Карнаушенко Леонид Владимирович
доктор исторических наук, профессор, начальник управления учебно-методической работы Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612585079)
Деформация правосознания российской молодежи: социокультурные и социально-психологические факторы
Деформация правосознания российской молодежи представляет собой фактор риска для российского общества. Данная проблема детерминирована комплексом факторов, среди которых выделяются социокультурные и социально-психологические факторы, обусловленные особенностями молодежного возраста.
Ключевые слова: молодежь, право, правосознание, деформация, социокультурная система, социализация, инкультурация.
L.V. Karnaushenko, Doctor of History, Professor, Head of Department of Educational and Methodical Work of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612585079.
Deformation of legal consciousness of the Russian youth: socio-cultural and socio-psychological factors
The deformation of legal consciousness of the Russian youth is a risk factor for Russian society. This problem is determined by complex of factors, among which are the socio-cultural and socio-psychological factors, due to the peculiarities of youth age.
Key words: youth, law, legal consciousness, deformity, socio-cultural system, socialization, inculturation.
Проблема деформации правосознания молодежи особенно остро проявляется в практике российского социального управления. Несмотря на усилия государства в плане воспитания молодого поколения, его интеграции в социум, преодоления тенденций отклоняющегося поведения (что нашло свое отражение в государственной молодежной политике), остается довольно высокой доля молодежи, толерантной к криминальной культуре, сознательно пренебрегающей нормами не только морали, но и права. При этом управленческие структуры далеко не всегда находят результативные ходы по оптимизации ситуации, особенно в плане доверительной коммуникации с подрастающим поколением. Корни проблемы, на наш взгляд, кроются в последствиях сложных, многоуровневых трансформационных процессов, произошедших в России в 1990-е -2000-е гг. В результате кардинальных изменений социально-политических, социально-экономических и социокультурных основ общества в крайне сложном положении оказалось именно подрастающее поколение россиян. Молодежь в процессе интеграции во взрослое общество сталкивается с противоречивыми оценками,
картинами мира, мировоззренческими комплексами, которые не способствуют формированию целостного мировосприятия, завершению процессов самоидентификации, «поиску себя» во взрослой жизни. В результате возникающих дисфункций процесса социализации и социального развития молодежи обостряется проблема деформации ее правосознания.
Как известно, одним из ключевых элементов системы социокультурной регуляции общества является правосознание, выполняющее ряд важных функций в механизме воздействия на поведение личности. Так, посредством правосознания происходит теоретическое и практическое освоение правовой действительности, формируются навыки, установки и, в конечном счете, готовность к их использованию в реальных правовых отношениях [1, с. 114].
В свою очередь, деформация правосознания -это процесс, в результате которого у индивидов складываются определенные взгляды, знания, чувства, настроения, переживания и эмоции, идеи и представления, которые искаженно отражают правовую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, правосудию и законности, что приводит
15
к формированию негативно ориентированного правового сознания. Индикаторами деформированного правосознания, с точки зрения З .Н. Каландаришвили, выступают:
чрезмерно высокая, оторванная от жизненных реалий оценка права как «универсального средства» решения социальных проблем, абсолютизация социальной роли и места права в жизни общества, предъявление завышенных требований к механизму правового регулирования, что кратко можно обозначить как юридический «идеализм»;
категорическое отрицание права как социального блага, его способности оказывать эффективное воздействие на общественные отношения, упорядочивать жизнь общества [2].
В основе эффекта деформации правосознания молодежи лежит комплекс объективных и субъективных факторов. Нас, прежде всего, интересует субъективная составляющая процесса, во многом обусловливающая систему действий и взаимодействий молодежи. Как представляется, в практике современного российского управления имеет место некоторая недооценка субъективных факторов деформации правосознания молодежи, в результате чего многие управленческие решения, законодательные акты не учитывают специфику той среды, на которую они направлены.
В частности, необходимо принимать во внимание тот факт, что субъективные факторы деформации правосознания обостряются, едва ли не в первую очередь, под влиянием объективных («внешних») детерминант социального взросления молодежи. Известно, что молодежь находится в весьма непростом социальном положении, по многим признакам соответствующем маргинальному. В.И. Чупров и Ю.А. Зубок обращают внимание на то, что фаза молодости характеризуется амбивалентным положением: уже не ребенок, но еще не взрослый. Это сказывается и на социокультурных характеристиках подростков [3, с. 15].
Молодежное сознание многие социологи неслучайно называют амбивалентным, противоречивым. В нем часто соседствуют диаметрально противоположные элементы, при этом рационально-логические структуры мышления находятся под серьезным давлением со стороны эмоционально - чувственной сферы , часто способствующей иррациональному, алогичному поведению молодежи.
Ю. Р. Вишневский и В. Т. Шапко считают молодежное сознание парадоксальным, обусловленным трудностями освоения опыта старшего поколения, особенно в условиях
трансформирующегося нестабильного общества. В результате парадоксальность приобретает межпоколенческий характер. По мнению авторов, «парадоксальность социального бытия и сознания современного российского общества, во многом объективно обусловленная его разорванностью ("распалась связь времен''), обострением множества общественных противоречий, наиболее ярко проявляется в молодежной среде, в молодом поколении россиян. Сказывается маргинальность положения молодежи в обществе, присущие молодежной психологии эмоциональность и яркость восприятия мира, категоричность мнений, оценок и позиций, форм их выражения» [4].
Детальный анализ поведенческой специфики индивидов, в том числе и молодежи, осуществлен в рамках психоаналитического направления, представители которого акцентировали внимание на явлении сублимирования психосексуальной энергии, в ряде случаев принимающей деструктивные формы, направленные на разрушение.
Так, З. Фрейд высказывал убеждение в том, что явления подросткового кризиса неизбежны, поскольку попытки личности интегрировать новые сексуальные импульсы приводят к внутренним переворотам. Естественному развитию психосексуальности мешают социальные табу, господствующие в социуме. Для уменьшения степени личностных нарушений и социальной адаптации используются механизмы так называемой психологической защиты (подавление, вытеснение, сублимация и т.д.). Находя критические симптомы подросткового развития болезненными и неизбежными, З. Фрейд полагал, что на степень выраженности этих подростковых феноменов могут влиять индивидуальные различия в половом созревании, силе сексуальной мотивации и связанной с ней тревожности [5, с. 48].
Э. Фромм, в отличие от Фрейда, видит причины неврозов, аффектов, иррационального поведения молодежи в том, что общество потребления продуцирует завышенные, не соответствующие реальным возможностям людей жизненные стандарты. В результате молодой человек, не достигая завышенных жизненных целей, не удовлетворяя сформированные потребности, испытывает стрессы, неврозы. «Рецепт» выхода из сложившейся ситуации, полагал классик, - в преодолении диктата общества потребления с его гламуром, гедонизмом, «статусными покупками» и т.д. [6].
Теоретико-методологические основания позиции представителей психофизиологиче-
16
ского направления в социологии молодежи не вызывают сомнений. Действительно, молодые люди, находясь в активной фазе полового созревания, испытывают давление со стороны инстинктивно-эмоциональной сферы (особенно в ходе процессов пубертации и акселерации). В этой ситуации они могут демонстрировать алогичные, иррациональные реакции на различные социальные стимулы (в том числе и на право). Иными словами, находясь в специфическом социально-психологическом и эмоционально-психическом состоянии, они могут нарушать нормы права и, более того, бросать вызов этим нормам. Именно поэтому при осуществлении социально-управленческих мероприятий необходимо принимать во внимание дифференциацию молодежной среды по тяжести протекания указанных процессов, что в настоящее время практически не делается, отсюда - некоторые сбои в молодежной политике.
Также серьезное влияние на молодежное сознание оказывает социокультурная система общества. Стоит отметить, что А. Щюц одним из первых обратил внимание на культурно и социально обусловленные детерминанты поведения людей, носящие во многом имплицитный характер. Щюц указывал на гносеологические проблемы, обусловленные хроническим недостатком знаний о закономерностях поведения людей (в том числе и молодежи), часто носящих нелогический, иррациональный характер [7]. Решением указанных гносеологических проблем, по мнению исследователя, может стать социологический анализ жизненного (духовного, внутреннего мира) молодежи, ее повседневных социальных практик.
С точки зрения Е.Л. Омельченко, «молодежные культурные практики играют центральную
роль в формировании связей, привязанностей и солидарностей, которые придают смысл жизни молодежи. Центральное место в формировании эмоциональных связей внутри молодежных культурных формирований занимает коммуникация (общение, разговор, тусовка, воплощенная коммуникация - общие практики), которая может служить маркером культурных траекторий индивидов» [8, с. 58-59].
Таким образом, становится очевидным, что культурные факторы, тесно связанные с социально-психологическими, оказывают значительное воздействие на молодежное сознание, в том числе и на процесс деформации правосознания. «Культурное начало», выступая катализатором формирования системы социокультурных координат молодежи, задействует ментальный, ценностный, мировоззренческий полюс молодежного сознания. Культурно обусловленные факторы способны влиять на деформацию правосознания, в этом случае соответствующие негативные комплексы сознания формируются как некий вызов взрослому обществу, его традициям, устоям, в том числе и правовой подсистеме. Однако культурная система, в отличие от иррациональной сферы инстинктов, эмоций, потребностей на фоне процессов полового созревания, способна и противодействовать деформации правосознания. В конечном счете это зависит от успешности процессов социализации и инкультурации молодежи, прививающих своего рода «культурный иммунитет», препятствующих деформации правосознания. Противоречивость молодежного сознания во многом обусловлена борьбой психофизиологических и культурных факторов. Именно на данные аспекты социокультурной системы российского общества целесообразно обратить особое внимание.
1. Погребная Ю.К. Правосознание современного российского общества: вопросы теории и методологии исследования: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
2. Каландаришвили З.Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления: теоретико-правовой аспект. СПб., 2004.
3. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодежи. М., 2011.
4. Вишневский Ю.Р., Шапко В. Т. Парадоксальный молодой человек // Социс. 2006. № 6.
5. Фрейд З. О психоанализе: пять лекций. Казань, 1991.
6. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2009.
1. Pogrebnaya Yu.K. Legal consciousness of modern Russian society: questions of theory and research methodology: diss. ... Master of Law. Moscow, 2011.
2. Kalandarishvili Z.N. Deformation of the legal consciousness of youth and legal ways to avoid it: the theoretical-legal aspect. St. Petersburg, 2004.
3. Chuprov V.I., Zubok Yu.A. Sociology of youth. Moscow, 2011.
4. Vishnevsky Yu.R., Shapko V.T. Paradoxical young man // Socis. 2006. № 6.
5. Freud Z. About psychoanalysis: five lectures. Kazan, 1991.
6. Fromm E. Escape from freedom. Moscow, 2009.
17
7. Щюц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М., 2003.
8. Омельченко Е.Л. Солидарности и культурные практики российской молодежи начала XXI в.: теоретический контекст // Социс. 2013. № 10.
7. Schutz A. Semantic structure of the everyday world: essays on phenomenological sociology. Moscow, 2003.
8. Omelchenko E.L. Solidarity and cultural practices of Russian youth in the beginning of the XXI century: theoretical context//Socis. 2013. № 10.
18