилепы и Миловзора из 2-го действия оперы Чайковского «Пиковая дама».
13 Тема шуточной песни «Журавель» использована Чайковским в качестве главной темы финала второй симфонии.
14 Танеев по сравнению с оригиналом видоизменяет ритмический рисунок, сглаживая во втором такте пунктирный ритм. Обратим внимание и на то, что первое представление оперы «Иоланта» состоялось в один вечер с балетом «Щелкунчик» только в декабре 1892-го года.
Елецкого15, Иоанны16. Тема любви из «Пиковой дамы» на фоне тремоло в басу подводит к мелодии куплетов Трике17, звучащей stretto в разных голосах фортепианной фактуры на продолжающемся фоне тремоло на доминанте в темпе presto, в размере %.
Все развитие подходит к кульминации «балета»: звучит ff тема «Журавель» (четвертями и восьмыми), которая полифонически сплетается с фрагментами куплетов Трике в увеличении (целыми и половинными) и галопа детей из «Щелкунчика». Четыре тонических аккорда на фоне тремоло в басу торжественно завершают произведение.
***
Подведем итог. Музыка шуточного приношения — «балета» состоит из мелодий П. И. Чайковского. Однако в выборе сюжета, тем, способов их развития, в полной мере проявилась творческая индивидуальность С. И. Танеева.
ЛИТЕРАТУРА
1. П. И. Чайковский, С. И. Танеев. Письма / Сост. и ред. В. А. Жданов. М.: Госкультпросветиздат, 1951. 555 с.
2. Бернандт Г. Б. С. И. Танеев: Монография. М.: Музгиз, 1950. 378 с.
3. Танеев С. И. День рождения композитора. Балет. [Рукопись] / ГМЗЧ В. № 394. Л. 1-2.
15 Ария князя Елецкого «Я вас люблю» из 3-й картины оперы Чайковского «Пиковая дама».
16 Ария Иоанны из 1-го действия оперы «Орлеанская дева», фрагмент на текст «Так нынешнее назначило избранье».
17 Куплеты м-е Трике из 2-го действия оперы «Евгений Онегин».