Деформация архитектурного облика развивающихся объектов культуры
А.В.Анисимов
Живой организм растет и требует для своего развития необходимого пространства - такова реальность. Процветающий и даже просто живой объект культуры (музей, театр, библиотека и т.д.) рано или поздно стремится усовершенствовать или расширить свои функции, создать более комфортные условия для посетителей и работающих специалистов. Речь идет не о реконструкции как таковой, а именно о развитии организма - его увеличении, сопряженном с проблемами градостроительными и эстетической совместимости новых и старых частей.
Нет вопроса, хорошо это явление или плохо. Оно есть и всегда будет. Дело в его организации. Мировая и отечественная практика за многие десятилетия накопила огромный опыт развития музейных, театральных, концертных и прочих комплексов, представляющих разнообразные способы решения проблем неизбежного и естественного роста. При этом в абсолютном большинстве случаев происходит деформация как внешнего облика здания, так и его интерьеров, не говоря о технической и технологической стороне явления, способной развиваться, не затрагивая архитектурной оболочки, но в ограниченных пределах. Я не рассматриваю деформацию привычного облика как исключительно отрицательное явление. В умелых, талантливых и честных руках такой процесс может преобразить здание, сделать его более значительным, удобным и соответствующим требованиям растущего города в целом.
Почти все крупные музеи и театры рано или поздно при благоприятных обстоятельствах получают средства для своего естественного развития. Большой интерес представляет его анализ в связи с деформацией исторического пространства, объема собственно сооружения, его внешней и внутренней архитектуры. Прежде всего обращает на себя внимание то, что театры и музеи, как и прочие объекты культуры, располагаются либо в специально построенных зданиях, либо в приспособленных когда-то домах. И таких - больше. Однажды приспособленный дом обычно скорее подвержен деформации, и отношение к нему более легкое, чем к специально построенному сооружению. Пример - Государственная Третьяковская галерея, размещенная ее основателями в жилом особняке, с самого начала была обречена на многократные перестройки и усовершенствования, включая внешний вид, внутреннюю планировку и архитектурно-художественную отделку фасадов. Иная судьба у специально построенного и запроектированного здания Музея изобразительных искусств. Как бы ни относиться к эклектической архитектуре Р.Клейна, но ее тщательная проработка, высокое качество строительства,
профессиональная технологическая продуманность и изначальное соответствие архитектуры ее назначению служили охранной грамотой даже при неизбежном росте предприятия.
Итак, Третьяковская галерея как постоянно развивающийся объект многократно расширялась в течение 150 лет за счет пристроек, использования дворов и соседних построек, а также выноса части коллекции в самостоятельное здание.
В основе музея - дом, приобретенный Третьяковыми в Замоскворечье в 1851 году и сразу частично переделанный для размещения коллекции. По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусства. В 1872-1874 годах были построены два первых собственно музейных зала, сообщавшихся с жилыми помещениями. Руководил строительными работами архитектор А.С.Каминский. В 1882 году к дому в Лаврушинском для приобретенных картин были пристроены шесть новых залов. В 1885-м еще семь. В 1892 году с пристройкой еще шести залов Павел Михайлович Третьяков передал Галерею в дар городу Москве. В 1902-1904 годах был построен известный ее фасад, разработанный архитектором В.Н.Башкировым по рисункам художника В.М.Васнецова. Руководил строительством архитектор А.М.Калмыков.
В 1927-1928 годах при директорстве А.В.Щусева в бывшем доме купца Соколикова по Малому Толмачевскому переулку разместились администрация Галереи, ее научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики. Позже, в 1985-1994 годах, административный корпус был надстроен по проекту архитектора А.Л.Бернштейна двумя этажами и по высоте сравнялся с экспозиционными залами.
Уже в середине 1920-х годов Третьяковская галерея имела четыре филиала: Государственную Цветковскую галерею, Музей иконописи и живописи им. И.С.Остроухова, Пролетарский музей Рогожско-Симоновского района, часть коллекции которого составляло собрание И.С.Исаджакова, и Музей живописной культуры, где были представлены работы авангардного направления. Последний расформировали в 1928 году. Здания, где размещались эти коллекции, позднее использовались по иному назначению.
В 1928-1929 годах были проведены серьезные работы по замене инженерного оборудования (отопление, вентиляция, электричество).
После закрытия в 1929 году церкви Святителя Николая в Толмачах здание было передано Галерее (1932) и стало запасником живописи и скульптуры. Позже его соедининили с
экспозиционными залами выстроенного двухэтажного корпуса, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины А.А.Иванова «Явление Христа народу» (1937-1957). Был построен также переход между залами по обе стороны главной лестницы, что обеспечило непрерывность обзора экспозиции.
В 1936 году был открыт новый двухэтажный корпус с северной стороны основного здания, спроектированный в мастерской академика А.В.Щусева архитектором Снигаревым. Отделка фасадов здания подделывалась под васнецовский фасад. Это была первая попытка эстетически объединить старые и новые объемы.
В 1956 году, в честь 100-летнего юбилея Третьяковской галереи, внутри комплекса был достроен зал А.А.Иванова. Нетрудно представить, сколь пестрый конгломерат фасадов и внутренних помещений являла собой Третьяковская галерея накануне большой реконструкции конца ХХ века.
В 1980-1992 годах произошло серьезное расширение всего комплекса с учетом новейших технологий строительства музейных зданий. В 1983-1985 годах были построены депозитарий — хранилище произведений искусства и реставрационные мастерские. В 1986 году началась реконструкция основного здания Третьяковской галереи. Проект разрабатывался в течение более 20 лет в проектном институте МНИИП-Моспроект-4 параллельно со строительством. Авторы проекта (архитекторы И.Виноградский, Г.Астафьев, Б.Климов, А.Дзержкович, Н.Сарафанова и др.) своей главной задачей считали сохранение исторически сложившегося ансамбля Третьяковки. В центре комплекса - основной дом с васнецовским фасадом и так называемый щусевский корпус, расширенные за счет застройки двух внутренних дворов. В этих зданиях разместилась основная экспозиция. Широко использовался верхний свет. Стеклянные фонари изменили силуэты всех зданий.
В 1989 году с южной стороны основного здания был сооружен новый, так называемый инженерный корпус с конференц-залом, информационно-вычислительным центром, детской студией, выставочными залами, а также с помещениями инженерных служб. Оба новых объема (депозитарий и инженерный корпус), несмотря на новшества в декоративных элементах и цвете, как бы заигрывали с привычными старыми зданиями. В музейный ансамбль был включен храм Святителя Николая в Толмачах. Ныне он восстановлен, освящен и действует в статусе домового храма-музея при Третьяковской галерее. Ведется активное проектирование новой части Галереи на пересечении Лаврушенского переулка и Кадашевской набережной Водоотводного канала. Моспроект-4 под руководством А.В.Бокова разрабатывает угловую часть комплекса, примыкающую к каналу.
Совершенно иной путь развития был избран для Музея изобразительных искусств. При сохранении архитектуры основного сооружения (архитектор Р.Клейн, 1912) некоторой деформации подверглись соседние здания, переданные Музею
для расширения экспозиционной площади. В результате в 1993 году на базе старого здания бывшей гостиницы появился Музей личных коллекций (архитекторы А.Иванов, Э.Носкова и др.) с совершенно новыми фасадами. В 1995-2005 годах для него создается новый комплекс с использованием построек XIX века и сохранением их внешних фасадов. При этом в соответствии с новой функцией ампирное здание обретает архитектурно активный вход и полностью обновленные интерьеры с перекрытием двора и части дворовых построек (архитекторы В.Котельников, А.Бакалягин, Е.Черничкина).
Результатом развития крупнейшего отечественного музея - Государственного Эрмитажа в Петербурге стала целая сеть его отделов, удачно размещенных в первоклассных памятниках архитектуры (Эрмитажный театр, Меншиковский дворец и бывшее здание Главного штаба), подвергшихся реставрации и приспособлению для новой функции, а также совершенно новый комплекс - Реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа «Старая деревня». В мае 2003 года была сдана первая очередь комплекса Фондохранилища в «Старой деревне», а в конце 2012-го в строй были введены объекты второй очереди. Проектируется третья. В 2014 году Реставрационно-хранительский центр Эрмитажа станет одним из крупнейших в мире специализированным сооружением подобного рода.
Его создание позволит освободить площади исторических зданий Эрмитажа от части запасников и реставрационных лабораторий для организации новых экспозиций.
Согласно проекту комплекс Фондохранилища состоит из нескольких корпусов - административного, фондового, рестав-рационно-хранительского, лекционно-выставочного, а также предназначенных для его технического комплекса. Каждый корпус обладает особой функциональной спецификой и одновременно является органической частью единого инженерно-архитектурного целого. Конечно, самым значительным примером расширения музейного комплекса является реконструкция парижского Лувра, о чем много написано.
Реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа «Старая деревня». 2012
Интересным деформациям подвергся целый ряд известных театральных зданий Москвы при реконструкции и развитии их театрального организма. Один из первых домов студии Евгения Вахтангова был особняк Берга на Арбате, построенный в добропорядочных формах эклектики второй половины XIX века.
Эта театральная студия была организована в 1913 году, а в январе 1921-го в особняке Берга открыли третью студию МХТ под руководством Вахтангова. Архитектором Л. Машковым был составлен проект переустройства особняка в театр-студию. В большой гостиной был оборудован зал всего на 150 человек, под сцену использовали соседнее помещение. В кирпичной стене проломали небольшой портал. Представляется, что это был очень уютный камерный театрик с двумя небольшими фойе, умеренной скульптурной отделкой, карнизами, лепными кронштейнами и узорными лестничными перилами. За домом оставался большой двор, а за ним - хозяйственная каменная постройка. Они и послужили резервом для дальнейшего расширения театра. Через четыре года после смерти Евгения Вахтангова (1922 году) его студия была переименована в Государственный театр его имени (1926). В конце 1920-х годов вместимость театра была увеличена до 600 мест, а потом и до 900. Реконструкция велась постепенно, в несколько этапов. В конце концов был построен зал с новой сценой на месте бывшего двора. Наиболее серьезную реконструкцию произвели в 1929 году по проекту архитектора В.А.Щуко с фасадом в духе конструктивизма, после чего здание могло принять более 1100 человек. 24 июля 1941 года часть дома подверглась фашистской бомбардировке. В результате восстановительных работ (1945-1947) под руководством архитектора П.В.Абросимова, проведенных с полной перестройкой передней части, выходящей на Арбат, значительно увеличились и стали удобнее вестибюль и фойе, обновился зрительный зал. Все детали интерьера были решены в модных тогда формах ретроспективной архитектуры с лепными карнизами и розетками, классическими волютами-кронштейнами. Отделка зала позолотой и красным бархатом повторяла принципиальную схему старых ярусных театров. Камерный театр арбатского особняка за 25 лет превратился в один из самых значительных театральных залов столицы.
На протяжении 60 лет разрасталось театральное здание на Таганке. В 1912 году здесь был построен один из первых московских кинотеатров «Вулкан» с входом с Садового кольца. С 1918 года в его зале стали работать театральные труппы, в том числе Театра Рогожско-Симоновского района и Филиала Малого театра. В конце 1940-х годов в здании разместился вновь созданный Московский театр драмы и комедии, а в 1950-х к дому было подсоединено угловое здание банка, выходящее на Верхне-Радищевскую улицу, для организации вестибюля и фойе. До этого времени старые здания приспосабливались, ремонтировались без видимых внешних изменений. С 1964 года в театре работала обновленная труппа под руководством Ю.П.Любимова. Вырабатывалась новая эстетика. Большая популярность театра стала причиной радикального расширения
его здания и строительства нового зала. По проекту архитекторов А.В.Анисимова, Ю.П.Гнедовского и Б.И.Таранцева работы велись в 1972-1986 годах. К 1980 году был закончен новый зал со сценой, всем комплексом вспомогательных, технических и складских помещений и входом через старый вестибюль. Открытие нового входа с большим вестибюлем, буфетом и другими подсобными помещениями состоялось в 1983 году. К 1986-му была закончена реконструкция старого зала с заменой всех несущих конструкций и увеличением высоты сцены. Новые части здания по контрасту со старыми оштукатуренными стенами были выполнены из красного лицевого кирпича, специально изготовленного для этой стройки. Краснокирпичная фактура пронизывает все здание насквозь - от нового главного входа, зрительного зала и сцены до вестибюля-фойе и внутреннего дворика.
В течение века меняло свой облик здание, ставшее в 1940-х годах Музыкальным театром им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. Основой его послужила грандиозная усадьба графа П.С.Салтыкова (полководца и генерал-губернатора Москвы), отстроенная еще в XVIII веке. С 1839 года 70 лет его арендовал Купеческий клуб, а накануне Первой мировой войны - новый хозяин сада «Аквариум» мулат Томас, который открыл в новой пристройке (справа от салтыковско-го особняка) варьете «Максим». Ко времени революции за зданием закрепилось новое название - Дмитровский театр. С начала 1920-х годов его зал оборудовали для выступления в основном музыкальных коллективов, к их середине там по очереди выступали Музыкальная студия им. В.И. Немировича-Данченко и Оперная студия им. К.С.Станиславского.
В 1939 году под руководством архитектора А.Н.Федорова была произведена капитальная реконструкция театра. Практически заново был построен большой зрительный зал с оперной сценой, без карманов и арьерсцены. Под главное фойе использовали старый зал салтыковского особняка. Длинная фасадная стена золотисто-охристого цвета вдоль Пушкинской улицы, ставшая модной под влиянием работ И.В.Жолтовского, как ширма, закрыла и объединила старые и новые части здания. В наружной и внутренней его отделке широкое применение нашли классические формы архитектуры с колоннами различных ордеров и декоративными арочками. Соединение разновременных построек в единый комплекс создало нестандартную, живую планировку внутри постройки.
Последняя реконструкция 1998-2005 годов (архитекторы А.Боков, С.Романов, Ю.Якушева, А.Златкин, Н.Горина) предполагала возведение многофункционального комплекса, включающего трехуровневое подземное пространство, 5- и 7-этажные корпуса служебных помещений, перестройку территории внутреннего двора и его перекрытие светопрозрачны-ми конструкциями для образования большого рекреационного зала универсального назначения. Там, где это было возможно, авторы стремились сохранить историческую структуру планов и внутренней отделки (фойе, вестибюль, лестница). В результате расширились все подсобные помещения, увеличились
площади складов, репетиционных залов, артистических, составивших большой современный комплекс. Радикальной реконструкции подверглась сцена с принципиально новым механооборудованием. Увеличилась ее высота, с одной стороны появился полноценный механизированный карман. Главный фасад сохранил привычный образ, сложившийся в конце 1930-х годов (увеличилась высота сценической коробки), и был отреставрирован так же, как интерьры старого здания. С противоположной стороны новый корпус в новой архитектуре преобразил задний и боковой фасады со стороны Козицкого переулка. В итоге из раздробленного и кое-как собранного тесного конгломерата построек возник цельный полноценный театральный организм. Давно исчез сад, а теперь и двор. Существенно изменился масштаб здания.
Серьезной деформации с резким увеличением внутренних объемов (зал, сцена, склады, артистические и т.д.) и совершенствованием технологии подвергся во время реконструкции 1980-х годов (архитектор Г.М.Татулов) Филиал Малого театра на Б.Ордынке при частичном сохранении не очень старого главного фасада. В 1950-х годах по проекту архитектора М.В.Посохина был перестроен главный вход театра «Эрмитаж» в известном саду. В первые послевоенные годы любопытную деформацию пережило театральное здание на площади Журавлева (Введенской). Бывший Народный дом, построенный по проекту архитектора И.А.Иванова-Шица в 1902 году в духе московского модерна, был перестроен для Театра им. Моссовета уже в духе неоклассицизма и превращен в маленький «Большой театр» (архитектор Б.В.Ефимович). Чуть позже бывшее здание цирка Никитиных, приспособленное в 1920-х годах для выступления театральных трупп, на площади Маяковского (б.Триумфальной) было переделано для нужд Театра сатиры - построены боковой артистический и внутренний складской корпуса, сделана перепланировка зрительного зала и сцены. Наружная архитектура в духе эклектики 1910-х годов была закрыта мощной серой плоскостью нового фасада и витринным стеклом на первом этаже (архитектор В.Степанов).
Театральное здание «Новой оперы» - результат полной перестройки к 1997 году сезонного концертного зала в саду «Эрмитаж» под названием «Зеркальный театр» (архитекторы В.А.Котельников - ГАП, А.Н.Бакалягин, Е.Ю.Черничкина).
Старое здание было построено по проекту архитектора А.Н.Новикова в 1909 году как летний концертный зал без отопления и в первые годы даже без замкнутого стенового ограждения. Зеленое пространство сада с регулярной планировкой выполняло роль театрального фойе и кулуаров для нескольких зданий. Но красивый замысел архитектора не оправдался в московском климате. Атмосферные осадки, перепады температуры разрушили легкие металлические конструкции, кирпичные стены покрылись многочисленными трещинами, наружные поросли деревьями. В 1970-1980-х годах делались неоднократные попытки превратить сезонное здание в круглогодичное отапливаемое сооружение. Но для этого требовались радикальная перестройка наружных
ограждающих стен и основного покрытия, новая отопительная и вентиляционная системы.
В декабре 1992 года «Зеркальный театр», находившийся в аварийном состоянии, был передан театру «Новая опера». Создание нового оперного театра сводилось к решению множества трудных задач - историко-культурных, градостроительных, планировочно-технических и композиционно-эстетических. При том, что историческая среда сада должна была сохраниться, а новый театр требовал дополнительных площадей, было освоено подземное пространство и надстроены боковые крылья. Непросто было решить проблемы энергообеспечения и отопления, а также переселения администрации сада и сохранения садового ансамбля. Особая сложность заключалась в том, что огромный зрительный зал (на 1700 мест) «Зеркального театра» практически без каких-либо подсобных помещений и фойе предстояло превратить в полноценный организм оперного театра со всем набором зрительских, сценических, репетиционных и служебных помещений. Пространство бывшего зала было поделено между новыми фойе, кулуарами и лестницей. В результате вместимость зала сократилась до 750 мест. Появились совершенно новые интерьеры. Для решения разнообразных проблем была разработана концепция развития всей территории сада «Эрмитаж» как театрально-зрелищного комплекса с главной целью максимального сохранения баланса озеленения и застройки. По мнению В.Котельникова, высказанному в статье «Театр "Новая опера"» (Архитектура и строительство России. 1999. N2-3), «взгляд на сад изнутри через ограненные стекла витражей дает необычный эффект, преломляясь на гранях, изображение сада воспринимается как мираж. За главным, южным фасадом размещено фойе, где игра лучей солнечного света и движущихся теней от деревьев разыгрывает свой неповторимый спектакль. Сад просматривается с любой точки внутренней галереи и каждый раз открывается по-новому, в неожиданном ракурсе. В солнечные дни интерьеры, облицованные итальянским и саянским мрамором, усыпаны бликами, что еще более усиливает их декоративность».
Акустика нового зала обеспечивает естественное звучание инструментальной музыки и пения. Акустические рекомендации позволили выбрать и образный язык его архитектурной пластики, и материалы для отделки интерьера, обеспечивающие необходимый для оперного театра акустический комфорт. Специальная конструкция кресел поддерживает стабильность акустики зрительного зала. Трансформация оркестровой ямы позволяет размещать в ней до 100 музыкантов, а также увеличивать сцену или на два ряда партер.
В полностью реконструированных крыльях здания располагаются административные помещения, склад декораций, артистические и четыре репетиционных зала. В подвалах находятся необходимые технические помещения. Обновленный главный фасад тщательно воспроизводит архитектуру «Зеркального театра» Новикова в духе московского модерна начала ХХ века. Сохранена и внешняя фасадная галерея, опо-
ясывающая зрительскую часть театра. Модернизация всего остального комплекса с полной перестройкой его внутренностей обеспечила нормальную работу современной труппы. Появился новый профессиональный оперный театр. В общем-то, великое благо для города и замечательного творческого коллектива. Разваливавшиеся старые сооружения приобрели респектабельный вид и, несмотря на серьезную перестройку, в целом поддержали исторический имидж театрального сада.
Это подобно ампутации или протезированию ради продолжения жизни и сохранения организма. В архитектуре такое бывает настолько удачно, что можно со спокойной совестью забыть о первоначальном облике объекта в условиях, когда ему дарована вторая жизнь. Но, конечно, бывают и катастрофические неудачи. Здесь уже все зависит от таланта, способностей и честности исполнителя и заказчика. Нередки и спорные варианты, вызывающие ожесточенные дискуссии с крайними высказываниями неуравновешенных критиков, -признак того, что архитектура все-таки искусство.
Литература
1. Архив ГИНТА. Арбатская часть, пп.709, 719, 481-482; Тверская часть, пп.103, 319, 433, 497, 665, 666, 335,681.
2. Архитектура и градостроительство. Энциклопедия.На-учный редактор А.В.Иконников. М.: Стройиздат, 2001.
3. Бархин Г.Б. Архитектура театра. М.: Издательство Академии архитектуры СССР, 1947.
4. Бархин М.Г. Как создавалось здание театра Вс.Мей-ерхольда // Декоративное искусство СССР. 1974. №5.
5. Виноградов В.М. Отечественный опыт реконструкции театрально-зрелищных предприятий // Сценическая техника и технология. 1983. №3.
6. ГУП МНИИП Моспроект-4 . Работы 1968 - 2008. М. , 2008.
7. Иконников А.В. Архитектура Москвы. ХХ век. М.: Московский рабочий, 1984.
8. Красильников В.Д. 10 залов в моей жизни. М.: Жираф, 2004.
9. Лагутин К. Архитектурный образ советских общественных зданий. М.: Искусство. 1963.
10. Хрипунов Ю.Д., Гнедовский Ю.П., Гнедовский С.В.,Лазарев В.В., Матвеева Н.Я., ОкуневаЭ.И. Архитектура советского театра. М.: Стройиздат, 1986.
11. Анисимов А.В. Театр архитектуры Владилена Красиль-никова. М.: Жираф, 2007.
12. Анисимов А.В. Театры Москвы. История и архитектура. М.: Московский рабочий, 1984.
13. Шайхет А.А. Театр на Таганке // Строительство и архитектура Москвы. 1983. №4.
Deformation of the Architectural Shape of Developing
Objects of Culture. By A.V. Anisimov
The article looks at the problems of cooperation of old and new parts of a building in the inevitable process of cultural objects development. By the example of well-known Moscow
museums and theatres the author shows various versions of outward appearance and planning deformation of the original architectural shape of the building due to reconstructions. The illustrated results of reconstructions of Tretyakov Gallery, the Fine Arts Museum, Vakhtangov Theatre, Taganka Theatre, Stanislavski and Nemirovich-Danchenko Music Theatre, Kolobov New Opera Theatre, Maly Theatre branch, etc. are provided as examples. The author attributes the inevitability of deformation to the imminence of the technical progress, evolution of theatre and museum technology and the necessity to solve urban problems, especially those that are connected with transport. One shouldn't judge the discussed phenomenon without taking into account particular architectural and city-planning decisions that can either be successful of unacceptable.
Literatura
1. Arhiv GINTA. Arbatskaja chast, pp.709, 719, 481482; Tverskaja chast, pp.103, 319, 433, 497, 665, 666, 335,681.
2. Arhitektura i gradostroitelstvo. Jenciklopedija. Nauchnyj redaktor A.V.Ikonnikov. M.: Strojizdat, 2001.
3. Barhin G.B. Arhitektura teatra. M.: Izdatelstvo Akademii arhitektury SSSR, 1947.
4. Barhin M.G. Kak sozdavalos zdanie teatra Vs.Mejerholda // Dekorativnoe iskusstvo SSSR. 1974. №5.
5. Vinogradov V.M. Otechestvennyj opyt rekonstrukcii teatralno-zrelishhnyh predprijatij // Scenicheskaja tehnika i tehnologija. 1983. №3.
6. GUP MNIIP Mosproekt4 . Raboty 1968 - 2008. M. , 2008.
7. IkonnikovA.V. Arhitektura Moskvy. ХХ vek. M.: Moskovskij rabochij, 1984.
8. Krasilnikov V.D. 10 zalov v moej zhizni. M.: Zhiraf, 2004.
9. Lagutin K. Arhitekturnyj obraz sovetskih obshhestvennyh zdanij. M.: Iskusstvo. 1963.
10. HripunovJu.D., GnedovskijJu.P., GnedovskijS.V., Lazarev V.V., Matveeva N.Ja., Okuneva Je.I. Arhitektura sovetskogo teatra. M.: Strojizdat, 1986.
11. Anisimov A.V. Teatr arhitektury Vladilena Krasilnikova. M.: Zhiraf, 2007.
12. Anisimov A.V. Teatry Moskvy. Istorija i arhitektura. M.: Moskovskij rabochij, 1984.
13. ShajhetA.A. Teatr na Taganke // Stroitelstvo i arhitektura Moskvy. 1983. №4.
Ключевые слова: деформация, архитектурный облик, фасад, интерьер, объекты культуры, музей, театр, образ города, развитие, совершенствование, технология, реконструкция, реставрация, технический прогресс, проект, градостроительство.
Key words: deformation, architectural shape, façade, interior design, objects of culture, museum, theatre, face of city, development, perfection, technology, reconstruction, restoration, technological progress, project, town and city planning.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
Общий вид музейного комплекса в начале XXI века. Слева - угол крыши Инженерного корпуса. В центре - фасад, выполненный по рисунку В.Васнецова, архитектор В.Н.Башкиров. Справа - корпус А.В.Щусева и А.В.Снигарева
Дом Третьяковых в Лаврушенском переулке. 1870-е годы. Перестройка дома архитектора А.С.Каминского
Инженерный корпус. 1989. Моспроект-4. Архитекторы А.Виноградский, Г.Асафьев, Б.Климов, А.Дзержкович и др.
Проект завершения углового корпуса у Водоотводного канала. 2013. Авторы: Моспроект-4 и С.Э.Чобан
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ им. А.С.ПУШКИНА
Новый вход в Музей личных коллекций. 2005. Архитектор В.А.Котельников (руководитель)
Интерьер Музея личных коллекций - перекрытый двор
Европы и Америки Х1Х-ХХ веков 3 Музей личных коллекций
4 Центр эстетического воспитания «Музейон»
Дом графики
6 Бывшая городская усадьба XVШ-XIX веков
7
Научные отделы Музея
ТЕАТР им. Е.Б.ВАХТАНГОВА
Особняк Берга - студия Евгения Вахтангова (Третья студия МХТ)
Фасад театра на улице Арбат после 1929 года. 1100 мест. Архитектор В.А.Щуко
Третья студия МХТ. Схема плана 2-го этажа. Инженер-архитектор М.Везеинова-Рудько. 1922. 150 мест
24 июля 1941 года. В театр попала бомба
Обновленный театр им. Е.Б.Вахтангова. 1947. Архитектор П.В.Абросимов
План театра после 1947 года
ТЕАТР САТИРЫ ДВОРЕЦ НА ЯУЗЕ
Радикально перестроенный Народный дом
Цирк Никитиных, приспособленный в 1920-х годах под театральные спектакли
Новый фасад бывшего здания цирка после реконструкции 1965 года. Архитектор В.В.Степанов
План 2-го этажа после реконструкции бывшего цирка под Театр сатиры. 1965
Народный дом на Введенской площади. 1902. Архитектор И.А.Иванов-Шиц
Новый фасад бывшего Народного дома после реконструкции 1947 года для размещения Театра им. Моссовета. Архитектор Б.В.Ефимович
Новый интерьер Дворца на Яузе
ТЕАТР «НОВАЯ ОПЕРА» Проект реконструкции Моспроекта-4
I 4
.....
Продольный разрез здания «Новой оперы»
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР им. К.С.СТАНИСЛАВСКОГО и В.И.НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО
Купеческий клуб в доме П.С.Салтыкова на Б.Дмитровке. Середина XIX века
План реконструкции здания. 1998-2005
Новые корпуса театра. 2005. Моспроект-4. Руководитель А.В.Боков
Фасад театра в 1939 году. Архитектор А.И.Федоров
План реконструкции здания 1938 года
Универсальный зал на месте перекрытого двора
Театр Зон на Триумфальной площади. Фото 1920-х годов Проект театра им. Мейерхольда (ГОСТИМ)
Щ .....: ■......... .
Л —........
щ—га
План ГОСТИМ.
Архитекторы М.Г.Бархин, С.Е.Вахтангов
Продольный разрез ГОСТИМ:
1 - радиоустановка, 2 - оркестр, 3-4 - уборные актеров, 5 - трюм, 6 - съемная площадка, 7 - проход артистов, 8 - фойе, 9 - вестибюль малой сцены, 10 - кино
Концертный зал им. П.И.Чайковского. Переделка недостроенного театра ГОСТИМ. Архитектор Д.Н.Чечулин. 1940. Фото 2012 года
Вход в театр «Эрмитаж», приспособленный для театра Филиал Малого театра. Фасад 1916 года. МОСПС (им. Моссовета). Фото 2000-х годов Возобновлен в 1980-х годах
Вход в театр «Эрмитаж» после реконструкции 1950-х годов. Архитектор М.В.Посохин
Новый корпус Малого театра. 1980-е годы. Архитектор Г.М.Татулов
БОЛЬШОЙ ТЕАТР
Результат реконструкции 2005-2011 годов.
На макете красным отмечены новые объемы: подземный репе-
тиционно-концертный зал, многоуровневый трюм и склады.
Обновленный задний фасад Большого театра. Слева - угол, застроенный в 1950-х годах. За фальшивым фасадом - загрузка декораций и грузовой лифт
ТЕАТР НА ТАГАНКЕ
1976 Рек. г
1986 Рек.
Вход в электротеатр «Вулкан», где расположен старый зал Театра на Таганке
План театра после реконструкции 1972-1986 годов. Заштрихованы перестроенные части здания. Красным обведен контур его новой части
Театр на Таганке со стороны Садового кольца. 1981. Слева вдали - старые здания театра
2 2014 57