Научная статья на тему 'Декоративная пластика армянских хачкаров в Крыму'

Декоративная пластика армянских хачкаров в Крыму Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
419
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЯНСКОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ХАЧКАР / КАМНЕРЕЗНОЕ ИСКУССТВО / СЕЛЬДЖУКСКИЙ СТИЛЬ / ТРАДИЦИОННЫЙ АРМЯНСКИЙ ОРНАМЕНТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Котляр Е. Р., Зьомко С. М.

В статье проведен ретроспективный анализ культурного кода «хачкар», его этимология, распространение в Крыму, рассмотрена символика, семантика, особенности стилистики основных элементов традиционного армянского камнерезного искусства хачкаров. Охарактеризованы этнокультурные параллели развития искусства Крыма в контексте компактного проживания многочисленных народов на территории полуострова, проведена сравнительная типология ряда символов. Выявлена роль армянского народного искусства, как проводника сельджукской стилистики, в формировании уникального стиля декора крымской ойкумены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Декоративная пластика армянских хачкаров в Крыму»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК: 745.5(477.75)

Котляр Е. Р.

К. искусств., доцент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Зьомко С. М.

Магистрант

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» ДЕКОРАТИВНАЯ ПЛАСТИКА АРМЯНСКИХ ХАЧКАРОВ В КРЫМУ

В статье проведен ретроспективный анализ культурного кода «хачкар», его этимология, распространение в Крыму, рассмотрена символика, семантика, особенности стилистики основных элементов традиционного армянского камнерезного искусства хачкаров. Охарактеризованы этнокультурные параллели развития искусства Крыма в контексте компактного проживания многочисленных народов на территории полуострова, проведена сравнительная типология ряда символов. Выявлена роль армянского народного искусства, как проводника сельджукской стилистики, в формировании уникального стиля декора крымской ойкумены.

Ключевые слова: армянское декоративно-прикладное искусство, хачкар, камнерезное искусство, сельджукский стиль, традиционный армянский орнамент.

Изложение основного материала. Крым, находясь на пересечении торговых путей «из варяг в греки», между Европой и Азией, с древнейших времен был многонациональным и многоконфессиональным регионом. На сегодняшний день в Крыму официально зарегистрировано более 25 национальных общин, здесь существуют и возрождаются храмы, молитвенные дома, национальные музеи, театры и культурные центры. В настоящее время основную часть населения составляют русские, украинцы, крымские татары, значительна доля белорусов, евреев, караимов, армян, греков, немцев, болгар, цыган, поляков, чехов, итальянцев и др. [8].

В настоящий момент историки и искусствоведы располагают значительным визуальным материалом касательно армянского искусства Крыма, и хачкаров, в частности. Эти объекты хорошо сохранились, во-первых, благодаря их труднодоступности: монастыри Сурб-Хач и Сурб-Степанос находятся в горах, а те хачкары и декоративные плиты, которые находились в городе, сохранились благодаря армянской традиции их вставки в фасады церквей. Ряд исследователей, такие, как Г. М. Григорян [6], Л. А. Дурново [7], И. В. Волков [5], посвятили свои исследования армянской эпиграфике на территории Армении. Ряд авторов: Э. М. Корхмазян [9], В. А. Микаэлян [11], Х. Кучук-Иоаннесов [10], посвятили свои исследования армянской декоративной орнаментике в книжной миниатюре, в том числе и в Крыму. Археологическому исследованию армянской каменной пластики посвящена работа Е. А. Айбабиной [2] «Декоративная каменная резьба Каффы XIV - XVIII вв.». Однако, данная работа является исторической, и не затрагивает вопросы символики и семантики декоративных элементов. Таким образом, базовые фундаментальные исследования по декоративной пластике хачкаров Крыма, их стилистическому анализу и семантико-символическому аспекту отсутствуют, что делает данное исследование актуальным и перспективным.

Армянское искусство в ряду этнического искусства Крыма представляет собой особый пласт, ввиду того, что именно армянами на полуостров были привнесены из Малой Азии элементы сельджукской орнаментики, прочно закрепившейся впоследствии в

декоративно-прикладном искусстве народов Крыма. Сельджукский стиль в крымском декоре зданий и декоративно-прикладном искусстве со времени позднего средневековья и до наших дней становится своеобразной «визитной карточкой» искусства Крыма [3].

Хачкар представляет собой традиционную для армянской декоративной пластики каменную стелу с изображением креста, украшенную и обрамленную резными узорами, и является не только одним из видов армянских архитектурных декоративных памятников, но также является святыней.

В верхней части каменной стелы размещалась розетка, украшенная декоративным орнаментом, олицетворявшим солнце, как знак вечности. В нижней части располагался крест. Символ креста являлся традиционным для многих народов, его этимология восходит к язычеству. Изначально он представлял собой равносторонний крест, равные стороны которого являлись символом четырех стихий: воздуха, огня, земли и воды. Позднее крест стали изображать в виде украшения, медальона, размещая его в круглой оправе, также являющейся солярным знаком. Позднее крест в различных формах стал олицетворением христианства. Так, традиционный армянский крест является равноконечным, символом католицизма и протестантизма является крест с более длинной центральной осью, а в православной традиции к нему добавляются еще две перекладины вверху и внизу, символизирующие надпись «INRI» - «Иисус Назорей, Царь Иудейский», и дощечку для ног Христа.

Предшественниками хачкаров считают вишапы - каменные стелы, воздвигавшиеся по обочинам дорог и у истоков рек. Ранее народ считал их героями древних сказаний и мифов, которые, будучи заколдованными, указывали на границы обжитой людьми земли. Они были украшены изображением птиц или животных, нередко можно было встретить клинопись. Позже, в эпоху Урарту цари устанавливали вертикально расположенные плиты, на которых они излагали историю своих завоеваний и законы. На тот момент уже существовала технология строительства хачкаров. По данной технологии камень, с заранее нанесенным на него узором, располагался в подготовленном для него отверстии, выдалбливаемом в стационарной части памятника. Также к предшественникам хачкаров следует отнести раннесредневековые восьмигранные и округлые колонны, квадратные в сечении столбы, украшенные крестами и увенчанными свободностоящими крестами. Самые ранние хачкары появились в IX-X веке. Они напрямую связаны с колоннами данного типа, увенчанными росписью и сюжетами на христианскую тему. Первые хачкары появились сразу после принятия христианства и были призваны засвидетельствовать христианскую веру. Впервые они встречались на склонах Арагаца в Армении. Это были высокие стелы с горельефами или рельефами, связанные с погребальными ритуалами.

Армянские памятники камнерезного искусства Крыма, согласно классификации Е. Айбабиной [2, с. 62] можно разделить на две группы. К первой группе можно отнести выполненные в генуэзский период-XIV-XV вв., ко второй - памятники османского периода XVI-XVII вв. Разделение памятников на группы позволяет изучить их отличительные стилистические особенности, а также систематизировать находимые в дальнейшем и уже найденные ранее произведения камнерезного искусства, представленные в целостной или фрагментарной форме. Помимо этого, классификация помогает обозначить датировку памятников [4]. Но даже с помощью произведенной классификации, бывает довольно сложно определить период создания памятника в связи с многообразием мелких декоративных элементов.

Каменные плиты хачкаров всегда имеют правильную геометрическую форму. В основном это прямоугольники, иногда квадраты. Так же можно встретить и восьмиугольные формы, но они являются очень редкими. На территории Крыма пока не встречались отдельно стоящие на постаменте хачкары. Здесь закрепился стационарный тип данного культурного памятника, вмурованный в стены или высеченный на их поверхности. Также характерной особенностью крымских хачкаров является их небольшой размер. Исходя из этого, можно

сделать предположение, что в мемориальной культуре армянской христианской конфессии Крыма хачкар закрепился, как вид поминальных памятников. Композиция, изображенная на крымских хачкарах, повторяет вышеописанную схему. Визуально пространство стелы разделено на две части, в одной из которых располагается крест в сопровождении более мелких крестов, остальное поле заполнено растительной орнаментикой. Все изображение располагается под сенью стилизованной арки с капителями. Таким образом, можно заметить, что крымские хачкары повторяют иконографическую схему крестных камней, связанных с архитектурой. Такая схема декорирования хачкаров в Крыму закрепилась с XVI в. и является основной, характерной для всех групп хачкаров.

Хачкары в Крыму связаны с архитектурой армянских храмов, а иногда и фонтанов, колоколен и иных построек, являлясь и элементами архитектурного декора. Хачкарами небольшого размера могли декорировать детали интерьера храмов, а именно, наличники окон и входов. Средневековые хачкары в Крыму в настоящее время можно встретить в церквях Феодосии: в церквях Св. Архангелов, Св. Георгия, Св.Сергея, Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова, в декоре монастырей Сурб-Хач и Сурб-Степанос в Старом Крыму. Изучение памятников камнерезной резьбы и пластики генуэзской Кафы и турецкой Кефе позволило определить место, занимаемое камнерезным искусством Кафы, и его влияние на развитие декоративной пластики других культурных центров полуострова. Налицо органичное слияние западноевропейского и восточного, прежде всего армянского направления. В османскую эпоху в камнерезном искусстве Кафы происходит процесс распространения османского художественного стиля, с течением времени, изменившего характер материальной культуры города [1]. Своеобразие декора каффинских хачкаров позволяет говорить о создании определенного стиля их декорировки, связанной с традициями и сельджукской и непосредственно армянской декоративной пластики. Использование привнесенных армянами в Крым элементов сельджукской орнаментики -традиционных «цепочек», а также звездчатых мотивов, «решеток», впоследствии широко распространилось в декоративно-прикладном искусстве Крыма и стало своеобразным признаком «крымского стиля» [2, с. 9].

Иконографическая схема декорирования на хачкарах оставалась неизменной на протяжении многих веков. В центре композиции располагался процветший крест, символизирующий вечную жизнь, остальное пространство каменной глыбы украшалось зооморфными и растительными орнаментами. Так же можно было встретить розетки с изображением цветов или более мелких резных растительных элементов. Розетки появились в декоре хачкаров не сразу, считается, что они пришли с традицией изображения дисковидного мотива, расположенного в средокрестии креста. Эта тенденция в декоре хачкаров Армении и Крыма пришла в армянскую культуру из переднеазиатской мелкой пластики и происходит от декорирования объемных крестов вставными декорированными дисками. В более позднее время их заменили небольшие розетки, располагавшиеся между ветвями креста. Образцами при создании орнамента могли служить орнаменты книжной миниатюры и текстильные рисунки.

Выводы. Проанализировав основные источники и литературу, а также визуальные памятники армянского камнерезного искусства в Крыму, можно сделать следующие выводы. Армянское искусство появляется на полуострове с периода позднего средневековья. Памятниками традиционного армянского камнерезного мастерства являются хачкары, в декоративной пластике которых воплощаются как армянские традиции, так и привнесенные армянами на полуостров элементы сельджукской орнаментики. Сельджукский орнаментальный стиль, в сочетании с традиционным растительным и геометрическим орнаментом как армян, так и других народов Крыма, впоследствии становится основой для создания аутентичного и узнаваемого стиля крымского декоративно-прикладного искусства.

Литература

1. Айбабин А. И. Работы на территории средневековой Каффы / А. И. Айбабин //АО 1973. - С. - 251.

2. Айбабина Е. А. Декоративная каменная резьба Кафы Х1У-ХУШ вв. (Материалы по археологии Крыма) / Е. А. Айбабина. - Симферополь: СОНАТ, 2001. - 280 с.

3. Башкиров А. С. Сельджукизм в древнем татарском искусстве / А. С. Башкиров // Крым. №2. - М., 1926. - С. 124.

4. Башкиров А., Боданинский У. Памятники Крымско-татарской старины. Эски-Юрт / А. Башкиров, У. Боданинский. // Новый Восток. - №8 - 9. - М., 1925. - С. 108-125.

5. Волков И. В. Гостевая церковь - мечеть Баезида Вели в Азове / И. В. Волков // Историко-археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 1989г. (выпуск девятый). - Азов, Ростовская обл., 1990. - С. 136-150.

6. Григорян Г. Новые данные об армянских эпиграфических надписях Крыма и Северного Кавказа / Г. Григорян // ИФЖ. №3/50/. -Ереван, 1970. - С. 89-96.

7. Дурново Л. А. Очерки изобразительного искусства средневековой Армении / Л. А. Дурново. - М., 1979. - 332 с.

8. Котляр Е. Р. Этнокультура и искусство малых народностей Крыма как фактор межнационального взаимодействия в конструктивном развитии региона. / Е. Р. Котляр // Этносоциум и межнациональная культура. Научный и общественно-политический журнал. -М: Этносоциум, 2015. - №5 (83). - С. 158-162.

9. Корхмазян Э. М. Армянская миниатюра Крыма / Э. М. Корхмазян. - Ереван, 1978.

- 134с.

10. Кучук-Иоаннесов Х. И. Старинные армянские надписи и старинные рукописи в пределах Юго-Западной Руси и в Крыму/ Х. И. Кучук-Иоаннесов // Древности восточные. Труды Восточной комиссии. МАО. - Т. 2. - Вып. 3. - М., 1903. - С 61-75.

11. Микаэлян В. А. На крымской земле / В. А. Микаэлян // Ереван, 1972. - 209 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.