Научная статья на тему 'Деловая игра как метод проверки уровня профессиональной готовности студентов специальности «Садово-парковое строительство» к производственной деятельности'

Деловая игра как метод проверки уровня профессиональной готовности студентов специальности «Садово-парковое строительство» к производственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИОННАЯ ИГРА / САДОВО-ПАРКОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсеева Ольга Петровна, Демидко Марина Николаевна, Бурганская Тамара Минаевна, Макознак Наталия Александровна

В статье раскрываются эффективные методы организации учебно-познавательной деятельности студентов в рамках проведения проектно-технологической ситуационной игры. Детально описаны участники взаимодействия, их функции, приведены примеры заданий, пошагово расписаны этапы игрового процесса, отражены рефлексивные методики на завершающем этапе деловой игры. В результате смоделированной производственной ситуации у студентов на основе разработанной критериально-оценочной системы выявляется сформированная во время производственно-технологической практики готовность к профессиональной деятельности будущего инженера садово-паркового строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евсеева Ольга Петровна, Демидко Марина Николаевна, Бурганская Тамара Минаевна, Макознак Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деловая игра как метод проверки уровня профессиональной готовности студентов специальности «Садово-парковое строительство» к производственной деятельности»

УДК 378.147:72

О. П. Евсеева, ассистент (БГТУ); М. Н. Демидко, кандидат педагогических наук, доцент (БГТУ);

Т. М. Бурганская, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой (БГТУ);

Н. А. Макознак, кандидат архитектуры, доцент (БГТУ)

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ПРОВЕРКИ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «САДОВО-ПАРКОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО» К ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрываются эффективные методы организации учебно-познавательной деятельности студентов в рамках проведения проектно-технологической ситуационной игры. Детально описаны участники взаимодействия, их функции, приведены примеры заданий, пошагово расписаны этапы игрового процесса, отражены рефлексивные методики на завершающем этапе деловой игры. В результате смоделированной производственной ситуации у студентов на основе разработанной критериально-оценочной системы выявляется сформированная во время производственно-технологической практики готовность к профессиональной деятельности будущего инженера садово-паркового строительства.

In article effective methods of the organization of informative activity of students within the limits of carrying out of design-technological situational game reveal. Participants of interaction, their function are in details described, examples of tasks are resulted, on steps results of stages game spaces are reflected, reflective techniques are reflected in the closing stage of business game. As a result of the simulated industrial situation at students on the basis of developed criteria-estimated system the readiness generated during industrial-technological practice for professional work of the future engineer of landscape gardening comes to light.

Введение. Деловая игра - это своеобразный комплексный тест на зрелость и оценка готовности будущего специалиста к выполнению функциональных обязанностей. Оптимальной формой деловой игры на кафедре ландшафтного проектирования и садово-паркового строительства по специальности 1-75 02 01 «Садово-парковое строительство» (СПС) является проектно-технологическая ситуационная игра, которая проводится на завершающем этапе производственно-технологической практики студентов V курса.

Основная часть. Структура деловой игры строится с учетом задач и программы производственной практики [1]. Во время проведения проектно-технологической ситуационной игры моделируется проектно-конструкторская, производственно-технологическая и организационно-управленческая профессиональная деятельность инженера садово-паркового строительства [2]. Проведение данной игры позволяет охватить дисциплины профессионального цикла и тем самым повысить качество усвоения содержания образования на практико-ориенти-рованной основе, активизировать творческий потенциал будущего специалиста.

Цель деловой игры — совершенствование профессиональных и социальных компетентно-стей будущих специалистов в ходе решения производственных ситуаций, характерных для садово-паркового строительства и хозяйства.

Весь процесс проектно-технологической ситуационной игры (ПТСИ) включает три этапа. Первый этап — подготовительный: органи-

зация и порядок проведения ПТСИ (определение ролей; дидактические средства; организация студентов — формирование команд — участников игры). Второй этап — игровой: собственно ПТСИ (ход игры). Третий этап — заключительный: подведение итогов игры на основе оценки эффективности предлагаемых решений (контрольно-измерительные средства).

Участники игры и их функции:

I. Организация «Проектное бюро» - разрабатывает идею-концепцию проекта озеленения с детальной проработкой основных композиционных узлов, подбором ассортимента растений и определением необходимого количества посадочного материала, составляет перечень необходимых строительных материалов, малых архитектурных форм и др. (2 команды по 5 студентов):

— начальник бюро (1 студент) — координация производственных процессов внутри структурного подразделения и взаимодействие с внешними производственными структурами (например, с питомником, зеленстроем);

—инженер-проектировщик (2 студента) — проектирование о&ьектов зеленого строительства;

-инженер-озеленитель (2 студента) — разработка ассортимента растений.

II. Организация «Питомник декоративных растений» - разрабатывает технологическую схему на выращивание посадочного материала декоративных древесных растений, цветочных культур и газонных травосмесей или рулонных газонов, рассчитывает стоимость посадочного материала (3 команды по 6 студентов):

102

ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2012. № 8. Учебно-методическая работа

— начальник питомника (1 студент) — координация производственных процессов внутри производственного подразделения и взаимодействие с внешними производственными структурами;

— инженер по выращиванию древесных растений (2 студента) — выращивание древесных растений в отделе размножения (1 студент) и отделе формирования (1 студент);

— инженер по выращиванию цветочных культур и газонных трав (2 студента) — выращивание однолетних и двулетних (1 студент), а также многолетних цветочно-декоративных растений и газонных трав (1 студент);

— инженер по защите растений (1 студент) — защита декоративных растений от болезней и вредителей.

III. Организация «Зеленстрой» - заказчик и исполнитель проекта, разрабатывает технологическую схему реализации предложенного проекта озеленения, осуществляет расчет стоимости выполняемых работ (2 команды по 3 студента):

— директор (1 студент) — координация производственных процессов внутри структурного подразделения и взаимодействие с внешними производственными структурами (например, с питомником, проектной организацией);

-мастер (1 студент) - организация и проведение работ по посадке и уходу за цветочно-декоративными растениями и газонами;

-мастер (1 студент) - организация и проведение работ по посадке и уходу за древесными растениями.

IV. Информационно-консультативный центр (2 студента) — консультационно-информационная функция по нормативно-правовой базе. Каждая команда может задавать вопросы сотрудникам ИКЦ в соответствии с направлением деятельности и в результате сформировать согласованное решение по рассматриваемой проблемной ситуации.

V Экспертно-оценочная комиссия (2—3 преподавателя) — оценка готовности студентов специальности СПС к профессиональной деятельности.

VI. Модератор игры (1 преподаватель) - организация пространства игры;

Длительность деловой игры — 180 мин (2 пары). Оборудование: аудитория, столы, стулья, компьютер, проектор, учебная доска, демонстрационный стенд. Дидактические средства: проблемный вопрос и проблемная ситуация.

Первый этап — подготовительный: организация и порядок проведения ПТСИ.

Шаг 1: работа модератора - организация команд, знакомство с функциями участников.

Шаг 2: выдача заданий, выбор объекта проектирования.

Шаг 3: работа команд: распределение ролей внутри команд. Работа по представлению визитной карточки предприятия (организации) в виде презентации, в которой раскрываются цели и функции предприятия (организации), профессиональные функции штатных сотрудников и другие сведения.

Второй этап - игровой: собственно ПТСИ.

На рис. 1 наглядно представлена организация рабочего пространства в ходе проведения ПТСИ.

Шаг 4 (всего 10 мин, по 5 мин на команду): презентация зеленстроев (выступление руководителя предприятия).

Шаг 5(10 мин): работа оценочной комиссии и объявление результатов оценки.

Шаг 6 (всего 30 мин, по 5—7 мин на команду): презентация проектных бюро и питомников декоративных растений.

Шаг 7(10 мин): работа оценочной комиссии и объявление результатов оценки.

Оценка презентаций проводится на основе эмоционально-чувственных критериев: полнота понимания профессиональной деятельности коллектива и его отдельных сотрудников, сплоченность коллектива предприятия (организации), оригинальность и новизна представленных в презентации материалов. Выявляется лучшая презентация (высокий, средний или низкий уровень презентации команды будет учитываться при возникновении спорных вопросов во время итоговой оценки уровня сформированное™ профессиональной готовности будущего специалиста).

Условные обозначения:

— демонстрационный стенд

— «Проектное бюро»

— «Зеленстрой»

— «Питомник декоративных растений»

— экспертно-оценочная комиссия

— модератор игры

— компьютер, проектор

— доска

— вход, выход в аудиторию

Рис. 1. Схема организации рабочего пространства в аудитории для проведения деловой игры

На этом этапе осуществляется выбор соисполнителя задания. Первым выбор осуществляет команда «Зеленстрой», которая набрала наибольшее количество баллов за представленную презентацию. Ориентировочная схема выбора организаций представлена на рис. 2.

Условные обозначения: □ - проектное бюро С) — питомник декоративных растений /\ - зеленстрой 1,2,3 — места, которые заняли команды

Рис. 2. Примерная схема выбора соисполнителя задания

Шаг 8 (10 мин): работа представителя заказчика (зеленстроя):

• создание проблемной ситуации, решение которой выполняют две команды (проектное бюро и питомник декоративных растений);

• получение командами пакета необходимой документации, пакета производственного задания (нормативные требования, каталоги, градостроительная ситуация и др.).

Шаг 9 (30 мин): самостоятельная работа команд:

• разработка проектного решения согласно выданному заданию (проектное бюро);

• подбор ассортимента растений для объекта проектирования (питомник декоративных растений);

• разработка технологической схемы на создание и содержание проектируемого объекта озеленения (зеленстрой).

Шаг 10 (всего 15 мин, по 5 мин на команду): работа информационно-консультативного центра: согласование командами завершенной работы с представителями КИЦ и получение разрешения на демонстрацию работ представителю заказчика.

Шаг 11 (всего 25 мин, по 6 мин на команду): работа команд и представителя заказчика:

• демонстрация завершенного продукта деятельности представителю заказчика;

• вопросы представителям организаций со стороны экспертно-оценочной комиссии и команды конкурентов.

Шаг 12 (15 мин): работа представителя зеленстроя: характеристика каждого предложен-

ного варианта и мероприятий по созданию и уходу за объектом озеленения.

Третий этап — заключительный: подведение итогов эффективности предлагаемых командами решений и оценка готовности студентов к профессиональной деятельности.

Шаг 13 (15 мин): работа экспертно-оце-ночной комиссии: каждый член оценочной комиссии фиксирует в карте контроля балл оценки готовности студентов к профессиональной деятельности, а среднеарифметическое значение определяет итоговый балл готовности студента.

Критерии эффективности производственно-практической подготовки специалиста СПС:

1) проектировочная культура (показатели: оптимальное композиционно-планировочное решение, профессиональное решение подбора цветовой гаммы на объекте проектирования, соответствие нормативным требованиям к проектированию объекта);

2) технологическая культура (обоснованность подбора ассортимента растений, экономическая целесообразность принятого решения, грамотность предложенных решений по строительству, уходу и содержанию объекта проектирования, эффект от выбранного технологического решения);

3) коммуникативная культура специалиста (профессиональный тезаурус, профессиональная аргументация, культура ведения диалога);

Вариант карты контроля оценки готовности студентов к профессиональной деятельности приводится в табл. 1.

Уровень готовности к профессиональной деятельности по специальности СПС:

9 — высший уровень готовности;

7—8 — высокий уровень;

5-6 - средний;

4 — низкий;

0-3 — начальный уровень готовности к профессиональной деятельности.

Шаг 14 (15 мин): во время работы экспертно-оценочной комиссии модератор предлагает каждому студенту провести рефлексию состоявшегося взаимодействия по следующим критериям:

• актуальность деятельности (1 балл — не актуально, 2 балла - не совсем актуально, 3 балла - актуально) - анализ осознанности профессиональной деятельности;

• перенос теоретических знаний в практическую деятельность будущего специалиста (1 балл - не переносятся, 2 балла - частично переносятся, 3 балла — полностью переносятся) — анализ учебного процесса;

104

^БЫ 1683-0377. Труды БГТУ. 2012. № 8. Учебно-методическая работа

Таблица 1

Карта контроля оценки готовности студентов к профессиональной деятельности

Критерий 111111 Показатели Оценка показателя («0», «1») Оценка критерия (низкий, средний, высокий)

Проектировочная культура Оптимальное композиционно-планировочное решение

Профессиональное решение подбора цветовой гаммы на объекте проектирования

Соответствие проектного решения действующим нормативным требованиям

Технологическая культура Целесообразность предложенного ассортимента растений

Экономическая целесообразность решения

Эффективность предложений по строительству, уходу и содержанию объекта проектирования

Коммуникативная культура специалиста Профессиональный тезаурус

Профессиональная аргументация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Культура ведения диалога

• эмоциональная готовность к профессиональной деятельности (комфортность в созданной микрогруппе) (1 — некомфортно, 2 — удовлетворительно; 3 - комфортно).

Шаг 15 (15 мин): модератор озвучивает результаты оценочной комиссии по итогам деловой игры и готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности.

По желанию участники игры на основе рефлексивного графика оценивают состоявшееся взаимодействие.

Шаг 16 (10 мин): предоставляется заключительное слово желающим высказаться.

Итоги рефлексивной оценки студентами результатов проведения деловой игры выглядят следующим образом (табл. 2).

Таблица 2 Результаты рефлексивной оценки студентами итогов деловой игры

В 2011/2012 учебном году на кафедре была впервые апробирована методика проведения проектно-технологической ситуационной игры. В деловой игре приняли участие 56 студентов.

Как видно из табл. 2, студенты V курса, которые приняли участие в деловой игре, достаточно высоко оценили ее актуальность, практическую значимость и эмоциональную готовность к профессиональной деятельности (комфортность в созданной микрогруппе).

Заключение. Разработанная на кафедре ландшафтного проектирования и садово-паркового строительства БГТУ методика проведения деловой игры со студентами V курса специальности 1-75 02 01 «Садово-парковое строительство» будет способствовать реализации модели практико-ориентированного обучения студентов на завершающем этапе первой ступени высшего образования.

Литература

1. Программа производственной технологической практики / сост. Т. М. Бурганская и [др.]. — Минск: БГТУ, 2010. - 34 с.

2. Образовательный стандарт Республики Беларусь. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-75 02 01 «Садово-парковое строительство». Квалификация инженер садово-паркового строительства: постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02 мая 2008 г. № 40. - Минск, 2008.-44 с.

Поступила 27.03.2012

Вопрос Количество студентов, чел. (%), поставивших баллы

1 2 3

Актуальность деятельности 5 (8,9) 27 (48,2) 24 (42,9)

Перенос теоретических знаний в практическую деятельность будущего специалиста 5 (8,9) 37 (66,1) 14 (25,0)

Эмоциональная готовность к профессиональной деятельности 7(12,5) 26 (46,4) 23 (41,1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.