Научная статья на тему 'Демонстрационный эксперимент или компьютерная симуляция: что эффективнее в учебном процессе?'

Демонстрационный эксперимент или компьютерная симуляция: что эффективнее в учебном процессе? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИКА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / КОМПЬЮТЕРНЫХ И ПРИБОРНЫХ ДЕМОНСТРАЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гафуров Абдумалик Шокирович

Данная статья посвящена вопросу: что эффективнее в учебном процессе демонстрационный эксперимент или компьютерная симуляция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демонстрационный эксперимент или компьютерная симуляция: что эффективнее в учебном процессе?»

Шестое. Две спирали сталкиваются, сливаются, взаимодействуют. Образуется двойная спираль движения. Для такого движения есть возможность бытия. В таком движении есть бытие.

Примечание. Возможны случаи, когда раскручивающаяся спираль быстро раскручивается (рассеивается) и не способна слиться со скручивающейся спиралью. В этом случае поток, движение частиц быстро рассеивается и исчезает. В этом случае необходимо произвести исследование с точки зрения углов столкновения двух сходящихся потоков. Вместе с тем в сходящемся движении, есть факт вращения системы. Есть факт образования затора, заторможенной области в результате столкновения частиц. Это обстоятельство не дает расходящейся спирали быстро рассеяться. Пока она начинает вращаться, ее накрывают далее следующие потоки. Эта спираль начинает существовать в форме энергии торможения.

Седьмое. Круг в вершине вихревой структуры делит вихревую структуру на части, делит на шесть частей. Так формируется ядро с оболочкой, так формируется тело шарообразной, объемной формы.

Можно перечислить примеры. Движение солнечной системы. Солнце шар, оболочка с планетами, двигаются вперед. Движение атома, где есть ядро и оболочка. Движение планеты. Движение эллиптической галактики.

Следствия из общей закономерности. В любом движении частицы, тела состоящего из более маленьких частиц, необходимо искать структуру движения. Необходимо искать скручивающуюся спираль. И обязательно раскручивающуюся спираль. Необходимо искать двойную спираль движения. Необходимо искать шар со спиралью движения.

Список литературы

1. Турдиев Н.Ш. Физика 6 класс. Издательско-полиграфический творческий дом имени Чулпана, Узбекистан, 2013. 176 с.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ИЛИ КОМПЬЮТЕРНАЯ СИМУЛЯЦИЯ: ЧТО ЭФФЕКТИВНЕЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ? Гафуров А.Ш.

Гафуров Абдумалик Шокирович - учитель, школа № 5,

Бекабадский район, Ташкентская область, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья посвящена вопросу: что эффективнее в учебном процессе - демонстрационный эксперимент или компьютерная симуляция. Ключевые слова: физика, учебный процесс, компьютерных и приборных демонстраций.

Представить себе современный урок без ИКТ-технологий невозможно. Интенсивность их применения в учебном процессе возрастает. Рынок мультимедийных пособий позволяет найти компьютерную симуляцию практически любого физического эксперимента, предусмотренного программой (стандартом) обучения. Огромнейшую помощь в этом оказывают друг другу учителя, размещая свои материалы в свободном доступе в Интернете. У учителя возникает соблазн заменить все демонстрационные эксперименты компьютерными симуляциями. Преимущества очевидны: экономия времени при подготовке урока, во время урока не надо отвлекаться на объяснение

экспериментальной установки, нет необходимости содержать и поддерживать в рабочем состоянии обширный приборный парк, некоторые элементы которого вынимаются из шкафов один раз в учебный год. Появляется возможность во время перемены выполнить требование администрации о дежурстве в близлежащей рекреации, а не менять приборы на демонстрационном столе.

Но есть и отрицательные стороны. Уровень компьютерной грамотности учащихся растет, к сожалению быстрее, чем общеобразовательный. К началу изучения физики некоторые учащиеся достаточно лихо владеют многими компьютерными программами. Они сами могут создать простейшую презентацию с элементами мультипликации. Достоверность компьютерных демонстраций в глазах учеников падает. В последние годы при демонстрации компьютерных симуляций я стал все чаще слышать шепот: «Я тоже могу такой мультик сделать». Другими словами, компьютерные симуляции не являются для детей достоверным экспериментальным фактом. Они воспринимаются учащимися как красивые цветные картинки, «мультики».

Но стоит ли полностью отказаться от компьютерных симуляций в учебном процессе? Как всегда ответ лежит посередине, необходимо разумное сочетание приборных и компьютерных демонстраций. Предлагаемый материал содержит обобщение автором своего опыта сочетания компьютерных и приборных демонстраций.

Стоит отметить, что не все необходимые демонстрационные эксперименты позволяет показать приборный парк физкабинета обычной муниципальной школы. Да и приборы со временем выходят из строя. Далее, более конкретно.

Компьютерные симуляции принципа работа жидкостного гидронасоса малоэффективны. Необходимо показать действие насоса. Только тогда у учащихся формируется понимание процессов, заставляющих воду подниматься вверх

После изучения темы «Рычаг» часто остается ощущение, что ученики все сказанное на уроках воспринимают как теорию, не связанную с реальной жизнью. Компьютерные демонстрации, примеров поднятия грузов большой массы с помощью меньшей силы, демонстрация реконструкции процесса строительства египетских пирамид позволяет немного уменьшить разрыв между теорией и практикой.

Термодинамические процессы протекают медленно. Ученики зачастую не в состоянии сконцентрировать свое внимание и в течение 10 - 15 минут следить за показаниями приборов. Поэтому процессы нагревания и охлаждения веществ, плавления и отвердевания лучше демонстрировать в ускоренном режиме. В этом самый лучший помощник компьютерное моделирование.

Но при закреплении материала необходимо провести фронтальную лабораторную работу [1], в которой учащиеся с помощью приборов наблюдают за изменениями температуры вещества (или разных веществ) в процессе нагрева и охлаждения.

При изучении электрических и магнитных явлений демонстрации фотографий расположения железных опилок в электрических или магнитных полях обязательно следует сопровождать кратковременными лабораторными работами по наблюдению явлений. В моем кабинете нет достаточного количества оборудования для этого, поэтому я предлагаю «побаловаться» этим явлением во время перемены, а затем описать или нарисовать увиденное и сдать в виде сочинения на тему «Силовые линии электрического (магнитного) поля».

При изучении явления электромагнитной индукции, в 9 и 11 классах, компьютерная симуляция «Физикона» не воспринимается учащимися как экспериментальный факт. Здесь необходим демонстрационный эксперимент. А уже при изучении правила Ленца, компьютерная демонстрация более эффективна. Стрелочки направления тока позволяют наглядно продемонстрировать правило Ленца на первой и второй демонстрациях. Кстати данная компьютерная симуляция позволяет задать большое количество качественных задач [2, 3], что также способствует усвоению весьма сложной темы.

При изучении темы «Проводники и диэлектрики в электрическом поле» наряду с демонстрационными экспериментами, в ходе которых демонстрируется взаимодействие электрически нейтральных металлических и диэлектрических тел с заряженным телом, необходимо объяснение на уровне атомного и молекулярного строения веществ [4, 5]. Сделать это с помощью простейшей компьютерной симуляции гораздо проще, чем объяснять с помощью рисунков на доске.

При изучении темы «Параллельное и последовательное соединение проводников», с целью экономии времени, схемы рассчитываемых соединений проще показывать на экране, чем долго и не всегда красиво чертить их на доске. Да и темп урока поддержать проще.

С другой стороны, понятие сдвига фаз между током и напряжением в RLC-цепях переменного тока очень сложно усваивается учащимися. Мой опыт показывает, что наиболее эффективно сначала показать это явление с помощью двухлучевого осциллографа, а затем повторить в замедленном режиме с помощью электронного осциллографа лаборатории «L-микро».

Ограничиться только компьютерными симуляциями приходится при изучении элементов Специальной Теории Относительности. Особенно это касается тех проблемы, которые побудили А. Эйнштейна, задуматься об относительности скорости света, излучаемого подвижными и неподвижными источниками.

Правила построения изображения в зеркалах и линзах проще воспринимаются учащимися в динамике мультимедийной презентации с использованием системы идентификации цвета (RGB). Но, понятие о действительном и мнимом изображении воспринимаются учениками только после того, как каждый из них увидит изображение лампочки (или окна класса) полученного на экране, с помощью собирающей линзы, и не увидят этих изображений с помощью рассеивающей линзы. Здесь же, можно долго доказывать, что оптическая сила линзы зависит от вещества линзы, но если это продемонстрировать с помощью воздушных и водяных линз, то уровень усвоения материала повышается. При изучении темы «полное внутреннее отражение» я использую несколько фотографий. Но когда я показываю светильник, сделанный из оптических волокон, и световод, через который можно увидеть, то, находится у тебя за спиной, эффективность восприятия материала существенно повышается.

При изучении фотоэффекта очень хорошо воспринимается компьютерная симуляция из «Физикона». Вроде все всем учащимся понятно. Но стоит перейти к реальной схеме, состоящей из фотоумножителя, зеркального гальванометра высоковольтного источника тока и светофильтров, как причина появления «красной границы фотоэффекта» исчезает из голов учащихся. Но такое повторение позволяет все-таки отложить в умах учеников какие-то знания об этом фундаментальном физическом явлении.

Как бы учитель не доказывал, что свет осуществляет давление, какие бы компьютерные симуляции не показывал, но без демонстрации, с помощью прибора никто из учащихся не верит в существование этого квантового эффекта.

Каждый учитель, в зависимости от уровня подготовленности класса, от наличия оборудования его кабинета и уровня обеспечения программными продуктами должен выбирать ту «золотую середину», которая обеспечит наиболее высокую эффективность уроков.

Список литературы

1. Коновалихин С.В. Применение ИКТ на фронтальных лабораторных работах по физике, ИКТ технологии в подготовке учителя технологии и учителя физики: сборник материалов научно-практической конференции. Коломна, 2010. Ч. 1. С. 174-179.

2. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. М. Просвещение, 1972. 272 с.

3. Коновалихин С.В. Сборник качественных задач по физике, Бюро Квантум. М., 2010. 176 с.

4. Коновалихин С.В. Диэлектрики в электрическом поле (сценарий урока). «1 сентября. Физика», 2010. № 7. С. 2-6.

5. Коновалихин С.В. Проводники в электрическом поле (сценарий урока). «1 сентября. Физика», 2009. № 5., С. 9-15.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ С ЦЕЛЬЮ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Байтуранова Ф.Х.

Байтуранова Феруза Хамидуллаевна - учитель, школа № 5,

Янгиюльский район, Ташкентская область, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании физики с целью активизации познавательной деятельности учащихся.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная технология, предмет «Физика», познавательной деятельности.

Профессиональный рост учителя, на мой взгляд, всегда связан с поиском. Роль его заключается в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовать и управлять учебной деятельностью своих воспитанников. А реализовать это можно, используя различные современные педагогические технологии, в том числе информационные, компьютерные технологии.

Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления, натуральная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна.

Большие возможности содержатся в использовании компьютерных технологий при обучении физике. Эффективность применения компьютеров в учебном процессе зависит от многих факторов, в том числе и от уровня самой техники, и от качества используемых обучающих программ, и от методики обучения, применяемой учителем.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, я предлагаю создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным [1].

Работа, по составлению различных видов тестов, творческих заданий - очень творческая. Но наряду с этим я внедряю в свою деятельность базу уже созданных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.