Кулагина Е.В.
к.э.н., в.н.с. Института социально-экономических проблем народонаселения РАН
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИНВАЛИДНОСТИ: ОРИЕНТИРЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И СТАТИСТИКИ
Ключевые слова: социальная политика в отношении инвалидов, инвалидность, демографические факторы инвалидности, региональные аспекты инвалидности, статистический учёт инвалидов.
Keywords: social policy on disability, disability, demographic factors in disability, regional aspects in disability, disability statistics.
Ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов способствовала развитию российской социальной политики. При участии Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов введена Государственная программа «Доступная среда»1, изменена законодательная база2, определён порядок мониторинга соблюдения прав инвалидов во всех сферах жизнедеятельности3. В 2015 году приняты меры, позволившие в два раза увеличить количество статистических показателей, отражающих основные направления государственного регулирования, включая демографические и медицинские данные, уровень жизни, социальное обслуживание, образование, занятость, жилищные условия, вовлечённость в местное сообщество, факторы доступности внешней среды и транс-порта4. Между тем система статистических показателей носит признаки формального учёта. Инвалиды наделены минимумом персонифицированных признаков, за редким исключением не высказывают своих потребностей и не оценивают качество ресурсов, институтов и политик, как рекомендуется Всемирной организацией здравоохранения5 и Конвенцией ООН О правах инвалидов. Нет понимания, кто относится к категории инвалидов - инвалиды, лица с ОВЗ, население, имеющее хронические заболевания. Отсутствуют важнейшие базовые индикаторы, характеризующие долю расходов, затрачиваемых на инвалидов в % от ВВП, а также «профиль» инвалидности в разрезе по полу и возрасту, которые используются в международных исследованиях6. Статистический инструментарий отражает проблему концептуального порядка - выбор ориентиров развития социальной политики. Требования системного подхода приводят к необходимости учёта признаков, раскрывающих особенности структуры и уровня инвалидности, в том числе их территориальное распределение. В этой связи представляется актуальным обратиться к исследованию «профиля» инвалидности, и наблюдать его в развитии ввиду динамичности процесса изменения показателей общей и первичной инвалидности, распределения по нарушениям функций организма (группам)7
Согласно расчетам Росстата, в 2015 г. суммарная численность инвалидов в России - граждан, учтённых в системе Пенсионного фонда (12 589 тыс. чел. с учётом данных по Крымскому федеральному округу), и получателей «военных» пенсий8 (335 тыс. чел.) - составила 12 924 тыс. чел. В общей численности населения страны доля инвалидов составляет 8,7%. В системе Пенсионного фонда доля лиц трудоспособного возраста (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 года) составляет менее трети - 30% (3 млн. 801 тыс. чел.) Две трети от общей численности инвалидов - это пенсионеры по возрасту - 65,3% (8 млн. 2665 тыс. чел.). Дети-инвалиды составляют 4,8% (605 тыс. чел.)9. Очевидный перевес возрастной структуры инвалидов в сторону старших групп ставит вопрос об обоснованности использования
1 Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг. Распоряжение Правительства Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 гг. № 2181-р от 26 ноября 2012 г. - http://www.rosmin trud.ru/docs/government/92/?ernd=1354276508571
2 Федеральный закон от 01.12.2014 ФЗ № 419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов».
3 О порядке подготовки доклада о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов. Постановление правительства РФ от 11 июня 2015 г.
4 Поручение Председателя правительства РФ от 12 декабря 2014 г. № ДМ-П12-9175
5 Health Organization. International classification of functioning, disability and health (ICF). - Geneva, 2001.
6 Sick societies?: trends in disability benefits in postindustrial welfare states / Ed. by P. A. Kemp. - Geneva: Int. Social Security Ass., 2006; Brault M Americans with disabilities: 2005, current population reports. - Washington: US Census Bureau, 2008.
7 Проблемы инвалидности в России: Состояние и перспективы. - М.: Медицина, 2002; Малева Т.М., Васин С.А., Голодец О.Ю., Бесфамильная С.В. Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики / Бюро экономического анализа. - М.: РОССПЭН, 1999. - С. 9; Социально-экономические аспекты инвалидности / Под ред. Ю.В. Михайловой, А.Е. Ивановой. - М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2006. - С. 48.
8 В общую численность инвалидов включаются также лица, состоящие на учете и получающие пенсию в системе Министерстве обороны Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний Минюста России и Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
9 Данные из Федерального регистра Пенсионного фонда РФ.
усреднённых возрастных показателей, которыми оперирует программа «Доступная среда», а также другие базовые государственные документы.
Опыт развитых стран показывает, что возраст инвалидов является одним из ключевых признаков для выбора ориентиров социальной политики1. В зависимости от модели социального контракта, уровня развития экономики и состояния рынка труда приоритеты государственной политики перераспределяются либо в сторону социального обеспечения пожилых групп, либо в сторону поддержки занятости инвалидов в молодых возрастах2. Поскольку наиболее острые проблемы затрагивают лиц трудоспособного возраста, им уделено особое внимание со стороны государственного управления3. Доля инвалидов трудоспособного возраста составляет в США 6,4% (от 18 до 65-ти лет)4, в странах ЕС (от 15 до 64-х лет) - 15%5, в России - 4,5% (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 года)6. Отечественный опыт регистрации инвалидов основывается на медицинских критериях, но международная практика допускает более широкое толкование. В ходе опросов населения выявляется дополнительный круг лиц, указывающих на наличие ограничений, которые затрудняют приносящую доход деятельность и самообслуживание. В большинстве случаев учитывается про-
7
изводительность и персональные возможности для возвращения на рынок труда , а не измерение отдельных характе-ристик8. Изучаются характеристики, приводящие к повышенным рискам безработицы, выявляются социально-неблагополучные регионы, с высокой долей безработных инвалидов в трудоспособном возрасте. Вводятся дополнительные меры социальной защиты на рынке труда9. Политика в области занятости, а также подходы в системе статистического учёта становятся естественным продолжением образовательной политики, где школьники с особыми образовательными потребностями, которые могут не быть инвалидами, получают образовательную поддержку и учитываются статистикой. В среднем по странам ОЭСР доля обучающихся с особыми образовательными потребностями от общей численности школьников составляет 5,6%. В США - 13% (6,5 млн. чел.)10, в Германии - 6,6% (493 тыс. чел.)11. В России обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) также получают образовательную поддержку наравне с инвалидами. Доля обучающихся с ОВЗ в России составляет - 3,4%, детей-инвалидов - 1,8% от общей численности школьников12. Однако между отечественной системой образования и рынком труда нет преемственности, поскольку концепция расширенной трактовки реализована только в системе образования. По окончании образовательных учреждений группа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выпадает из поля зрения государственного регулирования и больше не получает какой-либо поддержки.
В России порядок признания граждан инвалидами, а также классификации и критерии, используемые в процессе медико-социальной экспертизы, в течение двух последних десятилетий не единожды дорабатывались. Переход от оценки трудоспособности к стойким нарушениям, препятствующим социальной активности в повседневной жизни, учёбе, производственной деятельности, привёл к расширению контингента инвалидов за счёт включения людей пожилого возраста13. Между тем, согласно расчётам экспертов, при низком потенциале здоровья российского населения, короткой продолжительности жизни и смертности в молодых возрастах уровень инвалидности в России должен превышать регистрируемые значения, по меньшей мере, в два раза. Соответственно, есть основания для допущений о жёсткости критериев при установлении инвалидности, ориентированных преимущественно на тяжёлые нарушения в состоянии здоровья, вследствие чего часть населения с инвалидизирующей патологией выпадает из поля зрения и не регистрируется14. На полноту охвата граждан с инвалидностью влияют также причины, обусловленные состоянием
1 Sick societies?: trends in disability benefits in postindustrial welfare states / Ed. by P. A. Kemp. - Geneva: Int. Social Security Ass., 2006; Brault M. Americans with disabilities: 2005, current population reports. - Washington: US Census Bureau, 2008. В США доля общей численности инвалидов составляет 18,7%.
2 Haveman R., Wolfe B. The Economics of Disability and Disability Policy / Handbook of Health Economics. Vol. 1 / Ed. by A.J. Culyer, J.P. Newhouse. Elsevier Science, 2000. - Р. 1038.
3 Priestley M. Adults Only: Disability, Social Policy and the LifeCourse // Journal of Social Policy. 2000. - Vol. 29. - P. 433.
4 Annual Statistical Report on the Social Security Disability Insurance Program, 2014 Social Security Office of Retirement and Disability policy USA. - https://www.ssa.gov/policy/docs/statcomps/di_asr/2014/sect05.html
5 Инвалидами считаются граждане, испытывающие трудности при выполнении основного вида деятельности (смотрение, слух, подъём, сгиб и т.д.). Основой вид деятельности понимается как выполнение задачи или действия. Трудности должны длиться по меньшей мере 6 месяцев или больше. - http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Glossary:Basic_activity_difficulty
6 Расчёты по данным Федерального регистра Пенсионного фонда РФ за 2015 г. р.70-31.
7 Long-term disability arrangements. A comparative study of assessment and quality control / Ed. by W.E.L. de Boer, V. Brennink-meijer, W. Zuidam / TNO Work and Employment. 2004. - P. 21.
8 Haveman R., Wolfe B. The Economics of Disability and Disability Policy / Handbook of Health Economics. Vol. 1 / Ed. by A.J. Culyer, J.P. Newhouse. Elsevier Science, 2000. - Р. 1000.
9 Ruffing K.A. Geographic Pattern of Disability Receipt Largely Reflects Economic and Demographic Factors Disability Benefits Especially Important in South and Appalachia. 2015.
10 Scull J., Winkler A.M. Shifting Trends in Special Education. The Thomas B. Fordham Institute Publishing, 2011. - P. 9.
11 Education in Germany 2014. An indicator-based report including an analysis of the situation of people with special educational needs and disabilities. - Bielefeld, 2014. - P. 25.
12 Рассчитано по Форме № Д-9 «Сведения и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении», РФ, 2013/2014 и Форме № 76-РИК «Сведения об учреждениях, реализующих программы общего образования», РФ, 2013/ 2014.
13 Об утверждении Практического инструктивно-методического пособия по статистике здравоохранения. Приказ Росстата от 22.11. 2010 № 409. - http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/rx-postanovlenija/s2b/index.htm
14 Социально-экономические аспекты инвалидности / Под ред. Ю.В. Михайловой, А.Е. Ивановой. - М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2006. - С. 62, 48, 55.
систем здравоохранения на территориях и доступа населения к услугам учреждений здравоохранения и бюро медико-социальной экспертизы1.
Численность инвалидов на начало 2015 г. составила 12 460 тыс. чел. и 86,5 чел. на 1000 чел. населения (без учёта данных по Крымскому федеральному округу). Численность лиц старше 18 лет, признанных инвалидами впервые, 62,7 на 10000 чел. населения. Численность детей-инвалидов составила 605 тыс. чел. и 201,6 чел. на 10000 детей. Значение относительного показателя численности детей-инвалидов устойчиво повышалось с 1995 до 2014 г.- с 193, до 211,7 чел. на 10000 детей2. Рост общего числа инвалидов происходит именно в детских возрастах, а по данным исследований также в молодых трудоспособных возрастах, что является следствием ухудшения здоровья населения именно в этих группах3. Увеличение численности детей на фоне сокращения общей и первичной численности инвалидов является общемировым трендом. Данная тенденция приводит к необходимости развития новых схем государственной политики и усиления мер, касающихся социальной защиты лиц, не имеющих жизненного опыта, в процессе образования и трудоустройства .
Таблица 1
Распределение инвалидов и показателя уровня инвалидности по полу и возрасту в 2015 г.
на 1 января 2015 г., тыс. чел. Доля инвалидов, в % от численности мужчин и женщин соответствующего возраста и пола Численность инвалидов на 1000 мужчин и на 1000 женщин соответствующего возраста и пола
Всего в том числе Всего в том числе Всего в том числе
Мужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины
Всего инвалидов по основным возрастным группам: 12 656,0 5355,8 7300,9 8,7 7,9 9,3 86,5 79,0 93,0
в том числе в возрасте
0-4 101,5 55,5 46,0 1,1 1,2 1,0 11,7 11,7 10,2
5-9 184,9 105,3 79,6 2,3 2,6 2,0 25,7 25,7 20,4
10-14 192,6 110,6 81,9 2,7 3,0 2,4 30,3 30,3 23,6
15-19 168,4 95,6 72,9 2,5 2,7 2,2 27,3 27,3 21,9
20-14 182,9 107,0 76,0 2,0 2,3 1,7 22,6 22,6 16,7
25-29 284,1 168,3 115,7 2,3 2,6 1,9 26,4 26,4 18,5
30-34 334,8 196,5 138,3 2,8 3,3 2,3 32,5 32,5 22,9
35-39 382,8 220,0 162,8 3,5 4,1 2,9 41,3 41,3 29,3
40-44 438,2 243,1 195,1 4,3 5,0 3,7 49,5 49,5 37,4
45-49 550,2 292,7 257,6 6,0 6,7 5,4 67,2 67,2 53,8
50-54 918,1 476,6 441,6 8,4 9,4 7,5 94,3 94,3 74,8
55-59 1279,0 652,5 626,5 11,8 13,7 10,3 136,7 136,7 102,7
60-64 1497,6 683,6 814,0 16,2 17,9 14,9 179,2 179,2 149,5
65-69 1443,2 578,9 864,3 22,5 23,4 21,9 233,5 233,5 218,9
70 и более 4697,6 1368,9 3328,8 35,1 35,2 35,1 351,9 351,9 350,9
Из общей численности
моложе трудоспособного (до 15 лет) 515,1 292.1 223,0 2,1 2,3 1,8 20,1 22,2 17,8
трудоспособного (женщины от 15 до 55 лет, мужчины от 15 до 60 лет) 3875,9 2431.6 1444,4 4,5 5,4 3,5 45,4 54,9 35,1
старше трудоспособного (женщины от 55 лет, мужчины от 60 лет) 8264,9 2631.4 5633,6 23,5 25,8 22,6 235,0 260,9 224,6
Источник: По данным Пенсионного фонда Российской Федерации из Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, 2015 г.; Росстат/Официальная статистика/население/инвалиды/таблица 1.3, 2015. -http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#
Категория российских инвалидов неоднородна как с точки зрения выраженности нарушений функций организма (групп инвалидности), так и возраста. При средней доле инвалидов в численности населения 8,7% в возрасте старше трудоспособного этот показатель достигает 23,5%. Доля инвалидов среди мужчин составляет - 7,9% (5 млн.
1 Римашевская Н.М., Бочкарёва В.К., Мигранова Л.А., Молчанова Е.В., Токсанбаева М.С. Человеческий потенциал российских регионов // Народонаселение. 2013. - № 3; Народонаселение современной России: риски и возможности / Отв. ред. проф. В.В. Локосов. - М.: Экономическое образование, 2013. - С. 131.
2 Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб. / Росстат. - М., 2004; Росстат / Официальная статистика/население/инвалиды/таблица 1.2. 2015. - http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#
3 Социально-экономические аспекты инвалидности / Под ред. Ю.В. Михайловой, А.Е. Ивановой. - М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2006. -С. 61.
4 Einerhand M., Swart E. Reform of the Dutch Sickness and Disability Arrangements // Sick societies?: trends in disability benefits in postindustrial welfare states / Ed. by P.A. Kemp. - Geneva: Int. Social Security Ass., 2006; Modernizing and activating measures relating to work incapacity. Peer Review in Social Protection and Social Inclusion / European Commission Employment, Social Affairs and Equal Opportunities. - Madrid, 2010. - P. 5; Sickness, Disability and Work: Breaking the Barriers. A Synthesis of Findings across OECD countries. OECD Publishing. - Paris, 2010. - P. 23.
356 тыс. чел.) среди женщин - 9,3% (7 млн. 301 тыс. чел.). Согласно возрастной структуре инвалидов в разрезе по полу, приращение численности в младших и трудоспособных возрастах происходит преимущественно за счёт мужчин, в пожилых возрастах - за счёт женщин в связи с большей продолжительностью их жизни. В 2015 г. среди лиц моложе трудоспособного возраста мужчины составляли 56,7% (численность мальчиков на 64 тыс. выше численности девочек), среди трудоспособного возраста - 62,7% (различия в численности составили порядка 366 тыс. чел.). В возрасте старше трудоспособного ввиду высокой смертности мужчин тенденция меняется на противоположную - их всего 31,8% (численность женщин превышает мужчин на 2 млн. 376 тыс. чел.). Если в среднем в численности населения страны незначительное преобладание мужчин заканчивается к 30-34 годам, то среди лиц с инвалидностью оно длится с рождения до завершения трудоспособного периода. С учётом различий по возрастным группам разрыв в уровне инвалидности у мужчин и женщин составляет минимальную величину от рождения до 4-х лет - 11,7 на 1000 мужчин соответствующего возраста и 10,2 женщин на 1000 женщин. Максимальную - в возрасте от 55 до 59 лет - 136,7 у мужчин и 102,7 у женщин. После этого возрастного порога начинается сближение. В возрасте 70 лет и старше различия опять сводятся к минимуму - 351,9 у мужчин 350,9 у женщин. Таким образом, различия в уровне инвалидности по полу нарастают с возрастом. В численности инвалидов преобладают мужчины трудоспособного и женщины старше трудоспособного возраста (табл. 1).
По данным зарубежных исследований фактор возраста является одним из важнейших признаков, который наряду с демографическими и экономическими показателями: уровня образования, профессиональной принадлежности, бедности и безработицы определяет географическую структуру инвалидности. Территориальное распределение уровня инвалидности имеет регрессионную взаимосвязь с качеством населения: наиболее высокий уровень инвалидности характерен для регионов с преобладанием в структуре населения представителей старших возрастов, менее образованных, с меньшим количеством мигрантов, низким качеством жизни и высокой безработицей1. Исследования, проводимые в России в 1990-е и 2000-е гг. НИИ организации и информатизации здравоохранения, отчасти подтверждают данные зависимости. Уровень инвалидности дифференцирован по регионам, так как обусловлен спецификой возрастной структуры населения и смертности в субъектах РФ. Высокий уровень инвалидности характерен для регионов с большей долей населения старше трудоспособного возраста, а также с большей продолжительностью жизни2.
Таблица 2
Распределение субъектов РФ по типам согласно уровняю инвалидности и показателям возрастной
структуры населения, 2014 г.
Тип региона Число субъектов РФ Доля инвалидов в общей численности инвалидов РФ, % Общая численность инвалидов на 1000 чел. населения Доля населения моложе трудоспособного возраста, % Доля населения трудоспособного возраста*', % Доля населения старше трудоспособного, % Впервые признанных инвалидами в возрасте 18 лет и старше на 10000 чел. населения соответствующего возраста
РФ 81**1 100 89,7 18,7 58,8 22,9 64,0
1 261) 33.0 112,2 16,1 57,6 26,9 71,3
2 142) 14,7 104,1 22,7 58,4 18,9 70,4
3 203) 40,3 81,1 17,1 58,2 25,1 64,6
4 214) 12,0 60,3 20,9 60,9 18,5 52,7
Примечание:
*-' Мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 года.
**) Объединены г. Москва и Московская область, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область.
1) Первый тип регионов: Белгородская область, Рязанская область, г. Санкт-Петербург, Липецкая область, Тамбовская область, Республика Карелия, Новгородская область, Оренбургская область, Курская область, Костромская область, Кировская область, Тульская область, Владимирская область, Ярославская область, Республика Марий Эл, Вологодская область, Воронежская область, Нижегородская область, Ульяновская область, Орловская область, Республика Мордовия, Смоленская область, Брянская область, Курганская область, Тверская область, Ивановская область.
2) Второй тип регионов: Республика Ингушетия, Республика Алтай, Чеченская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия, Амурская область, Иркутская область, Еврейская область, Кемеровская область, Пермский край, Республика Дагестан, Ставропольский край, Республика Калмыкия, Забайкальский край.
3) Третий тип регионов: Калужская область, Псковская область, Ростовская область, Калининградская область, Архангельская область, Алтайский край, Республика Татарстан, Республика Адыгея, г. Москва, Пензенская область, Краснодарский край, Самарская область, Волгоградская область, Удмуртская республика, Свердловская область, Омская область, Новосибирская область, Чувашская Республика, Челябинская область, Саратовская область.
4) Четвёртый тип регионов: Республика Коми, Республика Бурятия; Республика Башкортостан, Ненецкий АО, Республика Тыва, Красноярский край, Приморский край, Хабаровский край, Республика Хакасия, Республика Саха (Якутия), Томская область, Сахалинская область, Камчатский край, Астраханская область, Тюменская область, Мурманская область, Магаданская область, Чукотский АО, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО.
Источники: Рассчитано по данным: Здравоохранение в России. 2015: Стат.сб. / Росстат. - М., 2015; Регионы России: социально-экономические показатели. 2015. Стат.сб. / Росстат. - М., 2015.
1 Ruffing K.A. Geographic Pattern of Disability Receipt Largely Reflects Economic and Demographic Factors. Disability Benefits Especially Important in South and Appalachia. 2015; Annual Statistical Report on the Social Security Disability Insurance Program, 2014 Social Security Office of Retirement and Disability policy USA. - http://www.cbpp.org/research/technical-appendix-to-geographic-pattern-of-disability-receipt-largely-reflects-economic?fa=view&id=5255
2 Социально-экономические аспекты инвалидности / Под ред. Ю.В. Михайловой, А.Е. Ивановой. - М.: РИО ЦНИИОИЗ,
2006. - С. 55.
В 2014 г. исследование уровня инвалидности - основной переменной анализа, а также демографических факторов: данных структуры населения - младше трудоспособного, трудоспособного и старше трудоспособного возраста, продолжительности жизни и смертности позволило выявить специфику формирования инвалидности в регионах разных типов. В указанном году общая численность инвалидов в стране составила 12 946 тыс. чел., уровень инвалидности - 89,7 на 1000 чел. населения, уровень первичной инвалидности в возрасте 18 лет и старше - 64 на 1000 чел. населения соответствующего возраста (табл. 2).
Составленная типология регионов позволила установить прямую корреляционно-регрессионную взаимосвязь по ряду параметров. Во-первых, исследование подтвердило, что одним из признаков, обусловливающих величину уровня инвалидности, является возрастная структура населения. Наивысший уровень инвалидности характерен для субъектов РФ с наиболее «просевшей» демографической структурой в сторону пожилых возрастов. И, напротив, наименьший уровень инвалидности характерен для субъектов с низкой долей пожилого населения. Учитывая специфику различий в признаках инвалидности по возрасту, по выраженности нарушений (группы инвалидности), по полу, можно заключить, что в первом случае объект социальной политики смещается в сторону женщин пенсионного возраста со стойкими выраженными нарушениями (вторая группа). Во втором случае может быть более весомой категория инвалидов с умеренными нарушениями, моложе трудоспособного и трудоспособного возраста, в числе которых преобладают мужчины. Во-вторых, тенденция роста уровня инвалидности в пенсионных возрастах, характерная для большинства субъектов РФ, меняется на противоположную в случае высокой рождаемости, когда инвалидность регистрируется в детском возрасте. В-третьих, диспропорции возрастной структуры инвалидов, при которых 2/3 от численности составляют инвалиды пенсионного возраста, приводят к необходимости дифференцирования статистических данных для изучения взаимосвязи уровня инвалидности у населения трудоспособного возраста в субъектах РФ. Проблема поиска баланса между социальным обеспечением людей с инвалидностью и поощрением их к максимально возможной самодостаточности в данных обстоятельствах становится трудноразрешимой.
Таким образом, влияние демографических факторов населения на уровень инвалидности, а также разрыв в уровне инвалидности по полу и возрасту становится более значимым при анализе региональных факторов. В условиях неоднородности половозрастной структуры инвалидов и их неравномерного распределения по субъектам РФ меры социальной политики, ориентированные на «среднего» инвалида не позволяют достигнуть желаемой цели. Показатели уровня социального обеспечения инвалидов, образования, занятости и безработицы должны учитываться в разрезе по полу и возрасту. В процессе регулирования в развитых странах мира основное внимание социальной политики уделено инвалидам трудоспособного возраста, для обеспечения самодостаточности которых требуются механизмы в сфере образования и занятости, тогда как для людей пожилых возрастов - социальное обеспечение и обслуживание. В России такие приоритеты не расставлены, поскольку решаются проблемы обеспечения базовых социальных гарантий и доступной среды. Между тем проблема выбора приоритетов актуальна, так как профиль российских инвалидов вытянут в сторону старшего трудоспособного возраста, неравномерно распределён по типам субъектов РФ, возможно, и по видам поселений. Это существенно затрудняет возможности государственного управления. Статистические показатели должны отражать профиль инвалидности с максимальной подробностью, на регулярной основе, так как динамика профиля инвалидности имеет тенденцию к подвижности. Международный опыт показывает, что выбор той или иной категории согласован, поэтому объекты социальной политики не раздваиваются, а меры социальной защиты сохраняют последовательность. Предпринимаются специальные усилия, чтобы население, имеющее серьёзные проблемы со здоровьём, получило гарантии в сфере образования и занятости и стало самодостаточным. Разработчикам российской социальной политики предстоит определиться в этом направлении.