Научная статья на тему 'Демографический фактор как макросреда маркетинга в регионах Северного Кавказа'

Демографический фактор как макросреда маркетинга в регионах Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
449
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТОР / МАКРОСРЕДА МАРКЕТИНГА / РЫНОЧНАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гимбатов Шамиль Магомедович

В статье анализируется демографическая структура населения Северного Кавказа как фактор макросреды маркетинга. Описаны основные тенденции демографической ситуации региона в разрезе половострастной структуры населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демографический фактор как макросреда маркетинга в регионах Северного Кавказа»

Демографический фактор как макросреда маркетинга в регионах Северного Кавказа

Аннотация: в статье анализируется демографическая структура населения Северного Кавказа как фактор макросреды маркетинга. Описаны основные тенденции демографической ситуации региона в разрезе половострастной структуры населения.

Ключевые слова: демографический фактор, макросреда маркетинга, рыночная сегментация, Северный Кавказ

Gimbatov Sh.M. The demographic factor as the macro environment of marketing in the North Caucasus

The article analyzes the demographic structure of the North Caucasus as a factor in macro-marketing. The basic trends of demographic situation in the region in the context of age and sex structure of the population. Key words: demography, macro marketing, market segmentation, the North Caucasus

Одним из элементов функционирования фирмы является макросреда маркетинга. Макросреда представляет собой совокупность "не поддающихся контролю" сил, с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свои комплексы маркетинга.

Фирма и ее поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты и контактные аудитории (т.е. элементы микросреды фирмы) функционируют в рамках макросреды - сил, которые либо открывают новые возможности, либо грозят фирме новыми опасностями. Эти силы представляют собой те самые "не поддающиеся контролю" факторы, за которыми фирма должна внимательно следить и на которые должна реагировать. Макросреда слагается из шести основных сил, представленных на рис. 1.

Рис. 1 Основные факторы макросреды.

Наиболее распространенными факторами сегментации населения является сегментация в соот-ветсвии демографической структуры населения по возрасту и полу. Демографическая структура населения — это любое распределение индивидов, из которых состоит население, по различным категориям в соответствии с определенными критериями. Критерии распределения населения по категориям могут быть различными, например, ими могут быть возраст, пол, размеры и типы, численность населения. Любая характеристика, отличающая одного индивида от другого, одно домохозяйство от другого, может быть использована в качестве критерия для рыночной сегментации.

Возраст - один из ключевых параметров определения поведения, зная его, с большой степенью вероятности можно сказать, что интересно людям, а что нет. С возрастом потребности и возможности

Гимбатов Шамиль Магомедович

53.

к.э.н., докторант, ИСЭПН РАН, г. Москва

[email protected]

покупателей меняются. Например, чем старше становится человек, тем более он консервативен, а в подростковом возрасте более склонен к индивидуализации и экспериментам. Возрастная структура населения на Северном Кавказе существенно отличается от общей по стране. Каждый пятый житель России (30,7 млн. человек на 1 января 2010г.) - в пенсионном возрасте. Численность детей и подростков до 16 лет на 7,9 млн. человек, или на 25,6% меньше, чем лиц старше трудоспособного возраста. Перевес людей старшего возраста имеет место в 62 субъектах Российской Федерации, наибольший: в Тульской области и г. Санкт-Петербурге - в 2 раза, Рязанской и Воронежской областях - в 1,9 раза, Тамбовской, Ленинградской, Ивановской, Пензенской, Псковской, Ярославской областях, г.Москве - в 1,8 раза.

Главная демографическая особенность Северного Кавказа - высокая доля лиц моложе и трудоспособного возраста и соответственно низкая доля лиц старше трудоспособного возраста.

Согласно международным критериям население считается старым, если доля людей в возрастах 65 лет и более во всем населении превышает 7%. В настоящее время почти каждый восьмой россиянин, т.е. 12,9% жителей страны, находится в возрасте 65 лет и более. В республиках Северного Кавказа доля лиц данной категории составляет в среднем 8% от общей численности населения. Самое молодые регионы - Республика Ингушетия, Дагестан и Чечня.

Средний возраст населения республики Дагестан, Чечня и Ингушетия не превышает 30 лет. Наиболее высокий он в Республике Адыгея, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии (35-38 лет). В России средний возраст населения по данным последней переписи составил 39 лет.

В целом по Российской федерации возрастная структура населения по данным переписи 2010 г. Представляет следующую картину: моложе трудоспособного - 16,2%, трудоспособном - 61,6%, старше трудоспособного -22,2%

Численность населения в возрасте 0-15 лет на протяжении 18 лет (1990-2007гг.) сокращалась. В 2008 г. вследствие роста числа родившихся численность этой возрастной группы несколько увеличилась - на 44 тыс., или на 0,2%, в 2009 году - на 313 тыс. или 1,4%.

Самая низкая доля детей в возрасте 0-15 лет в общей численности населения наблюдается в г. Москве и г. Санкт-Петербурге - 13,0-12,9% (в целом по России - 16,1%).

Численность населения в трудоспособном возрасте, по сравнению с началом 2009 г. снизилась на 0,9 млн. или на 1,0% (в 2008 году на 0,4 млн. или 0,5%) и составила к началу 2010г. 88,4 млн. человек. Показатель демографической нагрузки увеличился до 606 человек на 1000 населения трудоспособного возраста (в 2009г. - соответственно 590), в т.ч. нагрузка детьми - 259 (253), и людьми пенсионного возраста - 347 (337).

В то время как в Республике Дагестан, Ингушетии и Чечне, к примеру, доля лиц старшего трудоспособного населения не превышает 10%. При этом доля лиц младшего трудоспособного населения составляет практически 30% от всего населения этих республик. В остальных республика Северного Кавказа возрастная структура населения отличается не так существенно, но также характеризуется высокой долей молодого поколения в структуре населения (более 80%). В тоже время надо отметить, что за период прошедший между двумя переписями в структуре населения Северного Кавказа произошли изменения. В таких во всех республиках, кроме Чечни и Ингушетии, наблюдается сокращение количества населения моложе трудоспособного возраста и рост увеличение количества трудоспособного. Связано это в первую очередь с замедлениями темпов прироста населения в 2000 годы.

Пол и возраст - тесно связанные факторы, практически не используемые по отдельности. Именно половозрастные характеристики влияют на то позиционирование фирм, работающие на конечного потребителя: есть товары для девочек, а есть - для мальчиков, для девушек и для юношей, женщин и мужчин, старушек и стариков. Пол — это очевидная база для различий в маркетинговой рекламе. Когда говорят о разнице полов, подразумевают первичные и вторичные их различия. Важен количественный состав мужского и женского населения и их отклик на продукт. Это позволяет определить состав аудитории, динамику ее поведения и скорректировать курс ей навстречу. Сегментирование по гендерным признакам давно используется в производстве одежды, на рынке парикмахерских услуг, в косметической отрасли, в издательском деле.

Население России характеризуется существенной гендерной диспропорцией. Численность мужчин составила на 1 января 2010 года 65,6 млн. человек, женщин - 76,3 млн. человек (на 10,7 млн. человек, или на 16,2% больше). Соотношение полов за прошедший год не изменилось: к началу 2010 г. на 1000 мужчин приходилось 1162 женщин.

На Северном Кавказе женщин больше на 10% (мужчин - 3366033, женщин - 3716508). Таким образом, на 1000 мужчин населения приходится 1104 женщины.

Численное превышение женщин над мужчинами в составе населения отмечается уже в начале вступления в трудоспособный возраст. Такое неблагоприятное соотношение сложилось из-за сохраняющегося высокого уровня смертности от внешних причин в трудоспособном возрасте (около 1/3 смертей в этот период связано с данным фактором).

Рыночная экономика существует в условиях сформировавшихся сообществ людей, в которых в свою очередь действуют различные социальные законы, делящие эти общества на самые разнообразные группы по множеству различных критериев. При этом демографические факторы оказывают существенное влияние на поведение потребителей. С изменение демографической ситуации, на тех или иных рынках, меняются люди, меняются их привычки и образ жизни. Необходимо условием в целях успешной реализации маркетинговых стратегий является постоянный мониторинг новых тенденций демографической ситуации.

Литература:

1. Багомедов М.А., Хаджалова Х.М. Влияние трансформаций в институте семьи на демографическую ситуацию // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2011, №1, с.264-272.

2. Багомедов М.А. Динамика численности населения региона и стратегическая проблема занятости // Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528, 2008, №2, с. 6-12

3. Абдулманапов П. Г., Багрий Е.Г. Рождаемость и репродуктивное здоровье населения Республики Дагестан// Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528, 2011, №2, с. 80-83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.