Н. В. Гальцина
ДЕКАДА КАРЕЛЬСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
В МОСКВЕ (1959): СПЕКТАКЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА
КАРЕЛИИ «САМПО»
Работа представлена кафедрой искусствоведения Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
Научный руководитель - доктор искусствоведческих наук, профессор Л. И. Гительман
Статья написана по материалам диссертации «Становление и творческая деятельность балетной труппы Музыкально-драматического театра Карельской АССР в 1950-1970-е годы». В ней говорится о показе в рамках проводимой в Москве в 1959 г. Декаде карельского театрального искусства первого карельского национального балета «Сампо». Здесь представлены отзывы критики, опубликованные в прессе того времени.
Ключевые слова: национальный балет, Карелия, «Сампо», 1959 г., Москва.
44
Декада карельского театрального искусства в Москве (1959): ...
The article is based on the dissertation «The Making and Creative Activity of the Ballet Group of Musical and Drama Theatre of the Karelian ASSR in the 1950-1970s». The article deals with the first show of the ballet «Sampo» on the Moscow stage. Critical reviews published in metropolitan press of the period are presented.
Key words: national ballet, Karelia, «Sampo», Moscow, 1959.
21 августа 1959 г. в Москве в торжественной обстановке состоялось открытие Декады карельского искусства и литературы. В отличие от Недели карельской музыки и танца в 1951 г., где участвовали преимущественно самодеятельные хоровые и танцевальные коллективы, на Декаде перед искушенным и взыскательным столичным зрителем свое искусство представляли артисты Музыкально-драматического и Финского драматического театров, ансамбль песни и танца «Кантеле», певцы, чтецы и симфонический оркестр филармонии. В этом широком смотре искусства Карелии участвовали также писатели, художники, композиторы, республики [1, с. 7]. В газете «Правда» была напечатана информация об открытии Декады карельского искусства: «Вчера в Москве открылась Декада искусства и культуры Карельской АССР. Сердечно приняли москвичи дорогих гостей, приехавших из страны голубых озер, прекрасного края рун "Калева-лы", чтобы познакомить трудящихся советской столицы с богатым и самобытным талантом своего народа... Балетная труппа Карельского Музыкально-драматического театра показала первый национальный балет композитора Гельмера Синисало "Сам-по". Это глубоко поэтическое произведение создано по мотивам народного эпоса "Калевала"» [4, с. 3].
За десять дней на сцене филиала Большого театра только Музыкально-драматическим театром было показано шестнадцать спектаклей. На открытие поставили «Сампо». Яркая, выразительная, зримая музыка Синисало, звучавшая в исполнении оркестра Большого театра под руководством И. Шермана, самобытная хореография, четко выстроенная драма-
тургия И. Смирнова и, конечно, эмоциональный заряд молодых, талантливых артистов, бьющий со сцены в зрительный зал, обеспечили большой успех «Сампо» в Москве. На следующий же день после открытия декады критик А. Илупина в газете «Советская Россия» написала: «"Сампо" открыл Декаду карельского искусства и сразу стал событием. Не только потому, что это - первый в истории культуры республики национальный балет. Его напряженная, динамично развивающаяся драматургия овеяна ароматом поэзии, духом мужественного жизнеутверждения, гуманистическими идеями бессмертного карельского эпоса "Калевала". Его музыка волнует и радует красотой мелодий и разнообразием ритмов, глубиной мысли. Его танцы, насыщенные сочным, чисто карельским колоритом, поражают щедростью выдумки, ясностью рисунка» [3, с. 3]. Самой яркой краской в спектакле был признан образ Лоухи, в исполнении С. Степановой, она первая исполнила две партии вместе - старуху и молодую Лоухи. Надевая маску старухи, она перевоплощалась и пластически. Лейтдвижением партии было grand jeté pas de chat по кругу, в котором балерина резко выбрасывала вперед руки со скрюченными пальцами и ногу, как бы ложась на нее, и от этого движения, исполненного с предельной силой и мощью, создавалось впечатление полета хищной птицы. В одной из многочисленных рецензий на балет о Степановой говорится: «Будто для степановской балетной индивидуальности и сочинены танцы этих партий... В стремительном танце, похожем на прыжки хищного зверя, с холодным, злым взглядом летит по сцене, почти не касаясь подмостков, без-
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
образная колдунья Лоухи. Но, вот, в доли минуты, за кулисой, совершенно неощутимо для зрителя, происходит внешняя трансформация образа. И на сцене уже, с ослепительным блеском в глазах, танцует молодая дочка Лоухи» [6, с. 93]. В статье по итогам проведения Декады Р. Захаров писал, что особых похвал заслуживает С. Степанова, исполняющая роли колдуньи Лоухи. «Танцы Степановой полны динамики, остроты и характерной выразительности. Ее прыжки стремительны и легки, вращения уверены. Это уже опытная, технически хорошо подготовленная балерина» [2, с. 3]. Партию Лемминкяй-нена в спектаклях Декады исполняли два танцовщика: порывистый и страстный Юрий Сидоров и более академичный Олег Егоров. Об исполнителях этой партии сказано в газете «Советская Россия»: «Обоим им по 21 году. Первый окончил хореографическое училище в Перми, второй - в Ленинграде. Оба отличные танцовщики и надежные партнеры. Оба верны режиссерскому замыслу образа, но каждый вносит в него нечто свое, и, поэтому особенно привлекательное» [3, с. 3]. Мать Лемминкяйнена с большим драматическим накалом сыграла Л. Васильева. Рецензент Ин. Попов написал, что большой удачей балетмейстера и артистки Л. Васильевой является психологически глубокий образ матери Лемминкяйнена -великолепное олицетворение всепобеждающей силы материнской любви [5, с. 3]. А лиричный, вдохновенный дуэт «Берег моря» в исполнении В. Мельникова и С. Гу-биной (Илмаринен и Невеста) стал воплощением образа Карелии. Р. Захаров в своей рецензии на балет пишет: «Исполнение роли Илмаринена В. Мельниковым радует своей свежестью и непосредственностью. Высокий и сильный, с благородным, красивым лицом, он будто сошел со страниц "Калевалы". В роли его Невесты обаятельна С. Губина. Чистоту, девичье целомудрие и искренность в переживани-
ях своей героини молодая артистка передает с неподдельной простотой» [2, с. 3]. В журнале «Советская музыка» Н. Шум-ская справедливо пишет об исполнителях Илмаринена и Невесты: «Импозантна фигура "первого в мире" кузнеца, мастера своего дела Ильмаринена в исполнении артиста В. Мельникова. Кажется, что видишь перед собой подлинного богатыря, с детски чистой, смелой и ясной душой. Удачно выявлены черты характера Иль-маринена в его лирических дуэтах с Невестой (артистки С. Губина и В. Решетникова); эти сцены пленяют своей свежестью и высокой поэтичностью. Чистота, скромность, обаяние юности у С. Губи-ной окрашены тонами мечтательности; В. Решетникова более жизнерадостна, беззаботна, непосредственна» [8, с. 103]. О хореографии балета А. Илупина в статье «Карельский эпос в балете» на страницах «Советской России» писала: «Редкостное в хореографии соответствие духу времени, настроению народа, заполнившего зрительный зал, и сделало "Сампо" событием, выходящим за пределы Декады карельского искусства, поставило его в ряд с серьезными достижениями советского большого балета» [3, с. 3]. А. Хачатурян сразу после декадных представлений «Сампо» написал в «Правде», что, «присутствуя на балете, мы знакомились с новым балетным коллективом. Почти всем исполнителям, среди которых отмечу В. Мельникова, С. Губину и С. Степанову, -немногим больше двадцати лет. Их жизнь в искусстве только начинается. Она начинается трудной и серьезной работой, лишенной претензий, чуждой помпезности, иногда свойственной нашим декадным постановкам. Дух серьезности, скромности, трудолюбия - вот что отличает этот спектакль. Мне хочется, чтобы в коллективе, только начавшем свою жизнь, коллективу, которому еще предстоит овладение подлинным и совершенным профессионализмом, хранились и развивались эти
качества. В них - залог будущих успехов юного карельского балета» [7, с. 4].
На четырех представлениях «Сам-по» на сцене филиала Большого театра побывало более шести с половиной тысяч зрителей. По итогам Декады состоялось обсуждение спектаклей Музыкально-драматического театра Карельской АССР, организованное Всероссийским театральным обществом. В зале Дома актера выступали народные артисты РСФСР П. Ге-рага и Р. Захаров, режиссеры Д. Тункель и А. Шатрин, профессор А. Ревякин, за-
меститель главного редактора журнала «Театр» В. Пименов, известный театральный художник М. Курилко. Их выступления были проникнуты единой мыслью: молодое искусство республики не нуждается в скидках на молодость, оно заслужило, чтобы его оценивали по большому счету [1, с. 32]. Балетная труппа Музыкально-драматического театра сформировалась, сложилась, она стала достойной частью недавно созданного творческого организма, выдержавшего экзамен на зрелость.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бацер И. На смотре в Москве. Петрозаводск: Государственное издательство Карельской АССР, 1960. 118 с.
2. Захаров Р. «Сампо» - крупное достижение советского балета // Ленинская правда. 1959. 6 сентября.
3. Илупина А. Карельский эпос в балете // Советская Россия. 1959. 22 августа.
4. Искусство края Калевалы // Правда. 1959. 22 августа.
5. Попов Ин. Чудесная мельница Сампо // Советская культура., 1959. 3 августа.
6. Тогатов С. Актеры и роли // Север. 1965. № 5. С. 91-96.
7. Хачатурян А. Образы народного эпоса // Правда. 1959. 23 августа.
8. Шумская Н. Искусство страны «Калевалы» // Советская музыка. 1959. № 11.