Научная статья на тему 'Дайджест мероприятий НОЦ сравнительного права'

Дайджест мероприятий НОЦ сравнительного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дайджест мероприятий НОЦ сравнительного права»

ДАЙДЖЕСТ МЕРОПРИЯТИЙ

ДАЙДЖЕСТ МЕРОПРИЯТИЙ НОЦ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

В рамках VI Московского юридического форума состоялось заседание круглого стола по теме «Развитие концепции правового статуса научных работников от эпохи промышленной революции XIX века до технологических вызовов XXI века» (круглый стол организован при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-15032).

Начало дискуссии было положено концептуальным докладом доктора юридических наук, профессора, профессора кафедры административного права и процесса Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Ю. В. Степаненко «Правовой статус научного работника: ключевые понятия». Как справедливо отметил оратор, целью любого научного исследования является получение истинного, верифицируемого знания о каком-либо предмете или явлении, в том числе правовом. Однако эта цель может оказаться недостижимой, если процесс исследования, его промежуточные и конечные результаты будут основываться на терминах и понятиях, весьма уязвимых в силу своей полисемичности, словесной энтропии и других отрицательных факторов, влекущих искажение их действительной сути и значения. Совсем плохо, когда такие термины и терминологические конструкции облекаются в правовую форму и обозначаемые ими понятия приобретают значение юридически императивных констант.

Поэтому, продолжил свое выступление Ю. В. Степаненко, научное исследование целесообразно начинать с выяснения максимально точного смысла ис- д пользуемых в нем основополагающих понятий. Это представляется особенно й важным при осуществлении научного познания коллективом исследователей, представляющих разные отрасли науки, научные школы и виды профессиональ- е ной деятельности. В таких случаях общепризнанные в рамках темы дефиниции становятся локальным средством гармонизации и синхронизации индивиду- мероприятий

>

га™ Ii I ■ Lil/Hf

244 ДАЙДЖЕСТ МЕРОПРИЯТИЙ ероктега

|И и мени O.E. Кугафина (МПОА)

альных взглядов, позиций и точек зрения, своеобразным научным навигатором в разработке исследуемых проблем, гарантией получения достоверного знания.

В этом смысле не является исключением и тема научного проекта «Концепт правового статуса научного работника в России и зарубежных странах: теоретико-компаративное исследование». Здесь также существует необходимость договориться о терминах, прежде всего о таких, как «правовой статус», «правовое положение», «научный работник», «научный сотрудник», «научно-педагогический работник», «ученый», «исследователь», «научно-исследовательский работник» и другие дефинитивные конструкции, используемые в отечественном и зарубежном законодательстве, а также соответствующих научных доктринах.

В докладе доктора юридических наук, профессора, заведующего кафедрой предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кута-фина (МГЮА) И. В. Ершовой на тему «Истинный университетский профессор — кто он?» раскрыто понятие «профессор» и представлена этимология данного слова. В частности, внимание присутствующих было обращено на то, что словари русского языка трактуют слово «профессор» довольно однозначно. Так, согласно словарю В. И. Даля, профессор — наставник, учитель известной науки, высший учитель при университете, академии, лицее. Более поздний словарь современного русского литературного языка С. И. Ожегова под словом «профессор» предлагает понимать высшее учебное звание преподавателя высших учебных заведений, а также лицо, обладающее этим званием. Само слово «профессор» было заимствовано в Петровскую эпоху из немецкого языка, где Professor восходит к латинскому professor — «учитель», «публичный учитель». В свою очередь, латинское professor производно от profiteor или profateor — «преподавать», «открыто объявлять, заявлять (о предмете своих занятий, о своей специальности)». Таким образом, сделала вывод докладчик, главное содержательное начало деятельности профессора — преподавание.

Правовой статус профессора-преподавателя закрепляют нормативные правовые акты, краткий обзор которых был представлен в выступлении. И. В. Ершова отметила, что содержание трудоправовой функции профессора закреплено разделом 3.10 профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Изучение данного документа дает основание сделать следующие выводы:

а) профессор — наиболее универсальный педагогический работник университета (впрочем, и иного вуза). Он вправе осуществлять все трудовые действия, возможные для преподавателя, старшего преподавателя, доцента. Но при этом только профессор может вести преподавание учебных курсов (дисциплин) по программам подготовки кадров высшей квалификации и осуществлять разработку научно-методического обеспечения для реализации указанных программ; руководить подготовкой аспирантов и ассистентов-стажеров по индивидуальному учебному плану; руководить группой специалистов, участвующих в реализации образовательных программ, и др.;

б) к должности профессора стандарт предъявляет особые требования применительно к его образованию, обучению, опыту практической работы, а также устанавливает особые условия допуска к работе. И это закономерно вытекает из предоставленных тем же стандартом «дополнительных возможностей». Но

в

ÄSESta дайджест мероприятий 245

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

в рассматриваемом документе можно найти лишь скупое перечисление необходимых и достаточных трудовых действий, умений, знаний профессора. Реальная действительность эти горизонты значительно расширяет. Далее И. В. Ершова, не ставя перед собой задачи полной инвентаризации всех функций университетского профессора, представила основные его ипостаси, охарактеризовав профессора как: лектора; преподавателя, проводящего занятия семинарского типа и руководящего самостоятельной работой студентов и аспирантов; экзаменатора; автора учебников, учебных пособий; руководителя научной школы и др.

В заключение докладчик озвучила вывод: ни одна профессия не содержит такого большого набора и объема компетенций и таких высоких требований к качеству профессиональной деятельности, как профессия профессора-преподавателя. Как говорится — положение обязывает!

Яркую компаративистскую окраску обсуждению придало выступление кандидата юридических наук, преподавателя кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Л. В. Зайцевой на тему «Правовой статус научных работников в Федеративной Республике Германия». Докладчик начала с того, что основной формой реализации труда научных работников всех отраслей науки в ФРГ является их деятельность на кафедрах университетов и в рамках научных учреждений до получения научным работником статуса профессора. Ключевой задачей научных работников в рамках университетов и научных учреждений является развитие научных исследований в избранной области науки.

Правовой статус научных работников в ФРГ закреплен в первую очередь в нормах федерального законодательства и отраслевых нормативных актах. Основополагающим нормативным актом, регулирующим правовой статус научного работника, объем его прав и обязанностей, а также особенности регулирования деятельности научного работника с точки зрения трудового права является Федеральный закон «О временном научном договоре» (Wissenschaftszeitvertrags-gesetz).

По общему правилу, указала Л. В. Зайцева, научными работниками является особая группа работников, осуществляющих свою деятельность на факультетах университетов, в рамках кафедр или научных учреждений (организаций) и выполняющих научную работу. Условия приема на работу научного работника устанавливаются каждым университетом или научным учреждением в рамках, определенных федеральным законодательством. С научным работником может быть заключен как бессрочный, так и срочный договор (сроком до 6 лет) до защиты научным работником диссертации (Promotion). Срочный договор с научным работником может быть продлен после защиты им диссертации максимально еще на 6 лет, по истечении которых квалифицированный научный работник, имеющий статус доктора наук, имеет право занять должность профессора кафедры и полу- д чить руководство собственной кафедрой (Lehrstuhl) на факультете университета. й Правило «двенадцатилетнего срочного договора» является основополагающей гарантией для научного работника с точки зрения трудового права и обеспечи- е вает преемственность научной работы в университетах и научных учреждениях.

мероприятий

246

ДАЙДЖЕСТ МЕРОПРИЯТИЙ

"Т^ЕСТНИК

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кутафи на (МПОА)

Нельзя не обратить внимание на развернувшуюся после выступления Л. В. Зайцевой дискуссию, в ходе которой участники круглого стола в сравнительном аспекте обсудили правовой статус научного работника по законодательству разных стран.

В завершение работы круглого стола с докладом по теме «Правовой статус научно-педагогических работников в российской дореволюционной практике» выступила доктор публичного права, член-корреспондент Международной академии сравнительного права М. В. Захарова. В своем докладе она отметила, что правовой статус научно-педагогических работников в российской дореволюционной практике был определен согласно Общему уставу императорских российских университетов 1884 г., а также ранее действующих актов Российской империи по этому вопросу. В данном случае, как подчеркнула М. В. Захарова, преподаватели университетов относились к числу лиц, которые находятся на службе по определению от правительства и, соответственно, пользуются всеми преимуществами, означенными в Уставе о службе по определению от правительства. В частности, в ст. 152—157 Общего устава императорских российских университетов 1884 г. был определен институт пенсионного обеспечения и пособий для преподавателей вузов. Такой подход к определению правового статуса научно-педагогических работников, сделала вывод М. В. Захарова, в значительной мере приближен к современной европейской модели определения их правового статуса1.

Руководитель НОЦ Сравнительного права, доктор публичного права, член-корреспондент Международной академии сравнительного права М. В. Захарова приняла участие в качестве эксперта-докладчика в работе круглого стола по теме «Эволюция прав человека и концепция меры свободы личности», который был проведен на базе Казанского (Приволжского) федерального университета в рамках XIV Международной научно-практической конференции «Державин-ские чтения». Она выступила с докладом по теме: «Мера свободы личности в контексте правового регулирования геномных исследований: зарубежный опыт» (подготовлен при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-14002). Раскрывая проблематику научного исследования, М. В. Захарова, в частности, подчеркнула, что в мировой юридической практике наблюдается явная пробельность первоначального и последующего порядка в представленной сфере; при этом мера свободы в данном вопросе во многом зависит от правовых традиций, сложившихся в различных национальных правопорядках и не может быть стандартизирована в универсальном ключе. В работе круглого стола также приняли участие:

— Хуан Даосю — профессор Политико-юридического университета Китая, председатель научно-исследовательского центра российского права, кавалер Ордена дружбы Российской Федерации, доктор юридических наук;

— Ван Чжихуа — заместитель председателя научно-исследовательского Центра российского права, генеральный секретарь Ассоциации сравнительного

1 Обзор работы круглого стола подготовлен доктором юридических наук, профессором, заведующей кафедрой предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) И. В. Ершовой.

в

ШШкШта ДАЙДЖЕСТ МЕРОПРИЯТИЙ 247

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

правоведения Китая, профессор Политико-юридического университета Китая, доктор юридических наук;

— Сырых Владимир Михайлович — заведующий отделом теории и истории права и судебной власти Российского государственного университета правосудия, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации;

— Уксусова Елена Евгеньевна — профессор кафедры гражданского и административного судопроизводства Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА);

— Бакулина Лилия Талгатовна — декан юридического факультета Казанского федерального университета, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Республики Татарстан2.

2 Обзор подготовила доктор публичного права М. В. Захарова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.