Научная статья на тему 'Dediticii в поздней Римской империи'

Dediticii в поздней Римской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
730
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ / ВАРВАРЫ / ДЕДИТИЦИИ / ПОСЕЛЕНЦЫ / ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ермолова Ирина Евгеньевна

В статье делается попытка понять содержание одного из терминов, которые встречаются в римских источниках и могут обозначать тех или иных поселенцев из числа варварских племен; выясняются основные характеристики такого понятия как дедитиции; тем самым затрагиваются проблемы взаимоотношений Римской империи с варварами в IV – начале V в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dediticii in the Late Roman Empire

This paper is an attempt to understand the meaning of a term used in Roman sources to describe certain groups of barbarian settlers and identify the principal characteristics of the dediticii concept. This analysis can help to shed light on some problems in the Later Roman Empire’s relations with various barbarians tribes in IV – early V Centuries A.D.. The paper proposes a successive analysis of late ancient narrative tradition texts and law documents which contain the term tributarii.

Текст научной работы на тему «Dediticii в поздней Римской империи»

БЕБтСП В ПОЗДНЕЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Резюме: В статье делается попытка понять содержание одного из терминов, которые встречаются в римских источниках и могут обозначать тех или иных поселенцев из числа варварских племен; выясняются основные характеристики такого понятия как дедитиции; тем самым затрагиваются проблемы взаимоотношений Римской империи с варварами в IV - начале V в.

Ключевые слова: Римская империя, варвары, дедитиции, поселенцы, земледельцы.

Процессы проникновения и внедрения варваров в римское общество, принципы и условия их существования внутри империи в наиболее драматические для нее вв. чрезвычайно

сложны. Интерпретация терминов, которыми в источниках обозначаются различные группы варварского населения, далека от однозначности и единства понимания. Среди них не последнее место занимают ёеёШсп1.

Проблема дедитициев, такой категории жителей Римского государства, которую можно назвать «внутренними варварами», актуальна для всех периодов его существования. Появившись в эпоху завоевания Римом Италии, они известны и авторам веков. Но, несмотря на тысячелетнее существование данного понятия, о положении дедитициев не только в поздней античности, но даже и в республиканские времена мало, что известно.

Термин ёеёШсп, возникший в процессе завоеваний, не получил юридической разработки в римском законодательстве. Он применялся как само собой разумеющийся, означая неприятеля, сдавшегося на капитуляцию после упорного сопротивления (Ра-нович 1946: 73). Тит Ливий один раз описывает процедуру сдачи. «Коллатинцы сдались (deditosque), и, насколько мне известно, порядок сдачи (deditionis) был таков. Царь спросил: “Это вы послы и ходатаи, посланные коллатинским народом, чтобы отдать в наши руки себя самих и коллатинский народ?” - “Мы.”

- “Властен ли над собой коллатинский народ?” - “Властен.” -

1 Отпущенники по закону Элия Сенция в данной статье рассматриваться не будут.

“Отдаете ли вы коллатинский народ, поля, воду, пограничные знаки, храмы, утварь, все принадлежащее богам и людям, в мою и народа римского власть?” - “Отдаем.” - “А я принимаю.”» (Liv. I. 38. 1-2). В римских правовых памятниках есть единственное определение дедитициев. Оно гласит, что «peregrini dediticii называются те, кто некогда с оружием в руках сражались против римского народа, а затем, будучи побеждены, сдались (victi se dediderunt)» (Gai. Instit. I. 14). Это определение почти дословно повторяет Исидор Севильский: Dediticii primum a deditione sunt nuncupati. Deditio enim dicitur quando se victi aut vincendi hostes victoribus tradunt (Isidor. Hispal. Etymol. IX. 4. 49) и современные исследователи (Jones 1936: 231; 1964: I, 620; 1968: 131; Банников 2005: 135). Но иногда, вероятно, статус де-дитициев получали те общины, которые под давлением тяжелых обстоятельств добровольно принимали власть римлян. Так, например, поступили жители Капуи под угрозой захвата их самнитами: «А потому, отцы-сенаторы, мы передаем под власть и покровительство ваше и народа римского народ кампанский и город Капую, земли, святилища богов и все, что принадлежит богам и людям; и отныне, что бы не случилось с нами, это случится с отдавшимися под вашу власть (dediticii vestri)» (Liv. VII. 31. 4).

Положение дедитициев было, вероятно, весьма неопределенным. Т. Моммзен считал, что это были жители государства, лишенные местного гражданства из-за роспуска тех общин, которые римляне насильно включили в союз или покорили (Mommsen 1910: 168). До настоящего момента данные представления не изменились, и peregrini dediticii называются члены тех общин, которые были распущены за то, что сопротивлялись римскому оружию до последнего. Они пользовались ius gentium, однако их собственное ius civile уже не признавалось (Санфилиппо 2002: 126).

Практика обращения в dediticii, то есть замирения племен на самых тяжелых условиях, когда они не только не получали никаких элементов римского гражданства, но формально теряли и свое, продолжалась и во времена империи, но теперь она осуществлялась в отношении варваров, которых принуждали переселиться на территорию римских провинций. Из «Жизни двенадцати цезарей» Светония известно, что император Октави-ан Август «...подчинившихся ему (dedentis se) свевов и сигамбров перевел в Галлию и поселил на полях близ Рейна» (Suet. Caes. II. 21). Возможно, об этом же факте, имевшем место

во время войны с германцами, сообщается в биографии Тиберия: «он захватил сорок тысяч пленных (quadraginta milia dediti-ciorum), переселил их в Галлию и отвел им землю возле берега Рейна» (Suet. Caes. III. 9. 2). Вероятно, и впоследствии римские правители использовали пленных из варварских племен теми же способами (Dio LXXI. 11. 4; 21. 1; SHA. Marc. IV. 24. 3; Claud. XXV. 9. 4). Широкие масштабы данное явление приобрело после Марка Аврелия (Коптев 1995: 20).

Эдикт Каракаллы о даровании прав римского гражданства всему населению империи привлек к себе повышенный интерес исследователей после находки в 1910 году гиссенского папируса 40, поскольку в нем обнаружились подробности этого постановления, неизвестные по литературным и правовым источникам. Длительная дискуссия о содержании эдикта 212 г. касалась прежде всего судьбы тех, кто имел статус дедитициев. Из-за плохой сохранности текста гиссенского папируса мнения ученых разделились, но сейчас большая часть исследователей считает, что dediticii не получили права римского гражданства по constitutio Antoniniana (Ранович 1946: 70; Штаерман 1946: 87; Коптев 1995: 46; Mathisen 2006: 1014). Любопытную гипотезу о причинах такого изъятия высказал А. Х. М. Джонс. Он полагал, что государство таким образом защищало свои интересы от возможного посягательства городов: большинство новых

римских граждан в провинциях продолжало оставаться членами городских общин, а dediticii несли повинности непосредственно в пользу государства (Jones 1936: 235).

Сложнейшим остается вопрос о том, какие группы населения Римской империи относились к дедитициям и остались перегринами и после 212 г. Р. Мэтизен не совсем прав, когда сетует на то, что данная проблема редко поднималась в антико-ведении (Mathisen 2006: 1018). Она обсуждалась многократно, но однозначного решения, действительно, пока не имеет (Ростовцев 2001: 132, 358 - 359). Меньше всего сомнений у ученых по поводу сохранения прежнего негражданского статуса покоренных варваров, поселенных на римской земле. Но таких было еще немного (Ранович 1946: 74). Тезис Т. Моммзена о том, что все сельское население римских провинций не подпало под действие эдикта, был отвергнут (Ростовцев 2001: 358), но и после 212 г. есть надписи, упоминающие неграждан в III в., а также ряд военных дипломов, дающих права римского гражданства некоторым категориям солдат. Представляется, что новое прочтение надписей из Мезии и Дакии, когда бессы

указывают свою этническую принадлежность и одновременно являются римскими гражданами (старая интерпретация: это разные категории жителей), неверно (ср.: Штаерман 1946: 87 и Mathisen 2006: 1016). По мнению Е. М. Штаерман, нет никаких сведений, что люди, получившие гражданство только за службу, были варварами, лишь недавно переселившимися в империю (Штаерман 1946: 81-82, 85). Вероятно, на окраинах империи, заселенных варварскими народами, сохранявшими свою племенную организацию, могли еще рассматривать население vici как варваров, относящихся к категории peregrini dediticii. Е. М. Штаерман предполагала, что, может быть, исключение, сделанное из constitutio Antoniniana и затрагивавшее главным образом те области, которые доставляли наибольшее число солдат (дунайские провинции), имело целью сохранить некоторую притягательную силу за военной службой, дававшей римское гражданство (Штаерман 1946: 88). Данное предположение пересекается с указанной выше гипотезой А. Х. М. Джонса.

В IV в. количество варваров на землях Римской империи многократно увеличивается, какая-то их часть, может быть, значительная, попадает в положение дедитициев. Особенно это касается пленных. Аммиан Марцеллин в своем труде часто использует этот термин. Так, в 363 г. при взятии крепости «насчитали 2500 человек сдавшихся (numerata sunt autem dediticiorum duo milia et quingenti)» (Amm. XXIV. 2. 22). В 360 г. во время рейда против германцев «одни были перебиты, других, просивших пощады и предлагавших вернуть добычу, он [Юлиан

- И. Е.] принял в подданство (dediticios cepit), а остальным, уцелевшим в схватке и дававшим обещание сохранять полное спокойствие, предоставил мир» (Amm. XXI. 4. 8). Во время драматических событий готского восстания на территории Фракии именно дедитиции2 или пленники показывали взбун-

2 per Thraciarum latus omne dispersi caute gradiebantur, dediticiis vel captivis vicos uberes ostendentibus, eos praecipue, ubi alimentorum reperiri satias dicebatur. Ю. А. Кулаковский следующим образом переводит данную фразу: «они рассеялись по всему берегу Фракии и шли осторожно вперед, причем сдавшиеся сами римлянам, их земляки, или пленники указывали им богатые селения, особенно те, где можно было найти изобильный провиант». Не совсем понятно, что значит «сдавшиеся сами» - добровольно? По тексту это неясно. Вероятнее, что здесь названа категория поселенцев. А о «земляках» вообще ничего не сказано.

товавшимся готам богатые селения (Amm. XXXI. 6. 5), то есть они уже хорошо ориентировались на местности.

Теперь, исходя из сведений источников, попытаемся охарактеризовать положение варваров дедитициев в Римской империи.

Данная категория населения находилась во власти государства. Во всех известных случаях выходцев из различных племен обращали в дедитициев императоры. Dediticii не связаны с городами и частными лицами. Сальвиан Марсельский, описывающий тяжкую долю трибутариев, податного римского населения, страдающих от непосильных налогов, сообщает что «они передают себя под защиту и покровительство более сильных, делают себя дедитициями богатых (dedititios se divitum faciunt, et quasi in jus eorum ditionemque transcendunt) и как будто переходят в их право и власть» (Salv. De gub. Dei. V. 8). Скорее всего, Сальвиан употребляет здесь термин dediticii в переносном смысле: самому себя превратить в дедитиция было невозможно и принадлежать кому-то конкретному тоже. Попутно следует заметить, что участь дедитициев, по-видимому, была еще худшей, чем даже трибутариев, весьма угнетенного слоя римского общества (Ермолова 2011: 69-77). В одной из конституций императоры Гонорий и Феодосий дают подробные указания префекту претория, каким образом он может распорядиться покоренным племем скиров (Scyras barbaram nationem imperio... nostro subegimus): с очень строгими ограничениями и постоянным контролем за их положением раздать в качестве колонов землевладельцам (CTh. V. 6. 3). Таких колонов из числа варваров рассматривали, вероятно, как дедитициев (Коптев 1995: 167). В частности, их можно было использовать только в земледелии на работах, подходящих для свободных (opera.. libera utantur), нельзя было переводить в рабство или отдавать в городское подчинение (in servitutem trahere urbanisve obsequiis addicere) (CTh. V. 6. 3). По-видимому, главным занятием дедитициев, как во времена ранней Римской империи, так и поздней, была обработка земли, организуемая либо самим государством, либо через посредство землевладельцев. Они сохраняли свободу, но находились в очень зависимом положении.

Возможно, с III в. дедитициев стали привлекать на службу в римскую армию. Ранее о такой практике неизвестно, да и вряд ли она была возможна: служба в легионах и вспомогательных войсках долго была престижна и притягательна получением римского гражданства для провинциальных перегринов. Дефицит добровольцев заставил правительство использовать данный

ресурс. Если относительно III в. говорить об этом приходится с определенной степенью вероятности, то источники IV-нач. V в. подтверждают данный тезис. Аммиан Марцеллин пересказывает письмо Юлиана, которое он написал императору Констанцию после узурпации, стремясь прийти к соглашению с ним и избежать междоусобной войны. В этом письме изложена целая программа сотрудничества двух правителей, в частности, содержится обещание Юлиана всеми силами содействовать комплектованию армии Констанция, в том числе посылать воинов из дедитициев3, которые добровольно переходят к римлянам (ex dediticiis qui ad nostra desciscunt) (Amm. XX. 8. 13).

Одно из главных условий обращения в дедитиции - безоговорочная капитуляция, но и в республиканскую эпоху бывали исключения и добровольное принятие этого статуса (см. выше: Liv. VII. 31. 4), а в поздней Римской империи такое положение, видимо, было уготовано перебежчикам (Mommsen 1910: 169). Во всяком случае, глагол descisco, употребленный Аммианом Марцеллином, позволяет допустить подобную интерпретацию.

Конституция Аркадия, Гонория и Феодосия 406 г., адресованная провинциалам, подтверждает службу дедитициев в римской армии. Выпущена она была в момент угрозы вторжения в Галлию вандалов и аланов, но стала затем общим законом (Mommsen 1910: 169). Суровая опасность объясняет призыв на военную службу всех и вся: не только свободнорожденных, федератов, дедитициев, но их рабов (CTh. VII. 13. 16), чем порождает сложный вопрос об отношении dediticii к собственности.

Согласно Ульпиану, «...тот, кто находится в числе дедитициев, не может составлять завещания, ... потому что не может завещать как римский гражданин, так как он перегрин и не [может завещать] как перегрин, ибо не является гражданином какой-либо определенной гражданской общины и не может завещать согласно законам» (Ulp. fr. 20. 14-15). Фюстель де Куланж вслед за Ульпианом считал, что этот «термин не применим к тому, кто обладал правом собственности» (Фюстель 1904: 2 454). В связи с этим объяснить юридические основания наличия рабов у отдельных дедитициев пока не представляется возможным.

3 Перевод Ю. А. Кулаковского: «...из тех варваров, которые добровольно к нам переходят».

В целом, довольно приниженное положение, в которое попадали на территории империи варвары, становившиеся дедитициями, было, вероятно, уделом отдельных разрозненных групп, по большей части, вынужденных переселенцев или слабых племен.

Принятые сокращения

Amm. - Ammiani Marcellini Rerum gestarum libri qui supersunt / Ed. W. Seyfarth. Vol. 1-2. Leipzig, 1978. Аммиан Марцеллин. Римская история /Пер. с лат. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. СПб., 1996.

CTh. - Codex Theodosianus // Theodosiani libri XVI / Ed. Th. Mommsen et P. M. Meyer. Vol. 1 - 2. B., 1905.

Gai. Instit. - Gai.Institutiones. Гай. Институции / Пер. Ф. Дыдынского. М., 1997.

Dio - Dio’s Roman History / With an Engl. Transl. By E. Cary. In Nine Vol. L.; N. Y., 1914 - 1927 (Loeb Class. Library).

Isidor. Hispal. - Isidorus Hispalensis. Etymologiae IX / Texte etabli, traduit et commente par M. Reydellet. P., 1984.

Salv. De gub. Dei - Salviani presbyteri Massiliensis De gubernatione Dei libri VIII / Rec. C. Halm // MGH. AA. T.I p. prior. Ber., 1877. P. 1108.

SHA - Scriptores Historiae Augustae / Ed. E. Hohl. Vol. I-II. Leipzig, 1971.

Suet. Caes. - C. Suetoni Tranquilli De vita Caesarum libri VIII // Id. Opera / Ex rec. M. Ihm. Vol. I. Lips., 1907. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей / Пер. с лат. М.Л. Гаспарова. М., 1988.

Liv. - Titi Livi ab urbe condita libri, editio altera, quam curavit M. Muller. V. I. Lipsiae, 1905. Тит Ливий. История Рима от основания города / Ред. М. Л. Гаспаров и Г. С. Кнабе. Т. I. М., 1989.

Ulp. - Domitii Ulpiani Fragmenta // Юлий Павел. Пять книг сентенций к сыну. Фрагменты Домиция Ульпиана / Пер. Е. М. Штаерман. М., 1998.

Литература

Банников 2005 - Банников А. В. Варвары в римской армии IV в. н. э. // Вестник СПбГУ. 2005. Сер. 2. Вып. 3. С. 134-137.

Ермолова 2011 - Ермолова И. Е. Tributarii в позднеантичных источниках // Вестник РГГУ № 12(74)/11. Сер. «Ист. науки». Ист-фия, источн-ние, методы ист. исследований. М., 2011. С. 69-77.

Коптев 1995 - Коптев А. В. От прав гражданства к праву колоната. Формирование крепостного права в поздней Римской империи. Вологда, 1995.

Ранович 1946 - Ранович А. Эдикт Каракаллы о даровании римского гражданства населению империи // ВДИ. 1946. № 2. С. 66-80. Ростовцев 2001 - Ростовцев М. И. Общество и хозяйство в Римской империи. Т. II. СПб., 2001.

Санфилиппо 2002 - Санфилиппо Ч. Курс римского частного права / Пер. с итал. М., 2002.

Фюстель 1904 - Фюстель де Куланж. История общественного строя древней Франции. Т. II. Германское вторжение и конец империи. СПб., 1904.

Штаерман 1946 - Штаерман Е.М. К вопросу о dediticii в эдикте Каракаллы // ВДИ. 1946. № 2. С. 81-88.

Jones 1936 - Jones A. H. M. Another Interpretation of the “Constitutio Antoniniana” // The Journal of Roman Studies. Vol. I. 1936. P. 223235.

Jones 1964 - Jones A. H. M. The Later Roman Empire, 284-602: A social, economic and administrative survey. Vol. I-III. Oxford, 1964.

Jones 1968 - Jones A. H. M. Studies in Roman Government and Law. N. Y., 1968.

Mathisen 2006 - Mathisen R. W. Peregrini, Barbari, and Cives Romani: Concepts of Citizenship and the Legal identity of Barbarians in the Later Roman Empire // American Historical Review. Vol. 111. 2006. P. 1011-1040.

Mommsen 1910 - Mommsen Th. Gesammelte Schriften. Bd. 6. Berlin, 1910.

I. E. Ermolova. Dediticii in the Late Roman Empire

This paper is an attempt to understand the meaning of a term used in Roman sources to describe certain groups of barbarian settlers and identify the principal characteristics of the dediticii concept. This analysis can help to shed light on some problems in the Later Roman Empire’s relations with various barbarians tribes in IV - early V Centuries A.D.. The paper proposes a successive analysis of late ancient narrative tradition texts and law documents which contain the term tributarii.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.