УДК 314.18+91:004
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Аннотация. В статье рассмотрены демографические факторы устойчивого развития территорий и причины смертности населения Ульяновской области. Даны рекомендации по совершенствованию демографической политики в регионе.
Ключевые слова: устойчивость территорий, население, демографические факторы, регион, миграция.
DEMOGRAPHIC FACTORS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF A TERRITORY (BY THE EXAMPLE OF ULYANOVSK REGION)
Annotation. Demographic factors of a sustainable development of territories and the causes of population mortality in the Ulyanovsk region are considered. Recommendations on the improvement of demographic policy in the region are given.
Keywords: stability of territories, population, demographic factors, region, migration.
Этапом формирования стратегии устойчивого развития территорий является оценка состояния и определения доминирующих тенденций демографического, экономического, экологического и социального развития в целом. Проблемы демографии и сбережения народа вышли на первый план социально-экономического развития страны, т.к. в последние годы вместо естественного прироста населения наблюдается его убыль. В связи с этим 9 октября 2007 г. указом Президента РФ была утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., представляющая собой стратегию целенаправленной деятельности государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.
Управление демографическими процессами на региональном уровне в настоящее время приобретает все большую важность. Регионы РФ в основном в своей деятельности по управлению демографическими процессами ориентируются на положения названной Концепции, подстраивая их под собственную конкретную ситуацию. Достижение устойчивого демографического развития регионов является одним из условий повышения их конкурентоспособности, являющейся основным фактором успеха в условиях рыночных отношений. Инструментом, способствующим комплексному решению задач регионального развития, могут стать региональные программы воспроизводства населения.
Надо отметить, что многонациональный состав, социокультурные, экономические и природно-климатические различия субъектов РФ определяют региональные особенности воспроизводства населения. Демографическая политика призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, т.е. стимулировать увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, стабилизацию численности населения, укрепление престижа семьи, сохранение и укрепление здоровья населения. На воспроизводство населения, кроме прочего, достаточно большое влияние оказывает эффективность миграционной политики. Миграция связана с параметрами социально-экономического развития, размещением производительных сил, интенсивностью урбанизации. В миграционные потоки вовлекаются преимущественно лица молодого и среднего возрастов, наиболее мобильные и здоровые, обладающие лучшими профессионально-квалифицированными качествами [2].
В Ульяновской области для оценки устойчивого развития территорий используют систему
М.В. Рыбкина Н.Н. Анюрова
M.V. Rybkina N.N. Anyurova
© Рыбкина М.В., Анюрова Н.Н., 2015
экологических, демографических, экономических, социальных показателей. При этом важнейшим критерием служит естественный прирост сельского населения. Программы воспроизводства населения должны стать составной частью комплексного плана социально-экономического развития территории Ульяновской области и финансироваться за счет местных источников.
В Ульяновской области внутренняя миграция в 2012 г. характеризовалась превышением количества граждан Российской Федерации, поменявших место жительства внутри области, над числом лиц, прибывших из других субъектов РФ и убывших за пределы области (см. табл. 1). в 2012 г. по территориальными структурными подразделениями УФМС на регистрационный учет по месту жительства поставлено 86 676 чел.
Таблица 1
Миграционный прирост населения Ульяновской области за период с 2003-го по 2012 г. [4]
Год Абсолютный прирост, чел. Удельный прирост на 1000 чел. населения, чел.
Все население В том числе Все население В том числе
городское сельское городское сельское
2003 -644 -800 -156 -0,4 -0,8 0,4
2004 -1754 -1656 -98 -1,3 -1,7 -0,3
2005 -3081 -2652 -429 -2,3 -2,7 -1,8
2006 -4256 -2220 -2036 -3,2 -2,3 -5,6
2007 -1183 -302 -881 -0,9 -0,3 -2,5
2008 -991 320 -1311 -0,8 0,3 -3,8
2009 -1194 459 -1653 -0,9 0,5 -4,8
2010 -4524 -1667 -2857 -3,5 -1,8 -8,2
2011 -3208 -276 -2932 -2,5 -0,3 -8,7
2012 -4174 -1388 -2786 -3,3 -1,5 -8,4
Данные таблицы 1 показывают, что миграционная убыль населения в Ульяновской области за указанный период составила в целом 4174 чел. Достаточно сложная демографическая ситуация сложилась на селе. В сельской местности миграционная убыль составила 2786 чел., несмотря на позитивные изменения последних лет. Таким образом, одна из ключевых задач региона - увеличение численности жителей, в том числе и за счет миграции в регион квалифицированных кадров. Нужно снизить отток населения из региона, который в последние годы превышает приток.
В настоящее время люди из города переезжают в более привлекательные регионы, а из сельской местности - в город. Это приводит к сокращению сельского населения. Более того, в период между последними двумя всероссийскими переписями населения (2002-2010 гг.) уменьшилась доля молодых возрастов в общей численности сельского населения, что в перспективе означает демографический риск снижения трудового потенциала села. В период между переписями сокращение численности сельского населения сопровождалось изменением числа сельских населенных пунктов: увеличилось количество сельских населенных пунктов с населением менее 10 чел., при этом стало больше крупных сельских поселений с числом жителей 2000 чел. Это объясняется стремлением сельских жителей покинуть неперспективные села и переехать туда, где есть возможность устроиться на работу, получить медицинскую помощь, устроить детей в полную общеобразовательную школу. Результаты наших исследований показывают, что сокращение числа всех типов сельских поселений и
общей численности населения обусловлены ограниченностью рабочих мест, низким уровнем заработной платы и недостаточным уровнем развития социальной инфраструктуры в сельской местности.
В этих условиях, прежде всего, необходима твердая политическая воля руководства страны, регионов и местных органов управления решить проблему восстановления народонаселения регионов. При этом важным этапом формирования стратегии устойчивого развития сельских территорий является оценка состояния и определение доминирующих тенденций демографического, экономического, социального и экологического развития регионов, привлечения населения в обезлюдевшие регионы с приоритетом сельской местности, которая исторически была основным резервом роста населения страны и ее городов [1].
В Ульяновской области поставили задачу улучшения демографической ситуации, продолжения целенаправленной работы по созданию комфортных условий для семей с детьми. Комплексное решение этих задач позволит выйти на положительную демографию. Стимулирование естественного прироста населения (рождаемости) является национальной проблемой. Однако ее решению, особенно на селе, где традиционно жили многодетные семьи, придается недостаточное внимание как на федеральном, так и на региональном уровнях [1].
В целом демографическая ситуация в нашей стране достаточно разнообразна. В сельской местности ускоренными темпами снижается рождаемость, происходит переход от многодетной к сред-недетной, а в настоящее время и малодетной семье. И очень важно в регионе не допустить перехода основной части населения к малодетным семьям. По оценкам, численность постоянного населения Ульяновской области на 1 октября 2014 г. составила 1263,6 тыс. чел. и с начала года уменьшилась на 3,9 тыс. чел., или на 0,3 % (для сравнения: на соответствующую дату предыдущего года данный показатель составил 5,1 тыс. чел., или 0,4 %). Сокращение численности населения происходит из-за продолжающегося процесса естественной и миграционной убыли населения. Основные показатели естественного движения населения в Ульяновской области в период с января по сентябрь 2014 г. приведены в таблице 2 [3].
Таблица 2
Естественное движение населения Ульяновской области
Показатель Абсолютные рост/убыль, чел. Прирост/снижение относительно 2013 г. Удельные рост/убыль на 1000 чел. населения, чел.
Январь -сентябрь 2014 г. Январь -сентябрь 2013 г. Абсолютные (+/-), чел. Относительные, % 2014 г. 2013 г.
Количество родившихся 11 358 11 054 +304 102,8 12,0 11,6
Количество умерших - в том числе детей в возрасте до 1 года 13 895 90 13 712 96 +183 -6 101,3 93,8 14,7 8,0 14,4 8,7
Естественная убыль 2537 2658 -121 95,4 2,7 2,8
Количество браков 8301 8514 -213 97,5 8,8 8,9
Количество разводов 4507 4641 -134 97,1 4,8 4,9
Согласно таблице 2, в целом в области в январе - сентябре 2014 г. число умерших превысило число родившихся на 22,3 % (в январе - сентябре 2013 г. - на 24,0 %). Распределение умерших по причинам смерти в январе - сентябре представлены в таблице 3 [3].
Таблица 3
Распределение умерших в Ульяновской области по причинам смерти
Причина смерти Смертность населения
Январь - сентябрь 2014 г. Январь -сентябрь 2013 г., чел Прирост (+) / снижение (-), чел. Удельная смертность на 100 тыс. чел., чел. При- рост/сниже ние числа смертей по отношению к 2013 г., %
Абсолютный показатель, чел. Доля в общем числе умерших, % январь -сентябрь 2014 г., чел. январь -сентябрь 2013 г., чел
Всего 13 895 100,0 13712 183 1467,0 1439,9 101,9
Болезни системы кровообращения 8002 57,6 8585 -583 844,9 901,5 93,7
Новообразования 2151 15,5 2140 +11 227,1 224,7 101,1
Внешние причины - из них все виды транспортных несчастных случаев 1405 10,1 1337 +68 148,3 140,4 105,6
186 1,3 174 +12 19,6 18,3 107,1
Случайные отравления алкоголем 146 1,1 121 +25 15,4 12,7 121,3
Самоубийства 93 0,7 108 -15 9,8 11,3 86,7
Убийства 51 0,4 61 -10 5,4 6,4 84,4
Болезни органов дыхания 425 3,1 400 +25 44,9 42,0 106,9
Болезни органов пищеварения 576 4,1 490 +86 60,8 51,5 118,1
Инфекционные и паразитарные болезни 261 1,9 267 -6 27,6 28,0 98,6
Анализ показывает, что смертность населения остается недопустимо высокой. Структуры смерти и показатели уровня выступают важным индикатором общественного здоровья, отражающими качество жизни населения, уровень развития здравоохранения, духовного состояния социума и др. Так, в Ульяновской области в январе - сентябре 2014 г. по сравнению с соответствующим периодом 2013 г. число умерших увеличилось на 1,3 % (см. табл. 3). В расчете на 100 тыс. чел. населения этот показатель составил 1,9 %. Основными причинами смертности являются болезни органов пищеварения, болезни органов дыхания, системы органов кровообращения, новообразования, травмы, несчастные случаи и отравления. Болезни органов пищеварения лидируют среди причин смертности как городского, так и сельского населения. в 2014 г. по сравнению с 2013 г. число смертей в результате
болезней органов пищеварения увеличилось на 17,6 %, болезней органов дыхания - на 6,3 %, новообразований - на 0,5 %. в настоящее время число умерших от болезней системы кровообращения снизилось на 6,8 %, от инфекционных и паразитарных болезней - на 2,2 %. Тем не менее смертность по внешним причинам увеличилась на 5,1 %. Поэтому необходимы меры, направленные на максимально возможное устранение внешних причин смертности, что поможет снизить темпы сокращения численности трудоспособного населения Ульяновской области.
В России одной из основ демографической политики должен стать принцип дифференцированного подхода к разработке и реализации мер, направленных на сокращение смертности населения. При этом надо учитывать территориальные особенности. Это даст возможность повысить эффективность использования выделенных на эти цели государственных средств.
В Ульяновской области в целом принимаются меры по улучшению демографической ситуации. Для эффективности этой работы следует внедрять новые инструменты и методы демографической политики, а также совершенствовать уже существующие. Например, в области работают центры здоровья, и здесь надо стараться предоставить населению качественную медицинскую помощь. Так же нужно направлять работу медицинских учреждений на профилактику и выявление заболеваний. Очень важно выработать у населения потребность в рациональном отношении к своему здоровью и здоровью своих детей. Кроме того, необходимо улучшить экологическую ситуацию в регионе как фактор улучшения здоровья, увеличения продолжительности жизни, обеспечения качественного воспроизводства населения.
Таким образом, тип и уровень воспроизводства населения в значительной степени определяются влиянием социально-экономических условий жизни. В то же время изменения в уровнях демографических процессов и структурах населения оказывают самое непосредственное влияние на экономические процессы, воспроизводство общественного продукта. Необходимо на региональном уровне принимать меры по совершенствованию реализации демографической политики. Рекомендуется:
1) проводить социально значимые мероприятия, посвященные семье и пропагандирующие семейные ценности;
2) формировать у подрастающего поколения мотивацию к здоровому семейному образу жизни;
3) развивать социальную инфраструктуру, особенно в сельской местности;
4) повышать качество медицинского обслуживания (степень доступности высокотехнологических медицинских услуг);
5) улучшать материальные условия жизни семьи (развивать жилищное строительство);
6) внедрять ценностные ориентиры в обществе на уровне государственной политики;
7) ориентировать семьи на рождение большего количества детей (рост числа семей с тремя детьми);
8) дифференцированно подходить к помощи многодетным семьям и др.;
9) учитывать территориальные особенности в стратегии повышения качества общественного здоровья.
Данные рекомендации направлены на укрепление авторитета семьи, формирование у подрастающего поколения мотивации к здоровому семейному образу жизни и уважительному отношению к старшему поколению.
Библиографический список
1. Борисова М.В. Социально-экономическое развитие региона: проблемы и тенденции / М.В. Борисова. -Ульяновск: УлГТУ, 2011. - 78 с.
2. Каймакова М.В. Социально-демографические проблемы сельских муниципальных образований // Экономист. - 2007. - № 5. - С. 62.
3. Социально-экономические положение Ульяновской области за январь-октябрь 2014 г. // Стат. сб. Т. 1. -Ульяновск, 2014.
4. Статистический ежегодник. Ульяновская область. 2013 // Стат. сб. Т. 1. - Ульяновск, 2013. -170 с.