https://doi.orq/10.30853/manuscript.2019.5.25
Шулер Ирина Владимировна
ДЕЛОВАЯ ЭТИКА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье особое внимание уделяется выявлению теоретических основ, исторических закономерностей и перспектив развития этических взглядов в современном деловом мире. Новизна определяется формированием системного представления о широком круге мировоззренческих вопросов и практико-ориентированных механизмов, обуславливающих эффективное деловое взаимодействие на общероссийском и международном уровнях. Научное исследование деловой этики предполагает проведение компонентного, структурного, генеалогического, прогностического и функционального анализа. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2019/5/25.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 5. C. 119-122. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/5/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Этика
Ethics
УДК 174.4 Дата поступления рукописи: 11.02.2019
https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.5.25
В статье особое внимание уделяется выявлению теоретических основ, исторических закономерностей и перспектив развития этических взглядов в современном деловом мире. Новизна определяется формированием системного представления о широком круге мировоззренческих вопросов и практико-ориентированных механизмов, обуславливающих эффективное деловое взаимодействие на общероссийском и международном уровнях. Научное исследование деловой этики предполагает проведение компонентного, структурного, генеалогического, прогностического и функционального анализа.
Ключевые слова и фразы: деловая этика; производственные отношения; труд; бизнес; прагматизм; организация; этические принципы и нормы.
Шулер Ирина Владимировна, к. пед. н.
Тюменский индустриальный университет ishuler@mail. гы
ДЕЛОВАЯ ЭТИКА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Постиндустриальный этап в развитии общества конца XX - начала XXI века предполагает существенный пересмотр ценностных оснований производственных отношений, в этой связи актуальным направлением научных исследований становится выявление специфической сущности этической составляющей деловых отношений, создание актуальной концепции развития этики делового сообщества. Мировой экономический и политический кризис, усиление конфронтации и противостояния между странами и организациями, рост профессиональной и личной конкуренции на рынке труда закономерно приводят к необходимости формирования системы этических знаний и способов конструктивного взаимодействия в различных производственных и социокультурных отраслях.
Целью настоящего исследования является изучение деловой этики с позиции системного подхода (по М. С. Кагану) [3]. Задачи исследования состоят в проведении комплексного анализа ее компонентных и структурных особенностей, механизмов внутреннего и внешнего функционирования, специфики исторического становления (генеалогический аспект) и перспектив развития (прогностический аспект). Научная новизна исследования раскрывается в обосновании необходимости философского осмысления деловой этики как социального феномена в контексте проблем «общество - человек - природа», определении ценностно-смысловой сущности деловых отношений как на макроуровне (государства и организации), так и на микроуровне (руководитель, сотрудник, коллега, товарищ).
Активное становление деловой этики как области научного знания началось в 70-х годах XX века в связи с «Уотергейтским делом» - политическим и финансовым скандалом, разразившимся в США и связанным с деятельностью президента Р. Никсона и его администрации. Событие вызвало сильнейший общественный резонанс, обозначило упадок традиционной морали. Следующий этап в развитии интереса к проблемам деловой этики связан с экономическим кризисом начала 2000-х годов, причиной которого стали глобальные финансовые махинации. Сложившаяся ситуация с этикой в бизнесе в настоящее время становится предметом широкой научной дискуссии о необходимости повышения этического сознания сотрудников организации, а также ее ответственности перед обществом. Главной задачей деловой этики сегодня является создание мировоззренческой основы и доказательство того факта, что в долгосрочной перспективе, действуя этично, компания получит больше преимуществ, чем партнеры или конкуренты, которые работают неэтично.
Истоками деловой этики является философское осмысление морали как формы общественного сознания и нравственности как индивидуального качества человека. В истории этических учений особого внимания заслуживает формирование идей трудовой этики - совокупности ценностно-нормативных представлений, в которой отражается отношение социальной группы или общества в целом к труду. Одним из первых памятников трудовой нравственности можно считать поэму древнегреческого поэта Гесиода «Труды и дни» [2], где труд впервые был осмыслен как одно из нравственных предназначений человека. В свою очередь,
религиозные концепции представляют доктрину добродетельности труда, необходимости работать честно и усердно. Исследователи, в частности, М. Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» отмечает: «Если Бог указует вам этот путь, следуя которому, вы можете без ущерба для души своей и не вредя другим, законным способом заработать больше, чем на каком-либо ином пути, и вы отвергаете это и избираете менее доходный путь, то вы тем самым препятствуете одной из целей вашего призвания, вы отказываетесь быть управляющим Бога и принимать дары его для того, чтобы иметь возможность употребить их на благо Ему, когда Он того пожелает. Не для утех плоти и грешных радостей, но для Бога следует вам трудиться и богатеть» [1, с. 358].
Отношение к труду нашло классическое воплощение в научных исследованиях Ф. Энгельса [9]. С этической точки зрения труд обладает ценностью в той мере, в какой его процесс и результаты гармонизируют межличностные отношения, способствуют общему благу и обеспечивают работнику и его семье возможность достойного существования и совершенствования. Трудовая нравственность охватывает сферу самореализации личности и взаимодействия людей в процессе труда. В современном мире непосредственно обнаруживается влияние этических учений, сформировавшихся в конце XIX - начале XX века, в частности, прагматизма, выдвигающего в качестве ведущего этического принципа - принцип полезности (любой вид деятельности, способствующий получению прибыли, есть благо). Классик экономической теории К. Р. Мак-коннелл [6] утверждает, что в ведении бизнеса главной целью является прибыль, а не оценка способов ее получения. Прагматичность, превалирование разрешительно-побудительных норм над нормами запретительными, расширение диапазона свободного выбора - подобные им обстоятельства обуславливают необходимость изучения как индивидуальных моральных качеств делового человека (уровень микро-этики), так и моральных аспектов деятельности коммерческого предприятия в целом (уровень макро-этики). Возрастающая роль деловой этики в наше время, по мнению В. А. Цвык [7], определяют такие факторы, как необходимость иметь в деловой сфере практические нравственные ориентиры, применяемые в стандартных и нестандартных ситуациях деловых отношений; многосубъектность морального выбора, когда решение принимается целой организацией или государством; необходимость обеспечения нравственной надежности работника через повышение его персональной ответственности.
Для выявления личностных механизмов этичного поведения представляют интерес положения нормативного и ситуативного подходов. Согласно нормативному подходу, мораль заключена в регламентирующих человеческое поведение общих нормах, законах, правилах, заповедях, нравственных традициях, благодаря которым и существует человеческое общество. Нравственный долг человека, соответственно, состоит в том, чтобы эти общие нормы предельно точно соблюдать. Однако, попадая в трудную ситуацию, когда встает выбор между «правильным» и «неправильным», люди зачастую пытаются дать оценку тому, что следует называть правильным поступком с учетом существующих обстоятельств. Этот случай определяется уже не нормативной, а так называемой ситуативной этикой. Данный подход был представлен в начале 1960-х гг. Д. Флетче-ром [10]. Ситуативная этика представляет собой средний путь между легализмом, характеризующим мораль в абсолютных и неизменных принципах, и антиномизмом, оставляющим человека вовсе без принципов. Согласно учению Д. Флетчера, то, что правильно, зависит от ситуации. Данная философия быстро получила поддержку в широких общественных кругах, что вполне закономерно, поскольку она в определенной степени облегчает моральный выбор в условиях необходимости реализации личных амбиций и получения прибыли.
Суть различия нормативной и ситуативной этики, по мнению А. Г. Круглова [5], в следующем. Если основная категория нормативного подхода есть Моральный Закон (прилагаемый ко всем соответствующим ситуациям), то категорией этики ситуативной является Моральная Задача (а ситуации - условия этой задачи). Моральный закон - своеобразный кодекс общих для всех правил. Всякий поступок морален, если совершён по признанным правилам. Однако в данном случае не учитывается, какую цель он преследует и каков будет результат поступка. В моральной задаче важен не «правильный» (моральный) алгоритм поведения, а его моральный результат. Такая мораль регулирует «правила игры», по которым человек добивается своих целей. Однако в деловой сфере, как и в других сферах общественной жизни человека, моральная цель может и не определяться специально, но в том и нет нужды - она должна присутствовать, и её интересы приоритетны. Моральный закон свят, по мысли И. Канта [4], т.е. свят именно закон, данный сполна a priori, а не то, что может на данный момент показаться добром. Всякий заведённый порядок (комплекс норм), какой бы несовершенный он ни был и по каким бы причинам ни родился, если он обеспечивает возможность общежития и эффективного взаимодействия между людьми, - одним этим воплощает искомый моральный смысл. Однако «правильно решить» моральную задачу сложно - слишком неоднозначны ситуации, в которых приходится принимать деловые решения, слишком текучи и противоречивы, иногда антагонистичны, интересы бизнеса.
Прагматизм деловой сферы требует рационального обоснования морали для каждого участника деловых отношений - зачем нужна мораль, вообще понятно, но зачем она нужна конкретному человеку, рассуждающему так: «Если все будут поступать против правил, жить станет попросту невозможно. Да, но я - не все! Пусть все поступают хорошо, но почему бы мне иной раз, тайно или явно, не поступить так, как мне выгоднее? Один я общество не погублю»? Личность движима личными интересами, пока мораль выгодна (то есть нарушать её «себе дороже»), моральные требования легко соблюдаются. Но когда окажется выгоднее обойтись без неё - что-то должно остановить человека от аморального поступка. С позиции ситуативного подхода - смысл человеческой жизни в том, чтобы служить Жизни. Смысл важнее частных выгод, потому в морали человек скорее реализуется, осуществляется, чем жертвует чем-то. Человек может отдать собственную жизнь за жизнь многих, и это оправданно, хотя и не может ожидаться от каждого. Проблема в том, что если
для кого-то чужая жизнь является только полезным или бесполезным, опасным или бессильным предметом, -объяснить, «втолковать ему мораль» затруднительно. Характерно, кстати, что наказание в подобных случаях недостаточно действенно (или действенно лишь на поверхностном уровне) - то, что поддерживает моральную слепоту и даёт видеть лишь свою выгоду. А. Г. Круглов убежден, что мораль в каждом человеке -его собственная задача, значит необходимость в том, чтобы кто-то принуждал к ней, отсутствует.
Эффективное взаимодействие в бизнесе должно обеспечиваться соблюдением человеком базовых принципов: честности и свободы в деловых отношениях, справедливости в принятии решений, терпимости к обстоятельствам и проявлениям «человеческого фактора» в деловой сфере, вежливости и тактичности в деловых контактах. Честность в деловых отношениях является определяющим фактором. Характерная особенность, свойственная всем скандалам с крупными компаниями в США 2000-х гг., состоит в том, что всякий раз предпринимались попытки скрыть правду от общественности. Руководство компаний "Enron", "Tyco" и "WorldCom" пыталось замести следы. Разумеется, такое положение вещей не является характерной чертой только коммерческих организаций. Можно сказать, что слабохарактерные люди в любой сфере деятельности склонны скорее утаить правду о своих неблагопристойных поступках, нежели признаться в них. Например, случай с Робертом Торричелли, бывшим сенатором от штата Нью-Джерси. После того, как стало известно, что он получил более 53000 долларов в виде незаконных взносов на предвыборную кампанию от одного из сторонников, а также бесчисленные подарки, Торричелли твердил с завидным упорством, что не сделал ничего дурного. Он продолжал доказывать это даже после того, как Сенатский комитет по этике подверг осуждению его действия.
Для сравнения - поступок Гарри Кремера, гендиректора "Baxter International", фирмы - производителя медицинских приборов и препаратов. В 2001 г., когда в результате сделанного им диализа с использованием фильтров фирмы "Baxter" умерло несколько пациентов, Кремер отозвал все проданные на тот момент фильтры, организовал внутреннее расследование и нанял экспертов для определения возможных дефектов на всех этапах производственного процесса. Он незамедлительно выразил соболезнование семьям пострадавших. Кремер мог отвести вину от компании, но вместо этого он отменил поставки крупной партии продукции и, более того, закрыл соответствующее производственное подразделение. И вдобавок ко всему Кремер рассказал во всех подробностях суть возникшей проблемы конкурирующим фирмам, чтобы те извлекли урок из этого печального опыта. О Кремере писали, что он поступил безжалостно по отношению к самому себе, однако он поступил со своими сотрудниками так, как хотел бы, чтобы они поступали с ним, и сумел с честью выйти из трагической ситуации.
Особое значение в деловой сфере имеет репутация, умение держать данное слово. Человеку, скорее всего, не составит труда сдержать обещание, когда это выгодно. А как быть, когда выгоды в этом нет, когда держать слово - значит подвергнуться тяжким испытаниям? Это то, что случилось с сэром Вальтером Скоттом - выдающимся английским романистом, критиком, историком и поэтом. В 1808 г. он стал совладельцем издательского дома, однако в 1826 г. его издательство оказалось в глубоком кризисе вследствие долевого участия в обанкротившемся предприятии. Долг был огромным - 114000 фунтов стерлингов. В. Скотт, скорее всего, мог бы избежать ответственности за выплату долга путем объявления себя банкротом, однако он этого не сделал. Напротив, он согласился полностью погасить долг. В течение последующих шести лет Скотт, к тому времени плодовитый автор, исписал горы страниц, зарабатывая деньги. Он продавал права на издание своих книг. Он делал все, что было в его силах. В конце концов, он собрал сумму в 70 000 фунтов - перед самой своей смертью. Некоторые считают, что причиной его смерти стало переутомление. Как бы то ни было, завещание писателя содержало конкретные указания по поводу того, как следует продать его труды, чтобы целиком погасить долг. Ни болезни, ни неприятности не смогли заставить его отказаться от данного слова - даже смерти своей он этого не позволил.
Современная цивилизация движется к индивидуализму, к подлинному раскрепощению человеческой личности. Одним из проявлений свободы личности в деловой сфере является адекватное отношение к деньгам и материальным благам. Генри Форд говорил, что деньги не меняют человека, они всего лишь срывают с него маску. Если человек по природе своей эгоистичен, высокомерен или жаден, деньги делают эти его качества более заметными. Тратит ли человек с легкостью чужие деньги, но явно экономит свои. Настаивает ли на том, чтобы в ходе каждой операции с деньгами какой-то процент обязательно отходил ему. Стяжательство зачастую оборачивается для людей проблемой. Деньги - это не более чем инструмент. Однако у этого инструмента есть острое режущее лезвие, и тот, кто не умеет с ним обращаться, может сильно пораниться. По этой причине в вопросе финансов следует проявлять особую щепетильность. Если не терять голову, то деньги всегда пойдут человеку на пользу и не причинят вреда. Чтобы деньги не господствовали над человеком, следует придерживаться нескольких правил. Первое: деньги нужно зарабатывать. Люди, которые заработали то, что имеют, умеют уважать чужое имущество. Кроме того, человек будет рационально расходовать свои деньги, если он их заработал. Б. С. Форбс, создатель знаменитого журнала, полагает, что мудр тот, кто, используя всякую законную возможность, зарабатывает столько денег, сколько в состоянии заработать, ибо деньги воистину позволяют так много сделать в этом мире не только для нас самих, но и для других. Второе: необходимо быть щедрым. Отдавая, человек не только помогает другим, но и освобождает себя. Важно стремиться «инвестировать» в людей. Прежде всего, видеть в людях потенциал. Третье: жить по средствам. Сегодня, когда о ком-нибудь говорят, что у него «дар Мидаса», это обычно является комплиментом. Смысл выражения заключается в том, что у человека, о котором идет речь, настоящий талант к коммерции или иному способу зарабатывания денег. Однако навязчивая фиксация на материальных благах и сегодня наносит человеку такой же вред, как и во времена древних греков. Четвертое: самодисциплина. Дисциплинированный человек отличается тем, что живет в согласии со временем, делая то, что ему надо делать в положенный для этого час.
Преодоление конфликтов в деловой сфере обеспечивается тактичным поведением двух сторон. Уважение к собеседнику, его взглядам проявляется в вежливом поведении. Вежливость - это проявление уважения к собеседнику, к его взглядам. Вежливость может проявляться во всем. Это и манера говорить, и различные пожелания в адрес оппонента. Вежливость - это норма любого общения, и когда люди переходят на грубость, это говорит об их низкой культуре, их нежелании вести себя в рамках приличия. Отдельными направлениями научного исследования деловой этики выступают изучение этических проблем в отношениях между государством и организацией, между организацией и инвесторами, потребителями, окружающей средой. Существуют различные точки зрения на эти проблемы. Мнение первое - вмешательство государства и общества в дела организации недопустимо. Мнение второе - организация должна контролироваться со стороны общества и государства. Целью взаимодействия государства и организации является создание эффективной экономики, сохранение окружающей среды и защита интересов потребителей.
Организация должна выполнять свои обязательства перед инвесторами. Люди, полагаясь на деловую репутацию организации, вкладывают свои денежные средства в ее деятельность, рассчитывают получить доход. Естественно, что в целях сохранения и повышения репутации организация должна оправдать их ожидания. Однако у организации может возникнуть соблазн использования прибылей или активов для личного обогащения, что приводит к уменьшению доходов инвесторов. Проблемы во взаимодействии с потребителями организации обусловлены тем, что производитель обязан предоставить потребителю точную информацию о качестве, безопасности продукции в процессе ее потребления и эксплуатации и сроках ее хранения. Но особенности технологических условий производства и распространения продукции вынуждают производителя скрывать определенные сведения. Этические характеристики взаимоотношений организаций и потребителей связаны также со способами продвижения производимых товаров и услуг на рынке. Реклама должна быть точной и доносить до потребителя правдивую информацию, тем самым оставляя потребителю право свободного выбора.
Моральные проблемы возникают в отношении организаций к проблеме защиты окружающей среды. В условиях экологических проблем возникла новая сфера приложения капитала в разработки технологий и выпуск оборудования по утилизации производственных и бытовых отходов, а также в разработки безотходных технологий и очистного оборудования. Она должна сотрудничать с государственными службами, представителями местного самоуправления, профсоюзными и общественными организациями в плане охраны окружающей среды, что приводит к необходимости выработки и соблюдения соответствующих этических требований. К настоящему времени сформировался социально-этический подход к пониманию проблем социальной ответственности бизнеса под влиянием философско-этических воззрений теоретиков менеджмента, в частности Э. Шейна [8]. Этот подход утверждает, что организации должны нести добровольные обязательства перед обществом и направлять часть средств на решение его проблем и совершенствование.
Таким образом, перспективами исследования деловой этики являются выявление её структурных составляющих, таких, как моральные ценности, принципы и нормы, установление концептуальных связей между ними, проявляющихся в коллективном и индивидуальном моральном выборе; важно установить исторические закономерности развития этических учений, в основе которых лежит отношение человека к труду, обществу и самому себе как субъекту общественных отношений; особого внимания требует определение направлений развития деловой этики в современном глобализирующемся мире, функционирования деловой этики, с одной стороны, в области бизнеса и социального взаимодействия организации, с другой - в сфере деловых отношений конкретного коллектива, различных формах делового общения.
Список источников
1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2014. 656 с.
2. Гесиод. Труды и дни // Эллинские поэты VII-III вв. до н.э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / отв. ред. М. Л. Гаспаров. М.: Ладомир, 1999. С. 50-68.
3. Каган М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). СПб.: Петрополис, 1996. 310 с.
4. Кант И. Критика чистого разума. М.: АСТ, 2017. 736 с.
5. Круглов А. Г. Этика нормативная и ситуативная // Здравый смысл. 2009/2010. № 1 (54). С. 56-64.
6. Макконнелл К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: ИНФРА-М, 2013. 1028 с.
7. Цвык В. А. Этика деловых отношений и служебная этика // Личность. Культура. Общество. 2012. Т. 14. № 1 (69-70). С. 247-252.
8. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство / пер. с англ. В. А. Спивака. СПб.: Питер, 2002. 336 с.
9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. СПб.: Лениздат, 2014. 320 с.
10. Fletcher J. F. Situation Ethics: The New Morality. Louisville - L.: Westminster John Knox Press, 1997. 192 p.
BUSINESS ETHICS: DETERMINATION OF RESEARCH PERSPECTIVES
Shuler Irina Vladimirovna, Ph. D. in Pedagogy Industrial University of Tyumen ishuler@mail. ru
The article focuses on identifying the theoretical foundations, historical patterns and prospects for ethical views development in the modern business world. Novelty is determined by the formation of a systemic idea about a wide range of ideological issues and practice-oriented mechanisms that lead to effective business interaction at the all-Russian and international levels. Scientific study of business ethics implies a component, structural, genealogical, prognostic, and functional analysis.
Key words and phrases: business ethics; industrial relations; labour; business; pragmatism; organization; ethical principles and norms.