Научная статья на тему 'Демографическое положение и расселение крещеных татар (кряшен) Казанской губернии по данным 3-ей государственной ревизии 1761-1765 гг'

Демографическое положение и расселение крещеных татар (кряшен) Казанской губернии по данным 3-ей государственной ревизии 1761-1765 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1054
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ КРЕЩЕНЫХ ТАТАР / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТАТАР / ИСТОРИЯ ТАТАРСКИХ ДЕРЕВЕНЬ / КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / 3-АЯ РЕВИЗИЯ / HISTORY OF BAPTIZED TATARS / INTERFAITH RELATIONS / THE DEMOGRAPHIC SITUATION OF THE TATARS / THE HISTORY OF THE TATAR VILLAGES / KAZAN PROVINCE / REVISION 3

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исхаков Р. Р., Багаутдинова Х. З.

В статье рассмотрено демографическое положение и расселение крещеных татар (кряшен) Казанской губернии по данным 3-ей государственной переписи населения 1761-1765 гг. На основе статистических материалов показаны особенности размещения их селений на данной территории, историческая география населенных пунктов. В работе подробно проанализированы положение и численность этноконфессиональных групп кряшен новокрещеных и старокрещеных татар, их расселение в рамках административно-территори-ального деления Казанской губернии 1775 г. Особое внимание уделено проблеме этнотерриториальных групп крещеных татар, в материалах 3-ей ревизии указанных с другим этническим статусом. В рамках исследования предпринята попытка изучить феномены отатаривания представителей других этнических сообществ и формирования у них кряшенской идентичности. Работа направлена на выявление целостной картины размещения крещеных татар в Средневолжском регионе во второй трети XVIII в. необходимого для всестороннего изучения динамики этносоциального развития представителей данной конфессиональной группы татарского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOGRAPHIC SITUATION AND THE RESETTLEMENT OF BAPTIZED TA-TARS (KRYASHENS) OF KAZAN PROVINCE BASED ON STATE AUDIT THIRD (1761-1765)

The article examines the demographic situation and the resettlement of baptized tatars (kryashens) Kazan province according to state census 1761-1765, on the basis of statistics showing the placement of particular settlements in the territory, historical geography of settlements. The paper analyzed in detail the position and the number of ethnic and re-ligious groups kryashens newly baptized and starokreschenyh tatars, their resettlement in the framework of the admi-nistrative-territorial division of the Kazan province in 1775. Special attention is given to groups baptized тatars, in the mate-rials revision specified with other ethnic status. The study attempted to examine the phenomena assimilation other ethnic communities and the formation of their identity kryashen. The work aims to identify a complete picture of the placement of the baptized tatars in the Middle Volga region in the second third of the XVIII century. Necessary for a comprehensive study of the dynamics of ethno-social development of the members of this religious group of the tatar people.

Текст научной работы на тему «Демографическое положение и расселение крещеных татар (кряшен) Казанской губернии по данным 3-ей государственной ревизии 1761-1765 гг»

УДК 930.85

Р.Р.Исхаков, Х.З.Багаутдинова

ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ КРЕЩЕНЫХ ТАТАР (КРЯШЕН) КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ ПО ДАННЫМ 3-ЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕВИЗИИ 1761-1765 ГГ.

В статье рассмотрено демографическое положение и расселение крещеных татар (кряшен) Казанской губернии по данным 3-ей государственной переписи населения 1761-1765 гг. На основе статистических материалов показаны особенности размещения их селений на данной территории, историческая география населенных пунктов. В работе подробно проанализированы положение и численность этноконфессиональных групп кряшен - новокрещеных и старокрещеных татар, их расселение в рамках административно-территориального деления Казанской губернии 1775 г. Особое внимание уделено проблеме этнотерриториальных групп крещеных татар, в материалах 3-ей ревизии указанных с другим этническим статусом. В рамках исследования предпринята попытка изучить феномены отатаривания представителей других этнических сообществ и формирования у них кряшенской идентичности. Работа направлена на выявление целостной картины размещения крещеных татар в Средневолжском регионе во второй трети XVIII в. необходимого для всестороннего изучения динамики этносоциального развития представителей данной конфессиональной группы татарского народа.

Ключевые слова: история крещеных татар, межконфессиональные отношения, демографическое положение татар, история татарских деревень, Казанская губерния, 3-ая ревизия.

RRIskhakov, H.Z.Bagautdinova. DEMOGRAPHIC SITUATION AND THE RESETTLEMENT OF BAPTIZED TATARS (KRYASHENS) OF KAZAN PROVINCE BASED ON STATE AUDIT THIRD (1761-1765)

The article examines the demographic situation and the resettlement of baptized tatars (kryashens) Kazan province according to state census 1761-1765, on the basis of statistics showing the placement of particular settlements in the territory, historical geography of settlements. The paper analyzed in detail the position and the number of ethnic and re-ligious groups kryashens - newly baptized and starokreschenyh tatars, their resettlement in the framework of the admi-nistrative-territorial division of the Kazan province in 1775. Special attention is given to groups baptized тatars, in the mate-rials revision specified with other ethnic status. The study attempted to examine the phenomena assimilation other ethnic communities and the formation of their identity kryashen. The work aims to identify a complete picture of the placement of the baptized tatars in the Middle Volga region in the second third of the XVIII century. Necessary for a comprehensive study of the dynamics of ethno-social development of the members of this religious group of the tatar people.

Keywords: history of baptized tatars, interfaith relations, the demographic situation of the tatars, the history of the tatar villages, Kazan province, revision 3.

В результате религиозно-просветительской деятельности среди коренных народов Волго-Ура-льского региона и сложных этнокультурных процессов, связанных с консолидацией татароязычных групп населения принявших христианство, к середине XVIII в. образовалась довольно многочисленная группа крещеных татар. Материалы 3-ей государственной ревизии (1761-1765 гг.) помогают нам оценить демографическое положение и расселение представителей данной конфессиональной общности, проанализировать размещение и историческую географию селений, в которых они проживали во второй трети XVIII в. Данные 3-ей переписи ценны еще и тем, что они подвели определенный итог деятельности церкви и государства по христианизации татар в годы существования «Конторы новокрещенских дел» (Новокрещенской конторы) (1731-1764 гг.). В это время среди татарского населения образовалась новая группа крестившихся, которых в официальных делопроизводственных и статистических материалах начали обозначать «новокрещеными» татарами, в отличие от принявших православие в XVI-XVII вв. за которыми закрепилось название «старокрещеные» татары.

По подсчетам известного историка и демографа Д.М. Исхакова благодаря государственной политике по массовому обращению в православие во второй трети XVIII в. численность крещеных татар Волго-Уралья по отношению к общей массе татарского населения достигла своего максимума и составила 7,6 % (30,3 тыс. чел.) [7, c. 102-103]. Основная часть представителей этой конфессиональ-

ной группы проживала в Казанской губернии - 10544 р.д.1 что составляло 13,7% от общей численности местного татарского населения2.

Наибольшее количество крещеных татар фиксируется на территории, в соответствии с административной реформой 1775 г., вошедшей в состав Мамадышского уезда - 2473 р.д. Значительное их присутствие отмечалось в будущем Лаишевском - 1729 р.д., Тетюшском - 1677 р.д., Чистопольском - 1429 р.д., Арском - 1209 р.д., Свияжском - 1028 р.д., Спасском - 576 р.д., Цивильском - 285 р.д., Чебоксарском уезде - 114 р.д. Незначительное количество отмечается также в Казанском - 26 р.д. и Царевококшайском уезде - 7 р.д.

Хотя официально разделение татар принявших православие на старокрещеных (иске керэшен, таза керэшен) и новокрещеных (яца керэшен) произошло после проведения первой государственной ревизии 1719-1722 гг., фактически именно время закрытия Новокрещеной конторы совпавшее со временем проведения 3-ей переписи стало рубежом официально разделившим представителей этих групп [6, с. 276]. Говоря о формировании групп старокрещеных и новокрещеных татар, необходимо отметить, что их разделение вплоть до второй половины XIX в., несмотря на наличие различий в самосознании, традиционной культуре и религиозности, имело весьма условный характер. На протяжении второй половины XVШ-XIX вв., а в ряде случаев и позже, в состав старокрещен входили группы новокрещеных татар, а также представители других народностей, принимавших крещение, проживавших вблизи мест их компактного расселения.

К сожалению, в материалах 3-ей ревизии не была проведена четкая дифференциация крещеных татар на новокрещен и старокрещен. В связи с этим, для выделения представителей этих двух конфессиональных групп нам пришлось сопоставить материалы переписи с данными более поздней государственной, земской и церковной статистики [2; 13; 15]. Исходя из анализа этих материалов, мо жно сделать вывод, что в начале 1760-х гг. в Казанской губернии насчитывалось 5748 р.д. старокрещеных и 4805 р.д. новокрещеных татар. Старокрещеные татары явно преобладали в Мамадышском -2455 р.д. (99,3% от общего количества крещеных татар по уезду), в Лаишевском - 1664 р.д. (96,2%) и Арском уезде - 977 р.д. (80,8%). Соответственно, в Мамадышском уезде было зафиксировано наличие 18 р.д. новокрещен (0,7%), в Лаишевском - 65 р.д. (3,8%), в Арском уезде - 232 р.д. (19,2%). В Чистопольском уезде старокрещены несколько уступали по численности новокрещеным татарам: 652 р.д. (45,6%) - 777 р.д. (54,4%). В Казанском, Тетюшском, Свияжском, Спасском, Цивильском, Чебоксарском и Царевококшайском уездах были размещены исключительно новокрещены.

Всего крещеные татары проживали в 367 населенных пунктах (н.п.) Казанской губернии. Из них в Тетюшском - 104, в Чистопольском - 51, в Свияжском - 44, в Мамадышском - 43, в Арском - 37, в Спасском - 35, в Лаишевском - 27, в Казанском - 11, в Цивильском - 8, в Царевококшайском - 4, в Чебоксарском - 3.

В отличие от новокрещеных татар, старокрещены жили компактными многочисленными группами, образовавшие отдельные родовые (джиенные) конгломерации в подавляющем большинстве моноконфессиональные и моноэтничные по своему составу. Так, в Мамадышском уезде, где насчитывалось 37 деревень и сел старокрещеных татар, лишь в 2-х наряду с ними жили русские ясачные крестьяне (Старая Икшурма, Русские Кирмени). В Чистопольском уезде в 6 н.п. проживали исключительно старокрещены, а в 1-м совместно с русскими (Черебатырево). Соответственно, в Лаишевском уезде 14 н.п. были заселены исключительно старокрещеными, в 4-х они жили совместно с русскими (Макаровка (Ташкирмень), Альвидино, Лебедино (Ерыкла), Енсывар (Янцевары)), в 1-м с татарами-мусульманами (Большие Меретяки). В Арском уезде - 11 селений были моноконфессиональными, в 1 н.п. старокрещен было зафиксировано наличие служилых татар-мусульман (Карадуван).

Более сложная картина наблюдалась в деревнях заселенных новокрещеными татарами. Большинство новокрещен проживали совместно со своими соплеменниками мусульманами. В Тетюш-ском уезде насчитывалось 96 таких н.п., в Свияжском - 37, в Чистопольском - 28, в Спасском - 27, в Арском - 18, в Казанском - 8, в Цивильском - 7, Мамадышском - 6, в Лаишевском - 6, в Царевококшайском - 4, в Чебоксарском - 2 селения. В Свияжском уезде в дер.: Бузаево, Исламово, Мамадыш-Тяв-гильдино, Мамадыш Верхней Шеланги (Салтыганово тож), Янгильдино и с.Макулово наряду с новокрещеными и некрещеными татарами было зафиксировано наличие русского сельского населения. В

1 В дореволюционный период «ревизская душа» являлась основной единицей фискального статистического учета включавшая лиц мужского пола.

2 Материалы 3-ей ревизии даются по: [9]. Хотя составитель сборника указал, что приводимые им данные относятся к 4 ревизии (1782 г.) анализ статистических данных, их сопоставление с оригиналами ревизских сказок хранящихся в Российском государственном архиве древних актов (ф.350) показал, что они относятся к более раннему периоду и соответствуют данным 3-ей ревизии.

Чистопольском уезде имелись 4 таких н.п. - Верхняя Шентала, Четыре Двора, Верхняя Майна, Чебак-сарка (Алькеево); в Спасском уезде 4 н.п. - Ахметьево, Тюгульбаево, Климкина (Меляши тож), Муллино; в Тетюшском уезде 4 н.п. - Казиево (Бешалапы), Никольское (Ишеево), Старые Индырчи, Булым-Булыхчи; в Арском уезде 1 н.п. - Урсяк (Кодряково). В деревнях Караса при речке Малой Колче Чистопольского уезда, Полевое Байбахтино Цивильского уезда и Новопоселенная по речке Новой Шентале Спасского уезда совместно с новокрещеными татарами и татарами-мусульманами жили чуваши.

Материалы 3-ей ревизии зафиксировали небольшое количество селений, в которых новокрещеные татары проживали исключительно с представителями других народностей: в Чистопольском уезде в с. Демкино с крещеными чувашами; в Арском уезде в дер. Абзябар с русскими; в Казанском уезде в дер. Ключи и Русские Ковали с русскими, в с.Дмитриевское (Большие Параты) с русскими и крещеными марийцами; в Чебоксарском уезде в с. Алексеевское с марийцами, чувашами, русскими и поляками; в Тетюшском уезде в дер. Степное Бурнашево с русскими; в Спасском уезде в дер. Тохтала с русскими.

Такие различия в размещении и расселении старокрещеных и новокрещеных татар были связаны с позицией государства. Понимая сложность сохранения христианской ориентации крещеных татар в среде их соплеменников, с конца XVI в. государственная администрация стремилась изолировать обращенных в православие от некрещеного населения. Эти мероприятия нашли законодательное закрепление в грамоте сына Ивана IV царя Федора от 18 июля 1593 г., данной казанским воеводам И.М.Воротынскому и А.И.Вяземскому в которой новокрещеным запрещалось жить совместно с некрещеными [1, №358, с.436-439] и в указе от 16 июля 1622 г. о запрещении некрещеным татарам селить у себя православных [4, с.113]. Благодаря этому курсу государству удалось взять под свой контроль миграционные процессы среди старокрещеных татар. Если, по данным писцового описания Казани и Казанского уезда 1565-1568 гг. царских окольничих Н.В.Борисова и Д.А.Кикина и писцовой книги Ивана Болтина 1602-1603 гг. [16; 17], в Казанском уезде1 в этот период отмечалось совместное проживание в одних селениях новокрещен, татар, «полонеников» (полоняников) и «чуваши», то по данным 3-ей ревизии в Казанской губернии, как было отмечено выше, н.п. старокрещен были практически полностью моноконфессиональными по своему составу. Лишь в годы деятельности Новокрещенской конторы в связи с массовыми обращениями в христианство коренных народов Волго-Камского края эти правила и законодательные акты перестают соблюдаться. Местные церковные и светские органы (новокрещенские команды) оказались не в состоянии справиться с такими масштабными задачами. Кроме того, существенную роль сыграла позиция новообращенных и их некрестившихся соплеменников, не желавших покидать родные, обжитые края. В связи с этим большинству новокрещеных татар удалось остаться в тех селениях, в которых они жили до обращения в православие, что наглядно показали материалы 3-ей ревизии.

Анализ демографического положения и расселения крещеных татар Казанской губернии в начале 1760-х гг. был бы не полон без репрезентации статистических материалов относящихся к группам указанным в 3-ей ревизии с нетатарским этническим статусом, однако в данных последующих переписей зафиксированных как «крещеные татары». Такое кардинальное изменение этнической идентичности не может быть однозначно оценено исключительно как ассимиляция и окультурация татарами представителей других народностей. На наш взгляд, проблема имеет более сложный и неоднозначный характер. Этот процесс был тесно связан с консолидацией крещеных татар и формированием у них общекряшенского этноконфессионального самосознания.

К числу таких групп можно отнести жителей ряда селений северо-западной части Тетюшского и юго-восточной части Цивильского уездов - т.н. молькеевских кряшен. В материалах 3-ей ревизии из 8 селений молькеевских кряшен лишь в 1-м этническая принадлежность местных жителей была указана как крещено-татарская - в дер. Старый Курбаш (Старая Буа) проживало 50 р.д. крещеных татар и 1 ясачный татарин. В других деревнях местные жители были записаны как чуваши: Хозеса-ново -123 р.д. крещеных чувашей; Большая Тярбердина (Тябердино) - 202 р.д. крещеных чувашей, 3 р.д. некрещеных чувашей; Старое Тя(р)бердино - 140 р.д. крещеных чувашей, 3 р.д. некрещеных чувашей; Молтеева (Молькеево)- 91 р.д. крещеных чувашей; Янгорчино при ключе (Янсурино) - 120 р.д. крещеных чувашей; Полевая Буа - 21 р.д. крещеных чувашей; Баймурзино - 63 р.д. крещеных чувашей, 6 р.д. ясачных татар. Важно отметить, что в данных предыдущей 2 переписи 1744 г. этническая картина в этих н.п. была показана несколько иначе: в дер. Баймурзино проживало 70 ясачных татар; Полевая Буа - 26 служилых татар; Старый Курбаш - 77 ясачных татар; Молькеево - 91 ясачных

1 В это время территория Казанского уезда охватывала значительную территорию и включала в себя районы Заказанья и Нижнего Предкамья, где проживала основная масса крещеных татар.

татар, 9 новокрещен; Большое Тябердино - 246 ясачных чувашей; Старое Тябердино - 127 ясачных чувашей; Хозесаново - 37 ясачных чувашей, 26 ясачных татар; Янсурино - 111 ясачных чувашей, 1 новокрещеный чуваш [8, с.7]. Ключевая роль татарского этнического субстрата в формировании молькеевских кряшен подчеркивается в современных научных исследованиях, в пользу этого говорят местные предания, наличие в ряде селений (Молькеево, Хозесаново) старинных татарских кладбищ на которых похоронены основатели этих деревень [3; 8, с. 4-19]. С чем же связано такие изменения в фиксации этнической принадлежности местных жителей в 3-ей ревизии? Одним из объяснений этого может быть факт обращения их в православие. В условиях смены конфессиональной принадлежности и билингвизма местных жителей (свободного владения как татарским, так и чувашским языками) церковная администрация, и, отчасти, сами крещеные татары были склонны идентифицировать себя с преобладающим крещеным чувашским населением, нежели с татарами, так как само обозначение «татарин» тесно ассоциировалось с мусульманской конфессиональной принадлежностью. В пользу этого может свидетельствовать наблюдения этнографа и православного миссионера Н.И. Золотницкого писавшего в начале 1870-х гг., что, «приняв и усвоив название «чуваш», заменившее для них принятое в других местностях крещеными татарами слово «кряшен», они стали чуждаться татар, или собственно религиозных обрядов их, разумея под этим именем мухаммедан (мусульман), и, не покидая природного наречия, стали подражать чувашам в костюме, образе жизни и особенно в религиозных обрядах; обзавелись кереметами, йырыхами, торями, йомсями и стали приносить жертвы Кебе, Пичамбару и пр.» [5, с. 224-225]. Позже, уже в XIX в. в связи с формированием устойчивой кряшенской идентичности, усилением культурного взаимодействия с представителями других этнотерриториальных групп кряшен, у местных жителей происходит рост кряшенского самосознания, что выразилось в замене этнонима «чуваши» на «крещеные татары» (кряшены). Схожие процессы отмечаются в дер. Нижняя и Верхняя Никиткино Чистопольского уезда, где предки местных крещеных татар были указаны как «крещеные чуваши» (106 р.д., 108 р.д.).

Сложный этнический состав фиксируется также у жителей ряда селений северо-восточной части Арского уезда, образовывавших приход с. Чура. Если в самом с. Чура (Троицкое) и деревнях Малое Семен Головино, Кушкетбаш в 3-ей переписи жителями указаны крещеные татары (старокрещены), то в соседних деревнях - крещеные удмурты: Шемордан - 107 р.д., Поршур - 99 р.д., Малая Чура - 38 р.д., Новое Семен Головино - 179 р.д. Но в материалах последующих переписей [14, л. 17-39, 215-225, 308-316, 379-389], а также церковной статистики [12, с. 381], в этих деревнях отмечаются уже исключительно старокрещеные татары. Сохранившиеся исторические предания и этнографический материал, также свидетельствует об участии удмуртского этнического компонента в формировании местного населения [10, л. 58-61; 11, л.14-21]. Все это может говорить о постепенном отатари-вании жителей этих селений, вследствие тесных контактов с преобладающим татарским населением. Таким образом, происходил процесс консолидации близкого в культурном и конфессиональном отношении населения на основе доминирующей языковой системы. Определенную роль должен был сыграть сам факт обращения в христианство, что способствовало этнокультурному дистанцио-нированию местных удмуртов от основной массы соплеменников и сближению с старокрещеными татарами. Не вызывает сомнения, что интенсификации «кряшенизации» жителей этих деревень также способствовали миграционные процессы (поселение здесь пришлого крещено-татарского населения) и смешенные браки. В пользу этого свидетельствует значительный прирост населения в этих н.п. с периода 3-ей по 8-ой ревизии [14, л. 17-39, 215-225, 308-316, 379-389].

Подводя итог анализу материалов 3-ей государственной ревизии, отметим их важное значение для определения демографического положения и расселения крещеных татар Казанской губернии. Эти данные наглядно свидетельствовали о сложных этноконфессиональных процессах происходивших среди крещеных татар. Изучение этих статистических материалов показало географию размещения кряшенских селений, численность их жителей, миграционные процессы внутри этой историко-культурной области в 1760-х гг.

Литература и источники

1. Акты археографической экспедиции. Т.1. - СПб., 1836. - 551 с.

2. Бобровников Н.А Инородческое население Казанской губернии. Вып.1: Татары, вотяки, мордва. - Казань, 1899. - 68 с.

3. Данилов В.В. Хужа Х с н - би-бабайлар нигезе. Хозесаново - земля моих предков. - Казань, 2014. - 564 с.

4. Законодательные акты Русского государства второй половины XVI - первой половины XVII вв. Тексты.-Л., 1986. - 465 с.

5. Золотницкий Н.И. Корневой чувашско-русский словарь. - Казань, 1875. - 265 с.

6. Ислаев Ф.Г. Религиозная политика российского государства и ее реализация в Волго-Уральском регионе (XVIII в.): дис. ... д-ра ист. наук. - Казань, 2005. - 365 с.

7. Исхаков Д. Историческая демография татар. - Казань, 2014. - 439 с.

8. Исхаков Д.М. Молькеевские кряшены: проблема формирования и демографическое развитие в XVIII -начале XX вв. // Молькеевские кряшены. - Казань, 1993. - С.4-19.

9. Корсаков Д.А. Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII в. - Казань, 1908. - 478 с.

10. Ляпидовский Г. Краткие сведения о Чуринском приходе Мамадышского уезда Ядыгаровской волости // ОРРК КФУ. Ф. И.А. Износкова. - Д.2244.

11. Ляпидовский И. Записка, составленная для Российского географического общества, о жителях Яды-геровской волости Мамадышского уезда Казанской губернии (1848 г.) // ОР РНБ. Ф.СПБДА. - Оп.1. - Д.А!/232.

12. Малов ЕА. Миссионерство среди мухаммедан и крещеных татар: сб. ст. - Казань, 1892. - 658 с.

13. Малов Е.А. Статистические сведения о крещеных татарах Казанской и некоторых других епархий, в Волжском бассейне. - Казань, 1866. - 79 с.

14. НА РТ. Ф.3.- Оп.2.- Д.73.

15. Никольский Н.В. Крещеные татары. Статистические сведения за 1911 год. - Казань, 1914.

16. Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 годов / сост. Р.Н. Степанов. - Казань, 1979. - 146 с.

17. Писцовое описание Казани и Казанского уезда 1565-1568 гг. / сост. Д.Н. Мустафина. - М., 2006. - 345 с.

УДК. 930.85

Н.ГДжумаева

КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА ОГУЗОВ ЯГБУ В IX - XI ВВ. НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЯНГИКЕНТ

В статье осмысляется культурное наследие существовавшего в X-XI вв. огузского государства Ягбу. На примере его столицы Янгигент рассматривается взаимодействие кочевой культуры огузских племен и оседлой культуры хорезмийцев в присырдарьинских степях. Это потверждено данными историко-археологического анализа ремесленно-промышленной базы, городской планировки, филологического анализа самых распространённых в современном сельском хозяйстве понятий.

Ключевые слова: государство огузов Ягбу, Янгикент, Новая Гузия, арало-каспийский историко-культурный регион, арабские и персидские летописцы, хорезмийцы, металлообработка, сельское хозяйство.

Jumayewa Guljahan CULTURAL DEVELOPMENT OF THE STATES OF THE OGHUZ YAGBU IN IX - XI CENTURIES ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF YANGIKENT.

The article conceptualized the cultural heritage existing in the X - XI centuries, the States of the Oghuz Yagbu. The author believes that so far in the historiography were not given to assess the level of cultural development is public education. Certainty in this question is provided by data obtained from the capital Yabgu of Yangikent. According to them, this city arose in the Hellenistic era and was revived in Xth century khorezmskoy builders. Its occurrence became possible as a result of the establishment by the Oghuz syrdaryinskiy control presidentintoimessani, the proximity to major trade routes and the emergence of a strong power of Oguz Khan. In the works of Persian and Arab authors Yangikent was called New Guia New city or town located at the mouth of the Syr-darya. As shown by archeological data and linguistic research, the main population of the city as the entire state of Yagbu. was Oguz-Khorezm, widely used in everyday life achievements of agriculture and metallurgy.

Keywords: state oguzoglu, Yangikent, New Gusia, the Aralo-Caspian historical and cultural region, Arab and Persian chroniclers, Khorezm, Metalworking, agriculture.

В истории евроазиатских степей важную роль сыграла развивавшаяся в арало-каспийском историко-культурном регионе кочевая культура. По мнению знаменитого немецкого путешественника XIX в. А.Губольта, еще с доисторических времен кочевая культура как губка впитывала и адаптировала соседние оседлые культуры [8, с.15]. С этим тезисом согласен и ряд современных исследователей. Благодаря своему выгодному геополитическому месторасположению евроазиатскиестепи всегда оставались в центре внимания. Формировавшая здесь местная культурная среда позволяла адаптировать и удачно встраивать принесённые элементы в местную традиционную культуру. Наличие здесь перекрестка торговых путей становилось тем фактором, который способствовал быстрому переходу от союза кочевых племен к созданию крупных кочевых государств.

Одним из таких государств стало в Приаральских степях огузское Ягбу. Впрочем, плоть до IX в. оно, скорее, являлось племенным объединением кочевников-тюркютов с местными племенами угорского и сарматского происхождения. Согласно данным арабских географов Идриси, Ибн Фадлана и Худуд Ал'Алема, основным занятием местных жителей было разведение лошадей, верблюдов и особенно в большом количестве овец. Обитая в войлочных юртах, они не знали ислама и верховной власти, но почитали предков и небесного бога Тенгре [12].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.