Серия «Психология»
И З В Е С Т И Я
2014. Т. 8. С. 56-64
Иркутского государственного университета
Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
УДК 373.31
Деловое сотрудничество младших школьников: модель и технология реализации
Е. С. Лутошлива
Иркутский государственный университет, г. Иркутск E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлены результаты теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы по подготовке младших школьников к деловому сотрудничеству. Предложено авторское определение понятия «деловое сотрудничество». Рассмотрены условия, модель и технология подготовки к деловому сотрудничеству с учетом возрастных особенностей учащихся начальной школы. В работе приводятся доказательства эффективности авторской технологии подготовки младших школьников к деловому сотрудничеству.
Ключевые слова: сотрудничество, деловое сотрудничество, готовность младших школьников к деловому сотрудничеству.
В связи с модернизацией отечественного образования на первый план, наряду с задачей формирования у учащихся знаний и умений, выходит задача воспитания коммуникативной, мобильной, ответственной и самостоятельной личности, которая может активно использовать имеющиеся у нее возможности и способна достигать успеха в любой деятельности. Залогом такого успеха является владение учащимися умениями делового сотрудничества, так как любая человеческая деятельность реализуется коллективными усилиями и опосредуется общением людей.
Исследования отечественных ученых Г. С. Абрамовой, А. А. Бодалева, Д. Б. Эльконина и других свидетельствуют, что недостаток знаний об отношениях между людьми и умений взаимодействовать у младших школьников приводят к внутриличностным и межличностным конфликтам, к дезадаптации и потере индивидуальности. Анализ литературных источников показал, что у многих школьников умение сотрудничать с окружающими формируется стихийно только к середине обучения в начальной школе, хотя от этого умения во многом зависит их развитие.
Работа с учебными планами и программами школ городов Иркутска и Ангарска позволила убедиться, что общеобразовательные учреждения на практике заинтересованы в решении проблемы общения: на уроках организуется учебное сотрудничество, введены уроки психологии общения, проводятся факультативы, направленные на развитие коммуникативных качеств личности школьника. Несмотря на это, анализ теоретических источников, образователь-
ной практики и собственный педагогический опыт автора позволили выявить противоречие между актуальными потребностями общества и личности в специальной подготовке к деловому сотрудничеству и отсутствием научно обоснованной модели такой подготовки на начальных этапах обучения, а также специальной и эффективной технологии ее реализации.
Как показал информационный поиск, в литературе в настоящее время понятие «деловое сотрудничество» недостаточно разработано. Поэтому рассмотрение данного понятия включало в себя углубленное изучение связанных с ним категорий: «сотрудничество», «взаимодействие», «совместная деятельность», «деловое общение», «учебное сотрудничество».
Анализ философской и психолого-педагогической литературы позволил установить, что, предлагая различные интерпретации понятия «сотрудничество» (С. В. Кульневич, В. Н. Петров, И. Р. Сушков и др.), авторы сходятся во мнении о том, что сотрудничество - процесс взаимодействия участников совместной деятельности. Это позволило нам сделать вывод, что деловое сотрудничество можно рассматривать как особую стратегию взаимодействия при осуществлении совместной деятельности.
Для нашего исследования значима точка зрения И. А. Харченко [4], согласно которой взаимодействие определяет способ реализации совместной деятельности, цель которой требует разделения и кооперации функций, что приводит к взаимному согласованию и координации индивидуальных действий. А на основе согласования целей, общих интересов сторон, взаимной поддержки и помощи возникает сотрудничество.
В связи с тем что в любой совместной деятельности обязательной составляющей выступает общение, а одним из видов совместной деятельности является профессиональная деятельность, в которой реализуется деловое общение, логика научного исследования привела к необходимости решения вопроса связи делового сотрудничества с деловым общением.
Деловое общение будет более эффективным в том случае, если у его субъектов сформирована установка на использование делового сотрудничества как стратегии взаимодействия участников совместной деятельности, позволяющей полностью удовлетворить интересы всех сторон и скоординировать силы участников делового общения.
В процессе анализа источников было установлено, что в рамках теории учебной деятельности разрабатываются различные аспекты сотрудничества в школе, однако все они направлены на учебное сотрудничество.
С точки зрения автора, учебное сотрудничество можно рассматривать как стратегию субъект-субъектного взаимодействия учителя и учащихся. При этом субъект-субъектное взаимодействие связано и с деловым сотрудничеством, так как предполагает равнозначность психологических позиций участников совместной деятельности, когда каждый видит в партнере равного себе и ориентирован на получение от партнера обратной связи.
Таким образом, возникая в ходе совместной деятельности и реализуясь как стратегия целенаправленного взаимодействия, деловое сотрудничество предполагает цель и мотивацию, направленную на достижение результата всеми участниками общения.
В результате проведенного анализа автор пришел к мнению, что деловое сотрудничество - это стратегия целенаправленного взаимодействия участников совместной деятельности, находящихся в субъект-субъектных отношениях с целью непосредственного или опосредованного достижения результата этой деятельности [3, с. 20].
Деловое сотрудничество предполагает: высокую активность всех его субъектов, их инициативу и творчество; выработку плана совместных действий; четкое распределение обязанностей; единство мнений и действий по существенным вопросам; отсутствие конкуренции и конфликтов при его осуществлении; готовность взять на себя руководство.
Реализуясь при совместной деятельности, деловое сотрудничество всегда протекает в рамках объективных и субъективных условий. Для оценки качественного состояния делового сотрудничества были выявлены четыре критерия: один объективный (критерий результативности) и три субъективных:
• критерий рациональности отражает психологические нагрузки субъектов делового сотрудничества, расходование ими сил, времени, средств;
• ценностного отношения к деловому сотрудничеству и его субъектам;
• соответствия - владение участниками взаимодействия знаниями, умениями делового сотрудничества и коммуникативной рефлексией.
При этом деловое сотрудничество можно считать эффективным только при реализации всех выделенных критериев.
По результатам исследования был сделан вывод о том, что ценностное отношение каждого участника делового сотрудничества к данной стратегии взаимодействия и к другим его участникам, знания о деловом сотрудничестве, его умения и коммуникативная рефлексия должны стать предметом подготовки младших школьников к деловому сотрудничеству.
В качестве цели и результата такой подготовки была определена готовность младших школьников к деловому сотрудничеству, которая рассматривается как интегральное, динамическое качество личности, направленное на эффективное взаимодействие субъектов совместной деятельности.
Основой готовности выступают установки личности на деловое сотрудничество, ценностное отношения к нему и его субъектам, знания и умения делового сотрудничества, коммуникативная рефлексия. Исходя из этого, готовность младших школьников к деловому сотрудничеству включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: ценностно-мотивационный, когнитивный, дея-тельностный и рефлексивный.
Ценностно-мотивационный компонент готовности обеспечивает общую направленность на деловое сотрудничество младших школьников, возникновение установок, ценностных ориентаций, что обеспечивает определенный тип поведения и деятельности.
Когнитивный компонент готовности к деловому сотрудничеству содержит базовые для делового сотрудничества знания о традициях, нормах и ценностях; знания о средствах общения, видах слушания и т. д.; знания о способах действия, об особенностях организации делового сотрудничества, о спо-
собах саморегуляции. Эти знания определяют содержательную основу делового сотрудничества.
Непосредственное его функционирование обеспечивается совокупностью умений реализовывать деловое сотрудничество на практике, что составляет деятельностный компонент готовности младших школьников к деловому сотрудничеству. В рамках нашего исследования мы выделили обобщенные умения, являющиеся основными при осуществлении делового сотрудничества: умение взаимодействовать, умение слушать и умение излагать свои мысли.
Познание субъектом своих внутренних психических актов и состояний, касающихся делового сотрудничества, осуществляется с помощью коммуникативной рефлексии, составляющей рефлексивный компонент готовности младших школьников к деловому сотрудничеству. Коммуникативная рефлексия в ходе делового сотрудничества позволяет участнику не только понимать свое состояние, понимать, как тебя воспринимают партнеры по деловому сотрудничеству. Также коммуникативная рефлексия позволяет субъекту делового сотрудничества осуществлять его корректировку.
Для характеристики компонентов готовности младших школьников к деловому сотрудничеству были выделены три уровня, отражающих их качественный состав: высокий, средний и низкий.
В ходе работы и анализа литературных источников было установлено, что именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для подготовки учащихся к деловому сотрудничеству. Для обоснования данного утверждения автор опирался на работу Г. С. Абрамовой [1], доказавшей, что если у ребенка мало знаний об отношениях между людьми и умений взаимодействовать, то в подростковом возрасте у него в развитии личности появляется такой тревожный симптом потери индивидуальности, как действия и оценки по шаблону. Не развитая в младшем школьном возрасте рефлексия в дальнейшем препятствует усвоению общественных норм, в результате в подростковом возрасте ребенок не может справиться с предъявляемыми ему нормами. Анализ идей А. А. Бодалева [2] показал, что особенности общения с одноклассниками влияют на успешность адаптации к средней школе, а возникновение дезадаптации у младших школьников и младших подростков связано с характером их общения со значимыми людьми, особенно с нарушением общения с ними, чаще всего со сверстниками.
В младшем школьном возрасте возможна подготовка учащихся к деловому сотрудничеству и формирование у них выделенных компонентов готовности при опоре на психологические особенности этого возраста. Ценностно-мотивационный компонент готовности может формироваться на основе общей динамики мотивов, широте интересов и любознательности; деятельностный, когнитивный и рефлексивный компоненты - благодаря появляющимся в этом возрасте психологическим новообразованиям: анализу, внутреннему плану действий и рефлексии. Формированию деятельностного компонента также способствуют активно складывающиеся в этом возрасте коммуникативные умения, навыки и организованное в совместной деятельности общение, а рефлек-
сивный компонент определяется развивающимися у учащихся самокритичностью, самооценкой и саморегуляцией.
В ходе исследования был сделан вывод, что подготовка младших школьников к деловому сотрудничеству имеет ряд особенностей: поэтапное формирование каждого компонента, сочетание теории с практическими упражнениями, учет в процессе подготовки к деловому сотрудничеству индивидуальных особенностей младших школьников.
Построенная на основе принципов системности, деятельности и индивидуализации, гипотетическая модель подготовки младших школьников к деловому сотрудничеству состоит из четырех взаимосвязанных между собой компонентов: мотивационно-целевого, содержательного, технологического и экс-пертно-оценочного (рис. 1).
Рис. 1. Гипотетическая модель подготовки младших школьников к деловому сотрудничеству
Мотивационно-целевой компонент модели включает цели по формированию всех компонентов готовности младших школьников к деловому сотрудничеству. Содержательный компонент состоит из знаний о деловом сотрудничестве, определяющих общее его направление; знания о самом деловом сотрудничестве, его особенностях; знания о способах действий. Технологический компонент представлен технологией подготовки младших школьников к деловому сотрудничеству. Экспертно-оценочный компонент включает в себя диагностический комплекс, на основе которого определяется первоначальный уровень сформированности готовности младших школьников к деловому сотрудничеству и компонентов готовности. Кроме этого, диагностический комплекс используется для отслеживания процесса подготовки на разных этапах и для внесения частичных корректировок в ход его реализации. Он включает в себя методы и методики, направленные на оценку каждого компонента готовности младших школьников к деловому сотрудничеству.
Проведенный на констатирующем этапе эксперимента срез показал, что высокий уровень готовности к деловому сотрудничеству выявлен у 7,9 % младших школьников экспериментальной группы, средний уровень - у 32,4 %, а низкий -у 59,7 % соответственно. Полученные данные подтвердили предположение о том, что без специальной подготовки к деловому сотрудничеству большинство учащихся не готовы эффективно осуществлять этот процесс на практике.
В ходе опытно-экспериментальной работы была осуществлена проверка нескольких вариантов технологии, а также разработаны и апробированы информационно-методические материалы для работников общеобразовательных школ по подготовке младших школьников к деловому сотрудничеству.
В процессе исследования были выделены три уровня рассмотрения проблемы подготовки младших школьников к деловому сотрудничеству: социально-педагогический, организационно-педагогический и психолого-педагогический.
Рассмотрение подготовки младших школьников к деловому сотрудничеству на социально-педагогическом уровне позволило сформулировать следующее условие: отражение на основе существующих общественных потребностей конкретных, четко сформулированных требований, регламентирующих необходимость подготовки младших школьников к деловому сотрудничеству
Анализ подготовки младших школьников к деловому сотрудничеству на организационно-педагогическом уровне позволил определить условия, обеспечивающие ее эффективность: подготовка младших школьников к деловому сотрудничеству должна носить целостный и системный характер; подготовка младших школьников к деловому сотрудничеству должна носить вариативный характер.
Анализ подготовки младших школьников к деловому сотрудничеству на психолого-педагогическом уровне, который является необходимым для непосредственной реализации разработанной технологии, позволил выделить следующие условия: в процесс подготовки младших школьников к деловому сотрудничеству должны быть включены все социальные отношения данного возраста: со сверстниками, родителями и учителями; организация работы учащихся в парах и группах, где взаимодействие строится на основе обобщенных норм и правил.
В опытно-экспериментальной работе подготовка младших школьников к деловому сотрудничеству осуществлялась с помощью авторской многовариантной технологии, включающей в себя несколько составляющих:
1. Диагностический комплекс, позволяющий определить исходный уровень сфоромированности у младших школьников готовности к деловому сотрудничеству; отследить ход технологического процесса на разных его этапах; осуществить индивидуализацию подготовки и вносить корректировки в процесс подготовки к деловому сотрудничеству младших школьников.
2. Работу учителя, направленную на организацию учебного сотрудничества на уроках.
3. Цикл учебных занятий по программе «Я учусь сотрудничать», направленный на овладение учащимися знаниями и умениями делового сотрудничества.
4. Игровые коррекционные занятия психолога с группами учащихся с высоким уровнем агрессивности и тревожности, способствующие улучшению эмоциональных состояний учеников и психологического климата в коллективе.
5. Совместные занятия-тренинги с учащимися и их родителями по программе «Сотрудничество», направленные на закрепление знаний и формирование умений делового сотрудничества.
Технология подготовки младших школьников к деловому сотрудничеству является сквозной, объединяющей в единое целое все составляющие технологии с 1-го по 3-й класс и направленной на формирование выделенных компонентов готовности младших школьников к деловому сотрудничеству.
Основой разработанной технологии подготовки является диагностический комплекс, благодаря которому осуществлялся постоянный контроль за продвижением учащихся к поставленным целям, за ходом подготовки младших школьников к деловому сотрудничеству на разных этапах.
Формирование ценностно-мотивационного компонента готовности осуществлялось в процессе реализации четырех составляющих технологии:
— учебного сотрудничества на уроках, организованного учителем;
— цикла занятий «Я учусь сотрудничать»;
— совместных занятий-тренингов с учащимися и их родителями по программе «Сотрудничество»;
— игровых коррекционных занятий психолога с группами агрессивных и тревожных учащихся.
Когнитивный компонент готовности младших школьников к деловому сотрудничеству формировался за счет организованного учителем на уроках учебного сотрудничества и цикла учебных занятий по программе «Я учусь сотрудничать», дающих целостную характеристику основ делового сотрудничества как системы знаний, необходимых для организации его на практике.
Знания о деловом сотрудничестве, полученные учащимися, сразу же переводились в умения, которые составляли деятельностный компонент готовности младших школьников к деловому сотрудничеству.
Большое значение в повторении и закреплении полученных в процессе учебного сотрудничества и на занятиях «Я учусь сотрудничать» знаний играли
совместные занятия-тренинги с учащимися и их родителями по программе «Сотрудничество ».
Деятельностный компонент готовности, представленный обобщенными коммуникативными умениями, формировался с помощью игр, упражнений, заданий, как обязательных для всех, так и индивидуальных, а также с помощью домашних заданий и проектной деятельности учащихся и их родителей.
Освоение рефлексивного компонента готовности младших школьников к деловому сотрудничеству осуществлялось благодаря использованию на всех занятиях специальных рефлексивных упражнений, а также такой формы учебного сотрудничества, как сотрудничество учащегося с самим собой, способствующей развитию способности к самообразованию, самообучению и самовоспитанию.
Для отслеживания результата формирования компонентов готовности младших школьников к деловому сотрудничеству на завершающем этапе опытно-экспериментальной работы был осуществлен сравнительный анализ полученных данных в экспериментальных и контрольных классах.
Об эффективности разработанной технологии свидетельствует динамика готовности младших школьников к деловому сотрудничеству в экспериментальных классах. Средние показатели, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, представлены на рис. 2.
■ Экспериментальные классы □ Контрольные классы
Рис. 2. Динамика формирования готовности младших школьников к деловому сотрудничеству
Изучение данных опытно-экспериментальной работы по подготовке младших школьников к деловому сотрудничеству показало, что разработанная технология подготовки является эффективной и вносит свой вклад в формирование компонентов готовности к деловому сотрудничеству. Она подтвердила, что разработанная нами модель подготовки младших школьников к данной стратегии взаимодействия является эффективной и действенной и может использоваться в практике работы школ.
Список литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - М. : Акад. проект ; Екатеринбург : Делов. кн., 2000. - 624 с.
2. Бодалев А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. - М. : Изд-во Ин-та практ. психологии ; Воронеж : НПО МОДЭК, 1996. - 256 с.
3. Лутошлива Е. С. Педагогические условия подготовки младших школьников к деловому сотрудничеству : дис. ... канд. пед. наук / Е. С. Лутошлива. - Иркутск, 2007. - 206 с.
4. Харченко И. А. Эффективное взаимодействие человека с окружающим миром // Построение гражданского общества : материалы Междунар. гуманит. конгр. -Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2004. - С. 167-172.
Business Cooperation of Elementary School Pupils: Model and Techniques of Realization Implementation
E. S. Lutoshliva
Abstract. The article presents the results of theoretical research and experimental work of training elementary school pupils for business cooperation. The original definition of the notion «business cooperation» is introduced and the conditions preparing it are given. The article examines the author's model and techniques of training subject to age peculiarities of elementary school children. The article proves the effectiveness of the author's techniques of training elementary school pupils for business cooperation.
Keywords: cooperation, business cooperation, readiness elementary school children for business cooperation.
Лутошлива Екатерина Станиславовна Lutoshliva Ekaterina Stanislavovna кандидат педагогических наук, доцент Candidate of Sciences (Pedagogy) Иркутский государственный университет Associate Professor 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1 Irkutsk State University
e-mail: [email protected] 1, K. Marx st., Irkutsk, 664003
e-mail: [email protected]