В начале декабря 2002 года в Москве прошел очередной VII съезд Российского Союза ректоров, на котором выступил Президент Российской Федерации В.В. Путин. В ходе съездовской дискуссии он высказал также ряд реплик, имеющих принципиальное значение для понимания образовательной политики Российского государства на современном этапе.
Ниже мы публикуем полный текст выступления Президента России, доклад ректора МГУ им. М.В. Ломоносова, президента Российского Союза ректоров, академика В.А. Садовничего. Мы сочли также полезным ознакомить читателей журнала с содержанием выступлений заместителя председателя Правительства Матвиенко В.И. и министра образования РФ Филиппова В.М.
В. ПУТИН, Президент Российской Федерации
Прежде всего, благодарю за предложение посетить ваш съезд, поработать вместе с вами. Проблемы образования волнуют всю нашу страну, все общество. Очевидно, что от успешного решения этих вопросов зависит не только настоящее, но и будущее России. И потому сегодня в этой аудитории позволю себе высказать некоторые соображения, касающиеся не только отраслевых аспектов образования, но и затрагивающие некоторые другие вопросы, близко примыкающие к тому, чем вы занимаетесь.
Хотел бы сразу сказать, что высокий уровень российского образования - это один из немногих факторов, которые позволяют нам находиться в числе ведущих государств мира.
Разумеется, это достояние, этот уровень сложились не сами по себе и появились, конечно же, не сегодня и даже не вчера. Такое стало возможным лишь потому, что с самых первых дней,
Дело
государственной
важности
еще со времен становления Московского университета, где мы находимся сегодня, образовательная политика была делом государственной важности. Ею целенаправленно занимались на самом высоком государственном уровне.
В начальный период широко, конечно, использовался европейский опыт и зарубежные преподаватели. Но спустя долгие годы в России выросла и состоялась своя система, свои модели образования. Как видим, они выдержали проверку временем, оказались вполне достойного качества. И при всей необходимости модернизации нашего образования этот факт сегодня не оспаривается ни внутри страны, ни за рубежом.
Хотел бы также напомнить, что Россия находится в сложном периоде трансформации. Мы достигли многих успехов в демократическом строительстве, в формировании цивилизованного рынка. Однако все понимаем,
что еще очень многое предстоит. И задача отечественного образования в том, чтобы помочь пройти этот переходный период быстро, грамотно, эффективно.
В этой связи российские граждане должны получать такие знания, которые нужны им не только сегодня, но и в будущей жизни. Причем речь идет не только о прикладных дисциплинах, но и о фундаментальных познаниях в сфере социальных наук, международной и общественной жизни.
Говорю об этом, поскольку российские университеты исторически являлись не только центрами получения знаний. Они традиционно влияли на политическую, экономическую и культурную жизнь страны. Здесь в разные периоды нашей истории широко обсуждались вопросы политики, шли дискуссии о месте нашей страны в процессах мирового развития. Полагаю, что эти темы не меньше волнуют сегодняшних преподавателей и студентов российских вузов.
Одна из и ныне популярных дискуссий - о выгодах геополитического положения России. Другая - о значении ее богатых природных ресурсов в борьбе за мировые рынки. Так, про Россию часто говорят, что она продолжает оставаться страной с сырьевым и энергетическим экспортом. Конечно, в значительной степени это так, однако странно было бы не пользоваться теми богатствами, которые априори есть у нашей страны. Некоторые страны с благоприятным климатом и хорошими землями традиционно являются сель-хозстранами - даже при хорошо развитой науке и современной индустрии, промышленности, например, как Франция. И ничего - они гордятся тем, что это сельскохозяйственная страна. Здесь стесняться нечего.
Уже сейчас мы завоевали серьезные позиции на рынках энергоносителей.
И, прямо скажем, не следует их сдавать, мы не намерены это делать.
Между тем сегодняшняя задача в том, чтобы не только с выгодой для себя использовать природные ресурсы, но и не отстать при этом от основных тенденций мирового экономического развития.
Кстати сказать, развитие отечественного ТЭКа важно не только с позиции международного экономического сотрудничества. Это направление очень важно для нас самих. Россия -северная страна, и огромная часть нашей экономики работает в прямом смысле «на обогрев». В прямом, а не в переносном смысле этого слова. Это -наша реальность. Она - не плохая и не хорошая. Но этот объективный фактор мы, как и другие северные страны мира, обязаны принимать в расчет. В том числе - в связи с необходимостью качественной подготовки специалистов для энергетических отраслей.
Также очевидно, что даже самая эффективная эксплуатация природных ресурсов не принесет России определяющих позиций в мировой экономике. В наши дни все большую долю на мировых рынках занимают высокие технологии. В том числе - в столь важных для России отраслях, как транспортная и энергетическая.
Мы все еще плохо используем собственные огромные возможности науки и образования. Не умеем привлечь их для получения достойного места на информационной и коммуникационной картах мира, на международных экономических рынках.
Считаю, что такой политике во многом мешает нынешняя разобщенность науки и образования. Уверен, что вы будете говорить сегодня об этом. Об этом часто и много говорят в последнее время. Равно как и жесткое разделение науки - на академическую, университетскую, корпоративную и отраслевую.
И в интересах России - стимулировать естественный процесс интеграции разных уровней и организационных форм образования и науки в единый рынок знаний.
То, что делается сегодня в этом направлении, - пока еще мало, недостаточно и несистемно. Единый государственный экзамен, по сути направленный на сближение общего и высшего образования, тоже всех проблем в этой сфере не решит. Без взаимоувязанного комплекса средств на решение этой задачи должного эффекта мы не получим.
Современное образование нацелено на получение системных знаний. В том числе - на понимание, в каком месте нашей истории мы находимся, каково наше место в современном мире и какие ценности цивилизации следует выбирать.
Так, мы по праву считаем себя европейцами. И всегда помним, что культура России и ее традиции в основе своей сформированы именно европейской цивилизацией. В этой связи наша политика в первую очередь направлена на взаимодействие с европейскими странами, на формирование единого европейского экономического пространства.
Но мы, конечно, и в Азии. И здесь наши национальные интересы требуют поддержания нормальных, дружеских отношений со странами Центральной Азии, с Китаем, Индией и Японией. Нельзя забывать, что самая бурно развивающаяся часть мира - это как раз страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
В этой связи России важно проводить такую политику, которая обеспечит ей устойчивые позиции на всех важных для нее направлениях. Однако на этом пути есть объективные препятствия. Одно из самых серьезных - это
новые угрозы международной стабильности.
Да, благодаря усилиям мирового сообщества, мировые войны ушли в прошлое. На их место, к сожалению, пришли другие войны. И речь не только о региональных и локальных конфликтах. Речь о терроризме и экстремизме.
Известно, что война - это «продолжение политики», только иными средствами. Международные террористы, чем бы они ни прикрывались, также ведут борьбу за политические и экономические рычаги влияния в мире. Именно это является их целью. Ими движут не эфемерные, а вполне конкретные цели. Сегодняшние террористы пристально высматривают для себя цели и прицельно бьют по ним. Бьют по объектам и моделям цивилизованного экономического и социального развития.
Их задача - посеять страх и внести смуту не только в отдельных городах и странах, но и в отношения между государствами: В конечном итоге - в систему сложившихся международно-правовых отношений, в основе которых -общие демократические ценности государств и народов.
При этом особо опасен терроризм, целью которого является узурпация государственной власти. В этой связи важнейшая задача как национальных правительств, так и международных структур - это предупреждать сращивание террористической машины с правящими режимами, не допускать проникновения идеологии террора и насилия в государственную политику.
В завершение хотел бы коротко затронуть вопросы подготовки специалистов для отдельных областей государственной жизни.
Несмотря на огромное число студентов, наши государственные организации и предприятия испытывают ко-
лоссальный дефицит профессионалов. Кроме того, частные российские компании все еще вынуждены импортировать квалифицированные кадры из-за границы. Это означает, что на таких специалистов в стране есть спрос. Есть рынок. И, безусловно, этот рынок -ваш. Полагаю, что сегодня в общих интересах - помочь отечественным компаниям подготовкой не только современных управленцев, но и инженеров, техников, рабочих самой высокой квалификации.
Разумеется, надо продолжать готовить кадры и для государственной службы. Нам крайне не хватает подготовленных людей, умеющих работать сообразно мировым стандартам в сфере государственных и публичных услуг.
Считаю важным модернизировать и отечественную систему военного образования. Я вижу - в зале много военных, и они поймут, о чем я говорю. Надо отметить, что в связи с новыми угрозами такая задача сегодня стоит не только перед Россией. Но и здесь у нас накоплено много позитивного. Забывать позитивный опыт в сфере военного образования тоже абсолютно неправильно.
И, наконец, несколько слов о часто критикуемом консерватизме российской системы образования. Благом для нашей страны является не консервация отживших моделей, а сохранение лучших традиций и стандартов классической российской школы образования. В этом смысле нам есть чем гордиться.
Но в современных условиях и речи быть не может о догматизме и упорном охранительстве. В сегодняшнем мире скорость изменений нарастает от поколения к поколению. И нарастает качественно, в геометрической прогрессии.
Теперь нельзя дать ребенку образование однажды и на всю жизнь. И уже мало даже учиться всю жизнь. Приходится учить учиться. И вы знаете, что именно так в передовых вузах и посту-
пают. И тогда, если это будет так, то наши студенты и школьники смогут не просто адаптироваться к изменениям в стране и мире, но будут сами формировать эти изменения на благо страны.
Считаю, только так мы сможем обеспечить опережающее развитие образования как самой интеллектуально емкой «отрасли» российской экономики.
Благодарю за внимание.
Ремарки Президента РФ на выступления
Должен сказать, что мне очень понравился доклад - он содержательный и конкретный по многим позициям, вызывающим желание поговорить: где-то поддержать, где-то поспорить. Хотел бы, если позволите, высказать буквально несколько ремарок.
Во-первых, и я думаю, что все те, кто считает образование частью своей жизни, обратили внимание на предложение, которое высказывается в научной и политической литературе по поводу развития образования. Ректор Московского университета как раз упомянул о предложении профессора Ясина по реконструкции образования. В том, что предлагается, есть то, с чем можно согласиться, и то, с чем - нет. Я думаю, что в конечном итоге - это профессионалы. С учетом вашего опыта и ваших предложений нужно, в конце концов, принять решение.
Я думаю, что неправильно ставить вопрос о цели преобразований как о снижении нагрузки на бюджет. Это не самоцель. Цели такой нет. Во всяком случае - не должно быть (аплодисменты).
Но это не значит, что проблем здесь нет. Обращаю ваше внимание на то, что в Москве, Юрий Михайлович подтвердит, 50% выпускников медицинских вузов и 60% выпускников сельхозвузов не идут работать по специальности.
Конечно, многие скажут: там сложно работать, низкая заработная плата и т.д. Все это правильно, но они по факту не идут туда работать. Мы должны иметь это в виду. По другим направлениям тоже много вопросов и проблем подобного рода. Конечно, здесь не только проблема подготовки кадров, но и в этом тоже дело.
Наш докладчик сейчас говорил о готовности наших вузов заниматься подготовкой иностранцев и прежде всего сосредоточить внимание на подготовке кадров для СНГ. Абсолютно приоритетная задача для России и в гражданской сфере, и в сфере военного образования. Вопрос только - как ее решать. За счет бюджета или на коммерческой основе?
Говорили о том, что в некоторых развитых странах за счет бюджетных средств готовят иностранцев, особенно в сфере военного образования. Но там значительный сектор образования - частный. Из этого сектора собирают налоги и потом распределяют так, как считают нужным, исходя из политических приоритетов. Это, конечно, очень важно.
Фундаментальная наука должна быть прибыльной для государства - всё чаще и чаще так говорят. Конечно, это чушь. Мое мнение, мнение Правительства с этим мнением не совпадают. Не может быть фундаментальная наука прибыльной для государства, она вообще не может быть прибыльной. Если мы хотим говорить о будущем страны, то должны вкладывать деньги в это так же, как в искусство (аплодисменты).
Считаю правильным, что нужно подумать о совершенствовании налогового законодательства применительно к сфере образования (аплодисменты).
Что касается расходов. Казначейство, конечно, должно за ними следить, но здесь тоже нужна либерализация (аплодисменты).
Закрепить за вузами статус научных учреждений. Абсолютно с этим согласен (аплодисменты). Не уверен, что сейчас Минфин готов будет сразу же наделить соответствующими средствами, так же, как в части, касающейся Академии наук, или у Академии наук что-то отбирать. Это тоже неверно. Однако отсутствие этого статуса не дает права лишать возможности участвовать в конкурсе, получить на что-то лицензию, продать интеллектуальный продукт и так далее. Это просто нелепо.
О системе модернизации образования. Все-таки хочу довести до вашего сведения: количество принимаемых в российские вузы студентов на бесплатных условиях не сокращается. Наоборот, идет увеличение на 3-4 процента. Это факт, и мы не имеем права об этом забывать. То, что растет платное образование, это само по себе неплохо. Плохо только, что качество подготовки здесь оставляет желать лучшего. С этим я абсолютно согласен. Государство должно обратить на это внимание. Платные вузы создают вроде бы конкуренцию крупным государственным вузам, а на деле их конкуренция абсолютно не соответствует реальности. Просто обман населения и государства. Бумажки выдают (аплодисменты).
Когда говорят о том, что та или иная проблема близко примыкает к вопросам государственной безопасности, то главным образом для того, чтобы подчеркнуть значимость проблемы. Должен сказать, что все проблемы в сфере образования не нуждаются в этой дополнительной драматизации. Потому что само по себе образование - это системообразующая вещь. Есть перспективное эффективное образование -будет и эффективное государство. Нет этого - не будет эффективного государства (аплодисменты).
Теперь по поводу учителей. Вы знаете, это правильная постановка вопро-
са. Зарплату вам подняли. Конечно, мало, но как это сложно проходит и в центре, и в регионе, тоже хорошо известно. Я, откровенно говоря, так и знал, что сбои будут, и все равно пошел на это решение для того, чтобы активизировать деятельность Правительства по этому вопросу. Три-четыре месяца, даже до шести месяцев были сбои в некоторых регионах с повышением заработной платы. Сейчас вроде бы в основном все приведено в то состояние, которое должно быть. Конечно, будем думать об этом и дальше.
Наконец, последнее замечание. Не могу не поддержать положения относительно фундаментальной науки. Не нужно забывать, что и государство должно понимать здесь свою ответственность; но привлекать материальные ресурсы бизнеса для подготовки образовательных кадров для бизнеса, для экономики, привлекать ресурсы самих граждан, конечно же, нужно. Обязательно нужно, иначе, вы знаете во что это может превратиться.
Профессор Садовничий уже говорил насчет того, что мы не будем готовить кадры за государственный счет и экспортировать их на Запад бесплатно. Это опасный путь. И неправильный абсолютно. Ясно, что это многовекторная проблема, и мы должны создавать условия для работы кадров у себя. Сегодня-завтра мы с вами этого не сделаем все равно. Это зависит от уровня развития экономики. Никаких великих прыжков не будет. Должно быть поступательное развитие. Оно может быть медленным, может быть быстрым. Хотелось бы, чтобы оно было быстрым, но с сегодня на завтра этого все равно не будет. Если сам бизнес будет привлекать свои ресурсы, тратить на кадры, то
он будет их использовать. То же самое касается граждан. Если граждане сами получили образование - тогда это их выбор, где работать. Государство должно понимать, куда оно тратит свои деньги и что из этого получится в перспективе. Я говорю об этом для того, чтобы подумать на этот счет.
В Канаде, например, существует целая программа привлечения кадров из других стран. Там это даже не скрывают. У них в посольствах сидят специальные сотрудники МИДа, которые занимаются этой работой. Я могу ошибиться, но, по-моему, квота такая: 10% населения должно быть привлечено в Канаду из других стран за год. И мне премьер-министр Канады говорит: плохо работает МИД, не обеспечивает квоту в 10%. Они привлекают и отбирают при этом лучших специалистов. В шутку - не в шутку говорит мне: вы готовьте специалистов, а мы будем забирать.
По поводу финансирования на оборудование. Очень важная проблема. Уезжают молодые часто не потому, что денег мало платят, а работать не на чем. В следующем году будет увеличено финансирование на закупку научного оборудования для вузов на 68%. На обновление и комплектование библиотек вузов увеличение составит 240%. Я понимаю, что более 240% могут быть с нуля, но звучит красиво, не могу удержаться, чтобы не назвать такой цифры.
Теперь по поводу некоторых других проблем, которые вскользь были затронуты. На капитальное строительство средства, выделяемые из бюджета, будут увеличены в два раза и составят три миллиарда рублей. В три раза повышаются надбавки за научную степень. Пустячок, но приятно.