Научная статья на тему 'Деловая игра как метод развития интереса к наследию Д. Б. Кабалевского у студентов направления подготовки «Педагогическое образование», профиля «Музыкальное образование»'

Деловая игра как метод развития интереса к наследию Д. Б. Кабалевского у студентов направления подготовки «Педагогическое образование», профиля «Музыкальное образование» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
162
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИГРА / ИНТЕРЕС / МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Д.Б. КАБАЛЕВСКОГО / СТУДЕНТЫ-БАКАЛАВРЫ / BUSINESS GAME / INTEREST / METHODOLOGICAL LEGACY OF KABALEVSKY / STUDENTS-BACHELORS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Овсянникова Оксана Александровна

В статье рассматривается проблема развития интереса у будущих педагогов-музыкантов к программе по музыке Д.Б. Кабалевского как важной части его методического наследия. В качестве эффективного метода решения указанной проблемы определяется деловая игра, описываются ее сущность, содержание и правила ее проведения для студентовI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the problem of development of interest to future teachers-musicians to the music of D. B. Kabalevsky as an important part of its methodological heritage. As an effective method for solving this problem is determined by the business game, it describes the nature, content and rules of conduct for students.

Текст научной работы на тему «Деловая игра как метод развития интереса к наследию Д. Б. Кабалевского у студентов направления подготовки «Педагогическое образование», профиля «Музыкальное образование»»

5. Назайкинский, Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки / Е.В. Назайкинский. // Восприятие музыки. Сб. статей / Ред-сост. В.Н. Максимов. - М.: Музыка, 1980. - С. 195-228.

O.A. Овсянникова

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАСЛЕДИЮ Д.Б. КАБАЛЕВСКОГО У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», ПРОФИЛЯ «МУЗЫКАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ»

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития интереса у будущих педагогов-музыкантов к программе по музыке Д.Б. Кабалевского как важной части его методического наследия. В качестве эффективного метода решения указанной проблемы определяется деловая игра, описываются ее сущность, содержание и правила ее проведения для студентов.

Ключевые слова: деловая игра, интерес, методическое наследие Д.Б. Кабалевского, студенты-бакалавры.

O.A. Ovsyannikova

BUSINESS GAME AS A METHOD OF DEVELOPMENT OF INTEREST IN THE LEGACY OF KABALEVSKY STUDENTS OF DIRECTION OF PREPARATION «PEDAGOGICAL EDUCATION» PROFILE «MUSIC EDUCATION»

Abstract. In the article the problem of development of interest to future teachers-musicians to the music of D. B. Kabalevsky as an important part of its methodological heritage. As an effective method for solving this problem is determined by the business game, it describes the nature, content and rules of conduct for students.

Keywords: business game, interest, methodological legacy of Kabalevsky, students-bachelors.

Д. Б. Кабалевский является легендарной личностью, внесшей весомый вклад в развитие музыкальной культуры и музыкального образования нашей страны. Безусловно, главным его наследием в сфере образования является создание концепции, а на ее основе программы по музыке для общеобразовательной школы. В 70-е, 80-е годы 20 века эта программа широко тиражировалась на телевидении, внедрялась в практику урока музыки. Студенты, обучающиеся по специальности «Музыкальное образование», изучали данную программу на занятиях по методике музыкального воспитания, осваивали ее практически на занятиях со школьниками. В то время программу обвиняли в некотором субъективизме, аргументируя тем, что композитор создал ее относительно масштаба своей личности как доктора искусствоведения, великолепного лектора, исполнителя, музыканта-теоретика [3]. Бытовало мнение, что программу могут освоить не все учителя музыки, что она достаточно сложна для понимания, в ней обозначены достаточно трудоемкие философские и искусствоведческие темы, которые не только сложно объяснить школьникам, но и достаточно трудно понять самим педагогам-музыкантам. Но все-таки постепенно, благодаря целенаправленной просветительской работе Д. Б. Кабалевского, его выступлениям по радио и телевидению, программа «Музыка» была повсеместно внедрена в практику урока музыки и стала считаться классической, на основе которой многие педагоги-музыканты, ученые создавали собственные программы по музыке для общеобразовательной школы.

В первые десятилетия 21 века было создано достаточно много альтернативных программ по музыке, появилась некоторая свобода в их выборе для обучения школьников. Постепенно классическая программа по музыке Д. Б. Кабалевского отошла на второй план как достаточно сложная для усвоения школьниками и будущими педагогами-музыкантами. Сейчас студенты-бакалавры не имеют возможности глубоко освоить наследие Д. Б. Кабалевского на занятиях по методике преподавания музыки, так как изучают и другие программы по музыке. Выходя на практику, многие из них не понимают сущность философско-искусствоведческих тем программы «Музыка», таких как «Современность в музыке», «Взаимосвязь легкой и серьезной музыки», «Музыкальный образ» и другие. Будущие учителя музыки не проявляют интерес к самостоятельному изучению методического наследия великого композитора и педагога-музыканта. В итоге уроки музыки у студентов носят нередко поверхностный, даже несколько развлекательный характер, а это не способствует развитию музыкальной культуры школьников. Для решения данной проблемы в рамках дисциплины «Методологические основы научно-исследовательской деятельности педагога-музыканта» нами была разработана и применялась деловая игра. Охарактеризуем сущность данного метода, содержание и правила деловой игры.

Деловая игра - это средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности [1]. В данном случае для развития интереса у студентов к методическому наследию Д. Б. Кабалевского применялся принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить творческую работу и совместно найти объективные ответы на профессионально важные вопросы. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности

[4].

Организованная с будущими педагогами-музыкантами деловая игра направлена на решение профессионально значимых проблем.

Цель игры: выявление (объективных) положительных и отрицательных сторон концепции, программы Д. Б. Кабалевского.

Задачи:

> глубокое изучение основных положений программы Д. Б. Кабалевского;

> развитие конструктивного мышления будущих музыкантов-педагогов;

> развитие умения формулировать аргументы (собственную точку зрения) и высказывать их

вербально.

Правила игры:

1. Деление на 2 команды, выбор капитана. Функции капитана: контролирует межличностные отношения в команде, назначает ответчика.

2. Одна команда выявляет положительные стороны программы, другая -отрицательные (устаревшие, неэффективные, по мнению студентов).

3. 15 минут на подготовку (основные положения можно предварительно выписать, студенты имеют возможность пользоваться авторской программой и другими книгами Д.Б. Кабалевского).

4. Начинает первая команда (можно использовать жребий), работают по принципу антиномии (на всякий аргумент есть противоположный аргумент).

5. За каждый верный аргумент команда получает 1 очко.

6. Снимаются очки: за некорректность в общении, необоснованность ответа.

Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Итог подводят сами студенты.

В качестве примера можно привести несколько аргументов «за» и «против» программы Д.Б. Кабалевского «Музыка», высказанных студентами на занятии.

Первая группа студентов высказала мнение, что репертуар программы достаточно устарел для современных школьников. Вторая группа, выступая в качестве оппонента, ответила, что программа выстроена таким образом, что можно заменить некоторый репертуар программы, тематизм при этом сохранится. Кроме того, некоторые исторические произведения, песни, включенные в программу, важны для изучения школьниками истории нашей страны и зарубежных стран, так как каждая песня - это своеобразная летопись, повествующая о тех или иных событиях [5].

В качестве отрицательного аргумента первая группа будущих педагогов-музыкантов отметила сложность тем четвертей и субъективный характер авторской программы, рассчитанной на педагога-универсала, владеющего музыкальным инструментом, собственным голосом, являющегося великолепным лектором. В качестве противоположного аргумента студенты привели высказывание самого Д. Б. Кабалевского, который неоднократно говорил, что каждый педагог-музыкант сможет найти в этой программе свои способы, методы подачи материала детям в зависимости от своих, способностей и склонностей к той или иной музыкально-педагогической деятельности [2].

В результате студенты делают профессионально значимый вывод о том, что в освоении любой программы большую роль играет личность музыканта-педагога, так как можно опираться на сильные стороны программы и нивелировать слабые. Объективное рассмотрение концепции и программы великого композитора и педагога-музыканта позволит студентам глубже изучить его методическое наследие, вызвать интерес к педагогическому творчеству Д.Б. Кабалевского. В целом деловая игра будет способствовать профессиональному и личностному становлению будущих педагогов-музыкантов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн, М.М. Деловые игры / М. М. Бернштейн, Я. М. Бельчиков. - Рига: АВОТС, 1989. - 314 с.

2. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1990. - 207 с.

3. Овсянкина, Г.П. Музыкальная психология / Г.П. Овсянкина. Изд-во «Союз художников», 2007. - 240 с.

4. Платов, В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. Учебник / В.Я. Платов. -М.: ИПО Профиздат, 1991. - 130 с.

6. Программа по музыке для общеобразовательной школы (1-3 классы) / Науч. руководитель Д.Б. Кабалевский. -Министерство просвещения РСФСР, 1980. - 112 с.

А. Ф. Петченко

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В КЛАССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА

Аннотация. Профессиональная инструментальная подготовка учителя музыки предполагает формирование у студентов комплекса исполнительских умений, позволяющих использовать в работе игру на нескольких музыкальных инструментах. Программа полиинструментальной подготовки предполагает овладение курсами музыкального инструмента (основного и дополнительного) и музыкально-исполнительскими факультативами (оркестр и ансамбль).

Ключевые слова: музыкально-инструментальная подготовка учителя музыки; дополнительный инструмент; принцип полиинструментализма.

A.F. Petchenko

PROFESSIONAL PREPARATION OF MUSIC MASTER IN THE CLASS OF ADDITIONAL INSTRUMENT

Abstract. Professional instrumental préparation of music master supposes forming at the students of complex of carrying out abilities allowing to use in work the carrying on a few musical instruments. The program of polyinstrumental preparation supposes the capture by the courses of musical instrument (main special and additional), musically-carrying elective courses (orchestra and ensemble).

Keywords: musically-instrumental preparation of music master; additional instrument; principle of polyinstrumental.

Программа подготовки специалистов в высшей школе определяется условиями их будущей профессиональной деятельности, а также комплексом профессиональных качеств, которые необходимы для ее эффективного осуществления. Академик Д. Б. Кабалевский в книге «Педагогические размышления» отмечает: «Работа по воспитанию музыкантов-профессионалов все время шла параллельно (а точнее, сливаясь в единое широкое русло) с работой по массовому музыкальному воспитанию детей и юношества» [2, с.3-4]. «В то же время весь пафос сегодняшних программ, учебников и методических пособий направлен на то, чему и как учитель должен обучить своих учеников, проблема же, чем и как должен он увлечь их, ... по существу, даже не затрагивается... В программно-методических работах последнего времени. мы не найдем самого главного: каких-либо методических принципов, специфических именно для данного предмета, каким он должен быть, т.е. для предмета, изучающего музыку как живое искусство» [2, с. 29].

Улучшение состояния музыкально-воспитательной работы школьников неразрывно связано с повышением качества инструментальной подготовки учителей музыки. Урок музыки в современной школе требует от учителя музыки собственного исполнения музыкальных иллюстраций с использованием разных музыкальных инструментов, организации ансамблевого музицирования учеников на детских и народных инструментах; проведения внеклассных и внешкольных музыкально-эстетичных воспитательных мероприятий.

«Из всех умений, которыми должен обладать учитель музыки, надо выделить владение инструментом. Без механической записи на уроке музыки, конечно, не обойтись, особенно когда в классе должен прозвучать хор, оркестр, оперная сцена и т.п., но она должна быть дополнением к живому исполнению учителя, а не заменой его. Это очень важно, по крайней мере, с трех точек зрения: во-первых, живое исполнение всегда создает в классе более эмоциональную атмосферу; во-вторых, при живом исполнении учитель может, если надо, остановиться в любой момент, повторить любой эпизод, даже отдельный такт, вернуться к началу и т. д.; в-третьих, учитель, играющий на музыкальном инструменте (и к тому же поющий), служит хорошим примером для своих питомцев, показывая на практике, как важно и интересно самому уметь исполнять музыку» [2, с. 51].

В связи с этим полиинструментализм подготовки учителя музыки, то есть владение игрой на нескольких разных по способу звукоизвлечения музыкальных инструментах, обусловливается спецификой его будущей профессиональной деятельности.

Образовательно-профессиональная программа высшего учебного заведения по специаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.