Научная статья на тему 'Деловая игра как средство оптимизации процесса обучения иностранному языку в высшей экономической школе'

Деловая игра как средство оптимизации процесса обучения иностранному языку в высшей экономической школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ЭФФЕКТИВНАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / FOREIGN LANGUAGE / ACTIVE FORMS OF TEACHING / FUNCTIONAL ROLEPLAY / PROFESSIONAL QUALITIES / EFFECTIVE COMMUNICATION IN A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аверьянова С. В.

Статья посвящена проблеме повышения качества иноязычной подготовки студентов неязыкового (экономического) вуза за счет тщательной разработки системы мер, обеспечивающих эффективное применение деловых игр в учебном процессе. Такой подход позволяет уже на этапе учебной деятельности целенаправленно формировать у студентов необходимые компетенции и профессиональные качества, готовя их к трудовой деятельности в современном обществе и обеспечивая таким образом их конкурентное преимущество на рынке труда. В этой связи отмечается, что деловая игра как один из примеров современных технологий обладает всеми преимуществами активных методов обучения, обеспечивая «погружение» учебной группы в целом и каждого студента в отдельности в проблематику актуального профессионального контекста и требуя создания интегративного продукта результата освоения целого комплекса учебных дисциплин. Автор подчеркивает, что игровая деятельность значительно повышает мотивацию учебной деятельности, «вплетая» в нее профессиональные мотивы, развивая инициативу, гибкость мышления, творческую активность субъектов учения. Деловые игры имеют большой воспитательный эффект, готовя индивида к коллективной деятельности и способствуя усвоению не только профессиональных, но и социально-психологических, культурных, нравственных норм поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аверьянова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL ROLEPLAY AS A MEANS OF IMPROVINGTHE FOREIGN LANGUAGE TEACHING PROCESSIN HIGHER ECONOMICS SCHOOL

The article is devoted to the problem of improving the quality of teaching a professional foreign language at a non-linguistics (economics) university using functional roleplay in the educational process. the author argues that a system of specially and carefully worked out measures definitely ensures the effective use of functional roleplay and helps develop students’ professional competencies and qualities at the learning stage, preparing them for work and thus giving a competitive advantage in the labor market in the future. the article also indicates that functional roleplay, as one of the examples of modern technologies, has all the advantages of active teaching methods, providing an “immersion” of the entire learners’ group and each student in particular into the topical professional context, and demanding creation of an integrative product mastering the whole complex of academic disciplines. the author emphasizes that functional roleplay considerably increases motivation for learning, as this activity develops students’ initiative, flexibility of thinking, creativity and professional qualities. Functional roleplay also has a great educational effect, preparing students for team work and allowing to acquire not only professional, but also socio-psychological, cultural and moral standards of behavior.

Текст научной работы на тему «Деловая игра как средство оптимизации процесса обучения иностранному языку в высшей экономической школе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378

С. В. Аверьянова

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой английского языка Всероссийской академии внешней торговли; е-mail: [email protected]

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена проблеме повышения качества иноязычной подготовки студентов неязыкового (экономического) вуза за счет тщательной разработки системы мер, обеспечивающих эффективное применение деловых игр в учебном процессе. Такой подход позволяет уже на этапе учебной деятельности целенаправленно формировать у студентов необходимые компетенции и профессиональные качества, готовя их к трудовой деятельности в современном обществе и обеспечивая таким образом их конкурентное преимущество на рынке труда. В этой связи отмечается, что деловая игра как один из примеров современных технологий обладает всеми преимуществами активных методов обучения, обеспечивая «погружение» учебной группы в целом и каждого студента в отдельности в проблематику актуального профессионального контекста и требуя создания интегративного продукта - результата освоения целого комплекса учебных дисциплин. Автор подчеркивает, что игровая деятельность значительно повышает мотивацию учебной деятельности, «вплетая» в нее профессиональные мотивы, развивая инициативу, гибкость мышления, творческую активность субъектов учения. Деловые игры имеют большой воспитательный эффект, готовя индивида к коллективной деятельности и способствуя усвоению не только профессиональных, но и социально-психологических, культурных, нравственных норм поведения.

Ключевые слова: иностранный язык; активные формы обучения; деловая игра; профессиональные качества; эффективная иноязычная коммуникация.

S. V. Averyanova

PhD, Associate Professor, Head of the English Language Department, Russian Foreign Trade Academy; e-mail: [email protected]

FUNCTIONAL ROLEPLAY AS A MEANS OF IMPROVING THE FOREIGN LANGUAGE TEACHING PROCESS IN HIGHER ECONOMICS SCHOOL

The article is devoted to the problem of improving the quality of teaching a professional foreign language at a non-linguistics (economics) university using functional roleplay in the educational process. The author argues that a system of specially and carefully worked out measures definitely ensures the effective use of functional roleplay and helps develop students' professional competencies and qualities at the learning stage, preparing them for work and thus giving a competitive advantage in the labor market in the future. The article also indicates that functional roleplay, as one of the examples of modern technologies, has all the advantages of active teaching methods, providing an "immersion" of the entire learners' group and each student in particular into the topical professional context, and demanding creation of an integrative product - mastering the whole complex of academic disciplines. The author emphasizes that functional roleplay considerably increases motivation for learning, as this activity develops students' initiative, flexibility of thinking, creativity and professional qualities. Functional roleplay also has a great educational effect, preparing students for team work and allowing to acquire not only professional, but also socio-psychological, cultural and moral standards of behavior.

Key words: foreign language; active forms of teaching; functional roleplay; professional qualities; effective communication in a foreign language.

Введение

Формирование профессиональных качеств у студентов в процессе обучения в вузе является центральной задачей их подготовки к трудовой деятельности в современном обществе. В конкурентной борьбе на профессиональном поприще побеждает тот, кто использует самые передовые знания; соответственно, в сфере образования возрастает роль современных технологий обучения как средства повышения конкурентоспособности выпускников вуза.

В этой связи следует отметить особую роль активного обучения в целом, и игровых технологий в частности, так как, помимо знаний по профильным дисциплинам, студенты получают возможность развивать и совершенствовать такие необходимые профессиональные качества, как инициатива и решительность, самостоятельность и ответственность за принятые решения, умения определять и достигать поставленные цели, вести эффективную коммуникацию. Согласно одному из определений, принятых в методике, термин «игра» рассматривается

как «форма деятельности на занятиях по языку в условных ситуациях, специально создаваемых с целью закрепления и активизации учебного материала в различных ситуациях общения» [Лингводидактический энциклопедический словарь 2007, с. 85]. Игровые технологии подразумевают командную деятельность и способствуют, таким образом, выработке у будущих специалистов умений плодотворного сотрудничества и взаимопонимания для совместного принятия успешных управленческих решений [Васильева 2009, с. 97].

Деловая игра, являясь одним из примеров игровых технологий, обладает всеми перечисленными выше преимуществами активных методов обучения, формирующих профессиональные качества специалиста методом погружения в конкретную ситуацию, предложенную преподавателем.

Как показывает опыт, организация образовательного процесса с привлечением деловых игр позволяет достичь высокого уровня профессиональной подготовки специалистов экономического профиля и обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда. Игровая деятельность является важнейшим средством формирования профессиональных качеств будущих специалистов, она дает возможность студентам проявлять гибкость мышления, стимулирует инициативу и творческую активность. Признавая вышеперечисленные достоинства игровых технологий, преподаватели высшей школы, и в частности преподаватели английского языка Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ), регулярно используют их на своих занятиях. В процессе обучения было отмечено, что деловые игры, используемые для подготовки специалистов-международников, имеют ряд особенностей, связанных со спецификой их будущей профессии.

Деловая игра как фактор оптимизации процесса обучения профессиональному иноязычному общению

Деловые игры, предлагаемые студентам ВАВТ на занятиях по английскому языку, имеют профессиональную направленность и способствуют формированию необходимых специалисту-международнику качеств, психологической и практической готовности к выполнению своих трудовых обязанностей. Они также дают возможность студентам преодолеть коммуникационный разрыв и почувствовать себя в реальных профессиональных условиях [Аверьянова 2013, с. 80].

Выработка в процессе деловой игры умений вести полемику, убеждать, доказывать свою точку зрения делает эту форму обучения особенно актуальной. Учитывая данный факт, преподавателю необходимо понимать, что для достижения поставленных целей в основе любой деловой игры должна лежать либо проблемная ситуация, либо ситуация, в которой интересы партнеров являются противоположными и предполагают аргументированную полемику. Итогом таких игр должен быть взаимовыгодный результат - продуктивное разрешение противоречия.

При планировании деловой игры важно иметь в виду, что база, на которой будет строиться предполагаемая деятельность, закладывается задолго до игровой ситуации, актуализирующей компетенции, формируемые усилиями преподавателей как предметных кафедр, так и кафедры английского языка. По линии специальных кафедр - это лекции, семинары, практические занятия с разбором рабочих ситуаций, доклады и т. д. Сфера ответственности кафедры английского языка включает в себя работу студентов над тематическими профессиональными текстами, обучение студентов ведению деловой корреспонденции и тематических диалогов, разбор деловых ситуаций и дилемм, просмотр видео, имеющих с профессиональную направленность и т. п. Всесторонняя готовность участников к деловой игре как к активной форме обучения является залогом ее успеха или провала (если, например, студенты не смогут достичь поставленных перед ними целей вследствие недостатка либо языковых, либо профессиональных знаний).

Ключевым моментом в разработке деловой игры является создание сценария, содержащего описание всех существенных условий проблемной ситуации, включая ее предысторию и текущую обстановку: детализация содержания и последовательность действий участников зависит от степени напряженности самой игры. Сценарий игры должен представлять логическую и правдоподобную (но не единственно возможную) совокупность событий, происходящих одновременно или следующих друг за другом. Особое внимание в сценарии обращается на фактор времени и наличие связей между событиями. Игра может разбиваться на определенные этапы, представляющие собой отдельные сюжеты, взаимосвязанные друг с другом. Каждый этап имеет цель частично решить основную задачу и представляет собой фрагмент деловой игры.

Опорной базой для подготовки деловой игры служат сформулированные и закрепленные в учебных планах компетенции будущих специалистов, а сама игра состоит из фрагментов, подразумевающих активное и конструктивное общение ее участников с целью выработки и принятия успешного делового решения. Для каждого этапа четко определяются правила, обязанности и цели деятельности.

Как правило, в процессе игры возникает необходимость изучения определенных документов, например, специально созданной деловой корреспонденции, поскольку профессиональному устному общению обычно предшествует переписка, дающая представление об условиях, необходимых для достижения целей общения и определения моделей ведения беседы. При этом преподавателю важно учитывать, что игровая документация должна содержать информацию в пределах, необходимых для осознания участниками игры исходных условий и целей игры, но отнюдь не навязывать стратегии и тактики ведения игры. Помимо работы с уже имеющимися материалами, как правило, участникам предлагается создать и новые игровые документы, например письма, счета, договора, контракты и т. п.

В результате многолетней практической деятельности, преподавателями нашей кафедры был накоплен значительный опыт проведения подобных игр, что позволяет нам сформулировать ряд рекомендаций в этой области. В частности, считаем целесообразным обратить внимание коллег на следующие моменты:

1. игры должны быть органичным и значимым компонентом курса обучения, быть тесно связаны с задачами и целями учебной программы, но не перегружать учебный процесс;

2. игры должны соответствовать уровню развития как иноязычной компетенции, так и предметных знаний участников и в то же время активно способствовать их совершенствованию, стимулировать дальнейшее развитие компетенций;

3. правила игры (предметные и процедурные) должны быть четко сформулированы и понятны участникам ситуации;

4. каждый участник должен быть ознакомлен (в устной или письменной форме) со своими обязанностями;

5. игры должны быть реалистичными, что является одним из факторов, определяющих их ценность;

6. участники игры, получая всю необходимую информацию об исходной ситуации и задачах, которые предстоит решить,

должны иметь достаточный «проблемный зазор» для проявления собственной «активности» в поиске решения;

7. игра не должна быть слишком растянутой во времени, так как, если она продолжается слишком долго, интерес к ней снижается;

8. учебная деловая игра должна протекать в непринужденной и творческой обстановке.

Основные конструктивные этапы создания деловой игры:

I. Разработка игры. Здесь необходимо обозначить:

1) название деловой игры и ее цели;

2) контингент участников игры;

3) задачу / задачи, подлежащую / подлежащие решению;

4) исходную ситуацию;

5) предварительный перечень стадий игры и их сущность;

6) порядок проведения деловой игры;

7) перечень необходимых материалов, регламентирующих деятельность участников игры как членов имитируемой организации;

8) время, необходимое для проведения всей игры и ее стадий.

Практика показывает, что, помимо формирования этапов и их детальной проработки, следует также уделить внимание вопросам, касающимся непосредственно проведения деловой игры. В частности, необходимо проводить общий инструктаж участников процесса, т. е. предоставлять им возможность самостоятельного предварительного изучения исходных условий игры.

II. Разработка сценария деловой игры. Здесь, помимо общей канвы истории, должна быть прописана информация о ролях участников игры, а также обрисованы отношения между ними.

III. Составление заданий для деловой игры. Преподаватель должен знать и учитывать уровень владения участниками деловой игры иностранным языком, степень сложности предлагаемого языкового материала, на котором базируется игра, профессиональную компетентность участников игры и т. п.

IV. Описание процесса проведения деловой игры. Здесь предполагается разработка конкретной стратегии и тактики профессионального общения на иностранном языке в заданных условиях, соответственно, происходит планирование определенных действий на каждом этапе игры как для участников (определение набора тактик для каждого

фрагмента), так и для преподавателя (проведение и контроль каждого фрагмента игры).

V. Методические указания для проведения, контроля (в том числе, оценки) каждого фрагмента и игры в целом. Важным моментом этого этапа является учет следующего фактора: в игре всегда есть возможность изменить исход деятельности, например, отменить неправильно принятое решение, поэкспериментировать с различными альтернативами, возвратиться к ключевым моментам игры, проиграть их вновь, принимая при этом другие решения для определения их преимуществ и недостатков по сравнению с уже использованными и отработанными.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что деловые игры, как технология обучения, являются логическим продолжением предшествующих форм обучения, поскольку задействованные в них специальные и языковые знания, умения, навыки применяются в комплексе, а не разрозненно.

При проведении деловой игры на иностранном языке достигаются одновременно ряд учебных целей, в частности, углубление знаний лингвистического аспекта профессионального иностранного языка, совершенствование специальных предметных знаний, расширение кросс-культурных знаний, развитие личностных качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности выпускников. Игра стимулирует студентов к овладению иностранным языком, как средством делового общения: в ходе переговоров, они убеждаются, что качество и результат их работы зависят не только от их профессиональных знаний, но и от их коммуникативных возможностей [Панфилова 2012, с. 111].

Деловые игры имеют и воспитательный эффект, поскольку представляют собой коллективную деятельность и предполагают подчинение действий их участников не только профессиональным, но и социально-психологическим и нравственным нормам, и, следовательно, ведут к усвоению этих норм в ходе совместной деятельности [Яроцкая 2016].

Залогом успешного использования деловых игр как инструмента оптимизации процесса обучения иностранному языку являются

качественная подготовка к ее проведению, а также формирование и поддержание деловой и творческой атмосферы в ходе самой игры. Только в этом случае деловая игра будет способствовать формированию и закреплению у обучающихся соответствующих практических навыков и умений, необходимых для их будущей профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц /

сост. А. Н. Щукин. М. : Астрель ; АСТ ; Хранитель, 2007. 746 с. Аверьянова С. В. Коммуникативные стратегии при обучении устному деловому общению на занятиях по иностранному языку // Российский внешнеэкономический вестник. М. : ВАВТ, 2013. Вып. 3. С.80-86. Васильева М. А. Деловые игры при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2009. Вып. 567. С. 88-98. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное

обучение : учеб. пособие. Изд-е 3-е. М. : Академия, 2012. 192 с. Яроцкая Л.В. Иностранный язык и становление профессиональной личности (неязыковый вуз) [Текст] : монография / Л. В. Яроцкая. М. : Триумф, 2016. 256 с.

REFERENCES

Lingvodidakticheskiy entsiklopedicheskiy slovar': boleye 2000 yedinits / sost.

A. N. Shchukin. M. : Astrel'; AST; Khranitel', 2007. 746 s. Aver 'yanova S. V. Kommunikativnyye strategii pri obuchenii ustnomu delovomu obshcheniyu na zanyatiyakh po inostrannomu yazyku // Rossiyskiy vnesh-neekonomicheskiy vestnik. M. : VAVT, 2013. Vyp. 3. S.80-86. Vasil'yeva M. A. Delovyye igry pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazyko-vom vuze // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo uni-versiteta. 2009. Vyp. 567. S. 88-98. Panfilova A. P. Innovatsionnyye pedagogicheskiye tekhnologii. Aktivnoye obu-

cheniye: ucheb. posobiye. Izd-ye 3-ye. M. : Akademiya, 2012. 192 s. Yarotskaya L.V. Inostrannyy yazyk i stanovleniye professional'noy lichnosti (neyazykovyy vuz) [Tekst] : monografiya / L. V. Yarotskaya. M. : Triumf, 2016. 256 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.