Научная статья на тему 'Дефиниция "дидактическая система" в контексте современной начальной школы'

Дефиниция "дидактическая система" в контексте современной начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / СИСТЕМНОЕ СВОЙСТВО / DIDACTIC SYSTEM / ELEMENTARY SCHOOL / DIDACTIC CONCEPT / DIDACTIC THEORY / SYSTEMIC PROPERTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осадченко Инна Ивановна

В статье на основе анализа научных источников обосновывается сущность понятия «дидактическая система начальной школы» в контексте педагогических категорий, в том числе таких как «дидактическая концепция» и «дидактическая теория»; определяется сущность системного свойства этого понятия и компоненты дидактической системы начальной школы. Принимая во внимания тот факт, что термин «дидактическая система» является модификацией термина «педагогическая система», определено, что дидактическая система составная педагогической системы, как в целом дидактика как наука составная педагогики. Указано, что сущность системного свойства функционирования дидактической системы начальной школы проявляется не только в компонентном наполнении системы, а и в иерархичности компонентов, их смысловой нагрузке, функциональной зависимости, пропорциональности или логичных изменений. Автор понимает под дидактической системой начальной школы совокупность взаимосвязанных между собой дидактических компонентов (содержание, принципы, формы, методы, средства обучения начального образования и т. д.), функциональность которых зависит от общих парадигмальных (определенных историческими обстоятельствами и общественными потребностями) требований. В статье указано, что в отношении дидактической концепции начальной школы, как совокупности доказательных положений, теория отдельные положения, составляющие концепцию. В отношении же к дидактической системе начальной школы и концепция, и теория ее научно-доказательные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFICTION "DIDACTIC SYSTEM" IN THE CONTEXT OF MODERN ELEMENTARY SCHOOL

In the article, based on the analysis of scientific sources, the essence of the concept «didactic system of elementary school» is substantiated in the context of pedagogical categories, including such as «didactic concept» and «didactic theory»; the essence of the systemic property of this concept and components of the didactic system of elementary school is determined. Taking into account the fact that the term «didactic system» is a modification of the term «pedagogical system», we consider that the didactic system is a composite pedagogical system, as in general didactics as a science is a composite pedagogy. The essence of the systemic property as a factor not only creates, but also keeps the functioning of the didactic system of the elementary school turned out to be not only in the component filling of the system, but in the hierarchy of the components, their semantic load, functional dependence, proportionality, or changes in the chain. The author understands, under the didactic system of elementary school, the totality of the interconnected didactic components (content, principles, forms, methods, means of teaching primary education, etc.), whose functionality depends on the general paradigm (determined by historical circumstances and social needs) requirements. It is stated in the article that the theory, in relation to the didactic concept of elementary school as a set of evidentiary provisions, is the separate provisions constituting the concept. In relation to the didactic system of elementary school, both the concept and the theory are its scientific proofs.

Текст научной работы на тему «Дефиниция "дидактическая система" в контексте современной начальной школы»

UDC 378

ДЕФИНИЦИЯ «ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© 2017

Осадченко Инна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры

педагогики и образовательного менеджмента Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины (20301, Украина, Умань, улица Садовая, 28, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье на основе анализа научных источников обосновывается сущность понятия «дидактическая система начальной школы» в контексте педагогических категорий, в том числе таких как «дидактическая концепция» и «дидактическая теория»; определяется сущность системного свойства этого понятия и компоненты дидактической системы начальной школы. Принимая во внимания тот факт, что термин «дидактическая система» является модификацией термина «педагогическая система», определено, что дидактическая система - составная педагогической системы, как в целом дидактика как наука - составная педагогики. Указано, что сущность системного свойства функционирования дидактической системы начальной школы проявляется не только в компонентном наполнении системы, а и в иерархичности компонентов, их смысловой нагрузке, функциональной зависимости, пропорциональности или логичных изменений. Автор понимает под дидактической системой начальной школы совокупность взаимосвязанных между собой дидактических компонентов (содержание, принципы, формы, методы, средства обучения начального образования и т. д.), функциональность которых зависит от общих парадигмальных (определенных историческими обстоятельствами и общественными потребностями) требований. В статье указано, что в отношении дидактической концепции начальной школы, как совокупности доказательных положений, теория - отдельные положения, составляющие концепцию. В отношении же к дидактической системе начальной школы и концепция, и теория - ее научно-доказательные компоненты.

Ключевые слова: дидактическая система, начальная школа, дидактическая концепция, дидактическая теория, системное свойство.

DEFICTION «DIDACTIC SYSTEM» IN THE CONTEXT OF MODERN ELEMENTARY SCHOOL

© 2017

Osadchenko Inna Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the department of pedagogics and educational management Uman State Pedagogical University named after Pavel Tychina (20301, Ukraine, Uman, 28 Sadovaya Street, e-mail: [email protected])

Abstract. In the article, based on the analysis of scientific sources, the essence of the concept «didactic system of elementary school» is substantiated in the context of pedagogical categories, including such as «didactic concept» and «didactic theory»; the essence of the systemic property of this concept and components of the didactic system of elementary school is determined. Taking into account the fact that the term «didactic system» is a modification of the term «pedagogical system», we consider that the didactic system is a composite pedagogical system, as in general didactics as a science is a composite pedagogy. The essence of the systemic property as a factor not only creates, but also keeps the functioning of the didactic system of the elementary school turned out to be not only in the component filling of the system, but in the hierarchy of the components, their semantic load, functional dependence, proportionality, or changes in the chain. The author understands, under the didactic system of elementary school, the totality of the interconnected didactic components (content, principles, forms, methods, means of teaching primary education, etc.), whose functionality depends on the general paradigm (determined by historical circumstances and social needs) requirements. It is stated in the article that the theory, in relation to the didactic concept of elementary school as a set of evidentiary provisions, is the separate provisions constituting the concept. In relation to the didactic system of elementary school, both the concept and the theory are its scientific proofs.

Keywords: didactic system, elementary school, didactic concept, didactic theory, systemic property.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современная реформа образования актуализирует конкретизацию научных терминов для согласования дефиниций педагогических категорий. Указанное вызвано разноа-спектными подходами к педагогическим исследованиям, в частности в области начальной школы, поскольку именно это звено в контексте украинского образования приобретает наиболее модернизационный характер. Характеризуя в своих предыдущих исследованиях абстрактную педагогическую категорию «педагогическая парадигма», согласно системному подходу, следующей конкретной иерархической категорией считаем дидактическую систему начальной школы.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Необходимо отметить, что в педагогической литературе нет единого подхода к рассмотрению понятия «дидактическая система начальной школы»: ученые варьируют понятийным аппаратом от «системы» к «типу», «концепции», «теории», «технологии» обучения, демонстрируя разносторонность характеристик и разногласие понимания сущностного содержания изучаемого вопроса. Не найдено нами также разграничения сущности понятий «дидактическая

система начальной школы» и «дидактическая система общего среднего и высшего образования».

Потребность в первую очередь проанализировать понятие «система» в контексте бинарного понятия «дидактическая система», а в дальнейшем - «дидактическая система начальной школы» следует из результатов анализа научных источников (А. Алексюка, А. Андреева, В. Бондаря, А. Вербицкого, П. Гусака, В. Загвязинского, И. Малафиика, А. Матвиенко, К. Мишаткиной, В. Оконя, А. Реана, В. Ягупова и др.), в которых разносторонне изучались вопросы сущности педагогических систем, дидактических систем, систем образования и т. д. Сама по себе «дидактика и составляет систему, которая развивается в двух главных направлениях: пополнение знаний о каждом отдельно взятом компоненте и расширение представлений о новых, более глубоких связей между ее теоретическими компонентами» [2, с. 18].

Итогом указанного и актуальностью дальнейших научных обоснований служит вывод, сделанный современным философом И. Геращенко: «Педагогическая истина может быть дана только в системе педагогического знания. Но эта система не есть нечто навязанное уже существующему знанию, чтобы как-то оформить и предать ему «системный» вид, легкий для понимания. Органическая педагогическая система возникает и развивается с того самого момента, с которого начи-

Osadchenko Inna Ivanovna pedagogical

DEFICTION «DIDACTIC ... sciences

нает свое становление педагогическая истина. Это правильно и в историческом, и в логическом отношениях. Зародыши педагогических знаний уже владели системной организацией так же, как были системно оформленные первичные педагогические действия» [4, с. 55-56].

Таким образом, исследование теоретической основы любых педагогических вопросов невозможно без их системы и является базисом и надстройкой образовательной проблематики [10].

Формирование целей статьи (постановка задачи). В статье мы попытаемся на основе анализа научных источников обосновать сущность понятия «дидактическая система начальной школы» в контексте педагогических категорий, в том числе таких, как «дидактическая концепция» и «дидактическая теория»; определить сущность системного свойства этого понятия и компоненты дидактической системы начальной школы.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Подчеркнем, что следует выделять значение устойчивых словосочетаний с ключевым словом «система»: «педагогическая система», «система образования», «дидактическая система», «дидактическая система начальной школы», «система организации учебного процесса». С точки зрения иерархичности, по нашему мнению, их уместно расположить в следующем порядке: педагогическая система ^ дидактическая система ^ дидактическая система начальной школы ^ система организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе и тому подобное. Причем понятие «система образования» имеет управленческий и нормативно-правовой аспект: обобщает указанное выше понятие на уровне действующего законодательства, определяет их иерархию и подчинения.

Понятие «система» (греч. - образование)

объясняется также как:

- «значительное количество связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, принципов и т .д.), составляющих определенное целостное образование, единство»; «порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в установленной связи, строгой последовательности»; «форма, способ организации чего-либо»; «то, что стало привычным, регулярным» [14, с. 628];

- «порядок, обусловленный правильным, планомерным расположением и взаимной связью частей чего-либо. // Продуманный план. // Заведенный, принятый порядок»; «совокупность принципов, являющихся основой определенного учения. // Совокупность методов, приемов осуществления чего-нибудь» [3, с. 1320-1321];

- «совокупность взаимосвязанных элементов, функционирующих как нечто единое, целостное. Понятие «система» охватывает различные стороны того или иного сложного целостного объекта построения, состав, способ существования. Системный объект характеризуется свойствами целостности, сложности и организованности» [5].

Система, как определенная совокупность элементов, имеет название той среды, в которой функционирует, например: медицинская система, юридическая система и тому подобное. Итак, термины «система» и «среда» - не тождественны. Современный педагог А. Андреев, анализируя целесообразность употребления термина «педагогическая среда», высказывает мнение о научной неоправданности такого словосочетания, заменяя его, вместо того, понятием «педагогическая система». Ведь основательный «анализ показывает, что образовательная среда является, в широком смысле, подсистемой социокультурной среды, совокупности исторически сложившихся фактов, обстоятельств ситуаций, то есть целостностью специально организованных педагогических условий развития личности» [1, с. 154-155].

Своеобразной системой современный педагог Б. Голуб считает процесс обучения, характеризующий 26

жизнедеятельность человеческого общества. Поэтому процесс обучения имеет свои глубокие положения, которые и определяют характер процесса, его специфику (например, даже конкретное учебное заведение - это также система, имеющая свой устав и руководствующаяся определенными положениями о жизнедеятельности). Исследователь выделяет в этой системе два элемента: преподавание (деятельность педагога) и учения (деятельность обучаемого) [5, с. 6-7]. Здесь нам представляется правомерным процитировать В. Ягупова, по утверждению которого, современная дидактическая система исходит из того, что преподавание и учения составляют процесс обучения, а их разнообразные и содержательные связи в структуре этого процесса является предметом дидактики [15, с. 249].

Учитывая тот факт, что термин «дидактическая система» является модификацией термина «педагогическая система» [8, с. 649], считаем, что дидактическая система - составная педагогической системы, как в целом дидактика как наука - составная педагогики.

Под дидактической системой понимают:

- выделенное по определенным критериям целостное образование, характеризующееся внутренней целостностью структур, образованных единством задач, принципов, содержанием, формами и методами обучения (И. Подласый) [11, с. 301-302];

- в реальной педагогической практике - ту ее часть, в которой реализуется учебный процесс, а в педагогической теории - отражение реального кода обучения (Б. Грицюк, С. Домбровский, Р. Скульский) [13, с. 40];

- систему, определяющуеся тремя основными составляющими: видом управления, видом информационного процесса, типом средств передачи информации и управления познавательной деятельностью [5].

Как видим, не наблюдается тождества в определениях, особенно если учесть, что в большинстве современных словарей нет толкования категории «дидактическая система».

Мы понимаем под дидактической системой начальной школы совокупность взаимосвязанных между собой дидактических компонентов (содержание, принципы, формы, методы, средства обучения начального образования и т. д.), функциональность которых зависит от общих парадигмальных (определенных историческими обстоятельствами и общественными потребностями) требований.

Однако, перед тем, как позиционировать процесс обучения в начальной школе как дидактическую систему, нужно раскрыть его структуру, то есть применить в полном объеме системный анализ учебной деятельности младшего школьника: выделить из процесса его обучения как деятельности компоненты - осуществить морфологический анализ.

Такой морфологический анализ педагогических систем осуществляли А. Андреев, О. Антонова, В. Бондарь, П. Гусак, А. Дубасенюк, В. Загвязинский, Т. Семенюк и др. Однако авторы достаточно неединодушны в своих пониманиях относительно выделения структурных компонентов дидактической системы. Поскольку дидактическая система начальной школы - составляющая педагогической системы, то можно предположить, что они имеют одинаковые составляющие элементы.

Основываясь на исследованиях В. Бондаря [2] мы выделяем такие цельные компоненты процесса обучения в начальной школе, как системы, отражающие развитие взаимодействия субъектов обучения от постановки и принятия целей до их реализации в конкретных результатах:

- целевой, представляющий собой осознание педагогом и учащимися, цели и задачи изучения темы, раздела или учебного предмета в целом; им предусматриваются результаты усвоения темы, раздела, целого учебного предмета;

- мотивационный (пронизывает все другие компо-

ненты процесса обучения, потому что без его реализации обучающиеся, не примут цель и задачи обучения, оценка результатов их деятельности не будет выполнять мотивационную функцию, к содержанию обучения проявляется безразличное отношение;

- содержательный (влияет на конкретизацию целей обучения и на выбор способов их реализации - средств, методов и форм организации учебной деятельности учащихся, стиля общения субъектов обучения);

- операционно-деятельностный (формы, методы, средства обучения);

- оценочно-результативный;

- рефлексивный.

А. Андреев убежден в том, что в любой школе, от древнегреческой до сегодняшнего учебного заведения, педагогические процессы проходят в педагогической системе, элементами которой являются блоки, названия которых логически вытекают из поставленных исследователем вопросов, а именно: кто учит, кого учат, чему учат, с помощью чего и как учат [1, с. 157]? Подробнее педагогическая система как предмет изучения традиционной педагогики состоит из семи элементов: цель обучения, содержание обучения, ученики, учителя, методы, средства, формы обучения [1, с. 166]. Ученый предлагает структуру педагогической системы, названную моделью, пригодной для анализа педагогических процессов, так сказать, «во все времена» [1, с. 158]. Подаем его схему, адаптированную нами в сферу начального образования в таком упрощенном виде (рис. 1.):

Цепь начальной школы

Для чего учить младшего школьника?

Содержание начального образования

Чему у чить младшего школьника?

Технологическая подсистема начального образования

средства (С помощью чего у чить младшего школьника?)

методы (Каким образомучить младшего школьника?)

(В каких условиях у чигь младшего школьника?)

Рисунок 1. - Структура педагогической системы начальной школы (за А. Андреевым)

Особенно ценным в этой схеме нам представляется не только ее лаконичность, целостность и полнота, но и наличие технологической подсистемы. Безусловно, такие структурные компоненты как средства, методы, формы обучения есть и в других схемах педагогических систем, однако только А. Андреев называет их технологической подсистемой.

Исходя из толкования П. Гусаком понятийного наполнения каждого компонента педагогической системы [6], исследователь, взяв за основу компоненты педагогической системы, определеннные В. Бондарем, упростил их, объединив стимулирующие-мотивационный и целевой компоненты, содержательный и операционно-деятельностный, контрольно-регуляционный и оценочно-результативный, что уподобляет их со структурой педагогической системы, обоснованной А. Андреевым.

В процессе определения структурных компонентов дидактической системы начальной школы и в целом системы как явления возникает еще один вопрос, на который пытаются ответить исследователи: в чем особенности системного свойства? Следовательно, необходимо выяснить сущность системного свойства как фактора, который не только создает, но и удерживает функционирование дидактической системы начальной школы.

Так, В. Ягупов называет системность одной из основных признаков учебного процесса [15, с. 211].

Системное свойство, по мнению И. Малафиика, возникает вследствие взаимодействия компонентов системы: возникновение этого свойства обусловлено тем, что в природе, в обществе, в отношениях между людьми действует закон, согласно которому любой объект, любое тело обнаруживают свои свойства только во взаимодействии с другими телами [9, с. 63].

Современный философ И. Геращенко рассматривает две системности в процессе обучения: во-первых, формальную, которая подчиняется внешней деятельности, а не внутренней логике своего развития и является системной по одной только своей внешней форме. Во-вторых, содержательную, органическую, которая, наоборот, приспосабливается к внутренней логике и возникает как необходимое оформление собственного содержания и является содержательной формой [4, с. 54]. Однако исследователь отмечает, что содержательная системность в обучении далеко не сводится к традиционному для педагогики принципа системности и последовательности. Систематическим может быть и ложное знание, излагаемое вполне последовательно. Правда, наоборот, систематичность - это внешняя, формальная сторона системности, которая оказывается исключительно в здравомыслящем разложении «знаний» по «полкам» и «рубрикам» [4, с. 59].

Анализ исследований указанных выше авторов проблемы системного свойства позволил нам определить, что эта характеристика дидактической системы начальной школы оказывается в:

- проявлении обратного влияния на каждый компонент системы, от чего вносятся определенные изменения каждого элемента, приспосабливая их в интересах самой дидактической системы начальной школы;

- зависимости сущности дидактической системы начальной школы от состава компонентов, от того, как эти компоненты соединены, в каком порядке они расположены, и элемента, с которым взаимодействуют;

- невозможности изменения одной из частей целого без провоцирования определенных изменений в других частях целого;

- модификации, изменении, преобразовании элементов в сложную конструкцию в результате их сложного взаимодействия;

- появлении интегративного свойства как внутреннего проявления целостности дидактической системы начальной школы - результате взаимодействия между элементами системы, а также результате воздействия всей системы на каждый элемент в частности;

- обеспечении прочной связи дидактической системы начальной школы в целом путем взаимного дополнения элементов;

- взаимодействии неодинаковых компонентов с другими компонентами, что вызывает образование микроузла, проявляя не одну, а несколько свойств дидактической системы начальной школы;

- изменении отношений между всеми частями, их функциональными зависимостями всегда обусловлено появлением в дидактические системе начальной школы новых свойств.

Таким образом, особенности системного свойства не только в компонентном наполнении дидактической системы начальной школы, а в иерархичности компонентов, их смысловой нагрузке, функциональной зависимости, пропорциональности или поочередных изменений.

При этом надо учитывать тот неоспоримый факт, что дидактическая система начальной школы функционирует в среде других систем, где она проявляет себя как определенная целостная совокупность. Наличие других систем, следовательно, и связей данной системы с другими, является условием сохранения сути и формы системы, где каждая система создается и функционирует для выполнения определенной функции - характерного признака системы, поскольку именно ею одна система отличается от другой [9] ._

Osadchenko Inna Ivanovna pedagogical

DEFICTION «DIDACTIC ... sciences

Итак, осуществив анализ научных источников по морфологичности дидактической системы начальной школы и с точки зрения системного свойства, мы склонны в дальнейшем в нашем исследовании соблюдать компоненты дидактической системы, предложенные

A. Андреевым: цель (для чего учить младшего школьника?), содержание (чему учить младшего школьника?), технологическая подсистема: средства (с помощью чего?), методы (каким образом?), формы (в каких условиях обучать младших школьников?).

Анализируя характеристики дидактических систем, мы столкнулись с определенным отождествлением термина «дидактическая система» и «дидактическая концепция». Например, опираясь на результаты педагогических исследований В. Оконя и И. Пидласого, В. Ягупов рассматривает дидактические системы как «комплекс внутренне согласованных утверждений, основанных на единстве целей, содержания и дидактических принципов, касающихся способов и организации работы» субъектов обучения [15, с. 248]. Автор отождествляет педагогические понятия «концепция обучения» и «дидактическая система», чем объясняет текущее использование как первого, так и второго понятия.

Отметим, что понятие «дидактическая концепция начальной школы» на фоне презентации дидактических систем начальной школы или полной замены одного срока другим мы встречаем и в других научных работах (Н. Бордовской, В. Загвязинского, А. Реана, С. Разум, С. Смирнова), поэтому возникает необходимость их разграничения.

Так, концепцию, существовавшую в начале 90-х годов, В. Загвязинский называл концепцией развивающего и воспитательного обучения, что определяет способ развития личности в соответствии с социально обусловленными целями на основе овладения учебным материалом

[7].

К современным дидактическим концепциям, подробно описывая их, В. Ягупов относит следующие: теорию поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД), программируемое, проблемное, воспитывающее, развивающее, личностно ориентированное и личностно розвивающее обучения, педагогику сотрудничества, гуманистическую педагогику и т. д. [15, с. 249]. Подчеркнем, что технократическую концепцию (Б. Скиннер) гуманистическую педагогику (от 50-60-х гг. ХХ в.; А. Маслоу, А. Комбс, Е. Колли, К. Роджерс)

B. Ягупов называет «составными дидактической системы» [15, с. 254-277], а концепции вальдорфской педагогики, педагогики П. Петерсена и школы С. Френе

- альтернативными дидактическими системами [15, с. 276]. Вероятно, исследователь, с чем полностью согласны, исходит из понимания понятия «концепция» (лат. сопсерйо - восприятие) - система взглядов на то или иное явление, процесс, систему доказательств определенного положения, способ понимания, толкования каких-то явлений или процессов; совокупность доказательств при построении научной теории [14, с. 381; 3, с. 571]. Таким образом, концепция в отношении системы

- ее составляющая в виде совокупности доказательных положений.

Однако в научных источниках мы также встречаем и отождествление терминов «педагогическая концепция» и «педагогическая теория», как, например, Н. Бордовска, А. Реан, С. Разум в дидактике выделяют несколько теорий или концепций обучения: дидактического энциклопедизма, дидактического формализма, дидактического прагматизма, функционального материализма, парадиг-мального обучения, кибернетического обучения, управленческой модели обучения и т.д. [12, с. 289-301].

А. Андреев ограничивает количество теорий обоснования содержания образования, указывая лишь теории: дидактического материализма (Я. Коменский), дидактического формализма (Гераклит, И. Песталоцци, И. Гербарт, Г. Спенсер, Ф. Дистервег, Ж. Пиаже), ди-28

дактического утилитаризма (Д. Дьюи, Г. Кершенштейн, Ч. Куписевич, А. Оконь и др.) [1, с. 171].

Термин «теория» (греч. theoria - рассмотрение) истолковывается как система взглядов или обобщенного знания, объяснения тех или иных явлений, процессов; совокупность обобщенных положений, образующих какую-то науку или ее отрасль [14, с. 667]; логическое обобщение опыта, основанное на глубоком изучении явления; учение об определенной совокупности явлений; общие принципы определенной науки [3, с. 1441].

Итак, в отношении дидактической концепции начальной школы как совокупности доказательных положений, теория - отдельные положения, составляющие концепцию. В отношении же к дидактической системе начальной школы и концепция, и теория - ее научно-доказательные компоненты.

Выводы исследования и перспективы дальнейших исследований этого направления. Результаты проведенного анализа научных источников позволили нам сформулировать следующие выводы:

1. Учитывая тот факт, что термин «дидактическая система» является модификацией термина «педагогическая система», считаем, что дидактическая система начальной школы - составляющая педагогической системы начальной школы, как в целом дидактика как наука - составная педагогики. Поскольку дидактическая система начальной школы - составляющая педагогической системы, то предполагаем, что они имеют одинаковые составляющие элементы.

2. Сущность системного свойства как фактора оказывается не только в компонентном наполнении системы, а в иерархичности компонентов, их смысловой нагрузке, функциональной зависимости, пропорциональности или поочередности изменений.

3. Под дидактической системой начальной школы понимаем совокупность взаимосвязанных между собой дидактических компонентов начальной школы (содержание, принципы, формы, методы, средства обучения и т.д.), функциональность которых зависит от общих парадигмальных (определенных историческими обстоятельствами и общественными потребностями) требований.

4. В дальнейшем в наших исследованиях будем придерживаться компонентов дидактической системы начальной школы, обоснованных за А. Андреевым: цель (для чего учить младшего школьника?), содержание (чему учить младшего школьника?), технологическая подсистема: средства (с помощью чего?), методы (каким образом?), формы (в каких условиях учить младшего школьника?).

5. Различение терминов «дидактическая система начальной школы», «дидактическая концепция», «дидактическая теория» считаем в следующем: концепция в отношении системы - ее составляющая в виде совокупности доказательных положений, теория - отдельные положения, составляющие концепцию. В отношении же к дидактической системе начальной школы и концепция, и теория - ее научно-доказательные компоненты.

Дальнейшего изучения требует вопрос сравнения дидактических систем начальной школы, описываемых в научных источниках, на основе сущности их структурных компонентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс. Москва: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. 264 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бондар В. Дидактика. Ки!в, Либiдь, 2005. 264 с.

3. Великий тлумачний словник сучасно!украшсько! мови (з дод., допов. та CD) / Уклад. i голов. ред. В.Т. Бусел. 1ртнь: ВТФ «Перун», 2007. 1736 с.

4. Геращенко I. Г. Формальна та оргатчна системн^ть у навчаннi. Проблеми освiти: Наук.-метод. зб. Ки!в: 1ЗМН, 1996. Вип. 5. С. 54-59.

5. Голуб Б. А. Основы общей дидактики: Учебное пособие. Москва: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999. 67 с.

6. Гусак П. М. Пiдготовка учителя: технологiчнi аспекти:

Монографiя. Луцьк: Вежа, 1999. 278 с.

7. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. Москва: Педагогика, 1982. 160 с.

8. Кушнiрук С. А. Педагогiчна система. — Енциклоnедiя освiти. Кит: Юртком 1нтер, 2008. С. 649-650.

9. Малафпк I. В. Дидактика: навч. поаб. для студ. вищ. навч. закл. Кшв: Кондор, 2005. 395 с.

10. Панасенко Э.А. Контент-анализ экспериментов в области дидактики и методик преподавания школьных дисциплин (на материалах научно-педагогических исследований украинских ученых 60-70-х гг. ХХ ст.) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2 (7). С. 64-67.

11. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. Москва: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. 576 с.

12. Реан А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика: Учебное пособие. Москва, 2004. 326 с.

13. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей. Грицюк Б. А., Скульский Р. П., Домбровський С. В. и др. Львов: Свит, 1990. 148 с.

14. Сучасний словник шшомовних слiв: Близько 20 тис. слiв i сло-восполучень. Уклали О. I. Скопненко, Т. В. Цимбалюк. Кшв: Довiра, 2006. 786 с.

15. Ягупов В. В. Педагогта. Навчальний поабник. Кшв: Либiдь, 2002. 560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.