ЭПИСТЕМОЛОГИЯ & ФИЛОСОФИЯ НАУКИ • 2012 • Т. XXXII • № 2
У Жвно НЕ ГОВОРИЛИ О ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМАХ КОСМОЛОГИИ
(Рецензия на книги: Современная космология: философские горизонты. М. : Канон +, 2011; Космология. Физика. Культура. М. : Канон +, 2011.
И.В. ЧЕРНИКОВА
Я «
2 а о
а
Ответственным редактором обеих книг является В.В. Казютин-ский - доктор философских наук, известный специалист по философским вопросам космологии и астрофизики, многие годы рабо-
современная
тавший в соавторстве с академиком РАН В.А. Амбарцумяном.
Чем может быть обусловлен интерес к философским проблемам космологии? Помнится, кто-то из философов заметил, что человек тем и отличается от животного, что иногда поднимает глаза к небу. Вместе с тем постметафизическая философия концентрирует внимание на самом человеке, на природе субъективности, на языке, на символическом бытии, в отвлечении от «звездного неба над головой». В постмодернистском зазеркалье легко свыкнуться с забвением бытия. Достижения астрономии последних лет, сконцентрированные в таких понятиях, как «Мульти-верс», «кротовые норы», «темная материя», «квантовый вакуум, -это не просто свидетельства формирования новой космологической рациональности. Физический мир, мыслившийся как единое, предстал в виде бесконечной цепи миров. Почему же столь революци-
О ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМАХ КОСМОЛОГИИ
онные космологические теории не вызывают бурных мировоззренческих дискуссий? В одной из своих более ранних публикаций В.В. Ка-зютинский сам ответил на этот вопрос, выделив три причины: падение интереса к научному знанию, сложность самой теории, стереотипы единственности Вселенной.
Появление книги «Современная космология: философские горизонты» стало заметным событием, которое отметили и сами ученые. Так, академик РАН A.M. Че-репащук на презентации книги в ИФ РАН выразил уважение мужеству философов, попытавшихся разобраться в сложностях современной космологии, внести новые феномены космологии в культурный контекст через их философское осмысление. Хочется обратить внимание философского сообщества на эту книгу не только потому, что ее следует рекомендовать аспирантам при подготовке к кандидатскому экзамену по курсу «История и философия науки» и «Философские проблемы физики и космологии». Книга призвана расширить горизонты мировоззрения, донести до сознания читателя сведения о том, какие радикальные трансформации представлений о мире сейчас происходят, как по-новому осмысливаются в современной космологии такие традиционные понятия, как время, пространство, материя.
В книге «Современная космология: философские горизонты» обсуждаются два основных блока вопросов - онтологический и методологический. В первом представлены исследования по проблемам реальности, объекта космологии, трансформации научного мировоз-
зрения в связи с новым пониманием пространства, времени, материи. Во втором рассматриваются наиболее актуальный методологические вопросы - о соотношении факта и теории, наблюдаемости, новой научной рациональности. Одна из самых интригующих проблем, обсуждаемых в книге, - проблема реальности, которая в космологии анализируется через понятия «Метагалактика», «Вселенная», «Мультиверс». Определиться с выбором образа объекта космологии, не углубляясь в философские проблемы наблюдаемости, существования, невозможно. Развернувшаяся дискуссия по поводу реальности объекта космологии оживляет старую проблему о двух уровнях рефлексии - научной и философской, неразличение которых в истории науки уже не раз приводило к кризисам. Мнение, что инфляционная космология есть скорее метафизика, чем наука, высказывалось в связи с принципиальной ненаблюдаемостью описываемых этой моделью собыгтий. В.В. Казю-тинский в статье «Космология, теория, реальность» показал, что философия оказывает влияние на космологию, но границы между ними задаются различением концептуальных средств их построения: «Я считаю, что другие Вселенные и сейчас являются объектами физическими, а не метафизическими, поскольку они сконструированы средствами теоретической физики, а не философской онтологии... Поскольку эмпирический контакт с ними невозможен, их следует рассматривать не как метафизические, а как внутритеоретические объекты»1.
1 Казютинский В.В. Космология, теория, реальность // Современная космология: философские горизонты. М.; Канон+, 2011. С. 43.
Я
2 2 а о
И.В. ЧЕРНИКОВА
Я
2 2 а о
э
Научный реализм - убеждение, лежащее в основании мировоззрения большинства ученых, оно обусловлено естественным чувством природы. Однако представление о природе изменяется с развитием науки. Что нового дает современная космология в осмыслении реальности? «Новым в развитии понятия физической реальности, вытекающим из современной космологии, стало включение в содержание этого понятия исторического измерения»2. Инфляционная космология формирует такие модели реальности, которые не только не наблюдаемы, но и не воображаемы. В ответ на это читатель может заметить, что наука и во времена Галилея учила воображать невообразимое. Человек культуры постмодерна и вовсе натренирован «растворять бытие в череде символических игр». С.Н. Жаров и Н.А. Мещерякова показывают, что современная космология открывает рациональность, связанную с онтологией возможного, в которой «игра возможных миров» предстает как бытие самой природы: «Современная космология подводит нас к своего рода естественно-научному эквиваленту различения бытия и сущего - различению, впервые проведенному Хайдеггером»3.
Второй круг проблем, обсуждаемых в книге «Современная космология: философские горизонты», включает методологические проблемы космологии. А.Д. Панов, полемизируя с известными
космологами, обосновывает тезис о том, что методы, используемые в современной космологии, вышли за пределы стандартной методологии физики, основанной на принципах наблюдаемости и воспроизводимости эксперимента4. Наиболее радикальные изменения образа науки, обусловленные космологией, иногда связывают с тем, что некоторые положения космологии в принципе не могут быть эмпирически обоснованы и это переводит науку в область нарраций. Так ли это? Авторы сборников видят свою цель в том, чтобы возразить против принижения роли эмпирического знания, свойственного многим эпистемологам науки под влиянием постпозитивизма, показать, что нет оснований иронически относиться к современной космологии.
Третий круг проблем, рассматриваемых в этих книгах, касается взаимосвязи между влиянием, оказываемым космологией на культуру, прежде всего через формирование картины мира, и социокультурной обусловленностью развития космологии. Авторы анализируют историю космологии, рассматривают интригующие проблемы эмерджентности времени и пространства в инфляционной космологии, выявляя культурные смыслы неклассической космологии. Авторы статей демонстрируют, что в космологии сложилась такая познавательная ситуация, в которой ставятся вопросы о применимости известных понятий.
2 Там же. С. 28.
3 Жаров С.Н., Мещерякова H.A. Современная космология: у истоков новой рациональности // Современная космология: философские горизонты. М. : Канон+, 2011. С. 152.
4
Панов A.Д.Методологические проблемы космологии и квантовой гравитации //
Современная космология: философские горизонты. М. : Канон+, 2011. С. 214.