УДК 37.015.31
В. С. Чернявская, д-р пед. наук, проф. ВГУЭС, г. Владивосток;
А.Н. Кленина, ст. преподаватель ВГУЭС, г. Владивосток, E-mail: [email protected]
ДЕФИЦИТ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА- ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА
Выявлен дефицит социального интеллекта, связанного с компетенциями социально- профессионального характера, несоответствие объективных параметров и субъективной самооценки социального интеллекта, что препятствует адекватной профессиональной адаптации. Представлены результаты анализа компетенций необходимых студентам-дизайнерам для адаптации на рынке труда.
Ключевые слова: адаптация, социальный интеллект, самооценка, студент-будущий дизайнер, компетенции, профессиональное образование.
Анализ содержания профессиональной деятельности в сфере современного дизайна дает возможность исследования проблем образования для выявления условий развития профессиональной компетентности, как интегральной характеристики личности.
Настоящий период характеризуется сменой критериев эффективности высшего образования, в частности для оценки вуза особенно важным становится критерий востребованности выпускников рынком труда. Вместе с тем рынок труда формируется как элемент социальной системы, в рамках которой взаимосвязь и взаимозависимость образовательной системы вуза с рынком труда детерминирует новые пути и методы образовательной деятельности.
В процессе профессионального образования, отмечают А.А. Вербицкий, В.И. Слободчиков, студент является субъектом учебной деятельности, критериями успешности которой, как правило, являются учебная (академическая) успешность, рейтинговая оценка, но к моменту окончания вуза он должен стать субъектом профессиональной деятельности, критерием успешности которой является уже профессиональная продуктивность, социально-профессиональная адаптированность. Указанный разрыв в рамках профессионального образования ранее смягчался организованным трудовым распределением, которое ушло в прошлое с изменением социальноэкономических условий.
В настоящее время мероприятия связанные с адаптацией студента к ситуации рынка на этапах окончания вуза для студента существенно устаревает. Как правило, студенты стремящиеся к профессиональной самореализации, к этому периоду уже имеют профессиональный опыт связанный, а часто и не связанный со специальностью, которую получает студент, также он обретает опыт проб и ошибок в этой сфере не благодаря, а вопреки действующей системе профессионализации, не учитывающей потребность личности в своевременной подготовке к действиям на тынке труда. По данным Центра занятости Приморского края, а также на основании собственного анализа (более 7 лет), к моменту окончания вуза более 65% студентов имеют опыт профессиональной деятельности.
Будучи важным компонентом конкурентоспособности и профессиональной культуры будущего выпускника вуза, компетенции связанные с адаптированностью к рынку труда- целый ряд социально-профессиональных компонентов деятельности, в образовательном процессе вуза, как правило, не является целью, не имеют программного приложения и не связаны со специальными условиями развития. Вместе с тем спектр компетенций в сфере трудоустройства весьма широк и включает: знание видов, типов и местонахождения организаций, вакансий, особенностей организации трудовых отношений; путей и методов обращения к работодателю; владение способами самопрезентациии; умениями составлять резюме, эссе, портфолио; владение коммуникативными умениями и навыками, связанными с успешным прохождением собеседований, интервью; владение методами саморегуляции, формирования уверенности в себе, как в профессионале (адаптанте); умения связанные с проявлениями гибкости, социального интеллекта: понимание людей, их чувств, эмоциональных проявлений; практические навыки выбора и составления вариативного ряда документов для трудоустройства на предприятиях с разной спецификой деятельности; осознание ценностей и деонтоло-
гии своей профессии, своего призвания, собственных личностных качеств способствующих и препятствующих успешному трудоустройству. В целом у выпускника для его адаптации к рынку труда должен быть достаточным уровень социального интеллекта. Социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей. Выполняя регулирующую функцию в межличностном общении, социальный интеллект обеспечивает социальную адаптацию личности, «гладкость в отношениях с людьми».
Адаптация студентов к рынку труда, понимается нами как процесс активного взаимодействия саморазвивающейся личности студента с изменяющейся социальнопрофессиональной средой, связанный с включением субъекта адаптации в новую для него проблемную ситуацию (ситуацию трудоустройства) и направляющий его на отбор знаний, моделей поведения, качеств, свойств, умений, навыков, компетенций связанных с профессиональной деятельностью и создающий возможности для дальнейшего развития в профессиональной сфере.
Компетентностный подход в вузе лишь начинает определять практику образования, в соответствии с подходами известных ученых И.А. Зимней, А.В. Хуторского, А.К. Марковой, Э.Ф. Зеера. При этом в практике лишь отчасти принимается положение о том, что качество образования зависит не от объема фактических знаний индивида, а от овладения им ключевыми компетенциями и компетентностями.
Возникают противоречия: между требованиями к студентам в формате академической успешности в процессе профессионального образования и необходимостью адаптации к рынку труда сразу после окончания вуза- без временного интервала; между потребностью личности в знаниях, умениях, компетенциях связанных с успешной профессионализацией, конкурентоспособностью на рынке труда и отсутствием в рамках профессионального образования специального обучения в этой сфере; между востребованностью специальности «Дизайн» в структуре вузовских специальностей, большим количеством студентов этой специальности и трудностями адаптации креативной личности будущего дизайнера в профессиональном социуме.
Исследователи констатируют, что чтобы сформировать специалиста, надо обеспечить переход от одного типа деятельности (познавательной) к другому (профессиональному) с соответствующей сменой потребностей, мотивов, целой, действий, средств, предметов и результатов.
В течения нескольких лет (с 2006 г. по настоящее время) мы проводили исследования связанные с адаптацией у рынку труда студентов-дизайнеров. Первый этап исследования, который мы хотели бы представить в настоящей статье, был связан с анализом адаптации выпускников вуза к рынку труда. По результатам анкетирования выпускников- выборка состояла из студентов пятого курса- 125 человек, из них студентов-дизайнеров 42 человека. Ответы респондентов на вопросы анкеты показывают, что на первое место выходят «недостаток профессионального опыта» - 65 человек (52%) и «недостаток профессионального опыта» - 39 человек (31%) - этот вариант ответа предложили сами выпускники. На второе место выпускники поставили «недостаток знаний по профессии» - 31 че-
ловек (41%), «незнание рынка труда» - 12 человек (15%) и ставление о трудностях адаптации к рынку труда для молодых «недостаточный навык самопрезентации» - 8 человек (12%). специалистов представлено ниже (Табл. 1).
В целом сумма ответов по первым трем местам в рейтинге трудностей существенно превышает остальные Пред-
Таблица 1
Трудности реализации карьерных планов выпускников_________________________________
Трудности реализации карьерных планов Выпускники (%)
1 Недостаток профессионального опыта 52
2 Недостаток знаний по профессии 41
3 Незнание рынка труда 15
4 Незнание как строить карьеру 10
5 Рынок труда насыщен специалистами данного профиля 10
6 Недостаточный навык самопрезентации 8
7 Низкооплачиваемая должность по специальности 8
8 Специальность не востребована на рынке труда 2
Анализ представленных и других эмпирических данных подтвердил необходимость реализации специальной работы по адаптации к ситуации трудоустройства студентов.
Второй этап был связан с определением спектра вербальных компетенций студентов-дизайнеров и параметров социального интеллекта. Ниже представлена указанная часть работы.
Исследование проходило во Владивостокском Государственном Университете Экономики и Сервиса (ВГУЭС) в научно-исследовательском институте профессиональной педагогики и психологии (НИИ ППП) в рамках проекта № 7315 «Ценностно-мотивационные и организационно - деятельностные основания профессионального образования в сфере дизайна: культурно-антропологическая, гуманитарно-
художественная, конструктивно-графическая модели компетентностей» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)». Выборка состояла из студентов 3-4 курса (экспериментальная группа, в количестве 46 человек). В исследовании принимали участие студенты обоего пола. Средний возраст студентов составил 19-22 года. В качестве предмета исследования выступила взаимосвязь креативности, социального интеллекта и их самооценок у студентов - дизайнеров. Использованные в работе методики диагностики творческих способностей были адаптированы на отечественных выборках сотрудниками лаборатории психологии способностей Института психологии РАН.
Социальный интеллект - особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, что соответствует представлениям об адаптации (в том числе на рынке
труда). Д. Гилфорда представлял социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, независимую от факторов общего интеллекта [1].
Студентам дизайнерам была предложена методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда, в рамках которой социальный интеллект понимался как способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальным (словесным) и невербальным проявлениям; проявление дальновидности в межличностных отношениях. Социальный интеллект связывают со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Исследователи называют его особым «социальным даром», обеспечивающим гладкость в отношениях с людьми, продуктом, которого является социальное приспособление. Автор методики Дж. Гилфорд рассматривал социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, не зависимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации.
Общий уровень развития социального интеллекта определялся на основе композитной оценки. Смысл композитной оценки, выраженной в стандартных баллах, можно определить следующим образом:
1 балл - низкий социальный интеллект;
2 балла - социальный интеллект ниже среднего;
3 балла - средний социальный интеллект;
4 балла - социальный интеллект выше среднего;
5 баллов - высокий социальный интеллект.
Полученные эмпирические данные представлены ниже
(Табл.2)
Уровень развития социального интеллекта у студентов дизайнеров(К=46)
Таблица 2
Тестовый балл Субтест 1 (кол-во испыт.) Субтест 2 (кол-во испыт.) Субтест 3 (кол-во испыт.) Субтест 4 (кол-во испыт.) Общ.ур.соц.инт. (кол-во испытуемых)
1-низк. 2 8 6 5 5
2-ниже ср. 16 29 26 27 39
3-сред. 27 8 13 14 1
4-выше ср. 1 1 1 0 1
5-высок. 0 0 0 0
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в данной экспериментальной выборке по результатам субтеста 1 -«Истории с завершением» - лиц с высоким показателем не оказалось, с низким показателем всего 2 человека. Основная часть испытуемых приходится на уровень средний и ниже среднего, что означает, что большинство обследуемых плохо понимают связь между поведением и его последствиями; они могут попадать в конфликтные, а возможно, и в опасные ситуации потому, что неверно представляют себе результаты своих действий или поступков других. Они не достаточно хорошо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения.
По результатам субтеста 2 - «Группы экспрессии» - также не наблюдается лиц с высокими показателями, среди лиц с низкими показателями 8 человек. Подавляющее большинство испытуемых в области понимания экспрессии, эмоций людей находится на уровне ниже среднего, что означает также недостаточную полноту владения языком телодвижений, взглядов и жестов. В общении эти испытуемые, возможно, в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений. Они могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника потому, что не учитывают (или неправильно учитывают) сопровождающие их невербальные реакции.
По результатам субтеста 3 - «Вербальная экспрессия» -также становится очевидным уровень ниже среднего у боль-
шинства данных испытуемых. Это означает, что они недостаточно успешно распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Возможно, они могут ошибаться в интерпретации слов собеседника.
Результаты субтеста 4 - «Истории с дополнением» - показывают, что большинство обследуемых находятся на уровне среднем и ниже среднего, то есть они, возможно, испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, деловым, дружеским, профессиональным и другим).
Результат композитной оценки теста показал, что общий уровень социального интеллекта у абсолютного большинства испытуемых данной экспериментальной выборки является довольно низким и находится на уровне ниже среднего (85%). Этот психологический факт означает, что будущие дизайнеры могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации.
Далее была проведена диагностика самооценки социального интеллекта. Для этой цели была использована методика Д.Джонсона, данная методика основана на подходе Г. Оллпор-та, который связывал социальный интеллект со способностью правильно понимать поведение людей, высказывать суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Испытуемым было необходимо оценить характеристики социального интеллекта с точки зрения степени выраженности их у себя (каждая характеристика от 1 до 5 баллов). Полученные результаты представлены ниже (Табл. 3).
Таблица 3
Уровень самооценки социального интеллекта у студентов дизайнеров(К=46)
Высокий 32
Средний 10
Низкий 1
Очень низкий 0
Из полученных данных (Табл. 3) видно, что большинство респондентов данной выборки оценивают собственный социальный интеллект как высокий (35 человек из 46). При этом в целом, объективные показатели социального интеллекта, как мы показали, оказались низкими. Это может говорить о тенденции к неадекватной самооценке у испытуемых и препятствует их личностному и профессиональному развитию. Студенты-дизайнеры, как правило, плохо понимают людей и прогнозируют поведение, это усложняет личные и профессиональные взаимоотношения и существенно снижает возможности адаптации к рынку труда.
Указанное рассогласование объективных данных и параметров самооценки затрудняют рефлексию, в том числе профессиональную, осознание проблем в становлении метанавыков связанных с адаптацией к рынку труда.
Профессиональная компетентность является новообразованием, возникающим в результате личностной рефлексии, как критического переосмысления личностью первоначальных представлений о себе как носителе интеллектуальных стереотипов, приводящей к построению нового образа «я» как субъекта творчеств.
Профессиональная компетентность будущего дизайнера должна включать в качестве важной компетенции способность к рефлексивной творческой реализации ценностносмыслового опыта в проектной деятельности, особенно это актуально, поскольку в настоящее время одним из наиболее актуальных, является требование концептуальности к результатам проектной деятельности.
Возникает проблема, связанная с дефицитом личностных качеств дизайнера, как современного специалиста, способного успешно действовать в нестандартных ситуациях с большим числом «открытых параметров», глубоко осмыслять противоречивую информацию социума, сочетать различные стили профессиональных коммуникаций.
Уровень самооценки Самооценка социального интеллекта (кол-во испытуемых)
Очень высокий 3
Библиографический список
1. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965.
Статья поступила в редакцию 10.06.10
УДК 378.02
Н.И.Вильховская, соискатель НИПКиПРО, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ МОНИТОРИНГА ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ- ГУМАНИТАРИЕВ
На основании проведенного обследования основ толерантности у студентов вузов г. Новосибирска в статье рассматриваются уровни, критерии, показатели, признаки толерантности, выявленные в ходе исследования, определяются пути формирования основ толерантности у студентов.
Ключевые слова: толерантность, культурное самоопределение личности, национальное самосознание, социальный и профессиональный выбор, эффективная профессиональная подготовка; уровни, критерии, показатели, признаки толерантности.
Актуальность проблемы мониторинга основ толерантности у студентов гуманитарных вузов обусловлена сложной конфликтогенной обстановкой, сложившейся в российском обществе в первое десятилетие XXI века и заставившей исследователей различ-ных областей наук - философии, психологии, педагогики, социологии и т.д. (Ш.И. Амонашвили, А.Г.Асмолов, Е.В. Бондаревская, Н.Е. Буланкина, Н.В.Наливайко, В.В.Сериков, В.Я.Синенко, В.Н. Турченко и многие другие) обратиться к многоаспектному изучению сущности толерантности в российском обществе.
Внешними её проявлениями, по мнению многих исследователей, являются рост преступности среди подростков и учащейся молодёжи, «дедовщина» в армии, конфликты на межэтнической почве, вражда к темнокожим студентам, рост
числа экстремистских группировок, увеличение разводов молодых семей, неуважение к старшему поколению.
Всё чаще понятия «взаимопомощь», «долг», «бескорыстие» «ответственность» и другие нормы нравственности и этики подменяются коммерциализацией межличностных отношений (продажа ответов на вопросы контрольных работ, домашних заданий и т.д.); выбором друзей не по личностным качествам, а по уровню материального достатка; ростом числа выпускников вузов, не способных найти работу не из-за недостатка профессиональных знаний и умений, а в результате отсутствия личностных качеств (дисциплинированности, коммуникабельности, ответственности, умения работать в команде, креативности, культуры речи, умении вести диалог с партнёрами и т.д.); неуважением к родному языку и культуре.