вопрос, прыгают позади своих соперников и мчатся к черте на другой стороне [3, 55 с.], позволяет девочкам участвовать в игре и попробуйте свои силы один за другим с помощью вопросов.
Мы также предлагаем использовать эту игру в ее исходной форме для физических занятий и во внеклассных мероприятиях, как указано выше.
Информация для игры вопросов и ответов «Яраным» взята из книги Н. Байрамова «Добрая природа». [2, 302 с.]
Список использованной литературы:
1. Аннаев К., Балакаев Г., Моммиев К. Яраным. - Ашхабад, 1970. 52 с.
2. Байрамов Н. Дружелюбная природа (дидактика о природе для начальных классов). материалы) - Ашхабар «Магарыф», 1984. 302 с.
3. Джикиев А. Давайте поиграем, друзья! - Ашхабад, 1989. 53 с.
4. Пирлиев Г. Этнопедагогика и современное образование. - Ашхабад. 1995.
© Чарыева О., 2024
УДК 9
Шакулиева Дж.А.,
Преподаватель Оразов М. Ё.,
преподаватель
Туркменский государственный университет имени Махтумкули
г. Ашхабад, Туркменистан
ДАЯХАТЫН: ПАМЯТНИК НА ВЕЛИКОМ ШЁЛКОВОМ ПУТИ
Аннотация
Даяхатын является одним из сохранившихся до наших дней уникальным памятником Х1-Х11 веков. Его особенность в том, что это единственный караван-сарай в Центральной Азии, который отличается высотой вход и стен коридоров.
Ключевые слова:
Даяхатын, памятник, караван-сарай, Великий Шёлковый путь, караван, путешественники, фасад, крепость.
Жемчужина архитектуры Центральной Азии - крупнейший караван-сарай Даяхатын является одним из сохранившихся до наших дней уникальным памятником Х1-Х11 веков. Он находился на древнем отрезке Великого Шёлкового пути из Амуля в Хорезм, внутри оборонительных стен рабата Тахирия. Этот некогда постоялый двор расположен в 170 километрах от Туркменабада, на краю пустыни Каракумы. Этот объект средневековья, дошедший до наших дней и не изменивший своего первозданного облика, считается историческим сокровищем.[1]
Расположившись на торговом пути, караван-сарай служил в своё время местом отдыха и безопасности караванов. Здесь также побывали многие знаменитые арабские писатели-путешественники, которые очень лестно отзывались об этом постоялом дворе в своих трудах.
В книге национального лидера Туркменистана героя Аркадага «Туркменистан- сердце Великого
шёлкового пути» говорится, что: «Даяхатын - это не обычная придорожная гостиница, каких немало стояло на этом пути, а самая настоящая государственная резиденция, предназначавшаяся для кратковременного отдыха сельджукских султанов и их челяди. Они останавливались в этом красивом и удобном здании во время царской охоты, военных походов и прочих поездок на восточную окраину своего государства».
Даяхатын, или как её называют местные жители- Байхатын, являлась ещё и крепостью. Она была построена из сырцового кирпича и укреплена круглыми башнями. Арки, своды и купола караван-сарая выложены из обожённого кирпича. А стены фасада облицованы кирпичом в оригинальном орнаментальном стиле.
В давние времена караван-сараи были разной величины и могли принимать караваны от 100 до 1000 верблюдов. Караваны, где численность верблюдов превыщала 500 голов, считались большими. И Даяхатын был одним из таких больших и значимых по расположению караван-сараем.[2]
Ещё одна уникальная особенность Даяхатын в том, что это единственный памятник в Центральной Азии, который отличается высотой вход и стен коридоров. В правой стороне от входа была расположена комната для мечети. Внешние стены караван-сарая прямоугольные, а внутренний двор имел квадратную форму. Также у караван-сарая были выходы в стороны Мерва и Хорезма. Внутренняя часть центра была выполнена из сырцового кирпича и квадратной формы. На против входа располагалась комната для приёма гостей и 23 комнаты с куполами. А стены были украшены орнаментом, что придавало им необычный вид.
Даяхатын - это единственный почти полностью сохранившийся караван-сарай, что даёт специалистам возможность вернуть практически все утраченные части здания и элементы декора научным путём, на основе существующего оригинала.
Упоминание о четырёх халифах свидетельствует о том, что Даяхатын был не простой гостиницей для купцов, а государственным караван-сараем, предназначенным для отдыха коронованных голов и их двора во время дальних странствий.
В 1920-е годы археолог Александр Александрович Марущенко вновь открывает Даяхатын, таким образом закладывая основы археологии в Туркменистане. А в 1950-м году историк архитектуры Анна Максимовна Прибыткова проводит первое углублённое исследование караван-сарая. Академик Галина Пугаченкова, в свою очередь, побывала на месте во главе археологической экспедиции «ЮТАКЭ», в итоге чего она стала автором важнейшей книги по истории архитектуры Туркменистана, в которой Даяхатын посвящено много страниц, в том числе подробное объяснение его исключительной ценности. [3]
В настоящее время начиная с 2013 года во избежание дальнейшего ухудшения состояния памятника были осуществлены первые этапы по реставрации караван-сарая, таким образом сохранив наиболее повреждённые части стен и потолков, а также главный фасад. Также удалось частично восстановить внутренний фасад и вход в здание. Потерявшаяся верхняя часть входного портала была перестроена как снаружи, так и внутри. В итоге, общий вид памятника удалось смоделировать в трёх измерениях. Памятник был восстановлен с использованием старинных кирпичей, а также новых материалов, соответствующих формату и качеству оригинальных кирпичей.
Караван-сарай Даяхатын, один из уникальных памятников на Великом шёлковом пути, является кандидатом на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Список использованной литературы:
1. Гурбангулы Бердымухамедов. Туркменистан - сердце Великого щёлкового пути. Ащхабад ,2017.
2. Гурбангулы Бердымухамедов. Туркменистан - сердце Великого щёлкового пути. Ащхабад ,2018.
3. Е. Атагаррыев, Т. Ходжаныязов. Туркменистан «Бейик йупек ёлунын угрунда». Ащгабат, 1990.
©Шакулиева Д.А., Оразов М.Ё., 2024