Научная статья на тему 'ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И МИГРАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОССИИ'

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И МИГРАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
604
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И МИГРАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ / РОЖДАЕМОСТЬ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РФ / ПРИМОРСКАЯ ЗОНА СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ / АРКТИКА / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / БАШКОРТОСТАН / ПРИГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА / СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ / ОТНОШЕНИЕ РОССИЯН К МИГРАНТАМ-МУСУЛЬМАНАМ / МИГРАНТОФОБИЯ / РОЛЬ СМИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сченснович В. Н.

Снижение рождаемости в России в 2020-2021 гг. привело к естественной убыли населения. В статье прослеживается влияние пандемии COVID-19 на трудовую и образовательную миграцию. Раскрываются тенденции международной миграции России и стран Центральной Азии. Приведены данные социологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сченснович В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOGRAPHIC AND MIGRATION PROBLEMS IN RUSSIA

The decline in the birth rate in Russia in 2020-2021 led to a natural decline in the population. The article traces the impact of the COVID-19 pandemic on labor and educational migration. The tendencies of international migration of Russia and the countries of Central Asia are revealed. The data of sociological researches are given.

Текст научной работы на тему «ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И МИГРАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОССИИ»

КОНФЛИКТУ ЦИВИЛИЗАЦИЙ - НЕТ! ДИАЛОГУ И КУЛЬТУРНОМУ ОБМЕНУ МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ - ДА!

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ: ИДЕОЛОГИЯ, ПОЛИТИКА, КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

Сченснович В.И.*

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И МИГРАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОССИИ

Б01: 10.31249/пшш/2023.03.01

Для цитирования: Сченснович В.Н. Демографические и миграционные проблемы в России // Россия и мусульманский мир : научно-информационный журнал. 2023. № 3 (329). Б01: 10.31249/пшш/2023.03.01

Аннотация. Снижение рождаемости в России в 2020-2021 гг. привело к естественной убыли населения. В статье прослеживается влияние пандемии СОУЮ-19 на трудовую и образовательную миграцию. Раскрываются тенденции международной миграции России и стран Центральной Азии. Приведены данные социологических исследований.

Ключевые слова: демографические и миграционные проблемы; рождаемость; меры поддержки; государственная миграционная политика; миграционная привлекательность РФ; приморская зона Северо-Запада России; Арктика; Дальний Восток; Башкортостан; приграничные регионы Северного Кавказа; страны ближнего зарубежья; отношение россиян к мигрантам-мусульманам; мигрантофобия; роль СМИ.

Введение

Естественные потери населения в 2020-2021 гг. оказались самыми большими в начале ХХ1 в. Миграционный прирост лишь частично компенсировал людские потери. Это объясняется влиянием ковидных ограничений, вследствие чего сократились масштабы

* Сченснович В.Н., научный сотрудник ред. журналов «Россия и мусульманский мир» на рус. и англ. яз., ИНИОН РАН, e-mail: [email protected]

международной миграции. Иная причина связана с переориентацией миграционных потоков из традиционных для РФ стран-доноров на другие направления. Учитывая, что большинство проблемных с точки зрения миграционного оттока регионов - приграничные, это определяет риски национальной безопасности страны.

Демографическая и

миграционная ситуация в России

Снижение рождаемости в РФ привело к естественной убыли населения. По прогнозам, подъема рождаемости в ближайшие 15 лет не будет. К 2020 г. Россия подошла со следующими показателями: население - 146 780 720 человек; плотность народонаселения - 8,6 человека на один км2; естественная убыль - 2 030 629; естественный прирост - 1 862 143; миграционный прирост -228 556 (преимущественно за счет граждан Таджикистана, Казахстана и Украины), продолжительность жизни мужчин - 59,8 года, женщин - 73,2. В связи с этим демографическая политика РФ должна быть направлена на увеличение продолжительности жизни, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, сохранение и укрепление здоровья населения, регулирование внутренней и внешней миграции с целью улучшения демографической ситуации в стране [17].

Исследователи из Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН (г. Москва) Л.Н. Андронова и Н.М. Ланцова [1] оценивают демографическую политику, проводимую в России, рассматривают международный опыт государственных мер поддержки семей с детьми и повышения рождаемости в отдельных странах Центральной и Восточной Европы. Авторами обсуждаются долгосрочные демографические прогнозы численности населения в России и их предпосылки. С 2016 г. тренд естественного роста численности населения России прекратился. По среднему варианту прогноза Росстата до 2036 г. общая численность населения к началу 2036 г. достигнет 142,993 млн человек. На сокращение населения России повлияет снижение рождаемости, замедление снижения смертности и сокращение миграционного потока.

В статье ученых Института демографических исследований ФНИСЦ РАН М.Н. Храмовой, Е В. Скоблиной и Д.П. Зорина [26] дан анализ воздействия международной миграции в регионах РФ на численность и демографическую структуру населения России в 2020-2021 гг. Рассмотрена динамика смертности и естественной

убыли населения в период пандемии СОУГО-19, показано влияние пандемии на образовательную и трудовую миграцию в РФ.

Пандемия СОУГО-19 оказала длительное воздействие на демографическое развитие субъектов РФ. В условиях ограничений мобильности масштабы международной миграции снизились. Миграционный прирост только частично компенсировал естественные потери населения. Сопоставление структуры иммиграционных и эмиграционных потоков позволяет авторам сделать вывод о том, что вследствие эмиграции происходит отток человеческого капитала из ряда стратегически важных регионов страны.

Естественные потери населения в 2020-2021 гг. оказались самыми большими за последние 20 лет. Сказался мультипликативный эффект: с одной стороны, негативная динамика рождаемости и смертности обуславливается сложившейся демографической структурой населения, а с другой - влиянием пандемии, в первую очередь, на уровень смертности в трудоспособных возрастах. В течение 2021 г. все федеральные округа, кроме Северо-Кавказского (СКФО), закончили год с весьма значительной естественной убылью. В 65 субъектах РФ численность населения сократилась: в 28 регионах за счет естественной убыли и миграционного оттока, в 37 регионах - за счет превышения естественной убыли над миграционным приростом. И только 10 субъектов РФ (все - национальные республики) характеризовались относительно высоким естественным приростом.

Влияние пандемии COVID-19

на трудовую миграцию в РФ

Кандидат экономических наук, в.н.с. Института социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН Е. С. Красинец и Т.В. Шевцова (г. Москва) анализируют последствия влияния пандемии коронавируса на международную трудовую миграцию в России [13]. Проведенные авторами социологические опросы показали, что большинство мигрантов позитивно характеризуют работу в России и не планирует уходить с российского рынка труда (несмотря на многочисленные оценки своего материального положения как неудовлетворительные, а также возросшие в период пандемии риски потерять работу и остаться без источника дохода). За время пандемии выросли намерения мигрантов на долгосрочное пребывание и более глубокую интеграцию в России. Представители стран СНГ относятся к возможности остаться в РФ на постоян-

ной основе по-разному. Лидирующие позиции в рейтинге ответов на вопрос «Хотели бы Вы остаться в России навсегда, получить вид на жительство и российское гражданство?» занимают ответы граждан стран, наиболее интегрированных на евразийском пространстве - Казахстана (75,0%) и Киргизии (62,5%). Стремление получить российское гражданство и долгосрочно находиться в России характерно также для мигрантов из Таджикистана (44%), Азербайджана (40%) и Узбекистана (37%).

В результате первой волны пандемии С0УГО-19 на российском рынке труда возникла избыточность предложения иностранной рабочей силы (ИРС), отмечает Е.С. Красинец [12]. Под влиянием карантинных мер и сокращения масштабов экономической деятельности произошло сжатие спроса на рынке труда и резкое уменьшение рабочих мест в отраслях и секторах, где были задействованы мигранты. По мере нормализации ситуации в экономике и под воздействием принятия правительством мер по борьбе с ко-ронавирусом численность трудовых мигрантов увеличилась.

Государственная миграционная политика

современной России

Тема внешней миграции является одной из самых острых и актуальных в общественно-политическом дискурсе. При этом понимание внешней миграции на уровне экспертов и общества зачастую разнится. Экспертное сообщество в целом положительно оценивает механизмы внешней миграции в контексте решения проблем на российском рынке труда в сложной демографической ситуации. В свою очередь, часть россиян воспринимает внешнюю миграцию негативно, связывая с ней рост террористических рисков, уровня бытовой преступности и распространения наркотиков.

С 2015 г. стало возможным для иностранных граждан осуществлять временную трудовую деятельность в России на основании патента. Высокая миграционная привлекательность РФ для выходцев из стран СНГ, по мысли экспертов, обусловлена особенностями российского законодательства, способствующего развитию преференций в отношении этих государств, культивируя зависимость рынка труда от притока внешних трудовых ресурсов из стран-доноров [7].

Концепция государственной миграционной политики ставит задачи содействия переселению соотечественников, привлечения и адаптации востребованных категорий трудовых мигрантов из ви-

зовых стран. Кандидат исторических наук В. В. Комаровский считает, что необходим полный набор инструментов регулирования миграционного притока иностранной рабочей силы (ИРС) - «от механизмов привлечения и рекламы» до комплекса «ограничительных мер при избытке предложения» или «недостатке спроса на рынке труда» [9, с. 31]. При любом развитии социально-экономической ситуации в РФ, увеличении или снижении потребности в ИРС прогноз динамики спроса и предложения на нее на российском рынке труда становится «насущной проблемой для дальнейшего развития страны» [11].

Кандидат философских наук К.В. Аршин [2] рассматривает эволюцию миграционной политики РФ в ХХ1 в. Автор отмечает, что события 2014-2015 гг. (обострение ситуации на Украине и в Сирии) привели к масштабному прибытию вынужденных мигрантов на территорию РФ. По неофициальным данным, по состоянию на 2017 г. в РФ находилось более 1 млн украинцев, прибывших в экстренном порядке в Россию из юго-восточных областей Украины. В 2014 г. было издано Постановление Правительства РФ «О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке». Федеральным органам исполнительной власти было предписано содействовать добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Для граждан Украины в 2017 г. упростили процедуру отказа от украинского гражданства.

Кроме того, в отношении трудовых мигрантов появилась возможность осуществлять трудовую деятельность на основании патента не только физическим, но и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Указанная мера привела к росту числа иностранных граждан, пожелавших выйти «из тени», избрав патент как инструмент регулирования своего правового положения. Принимая во внимание, что в соответствии с законодательством РФ оформление трудовых отношений с иностранными гражданами -высококвалифицированными специалистами осуществляется по упрощенной процедуре, К. Аршин прогнозирует возможный отказ от института разрешений на работу и, как следствие, «необходимость разработки более гибкого инструмента по привлечению на работу в РФ высококвалифицированных специалистов» [2, с. 130].

В новой Концепции на период 2019-2025 гг., утвержденной Указом Президента РФ от 31 октября 2018 г., в значительной степени изменилась трактовка цели миграционной политики. Приоритетным направлением стал подход к миграционной политике

как инструменту решения социально-экономических и демографических проблем. В качестве таковых были названы: качество жизни в РФ; доступность гражданам и мигрантам социальных, образовательных, медицинских, культурных и иных услуг; а также состояние правопорядка, степень развитости инфраструктуры. Соответственно изменению цели миграционной политики поменялся и приоритет ее задач. На первое место вышли вопросы совершенствования механизмов, которые обеспечивают миграционный прирост (в рамках реализации программы привлечения соотечественников и трудовых мигрантов). Второе место было отдано задаче создания условий для адаптации к условиям жизни в РФ иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада. Третья задача - обеспечение отечественной промышленности, образования и науки квалифицированными кадрами за счет внутренней и внешней миграции. В Концепции также уделено внимание вопросам национальной безопасности, выявлению, пресечению и профилактике нарушений миграционного законодательства.

К. Аршин разделяет точку зрения В.Ю. Зорина, что Концепция на период 2019-2025 гг. - это «поиск баланса между интересами экономического развития страны и безопасностью государства и общества; широкое внедрение инновационных методик и подходов к управлению миграционными отношениями, с учетом мирового опыта» [8, с. 62]. А сама миграционная политика, в том виде, как она отражена в Концепции, нацелена на создание благоприятного режима для переселения в Россию людей, в том числе, покинувших ее ранее, способных стать «полноправными гражданами и членами российского общества» [6].

Принятие новой Концепции миграционной политики вызвало неоднозначные оценки со стороны различных групп населения. В частности, граждане России, придерживающиеся националистических взглядов, критиковали ее за якобы прослеживающийся в тексте приоритет объединениям мигрантов в ущерб коренному населению России. Некоторые члены мигрантских общин указывали на недостаточное внимание к вопросам регулирования трудовой миграции, развития рынка труда. Ряд представителей научного сообщества обратили внимание на излишнюю обтекаемость и обобщённость нового стратегического документа, отсутствие механизмов решения назревших проблем. Негативное восприятие новой Концепции, несмотря на ряд новаций, которые вписывают миграционную политику в контекст социально-экономического,

инновационного развития страны, обеспечения национальной безопасности, реализацию национальной, образовательной, научной, культурной, молодежной и внешней политики, по заключению К. Аршина, объясняется, по всей видимости, «сохранением отрицательного отношения к мигрантам и миграции» [2, с. 132].

В целом вопросы формирования нового подхода к миграционной политике в рамках действующей Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 гг. в настоящее время стоят крайне остро. Требуется «оценка рисков и последствий от принимаемых решений» [2].

Отношение населения РФ к мигрантам. Роль СМИ

Доктор социологических наук, доцент В.Ю. Леденева [15] (ФНИСЦ РАН, г. Москва) анализирует роль медиапространства в противодействии распространению ксенофобии и национализма. Ксенофобские настроения в обществе связаны с опасением, что в условиях потери работы мигранты начнут совершать преступления. Негативное отношение к мигрантам формируют стереотипы о культурных и религиозных различиях: мигранты плохо знают язык, забирают и удешевляют рабочие места. Активно используются маркеры национальности при освещении конфликтов, если речь идет о внешних трудовых мигрантах.

Функционально деятельность СМИ направлена на обеспечение межнационального согласия и регулирование межнациональных отношений, однако в большей степени в российских СМИ преобладает негативная риторика в отношении иностранных мигрантов, что усиливает уровень мигрантофобии среди населения. В то время как результатом работы журналистов должны быть аналитические тексты, выступающие «мягкой силой» в гармонизации межэтнической обстановки.

Тему мигрантофобии развивают доктор исторических наук, профессор А.В. Мартыненко (Мордовский гос. пед. ун-т, г. Саранск) и кандидат исторических наук О.В. Орлова (Марийский НИИ языка, литературы и истории, г. Йошкар-Ола) [18]. Авторы рассматривают особенности общественного восприятия иностранной трудовой миграции в России, выявленные ими в ходе социологического опроса населения в столицах Республики Марий Эл и Республики Мордовия - Йошкар-Оле и Саранске, в 2020 г. На примере этого опроса исследователи утверждают: при наличии проявлений

мигрантофобии (латентной или открытой) в большинстве российских регионов, миграционная ситуация для страны не носит критического характера. По мнению авторов, наиболее эффективными мерами по предупреждению этнополитических и межэтнических конфликтов, связанных с миграцией, являются: поддержка национально-культурных объединений; межведомственная и межуровневая координация в сфере реализации государственной национальной политики, включая профилактику экстремизма; постоянный мониторинг этнополитической сферы и межнациональных отношений.

Проблемы адаптации и интеграции

мигрантов-мусульман в России

Задачи по социокультурной адаптации и интеграции иностранных граждан в РФ возложены на Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН). Вместе с тем необходимо учитывать, что значительная часть мигрантов не ориентирована на интеграцию, ими не принимаются нормы жизни и традиции россиян. Причину этого эксперты видят в высокой степени анклавизации, когда у приезжих нет потребности общаться с местным населением. А горожане боятся таких «анклавов», не могут чувствовать себя рядом с ними в безопасности. Поскольку интеграция предполагает межэтнический диалог между принимающим сообществом и мигрантами, лучшей средой для такого диалога, подчеркивает О.В. Кульбачевская, являются образовательные учреждения [14].

Роль диаспор в формировании религиозной идентичности мигрантов-мусульман оценивают доктор социологических наук В.Ю. Леденева (ФНИСЦ РАН, г. Москва) и докторант Б.Т. Бега-силов (Университет Нархоз, г. Алматы, Казахстан). Основным механизмом адаптации мигрантов в России служат клановые, родственные и национальные связи, когда делается «выбор в пользу этнического сообщества» [16, с. 124]. Проблемы трудоустройства мигрантов часто решаются именно религиозными сетями.

Мусульмане-мигранты, большинство которых находится в крупных российских городах, из-за нехватки мечетей оказываются вне сферы влияния представителей мусульманского духовенства. Тогда как, по убеждению доктора философских наук Т.С. Прониной (ЛГУ им. А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург), «просветительское влияние духовенства, ориентированное на культивирование общероссийской идентичности, могло бы способствовать адаптации и препятствовать тенденциям добровольной сегрегации мигрантских

сообществ» [22, с. 238]. Интеграция мигрантов в социокультурные рамки российского общества, считает аспирант С.А. Водопетов (Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва), возможна, если не допускать появления «обособленных агломераций, не стремящихся к внедрению в гражданские институты России»; следует ввести тест на знание русского языка при трудоустройстве. Для решения этих задач необходимо обновить концепцию миграционной политики РФ и привести ее «в соответствие с текущими вызовами» [4, с. 25].

Миграционные процессы

на Северо-Западе России,

Дальнем Востоке и в Башкирии

Доктор исторических наук Ф.Х. Соколова (Северный (Арктический) ун-т им. М.В. Ломоносова) и кандидат географических наук А.В. Лялина (Балтийский федеральный ун-т им. И. Канта) [25] отмечают: Северо-Запад России представляет собой приморскую территорию Балтийского, Белого и Баренцева морей, которая формирует ареалы и центры притяжения мигрантов. Специфика приграничных территорий, тяготеющих месторасположением к странам Европы и включенных в миграционную систему Евразии, объясняет значительный удельный вес международных мигрантов (в среднем 13% всех прибытий и 9% выбытий). Международные мигранты - это, как правило, выходцы из стран СНГ. Их удельный вес достигает 80-90%. В приморских муниципалитетах Калининградской и Ленинградской областей миграция компенсирует естественную убыль населения. В российской части Балтийского, Белого и Баренцева морей выделяются два крупных ареала притяжения мигрантов - Санкт-Петербургская и Калининградская агломерации - и ряд отдельных приморских центров притяжения на территории субъектов СЗФО РФ.

Анализ демографических и миграционных процессов на российском Дальнем Востоке, осуществленный доктором экономических наук Е.Л. Мотрич (Институт экономических исследований Дальневосточного отделения РАН), показал, что регион в целом оказался в ситуации неустойчивости, в условиях постоянного сокращения численности населения, обусловленного главным образом миграционным оттоком [20, 21]. Внутренняя миграция Дальнего Востока характеризуется отрицательным сальдо миграционного прироста в сравнении с другими регионами России. Неблагоприятная

ситуация стала причиной снижения доли Дальнего Востока в общей численности населения России. Присоединение в 2018 г. к ДФО Республики Бурятия и Забайкальского края, по мысли автора, только формально увеличило численность населения Дальнего Востока в его новых границах до 8,2 млн человек [20].

Исследователем показана динамика общей численности населения, процессов его естественного движения - рождаемости, смертности, возрастного состава, ожидаемой продолжительности жизни и миграционного движения в рамках внутрирегиональных, межрегиональных и внешних потоков (со странами СНГ и дальнего зарубежья) [21]. В настоящее время в межрегиональных перемещениях присутствует тенденция переезда граждан с Дальнего Востока на постоянное место жительства в европейскую часть страны, преимущественно в Центральный, Северо-Западный и Южный федеральные округа, которые имеют более высокие показатели социально-экономического развития. Вместе с тем, по убеждению автора, для Дальнего Востока важнейшим условием социально-экономического развития остается привлечение населения из других регионов страны и его закрепление [20]. Восстановление и наращивание численности населения Дальнего Востока относится к числу геостратегических задач государства [21].

О миграции в Республике Башкортостан можно судить по результатам социологического опроса, проведенного кандидатом исторических наук И.М. Габдрафиковым (Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева) и Л.Г. Хуснутдиновой (Башкирский кооперативный институт) [5]. Целью опроса авторов среди студентов и местного населения РБ являлось выявление причин и социально-экономической ситуации, влияющих на миграционные установки людей. Значительная часть студенческой молодежи настроена на выезд за пределы республики - в другой регион или даже в другую страну. Главный мотив стремления уехать из региона - неблагоприятная ситуация на местном рынке труда. Студенты высказались за продолжение учебы в вузах за пределами Башкирии, особенно в столичных вузах. В Башкортостане, утверждают эксперты, по степени важности для граждан и региональной власти на первом месте стоят социальные вопросы - сохраняющийся социально-экономический кризис, который усугубляется пандемией С0УГО-19. Поэтому состояние экономики и социальной сферы остается решающим фактором, влияющим на миграцию и миграционные установки граждан, а также на демографическое развитие республики в ближайшие годы [5].

Проблемы мигрантов в приграничных регионах России и Казахстана, а также на границах стран Центральной Азии во время пандемии СОУГО-19, рассматривают С.В. Рязанцев, З.К. Вазиров и Ф.М. Гарибова [23]. Россия и Казахстан стали «миграционными магнитами» для трудовых мигрантов из Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Социологический онлайн-опрос ИСПИ ФНИСЦ РАН 2020 г. показал, что 65% трудовых мигрантов из-за ограничений в связи с пандемией СОУГО-19 фактически остались без работы [23]. В поисках работы мигранты начали переезжать в южные регионы РФ.

В рамках проекта РФФИ «Международная миграция в приграничных регионах России: модели поведения населения и социально-экономические эффекты для развития территорий» ученые Института демографических исследований ФНИСЦ РАН (ИДИ ФНИСЦ РАН) в 2022 г. совершили экспедицию в Северную Осетию, Кабардино-Балкарию, Ингушетию, Ставропольский край, Краснодарский край и Республику Абхазия [24]. Экспедиция установила следующие формы международной приграничной миграции между регионами РФ и странами Южного Кавказа: туризм и рекреационная миграция - перемещения жителей приграничных регионов через границу с целью туризма и отдыха, главным образом миграция направлена на черноморское побережье Республики Абхазия; коммерческая миграция - перемещения бизнесменов и коммерсантов с целью торговли сельхозпродукцией, продуктами питания, товарами широкого потребления; родственная миграция -перемещения жителей приграничных регионов через границу с целью посещения родственников, проживающих на сопредельной территории другого государства [24].

Наиболее населенными приграничными регионами РФ на кавказском (южном) участке являются Краснодарский край (5,7 млн), Республика Дагестан (3,1 млн), Ставропольский край (2,8 млн), Чеченская Республика (1,5 млн человек). Население в регионах приграничной зоны Северного Кавказа увеличивается за счет высокой рождаемости в этнических республиках (Дагестан, Ингушетия, Чеченская Республика, Кабардино-Балкария), а также за счет притока мигрантов в Краснодарском крае. Центрами притяжения мигрантов являются Краснодарский край, республики Адыгея и Ингушетия. Дагестан - главный миграционный донор Ставропольского края. В кавказском приграничье происходит миграционный приток населения в пользу территорий с преобладанием русского населения из этнических национальных республик Северного Кавказа. Как считают М.А. Аствацатурова и Е.В. Давыдова, именно

внутренняя миграция - процесс перемещения в Ставрополье граждан России из республик Северного Кавказа - в этнополитическом контексте СКФО актуализирует реализацию государственной миграционной политики в нейтрализации и профилактике: экстремистских настроений на основе национализма и ксенофобии, прежде всего, в среде молодежи; геополитизации межэтнических отношений (в силу событий на Украине, в Турции, Сирии, Ираке, Иране, Афганистане, Армении, Азербайджане и др.); этнизации и конфес-сионализации доктрин и практик политики управления в противовес светской власти [3].

С распадом СССР в странах Южного Кавказа произошли процессы трансформации внутригосударственной и международной миграции, которая приобрела новые формы и географические направления. Основной поток мигрантов направляется в РФ, хотя в последний период популярными направлениями стали Турция, страны Ближнего Востока, ЕС, США и Канада.

Заключение

В настоящее время произошли некоторые изменения в структуре приоритетов государственной демографической и миграционной политики России. На первый план выдвинуты вопросы роста рождаемости, заботы о здоровье населения, его жилищных условиях, доходах, пенсиях, пособиях для нетрудоспособных, медицинских услугах и др. Проблемы безопасности также постоянно находятся в сфере внимания государства. Необходимо учитывать, что на рынке труда в стране много иностранных граждан, не стремящихся к адаптации и интеграции в российское общество, а также присутствует негативное отношение к мигрантам-мусульманам (мигрантофобия). СМИ, давая объективную информацию об этнических конфликтах, должны не подогревать эти конфликты, а предоставлять выверенные аналитические тексты.

Несмотря на сложную политическую и экономическую ситуацию в России, продолжающееся действие санкций, крупные города РФ привлекают трудовых мигрантов из регионов страны и ближнего зарубежья, о чем свидетельствует динамика трансформационных обменов населения на Северо-Западе, в приморской зоне Белого и Баренцева морей. В приграничном регионе Северного Кавказа население увеличивается за счет притока мигрантов в Краснодарском крае, а также вследствие высокой рождаемости в Ингушетии, Чечне, Кабардино-Балкарии.

Список литературы

1. Андронова Л.Н., Ланцова Н.М. Демографические тенденции и государственная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2022. Т. 20. С. 320-341.

2. Аршин К.В. Миграционная политика России в 2010-е годы: проблемы и перспективы // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 3 (35). С. 125-136.

3. Аствацатурова М.А., Давыдова Е.В. Современные миграционные процессы в этнополитическом контексте СКФО // Миграция и межнациональные отношения в современной России. Материалы Международной научно-практической конференции: Миграция и межнациональные отношения в современной России. 27 сентября 2018 г. М.: Литера, 2018. Т. 17. № 1. С. 16-31.

4. Водопетов С.А. Миграционные процессы как фактор обеспечения демографической безопасности Российской Федерации // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 5. С. 22-25.

5. Габдрафиков И.М., Хуснутдинова Л.Г. Социально-экономическая ситуация и миграционные установки граждан по результатам массового опроса населения в Республике Башкортостан // Вестник Российского университета кооперации. 2021. № 4 (46). С. 9-15.

6. Зорин В.Ю. Миграционная политика между правами человека и безопасностью // Этносоциум и межнациональная культура. 2019. № 2 (128). С. 121-130.

7. Зорин В.Ю., Бурда М.А. Формирование и институционализация государственной миграционной политики в современной России // РоШЪоок. 2020. № 1. С. 113-128.

8. Зорин В.Ю., Орешин С.А. Девятая модель: какой быть миграционной политике в 2025 году // Общество. Доверие. Риски: доверие к миграционным процессам. Риски нового общества : материалы Международного форума. М. : Изд-во ГУУ, 2019. С. 55-65.

9. Комаровский В.В. Роль внешней трудовой миграции в миграционной политике России // Социально-трудовые исследования. 2021. № 2. (43). С. 19-32.

10. Комаровский В.В. Проблемы регулирования трудовой миграции в современной России // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 3. С. 105-110.

11. Комаровский В.В. Россия и СНГ: динамика миграционных потоков // Россия и новые государства Евразии. 2020. № 2 (47). С. 151-170.

12. Красинец Е.С. Международная трудовая миграция в развитии современной России // Народонаселение, 2022. Т. 25. № 2. С. 104-115.

13. Красинец Е.С., Шевцова Т.В. О последствиях влияния пандемии СОУГО-19 для трудовой миграции в Россию // III Всероссийский демографический форум с международным участием. Материалы форума. М., 2021. С. 234-237.

14. Кульбачевская О.В. Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в России: к вопросу о межкультурном взаимодействии // Вестник антропологии. 2020. № 4 (52). С. 136-152.

15. Леденева В.Ю. Отражение проблем межэтнических отношений в российских СМИ // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. Т. 16. № 1. С. 128-137.

16. Леденева В.Ю., Бегасилов Б.Т. Влияние религиозного фактора на процессы интеграции мигрантов-мусульман в России // Вопросы управления. 2021. № 1 (68). С. 118-130.

17. Лобацкая Н.А. Демографическая ситуация в России, ее воздействие на экономику страны // Актуальные проблемы и перспективы развития государственной статистики в современных условиях. Сб. докладов Международной научно-практической конференции: В 2 т. Т. 1. Саратовстат, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2020. С. 17-22.

18. Мартыненко А.В., Орлова О.В. Латентная мигрантофобия в региональном измерении: на материалах Марий Эл и Мордовии // Ежегодник финно-угорских исследований. 2021. Т. 15. № 4. С. 700-706.

19. Михайлова О.В., Бурда М.А. Государственная миграционная политика России: актуальные вопросы внешней трудовой миграции // Этносоциум и межнациональная культура. 2020. № 4 (142). С. 9-15.

20. Мотрич Е.Л. Миграция в демографическом развитии российского Дальнего Востока // Институт экономических исследований Дальневосточного отделения РАН, Хабаровск, 2022. С. 27-40.

21. Мотрич Е.Л. Современные демографические процессы на Дальнем Востоке России // Власть и управление на Востоке России. 2022. № 4 (101). С. 59-68.

22. Пронина Т.С. Миграция в современной России и религиозный фактор // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2020. № 3. С. 225-240.

23. Рязанцев С.В., Вазиров З.К., Гарибова Ф.М. «Зависшие на границах» между Россией и Родиной: мигранты из стран Центральной Азии во время пандемии С0У1Б-19 // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. 2020. № 3. С. 45-58.

24. Рязанцев С.В., Вазиров З.К., Медведь В.А., Очирова Г.Н., РязанцевН.С. Научная экспедиция сотрудников ИДИ ФНИСЦ РАН по изучению миграции в Кавказском приграничье России // ДЕМИС. Демографические исследования. 2022. Т. 2. № 3. С. 165-180.

25. Соколова Ф.Х., Лялина А.В. Миграционная привлекательность приморской зоны Северо-Запада России: локальные градиенты // Балтийский регион. 2021. Т. 13. № 4. С. 54-78.

26. Храмова М.Н. Иммиграция У8 эмиграция: компенсаторная роль миграции в демографическом развитии регионов России / М.Н. Храмова, Е.В. Скоблина, Д.П. Зорин // ДЕМИС. Демографические исследования. 2022. Т. 2. № 4. С. 110-122.

Статья поступила в редакцию 02.06.2023.

Принята к публикации 21.06.2023.

Schensnovich V.N.

Demographic and Migration Problems in Russia

Valentina N. Schensnovich

Research Associate, Publishing Department of the Journals "Rossiya i Musulmanskiy Mir" & "Russia and the Moslem World", INION RAN,

e-mail: [email protected]

Abstract. The decline in the birth rate in Russia in 2020-2021 led to a natural decline in the population. The article traces the impact of the COVID-19 pandemic on labor and educational migration. The tendencies of international migration of Russia and the countries of Central Asia are revealed. The data of sociological researches are given.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: demographic and migration situation; fertility; support measures; state migration policy; migration attractiveness of the Russian Federation; coastal zone of the North-West of Russia; Arctic; Far East; Bashkortostan; border regions of the North Caucasus; neighboring countries; the attitude of Russians towards Moslem migrants; migrantophobia; the role of the media.

Зинин Ю.Н.*

СИТУАЦИЯ НА УКРАИНЕ В ПЕРИОД СВО РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ БЛИЖНЕВОСТОЧНЫХ СМИ

Б01: 10.31249/пшш/2023.03.02

Для цитирования: Зинин Ю.Н. Ситуация на Украине в период СВО России через призму ближневосточных СМИ // Россия и мусульманский мир : научно-информационный журнал. 2023. № 3 (329). Б01: 10.31249/пшш/2023.03.02

* Зинин Ю.Н., кандидат исторических наук, ст. научный сотрудник Центра ближневосточных и африканских исследований Института международных исследований МГИМО МИД России, e-mail: [email protected] © Зинин Ю.Н., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.