Научная статья на тему 'Деформация в профессиональной деятельности'

Деформация в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2107
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СТЕРЕОТИПЫ / УСТАНОВКИ / PROFESSIONAL ACTIVITIES / PROFESSIONAL DEFORMATION / STEREOTYPE / PERSONAL CHARACTERISTICS / FACILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куприна О. А., Корецкая И. А.

Неизбежным атрибутом профессионализма является профессиональная деформация. У человека, занимающегося профессиональной деятельностью, вырабатывается стереотип поведения, вызванный особенностями его работы, который может отрицательно сказываться на его отношениях с окружающим миром. Сам человек может даже не замечать эти изменения, которые приводят к затруднению установления и поддержания социальных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEFORMATION IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY

Professional deformation is an inevitable attribute of professionalism. A person engaged in professional activities, generates a pattern, caused by the peculiarities of his work, which could adversely affect its relations with the outside world. The man himself may not even notice these changes that lead to the diffi culty of establishing and maintaining social ties.

Текст научной работы на тему «Деформация в профессиональной деятельности»

УДК 159.99

UDС 159.99

О.А. КУПРИНА

кандидат психологических наук, доцент, кафедра организационной психологии, Московский государственный университет статистики, экономики и информатики E-mail: o_kuprina@mail.ru И.А. КОРЕЦКАЯ

кандидат исторических наук, доцент, кафедра социологии и психологии, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики E-mail: ikoretskay@mail.ru

O.A. KUPRINA

Candidate of Psychology, Associate Professor of Organizational Psychology Department, Moscow State University of Statistics, Economics and Informatics E-mail o_kuprina@mail.ru I.A. KORETSKAYA

Candidate of History, Associate Professor of Sociology and Psychology, Moscow State University of Statistics, Economics and Informatics E-mail: ikoretskay@mail.ru

ДЕФОРМАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ деятельности THE DEFORMATION IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY

Неизбежным атрибутом профессионализма является профессиональная деформация. У человека, занимающегося профессиональной деятельностью, вырабатывается стереотип поведения, вызванный особенностями его работы, который может отрицательно сказываться на его отношениях с окружающим миром. Сам человек может даже не замечать эти изменения, которые приводят к затруднению установления и поддержания социальных связей.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональная деформация, стереотипы, личностные особенности, установки.

Professional deformation is an inevitable attribute of professionalism. A person engaged in professional activities, generates a pattern, caused by the peculiarities of his work, which could adversely affect its relations with the outside world. The man himself may not even notice these changes that lead to the difficulty of establishing and maintaining social ties.

Keywords: professional activities, professional deformation, stereotype, personal characteristics, facilities.

Профессиональная деформация - это деструкции, которые возникают в процессе выполнения трудовой деятельности и негативно влияют на ее продуктивность. Они порождают профессионально нежелательные качества и изменяют профессиональное и личное поведение человека.

В феномене профессиональной деформации находит свое отражение фундаментальный принцип отечественной психологии - принцип неразрывного единства сознания, личности и деятельности. Принято считать, что трудовая и социальная деятельность являются ведущей характеристикой зрелой личности. В процессе трудовой деятельности человек развивает свои задатки, проявляет свойственные ему способности, формирует свои ценности, удовлетворяет свои потребности и интересы. Именно профессиональная деятельность откладывает отпечаток на личностные характеристики человека. Необходимо также учитывать, что, с одной стороны, особенности личности работника оказывают существенное влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности; с другой стороны, само формирование человеческой личности происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием. [3,4,8].

Одним из первых, кто обратил внимание на "де-

формирующую роль профессиональной деятельности", был известный социолог П.А. Сорокин. Он начал с того, что успешно восполнил пробелы в изучении влияния профессий на поведение людей с психологической и медицинской точек зрения. Была осуществлена подробная разработка программы и методов исследования профессиональных групп, профессионального отбора и профессиональной деформации, что послужило дальнейшей отправной точкой в изучении проблем профессиональной деформации личности и поиске возможных путей преодоления и разрешения этих проблем. [7]

Профессиональная деформация личности - это изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Профессиональная деформация негативно сказывается как на производительности труда, так и на взаимоотношениях личности в профессиональной и личной сферах [1,6,9].

У человека, занимающегося профессиональной деятельностью, вырабатывается стереотип поведения, вызванный особенностями его работы, который может отрицательно сказываться на его отношениях с окружающим миром. Формирование профессиональ-

© О.А. Куприна, И.А. Корецкая © O.A. Kuprina, I.A. Koretskaya

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (60), 2014г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 60. 2014

ных стереотипов является неизбежным атрибутом профессионализации специалиста; образование автоматизированных профессиональных умений и навыков, становление профессионального поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок. И наступает момент, когда профессиональное бессознательное превращается в стереотипы мышления, поведения и деятельности.[2,10] Решение типовых задач, с которыми сталкивается человек в ходе своей работы, совершенствует не только профессиональные знания, но формирует и профессиональные привычки, определяет стиль мышления и стиль общения. Человек начинает планировать свою деятельность и строить свое поведение в соответствии с принятым решением, независимо от того, насколько эффективно это решение новым задачам.

Сформированные упрощенные установки могут приводить к тому, что даже простое и очевидное решение новой задачи не замечается. Одна из форм профессиональной деформации проявляется в возникновении ложного представления, что и без новых знаний накопленные стереотипы обеспечивают необходимую скорость, точность, а главное - успешность деятельности. Ежедневно выполняя определенные задачи, специалист и не замечает, как начинает пользоваться стереотипными действиями. Закрепляется излишняя шаблонность в подходах, упрощенность во взглядах на рабочие проблемы, что приводит к снижению уровня специалиста, его деградации. Другая сторона деформации проявляется в перенесении профессиональных привычек, полезных в работе, на семейное и дружеское общение. Во время автоматизации действий образы, регулирующие процесс деятельности, становятся все более обобщенными, экономичными, быстрыми и бессознательными. Вместе с тем, ежедневное выполнение стереотипных задач развивает ригидность мышления и поведения. Индивид не обращает внимание на отрицательные сигналы своего внепрофессионального окружения и соответственно не видит необходимости в изменении своего поведения. Ярким проявление профессиональной деформации у военных служит развивающаяся со стажем работы ригидность поведения, мышления, ценностей и установок. Это приводит к затруднению установления и поддержания социальных связей, а их поведение характеризуется бедностью ролевого репертуара.

Со временем формируется и профессиональная усталость, обеднение репертуара способов выполнения деятельности, утрата профессиональных умений и навыков, снижение работоспособности. Изменения эмоционально - личностной сферы негативно сказываются на продуктивности труда, взаимодействии с другими людьми, а также на развитии самой личности. У человека вырабатывается стереотип поведения как в профессиональной деятельности, так и личной жизни.

Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи, социальные работники,

полицейские). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям, равнодушии и безразличии [4,5].

Профессиональные деформации по-разному выражаются в зависимости от конкретной профессии: у учителей - в авторитарности и категоричности суждений, желании давать указания в любой ситуации; у психологов - в стремлении навязать определенную картину мира, не учитывая желания самого человека; у работников правоохранительных органов - в подозрительности и настороженности; у программистов - в склонности к алгоритмизации, в попытках искать ошибки в различных жизненных ситуациях; у управленцев - в росте агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций. Таким образом, профессиональная деформация личностных особенностей также может возникнуть вследствие чрезмерного развития одной черты, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей и распространившей свое влияние на другие сферы жизни.

Необходимо отметить, что профессионально важное качество, избыточно развитое, превращается в профессионально нежелательное. Приведем несколько примеров.

Ответственность в принятии решений переходит в авторитарность, переоценку собственных возможностей, нетерпимость к критике, властность, потребность командовать другими людьми, грубость, отсутствие стремления учитывать чувства и интересы других людей, требование к безоговорочному подчинению, что в конечном итоге приводит к деспотизму.

Демонстративность становится не просто одной из личностных черт, а потребностью к постоянной самопрезентации, чрезмерной эмоциональности, расцвечивании своих внешних поступков, экзальтированностью. Именно демонстративность начинает определять стиль поведения, становясь средством самоутверждения.

Желание во всем соответствовать выбранной профессии проявляется в тотальной погруженности в профессиональную деятельность, в фиксации на собственных профессиональных проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании назидательных и обвинительных высказываний, безапелляционных суждениях, в речи появляется много профессиональных жаргонизмов, которые используются и в повседневной жизни. Овладев какой-либо технологией, индивид считает ее единственно верной и правильной. Профессиональное мировоззрение становится определяющим, вытесняя философское, гуманистическое мировоззрение, тем самым ограничивая способы реагирования на различные ситуации [2].

Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений, в лицемерную пропаганду моральных принципов и норм поведения.

Потребность контролировать проявляется в сверхконтроле, потребности контролировать все свои эмо-

ции, сдерживании чувств, чрезмерном контроле своей деятельности, скрупулезности следования инструкциям, подавлении спонтанности.

Умение грамотно и выразительно излагать свои мысли, способность донести важную информацию до аудитории переходит в монологизм речи, нежелание выслушивать мнение другого человека.

Профессиональное мышление становится ригидным, человек оказывается неспособным гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды, принимать решения, соответствующие новым обстоятельствам; для него характерна приверженность устоявшимся технологиям, отрицание любых инноваций. Комфортно становится находиться лишь в тех ситуациях, где работают наработанные ранее методы и приемы, стереотипные приемы превращаются в штампы как в мышлении, так и в речи. Из богатого арсенала способов решения выбираются только какие-то одни, трафаретные, шаблонные способы без учета особенностей ситуации и действующих лиц.

Противоположной ригидности можно считать так называемый «инновационный невроз», когда новое становится не средством для улучшения жизни, а самоценностью: новации ради новаций. Человек любые традиции начинает воспринимать как отжившие, ненужные и требует их «отменить», искренне верит в любую появившуюся теорию и пытается сразу претворить ее в профессиональную деятельность.

Рефлексивность из механизмов развития личности и деятельности превращается в самоцель: человек постоянно возвращается к одним и тем же ситуациям, пытается постоянно анализировать их.

Деформированная деятельность характеризуется следующими изменениями в ее содержании. Во-первых, реализация привычных приемов работы снижает творческий уровень деятельности. Сотрудник реализует эти приемы без глубокого осмысления их соответствия новым условиям в развитии ситуации, без учета личностных особенностей участников совместной деятельности и других факторов. Во-вторых, при рутинном исполнении профессиональных действий или операций существенные изменения претерпевают цели и мотивы деятельности. Цель деятельности осознается менее четко, а в крайних случаях теряет свое самостоятельное значение. Происходит замена цели деятельности на цель действия или операции, т.е. важным становится лишь совершение определенных действий. Например, у медицинского работника главным становится не лечение, а заполнение истории болезни.

Следствием профессионально-личностных деформаций являются психическая напряженность, конфликты как в профессиональной, так и личностной среде, снижение продуктивности в профессиональной деятельности, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.

Библиографический список

1. Корецкая И.А. Актуальные проблемы профессионального и личностного становления будущих специалистов в системе непрерывного образования» // Формирование социально-профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования. Под ред. Манухиной С.Ю., Чистяковой С.Н. Москва, Литера, 2012.

2. Корецкая И.А. Гуманитарные аспекты Smart образования // Россия на пути к Smart обществу под ред. Тихомировой Н.В., Тихомирова В.П. Москва, IDO press, 2012.

3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999.

4. Куприна О.А. Профессиональное самоопределение в условиях непрерывного обучения// Вестник университета управления ГУУ №18. М.: ГУУ, 2012.

5. Манухина Н.М., Манухина С.Ю. Анализ современных психологических подходов и технологий работы психолога-консультанта в организации.// Вестник Университета (ГУУ) №6. М.: ГУУ, 2014.

6. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие. М.: УВР ГУКиКП МВД России, ЦОКП МВД России, 2001.

7. Сорокин П.А. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп М.: Наука, 1994 г.

8. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом. Под. ред. Бодалева А.А., Деркача А.А., Лаптева Л.Г. Изд. Института Психотерапии. М., 2003. С.7-94.

9. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. Самара: Бахрах-М, 2001.

10. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М.: Норма, 2002.

References

1. Koretskaya I.A. Actual problems of the personal and the professional formation of the future professionals in the continuing education // Organization of the socio-professional and self-determination of youths in terms of the continuing education ed. by Manukhina S.J and Chestyakova S. N. M., Litera, 2012.

2. Koretskaya I.A. Humanitarian aspects of Smart Education / / Russia on the way to Smart society ed. by Tihomitova N.V., Tihomirov V.P. Moscow Ido press, 2012.

3. Kochunas R. Foundations of psychological counseling. M: Academic project, 1999.

4. Kuprina O.A. Professional self-determination in terms of lifelong learning // Vestnnik University (GUU) No. 18. M.: GOO, 2012.

5. Manukhina N.M., Manuhina S.J. Analysis of modern psychological approaches and technologies of the psychologist-consultant in the Organization.//Vestnnik University (GUU) No. 6. M.: GOO, 2014.

6. Manukhina S. Psychological determinants of vocational success psychologist-Diagnostician personnel (in business). Dics. your degree of PHd. М., 2006.

7. Sorokin P.A. Impact on people's behavior profession and reflexology professional groups M., Nauka,1994.

8. The working book of practical psychologist. A Handbook for professionals working with the staff. Ed. by Bodaleva AA, Derkach AA Laptev LG Ed. Institute of Psychotherapy. M., 2003. Pp. 7-94.

9. Shejnis M.J. The psychologist workbook. Samara: Bachrach, 2001.

10. Shkatulla V.I. HR Manager's Handbook. M: Norma, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.