УДК 94 (47):352(470.4)
ДЕЛОВАЯ ЭЛИТА САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
© 2016
Румянцева Надежда Максимовна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры
«История и философия» Тольяттинский Государственный Университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. Статья посвящена формированию деловой элиты Самарской губернии во второй половине XIX - начале XX века. Рассмотрены основные социально-демографические характеристики этой социальной страты: динамика численности, религиозная принадлежность, повозрастная и семейная характеристика, рождаемость, смертность, брачность в среде элитного предпринимательства, уровень образования. Автором выделены основные тенденции и особенности формирования деловой элиты, среди которых значительный рост численности, постарение всего самарского гильдейского купечества, что связано было с тем, что деловую элиту всегда представляли люди, ведущие торгово-промышленную деятельность довольно длительное время и обладавшие солидными капиталами. Основные национальные группы были представлены русскими и евреями. Анализ семейного положения показал, что основная масса предпринимательский семей имеет простую структуру; подавляющее большинство самарских предпринимателей в исследуемый период состояло в браке. Особое внимание в статье уделено благотворительной деятельности деловой элиты Самарской губернии. Автор, на основе анализа архивной документации, пришел к выводу о том, что самарское купечество по-настоящему заботилось об улучшении жизни в родном городе. Представители элиты активно участвовали в общественной жизни города, занимая, как правило, посты городских голов как в центре, так и на местах. Многие из них были гласными Городской думы, почетными гражданами.
Ключевые слова: деловая элита, гильдейское купечество, религиозные конфессии, благотворительность, городские думы.
THE BUSINESS ELITE OF THE SAMARA PROVINCE IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES
© 2016
Rumyantsev Nadezhda Maksimovna Ph.D., assistant professor, associate professor
of "History and Philosophy" Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. The article is devoted to the formation of the business elite of the Samara province in second half XIX - early XX century. The main socio-demographic characteristics of this social stratum: population dynamics, religious affiliation, age-specific and family characteristics, fertility, mortality, marriage among the elite of business, the level of education. The author highlights the main trends and characteristics of the formation of the business elite, including a significant increase in population, aging Samara guild of merchants of all that was connected with the fact that the business elite have always been a people leading trade and industrial activities for quite a long time and has a solid capital. The main national groups were represented, and Russian Jews. Analysis of the marital status showed that the bulk of the entrepreneurial family has a simple structure; the vast majority of entrepreneurs in the Samara study period married. Special attention is paid to the charitable activities of the business elite of the Samara province. The author, based on the analysis of archival documents, came to the conclusion that the Samara merchant to really care about improving life in his hometown. Elites actively participated in the public life of the city, occupying usually mayors positions both in the center and in the field. Many of them were vowels City Duma, honorable citizens.
Keywords: business elite, guild merchants, religious denominations, charity, municipal councils.
На рубеже веков деловая элита Самарской губернии представляла собой небольшую, но обладающую огромным влиянием на экономическое развитие губернии группу. Однако губернские тенденции формирования этой социальной страты несколько отличались от столичных (Москва, Петербург) и других крупных экономических центров. Известно, что в этот период времени на «деловом олимпе» главенствовали финансисты, нефтяные и железнодорожные магнаты, акционеры и директора коммерческих банков. Нельзя сказать, что в Самарской губернии таковых вовсе не было, но всё же состав самарской деловой элиты пополнялся главным образом из первогильдейского купечества ввиду прежде всего региональных экономических черт. Поэтому при рассмотрении торгово-промышленного предпринимательства было выделено несколько тенденций, характерных в большей степени для гильдейского купечества, и применимых для данной социальной группы проявившихся на рубеже веков.
В 1895 г. в первую гильдию самарского купечества было записано 22 купца обоего пола: 21 мужчина и 1 женщина [1]. Удельный вес I гильдии составлял 12,4% от общего числа (178 человек). В то время как, например в Ставропольском уезде Самарской губернии, купцов I гильдии всего было 2 человека, поэтому говорить о деловой элите вне Самары как центра губернии, приходится весьма условно [2]. Однако здесь стоит выделить почетного гражданина Ставрополя Ивана Ивановича Дудкина, который был известен далеко за пределами нашего города как крупный предприниматель, вид-
ный общественный деятель и щедрый благотворитель. Дудкины занимались масштабной хлебной торговлей. Годовой доход у Ивана Ивановича Дудкина в 1890 г. приближается к 130 тысячам рублей [3]. Среди самарских членов I гильдии в 1895 г. Н. Ф. Дунаев, А. Н. и Н. И. Шихобаловы (отец и сын) имели звания потомственных почетных граждан, П. М. Журавлев имел звание коммерц-советника [4].
В 1896 - 1899 постоянно росла численность купеческого сословия, а вместе с тем и численность элитарного торгово-промышленного предпринимательства [5]. Согласно ведомости за 1899 г. на рубеже веков зафиксирована максимальная численность самарского гильдейского купечества - 197 купцов обоего пола в обеих гильдиях. Первая гильдия насчитывала до 20 купцов [6]. Среди деловой элиты Самарской губернии появляются новые имена, среди которых можно выделить А. И. фон Вакано, вступившего сразу в I гильдию в 1899 году[7]. Обновление первой гильдии происходит главным образом за счет выхода из нее по разным причинам купцов, состоящие в ней как минимум с 1895 г. Потомственных почётных граждан осталось всего двое: П. М. Журавлев в звании коммерц - советника и А. Г. Курлин[8]. Начиная с 1899 г. происходит постоянное сокращение самарского гильдейского купечества. Общее количество купцов снизилось до 187 человек. Это сокращение, однако, нисколько не отразилось на первой гильдии - 20 купцов, среди которых 1 женщина [9].
В 1916 г. численность самарского гильдейского купечества снижается до своего минимального уровня
- 108 купцов обоего пола. Однако изменения в численности самарского купечества непосредственно связаны со II гильдией.
Существенное преобладание второгильдейского купечества обусловлено рядом социально-экономических факторов: особенностями социально-экономического развития, слабой развитостью промышленности и преобладанием мелкого и мелочного торга. Кроме того, за получение свидетельств первой гильдии были введены довольно высокие пошлины, а купец должен был ещё каждый год покупать специальные билеты на каждое из своих предприятий. Поэтому преобладание купцов второй гильдии прослеживается на всей территории Российской империи, что отмечается всеми исследователями.
Наряду с местными купцами, проживающими непосредственно в Самаре, в гильдиях состояли иногородние купцы из Москвы, Петербурга, Оренбурга, Нижнего Новгорода, Казани, Елабуги, Красноярска, Вятки, Киева, Томска; один самарский купец, К. А. Клодт, проживал в Германии, в г. Висбаден [10]. Процент иногородних купцов был довольно низок, всего 2 раза за весь период превысив 7%.
Женщины, состоящие в деловой элите Самарской губернии в 1895-1916 гг. являлись купеческими вдовами, выбравшими купеческие свидетельства для себя и своего семейства на свое имя. Стоит отметить, что доля женщин в предпринимательстве оставалась, всё также, крайне мала. Если среднее число мужчин в I гильдии в рассматриваемый период - 18 человек с удельным весом 89,3%, то среднее число женщин - около двух на каждый год, а их доля в среднем 10,7%.
Рост купеческого сословия с перепадами шел до 1902 г., а затем начался процесс сокращения численности. Такой перелом в развитии купечества непосредственно связан с принятием в 1898 г. «Положения о новом промысловом налоге...», который уничтожил необходимость состоять в гильдейском купечестве для занятия торгово-промышленной деятельностью, после чего вступление в купечество теряет всякий смысл, превращается из необходимости в прихоть.
Для характеристики возрастных особенностей деловой элиты было выделено несколько возрастных групп: до 25 лет, 25-34, 45-54, 55-64, старше 65 лет. Такое деление позволяет оценить возрастное состояние самарского предпринимательства и сделать выводы о наличии, отсутствии или преобладании предпринимателей того или иного возраста и элиты в целом, говоря об ее молодости, преобладании средневозрастных групп или постарении за исследуемый период.
Особенностью возрастной характеристики купечества первой гильдии является полное отсутствие в ней купцов моложе 25 лет на протяжении 1895-1916 гг. В 1895 году помимо предпринимателей моложе 25 лет отсутствовали также и в возрасте 25-34 лет. Больше всего деловых людей находилось в возрасте 55-64 лет - 9чело-век (40,9%). По 5 купцов находилось в возрастных группа старше 65 лет и 45 лет - 54 года, что определило их долю в 22,7%. В возрастной категории 35 лет - 44 года
- 3 купца (13,7%) [11].
Деловая элита в возрасте 25-34 лет появляется в первой гильдии в исследуемый период с 1896 года. Эта категория была самой малочисленной и обладала наименьшим удельным весом. В 1896-1898 гг. в этой группе находилось по одному человеку ежегодно. Неожиданное увеличение числа купцов этой возрастной группы до 4 человек произошло в 1899 г., что сделало ее третьей по численности возрастной категорией в этом году. С 1900 года количества этой группы опять уменьшается до 2 человек (10%)[12].
Аналогичная ситуация складывалась и в оставшихся двух возрастных группах. В возрастной категории 55-64 лет наблюдается уменьшение числа купцов с 9 (1895 г.) до 3 человек (1904 г.). Последняя возрастная категория
- старше 65 лет - также не отличалась динамикой. На протяжении исследуемого периода эта возрастная группа занимала по численности второе и третье места [13].
Постарение в целом характерное для всего самарского гильдейского купечества, не так очевидно при анализе возрастных групп купцов первой гильдии в исследуемый период. И связано это с тем, что деловую элиту всегда представляли люди в возрасте, ведшие торгово-промышленную деятельность довольно длительное время и обладавшие солидными капиталами для разворачивания крупной оптовой торговли [14].
Каждый предприниматель при заполнении ведомости наряду с перечислением состава семейства, указанием возраста членов семьи и адреса проживания был обязан сделать отметку о своей религиозной принадлежности. В редких случаях вероисповедание главы семейства было иным, чем у его членов. Встречались случаи изменения вероисповедания. Купец первой гильдии П. С. Аржанов до 1898 года записывался как старообрядец, а с 1899 г. он уже православный [15].
Среди деловой элиты в начале XX века находились представители двенадцати религиозных конфессий: православия, старообрядчества, единоверчества, духовного христианства, тайного священства, последователи австрийской секты, молоканства, иудейского вероисповедания, магометанства, католичества, лютеранства, англиканской церкви [16]. На протяжении 1895-1916 гг. господствовали по численности и удельному весу предприниматели православного вероисповедания.
Помимо православного вероисповедания выделены как основные ещё три религиозных направления: старообрядческое, иудейское, лютеранское. Они значительно уступали православному по численности и удельному весу, но, тем не менее, превалировали над остальными религиозными группами.
Число предпринимателей - старообрядцев достаточно стабильно. Минимальное число этого вероисповедания - 7 (1895-1904), а максимальное - 9 (1902-1904 гг.). Численность деловых людей лютеранского вероисповедания также отличаются стабильностью.
Единственной религиозной группой, не только не уменьшавшейся в рассматриваемый период, но, напротив, значительно увеличившей свою численность и удельный вес, являлось иудейское предпринимательство. За шестнадцать лет их число выросло в семь раз.
Наиболее стабильной религиозной группой были духовные христиане. Однако в 1916 г. в самарской деловой элите остался только один последователь данного вероисповедания.
Таким образом, самарская деловая элита принадлежала к весьма разнообразным религиозным конфессиям, хотя, за исключением иудейского и мусульманского, все они относились к христианства. К 1904 г. количество религиозных групп сократилось с двенадцати до девяти. Основная часть самарских дельцов придерживалась православия, остальные же, придерживавшиеся других верований, весьма значительно уступали православному предпринимательству. Помимо православных, выделялись старообрядцы, лютеране, иудеи.
Принадлежность к тем или иным религиозным конфессиям определялась национальностью. Обратимся к материалам переписи 1897 г. по Самарской губернии. Абсолютным преимуществом преобладали русские предприниматели. Однако по своему удельному весу выделялись ещё несколько национальных групп. Представители немцев в деловой элите Самарской губернии составляли 3,97%, иудеи - 5,96%, турецко-татарского происхождения - 0,48% [17]. Таким образом, две основные национальные группы самарского предпринимательства были представлены русскими и евреями.
Анализ семейного положения деловой элиты Самарской губернии 1895-1916 г. показал, что основная масса предпринимательских семей имеет простую структуру - не более одной супружеской пары помимо
главы семейства. 1895-1916 гг. основная часть семей деловых людей насчитывала до пяти человек. Довольно значительная часть самарской элиты имела в своем составе шесть-десять человек. И третьей по значению группой оказались одинокие супружеские пары, одинокие предприниматели и купеческие вдовы. Крупных семей, в чей состав входило от одиннадцати до пятнадцати человек, было немного, а число семей, куда входило не менее пятнадцати родственников, в исследуемый период ни разу не достигало даже десятка.
Следующий вопрос, тесно связанный с семейным состоянием самарской деловой элиты, - вопрос о семейном положении самарских купцов первой гильдии, сведения по которому в полной мере содержатся в ведомостях самарского купеческого старосты.
Подавляющее большинство самарских предпринимателей в исследуемые годы состояло в браке. Уступала этим показателям, но все же довольно значительной доля овдовевших купцов и купчих. Их средний показатель удельного веса примерно 15,2%. Следует подчеркнуть, что среди вдовых купцов преобладали женщины.
Холостых предпринимателей было мало: их доля не превышала 3-7%. В основном это были молодые люди, выходцы из купеческих семейств, начавшие самостоятельное дело.
За все шестнадцать лет зафиксировано три случая развода в среде самарской деловой элиты. Мало количество разводов было обусловлено отрицательным отношением к этому православной церкви. В 1899 г. были разведены П. С. Аржанов и Л. П. Аржанова без объяснения причины, но с пометкой «разведены согласно указу Святейшего Синода» [18]. Второй случай произошел в 1910 г.: М. С. Шапиро был разведен с женой по закону еврейской веры» (также без объяснения причины), хотя сам Шапиро был православным. Кстати, брак М. С. Шапиро продолжался менее года, поскольку в 1909 г. он фигурирует в ведомости как холостой [19]. Наконец, третий случай произошел в 1913 г.: В. И. Ромашев разведен с Екатериной Яковлевной Ромашевой. В этом случае причина была указана : «их брак расторгнут по вине его прелюбодеяния». Бывшей супруге было разрешено вступать в брак, а на В. И. Ромашина была наложена епитимья сроком на семь лет [20].
Доля вторых браков в среде самарской деловой элиты была значительно меньше от 3,9% до 10,5%.
После отмены крепостного права новые условия хозяйственной и общественной жизни России настоятельно требовали подготовленных и грамотных специалистов. Промышленность, торговля и транспорт - сферы деятельности деловой элиты - нуждались в грамотных руководителях. От уровня образованности предпринимателя зависел не только успех его собственного дела, но и социально-экономический престиж России на мировой арене.
Отношение к образованию в купеческой среде ярко передает американский историк Р. Пайпс, который так высказался по этому поводу: « Мысль о том, что сын может быть учений отца, была нестерпима для патриархальной натуры русского купечества, поэтому детям не давали образовании» [21] Однако, это высказывание ученого следует признать чересчур категоричным и мало соответствующим действительности. Тем более что мы имеем в виду не просто купечество, а «высшее» купечество, деловую элиту Самары и Самарской губернии и здесь без образования было не обойтись.
Надо сказать, что патриархальный и тенденциозный взгляд на образование все же присутствовал у многих представителей торгово-промышленного предпринимательства, но, как правило, это было старшее поколение, «дельцы старой закалки», которые, однако, отдавали своих сыновей учиться, то ли отдавая дань моде, то ли ставя цель научить и воспитать. Можно привести примеры, когда с каждым последующим поколением предпринимателей уровень образованности повышался. 90
Так, удостоверения, выдававшиеся для поступления в учебные заведения, позволяют оценить предпочтения самарской деловой элиты в выборе учебных заведений для своих детей, разделить учащихся по половому признаку. Список учебных заведений, для которых выдавались удостоверения, довольно внушителен. Самарские учебные заведения представлены мужской гимназией, реальным училищем, Городской гимназией. Среди иногородних учебных заведений было представлено -одно из средних учебных заведений Санкт-Петербурга, Казанское реальное училище, Московское военное училище, Муромская женская гимназия, Московская практическая академия коммерческих наук, Демидовский юридический лицей, Зубоврачебная школа г-на Вильга в Москве. Впечатляет число институтов и университетов: Рижский политехнический институт, Родионовский женский институт, Санкт-Петербургский медицинский институт, Императорский Санкт-Петербургский университет, Оренбургский институт императора Николая I, Московский коммерческий институт, Санкт-Петербургский политехнический институт им. Петра Великого, Московский императорский университет, Петроградский психоневрологический институт, Казанский университет [22]. Одной из распространенных формулировок при взятии таких удостоверений было «в одной из высших учебных заведений России». Нужно отметить, что тридцать семь учащихся взяли удостоверении именно с этой формулировкой. Важно и то, что за данный период для высших учебных заведений было взято двенадцать удостоверений учащимся из семей предпринимателей - иудеев. Главы еврейских семейств стремились всеми способами помочь своим отпрыскам стать полноправными гражданами России.
В 61 (45,19%) случае предпочтение было отдано самарским учебным заведениям: на первом месте оказалось Самарское реальное училище (20 учащихся), на втором- Коммерческое училище (18), на третьем -Самарская мужская гимназия (13) [23].
Ещё одной чертой самарской деловой элиты того времени была благотворительность. Считалось, что чем более крупным капиталом владеет член гильдии, или богатый финансист, акционер, тем большую сумму должен выложить на поддержку неимущих, на строительство и ремонт школ, больниц и богоугодных заведений, на поддержку социальных проектов и тому подобное.
Щедрость российских предпринимателей поражали соотечественников и иностранцев своим размахом.
Но дело было не только в том, что деловые люди обладали большими деньгам. Немалую роль сыграла повышенная религиозность, желание обрести благодать в жизни вечной через добродетели в жизни земной.
Практически все храмы в столице губернии в XIX -начале XX века были построены при поддержке крупнейших купцов, деловой элиты Самарской губернии. До сих пор в Самаре по прямому назначению используются корпуса больниц, построенных для нужд Плешановым, Шихобаловым и Аржановым. А также здания Челышева, богадельни Константинова и Соколовых, бесплатный ночлежный приют Кирилова.
Также широко известен тот факт, что купец Шихобалов внес огромный вклад в возведение знаменитого кафедрального собора в Самаре. Строительство собора началось в 1869 году, а следующей весной на Шихобалова «была возложена должность казначея и распорядителя постройки, как опытного в строительной части и пользующегося доверием граждан». В августе 1871 году место сооружения собора посетил прибывший в Самару Александр II. Государь остался доволен ходом строительства, удостоил Шихобалова небольшой беседой и даже лично положил в стену будущего храма специально приготовленный по этому случаю камень. После этого Шихобалов на правах личного знакомого императора смог добиться значительных финансовых поступлений из казны на возведении «объекта века».
Однако до конца всех запланированных работ дожить меценату было не суждено. 7 октября 1888 года он скоропостижно скончался. Строительство кафедрального собора завершил его брат. В общей сложности его возведение продолжалось 25 лет, и освящение грандиозного храма состоялось лишь в 1894 году. Общая сметная стоимость работ в ценах того времени превысила 1 миллион рублей. Как считают эксперты, около четверти этих средств вложили братья Шихобаловы [24].
Самарское купечество, так же как московское и санкт-петербургское, в конце XIX - начале XX веков по-настоящему заботилось об улучшении качества жизни в родном городе. В частности, предприниматели внесли огромный вклад в строительство городского водопровода и водозаборных сооружений.
Один из крупнейших предпринимателей города Назаров М. И. в марте 1881 года был в четвертый раз избран на должность городского головы, а в декабре он объявил конкурс на лучший технический проект водоснабжения Самары. Первое место получил проект инженера Зимина, а подряд на эту работу выиграла фирма «Торговый дом братьев Бромлей и Ко». Основные средства в реализацию проекта вложил сам Назаров, но ему помогали деньгами и многие другие самарские купцы. Подписание акта о сдаче самарского водопровода в эксплуатацию состоялось 1 января 1887 года. Тогда подобное сооружение было третьим в стране, после Москвы и Санкт-Петербурга. Для города значение водопровода оказалось огромным ещё и потому, что в Самаре после завершения строительства прекратились катастрофические пожары. Раньше из-за них выгорали даже не кварталы, а целые районы города.
В течение 20 лет после ввода в эксплуатацию водопровода в нашем городе отсутствовала система сброса сточных вод. Лишь в 1906 году городская Дума вынесла на обсуждение вопрос о строительстве в Самаре современной системы канализации. Подготовка проекта была поручена инженеру Линдлею, который в начале лета 1907 года представил Думе необходимые документы.
Лишь в 1911 году при городской Думе была создана Канализационная комиссия, которую возглавил купец Ушаков. Он вплотную занялся сбором денег на будущее строительство и в первую очередь сам вложил в него немало личных средств.
С именем фон Вакано напрямую связана настоящая коммунальная революция в Самаре. Как известно, Жигулевский пивоваренный завод выдал свою первую продукцию 10 февраля 1881 года, но этой датой развитие заводских служб и территорий отнюдь не ограничилось. В течение нескольких лет владельцами предприятия фон Вакано и Фабером был создан целый комплекс объектов коммунального хозяйства, оснащенных по последнему для того времени слову техники. В него вошли паровая установка, котельная, работавшая на мазуте, и хранилище нефтепродуктов при ней. А позднее при заводе построили целый жилой корпус, в котором располагались квартиры для технических специалистов и общежитие для квалифицированных рабочих.
Именно здесь впервые в Самаре была устроена система парового отопления, питавшаяся горячей водой от заводской котельной. С ее помощью в холодное время года отапливались и жилой корпус, и многочисленные цеха предприятия. Но высшим инженерным достижением Альфреда фон Вакано стало возведение в 1898 году заводской электростанции с первоначальной мощностью 150 киловатт, которая (опять же впервые в Самаре) стала питать электрического освещения не только в производственных цехах, но и в квартирах заводского персонала [25].
Но не только в губернском центре предприниматели занимались благотворительностью. В глубинке, в Ставропольском уезде были и свои меценаты. Так, купец I гильдии - Климушин на свои деньги построил и содержал первую в Самарской губернии кумысолечеб-
ницу, на лечение в которую приезжали со всей России.
В 90-е гг XIX в. предпринимательская, общественная и благотворительная деятельность И. И. Дудкина развивалась по восходящей. И. И. Дудкин избирался членом попечительского совета гимназии в 1903-1908 гг. С августа 1902 г. ставропольская женская прогимназия помещалась в здании, принадлежавшем Ивану Ивановичу Дудкину. В том числе и его стараниями в 1904 г. гимназия была перепрофилирована в восьмиклассную. Частично на деньги Дудкина и на средства из городского бюджета в 1904 г. было начато строительство нового здания гимназии. За И. И. Дудкиным закрепилась слава благотворителя, горячо сочувствующего делу народного образования: за усердие в постройке здания женской гимназии он получил благодарность от Самарского учебного округа. Понимая всю обременительность для делового человека этой должности, гимназическому совету оставалось надеяться, что «попечитель не преминет послужить делу народного образования с наибольшей пользой». Труд Ивана Ивановича не оставался незамеченным. Он удостоился благодарности ставропольского уездного училищного совета «за благоустройство гимназии при значительных затратах из собственных средств и совершенно обеспеченное положение в хозяйственном отношении гимназии» [26].
В каждом городе Самарской губернии до сих пор сохранились добротные дома, построенные на средства местного предпринимателя или финансиста под школу, училище, больницу, богадельню или приют. А о православных церквах, кирхах, костелах, синагогах, мечетях и говорить не приходится.
Еще одной отличительной чертой деловых людей была отстраненность от насыщенной идейной жизни, которой с таким пылом отдавалась большая часть интеллигенции.
Роль, уготованная историей купечеству, не предусматривала увлечения революционными теориями. Так известный русский купец, Вишняков Н. П. отмечал: «В нашей среде интересы общественные были слабо развиты, а политических и вовсе не существовало. Крымская война прогремела грозным, но мало понятным для нас громом; подготавливалось освобождение крестьян, сильно волновавшее только дворянские круги; толковали о гласном суде; где-то далеко совершалось многознаменательное объединение Италии при помощи французских штыков. Все это нас трогало мало. О правительстве, всем том, что могло иметь к нему отношение, старшие говорили с оглядкой, шепотом.» [27].Однако нужно отметить тот факт, что пересечение элитарных свойств (деловых, экономических и политических) все же имело место быть. До 1917 г. большинство мест в городских думах занимали именно предприниматели, купцы. А думы ведали сбором податей с горожан и несением ими повинностей, содействовали развитию торговли и ремесел, управляли городским хозяйством, бюджетом и имуществом, занимались благоустройством городов. Многие из представителей деловой элиты занимали также посты городских Голов как в центре, так и на местах (Неклютин Н. Г., Челышев М. Д., Пермяков С. Е., Киселев С. А., Буланов Н. И., Цезарев П. Г. и др.)
Итак, в Самарской губернии тип местного общества, как писал позже городской голова П. В. Алабин, «более напоминал американское общество, нежели старинное русское» [28]. Уездная Самара дворян и чиновников интересовало мало (они предпочитали губернское города и свои поместья), потому город был изначально купеческим. К тому же удобное географическое расположение города создавало для купцов огромные выгоды. Исходя из этого, утверждается большая активность в Самарском регионе предпринимателей.
Наиболее интенсивно численность предпринимательства падала в начале XX века. Старение самарской деловой элиты в отсутствие притока молодых также являлось для всей России. Еще одним следствием при-
нятия «Положения.» были изменения в соотношении конфессиональных групп и его национального состава, так как в тот период национальность в основном определяла религию. Устранив необходимость вступления в купечество для занятия предпринимательской деятельностью, «Положение.» не уничтожало социального статуса предпринимателя. Получение гильдейских документов позволило изменить свое социально-правовое положение неполноправным членам российского общества или улучшить его, поднявшись на ступеньку выше по иерархической лестнице. В первую очередь это относилось к лицам иудейского вероисповедания. Поэтому в начале XX века в самарской деловой элите оказалось две основные религиозные и национальные группы: православие и иудеи, с преобладанием православных.
Анализ семейного состояния и семейного положения самарских предпринимателей дает возможность прийти к выводу о том, что на рубеже XIX - XX вв. в деловой среде Самарской губернии шел процесс перехода от патриархальной многодетной семье к семье европейского типа - малодетной и зачастую состоявшей только из одной семейной пары. Изменение семейной структуры было порождено переходом российского общества к индустриальному типу.
В конце XIX - начале XX вв. можно говорить о формировании настоящей социальной группы самарской деловой элиты. Противоречивой и многоликой была эта группа предпринимателей, чрезвычайно разнородной по своему национальному и религиозному составу, образованию и происхождению, социальному статусу и общественно-политической активности.
Если смоделировать среднестатистического самарского представителя элиты предпринимателей, то это: состоятельный русский/еврейский мужчина в возрасте от 50 до 55 лет, являющийся купцом I гильдии, крупным магнатом и финансистом ( возможно и одновременно), исповедующий православие/иудаизм. Как правило, он был человеком женатым и имеющим семью из 5 человек. Образование получал среднее или высшее в учебных заведениях Самары или других городов, в том же духе воспитывал и своих детей. Помимо предпринимательской деятельности также участвовал в общественно-политической жизни города или уезда, в котором проживал. Чаще всего он был гласным Городской Думы, почетным гражданином. До конца жизни он оставался глубоко верующим и человеком чести, что сочеталось с его щедрой благотворительностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ГУСО («ЦГАСО»). Ф-146. Оп. 1. Д. 55
2. Ахмеджанова Ш. Н., Овсянникова В. А. Ставропольские купцы. - Тольятти, 1997 г. - 68 с.
3. ТГА. Ф. БК-3, оп. 1, д. 6
4. ГУСО («ЦГАСО»). Ф-146. Оп. 1. Д. 55, Л. 41, 165, 166
5. См.: Приложение 3
6.ГУСО («ЦГАСО»). Ф-146. Оп. 1. Д. 61.
7. ГУСО («ЦГАСО»). Ф-146. Оп. 1. Д. 61. Л 22
8. ГУСО («ЦГАСО»). Ф-146. Оп. 1. Д. 61. Л. 45, 63
9. ГУСО («ЦГАСО»). Ф-146. Оп. 1. Д.63
10. ГУСО («ЦГАСО»). Ф-146. Оп. 1. Д. 77. Л. 66
11. ГУСО («ЦГАСО»). Ф-146. Оп. 1. Д. 55
12. ГУСО («ЦГАСО»). Ф-146. Оп. 1. Д. 85
13. ГУСО («ЦГАСО»). Ф-146. Оп. 1. Д. 85
14. См.: Приложен5
15. ГУСО («ЦГАСО»). Ф-146. Оп. 1. Д. 59. Л. 7, Д. 61. Л. 1
16. Самарское купечество: вехи истории. Под ред. Е. П. Бариновой. - Самара, 2006. - 51 с.
17. Первая вскобщая перепись населения Российской империи 1897 — Спб, 1899 — 1905 гг. - Самарская губерния. - Т. 36. - 1904 г.
18. ГУСО («ЦГАСО»). Ф-146. Оп. 1. Д. 61. Л.1
19. ГУСО («ЦГАСО»). Ф-146. Оп. 1. Д. 76. Л. 144
20. ГУСО («ЦГАСО»). Ф-146. Оп. 36. Д. 100. Л. 93.
21. ГУСО («ЦГАСО»). Ф-146. Оп. 36. Д. 100. Л. 93
22. ГУСО («ЦГАСО»). Ф-146. Оп. 1. Д. 60, 62, 63, 6668, 71, 72, 74, 81, 84, 86
23. См.: Приложение 7
24. Ерофеев: Самарские меценаты // Волжская коммуна. - 2008 г. 26 июля
25. Ерофеев: Самарские меценаты // Волжская коммуна. - 2008 г. 26 июля
26. ТГА. Ф. БК-3, оп. 1, д. 6
27. Аронов А. А. Золотой век российского меценатства. - М., 1995 г. - 85 с.
28. Алабин П. В. Двадцатипятилетие Самары, как губернского города. (Историко-статистический очерк). - Самара. 1877 г. // http://orel.rsl.ru/nettext/russian/alabin/ ALABIN 1/йт0 4.htm