ДАРООБМЕН В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ КАМЧАТКИ
Н.В. Ерискина (КамчатГТУ)
В данной статье на основе работ Марселя Мосса анализируются понятие подарка и установление связей, возникавших в процессе дарения у коренных народов Камчатки до колонизации. Он один из первых проанализировал подарок как явление не только экономическое, но и универсальное, охватывающее самые различные аспекты социальных взаимоотношений. На огромном фактическом материале французский ученый показал специфику обмена в обществах, где отсутствуют или находятся в неразвитом состоянии товарно-денежные отношения.
Concept of a present and the issue of establishment of connections, which appeared in the process of donation among Kamchatka’s natives before the colonization are analyzed in the article.
The analyses is based on the Marcel Moss’s works. He was one of the first scientists who have analyzed the concept of a present not only as economic, but as a universal phenomenon as well- the phenomenon, which covers all kinds of social relationships. French scientist Marcel Moss on the basis of a rich factual material showed the specific features of goods exchange in the societies where the commodity-money relationships are either undeveloped or absent.
Изучение аспектов традиционной культуры коренных народов Севера имеет общую цель -более глубокое понимание и раскрытие культурных механизмов, обеспечивающих устойчивое функционирование всех сфер жизни общества. Возрастающий интерес исследователей различных отраслей наук к традиционным культурам актуализировал изучение института дарообмена у аборигенов. Целью данного исследования является раскрытие дарообмена у коренных народов Камчатки до колонизации. По данным переписи населения Российской Федерации, в 1989 г. на территории Камчатской области проживало около 80 национальностей [1]. Наибольший интерес для исследования представляют коренные малочисленные народы полуострова, сохранившие традиционные виды деятельности. В данной работе рассматривается культура коряков и ительменов, которые являются автохтонным населением Камчатки [2].
Жизнедеятельность народов Севера в отечественной научной литературе в ХХ в. освещена достаточно полно [3] . Но в исследованиях ученых как прошлых веков (Г.Ф. Миллер, И.Г. Гмелин, Я.И. Линденау, Ж. Лессепс), так и современности (начало ХХ в. - В.Г. Богораз, В.И. Иохельсон; вторая половина ХХ в. - С.Н. Стебницкий, И.С. Гурвич, В.В. Антропова, И.С. Вдовин, Е.П.
Орлова и др.) внимание уделяется в основном бытовым, религиозным, промысловым аспектам жизни коренных этносов Дальнего Востока России. В конце ХХ в. появляется ряд трудов, в которых рассматриваются проблемы декоративно-прикладного искусства Дальнего Востока (С.В. Иванов, Н.И. Каплан, Н.В. Кочешков, В.Г. Смолицкий). Одним из самых малоизученных аспектов культуры коренных народов Камчатки является система дарообмена как средства коммуникации, самоидентификации социальных групп в обществе.
Исследованием дара занимались отечественные (А.Я. Гуревич, В.В. Иванов, Ю.И. Семенов, Ю. Лотман) и иностранные ученые (Л. Адам, М. Мид, П. Бурде, Б. Малиновский). К изучению
данной проблемы обращались многие ученые - социологи, антропологи, культурологи.
Наиболее выдающимся трудом в этой области считается работа представителя французской социологической школы Марселя Мосса. Он одним из первых проанализировал подарок как явление не только экономическое, но и универсальное, охватывающее самые различные аспекты социальных взаимоотношений. На огромном фактическом материале французский ученый показал специфику обмена в обществах, где отсутствуют или находятся в неразвитом состоянии товарноденежные отношения [4].
М. Мосс исследовал религиозные, правовые и экономические системы аборигенов Океании, Австралии, Северной Америки. Он отмечал, что до появления денег универсальным средством обмена в архаических обществах являлось дарение. Материальная, моральная жизнь и обмен в этих обществах функционируют в бескорыстной, но в то же время обязательной форме. Эта обязательность выражается символическим и коллективным способами - она принимает форму интереса к обмененным вещам. Вещи, участвующие в дарообмене. не отрываются от участников обмена, а создаваемые ими общества и союзы практически нерасторжимы. Подаренные вещи - это символ социальной жизни, выражающий способ, которым подгруппы архаических обществ встраиваются одна в другую, во всем чувствуя себя в долгу друг перед другом.
М. Мосс считал, что обмен в этих обществах является не только экономической сделкой в современном понимании. Он выделил характерные черты дарообмена:
- обязательность дара и его возмещения;
- ответный дар, как правило, должен быть более ценным;
- дар является основой социальных взаимоотношений при отсутствии товарной экономики и государственности;
- дары, дарителей и получателей следует рассматривать во взаимосвязи, скрупулезно, чтобы не было никакой ошибки в способе принесения даров или их получения. Все подчинено этикету, отличному от продажи;
- поскольку дары являются важной составляющей долгосрочных отношений, то они делаются публично, в торжественной форме (общественная память об этом событии компенсирует отсутствие письменных свидетельств).
Эти характерные черты помогут в дальнейшем исследовании показать наличие символического дара и его значение в культуре коряков и ительменов.
Дарообмен в рассматриваемых М. Моссом обществах является формой общественного договора, где сначала принимают на себя взаимные обязательства обмениваться и договариваться не индивиды, а коллективы, которые встречаются друг с другом группами либо непосредственно, либо через посредничество своих вождей. Предметом передачи могло быть не только движимое и недвижимое имущество. Основу дарообмена составляли знаки внимания, пиры, обряды, женщины, дети, танцы, праздники. Эту форму архаического договора ученый предложил назвать системой совокупных тотальных поставок агонистического типа. Для обозначения этой системы он стал использовать индейский термин - потлач.
Основной особенностью потлача является наличие обязательного компенсирующего дара в той или иной форме. Но, в отличие от обычной сделки, оба эти акта чаще всего отделены друг от друга во времени. Исследователи Камчатки в ХУШ-Х1Х вв. не всегда могли лично зафиксировать возмещение подарков между аборигенами, потому что жили на полуострове по два-три года и постоянно перемещались от селения к селению. Поэтому институт договорного обмена, понятие кредита у коряков и ительменов очень редко отмечался в трудах исследователей Камчатки и не изучался ими.
Благодаря большому объему материала о коренном населении Дальнего Востока, накопленному к концу ХХ в., можно отметить существование обязательного взаимного подарка у коряков и ительменов. С.П. Крашенинников упоминает о принудительном даре при описании свадебного обряда у ительменов. На второй день свадьбы с молодой снимают лишние кухлянки и раздают присутствующим гостям, «которые за них одаривать должны, а у кого отдарить нечем, должен от даров отговориться» [5, с. 124]. К сожалению, С.П. Крашенинников не упоминает, когда и чем должны были быть возмещены эти свадебные подарки.
У коряков, отмечает В.И. Иохельсон, был распространен обычай дарить что-нибудь человеку, пришедшему в дом первый раз. Подобный подарок налагал на обе стороны обязательства взаимной защиты от врагов и оказание материальной помощи. В.И. Иохельсон, как и М. Мосс, отметил, что сущность этой поддержки заключается в обмене в кредит. «Кажется, будто друзья не считают подарков, однако один из них всегда оказывается в долгу у другого» [8, с. 200]. Подобный подарок присутствует, по наблюдениям автора, и у современных коряков как в поселках, так и в городе. В наше время, как и в древности, срок возвратного дара не оговаривается и предоставляется в виде услуги или вещи по мере необходимости.
Следующая особенность дарообмена, выделенная М. Моссом, отражает его структуру. Дарообмен состоит из трех тесно связанных между собой обязанностей, которые неукоснительно выполняются в архаических обществах: обязанности дарить, обязанности брать и обязанности возмещать. «Отказаться дать, пригласить, так же как и отказаться взять, тождественно объявлению войны. Это значит отказаться от союза и объединения. Кроме того, дают потому, что вынуждены это делать, потому, что получатель обладает чем-то вроде права собственности на все, что принадлежит дарителю» [4, с. 79-80].
Примеры обязательных даров богам и людям М. Мосс находит не только в племенах Северной Америки, в Меланезии и в Папуа. Он отмечает наличие сходных обычаев и у народов крайнего северо-востока Сибири. Во всех обществах северо-востока Сибири, пишет М. Мосс, потлач воздействует не только на людей, соперничающих в щедрости, не только на вещи, которые передают друг другу или потребляют во время потлача, не только на души умерших, которые на нем присутствуют, участвуют в нем или имена которых носят люди, но и на природу. Обмен подарками между людьми, названными в честь кого-либо, побуждает богов, вещи, животных и природу быть щедрыми к ним. Таким образом, система взаимообмена дарами, с точки зрения М. Мосса, пронизывает все сферы жизни архаических обществ, к которым принадлежат и
рассматриваемые нами коренные народы Камчатки.
Коряки и ительмены, как и народы Северной Америки, практиковали внешне добровольные обмены дарами в процессе длительного праздника, отмечавшегося последовательно в каждом из домов селения в ноябре. Основные дары - это дары богам в виде пищи и шкур. Они приносились в первую очередь домашним духам-покровителям. Во время праздника, который наблюдал и описал С.П. Крашенинников, ительмены, сделав 55 болванчиков домашних духов, посадили их рядком и намазали им брусникой лицо. Потом поставили перед ними в трех посудинах толченую сарану и перед каждым положили маленькую ложку. После того как кушанье постояло перед болванчиками некоторое время, ительмены считали, что они насытились, и съедали сарану сами. Болванчикам навязывали на шею сладкую траву и, надев на голову травяные колпаки, с воплем и плясками бросали в огонь. Также в огонь бросали первые ложки толкуши -праздничной еды (корень шеломайника, икру, кипрей, нерпичий жир), приготовленной всеми женщинами селения [5, с. 91-92].
Многие элементы осеннего благодарственного праздника у коряков идентичны ительменскому празднику. Сначала часть жертвенной пищи в виде связок из травы, шерсти, жира, толкуши хозяин и его родственник бросали в огонь, затем остаток толкуши съедали. Так они хотели задобрить все существа, от которых, по их представлениям, зависели удачные промыслы, здоровье и вообще благополучие в жизни [8, с. 40-41]. Таким образом, сжигание, выбрасывание в море, рассеивание по ветру части праздничной пищи служит извинением перед духами природы и способствует, по мнению аборигенов, возрождению убитой за год дичи. Смысл и цель жертвенного уничтожения - служить даром, который будет обязательно возмещен богами.
Подарок богам в форме жертвоприношений у коряков и ительменов описан почти всеми исследователями этих народов. Необходимость одаривать богов, духов мертвых является следствием мифологического восприятия мира, где эти силы выступают подлинными собственниками всех вещей, а живой человек лишь пользуется ими и обязан за это одаривать их. Следовательно, важнейшей частью дарообмена у аборигенов Камчатки, как и у других народов, описанных
М. Моссом, было возмещение. Обмен с богами был наиболее легким и надежным. Считалось, что богам достаточно дыма от жертвенного кушанья или возврата части добытого зверя, а духам какой-либо местности - брошенного лоскута шкуры, камня, куска рыбы [7, с. 164, 190-191].
Обязательный дарообмен у коряков и ительменов присутствовал и между людьми. Система договорных подарков четко прослеживается в создании дружественных союзов среди представителей оседлых и кочевых племен на Камчатке. Дружба и побратимство с членами неродственных семей у коряков была основана на необходимости обмена мяса, шкур оленей на продукты морского и речного промысла. С первым снегом партия оленных коряков выезжала в селение своих друзей, а те в свою очередь посещали их в течение зимы. Хозяин спрашивал у приезжего, что ему нужно, и информировал его о состоянии своих запасов и того, что отложено для обмена. Иногда гость просил что-нибудь особенно понравившееся в доме или кладовой и очень редко получал отказ, так как отказ мог привести к неудовольствию и гневу просящего, а значит, к несчастью в доме [8, с. 200].
У ительменов процесс договорного обмена впервые описал С.П. Крашенинников. Он отмечает, что торги у камчадалов были не для богатства, а для получения нужного для жизни. Обменивались собаками, лодками, чашами, корытами, съестными припасами. Обмен происходил под видом заключения дружбы и в общих чертах был похож на заключение дружбы у коряков [5, с. 16-17].
Итак, явление дара у коренных народов Камчатки до колонизации отличается от современного. Во-первых, система договорных подарков была распространена у аборигенов Камчатки во всех сферах жизни. В работах исследователей ХУІІІ-ХІХ вв. чаще всего описывается обязательный обмен между семьями и как редкое явление отмечается дарообмен между крупными группами аборигенов. Во-вторых, давать, получать и брать дары было обязательной составляющей системы отношений в обществе, приводившей к взаимным обязательствам, что способствовало социальной интеграции коренного населения, встраиванию одной группы в другую. В-третьих, в отличие от более богатых племен, населявших северо-запад Америки, дарообмен у коряков и ительменов не носил черты расточительства и ярко выраженного агона. Символический обмен издревле являлся универсальным средством коммуникации. С его помощью человек договаривался с другими людьми и общался со сверхъестественными силами окружающего мира. Таким образом, дарообмен являлся основным регулятором социальных взаимоотношений в