УДК 332.1:502.3 © Шахотько Л.П.
Демографические проблемы Республики Беларусь и пути их решения
В минувшем году закончился срок реализации Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007— 2010 годы. В статье дан анализ выполнения программного документа в разрезе отдельных показателей. Рассмотрены также современные проблемы демографии в стране, оценены ближайшие и долгосрочные перспективы. Автором предлагаются пути дальнейшего обеспечения демографической безопасности Республики Беларусь.
Демография, демографическая безопасность, демографическая ситуация, рождаемость, миграция, ожидаемая продолжительность жизни, прогноз, демографическая политика.
Людмила Петровна ШАХОТЬКО
доктор социологических наук, профессор
главный научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси [email protected]
Численность населения Республики Беларусь на 1 апреля 2011 года составила
9474,2 тыс. человек [1]. Городское население — 74,5% и сельское — 25,5% [2]. По численности населения Беларусь не выделяется среди других государств Европы и занимает среднее место. Так, она занимает пятое место среди стран СНГ после России, Украины, Узбекистана и Казахстана. В ней проживает в 14 раз меньше населения, чем в России, в 5 раз меньше, чем в Украине, но в 1,3 раза больше, чем во всех трёх странах Балтии вместе взятых, в 2 раза больше, чем в Финляндии или Дании. В нашей республике живёт больше людей, чем в Австрии, Болгарии, Швеции, Швейцарии. Примерно такое по численности население, как в Беларуси, среди европейских государств имеют Бельгия, Венгрия, Греция, Португалия, Чешская Республика, Югославия и ряд других.
На протяжении всех послевоенных лет, вплоть до начала 1990-х гг., численность населения Республики Беларусь постоянно росла. Однако интенсивность этого роста начала снижаться уже с начала 1970-х гг.
Реформирование экономики страны в 90-е годы коснулось многих сторон жизни населения. Переход на многоукладную экономику, развитие частного сектора, появление неформальной деятельности, снятие ограничений в части повторной занятости, появление безработицы, формирование рынка жилья — всё это существенно повлияло на условия жизни населения и, соответственно, на динамику его численности, состав, процессы воспроизводства населения.
В настоящее время Республика Беларусь переживает сложный период своего демографического развития, вступив в этап демографического кризиса.
Ряд тенденций и явлений всё в большей степени приобретают черты демографических угроз устойчивому развитию общества и более того — национальной безопасности. Демографическая безопасность государства становится важнейшим направлением безопасности национальной и, значит, важнейшей государственной задачей.
Ещё в недавнем прошлом демографические изменения не рассматривались в качестве угроз национальной безопасности, так как не имели широкого аспекта отрицательных социальных, экономических и иных последствий и, следовательно, не оказывали существенного воздействия на отдельные направления национальной безопасности. В настоящее время такое воздействие, а скорее взаимодействие, проявляется достаточно явно и, что очень существенно, нарастает.
Современная модель демографического развития Республики Беларусь сложилась не в последние годы — это результат
развития на протяжении столетия. Наша страна практически с конца 1970-х годов (а городские поселения — с конца 1960-х годов) не воспроизводит своего населения, исключение составляет середина 1980-х годов, когда кратковременно отмечался некоторый рост коэффициентов воспроизводства населения. Естественный прирост населения на протяжении более 20 лет обеспечивался только за счет накопившегося в предыдущие годы демографического потенциала возрастной структуры, который постепенно иссякал, а коэффициенты воспроизводства снижались. Таким образом, абсолютное уменьшение численности населения Беларуси в последние 15 лет обусловлено режимом воспроизводства населения, существующим в стране более 40 лет. Кризисные явления в социальноэкономическом и экологическом развитии в конце 1980 — начале 1990-х годов лишь приблизили наступление депопуляции, ускорив основные тенденции динамики численности населения Беларуси (рис. 1).
Рисунок 1. Динамика численности населения Беларуси за 1950 - 2010 годы
Тыс. чел. 11000 10000 9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
7709
10188,9
10019,5
8992,2
8147,4
1950 г.
1960 г.
1970 г.
1980 г.
1990 г.
2000 г.
Городское население
Сельское население
Всё население
2010 г.
Не обязательно быть демографом, чтобы уже сейчас отчётливо предвидеть отрицательные для государства и общества последствия происходящих глубоких демографических изменений.
Причём демографические тенденции в своём развитии обладают большой устойчивостью, инерционностью во времени. В 90-е годы ХХ столетия и в первом десятилетии XXI столетия родились малочисленные и недостаточно здоровые поколения, некоторые из которых уже закончили
среднюю школу, а в обозримом будущем должны будут работать, служить в Вооружённых Силах, обеспечивать финансовую основу всей государственной системы социальной защиты и социального обеспечения. Живут и уже начали выходить за пределы трудоспособного возраста, пополняя ряды пенсионеров, многочисленные поколения людей, родившихся в послевоенные десятилетия. Это хорошо видно на половозрастной структуре населения (рис. 2).
Рисунок 2. Половозрастная структура населения Республики Беларусь на дату переписи 2009 года
Возраст
□ Мужчины □ Женщины
Действующая у нас в стране социальная система предполагает наличие значительного числа работающих людей трудоспособного возраста, выплачивающих обязательные взносы в систему социального страхования. До последнего времени в Беларуси, несмотря на быстрое уменьшение общей численности населения, численность населения в трудоспособном возрасте постоянно росла, достигнув в 2007 году 6 млн. 66 тыс. человек.
Только за годы после переписи 1999 года населения в трудоспособном возрасте стало больше на 100,7 тыс. человек, причём увеличение более чем наполовину произошло за счёт молодёжи в возрасте 16 — 29 лет. Естественно, ещё быстрее росла доля трудоспособного населения во всём населении, достигнув максимума в 2008 году — 62,5%. Это наиболее высокий показатель за всю историю развития страны.
Демографическая нагрузка на трудоспособное население постоянно снижалась. Так, по данным на дату переписи 2009 года, на 1000 человек населения в трудоспособном возрасте приходилось 624 человека в нетрудоспособном, в то время как в 1970 году — 894 человека, а в 1989-м — 785,7 человека. Такое положение вещей было благоприятным для экономического развития страны, что смягчало социальноэкономические проблемы, характерные для этого периода.
Однако в дальнейшем такое положение будет очень быстро изменяться в негативную сторону. Общая численность населения продолжит своё уменьшение, но ещё более быстрыми темпами будет уменьшаться численность населения в трудоспособном возрасте. Это будет увеличивать демографическую нагрузку на трудоспособное население и, если к этому не быть готовым, может вызвать целый ряд негативных явлений социально-экономического характера. Например, у Министерства обороны могут возникнуть определённые трудности в укомплектовании личного состава частей
и соединений призывниками, причём как в количественном, так и в качественном плане. Так, в 2009 году призывной контингент формировался из 70,1 тыс. молодых людей в возрасте 18 лет. Через 10 лет численность таковых сократится до 46,1 тыс. человек. Примерно столько же мальчиков рождалось ежегодно в конце 90-х годов и, по данным переписи 2009 года, находилось в возрасте 8 лет. С учётом этого факта, а также уровня здоровья молодых поколений будущие проблемы обороноспособности страны, являющиеся следствием современной демографической ситуации, очевидны и неизбежны [1].
Можно приводить и другие примеры негативных последствий существующих демографических тенденций, например, в области экономики (экономический рост, совокупный спрос, инвестиции, производительность труда, рабочая сила и др.) или образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и даже политики.
Демографическая безопасность — составная часть национальной безопасности, определяющая состояние защищённости социально-экономического развития государства и общества от демографических угроз, при котором обеспечивается развитие Республики Беларусь в соответствии с её национальными демографическими интересами [2].
Таким образом, безопасность в демографической сфере заключается, с одной стороны, в устранении причин, вызывающих негативные тенденции в воспроизводственных процессах, в максимально возможном смягчении их последствий, а с другой — в профилактике их появления. Демографические угрозы — это явления и тенденции, вследствие возникновения и существования которых происходят негативные количественные и качественные изменения в развитии населения, оказывающие отрицательное воздействие на устойчивое развитие страны.
Эффективная роль государства в демографическом аспекте, в частности в обеспечении демографической безопасности, может быть реализована только при условии признания высшими органами государственного управления существования самой проблемы и тех глубоких социальноэкономических последствий, которые она влечёт. При этом необходимо осознавать, что решение демографических проблем — задача очень сложная. Тут нужны целенаправленные меры, время и наличие финансовых средств, нужна концепция долгосрочной государственной политики, направленной на демографическую безопасность.
В Беларуси сложность демографической ситуации осознана и на государственном уровне принимаются определённые меры. Так, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 22 октября 2010 года на встрече с участниками Всебелорусской акции «Вопрос Президенту» отметил, что обеспечение демографической безопасности становится одним из основных направлений деятельности государства [3].
Кризисные явления в экономическом, политическом и экологическом развитии Республики Беларусь в 90-е годы сопровождались обострением демографической ситуации. Рост населения сменился его убылью, и до середины первого десятилетия XXI века интенсивность депопуляции нарастала. Половозрастная структура населения существенно деформировалась (см. рис. 2). Уровень рождаемости не обеспечивал простого воспроизводства населения и имел тенденцию к дальнейшему снижению, как и показатели ожидаемой продолжительности жизни при рождении, которые и без того находились на низком уровне. Росли показатели смертности. В критической ситуации находился институт белорусской семьи. Существенные изменения произошли в миграционной подвижности населения: появились потоки беженцев и иммигрантов, переселяющихся из других
постсоветских государств и из зоны экологического загрязнения, связанного с катастрофой на ЧАЭС. Кроме того, увеличился поток эмигрантов из Беларуси в «дальнее зарубежье», сопровождавшийся «утечкой мозгов», остро встала проблема нелегальных мигрантов. Всё это вызвало появление сложных социально-экономических проблем, с которыми страна ранее не сталкивалась, и поставило под реальную угрозу её безопасность.
Сложность демографической ситуации вызвала настоятельную необходимость разработки Закона о демографической безопасности Республики Беларусь, который был принят Палатой представителей, одобрен Советом Республики и 4 января 2002 года утверждён Президентом Республики Беларусь. В соответствии с этим законом была разработана и утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 года Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007 — 2010 годы [4].
Целью Программы была стабилизация демографической ситуации и формирование предпосылок демографического роста в Республике Беларусь, для чего необходимо осуществить следующие задачи:
О реализация целостной системы мер социально-экономического, правового, организационного характера, направленных на повышение качества жизни семей с детьми;
О реализация комплекса мер по улучшению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матери и ребёнка;
О снижение заболеваемости и смертности за счёт мероприятий по формированию здорового образа жизни и устранения влияния неблагоприятных факторов среды обитания;
О ежегодное поэтапное снижение смертности населения от всех причин с выходом к 2011 году на уровень 8% в год;
О оптимизация внутренних и внешних миграционных потоков.
Результатом реализации Программы должно было стать:
О увеличение общего коэффициента рождаемости до 10 — 11 на 1000 человек;
О увеличение суммарного коэффициента рождаемости — числа детей, которых могла бы родить одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (15 - 49 лет), до 1,4 - 1,5;
О снижение младенческой смертности до 6 на 1000 младенцев, родившихся живыми;
О снижение общего коэффициента смертности населения до 10 - 11 на 1000 человек;
О достижение к 2011 году ожидаемой продолжительности жизни при рождении 70 — 72 лет;
О обеспечение ежегодного прироста населения до 5 тыс. человек за счёт внешней миграции преимущественно лиц трудоспособного возраста.
Для реализации поставленной цели и получения ожидаемых результатов был реализован целый ряд конкретных мер, среди которых: льготные кредиты при строительстве жилья и финансовая помощь в погашении задолженности по льготным кредитам многодетным семьям (с 3 и более детьми); дифференцированные пособия при рождении ребёнка в зависимости от очерёдности рождения: при рождениии третьего и последующих детей - 3 бюджета прожиточного минимума (БПМ), при рождении первого и второго ребёнка -2 БПМ; денежная компенсация при рождении близнецов в размере 2 БПМ на каждого ребёнка; повышение единовременной денежной выплаты многодетным матерям, награждённым орденом Матери; повышение пособий при рождении первого ребёнка до 5 БПМ, а при рождении второго и последующих детей - до 7 БПМ.
Были реализованы следующие меры по улучшению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матери и ребёнка: скрининг врождённых поро-
ков развития и наследственных заболеваний; диагностика и лечение наследственных болезней детей; дооснащение ультразвуковыми диагностическими аппаратами экспертного класса медико-генетических центров; совершенствование деятельности службы планирования семьи по вопросам добрачного консультирования, подготовки семьи к родам и пропаганды семейных родов, реабилитации после абортов; открытие отделения экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) на базе РНПЦ «Мать и дитя», закупка оборудования, реагентов и др.
Для формирования здорового образа жизни и создания благоприятной среды обитания были разработаны и реализовывались государственные и отраслевые программы по борьбе с табакокурением; по рациональному, сбалансированному и безопасному питанию населения; по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма. Приняты меры по подготовке кадров и разработке образовательных программ, направленных на формирование здорового образа жизни, по информационно-рекламному сопровождению.
Для повышения ожидаемой продолжительности жизни были приняты меры по совершенствованию оказания первичной медико-санитарной помощи населению: проведена дифференцированная диспансеризация путём скрининга в возрастных группах с учётом факторов риска; организовано обучение сотрудников МВД, МЧС, Минтранса, педагогов, работников опасных производств навыкам оказания первой медицинской помощи; осуществлён комплекс мероприятий по профилактике, диагностике и лечению артериальной гипертензии; открыты центры социальной реабилитации лиц, освободившихся из заключения и оказавшихся в экстремальной ситуации; продолжена разработка эффективных методов диагностики, лечения и профилактики всех форм зависимостей и др.
Для решения миграционных проблем внутри страны приняты меры по привлечению в сельскую экономику трудоспособного населения и квалифицированных кадров, стимулированию нанимателей к созданию рабочих мест в районах с высоким оттоком населения и критическим состоянием рынка труда, расширению создания в сельской местности структур малого предпринимательства, фермерских и личных подсобных хозяйств, в том числе хозяйств усадебного типа, ориентированных на развитие сельского туризма.
Для решения внешних миграционных проблем приняты меры по созданию условий для сокращения эмиграции лиц, составляющих научно-технический, интеллектуальный и творческий потенциал.
Организован мониторинг миграционных процессов, включая интеллектуальную миграцию и прогнозирование миграционной ситуации. Принятие упрощённого порядка оформления документов для въезда на постоянное проживание в Республику Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имеют основания для приобретения гражданства Республики Беларусь, а также белорусов и лиц, идентифицирующих себя как белорусов.
Приняты меры по созданию условий для социально-бытового обустройства иммигрантов, их интеграции в общество, реализации их конституционных прав и свобод, включая трудоустройство и обеспечение жильём. Разработан комплекс мер по возвращению в Республику Беларусь высококвалифицированных специалистов и перспективных научных работников, длительное время работавших за границей по контракту.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставлена информация о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь и о порядке приобретения гражданства Республики Беларусь.
Усилен контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих иностранную рабочую силу.
В 2010 году срок реализации программного документа закончился - можно подводить итоги. К настоящему моменту большинство целевых показателей, предусмотренных в Национальной программе демографической безопасности на 2007 — 2010 годы, достигнуты. Так, по данным за 2009 год, общий коэффициент рождаемости в Беларуси составил 11,5%, суммарный коэффициент рождаемости — 1,442 ребёнка на одну женщину. Кстати, с учётом данных последней переписи, которая несколько уточнила численность населения по отдельным возрастным группам и показала, что численность женщин в активном детородном возрасте 20 — 34 года по текущей статистике была несколько завышена, можно говорить, что показатель суммарной рождаемости в 2009 году был даже несколько выше.
Повышение интенсивности рождаемости в эти годы наблюдалось практически во всех возрастных группах женщин. За 2004 — 2009 годы в когорте женщин моложе 20 лет рождаемость выросла на 7%, в когорте 20 — 24 года — тоже на 7%, то в когорте 25 — 29 лет — на 22%, в когорте 30 — 34 года — на 40%, а в когорте 35 — 39 лет — на 56%. Увеличивалось число рождений детей всех очередностей, при этом наметилась позитивная тенденция более интенсивного рождения детей второго и следующих порядков: число рождений первенцев возросло на 12%, число рождений вторых детей — на 35%, третьих и последующих детей — на 28%.
Выполнены и другие целевые показатели: младенческая смертность снизилась до 4,7%, ожидаемая продолжительность жизни при рождении повысилась до 70,5 года, миграционный прирост составил 12,2 тыс. человек. В результате население страны стало убывать значительно медленнее (рис. 3).
Рисунок 3. Динамика общего, естественного и миграционного приростов населения за 1990 - 2009 годы
Из всех целевых показателей только показатель общего коэффициента смертности населения ниже запланированной планки — в 2009 году он составил 14,2%. Однако это скорее погрешность в самой Программе: не были полностью учтены особенности сложившейся в стране возрастной структуры населения. Это замечание было высказано демографами ещё на этапе формирования программного документа, но не нашло отражения в окончательном варианте.
Особенности возрастной структуры населения страны должны быть учтены в очередной программе — на 2011 — 2015 годы. В результате того что по объективным причинам в Беларуси ускоряется рост чис-
ленности и доли населения в старших возрастах при снижении общей численности населения, общие показатели смертности будут расти, даже при снижении повозрастных показателей смертности и росте ожидаемой продолжительности жизни.
В целом можно считать, что Национальная программа демографической безопасности на 2007 — 2010 годы выполнялась успешно. Практически все поставленные в ней задачи решены, большинство проблем демографического развития приобрели позитивные тенденции, но существует опасность сформировать общественное мнение о лёгкости решения данных проблем и в перспективе. Такое мнение ошибочно.
Во-первых, безусловные успехи реализации Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007 — 2010 годы и её высокая эффективность не столь велики относительно необходимого для установления простого типа воспроизводства населения страны, а тем более для «слегка расширенного». Именно такой тип воспроизводства населения на данном этапе развития страны наиболее часто считается оптимальным.
Республика, как и раньше, не воспроизводит своё население и его численность продолжает уменьшаться. Несмотря на определённый рост в последние годы, показатели рождаемости остаются на низком уровне. Они обеспечивают воспроизводство населения только на 65%. Показатели продолжительности жизни, хотя и выросли за последнее время практически на два года, отстают от показателей в развитых странах мира на 10 — 15 лет. Они даже ниже, чем были в республике в 1950 — 1980-е годы. Хотя миграционный прирост населения последние 20 лет остаётся постоянно положительным, его объёмы недостаточны для того, чтобы полностью компенсировать естественную убыль населения страны.
Во-вторых, начало XXI века характеризовалось весьма благоприятными условиями для появления позитивных тенденций в демографическом развитии Беларуси. Отмечались улучшение социальноэкономической обстановки, рост благосостояния населения, что положительно повлияло на демографические процессы. К тому же специально принятые меры способствовали улучшению благосостояния семей с детьми, в частности сокращению разрыва в уровне денежных доходов семей с детьми и без них, созданию благоприятных условий воспитания, повышению доступности для населения услуг здравоохранения и образования.
В создавшихся условиях большая часть населения смогла реализовать свои репродуктивные установки. В эти годы активно появлялись на свет так называемые «отложенные дети», то есть те дети, рождение которых из-за сложной социальноэкономической обстановки родители откладывали на лучшие времена. Как показывают обследования, чаще всего это вторые и третьи дети, поскольку родители, независимо от социально-экономической обстановки, относительно редко откладывают рождение первенца на длительный срок.
По данным расчётов, увеличение количества родившихся в 2006 — 2009 годах на 88 — 90% связано с увеличением интенсивности рождаемости в стране [5, с. 219]. Однако пока нет оснований говорить о повышении у населения репродуктивных установок. Следует отметить, что наличие двух, а тем более трёх и более детей в семье всё ещё остаётся в Беларуси серьёзным фактором риска попадания этой семьи в категорию малообеспеченных.
В то же время нельзя отрицать, что какой-то процент семей из числа тех, у кого недостаточно чётко были сформированы установки на количество детей, могла подтолкнуть к принятию решения в пользу очередного рождения возможность получить льготы на строительство жилья.
Рост благосостояния и улучшение качества жизни населения, безусловно, положительно повлияли на улучшение здоровья населения, чему способствовали и специально принятые меры в области улучшения работы здравоохранения в стране. Именно этим можно объяснить перелом в этот период в тенденции ожидаемой продолжительности жизни.
В-третьих, на демографические процессы в стране в первом десятилетии XXI века также позитивно воздействовали структурные факторы: состав населения по полу, возрасту, брачному состоянию и т. д.
В эти годы в активном детородном возрасте находилась значительная часть населения, его соотношение по полу и брачному состоянию тоже было благоприятным. Половозрастная структура населения способствовала росту количества родившихся за счёт быстрого роста численности женщин в активном детородном возрасте — в него вступали многочисленные когорты родившихся в 1983 — 1986 годах. По данным последней переписи, в активном детородном возрасте (20 — 34 года) находилось 1088,8 тыс. женщин, это на 39,1 тыс. больше, чем было по переписи 1999 года (1049,7 тыс.) [1]. Тенденция роста численности женщин активного детородного возраста практически исчерпала себя.
В ближайшее время наступит противоположная ситуация. По мере вступления в активный детородный возраст малочисленных когорт, родившихся в 1990-е годы, их численность начнёт быстро уменьшаться. Это отрицательно повлияет на динамику количества детей, которые родятся в стране во втором и третьем десятилетии XXI века.
Особенности возрастной структуры населения Беларуси в начале XXI века позитивно сказались и на динамике количества умерших. В эти годы за пределы 60-летнего возраста стали выходить малочисленные когорты людей, родившихся в годы Великой Отечественной войны. Это уменьшило численность населения в старших возрастах и, соответственно, уменьшило количество умерших, ведь чем старше человек, тем, естественно, у него выше вероятность умереть на протяжении текущего года. Так, по данным переписи 1999 года, в пенсионном возрасте было 2160,1 тыс. человек, а по переписи 2009 года —
2139,3 тыс., то есть на 20,8 тыс. меньше. Естественно, это снизило и количество умерших. По мере выхода в пенсионный возраст многочисленных когорт 50-х годов рождения численность населения в пенсионном возрасте возрастёт, соответствен-
но это будет способствовать росту числа умерших, даже при позитивных тенденциях динамики показателей повозрастной смертности.
Для того чтобы оценить роль каждой из трёх основных составляющих, обеспечивающих рост населения (рождаемость, смертность, миграция), нами были разработаны варианты демографических прогнозов по шести гипотетическим сценариям [5].
Прогнозы показали: если на государственном уровне не предпринимать специальных мер по улучшению демографической ситуации, то население будет постоянно убывать, причём темпы его сокращения будут расти. Добиться позитивных тенденций в воспроизводстве населения, погасить его убыль можно, если изменить тенденции развития всех трёх составляющих в комплексе.
Снижением только показателей смертности, даже до уровня самых низких, существующих в настоящее время в мире, задачу не решить. Это приведёт к сдвигу смерти на более поздний период, что увеличит численность населения в старших возрастах и почти не окажет влияния на численность населения в младших и средних возрастах. Резкое увеличение объёмов иммиграции окажет положительное влияние на численность и структуру населения. Однако для того чтобы решить задачу предотвращения убыли населения, показатели объёмов положительного сальдо миграции должны быть очень большими. Приём даже 50 тыс. человек ежегодно не решит проблему депопуляции, но уже к середине столетия на территории Беларуси треть населения будут составлять мигранты и их потомки, а к концу столетия они составят уже две трети.
Теоретически наиболее кардинально решить проблему депопуляции в стране может быстрое повышение показателей рождаемости до уровня простого воспроизводства, но и при этом эффект возможен только к середине столетия.
Для более быстрого решения практически в каждой семье, способной к деторождению, необходимо иметь не менее трёх-четырёх детей. Однако реализовать это в ближайшее время практически невозможно. Повышение рождаемости, так же как и снижение смертности или рост миграционных потоков, не может произойти в одночасье, как предусмотрено в гипотетических сценариях. Следовательно, необходимо воздействовать комплексно на все составляющие роста населения одновременно.
Из социально-экономических факторов существенное влияние на демографические процессы оказывает качество жизни населения, особенно материальное положение и жилищные условия.
Материальное благополучие семьи является одной из важнейших жизненных ценностей. Для его улучшения и повышения уровня удовлетворённости граждан жизнью необходимо дальнейшее увеличение норм минимальных государственных стандартов (БПМ, минимальная заработная плата и др.), формирующих материальное благополучие семьи, которое должно стать приоритетным направлением семейной политики.
Реализация этого направления возможна лишь на основе создания экономических предпосылок роста заработной платы; её целенаправленного увеличения у низкооплачиваемых категорий работников; повышения минимальных государственных гарантий в области оплаты труда до уровня бюджета прожиточного минимума; усиления законодательной защиты прав наёмных работников на труд и его справедливую оплату.
Приоритетным принципом государственных программ, предусматривающих оказание материальной помощи нуждающимся группам населения, должно быть стимулирование их активности для самостоятельного решения экономических проблем.
Другими словами, актуален принцип, который предполагает предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью обеспечить семейное благосостояние. Люди, занятые в общественном производстве, не должны попадать в категорию малообеспеченных.
В целях усиления социальной защищённости семей с маленькими детьми необходимо компенсировать семье как недополученный доход в связи с занятостью одного из трудоспособных членов уходом за малолетними детьми, так и дополнительные расходы в связи с рождением и воспитанием ребёнка. В связи с этим нужно продолжить поэтапное совершенствование системы государственных пособий семьям, воспитывающим детей, а также её реформирование; стимулировать рождение второго ребёнка в семье путём предоставления ей дополнительной поддержки.
Формами такой поддержки могут быть: дополнительные выплаты семье при рождении второго ребёнка по аналогии с «материнским капиталом», предоставляемым в Российской Федерации. Весьма своевременным является высказывание Президента РБ о том, что «хорошим стимулом увеличения рождаемости станет повышение пособия по уходу за ребёнком. Сейчас оно выведено на уровень бюджета прожиточного минимума. Но этого уже недостаточно. Привязка должна быть к средней зарплате матери до декретного отпуска» [6]. В принципе, финансовая поддержка семей с детьми предназначается в основном для нивелирования финансового неравенства между людьми с детьми и без детей.
Выравниванию материального положения семей с детьми и без них призвано способствовать совершенствование налоговой политики, в частности увеличение стандартного налогового вычета работающим родителям, дифференцированного от количества малолетних детей в семье.
В увеличении возможностей более полной реализации репродуктивных намерений значимую роль сыграет повышение доступности жилья для семей с детьми путём предоставления безвозмездных субсидий малообеспеченным семьям, льготных кредитов при строительстве (приобретении) жилья с оказанием финансовой помощи в погашении задолженности по кредиту; предоставление жилья социального пользования без учёта совокупного дохода семьям, воспитывающим ребёнка-инвалида. Можно также проработать вопрос об оказании помощи государства в найме жилья семьям с детьми.
В повышении престижа института семьи, родительства и других семейных ценностей, формировании более высоких установок населения на количество детей в семье, здорового образа жизни населения, оптимизации миграционной политики важные задачи возложены на средства массовой информации, литературу, киноискусство. Кроме того, можно использовать и другие возможности, в том числе рекламу. Например, целесообразно поощрять рекламу товаров и услуг, связанных с пропагандой здорового образа жизни и крепкой полной семьи с несколькими детьми, в которой отношения строятся на равноправной основе.
Ввиду важности для общества и страны в целом решения проблемы повышения количества родившихся в семье детей следует проработать вопрос о возможности отнесения одного из родителей в семьях, на должном уровне воспитывающих четырёх и более детей до 16 — 18 лет, к категории занятых в экономике. При этом должна начисляться соответствующая заработная плата и эти годы включаться в стаж работы при начислении пенсии.
Для получения достоверной и регулярной информации об изменениях, происходящих в формировании у населения определённых установок относительно демографических процессов, целесообраз-
но, например, один раз в 2 — 3 года включать в вопросник Национального статистического комитета Республики Беларусь по проведению выборочных обследований домашних хозяйств расширенный комплекс вопросов по проблемам брака и семьи, образа жизни, здоровья и других вопросов, касающихся демографической политики.
Для стимулирования исследований в области демографических проблем необходимо поощрять фундаментальные и прикладные научные проекты по экономическим, социологическим, правовым, педагогическим, социально-психологическим, а также междисциплинарным проблемам демографического развития. Нужно предусмотреть координацию и финансирование подобных научных исследований в научноисследовательских институтах и высших учебных заведениях страны. Это позволит создать научную базу данных для разработки научно обоснованной эффективной демографической политики в стране в будущем. С целью повышения демографической грамотности населения страны, особенно работников, принимающих управленческие решения, необходимо ввести курсы лекций по демографии на всех гуманитарных кафедрах высших учебных заведений.
В условиях депопуляции, когда население страны воспроизводится только наполовину, компенсировать убыль населения предстоит миграции. Поэтому государство заинтересовано в притоке населения в республику и стремится проводить эффективную миграционную политику, направленную на активное привлечение иммигрантов, особенно из стран СНГ, их успешную интеграцию в белорусское общество и нейтрализацию возможных отрицательных последствий. Однако, как показывают данные последних лет, возможность полностью погасить депопуляцию в Беларуси за счёт притока молодёжи из стран СНГ и Балтии практически отсутствует.
Несмотря на значительное увеличение в последние годы положительного сальдо миграции населения в Беларусь из стран СНГ и Балтии, и, судя по отчётным данным, впервые за последние годы стало положительным сальдо миграции с другими странами, этот прирост остаётся
небольшим и не может перекрыть убыль населения за счёт естественного движения.
Таким образом, демографическая безопасность и в долгосрочной перспективе будет выступать одним из наиболее проблемных аспектов социальной безопасности.
Литература
1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Данные переписи населения 2009 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/perepic/2009/itogi1.php. и http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/demogr.php (дата обращения: 21.05.2011).
2. Закон Республики Беларусь о демографической безопасности Республики Беларусь от 4 января 2002 г. № 80-З. Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 9 января 2002 г. № 2/829 [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. — Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/activity/new_url_1386472912/new_url_172861313 (дата обращения: 16.01.2011).
3. Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. Архив сообщений пресс-службы 22 октября 2010 г. Встреча Александра Лукашенко с участниками Всебелорусской акции «Вопрос Президенту» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.president.gov.by/press90647.html (дата обращения: 16.01.2011).
4. Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007 — 2010 годы [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. — Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/min_progs/prog22 (дата обращения: 16.01.2011).
5. Шахотько, Л.П. Модель демографического развития Республики Беларусь / Л.П. Шахотько. — Минск: Беларуская навука, 2009. — 439 с.
6. Доклад Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко на Четвёртом Всебелорусском народном собрании 06.12.2010. Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.president.gov.by/press101782.html (дата обращения: 16.01.2011).