Научная статья на тему 'Демилитаризация уральской горнозаводской промышленности: замыслы и осуществление'

Демилитаризация уральской горнозаводской промышленности: замыслы и осуществление Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
103
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демилитаризация уральской горнозаводской промышленности: замыслы и осуществление»

Разразившаяся вскоре революция вызвала дальнейшую поляризацию сил в стране, логически завершившуюся гражданской войной, еще более кровопролитной и трагической, чем первая мировая война.

Абрамовский А. П.

ДЕМИЛИТАРИЗАЦИЯ УРАЛЬСКОЙ ГОРНОЗАВОДСКОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ЗАМЫСЛЫ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

В первые месяцы Советской власти одним из главных направлений деятельности государственных органов по управлению экономикой была демилитаризация народного хозяйства. Она рассматривалась как важное условие преодоления экономического кризиса, насыщение рынка необходимыми товарами народного потребления.

Переориентация промышленности на выпуск мирной продукции — дело не простое и не легкое в любой стране. В России 1917 —1918 годов она облегчалась до известной степени широко развернувшейся национализацией предприятий. Только на Урале за период с декабря 1917 по июнь 1918 года было национализировано более 300 крупных заводов, фабрик, шахт и рудников, 749 пароходов, буксиров, барж и дебаркадеров, 50 частных коммерческих банков и т. д. Национализация промышленности позволила в кратчайший срок провести демилитаризацию предприятий, перевод их на производство продукции мирного времени.

Первые практические шаги по разработке общеуральского плана демилитаризации промышленных предприятий были сделаны одновременно с введением рабочего контроля над производством и распределением продуктов. Первая областная конференция фабзавкомов Урала (1—5 декабря 1917 года), созванная по указанию областного Совета, одновременно с выработкой единых методов борьбы против саботажа горнозаводцев приняла «Наказ фабрично-заводским комитетам по вопросу демилитаризации промышленности», в котором намечались пути и методы решения этой крайне сложной хозяйственно-экономической задачи. «Насущная задача демилитаризации промышленности,— подчеркивается в этом документе,— требует планомерного осуществления ее. Для этой цели должен быть разработан единый, общий, обязательный для всех предприятий план демилитаризации уральской промышленности, согласованный со Всероссийским, общегосударственным»'.

Большая роль отводилась органам рабочего контроля: создание особых комиссий, которые вместе с регулировавшими промышленную жиЗнь учреждениями должны были определять конкретные пути решения этой задачи на местах. Фабзавкомам вменялось в обязанность создание условий, могущих обеспечить максимальное и целесообразное использование рабочей силы и технических средств для демилитаризации производства того или иного предприятия. Конференция указала, что многое зависит от правильного распределения и умелого использования рабочей силы. «Рабочий класс особенно заинтересован в таком перераспределении рабочей силы,— подчеркивается в наказе о демилитаризации промышленности,— которое позволило бы перейти безболезненно на мирную работу. Право профессиональных рабочих организаций в соответствии с деятельностью регулирующих учреждений распределять рабочую силу по районам и производствам»2 . Для закрепления на предприятиях квалифицированных

1 Национализация промышленности в СССР. Сборник документов и материалов. 1917-1920 гг.—М., 1954,—С. 180.

2 Национализация промышленности в СССР.—С. 181.

рабочих, а также служащих и инженерно-технического персонала профсоюзам и фабзавкомам рекомендовалось выработать и провести в жизнь общеуральский тарифный договор, соблюдая при этом строгое нормирование труда.

Конференция высказалась за дальнейшее развитие горнодобывающей промышленности путем широкой организации геологоразведочных работ для изыскания тех руд, добыча которых осуществлялась в крайне малых количествах (бокситы, вольфрамит, молибденовый блеск и др.), улучшение снабжения действующих предприятий сырьем, топливом, материалами, а также строительство специальных заводов для получения редких металлов. Все промышленные предприятия, работавшие до войны на развитие машиностроения в России, должны были возвратиться к выпуску прежней продукции и увеличить ее производство путем дальнейшего расширения производственных мощностей и улучшения организации труда. Органам регулирования промышленности предлагалось разработать план развития электротехнической индустрии, осуществления электрификации Уральского края.

Таким образом, уже через месяц после победы Октябрьской революции были сделаны первые практические шаги по переводу промышленных предприятий на массовый выпуск продукции мирного времени. Руководящим органом по демилитаризации промышленности горнозаводского Урала являлось областное правление национализированных предприятий, проводившее эту крайне сложную работу в соответствии с указаниями Совета Народных Комиссаров о борьбе с хозяйственной разрухой, прекращении дальнейшего изготовления военного снаряжения и переходе «к производству предметов мирного обихода»3.

В годы мировой войны с «мирной специализации» на производство продукции военного времени было переведено 76 крупнейших промышленных предприятий Урала: Артинский, Верхне-Сергинский, Верхотур-ский, Добрянский, Златоустовский, Кусинский, Лысьвенский, Надеждин-ский, Невьянский, Нижне-Сергинский, Омутнинский, Полевской, Ревдинский, Симский, Сосьвинский, Чермозский и другие. Они изготовляли артиллерий-ные орудия, ручные гранаты, мины, снаряды, ядра, шрапнель, шанцевый инструмент и многое другое4.

Областное правление национализированных предприятий, созданное на первом съезде по организации управления обобществленным производством Урала, потребовало как от окружных, так и заводских Деловых советов проведения детального обследования всех промышленных предприятий, особенно металлургических и машиностроительных, как с финансовой, так и с технической стороны и определения основных профилей выплавки металла, выработки основной продукции. Петроградский съезд представителей уральских и других национализированных предприятий Советской республика (20—29 января 1918 года), рассматривая вопрос о демилитаризации промышленности, определил, что общая программа перевода Уральских заводов на производство продукции мирного времени должна подразделяться на две: малую и большую. Малой программой предусматривалось немедленное изготовление продукции мирного времени на имевшемся старом оборудовании без капитальных затрат на его капитальный ремонт, с небольшим расширением производственных мощностей предприятий. Большая программа определяла всестороннее обследование Урала и прилегавших к нему областей, выработку плана дальнейшего развития горнозаводской промышленности как добывающей, так и металлообрабатывающей,

3 Декреты Советской власти. —Т. 1,— М., 1957.—С. 197.

4 ГАСО. Ф. 1р,— Оп. 1.—Д. 238.—Л. 190—193.

с более целесообразным использованием минерального топлива (каменный уголь, нефть, торф и белый уголь) и безусловным прекращением хищнического истребления лесов5. Областное правление национализированных предприятий Урала в целом одобрило как малую, так и большую программы и приступило к их реализации.

Созданные на заводах демилитаризационные комиссии из представителей инженерно-технического персонала, конторских служащих и опытных кадровых рабочих учитывали количество имевшегося оборудования и его техническое состояние, степень обеспеченности топливом, сырьем, инструментом, заказами от предприятий и учреждений как Урала, так и других регионов республики и на этой основе определяли ближайшие и дальнейшие перспективы развития производства.

Определенный интерес представляет наказ комиссии Кусинского машиностроительного завода (Златоустовский горный округ) делегату первого съезда представителей национализированных предприятий Урала, который работал в начале января 1918 года. В нем, в частности, указывалось, что вместо производства снарядов всех калибров демилитаризационной комиссией было определено, а общественными организациями одобрено осуществить немедленный перевод предприятия на изготовление следующих основных видов продукции: молотилки, запасные части к паровозам и железнодорожным вагонам, различная посуда и печные принадлежности. «Все эти работы завод будет исполнять только первое время,— подчеркивается в этом документе,— ввиду необходимости перейти немедленно на какую-либо работу, а потом постепенно начнет оборудоваться на производство фасонных частей для водопровода и со временем на производство чугунных водопроводных труб. Вообще завод намерен специализироваться на производстве чугунных труб и к ним фасонных частей и разной водопроводной аппаратуры»6.

План демилитаризации Мотовилихинского завода 30 марта 1918 года был утвержден Областным правлением национализированных предприятий Урала. В телеграмме Деловому совету выражалась просьба как можно быстрее приступить к производству тракторов и уборочных машин как «национализированных орудий сельскохозяйственного производства» и к весенним полевым работам поставить на поля передовую продукцию7.

Все планы по демилитаризации промышленности, разработанные в горных округах и отдельных заводах, Областное правление национализированных предприятий Урала рассматривало, вносило необходимые коррективы и организовывало регулярное финансирование. Общеуральский план демилитаризации промышленности в основном был сверстан уже в конце февраля—начале марта 1918 года, а на его реализацию Областным правлением национализированных предприятий выделен кредит в сумме свыше 72 млн рублей8.

На Пермских пушечных заводах в годы войны выполнялись заказы артиллерийского и морского ведомств: пушки, гаубицы, стальные снаряды крупных калибров. Общий объем ежегодной продукции превышал 31,6 млн рублей при 13—17 тыс. рабочих. 23 декабря 1917 года выполнение военных заказов здесь было прекращено9. С первых дней демилитаризации производства стали изготовляться сеялки, молотилки, сенокосилки, соломорезки, конные плуги, бороны и грабли, корчевальные машины и другой

5 СЦХДНИ. Ф. 41,—Оп. 1.—Д. 385,—Л. 45—47.

6 Национализация промышленности на Урале.— С. 192.

7 Национализация промышленности на Урале.— С. 222.

8 Национализация промышленности на Урале.— С. 286—287.

9 Коваленко Д. А. Ленин и социалистические преобразования в промышленности Советской России 1917—1920 гт,—М., 1976.—С. 145—146.

инвентарь. Было определено, что при благоприятных условиях в течение 1918 года можно произвести плугов 6000 штук, борон — 5000 штук, сеялок — 2500 штук, конных граблей — 1000 штук и т. д. |0. Одновременно демилитаризационный совет определил основным производством крупное машиностроение, как-то- изготовление двигателей внутреннего сгорания, электромеханических приборов, развитие бандажного производства (оси, скаты, колеса) и расширение паровозоремонтного производства (до 100—110 паровозов в год)". На Златоустовском заводе, например, вместо мин и снарядов стали изготовляться молотилки, веялки, торфяные машины, топоры, косы, лопаты и прочий инвентарь, а также производился ремонт паровозов12. В Лысьвенском горном округе на всех заводах была осуществлена реконструкция цехов, выпускавших военную продукцию. Вместо изготовления снарядов успешно осуществлялось производство пневматических машин, перфораторов, сепараторов, металлической посуды, лопат, мотыг, топоров, кирок и осваивался ремонт паровозов13.

На производство продукции мирного времени были переведены все уральские заводы. Объединенная конференция профсоюзов и фабзавкомов Урала (26—29 марта 1918 года) констатировала, что производство предметов «военной надобности» прекратилось на всех предприятиях за исключением Пермских пушечных заводов (сохраняется частично) и Ижевского оружейного, который продолжал выпускать 3-линейные винтовки14. Только с началом гражданской войны и иностранной интервенции было решено возобновить производство артиллерийских орудий, снарядов и другого вооружения.

Если в годы мировой войны только три крупных уральских завода работало на удовлетворение нужд крестьянских хозяйств (Челябинский «Столль и К°» призводил однолемешные плуги, Симский — повозки, молотилки, бороны и веялки, Боткинский — плуги, телеги, бороны и соломорезки'1), то уже весной 1918 года более чем на 30 машиностроительных предприятиях было налажено производство сельскохозяйственных машин и инвентаря16. Областное правление национализированных предприятий Урала регулярно их финансировало. Только в течение апреля — мая 1918 года было отпущено Лысьвенскому горному округу 5 млн 300 тыс. рублей, Златоустовскому горному округу — 4 млн 800 тыс. рублей, Симскому горному округу — 1 млн 500 тыс. рублей, Пермским пушечным заводам — 4 млн 500 тыс. рублей, Боткинскому заводу — 5 млн рублей1 .

Рабочие коллективы большинства машиностроительных заводов, успешно осуществив заготовку сырья и топлива, ежемесячно повышали производительность труда и значительно увеличивали выпуск промышленной продукции. Боткинский завод, например, уже в марте 1918 года достиг производства 1755 плугов вместо 1650, определенных месячными заданиями18. На Артинском заводе была достигнута ежемесячная выработка 70 тыс.

10 СЦХДНИ Ф 41— Оп— 1 — Д 612 —Л 21.

" ГАСО Ф 24 —Оп 14 —Д 1079 —Л 43

12 ЦГАНХ.Ф 4086 — Оп 21 — Д 116 —Л 84—85, СЦХДНИ.Ф 41 — Оп 1 — Д 612 — Л. 14—20

13 СЦХДНИ Ф 41 — Оп 1 — Д 612 —Л 32

14 Рабочий класс Урала в годы войны и революций В документах и материалах — Тс^ 3 — Свердловск, 1927 —С 283

15 ГАСО Ф 1314 —Оп 1 —Д 21 —Л 15

16 Абрамовский А П, Половинко В П Помощь рабочего класса Урала беднейшему крестьянству в период упрочения Советской власти// Партийные организации Урала в борьбе за строительство основ социализма — Челябинск — 1979 — С 65

' ГАСО Ф 1р —Оп 1—Д 305 —Л 4—311

18 Там же — Л 52

кос и 10 тыс. серпов1'9, годовое производство которых предполагалось увеличить до 2 млн штук20. Челябинский завод «Столль и К0» кроме 3000 плугов, как основного производства, ежемесячно выпускал до 250 молотилок, Уральское технико-промышленное товарищество — до 250 веялок, Очерский завод— до 200 молотилок21.

Областное правление национализированных предприятий Урала осуществило объединение кустарных производств и мелких мастерских, расположенных в районах крупных заводов и горных округов. Только на Артинском заводе Златоустовского горного округа кустари были организованы в 20 мастерских по производству молотилок и серпов. Производственным планом, разработанным Деловым советом, предусматривалось довести их производительность до 190 молотилок и 85,5 тыс. серпов в год". Деловому совету Павловского завода Холуницкого горного округа удалось привлечь к работе в артелях и мастерских более 400 кустарей. Завод резко увеличил производство кос и в 1918 году планировалось изготовить и реализовать не менее 3 млн штук23. Кустарное производство было приобщено к выполнению производственных планов Билимбаевского, Белохолуницкого, Симского и многих других заводов Урала. В мае 1918 года 90 крупных кустарных мастерских, обеспеченных необходимым сырьем и материалами, выполняли заказы машиностроительных заводов по изготовлению сельскохозяй-

24

ственного инвентаря .

Благодаря принятым мерам, к июлю 1918 года удалось наладить бесперебойную работу машиностроительных предприятий по производству сельскохозяйственных машин и инвентаря, что, в свою очередь, позволило оказать значительную материально-техническую помощь селу, в которой оно остро нуждалось.

«В нашей деревне,— писала эсеровская газета «Союзная мысль»,— мы весьма редко найдем как следует оборудованное хозяйство, а за войну все пришло в полное разрушение, дороговизна и полный недостаток товаров довершили это разрушение хозяйства. Разбиты зимние и летние экипажи и негде купить железа для ремонта, пришла в ветхость и сбруя и негде купить даже ремня, не только кожи. Далеко не во всех хозяйствах имеются плуги и машины, все имеющееся разбито, большинство вместо фабричного плуга вынуждено было вернуться к деревенскому сабану25.

До победы Октябрьской революции на Урале насчитывалось 1717 855 крестьянских хозяйств, из которых 470 908 были безземельными и беспосевными, 355 936 — безлошадными, а 180 365 — вообще не имели никакого скота26. В процессе осуществления декрета о земле местные Советы передали уральскому крестьянству около 15 млн десятин земли, для обработки которой необходимо было большое количество сельскохозяйственных машин и инвентаря. По данным областного комиссариата земледелия, для успешного осуществления сельскохозяйственных работ крестьянским хозяйствам Урала требовалось 79 360 плугов, 16 116 борон, 3350 жаток, 2717 молотилок. Еще больший недостаток ощущался в мелком сельскохозяйственном инвентаре: требовалось 550 961 серпов, 490 966 кос,

19 ГАСО. Ф. 1314,— Оп. 1.'—Д. 12,— Л. 31.

20 ГАСО. Ф. 1р. — Оп. 1,— Д. 43,— Л. 47.

21 ГАСО. Ф. 1314,—Оп. 1,—Д. 12,—Л. 29—30.

22 ГАСО. Ф. 1Р.-Оп. 1.-Д. 43,-Л. 47.

ГАСО. Ф. 1р.— Оп. 1.— Д. 43.-Л. 56.

Там же, —Л. 47.

25 Союзная мысль.— 1918.— 19 февраля.

Хесин. С. С. Становление пролетарской диктатуры в России. Вопросы установления Советской власти и складывания пролетарской государственной системы (ноябрь 1917 — март 1918 гг.).—Москва, 1975,—С. 64—65.

152 183 топора, 124 871 вилы, 104 388 лопат27. Однако, есть основания полагать, что и эти данные занижены.

В январе 1918 года областной Совет сделал первый шаг в оказании помощи крестьянским хозяйствам, обязав комиссариат земледелия создать в уездах пункты по прокату сельскохозяйственных машин и инвентаря, конфискованных у крупных землевладельцев и изъятых из складов акционерных обществ и компаний. К лету 1918 года на Урале, по неполным данным, было создано более 1500 прокатных пунктов, где крестьяне брали по низкой плате, определенной Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, необходимый для них сельскохозяйственный инвентарь.

Одновременно с созданием широкой сети прокатных пунктов рабочий класс оказал большую помощь беднейшему крестьянству в организации мастерских по ремонту пришедших в негодность сельскохозяйственных машин и инвентаря более 350 мастерских28.

Большую роль в снабжении крестьянских хозяйств орудиями труда сыграл съезд представителей заводов (5—8 апреля 1918 года), производивших сельскохозяйственные машины и инвентарь. В работе съезда приняли также участие представители губСНХ Урала, большинства окружных Деловых советов, а также делегации Московского и Омского областных продкомитетов. В качестве основных вопросов, рассмотренных съездом, были: производство сельскохозяйственных машин и орудий труда на заводах Урала и возможность удовлетворения ими нужд крестьянского населения.

Делегаты съезда констатировали, что на машиностроительных заводах рабочие коллективы, проявляя большую заинтересованность в выпуске продукции мирного времени, постоянно расширяли производственные мощности, боролись за повышение производительности труда и реализацию готовой продукции. Большое внимание они уделяли изысканию возможностей в увеличении выплавки необходимых марок стали для изготовления сельскохозяйственного инвентаря. Съезд, в частности, одобрил инициативу рабочих коллективов Пермских пушечных заводов, перешедших на выпуск трехслойной стали для изготовления лемехов к плугам и рекомендовали наладить ее выплавку на Златоустовском и Мотовилихинском заводах. На Баранчинском, Каменском, Кусинском и других заводах предусматривалось увеличение выплавки специальных чугунных заготовок для массового изготовления деталей к молотилкам и веялкам, а изготовление проволочных тканей и плетеных сит для них намечалось на заводах Белорецкого и Сергинско-Уфалейского горных округов. Планировалось дальнейшее увеличение выпуска болтового товара (болтов, гаек, шайб, заклепок) на Белорецком, Златоустовском, Лысьвенском, Невьянском, Нижне-Тагиль-ском, Пожвинском и других заводах Урала'29. На всех металлургических предприятиях определялось создание запасных складов для различных производственных заготовок, чтобы «в случае нужды можно было бы заимствовать их для сельскохозяйственного производства, в частности, культурного .

Областной Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов поручил правлению национализированных предприятий Урала разработать перспективный план развития горнозаводской промышленности. Был созван второй съезд представителей национализированных предприятий (14— 22 мая 1918 года), в работе которого принял участие 241 делегат.

27 ЦГАНХ.Ф. 478.— Оп. 1.— Д. 3.— Л. 95—97; ГАСО.Ф. 1314,—Оп. 1,— Д. 91.— Л. 12.

28 ГАСО..Ф. 1314,—Оп. 1.—Д. 56,— Л. 117.

ГАСО..Ф. 1314,—Оп. 1.—Д. 12.—Л. 33—34.

30 Там же.

Исходя из крайне тяжелого состояния металлургических и металлообрабатывающих предприятий и железнодорожного транспорта, съезд разработал и утвердил план дальнейшего развития уральской горнозаводской промышленности. Первоочередной задачей определялось восстановление железнодорожного транспорта, который по определению технических экспертов Областного правления национализированных предприятий Урала находился в «парализованном» состоянии. На железнодорожных дорогах Уральского региона (Западно-Уральской, Омской, Пермской, Троицкой и Уральской) значилось в наличии 1448 паровозов и 40 008 вагонов. Однако, в капитальном ремонте постоянно находилось более трети паровозов, а всему вагонному парку требовался текущий ремонт31.

Деловые советы обязывались оказывать всемерную помощь в налаживании железнодорожного хозяйства. В связи с тем, что не на всех крупных железнодорожных станциях имелись хорошо оборудованные паровозные, вагонные, кузнечные и котельные мастерские, не было необходимого минимума запасных частей к паровозам и вагонам. Деловые советы Баранчинского, Боткинского, Златоустовского, Серебрянского, ВерхнеТуринского машиностроительных и Пермских пушечных заводов, где имелось необходимое количество станков и оборудования, должны были заняться организацией паровозоремонтного производства.

На Боткинском заводе, ранее осуществлявшем ремонт железнодорожного подвижного состава, согласно решениям съезда были расширены масштабы ремонта и предполагалось сделать производство паровозов основным, доминирующим. Деловой совет разработал проект переоборудования завода, которым предусматривалось строительство крупнейшего по тем временам паровозостроительного цеха со средней годовой производительностью не менее 100 мощных паровозов. До этого производительность завода составляла только 34 паровоза в год32.

Пермские пушечные заводы основное внимание уделили организации среднего и капитального ремонта подвижного состава (паровозов, товарных вагонов) и изготовлению для него запасных частей, для чего два бывших снарядных цеха переоборудовались в ремонтные мастерские. Распоряжением Областного правления национализированных предприятий сюда было направлено с других заводов Урала 30 новых металлообрабатывающих станков. Предусматривалось довести ремонт паровозов до 100—110 единиц

о о

и не менее такого же количества товарных вагонов .

Орудийные цехи приспосабливались для организации массового производства локомобилей и паровых машин, а на базе кузнечного цеха налаживалось бандажное (оси, колеса, скаты) производство34.

На Баранчинском, Верхне-Туринском, Златоустовском и Серебрянском заводах для ремонта паровозов и изготовления запасных частей были подготовлены специальные мастерские. Рабочие коллективы этих предприятий выполняли заказы железных дорог Уральского региона и Народного Комиссариата путей сообщения. Для организации паровозоремонтных работ Областным правлением национализированных предприятий Урала был выделен кредит в сумме 18 млн рублей35.

Деловым советом Выскогорского завода, расположенного в большом лесном массиве Нижне-Тагильского горного округа, уже в январе 1918 года был разработан план коренной перестройки основного производства — перевода его со снарядного производства на изготовление железнодорожных

31 Национализация промышленности на Урале.— С. 192—195.

32 СЦХДНИ..Ф. 41.— Оп. 1,— Д. 612,—Л. 34, 35, 118, 119.

33 СЦХДНИ..Ф. 41,— Оп. 1.—Д. 612.— Л. 118—119.

34 СЦХДНИ..Ф. 41,—Оп. 1.—Д. 612,—Л. 21.

35 Там же.—Л. 119.

вагонов. В феврале смета финансовых расходов на переоборудование завода в сумме 3,5 млн. рублей была утверждена Областным правлением национализированных предприятий Урала. Планом предусматривалось производство пассажирских и крытых двухосных вагонов, а также железнодорожных платформ не менее 250 штук в месяц или 3000 штук в год. Одновременно предполагалось изготовление запасных частей для железнодорожного транспорта)6.

Уральские горнопромышленники за годы первой мировой войны не обновляли оборудование металлургических предприятий, не ремонтировали доменные, мартеновские, пудлинговые печи и бессемеровские конверторы. По этой причине, за период с 1914 по 1917 годы из 106 металлургических предприятий 16 были закрыты, в том числе: Баранчинский, Верх-Нейвинский, ВисимогШайтанский, Висимо-Уткинский, Николаевский, Нязе-петровский, Софийский, Суховязский, Сылвинский, Теченский, Юрюзанский и другие37. Из 90 доменных печей 39 оказались потушенными, производство чугуна с каждым годом резко сокращалось и средний месячный объем его составлял в 1914 году 4,5 млн пудов (100%), в 1915 году — 4,2 млн пудов (95%), в 1916 году — 3,9 млн пудов (87%) и в 1917 году — 3.7 млн пудов (84%)38. После национализации уральской горнозаводской промышленности удалось произвести ремонт основного оборудования доменных печей, организовать своевременный подвоз железной руды, а также каменного и древесного угля. Эффективно используя пущенное в действие производство (66% от всего имевшегося), рабочие коллективы ежемесячно выплавляли в среднем не менее 3,2 млн пудов, что составляло 75 процентов к уровню 1914 года, когда работали с полной нагрузкой все доменные печи Урала'39.

В первом полугодии 1918 года на многих металлургических предприятиях падение производительности приостановилось и она составляла к уровню 1914 года в Белорецком горном округе 91%, Златоустовском — 90%, Кыштымском—88%, Симском — 87%. Однако на заводах ряда горных округов Среднего Урала производство чугуна продолжало резко сокращаться и к лету уменьшение среднемесячной производительности составило в Верх-Исетском горном округе 53%, Сысертском — 62%, а в Билимбаевском даже 66%40. Поэтому съезд указал, что в целях дальнейшего увеличения выплавки чугуна необходимо в кратчайшие сроки закончить строительство доменных печей на Аше-Балашовском и Нижне-Сергинском заводах, произвести расширение производственных мощностей чугунолитейного цеха на Мотови-лихинском заводе41.

В очень сложных условиях осуществлялось производство стали и железа. На Уральских заводах из 88 мартеновских печей успешно действовало только 59, из 14 пудлинговых — 8 печей и 2 из 3 бессемеровских конвертора, что составляло 66 процентов всех наличных устройств. Среднемесячная выплавка стали резко начала сокращаться с началом первой мировой войны: с 4,376 млн пудов (100%) в 1914 году до 3,882 млн пудов (88%) в 1917 году42. Падение производительности мартеновских печей продолжалось и в первые месяцы 1918 года, когда наивысшая выплавка стали

36 СЦХДНИ. Ф. 41,—Оп. 1.—Д. 612,—Л. 119.

37 ГАСО. Ф. 24,—Оп. 14,— Д. 1079,—Л. 1—3.

38 СЦХДНИ. Ф. 41,— Оп. 1.— Д. 612,—Л. 128.

'''' Национализация промышленности на Урале.— С. 288.

40 Народное хозяйство,— 1919,— № 8,— С. 27.

41 СЦХДНИ. Ф. 41.—Оп. 1.—Д. 612.—Л. 21; ГАСО. Ф. 266р.—Оп. 1.—Д. 39—Л. 8; Десять лет работы Советов РКК и КД Златоустовского округа. Издание Златоустовского окружкома.— 1928.— С. 29.

42 СЦХДНИ. Ф. 41,—Оп. 1.—Д. 612,—Л. 129.

была достигнута в апреле и равнялась только 2,9 млн пудов43. Однако Деловые советы предпринимали все меры к обеспечению заводов всеми видами топлива, смазочных материалов и сырья. Успешно осуществлялось строительство новых крупных мартеновских печей на Аша-Балашовском, Нижне-Салдинском, Верхне-Кыштымском и Нижне-Тагильском заводах44.

На 45 металлургических заводах продолжало функционировать прокатное производство. В 1914 году около 42 млн пудов, т. е. 80 процентов выплавляемого чугуна использовалось на изготовление железнодорожных рельсов, балок, швеллеров и железа. В годы империалистической войны предприятия были переведены на прокатку снарядной заготовки общим объемом до 18 млн пудов в год, а изготовление железа, например, только кровельного, сократилось с 18 млн пудов до 4 млн пудов, железнодорожных рельсов — с 7 млн пудов до 2 млн пудов в год1'. Перевод прокатных станов на производство кровельного железа вызвал временное понижение производительности труда на таких крупных металлургических заводах, как Алапаевский, Боткинский, Верхне-Уфалейский, Златоустовский, Лысьвен-ский, Надеждинский, Нижне-Тагильский, Сысертский и других. Съездом определялось, что главной задачей рабочих коллективов является ремонт и реконструкция всех прокатных станов и наращивание их производственных мощностей.

Для функционирования металлургических и металлообрабатывающих заводов, предприятий железнодорожного и речного транспорта требовалось большое количество каменного угля. Ежегодная потребность в нем только для железных дорог уральского региона составляла астрономическую цифру — около 40 млн пудов. Годовая добыча каменного угля на Урале колебалась от 80 до 90 млн пудов4ь„ Что касается 1918 года, то с января по май добыча его составила только 25 млн пудов47. Совсем плохое положение было с обеспечением заводов коксом. Поэтому планом предусматривалось максимальное увеличение добычи каменного угля, дальнейшее развитие и совершенствование торфодобывающей промышленности.

Основное внимание делегаты съезда уделили вопросу объединения уральской металлургии с сибирским каменным углем. «В соответствии с указаниями ВСНХ мы не только должны хорошо разработать план объединения уральской металлургической промышленности и кузнецкого каменноугольного бассейна,— подчеркивалось на съезде,— но и возможно скорее провести его в жизнь, чтобы в ближайшем будущем мы могли удовлетворить максимум потребности Урала в коксе... По проведению плана объединения уральских заводов и сибирских копей в жизнь, мы надеемся организовать два главных угольных центра — одан на Урале — каменноугольный, а другой — в пределах Кузнецкого бассейна — коксовый48. В середине апреля 1918 года ВСНХ был объявлен конкурс на разработку проекта снабжения уральских металлургических заводов кузнецким коксом. «Проект должен содержать общий технический план перехода уральских заводов на коксовую плавку,— подчеркивалось в объявлении о конкурсе, соответственной реорганизации старых заводов и постройки новых, а также использования рудных и лесных богатств края. Для связи доменных заводов

43 Голубцов В. С. Черная металлургия Урала в первые годы Советской власти (1917— 1923 гг.).— М.: МГУ,— 1975,—С. 58.

44 ЧЦХДНИ. Ф. 596,—Оп. 1,—Д. 173,—Л. 3.; ГАСО. Ф. 266р.—Оп. 1.—Д. 39,—Л. 8.; Десять лет работы Советов РКК и КД Златоустовского округа.— С. 19.

45 Национализация промышленности на Урале.— С. 289.

4Ь Народное хозяйство.— 1969.— № 8.— С. 28; Национализация промышленности на Урале.— С. 290.

г СЦХДНИ. Ф. 41,— Оп. 1.—Д. 612.—Л. 130.

Там же.—Л. 131.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с камен но-угольными копями, а также в интересах правильной организации транспорта должна быть разработана сеть железных дорог и шоссейных путей, а также система водных путей. Для организации работ по созданию единой и крупнейшей в стране хозяйственной организации Урала и Кузбасса выделялось 8 млн. рублей49.

Государственными органами как в центре, так и на местах разрабатывались и постепенно претворялись в жизнь практические мероприятия по созданию Урало-Кузбасса. На Урале, например, главное внимание уделялось изучению основных богатейших железорудных месторождений (Алапаев-ское, Бакальское, Высокогорское и Магнитное), на базе которых и должно было осуществляться развитие крупной металлургической промышленности. Основной продукцией металлургических заводов по-прежнему оставались чугун, сталь и прокат, производство которых сосредоточивалось на крупных предприятиях.

Экономическая секция областного Совета рабочих и солдатских депутатов разработала план дальнейшего и ускоренного развертывания железнодорожного строительства на Урале. В первую очередь планировалось закончить укладку железнодорожных путей, которые связывали горнозаводские районы Урала с крупными промышленными и административными центрами страны: Екатеринбург — Казань, Оренбург — Орск, Уфа — Оренбург, Тавда — Тобольск, Екатеринбург — Синарская, , Шадринск — Курган и другие.

Однако следует заметить, что быстрые темпы национализации горнозаводской промышленности Урала поставили Деловые советы, да и трудовые коллективы в сложное положение. Они оказались в основном не подготовленными к управлению обобществленным производством. Организация производства при потере хозяйственных связей с другими предприятиями, хроническом недостатке топлива, резком сокращении добычи руды, расстройстве железнодорожного транспорта, осуществление демилитаризации производства оказались для Урала задачами крайне сложными и трудными. За несколько месяцев конца 1917 и начала 1918 годов невозможно было полностью преодолеть хозяйственную разруху. При всем том были созданы необходимые условия для осуществления крупных планов дальнейшего развития горнозаводской промышленности.

49 Национализация промышленности на Урале. — С. 161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.