DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-53-3-223
УДК 37.08
ДЕФИЦИТЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
О.Л. Беляева (Красноярск, Россия) Т.А. Шкерина (Красноярск, Россия)
Аннотация
Постановка проблемы. На современном этапе развития образования предъявляются новые требования к профессиональной деятельности учителя-дефектолога, одним из приоритетных требований является готовность и способность специалистов указанного профиля осуществлять дефектологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) / инвалидностью в условиях организаций, реализующих исключительно адаптированные основные общеобразовательные программы, а также в условиях общеобразовательных школ. Квалификационный запрос работодателей на содержание подготовки магистров в области кор-рекционной деятельности должен подтверждаться запросом на актуальные профессиональные компетенции со стороны уже работающих специалистов и выпускников бакалавриата по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование.
Цель статьи - выявление дефицитов профессиональной подготовки бакалавров-дефектологов для определения состава профессиональных компетенций обучающихся магистратуры по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, необходимых для работы в сфере специального и инклюзивного образования.
Методология (материалы и методы). Анализ отечественных и зарубежных исследований по вопросам подготовки специалистов в области специального (дефектологического) образования, нормативных документов в сфере образования, опрос обучающихся выпускных курсов бакалавриата по направлению
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, опрос работающих учителей-логопедов и дефек-тологов; анализ и обобщение авторского опыта в подготовке дефектологов соответствующего профиля.
Результаты исследования. В статье представлены результаты опроса учителей-логопедов и дефектологов, обучающихся выпускных курсов бакалавриата по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, по выявлению дефицитов профессиональной подготовки бакалавров-дефектологов. С учетом выявленных дефицитов и квалификационного запроса работодателей на подготовку магистра, способного осуществлять коррекционную работу с обучающимися разных нозологических групп, а также с тяжелыми множественными нарушениями развития разработана и реализуется магистерская программа «Технологии коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми с нарушениями слуха, зрения, интеллекта».
Выводы. В результате проведенного исследования выявлены дефициты профессиональной подготовки будущих дефектологов, состоящие в недостаточной сформированности компетенций, связанных со способностью осуществлять междисциплинарное и межведомственное взаимодействие по сопровождению обучающихся с ОВЗ и их родителей. На основе результатов проведенного опроса утвержден состав профессиональных компетенций при освоении программы магистратуры по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование.
Ключевые слова: профессиональные компетенции учителя-дефектолога, дефициты профессиональной подготовки бакалавров-дефектологов.
Постановка проблемы. Высшее образование в России в условиях продолжающейся модернизации претерпевает существенные изменения во всех направлениях, в том числе в подготовке специалистов, способных к дефектологическому сопровождению об-
учающихся с ОВЗ / инвалидностью на всех уровнях образования.
Результаты квалификационных запросов работодателей на подготовку магистров по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование дополняются ре-
зультатами исследования по выявлению дефицитов профессиональной подготовки выпускников предыдущей ступени образования по данному направлению, а также со стороны уже работающих учителей-логопедов и дефектологов.
Таким образом, поднимается проблема разработки и реализации программ бакалавриата / магистратуры в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования - бакалавриат и магистратура по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование (Москва, 2018). Проблема профессиональной подготовки будущих дефектологов освещается в работах многих отечественных исследователей: С.В. Архиповой, О.Ф. Богатой, Е.В. Бол-куновой, Т.Н. Воронцовой, Е.И. Голишниковой, О.С. Гришиной, Е.В. Золотковой, Н.С. Кожановой, М.А. Лаврентьевой, Е.А. Лапп, Е.Э. Никифоровой, Н.П. Рассказовой, А.И. Сергеевой и др.
Цель статьи - выявление дефицитов профессиональной подготовки бакалавров-дефекто-логов для определения перечня профессиональных компетенций обучающихся магистратуры по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, необходимых для работы в сфере специального и инклюзивного образования.
Для достижения обозначенной цели определены следующие исследовательские действия.
1. Осуществлен опрос двух выборок респондентов - обучающихся выпускных курсов бакалавриата - будущие дефектологи и дефектологи-практики соответствующего профиля.
2. Осуществлены анализ и интерпретация данных опроса для формирования состава профессиональных компетенций, которыми должны овладеть выпускники магистратуры по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование.
С опорой на имеющуюся нормативно-правовую основу по вопросу разработки примерных основных образовательных программ проектной группой преподавателей кафедры коррекционной педагогики Красноярского
государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева совместно с работодателями проектировалась программа магистратуры по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) «Технологии коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми с нарушениями слуха, зрения, интеллекта». Группой проектировщиков предложен состав профессиональных компетенций, которыми должны обладать выпускники магистратуры по заявленному направлению [Беляева, Брюховских, Мамаева, Жуко-вин, 2020]. Предстояло утвердить его или дополнить с учетом результатов опроса обучающихся выпускных курсов бакалавриата по аналогичному направлению, а также со стороны уже работающих учителей-логопедов и дефектологов.
Методология (материалы и методы). В работах С.В. Архиповой, О.С. Гришиной, Е.В. Золотковой, М.А. Лаврентьевой [Архипова и др.,
2017], О.Ф. Богатой, Н.С. Кожановой, Н.П. Рассказовой [Богатая, Кожанова, Рассказова, 2016], Е.В. Болкуновой [Болкунова, 2017], Т.Н. Воронцовой [Воронцова, 2018], Е.И. Голишниковой, Е.Э. Никифоровой [Голишникова, Никифорова,
2018], Е.А. Лапп [Лапп, 2016] и др. показано, что современный учитель-дефектолог в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (дошкольного образования, начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, образования обучающихся с умственной отсталостью) должен владеть особыми профессиональными компетенциями, которые ожидает увидеть работодатель.
Анализ исследований за десятилетний период по вопросам профессиональной подготовки специалистов в области специального (дефектологического) образования позволил определить наиболее значимые и проблемные «точки роста» в подготовке логопедов и дефектологов - обеспечение готовности будущих специалистов осуществлять междисциплинарное и межведомственное взаимодействие в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с инвалидностью / ОВЗ и их роди-
< И
я
а
4
с
PQ
5 s
ÈÎ W H
S
и ^
д и s
0
1
к
W PQ H
и fc с
и
о
[-4
о
ё
и
Ян
s
>>
0
1
и
W tr
s
ь
l-ч <
э
с
«
s к
H U
w
PQ
телей [Ахметзянова, Кедрова, 2016; Кадиров1, 2011; Мостовая2, 2010; Шатрова3, 2010].
Опыт коллектива кафедры коррекционной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева [Беляева4, 2010; Уфимцева, Беляева5, 2012; Беляева, Брюховских, Николина, 2016; Беляева, Брю-ховских, 2017; и др.] и анализ исследовательских работ российских и зарубежных авторов по вопросам проектирования системы профессиональной подготовки будущих специалистов на основе актуальных методологических и теоретических оснований позволяет достигать обозначенные «точки роста» [Адольф, Москвин, 2020; Сергеева, 2017; Христолюбова, 2016; Шкерина, Бочарова, Багачук, 2019; Malm, 2020; Bocharova, 2018; Tack, Vanderlinde, 2019;Hattie, 2009; Colognesi, Van Nieuwenhoven, Beausaert, 2020].
С целью определения состава профессиональных компетенций, формируемых в магистратуре «Технологии коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми с нарушениями слуха, зрения, интеллекта», осуществлен опрос двух групп респондентов.
Результаты исследования. Базой исследования является Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Выборку исследования составили: учителя-логопеды, учителя-дефектологи образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной по-
1 Кадиров А.М. Коммуникативное образование в современных университетах США: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 2011. 24 с.
2 Мостовая С.Э. Психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Калининград, 2010. 309 с.
3 Шатрова С.А. Формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов: на примере работы с дошкольниками группы риска: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 2010. 217 с.
4 Беляева О.Л. Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе I ступени: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. Екатеринбург, 2010. 229 с.
5 Уфимцева Л.П., Беляева О.Л. Формирование коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе: учеб.-метод. пособие. Красноярск, 2012.148 с.
мощи, имеющие специальное дефектологическое образование (35 респондентов); обучающиеся выпускных курсов бакалавриата - будущие дефектологи (70 респондентов).
Представим анализ и интерпретацию результатов опроса двух групп респондентов.
Опрос обучающихся выпускных курсов бакалавриата (профили «Логопедия» и «Дошкольная дефектология») проводился письменно в ходе работы проектировочной площадки на конференции в рамках ежегодного международного форума «Молодежь и наука XXI века». Респондентам предлагалось ранжировать имеющиеся профессиональные дефициты по 5-балльной шкале, где 1 балл - минимальный дефицит, 5 баллов - выраженный дефицит, указывающий на полную неготовность профессионально действовать в рамках обозначенных разделов подготовки.
Анализ результатов опроса позволил прийти к следующим выводам: 50 % респондентов обучающихся выпускных курсов бакалавриата отметили сформированность готовности к осуществлению коррекционной работы с детьми с ОВЗ; остальные 50 % опрошенных отметили незначительный дефицит в этом направлении; по разделу «Готовность к взаимодействию с родителями детей с ОВЗ», ответы респондентов распределились поровну по следующим основаниям: 50 % опрошенных отметили незначительный дефицит в этом направлении и 50 % опрошенных отметили значительный дефицит; по разделу - готовность к междисциплинарному и межведомственному взаимодействию при сопровождении обучающихся с ОВЗ, ответы респондентов распределились следующим образом: 70 % опрошенных отметили значительный дефицит, 30 % опрошенных отметили, что профессиональные компетенции сформированы на критическом уровне. Это значит, что работу по данному разделу необходимо усиливать, применяя активные формы подготовки выпускников бакалавриата и магистратуры по направлению Специальное (дефектологическое) образование.
Учителям-логопедам, учителям-дефектоло-гам (олигофренопедагогам, сурдопедагогам, тифлопедагогам) также предлагалось ранжирование
(от 1 до 5 баллов) по выраженности важности и востребованности на рабочем месте выполнения трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог», связанных с психолого-педагогическим сопровождением обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в образовательном процессе, в т.ч. и их родителей.
Выделим и охарактеризуем шкалу значений: 1 балл - обозначенное трудовое действие / необходимое умение в профессиональной деятельности учителя-дефектолога, логопеда маловажно; 5 баллов - обозначенное трудовое действие / необходимое умение в профессиональной деятельности учителя-дефектолога, логопеда крайне важно (имеет равную ценность с готовностью проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ). Баллы от 2 до 4 имеют промежуточные значения.
Сформированность трудовых действий «Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся с особыми потребностями в образовании, с ограниченными возможностями здоровья; освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу»6 все участники опроса оценили в 5 баллов, считая их крайне важными. По остальным трудовым действиям от 30 % респондентов получена оценка 4 балла, от 70 % - 5 баллов.
Полученные результаты подтверждают содержание квалификационного запроса работодателей и доказывают необходимость разработки и реализации новой основной профессиональной образовательной программы по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование с учетом квалификационного запроса руководителей образовательных организаций; также с учетом результатов опроса
Профессиональный стандарт педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н. URL: №р://профстандартпедагога.рф (дата обращения: 12.12.2019).
других субъектов образовательного процесса, приведенных выше. Все опрошенные согласны с тем, что необходимо готовить и бакалавра, и магистра к использованию технологий коррек-ционной работы с разными группами обучающихся (с различными нарушениями).
Заключение. В ходе проведенного исследования выявлены дефициты в профессиональной подготовке бакалавров - будущих дефектологов соответствующего профиля. Проведенный опрос подтвердил актуальность формирования профессиональных компетенций на уровне магистратуры, сформулированных проектной группой с учетом квалификационного запроса работодателей [Беляева и др., 2020].
С опорой на результаты опроса осуществлено проектирование магистерской программы «Технологии коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми с нарушениями слуха, зрения, интеллекта», реализация которой началась в 2020-2021 учебном году в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева.
Библиографический список
1. Адольф В.А., Москвин С.Н. Особенности реализации программы формирования профессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 1 (51). С. 37-47. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-181
2. Архипова С.В., Гришина О.С., Золоткова Е.В., Лаврентьева М.А. Модернизация основных профессиональных образовательных программ подготовки педагога-дефектолога: теория и практика // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-3. С. 43-49. URL: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_28150364_35202309. pdf (дата обращения: 15.05.2020).
3. Ахметзянова А.И., Кедрова И.А. Из опыта проектирования профессиональных компетенций по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Альманах Казанского федерального университета.
< И
я
а
4
с
PQ
5 s
ES
W H
S
и ^
д и s
0
1
к
w
PQ H
и ft с
и
о
[-4
0
ё и ft
s
1
>>
0
1
и w tr
s
Ь
1-й <
G
«
S К
H U
W PQ
2016. С. 6-16. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_26671167_57684457.htm (дата обращения: 15.05.2020).
4. Беляева О.Л., Брюховских Л.А. К вопросу о разработке и реализации магистерских программ по направлению Специальное (дефектологическое) образование на современном этапе инклюзивного обучения детей с ОВЗ // Сибирский вестник специального образования. 2017. № 2 (20). С. 9-13. URL: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_32486286_83207070.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
5. Беляева О.Л., Брюховских Л.А., Николина М.С. Подготовка специалистов Красноярского края к работе по слухоречевой реабилитации детей с кохлеарными имплантами // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 3 (37). С. 111-114. URL: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_27124867_12570474. pdf (дата обращения: 15.05.2020).
6. Беляева О.Л., Брюховских Л.А., Мамаева А.В., Жуковин И.Ю. Проектирование образовательных программ магистратуры по направлению Специальное (дефектологическое) образование с учетом квалификационных запросов работодателей // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 2 (52). С. 24-33. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-197
7. Богатая О.Ф., Кожанова Н.С., Рассказова Н.П. Проблема формирования профессиональных компетенций педагогов инклюзивного образования // European Social Science Journal. 2016. № 12-1. С. 184-189. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=28314798 (дата обращения: 15.05.2020).
8. Болкунова Е.В. Формирование компетенции взаимодействия с родителями, социальными партнерами у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Специальное дефектологическое образования» в рамках изучения факультатива // Я-концепция субъекта образовательной среды высшей школы: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. 2017. С. 43-47.
9. Воронцова Т.Н. Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ как проблема специального (дефектологического) образования // Студенческий. 2018. № 23-2 (43). С. 40-42. URL: https://sibac.info/journal/student/43/124905 (дата обращения: 15.05.2020).
10. Голишникова Е.И., Никифорова Е.Э. Ключевые компетенции XXI века студентов, обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке: матер. II Виртуальной всерос. науч.-практ. конф. 2018. С. 8-12. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_34860877_49089028.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
11. Лапп Е.А. Формирование кадров для коррек-ционно-развивающей педагогической деятельности с лицами с ограниченными возможностями здоровья в современной России // Экономика. Образование. Право. Научные исследования состояния и развития современного общества: сб. науч. тр. по матер. между-нар. науч.-практ. конф. / под ред. А.А. Ващен-ко. 2016. С. 708-713. URL: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_28332752_93520486.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
12. Сергеева А.И. Инклюзивно ориентированная подготовка учителей-логопедов в вузе // Научно-педагогическое обозрение. Томск, 2017. № 2 (16). С. 70-78. URL: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_29109124_10771462.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
13. Христолюбова Л.В. Реализация компетент-ностного подхода в подготовке бакалавров направления «Специальное (дефектологическое) образование» // Специальное образование. Екатеринбург. 2016. № 4 (44). С. 50-58. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_27537625_83152139.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
14. Шкерина Л.В., Бочарова Ю.Ю., Багачук А.В. Основные подходы и принципы проектирования магистерских образовательных программ подготовки педагогов //
Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2019. № 50 (4). С. 97-106. https://doi.org/https:// doi.org/10.25146/1995-0861-2019-50-4-166
15. Bocharova Yu.Yu. Expected outcomes of teacher internship, or a pedagogical university graduate trapped in standards // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2018. № 11 (2). P. 174-184. URL: http:// elib.sfu-kras.ru/handle/2311/68381
16. Colognesi S., Van Nieuwenhoven C., Beau-saert S. Supporting newly-qualified teachers' professional development and perseverance in secondary education: On the role of informal learning // European Journal of Teacher Education. 2020. № 43 (2). P. 258-276. DOI: 10.1080/02619768.2019.1681963
17. Hattie J.A.C. Visible learning: a synthesis of over 800 meta-analyses relating to achievement. 2009. URL: http://en.bookfi.net/book/1165472
18. Malm B. On the complexities of educating student teachers: teacher educators' views on contemporary challenges to their profession // Journal of Education for Teaching. 2020. DOI: 10.1080/02607476.2020.1739514
19. Tack H., Vanderlinde R. Capturing the relations between teacher educators' opportunities for professional growth, work pressure, work related basic needs satisfaction, and teacher educators' researcherly disposition // European Journal of Teacher Education. 2019. № 42 (4). P. 459-477. DOI: 10.1080/02619768.2019.1628212
<
PQ £ a
4
с
PQ
s
ES
w
H
5
и ^
д
PQ S
о
ü к
w
PQ H
и ft с
и
о
[-4
0
ё и ft
s
1
>>
0
1
и w V
s
b
1-й <
G
«
s к
H
и
W PQ
DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-53-3-223
DEFICIENCIES IN PREPARATION
OF BACHELOR DEFECTOLOGISTS
FOR SUPPORT OF STUDENTS WITH DISABILITIES
O.L. Belyaeva (Krasnoyarsk, Russia) T.A. Shkerina (Krasnoyarsk, Russia)
Abstract
Statement of the problem. At the present stage of educational development, new requirements are laid for the professional activity of a defectologist teacher. One of the priority requirements is the readiness and ability of specialists of this profile to carry out defec-tological support for students with disabilities/ disorders, in the conditions of organizations implementing exclusively adapted basic general education programs, as well as in general education schools. The qualification request of employers for the content of master's training in the field of correctional activities should be confirmed by a request for relevant professional competencies from already employed specialists and bachelor alumni in the field of 44.03.03 Special (defec-tological) education.
The purpose of the article is identification of deficiencies of vocational training among bachelor speech pathologists for determination of the structure of professional competences for master students in the field of 44.04.03 Special (defectological) education, necessary for work in the sphere of special and inclusive education.
Methodology (materials and methods). Analysis of Russian and foreign studies on the training of specialists in the field of special (defectological) education, regulatory documents in the field of education, a survey of senior students in the field of 44.03.03 Special (de-fectological) education, a survey of employed speech
teachers and defectologists; analysis and synthesis of the authors' experience in training defectologists of the corresponding profile.
Research results. The article presents the results of a survey of speech teachers and defectologists, senior students in the field of 44.03.03 Special (defectological) education in order to identify deficits in the professional training of bachelor defectologists. Taking into account the identified deficits and the qualification request of employers for the preparation of master's degree students, who are able to carry out corrective work with students of different nosological groups, as well as with severe multiple developmental disorders, a master's program entitled Technologies for corrective work of a defectologist teacher with children with hearing, vision, and intelligence disorders has been developed and implemented.
Conclusions. As a result of the study, deficits in the training of future defectologists were identified, consisting in a lack of competence related to the ability to carry out interdisciplinary and inter-institutional interaction to accompany students with disabilities and their parents. On the basis of the results of the survey, the composition of professional competencies was approved for the master's program in the field of 44.04.03 Special (defectological) education.
Keywords: professional competencies of a defectologist teacher, specialized training defectologists.
References
1. Adolf V.A., Moskvin S.N. Features of implementation of the program for formation of professionally oriented managerial skills of future masters // Vestnik KGPU im. V.P. As-tafieva (Bulletin of the Krasnoyarsk State Peda- 3. gogical University named after V.P. Astafiev). 2020. No. 1 (51). P. 37-47. DOI: https://doi. org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-181
2. Arkhipova S.V., Grishina O.S., Zolotkova E.V., Lavrentieva M.A. Modernization of the main professional educational programs for training 4. of a defectologist teacher: theory and practice
// Problemy sovremennogo pedagogichesk-ogo obrazovaniya (Problems of Modern Pedagogical Education). 2017. No. 54 (3). P. 43-49. URL: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_28150364_35202309.pdf Akhmetzyanova A.I., Kedrova I.A. From the experience of designing professional competencies in the field of Special (defectological) education. In: Almanac of Kazan Federal University. 2016. P. 6-16. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_26671167_49448830.htm Belyaeva O.L., Bryukhovskikh L.A. To the question of development and implementation of
master's programs in special (defectological) 10. education at the present stage of inclusive education for children with disabilities // Sibirskiy vestnik spetsialnogo obrazovaniya (Siberian Bulletin of Special Education). 2017. No. 2 (20). P. 9-13. URL: https://www.elibrary.ru/down-load/elibrary_32486286_83207070.pdf
5. Belyaeva O.L., Bryukhovskikh L.A., Nikolina M.S. Training of specialists of the Krasnoyarsk 11. Territory for work on auditory-speech rehabilitation of children with cochlear implants
// Vestnik KGPU im. V.P. Astafieva (Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev). 2016. No. 3 (37). P. 111-114. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_27124867_12570474.pdf
6. Belyaeva O.L., Bryukhovskikh L.A., Mamaeva A.V., Zhukovin I.Yu. Designing educational pro- 12. grams for master's education in the field of Special (defectological) education, taking into account the qualification requests of employers // Vestnik KGPU im. V.P. Astafieva (Bulletin
of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev). 2020. No. 2 (52). 13. P. 24-33. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-197
7. Bogataya O.F., Kozhanova N.S., Rasskazova N.P. The problem of the formation of professional competencies among teachers of inclusive education // European Social Science Journal. 2016. No. 12-1. P. 184-189. URL: https://www. 14. elibrary.ru/item.asp?id=28314798
8. Bolkunova E.V. Formation of competence among students studying in the field of Special defectological education for interaction with parents, social partners as part of elective courses // Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation "I-concept of the subject in 15. the educational environment of higher education". 2017. P. 43-47.
9. Vorontsova T.N. Accompanying the family of a child with disabilities as a problem of special (defectological) education // Studencheskiy (Student). 2018. No. 23-2 (43). P. 40-42. URL: 16. https://sibac.info/journal/student/43/124905
Golishnikova E.I., Nikiforova E.E. Key competencies of the 21st century students studying in the field of Special (defectological) education direction // Proceedings of the II Virtual All-Russian Scientific and Practical Conference "Education of persons with disabilities in the XXI century". 2018. P. 8-12. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_34860877_49089028.pdf Lapp E.A. The formation of personnel for correctional and educational activities with people with disabilities in modern Russia. In: Proceedings of the International scientific and practical conference "Economics. Education. Law. Scientific research of the state and development of modern society" / ed. by A.A. Vashchenko. 2016. P. 708-713. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_28332752_93520486.pdf Sergeyeva A.I. Inclusive training of speech teachers at the university // Nauchno-peda-gogicheskoe obozrenie (Scientific and pedagogical review). Tomsk, 2017. No. 2 (16). P. 70-78. URL:https://www.elibrary.ru/down-load/elibrary_29109124_10771462.pdf Khristolyubova L.V. Implementing a competent approach in the preparation of bachelor's degree students in the field of Special (defectological) education // Spetsialnoe obrazovanie (Special education). Yekaterinburg. 2016. No. 4 (44). P. 50-58. URL: https://www.elibrary.ru/down-load/elibrary_27537625_83152139.pdf Shkerina L.V., Bocharova Yu.Yu., Bagachuk A.V. Basic approaches and principles of designing master's educational programs for training teachers // Vestnik KGPU im. Astafieva (Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev). 2019. No. 50 (4). P. 97-106. https://doi.org/https:// doi.org/10.25146/1995-0861-2019-50-4-166 Bocharova Yu.Yu. Expected outcomes of teacher internship, or a pedagogical university graduate trapped in standards // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2018. No. 11 (2). P. 174-184. URL: http:// elib.sfu-kras.ru/handle/2311/68381 Colognesi S., Van Nieuwenhoven C., Beau-saert S. Supporting newly-qualified teachers'
<
PQ £ a
4
с
PQ
s
ES
w
H
5
и ^
д
PQ S
о
ü к
w
PQ H
и ft с
и
о
[-4
0
ё и ft
s
1
>>
0
1
и w V
s
b
1-й <
G
«
s к
H
и
W PQ
professional development and perseverance in secondary education: On the role of informal learning // European Journal of Teacher Education. 2020. No. 43 (2). P. 258-276. DOI: 10.1080/02619768.2019.1681963
17. Hattie J.A.C. Visible learning: a synthesis of over 800 meta-analyses relating to achievement. 2009. URL: http://en.bookfi.net/book/1165472
18. Malm B. On the complexities of educating student teachers: teacher educators' views on
contemporary challenges to their profession // Journal of Education for Teaching. 2020. DOI: 10.1080/02607476.2020.1739514 19. Tack H., Vanderlinde R. Capturing the relations between teacher educators' opportunities for professional growth, work pressure, work related basic needs satisfaction, and teacher educators' researcherly disposition // European Journal of Teacher Education. 2019. No. 42 (4). P. 459-477. DOI: 10.1080/02619768.2019.1628212