Л.А. КУЗНЕЦОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета
Тел. 89202839054
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК ИСТОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В истории развития человечества изначальным видом изобразительного искусства стало декоративно-прикладное искусство. Доказательством тому могут служить наскальные рисунки с изображением сцен охоты, которые имели не только ритуальный, магический, а значит, и прикладной характер. По прошествии многих тысячелетий непрерывного процесса развития разных человеческих обществ из декоративно-прикладного искусства выделяются первые зачатки основных видов изобразительного искусства: графики, живописи, скульптуры, всё это подтверждает, что истоком изобразительного искусства является декоративно-прикладное искусство.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, первобытное искусство, каменный век, палеолит, мезолит, неолит, пещерные росписи, статуэтки, охотники на мамонтов, орудия труда и охоты, резьба и роспись по камню, кости, бивню мамонта.
Предпосылки к зарождению первобытного искусства появились в эпоху раннего палеолита в разных частях земного шара. Археологические, этнографические исследования указывают на создание первобытными людьми орудий труда из кремния, форма которых закрепляла в сознании человека интуитивное чувство формы. Вся история первобытного человека разделяется на три основных периода: палеолит (древнекаменный век - 2 млн. - 10 тыс. лет до н.э.), мезолит - 10-6 тыс. лет до н.э., неолит - 6-2 тыс. лет до н.э. Всевозможные орудия: каменные топоры, ножи, скребки -были удобны для работы, а также имели симметричную форму. В период палеолита появилось много типов каменных орудий. Из них самым распространённым было ручное рубило. Уже в эту эпоху человек меняет форму и вид предмета не только с целью создания практических орудий. Таковы небольшие каменные плиты с нанесёнными на них красочными полосками и пятнами и с выдолбленными чашечками, расположенными в определённом порядке (пещера Ля-Ферраси, Франция). Применяя для изготовления орудий кости животных, первобытные мастера стали замечать, что на них можно делать зарубки кремниевыми топорами. Постепенно из этих зарубок появился простейший орнамент, который представлял собой ритмически чередующиеся зарубки на костяных орудиях труда и охоты. Эти зарубки кроме декоративного значения имели вполне утилитарное назначение - они меньше скользили в руке. В начале позднего палеолита появляются росписи на стенах и потолках пещер, рельефы и круглая скульптура, гравированный рисунок на камне, роге и кости. Первобытный художник писал охрой - жёлтой, красной и коричневой, сажей и мергелем. Минеральные краски растирались на животном жиру. Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога и кости и всегда имела небольшие размеры. Рельеф вырезался или на отдельных камнях, или на стенах пещер, где использовались естественные выступы поверхности стен. Почти все сюжеты посвящены животным. Обычно это были изображения лошади, оленя, быка, носорога, бизона, льва, медведя. В эпоху
© Л. А. Кузнецова
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
1>сш
позднего палеолита встречаются на стенах пещер изображения рук; краской обводился контур руки, и рисунок заключался в круг, это свидетельствует о том, что это не случайные отпечатки, а магические знаки. До появления первых предметов декоративного искусства должны были пройти десятки тысяч лет развития первобытных обществ. Обнаруженные при раскопках находки многих стоянок позднего палеолита (35-10 тыс. лет до н.э.) выявили такой факт, что предметы искусства, найденные на различных территориях, имели определённые различия и отличительные черты, характерные для первобытных людей, проживающих в разных местах. Так, например, в пещерах Испании, Франции были обнаружены наскальные изображения, выполненные достаточно художественно, однако в подобных пещерах Германии, Чехии, Венгрии, Польши изображений не обнаружено. Зато на раскопках позднего палеолита в Чехии и Словакии были найдены статуэтки животных из обожженной глины. Однако обжиг глины на всей территории Европы не был известен вплоть до эпохи неолита (примерно 6-2 тыс. лет до н.э.). Эти и другие данные показывают, что первобытное искусство зародилось не на одной какой-то территории, а потом распространилось с постепенным расселением людей по планете. В эпоху позднего палеолита люди были расселены в пяти областях (европейская, средиземноморская, сибирско-монгольская, индокитайская и южноафриканская), и на всех этих территориях видны различия между памятниками первобытного искусства. Можно довольно убедительно говорить о самостоятельном зарождении искусства (примитивного искусства) в этих областях. Искусство зарождалось повсеместно и изначально было различно, так же, как были различны человеческие общины, различны люди этих общин, географические и экономические условия их жизни.
В период позднего палеолита (35-10 тыс. лет до н.э.) люди могли рисовать, лепить, резать по камню и кости, эти умения возникали повсеместно, где появлялось человеческое общество, не было определённого места, где искусство зародилось и разошлось по миру по мере его заселения людьми. К самым древним произведениям искусства позднепалеолитических охотников относятся статуэтки обнажённых женщин, или так называемые Венеры. Как правило, у этих статуэток нет лица, рук и ног (их не намечали), но зато чрезвычайно
рельефно изображены грудь, живот и бёдра, то есть физические признаки, отличающие зрелую женщину, мать. Одна из таких статуэток была найдена в Моравии (Чехословакии), в Дольних Вестоницах-на-Дыйе. Древний мастер вылепил из мягкой податливой массы прекрасную нагую женскую статуэтку, которую затем обжёг на огне, так что она стала твёрдой, как камень. На раскопках стоянки в Дольних Вестоницах было сделано одно интересное открытие. Членом этого общества был мастер (скульптор); для своих работ он изобрёл особенно мягкую и податливую массу. Приготовлял её следующим образом: перемешивал золу от звериных костей с глиной и всё это - с животным жиром. Конечно, ему пришлось много подумать, пока он изобрёл такую смесь для формования, ко -торая после обжига на огне затвердевала, превращаясь в камень, и хорошо сохраняла первоначальную форму.
Но это изобретение древнего художника не было единственным. Он сделал открытие, имеющее ещё более важное значение. На той же стоянке удалось обнаружить следы небольшого жилища, длиной всего в пять и шириной в четыре метра, которое стояло немного поодаль от других шалашей стоянки на пологом склоне недалеко от ручья. В центре этой хижины было круглое углубление для очага, обмазанное глиной и со сводом, то есть какая-то примитивная печь, какие известны только из жилищ самых древних земледельцев нового каменного века или неолита. Около печи лежали кучки формовочной массы и даже обожженные головы медведя и лисы. Из находки ясно: художнику из Вестониц уже было недостаточно обычного огня для обжига фигурок, и поэтому он изготовил для этой цели какую-то примитивную гончарную печь. Это единственная находка, свидетельствующая о том, что художник из общины охотников на мамонтов в эпоху позднего ориньяка (поздний палеолит, 35-10 тыс. лет до н.э.) не только изобрёл новую формовочную массу, но и стал первыоткрывателем и творцом гончарства. А неолитический человек изобрёл, собственно говоря, только новую форму обжига, освоив гончарное производство. Было бы интересно, при каких обстоятельствах вестоницкий мастер был вынужден так быстро покинуть свою мастерскую, почему он столь неожиданно прекратил работу и оставил всё в таком неубранном виде, в каком всё было обнаружено учёными. Интересен ещё один факт.
По-видимому, древний художник жил или хотя бы работал в хижине один, в некоторой обособленности от жизни всей стоянки. Может быть, ему для творческой работы нужен был покой, одиночество, или он хотел избежать людского любопытства. Также можно предположить, что если его художественные произведения предназначались прежде всего для потребностей охотничьей или другой магии, то, конечно, его изолированность признавалась другими членами общества, а его самого считали за человека уважаемого, хотя и немного таинственного. Был ли этот мастер одновременно и колдун, неизвестно; однако возможно, что некоторые скульптуры он мог выполнять для магических обрядов.
Человеческое стремление украсить своё тело наблюдалось уже в очень древние времена. На некоторых стоянках позднепалеолитических людей, около костра вестоницких охотников на мамонтов найдено много куч цветной глины. Они, наверное, служили для раскрашивания тела, что является самым древним способом украшения вообще. Но уже у ориньякских охотников встречаются и другие украшения тел, прежде всего различными ожерельями, которые изготовлялись главным образом из раковин различных ископаемых моллюсков, в том числе и улиток, из зубов хищников либо из бус и валиков, вырезанных из бивня мамонта. Все части ожерелий, независимо от того, раковины или зубы, имеют просверленные отверстия, чтобы можно было их нанизывать. В немецком ориньяке около Могуча была найдена целая мастерская по изготовлению ожерелий; около сложенных валунов, которые, по всей видимости, служили рабочими столами, среди множества кремниевых орудий было найдено много морских раковин, у которых была отрезана верхушка. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было необходимости. Зачем они так поступали? На этот счёт можно строить только предположения. Одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества, другой - верования того времени.
Первобытные люди украшали не только себя, но и свои жилища (пещеры). Многие помещения в пещерах столь богато украшены резьбой и роспи-
сью, что их смело можно считать какими-то первобытными святынями, где производились магические обряды. Для эпохи палеолита характерно развитие декоративного искусства; почти всюду люди стремились украсить одежду и предметы повседневного обихода. Больше всего до нас дошло орнаментированной посуды. По формам неолитических сосудов, а особенно по способу и разнообразию их украшения одна область отличалась от другой. Можно проследить развитие орнамента от простейших узоров на сосудах ямочно-гребенчатого типа (Восточная Европа) до превосходно сделанных и богато расписанных сосудов Египта и Триполья.
Человек стремился улучшить своё существование, свой быт доступными ему умениями и средствами, это явилось причиной возникновения у человека художественного инстинкта, который со временем развился в художественное чутьё, чувство. Изобразительные средства стали одним из таких средств. Поэтому в истории развития человечества изначальным видом изобразительного искусства стало декоративно-прикладное искусство. Доказательством тому могут служить наскальные рисунки с изображением сцен охоты, которые имели не только ритуальный, магический, а значит, и прикладной характер. В период мезолита происходят изменения в искусстве: изображаются многофигурные сцены. Теперь художник старается не только добиться внешнего сходства, он старается показать внутренний смысл происходящих событий. Создание динамичных сцен с определённым сюжетом свидетельствует о более глубоком и сложном отражении действительности в сознании человека. Постепенно, довольно медленно появляется гармоничная форма, появляется простейший декор (орнамент) у древнейших орудий труда, охоты и предметов быта. По прошествии многих тысячелетий непрерывного процесса экономического, культурного развития разных человеческих обществ, на рубеже неолита и начала бронзового века (4-3 тыс. лет до н.э.) появляются первые зачатки основных видов изобразительного искусства: графики, живописи, скульптуры. Постепенно развиваясь, изобразительное искусство, сохраняя тесную связь с декоративноприкладным искусством, достигло высокого художественного уровня, например, в Древнем Египте, Древней Греции.
УЧЕНЫЕ
ЗАПИСКИ
Библиографический список
1. Алексеев В.П., Пещерин А.И. История первобытного общества. [Текст]. - М., 1991.
2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения. [Текст]. Энциклопедия. Аванта +. Т. 7. - М., 2001.
3. Культурология - история мировой культуры. Под ред. Марковой, А.Н. [Текст]. - М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1998.
4. Очерки истории искусства. Под ред. Г.Г. Поспелова, Н.Е. Григоровича. - М.: Советский художник, 1987. - 464 с.: ил.
5. Померанцева Н.А., Первобытное искусство. [Текст]. - М.: Белый город, 2006.
6. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1993.
In the history of mankind arts and crafts became a primary kind of fine arts. Rock paintings with images of hunting scenes with had not only ritual, magic, but also applied character car serve as the proof of it. After many centuries of different communities, the early stages of major kinds of fine art start their development. For example, the first works of drawing, painting, and sculpture appear. All this confirms that arts and crafts are the source of fine art.
Key words: arts and crafts, primitive art, the Stone Age, paleolith, mesolit, late Stone Age, cave lists, statuettes, mammoths hunters, instruments of labor and hunting, carving and painting on stones, bones, and tusks of a mammoth.
L.A. KUZNETSOVA
ARTS AND CRAFTS AS FINE ART SOURCE