Научная статья на тему 'День народных художественных промыслов в Высшей школе народных искусств (академии)'

День народных художественных промыслов в Высшей школе народных искусств (академии) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «День народных художественных промыслов в Высшей школе народных искусств (академии)»

УДК 378.6:745

Лапина Ю.Е., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного кружевоплетения, заведующий художественно-творческой лабораторией Научно-исследовательского института традиционных художественных промыслов ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 2, лит. A, e-mail: [email protected]

Lapina Yu.E., candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of artistic lace weaving, head of the artistic and creative laboratory of the research institute of traditional arts and crafts of the «Higher school offolk arts (academy)», 191186, Saint-Petersburg, nab. Griboyedov Canal, 2, lit. A, e-mail: lye68@yandex. ru

День народных художественных промыслов в Высшей школе народных искусств (академии) Day of folk arts and crafts at the Higher school of folk arts (academy)

День народных художественных промыслов России был утвержден Указом № 384 от 17 июня в 2022 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в целях сохранения, развития и поддержки народных художественных промыслов. В Высшей школе народных искусств (академии) 21-26 июня 2024 г. были организованы мероприятия в честь праздничной даты.

Разнообразные мероприятия для студентов Высшей школы народных искусств поднимают значимость и престиж профессиональной деятельности в области традиционного прикладного искусства, воспитывают уважительное отношение к творческой деятельности художников, работающих в регионально-исторических центрах традиционных художественных промыслов, а также устанавливают новую традицию в высшем учебном заведении.

Познавательная игра «Что? Где? Когда?» собрала большое количество участников - студентов и преподавателей. Преподаватели играли против команды студентов. Вопросы знатокам были посвящены традиционным художественным промыслам. Участие в интеллектуальной игре способствовало развитию у студентов внимания, интуиции, воображения, памяти; умения выделять главное, существенное, обобщать имеющиеся факты; логического и абстрактного мышления; а также формированию чувства коллективизма, здорового соперничества, умения распределять обязанности в команде.

В Институте традиционного прикладного искусства (Москва) состоялось творческое развлекательно-информационное профессионально-ориентированное познавательное событие, в котором приняли активное участие студенты высшего и среднего профессионального образования,

преподаватели, представители Студенческого совета и Студенческого научного общества. Сценарий, который включал:

- иммерсивный мини-спектакль «Диалог поколений в произведениях традиционного прикладного искусства Москвы и Московской области» с участием студентов-бакалавров, руководитель - доктор педагогических наук, профессор И.А. Шаповалова (рис. I3);

- интерактивную лекцию доктора педагогических наук, профессора H.H. Михайловой «От ремесла к искусству»;

- выставку художественно-графических проектов студентов кафедры профессиональных дисциплин, профиля художественная вышивка;

- выставку учебных студенческих работ по рисунку и живописи;

- мастер-классы по ювелирному искусству (рис. 2).

В рамках проекта «Путешествие домой. Традиционное искусство России» студенты посетили выставку «Во имя промысла. Художественные промыслы России. Имена XX века» во Всероссийском музее декоративного искусства.

В рамках событийного мероприятия студентам был предложен новый формат - митап - активное живое общение профессионального сообщества из преподавателей и студентов (рис. 3, 4), проведены семь профильно-ориентированных мастер-классов в рамках городского фестиваля «Лето в городе», выставка студенческих работ в Сквере Победы.

Рис. 1. И.А. Шаповалова, доктор педагогических наук и студенты II курса - участники иммерсивного мини-спектакля «Диалог поколений в произведениях традиционного прикладного искусства Москвы и Московской области»

Рис. 2. Мастер-классы по ювелирному искусству

Рис. 1-4. - фото из архива Института традиционных художественных промыслов -Московского филиала Высшей школы народных искусств (академия)».

В Богородском институте художественной резьбы по дереву в мероприятиях приняли участие студенты, преподаватели и гости института, которые познакомились с историей богородской художественной резьбы по дереву. Резчики В.Н. Климов и Н.А. Моргасова для всех желающих провели мастер-класс резьбы по дереву, на котором поделились профессиональными секретами, рассказали о любимых техниках резьбы (рис. 5, б4).

Рис. 3, 4. Участники

Рис. 5. Богородский мастер-резчик Рис. 6. Богородский мастер-резчик

H.A. Моргасова В.Н. Климов

По окончании мастер-класса художники общались со студентами: вспомнили историю зарождения богородского художественного промысла, обсудили новые направления развития резьбы по дереву.

Следующим этапом стала интерактивная выставка-игра под руководством студентки II курса бакалавриата Е. Евдокимовой (рис. 7), посвященная произведениям старых мастеров, а также художникам, выполняющими произведения богородской деревянной резьбы в настоящее время. В мультимедийной экспозиции были представлены скульптуры выпускников Богородского института художественной резьбы по дереву -филиала Высшей школы народных искусств (академии) М.Д. Дудина «Живи

4 Рис. 5-8. - фото из архива Богородского института художественной резьбы по дереву -филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)».

митапа «Открытый микрофон»

здесь и сейчас», И.С. Бадаева «Хоккеисты» и «В малинке», А.И. Сорокина «Полдень».

Всего в ходе второй части мероприятия было показано 18 образцов изделий народных художественных промыслов признанного

художественного достоинства.

Подобные праздники и встречи очень важны как для студентов, так и для художников (рис. 8). Первые получают важные наставления от старших коллег, а вторые, в свою очередь, видят, что дело их жизни не забыто и продолжает свое существование в руках подрастающего поколения.

Рис. 7. Студенты Богородского института

художественной резьбы по дереву -участники интерактивной выставки-игры

Рис. 8. Художники-резчики села Богородское и студенты Богородского института

художественной резьбы по дереву

В Федоскинском институте лаковой миниатюрной живописи для студентов было прочитано несколько познавательных лекций, связанных с разными аспектами истории и развития традиционных художественных промыслов Московской области. Директор института М.А. Салтанов выступил с лекцией о деятельности предприятий народных художественных промыслов Московской области: истории возникновения, современном состоянии, специфике деятельности. Особое внимание было уделено характеристике художественного и технологического уровня современной продукции, выпускаемой предприятиями, а также о процедуре получения статуса «место традиционного бытования» на уровне Правительства и

Министерства культуры Московской области (рис. 95).

Заведующий отделом изучения истории промысла

Народных промыслов Лукутиных» прочитала династии

музея

художественных «Усадьба Л.С. Рогатова лекцию о художников-миниатюристов Рогатовых, которые внесли большой вклад в развитие федоскинской лаковой

миниатюрной живописи.

Заместитель директора Федоскинского института лаковой миниатюрной М.В. формировании фонда коллекции миниатюрной живописи (рис. 10).

Рис. 9. М.А. Салтанов, директор Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи читает лекцию студентам о деятельности предприятий народных художественных промыслов

Ермакова прочла лекцию об истории произведений федоскинской лаковой

Рис. 10. М.В. Ермакова, заместитель директора Федоскинского института лаковой миниатюрной выступает перед студентами с лекцией об истории формировании фонда коллекции произведений федоскинской лаковой миниатюрной живописи

Директор Рязанского института традиционного прикладного искусства С.Ю. Анисина, студенты и выпускники на площадке комплекса «Рязанский ВДНХ» в выставочном зале «Резиденция традиций» познакомили гостей с деятельностью Высшей школы народных искусств (академии), представили видео-ролик «Будущее традиционных художественных промыслов глазами студентов», в котором студенты Высшей школы народных искусств и филиалов рассказали о проектировании изделий традиционных художественных промыслов и продемонстрировали работу в мастерских ювелирного и косторезного искусства, художественной росписи ткани, художественной вышивки, художественного кружевоплетения.

Студенты провели мастер-классы по традиционным для Рязанской области техникам кружевоплетения и вышивки. А. Дрозд, студентка II курса

Рис. 9-10. - фото из архива Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи -филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)».

среднего профессионального образования, продемонстрировала мастерство выполнения техники вышивки «цветная перевить» с использованием современных материалов. Е. Вербенкина, студентка II курса бакалавриата, провела демонстрационный мастер-класс по выполнению воротника в ижеславской сканой технике плетения. Выпускница отделения художественного кружевоплетения А. Тимонина представила свою выпускную квалификационную работу - кружевное платье «Янтарный след заката», выполненное в сцепной и численной техниках плетения, рассказала о создании данной работы, её орнаментальной композиции и колорите (рис. II6).

В выставочном зале прошло дефиле коллекции женской одежды «Весь взор на цветной узор», в которую вошли семестровые и выпускные квалификационные работы студентов отделения художественного кружевоплетения и художественной вышивки Рязанского института традиционного прикладного искусства (рис. 12).

Рис. 12. С.Ю. Анисина, директор Рязанского института традиционного прикладного искусства, комментирует дефиле коллекции женской одежды «Весь взор на цветной узор»

Помимо кружевных и вышитых произведений на выставке можно было увидеть и работы студентов филиалов Высшей школы народных искусств (академии): Богородского института художественной резьбы по дереву, Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф. А. Модорова и Холуйского института лаковой миниатюрной живописи им. H.H. Харламова: лаковые шкатулки, богородские деревянные игрушки. Выставка продолжила

Рис. 11. А. Тимонина, выпускница Рязанского института традиционного прикладного искусства, представляет выпускную квалификационную работу «Янтарный след заката»

Рис. 11-17. - фото из архива Рязанского института традиционного прикладного искусства - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)».

свою работу в течение двух недель, чтобы все желающие данн

могли посетить

Рис. 13. Выставка работ

студентов Высшей школы народных искусств (академии)

На другой площадке: экспозиции музейного центра «Рязанский государственный историко-архитектурный музей-заповедник» преподаватели и выпускники Рязанского института традиционного прикладного искусства представили кружевные и вышитые произведения, созданные в рамках работы научно-исследовательских экспериментально-практических лабораторий. Организаторами цикла восьми лабораторий стали Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник и Рязанский областной научно-методический центр народного творчества.

Д.Ю. Ворониной,

преподавателем Рязанского

института традиционного

прикладного искусства, было представлено панно «Верст не считала, а за морем бывала», созданное по мотивам старинного рушника с вышивкой из фондов музейного центра «Рязанский государственный историко-

архитектурный музей-

заповедник» в традициях техники многопарного сканого кружева Рязанской области (рис. 14) Выпускницей отделения художественной вышивки М. Варламовой был представлен рушник в технике «цветная перевить», где за основу были взяты мотивы с мордовской праздничной рубахи невесты, основной узор дополнен декоративными швами (рис. 15).

Выпускница отделения художественного кружевоплетения Н. Клопкова, сотрудница Рязанского областного научно-методического центра народного творчества, продемонстрировала реновацию образцов численного Михайловского кружева с соблюдением старинной технологии плетения без использования сколка, а также рушник с использованием данного кружева (рис. 16). Помимо кружевных и вышитых произведений на выставке можно

Рис. 14. Д.Ю. Воронина, преподаватель

Рязанского института традиционного прикладного искусства. Панно «Верст не считала, а за морем бывала». 2024 г.

было увидеть украшения, предметы интерьера, народный костюм Рязанской губернии - его традиционные и современные детали, созданные участниками научно-исследовательских экспериментально-практических лабораторий (рис.

Рис. 15. М. Варламова, выпускница Рис. 16. Н. Клопкова, выпускница Рязанского Рязанского института традиционного института традиционного прикладного

прикладного искусства искусства

Данные мероприятия позволили познакомить всех ценителей традиционного прикладного искусства Рязанской области с деятельностью академии, показать многогранность вышитых и кружевных изделий, а также впервые представить народные художественные промыслы других регионов, привлечь внимание к данным видам искусства с целью их популяризации, развития и сохранения.

Рис. 17. Участники

научно-исследовательских экспериментально-практических лабораторий на празднике «День

народных художественных промыслов»

В Сергиево-Посадском институте игрушки продуктивно и насыщенно прошло новое инновационное мероприятие с применением формата митап. Раскручивая колесо впечатлений, эмоций, участники митапа стали творцами захватывающих дискуссий. Рефлексией экскурсии «Игрушечные промыслы России - культурное наследие страны» стал квест «В гости к народной игрушке», а инновационный формат обсуждений удачно продемонстрировал достижения в научной, исследовательской и профессиональной деятельности

участников мигала (рис. 187, 19). В новом мероприятии приняли участие члены студенческого научного общества, преподаватели Сергиево-Посадского института игрушки - филиала Высшей школы народных искусств (академии) и сотрудники Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама, а также эксперты по народной игрушке.

Рис. 19. Студенты Сергиево-Посадского института игрушки проходят квест «В гости к народной игрушке» в залах Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама

Село Холуй является уникальным центром традиционных художественных промыслов - лаковой миниатюрной живописи, художественной вышивки и иконописи. Все традиционные для региона художественные промыслы представлены в Государственном музее Холуйского искусства, который посетили студенты Холуйского института лаковой миниатюрной живописи им. H.H. Харламова в преддверии Дня народных художественных промыслов (рис. 208). Сотрудники музея рассказали студентам о традиционных промыслах с. Холуй на примере уникальных экспонатов традиционного прикладного искусства. Также студенты приняли участие в квесте на базе музея - создании акварельного этюда «Уголок иконописца». Это мероприятие позволило не только познакомиться с региональной культурной идентичностью, но и улучшить навыки построения сложных натюрмортов (рис. 21).

В Мстёрском институте лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова состоялся паблик-ток «Профессиональные ресурсы и традиционные художественные промыслы», в котором приняло участие более 90 человек: студенты, выпускники института, представители художественных объединений и предприятий, специализирующихся на выполнении

Рис. 18. Студенты Сергиево-Посадского института игрушки на мероприятии, в рамках проведения Дня народных художественных промыслов

7 Рис. 18, 19. - фото из архива Сергиево-Посадском институте игрушки - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)».

8 Рис. 20, 21. - фото из архива Холуйского института лаковой миниатюрной живописи им. H.H. Харламова - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия).

художественных произведений традиционного прикладного искусства Мстеры (рис 229, 23).

Рис. 20. Студенты Холуйского института Рис. 21. Студенты Холуйского института

лаковой миниатюрной живописи им. H.H. лаковой миниатюрной живописи им. H.H.

Харламова в залах Государственного музея Харламова выполняют акварельный этюд

Холуйского искусства «Уголок иконописца»

Директор Мстерского художественного музея Е.А. Богунова, директор Холуйского института лаковой миниатюрной живописи им. H.H. Харламова И.М. Семенов, главный художник Центра традиционной мстёрской миниатюры В.В. Козлов, начальник отдела организации кадровой работы делопроизводства администрации муниципального образования «Поселок Мстёра» И.В. Виноградова обсуждили с участниками паблик-тока вопросы: Что делает выпускника в области традиционного прикладного искусства востребованным? Какие знания и умения необходимы современному выпускнику в области традиционных художественных промыслов для развития успешной карьеры? Самообучающийся и самоорганизующийся молодой специалист - миф или реальность? Как вы видите развитие традиционных художественных промыслов в ближайшем будущем?

Директор Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова И.И. Юдина подвела итог: в ходе паблик-тока были обсуждены способы взаимодействия между региональными работодателями и будущими выпускниками Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова в рамках единой стратегии развития традиционного прикладного искусства Владимирской области.

Итогом паблик-тока стали новые векторы направления деятельности между вузом и работодателями, таки как организация производственных практик в художественных мастерских предприятиях народных художественных промыслов. Обсуждены пути сотрудничества в научной и выставочной деятельности Мстёрского художественного музея и Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова.

9 Рис. 22, 23. - фото из архива Мстёрском институте лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова — филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия).

Рис. 22. Паблик ток «Профессиональные ресурсы и традиционные художественные

промыслы» в Мстёрском институте лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А Модорова

Мероприятия, приуроченные ко Дню народных художественных промыслов, прошли в Высшей школе народных искусств (академии) с участием студентов в мастер-классах, на которых они приобрели уникальный опыт погружения в творческую деятельность, познакомились с творчеством художников традиционного прикладного искусства, приобрели коммуникативные навыки в студенческой среде и навыки работы в команде.

Материалы для статьи предоставлены директорами институтов -филиалов Высшей школы народных искусств (академии): О.В. Федотовой, В.М. Наумовым, С.Ю. Анисиной, О.В. Озеровой, М.А. Салтановым, И.М. Семеновым, И.И. Юдиной.

Рис. 23. Участники Дня народных художественных промыслов в Мстёрском институте лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.