72
PEDAGOGICAL SCIENCES / <<Ш1ШетУМ~^©УГМа1>>#Щ17)),2©]]9
УДК: 37.013.2
Толмачева Н. А. кандидат технических наук, доцент кафедры физико-математических дисциплин Омского автобронетанкового инженерного института г. Омск, Российская Федерация DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10377 ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПО ФИЗИКЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Tolmacheva N. A.
candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical and Mathematical Disciplines
Omsk Automobile Armored Engineering Institute Omsk, Russian Federation
DEMONSTRATION PHYSICAL EXPERIMENTS AS A MEANS TO ACTIVATE THE COGNITIVE INTEREST OF STUDENTS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Аннотация
Физический демонстрационный эксперимент является одним из важных компонентов, без которого невозможно формирование у обучающихся целостных представлений о природе явлений и процессов. В статье рассмотрен вопрос активизации познавательного интереса у обучающихся на занятиях по дисциплине «Физика» в военном техническом вузе в процессе постановки лекционных демонстраций.
Abstract
Physical demonstration experiment is one of the important components, without which it is impossible to form students ' holistic understanding of the nature ofphenomena and processes. The article deals with the issue of activation of cognitive interest in students in the classroom on the subject of"Physics" in the military technical University in the process of staging lecture demonstrations.
Ключевые слова: изучение физики в военном вузе, активизация интереса, физический демонстрационный эксперимент.
Keywords: study ofphysics in a military college, activation of interest, physical demonstration experiment.
Современные информационные технологии существенно облегчили доступ к многочисленным разноуровневым учебным ресурсам. Поэтому сегодня недостаточно сообщать студентам определенную сумму знаний в процессе обучения физике. Курс физики всегда содержал немало понятий, достаточно сложных, нелегких для восприятия. Составной частью общего курса физики являются лекционные демонстрации, которые не только способствуют усвоению материала, но и вызывают повышенный интерес к физике.
На лекциях, лабораторных занятиях преподавателям необходимо формировать у студентов умения, навыки самостоятельной организации и постановки демонстрационных экспериментов, лабораторных работ проблемного характера, применяя проблемно-деятельностный подход к обучению и всесторонне используя информационные технологии. Физический демонстрационный эксперимент в военном вузе является одним из важных компонентов курса, без которого невозможно формирование у курсантов целостных и системных представлений о природе явлений, процессов. Он обеспечивает проникновение в сущность физических явлений и процессов, помогает более полному их пониманию, а соответственно, запоминанию и усвоению курсантами знаний. Он тесно связан с содержанием лекции, способствует раскрытию ее главной темы.
По содержанию и дидактическим целям лекционные демонстрации можно условно разделить на несколько групп:
- фундаментальные опыты, постановка которых позволяет воссоздать физические законы, раскрыть те или другие закономерности, которые складывают ее фундамент;
- иллюстративные опыты, которые сопровождают объяснение преподавателя; таких опытов среди лекционных демонстраций большинство; они повышают интерес обучающихся до лекции; способствуют пониманию курсантами сути явлений и процессов, которые изучаются;
- проблемные опыты; их постановка заключает в себе проблему, которую необходимо решить во время данной лекции;
- обобщающие опыты, которые требуют для объяснения знания из разных тем и разделов курса;
- эффектные опыты, которые предназначены для пробуждения интереса обучающихся к изучаемым явлениям; опыты для демонстрации физических явлений, которые лежат в основе работы промышленных установок [2, с. 172-173].
Следует отметить, что хорошо поставленная демонстрация повышает интерес курсантов, действуя не только на их умственную, но также и на эмоциональную сторону, на их воображение. При этом опыты можно показывать как после изложе-
<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#1Щ17)),2(0]9 / РЕБЛОООГСЛЬ 8С1Б1ЧСБ8
73
ния соответствующего материала - в качестве подтверждения теоретических выводов, - так и до этого - для создания проблемной ситуации. Вопрос о том, что чему должно предшествовать - эксперимент теоретическому положению или наоборот, решается в зависимости от конкретной цели. В ряде случаев демонстрации используются для подтверждения законов, в частности, когда последние уже известны слушателям и перед лектором стоит задача не открывать их вторично, а всесторонне обосновать и углубить.
Признавая важность демонстрационного эксперимента, следует отметить и то, что он должен выполнять не только обучающую, но и развивающую функцию, т. е. способствовать активизации мышления, наблюдательности, развитию творческого воображения учащихся [1, с. 21]. Каждому преподавателю следует думать о том, как повысить интерес курсантов к изучению физики, как увеличить их активность на занятиях, как сложные абстрактные понятия преподнести курсанту понятно и доступно, и чтобы курсант запомнил эту "доступность" физики. [3, с. 91].
Однако, демонстрирование опытов, каким бы совершенным оно не было, недостаточно побуждает курсантов к активному восприятию наблюдаемых явлений, мало способствует формированию экспериментальных умений и навыков. Преодолеть эту проблему позволяет творческий подход к подготовке преподавателя физики, в частности в области физического эксперимента, формирование у обучающихся способности существенно расширять возможности имеющегося оборудования, самостоятельно конструировать и ставить простые, но достаточно эффективные демонстрационные эксперименты. Это достигается путем привлечения курсантов к участию в подготовке и демонстрации лекционных опытов.
Многие демонстрационные эксперименты не требуют сложной аппаратуры. Например, для показа классических опытов Фарадея при рассмотрении раздела «Электричество и магнетизм», достаточно иметь простейший постоянный магнит и катушку, подключенную к гальванометру.
При изучении раздела «Механика» неизменно большой интерес у курсантов вызывают опыты с гироскопом.
При планировании лекционного эксперимента следует прогнозировать активизацию умственной деятельности студентов:
- выяснять, когда эксперимент будет средством формулировки проблемы;
- в каком месте и в какой форме будут использованы знания курсантов для его объяснения;
- как будет организована умственная деятельность обучающихся, направленная на поиск решения экспериментальных задач и решения проблемы.
Среди многочисленных форм активизации умственной деятельности обучающихся в процессе постановки лекционных демонстраций можно выделить такие, как:
- создание проблемных ситуаций путем использования физического эксперимента;
- постановка опытов для экспериментальной проверки изложенных обучающимися суждений в процессе решения проблемы с целью выбора правильного;
- прекращение демонстрации на той стадии, когда ее промежуточный результат противоречит ожидаемому результату, и эксперимент, таким образом, требует продолжения;
- постановка опытов-парадоксов [2, с. 179].
Большие возможности для развития умственной деятельности курсантов на лекции содержатся в структуре демонстрации. Если к каждому опыту подобрать вопросы, которые позволяют раскрыть физическую суть явления, которое содержится в его основе, качественные задачи для обеспечения более глубокого и всестороннего понимания данного явления, то лекционный эксперимент будет носить исследовательский характер, который будет
PEDAGOGICAL SCIENCES / <<Ш1ШетУМ~^©УГМа1>>#Щ17)),2©]]9
74_
способствовать активизации деятельности обучающихся. Ключевой вопрос здесь: «Как можно объяснить то, что мы наблюдаем?». Это является важным элементом формирования исследовательских компетенций. Удачные демонстрации резко повышают эффективность лекций, вызывают интерес аудитории, способствуют лучшему усвоению обсуждаемых физических законов и эффектов [4, с. 95].
Выполнение демонстрационных экспериментов проблемного характера способствует повышению уровня самостоятельности курсантов, учету их индивидуальных особенностей. Оно имеет целью способствовать решению проблем разных уровней, а именно: проблемы уровня раздела; проблемы уровня темы; проблемы уровня вопроса темы; проблемы уровня подвопроса темы. При этом широко используются возможности, предоставляемые информационными технологиями. А именно: создание виртуальных лабораторных работ, компьютерное моделирование физических процессов, визуализация и детализация физических явлений, поиск и обработка информации, диалог в сети.
Таким образом, широкое применение демонстраций в процессе обучения способствует активизации умственных, творческих, волевых усилий курсантов, формированию позитивной мотивации к изучению физики, то есть активизации творческо-поисковой, учебной деятельности обучающихся, активизации самостоятельной работы.
Список литературы
1. Карабасова Г. Б. Требование к демонстрационным опытам и совершенствование оборудования учебного демонстрационного эксперимента // Молодой ученый. -2014. - №17. - С. 19-21.
2. Осадчук Л. А. Методика преподавания физики // Осадчук Л.А. К.: Вища школа. 1984. - 352 с.
3. Толмачева Н. А. Вопросы методики преподавания курса физики в военном вузе / Н.А.Толмачева // Вопросы педагогики. - 2018. - № 6-2. -С. 8991
4. Толмачева Н. А. Реализация наглядности при изучении дисциплины «Физика» в военном вузе / Н.А.Толмачева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 3-1 - С. 94-96