DBA как инновационная форма подготовки топ-менеджеров
С.О. Календжян
УДК 005 ББК 65.290-2 К-171
За последние два десятилетия в мире, и особенно в развитых странах, появились и получили распространение профессиональные программы докторского уровня в сфере бизнеса. Это связано с возросшим спросом на образование, сочетающее в себе глубокий исследовательский характер и навыки практического управления бизнесом. Особенно востребованной в ряде стран мира образовательной программой нового поколения является докторантура в сфере управления бизнесом, которая называется doctor of business administration - доктор бизнес (делового) администрирования /13/. При этом необходимо отметить, что программа DBA не является широко распространенной (массовой) бизнес-программой за рубежом. Программа проводится в основном ведущими бизнес-школами мира, входящими в «топовые» международные или национальные рейтинги.
В ряде аспектов (содержание, организация, результаты, продолжительность) DBA - это инновационная программа, особенно для России. Основное отличие программы от остальных программ дополнительного бизнес-образования (MBA, Executive MBA) состоит в индивидуализированном подходе к обучению, а также в том, что основной акцент делается на исследовании в области управления бизнесом, а не на изучении теоретических и прикладных курсов с целью увеличения знаний и навыков. На этой программе обобщается опыт, формируется новый уровень понимания процессов управления бизнесом, проводится серьезное исследование, которое имеет важное прикладное значение. При этом программа ДВА значительно отличается от западных докторских программ PhD
и от принятой в нашей стране аспирантуры с выходом на написание и защиту кандидатской диссертации. Гарвардская бизнес-школа подчеркивает, что целью выпускника PhD является создание новой теории, в то время как выпускник DBA должен внести инновации в систему управления, применив теоретические модели к практике реального бизнеса [4]. У нас в кандидатской диссертации важнейшим требованием является научная новизна. Поэтому людям, занимающимся реальным бизнесом надо идти на программу DBA, а не в аспирантуру.
Таким образом, сочетание двух подходов к образованию: исследовательского и прикладного, позволило создать принципиально новую программу, выпускники которой могут эффективно управлять бизнесом на основе научно обоснованных рекомендаций. Следовательно применение рекомендаций выпускных работ программы ДВА позволяет увеличить долю научно обоснованных решений на практике в сравнении с долей искусства и интуиции в процессе управления реальным бизнесом.
Лучшими программами DBA, аккредитованными ассоциацией AMBA, признаны программы Kingston Business School, Cranfield School of Management, Grenoble Ecole de Management и Hong Kong Polytechnic University [6]. В Гренобльской Школе Менеджмента (Франция) и в Кингстонгском Университете (Великобритания) DBA построена по принципу двухэтапного обучения: изучение прикладных курсов и предметов, связанных с методикой проведения исследования в сфере бизнеса, и непосредственно написания масштабной исследовательской работы (диссертации). [5], [7]. Обучение на программе DBA в лучших западных бизнес-школах составляет от 3 до 5 лет. В течение этого времени слушатели могут успеть провести серьезное самостоятельное прикладное исследование. За более короткий срок занятые собственным делом люди не могут провести значимое бизнес-исследование докторского уровня.
В 2002 г. Высшая школа корпоративного управления Академии народного хозяйства при Правительстве РФ начала впервые проводить программу DBA в России. Новое направление образовательных программ было поддержано академиком А.Г. Аганбегяном, который стал научным руководителем программы и внес существенный вклад в успешное развитие DBA в России. Он вложил свой талант, знания и опыт в формирование нового направления бизнес образования в России. Все службы ВШКУ: маркетинг, логистика, кафедры, бухгалтерия всячески помогали успешному развитию программы.
С самого начала было принято решение, что программа ДВА будет иметь свои отличительные черты по сравнению с имевшимися в то время программами МВА и ЕМВА - по продолжительности (не менее 3 лет), а по качеству исследовательского проекта результатю будет соответствовать лучшим зарубежным аналогам. В процессе формирования основ российской DBA был учтен опыт США, Великобритании, Австралии и Швейцарии [2]. Были изучены не только сами процессы
организации обучения, но и выходные материалы: статьи, книги и диссертации. Много внимания было уделено анализу методик проведения прикладных бизнес-исследований. В ходе взаимных визитов и дискуссий формировалось понимание фундамента ББЛ ВШКУ. Следует отметить, что во многом программа ББЛ является специфической для каждой бизнес-школы. Для ВШКУ успешный запуск программы ББЛ был во многом предопределен опытом проведения различных программ дополнительного образования и уровнем выпускников программы ЕВРОМЕНЕДЖМЕНТ - МВА для руководителей. В то время у нас среди выпускников были сотни первых руководителей компаний, которые хотели продолжить обучение и готовы были к проведению прикладных исследований. При этом многим из них не хотелось идти в аспирантуру и заниматься чистой наукой. У нас был мощный состав преподавателей-консультантов и поэтому мы могли обеспечить каждого слушателя сильным научным руководителем и при необходимости мы еще предоставляли консультанта-тьютора. Много внимания руководство школы и программы уделяло помощи слушателям в оформлении работ для публикации в журналах и в форме монографий (по итогам проведения диссертационного исследования). Слушатели программы ББЛ ВШКУ проходят зарубежные стажировки и могут получить диплом ББЛ одной из школ-партнеров из западной Европы.
Важным требованием к организации программы ББЛ является создание атмосферы коммуникации и обмена опытом и специфическими знаниями между слушателями и преподавателями. Занятия на программе ББЛ - по сути, дискуссия. Обычно преподаватель готовит новый авторский материал, который служит основой «круглого стола». При этом слушателям предоставляется «трибуна» для выступлений, а преподаватели в этом случае выступают в качестве активных слушателей, которые ставят под сомнение отдельные позиции презентации и мотивируют докторантов к проведению новых исследований. В ходе презентации слушателями своих эссе и кейсов коллеги по группе активно взаимодействуют и участвуют в обсуждении. Мы широко используем учебные материалы для самостоятельного и заочного обучения по софт менеджменту, которые изданы в содружестве с нашим партнером Академией экономики и управления (Бад-Гарцбург, Гемрания). На основе этих материалов наши слушатели программы ББЛ лучше проводят моде-рацию, консультационные беседы, круглые столы и в целом поднимают уровень своей социальной компетенции в соответствии с европейскими рекомендациями.
Занятия на программе ББЛ - преимущественно место обмена опытом, сравнение с отечественными и мировыми лучшими практиками, нахождения новых подходов и решений. На программе ББЛ преодолевается проблема «одиночества» для высших руководителей, которые зачастую не могт обсудить свои инновационные идеи и тревоги на работе, а иногда и дома. Доброжелательная атмосфера одинаковых по статусу людей, стремящихся к развитию, создает предпосылки для рождения новых идей и возможностей [2].
Вопросам развития программы ББЛ в России уделяет существенное внимание Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО). Этой проблеме были посвящены статьи в журнале РАБО /1-3/. Создана комиссия по формированию стандартов программ ББЛ в России с участием представителей бизнес-школ и университетов, имеющих опыт проведения этой программы. Был проведен круглый стол по проблематике ББЛ. Сформированы единые требования к программе ББЛ, которые близки к международно признанным стандартам. Это облегчит получение аккредитаций отечественными бизнес-школами за рубежом и поможет им быть в едином образовательном пространстве с западными партнерами.
С самого начала запуска программа ББЛ пользовалась спросом. Первые слушатели программы были в основном выпускники МВА и ЕМВА нашей школы и других ведущих школ Академии. Ниже представлена динамика численности слушателей программы ББЛ. Приятная особенность программы - спрос на нее не упал во время кризиса.
Рисунок 1
Динамика численности выпускников и слушателей программы DBA
Успешный 10-летний опыт позволил нам сделать ряд важных выводов и предложений, полезных для развития высших профессиональных квалификаций топ-менеджеров в России.
Во-первых, следует особо отметить, что в данную программу был заложен большой потенциал, она создавалась в соответствии с лучшими зарубежными образцами. Это позволяет нам легко интегрироваться в мировое образовательное пространство. Как известно, наиболее строгие требования к программам бизнес-образования предъявляет такая международная организация, как АМВА
(Association of MBAs). Изучив критерии аккредитации программ DBA АМВА, мы обнаружили во многом соответствие нашей программы требованиям этой Организации.
Важнейший метод обучения опытных руководителей высокого ранга - создание условий и организация процесса самостоятельного серьезного исследования.
Рисунок 2
Процесс обучения на программе DBA ВШКУ
Существенные отличия от других программ дополнительного образования в сфере бизнеса:
1. Длительное исследование - 3 года, позволяющее отслеживать экономические процессы в динамике, тестировать гипотезы в различных условиях, внедрять результаты. Мы с первых дней обучения ориентируем слушателей программы на глубокое исследование в какой-либо сфере управления бизнесом - именно исследовательский проект каждого слушателя является итогом трехлетнего обучения по программе.
2. Специальный инструментарий
Для того чтобы руководители и владельцы бизнеса смогли выйти на высокий уровень обобщения своего опыта, в программе предусмотрен специальный блок курсов, сопровождающий их в течение всего периода обучения. Эти курсы «ведут» наших докторантов от фокусировки на конкретной теме, к разработке индивидуальных планов исследования, изучению разнообразных методов исследований, моделированию, и в конце концов даже к дизайну проекта - «диссертации», как мы его называем на программе.
В числе инноваций программы - возможность освоить и использовать для своих работ Гарвардскую модель исследовательского проекта - начиная от формулировки тематики и заканчивая списком литературы.
3. Обязательные публикации в бизнес-изданиях
Слушатели ББЛ регулярно печатают в СМИ статьи по тематике исследований. Это является обязательным условием ежегодной аттестации по программе. Публикации размещаются в журналах ВАК, таких, например, как «Российское предпринимательство», отраслевых изданиях, например, «Российская авиация» и др. Кроме того, практически каждый наш выпускник к защите диплома - итогового исследовательского проекта - публикует монографию, которая в сжатом и более прикладном виде отражает результаты его работы.
4. Научно-практическое консультирование
Персональное внимание к каждому участнику программы проявляется также и в достаточно долгой и сложной процедуре подбора индивидуального научного руководителя-консультанта, который может представлять не только научную среду, но и органы государственной власти, а также крупные профессиональные и отраслевые структуры России. Этим обеспечивается существенный «крен» исследований в сторону практических интересов отрасли, региона, экономики страны.
Новые находки в содержании и организации процесса обучения
1. Индивидуальная работа с каждым слушателем
Ведущим преподавателям необходимо постоянно взаимодействовать со слушателями, встречаться, беседовать как с равными собеседниками, терпеливо и внимательно, не глядя на часы. У нас на программе академики и профессора персонально работают со слушателями программы ББЛ. Все слушатели проходят индивидуальные беседы и выполняют специальные исследования по заданию академика А.Г. Аганбегяна. ББЛ содержит значительную величину творчества. Занятия зачастую проходят в форме дискуссии, преподаватель становится модератором. Отсюда особые требования к преподавательскому составу. Многие преподаватели, прекрасно работающие на МВА, не могут успешно проводить занятия со слушателями ББЛ. Все чаще на занятия мы приглашаем людей с большим консалтинговым опытом.
Слушатели серьезно обогащают друг друга благодаря активному коллегиальному сотрудничеству. Они имеют возможность высказываться, рассказать о своем опыте, показывать достижения своей компании.
2. Площадка для обмена передовыми технологиями и управленческими инновациями
Немаловажную роль для слушателей нашей программы ББЛ играет возможность сформировать для себя новое бизнес-сообщество. Сокурсники, слушатели, выпускники программы ББЛ - это сообщество, объединяющее людей не по отраслевому или территориальному принципу, как это часто бывает в жизни, и даже не
по стремлению сделать карьеру, как например в МВА, а по стремлению к саморазвитию, по аналитическим и исследовательским способностям, желанию делиться успешным опытом с коллегами в академической среде.
На всех занятиях программы ББЛ лекций и семинаров в классическом смысле здесь уже нет. Основное время идет диалог практически равных партнеров, представляющих различные отрасли, компании разных форм собственности, готовых обсуждать, критиковать, спорить, вносить конструктивные предложения на базе собственной практики и знаний.
Коммуникация между слушателями продолжается после занятий и даже по окончанию обучения - связи, приобретенные на нашей программе, поддерживаются слушателями в бизнесе и жизни. Понятно, что в такой среде формируются и быстро развиваются новые подходы к управлению бизнесом.
Часто здесь мы видим достаточно успешные попытки применения передовых технологий менеджмента в новых важных сферах - так например инструментарий и идеологию реинжиниринга бизнес-процессов в медицинском учреждении - в исследовании С.О. Ермаковой, генерального директора компании «Инкор», Самара, исследование опыта быстрорастущих фирм - «газелей» - как их называют в мировой практике - в работе В. А. Алексеева.
Мы не только внедрили в учебный процесс технологию решения кейсов слушателями, но и применяем технологию создания слушателями собственных кейсов и их обсуждение на занятиях.
3. Развитие личности
В программе реализуется методика совершенствования личных и профессиональных качеств руководителя (владельца бизнеса) как возможность открытия новых горизонтов развития компании!
Рисунок 3
Должностной состав слушателей программы DBA
щ Генеральные
директора, __ „ Ы Директор по президенты и направлению владельцы , , „ бизнеса 50% ■ Генераные директора, президенты и владельцы бизнеса Ш Директор по направлению (фин. и ДР-)
L ^ UPf — ) □ Главные
^ ■ 1 специалисты
1,1 П) 1 - -■ ' □ Бизнес-консультанты
О Главные
О Бизнес- специалисты П Прочее оо/„ «до, консультанты ^ 2% □ Прочее
Карьерный рост уже не является реальным стимулом для обучения наших слушателей. Наши слушатели - как правило, Мастера бизнес-администрирования, треть - кандидаты и доктора наук. Это владельцы бизнеса, высшие руководители, вторые лица в крупных компаниях.
Поэтому в программе, даже в традиционных по названиям курсах велика философская составляющая, а также много внимания уделяется роли личности в развитии компании, межличностным отношениям, социальной ответственности бизнеса, лидерству, взаимодействию бизнеса и государства, этике бизнеса.
4. Процесс поступления на программу
Особый статус программы, требования в процессе обучения и мощная исследовательская составляющая обуславливают специфическую процедуру отбора соискателей. На программе практикуется индивидуальный отбор каждого потенциального участника, и в продолжение - жесткие требования к слушателям. Об этом наглядно свидетельствует статистика - из 25-28 ежегодно поступающих на программу успешно заканчивают ее не более 15-17 человек, около 30% обучающихся не получают диплома ББЛ.
Мы практикуем трехступенчатую процедуру приема:
Контроль формальных признаков - степени МВА, второго высшего экономического образования, академической степени кандидата или доктора наук, длительного (не менее 7 лет) опыта управленческой деятельности, соответствующей должностной позиции, возраста от 33 лет.
Рисунок 4
Возрастной состав слушателей программы DBA ВШКУ
в до 35 лет С 35-45 лет в св ыше 45 лет
□ 35-45 лет 54%
Контроль мотивационных факторов поступления на программу - личное эссе о целях поступления на программу и ожиданиях, рекомендательные письма из ака-
демической среды и бизнес-сообщества, заполнение соответствующей формы соискателя об исследовательских и практических интересах и приоритетах.
Личное собеседование слушателя с научным руководителем программы, директором программы и директором Школы. Такая процедура должна обеспечить относительную однородность, или, скорее, общность интересов группы слушателей. Однако следует отметить, что за всю историю на программе не было двух одинаковых или даже похожих групп. Каждый год мы получаем «сюрпризы», оригинальные запросы и предложения. В итоге - требуемый минимум стандартизации, творчество во всех проявлениях, учет индивидуальных интересов - и за этим, на наш взгляд, будущее программ такого уровня.
В сентябре 2012 года нами проведено широкомасштабное исследование двух важнейших составляющих программы:
♦ мотивы поступления на программу ББЛ;
♦ реальные результаты обучения на программе.
В процессе исследования выделены 4 основные группы мотивов и соответственно результатов обучения на программе ББЛ:
♦ образовательные;
♦ профессиональные;
♦ коммуникативные;
♦ личные.
Явное преимущество при поступлении на программу имеют мотивы образовательные (42%) и профессиональные (37%), при этом недооценивается значение личных и коммуникативных возможностей. Однако, следует все же отметить, что большая часть соискателей называло сразу несколько причин, выделяя при этом в качестве наиболее значимых получение новые знания и повышения свое профессионального уровня как руководителя бизнеса.
Рисунок 5
Мотивы поступления на программу DBA ВШКУ
Существенно отличается картина реальных результатов обучения.
Рисунок 6
Результаты обучения на программе DBA ВШКУ
13%
8°,
37%
42%
□ образовательные
□ профессиональные п коммуникативные
□ личные
Первое, что выявило исследование - реальные результаты обучения, по мнению слушателей, гораздо богаче, глубже, полезнее для бизнеса и лично для каждого из этих серьезных, успешных, продвинутых руководителей.
Портрет выпускника программы ББЛ - гармоничная, высокообразованная, владеющая самыми современными инструментами и методами управления личность, успешно адаптированная в социуме. Наибольший вес (34%) имеют профессиональные результаты - новые успехи и находки в управлении бизнесом, второе место (по 24%) делят коммуникативные и личные достижения и, наконец, немалую долю (18%) занимают образовательные результаты обучения на программе.
Мы можем сделать важные выводы:
Обучение на программе ББЛ, в отличие, например, от аспирантуры, обеспечивает, в первую очередь, наивысшее профессиональное развитие руководителя, базирующееся на современных глубоких знаниях. Обучение на программе ББЛ обеспечивает уравновешенное, сбалансированное развитие бизнесмена, руководителя, личности, члена социума.
Встает вполне закономерный вопрос - как это возможно обеспечить?
Широкого распространения программы ББЛ не могут получить. Они могут проводиться лишь в бизнес-школах, которые могут обеспечить каждому участнику индивидуальное руководство высококлассным специалистом-практиком, доктором наук. Желающие в будущем должны иметь возможность совместить обу-
чение по программе с подготовкой при желании диссертации. Небольшие новые бизнес-школы, где работают несколько докторов наук, этого предложить не могут.
Реализация программы DBA в России реальна лишь в Москве, Петербурге, в регионах пока довольно сложно. Возможен вариант совместного проекта регионального Университета, бизнес-школы с известной и сильной столичной организацией.
Желательно, чтобы программа DBA проводилась в сотрудничестве с иностранным партнером. Диплом должен признаваться западными бизнес-школами, чтобы наши люди имели возможность получить два диплома - российский и зарубежный. Международная составляющая обязательна и важна, т.к. высшие руководители по жизни взаимодействуют с международной средой, участвуют в процессах глобализации, экспорте и импорте, совместных с зарубежными партнерами проектах. Жизненно необходимо знание международных требований и деловой культуры других стран.
Программы DBA может вести тот, кто уже подготовил сотни и тысячи Мастеров бизнес-администрирования. Далеко не каждый руководитель хочет и может стать Доктором бизнес-администрирования. Учитывая эти факторы, программа Доктор делового администрирования в России, с одной стороны, может стать полигоном апробации самых актуальных, передовых и инновационных образовательных технологий, а с другой - школой создания для бизнес-образования и бизнес-среды качественно новой категории специалистов, преподавателей, ученых мультиплицирующих управленческие инновации.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Карташева Л.В. Программа DBA: эксклюзивное предложение на рынке бизнес-образования. //Журнал РАБО «Бизнес-образование», № 2(32), 2012.
2. Аганбегян А.Г., Календжян С.О. Программа DBA в академии - первая программа для получения высшей профессиональной степени по управлению. //Журнал РАБО «Бизнес-образование», № 2(32), 2012.
3. Delmont T. Resolving issues in innovative graduate degree programs: the Metropolitan State University Doctor of Business Administration (DBA) Experience. //“American Journal of Business Education”, № 4, March 2011.
4. http://www.hbs.edu “Doctoral programs. Exceptional academic experience”.
5. http://www.grenoble-em.com “Grenoble DBA: one of the nine DBA programs in the world to be accredited by AMBA”.
6. http://goodmbaguide.com “AMBA accredited DBA programs”.
7. http://www.kingston.ac.uk/ “DBA (Doctor of Business Administration)”.