МУЗЕЕВЕДЕНИЕ И ОХРАНА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
или
УДК 008 ББК 71.06
БОТ 10.34685/Н1.2024.46.3.001
ДАР КАК КУЛЬТУРНЫЙ АРТЕФАКТ ИЛИ «ЗАМКОВЫЙ КАМЕНЬ» (НА ПРИМЕРЕ СЕРЕБРЯНОЙ ШКАТУЛКИ МАСТЕРСКОЙ Н.В. НЕМИРОВА-КОЛОДКИНА)
Михайлов Ашраф Борисович,
основатель коллекции ООО «Янгиль-Арт», ул. старая Басманная, дом 34, Москва, Россия,105066,
Мостицкая Наталья Дмитриевна,
доктор культурологии, доцент, зав. аспирантурой Государственного института искусствознания, пер. Козицкий, дом 5, Москва, Россия, 125375,
Аннотация
Авторы статьи используют метафору «замковый камень» для рассмотрения подарка или дара как функционального связующего звена в структуре социокультурной коммуникации. Анализ шкатулки как произведения декоративно-прикладного искусства раскрывает репрезентативные свойства подарка, а именно: возможность увековечить эстетические, философские, патриотические идеалы и ценности эпохи. Использование предмета роскоши в повседневной практике, передача от поколения к поколению, позволяет сохранить в социальной памяти имена всех причастных к созданию и использованию предмета, тем самым обеспечить историческую преемственность культуры.
Ключевые слова
Подарок, дар, стиль модерн, артефакт, «замковый камень», идеалы эпохи.
Вместо введения
Культура как «идеалообразующая сторона жизни людей»1 подобна процессу зодчества, стабилизирующего и уравновешивающего различные разнонаправленные силы, напряжения, энергии, материю. Так, на фундаменте базовых ценностей вырастает система социокультурных контактов-напряжений, векторное направление которым подчас задают ключевые фигуры — эталонные личности эпохи, своей жизнью воплотившие ценностные ориентиры культуры. Тем интереснее рассматривать такого рода пассионариев и точки пересечения их деятельности, запечатленные в культурных артефактах. Одним из важнейших культуротворческих в этом смысле и связующих актов является процесс дарения. Многими исследователями феномен дара рассматривается с точки зрения культурного обмена, когда приносимый дар, предполагает ответ в той или иной форме благодарности за подаренный предмет. Несомненно, велико значение подарка в построении социокультурных связей, но в нашей статье мы акцентируем внимание на самой вещи, ее символичности, тактильно-сти восприятия, материальности, значения для самого процесса дарения, репрезентации эстетического вкуса, стиля эпохи, а также способности аккумулировать исторический контекст через жизненный социокультурный опыт людей, непосредственно включенных в пространство истории создания самого предмета. Методы символического анализа, теологический, философско-религиозный, а также искусствоведческий анализ наиболее приемлемы для работы с материалом по данному исследованию.
Полагая, что предмет, выступающий в качестве особо значимого подарка, является культурным артефактом с огромным бэкграундом, обозначим его как «замковый камень» социокультурной коммуникации, а сама символичная определенность и тактильность предмета является объектом исследования, на предмет изучения ценностей дарителя, создателя самого предмета дарения и одариваемого. Подобно «замковому камню», удерживающему напряжение двух дуг (сил, энергий, направлений), позволяющему уравновесить арочный архитектурный элемент конструкции,
подарок, дар, выполняет функцию, обозначения точки пересечения жизненных векторов дарителя, мастера и одариваемого, созидающих единое пространство культуры. Через культурный артефакт становится возможной реконструкция культуры, а именно: исторический контекст, ценности, нормы, правила, эстетические вкусы, художественные стили и т.д. Конечно, не каждый предмет, используемый для дарения, может выступать в качестве «замкового камня», поэтому в статье на конкретном примере серебряной шкатулки, подаренной учениками императорской кухни своему учителю — главному шеф-повару двора Петру Матвеичу Кюба (Иллюстрация 1), обозначим наиболее значимые характеристики такого подарка — артефакта, позволяющего реконструировать огромный фрагмент социокультурной реальности, через знакомство с участниками всех этапов дарения.
Вещь как материально осязаемый предмет позволяет физически ощутить связь с предками в момент, когда касаешься вещи, которую в руках держал кто-то из предков. Эта связующая функция предмета рассматривается нами как свойство «замкового камня».
Отметим также закладываемую мастерами и заказчиком в подарочном предмете потенци-
1 Пивоваров Д.В., Медведев А.В История и философия религии. - Екатеринбург, 2000. С. 14 с.
Илл. 1. Шкатулка. 3-я Московская артель. Фирма Н.В. Немирова-Колодкина. Москва, 1908-1913 гг. Серебро, чеканка, монтировка, золочение, вино-красные кабошоны граната (альмандин, родолит) токарно-давильные работы, литье. 10х20х12 см. Частная коллекция «Янгиль Арт».
альную возможность вызывать эмоциональную реакцию одариваемого на подарок, обеспечивая тем самым благоприятное условие для установления контакта между людьми, построения коммуникативной, социокультурной связи. Эмоцию могут спровоцировать эстетические, смысловые, тактильные, символические коннотации, считываемые одариваемым. Н.В. Чиркова в статье «Вещи и предметы быта в контексте культуры повседневности»2, опираясь на высказывания таких ученых, как Ж. Бодрийяр, Ф. Бродель, В.Д. Ле-леко, Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров, рассматривает предметы как носители духовных смысл ов, тексты, как отпечатанные ценности создателя предмета. В исследовании А.И. Николаева о культурном значении артефакта предложено рассматривать артефакт3 через призму предметной деятельности человека и деятельности по созданию идеального образа. В этом случае подарок-артефакт становится объективированным знанием, которое передается от дарителя к одариваемому, а поэтому сам процесс выбора и создания подарка является социально значимым событием.
Подарок
Своеобразным «замковым камнем» по праву можно назвать подаренную учениками своему учителю шкатулку прямоугольной формы из серебра с зелеными и винно-красными кабошонами общим весом 1 113 грамм4. Высокий корпус, откидная на шарнире плоская крышка со скругленными углами, декорирована чеканным орнаментом в неорусском стиле с изображением рельефного панно с русским средневековым богатырем на коне и с копьем в руках в обрамлении декоративного цветочного орнамента.
Слева на крышке изображен вензель с инициалами Пьера Кюба — «П» и «К» (Иллюстрация 1),
2 Чиркова Н.В. Вещи и предметы быта в контексте культуры повседневности// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 514.-0.3. п.л. - URL: https:// e-koncept.ru/2016/76172.htm. [Дата обращение 24.07.2024]
3 Николаев А.И. Философский анализ роли артефакта в культуре. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/filosof-skiy-analiz-roli-artefakta-v-kulture/viewer [Дата обращение 20.07.2024] С. 196
4 Мунтян Т.Н. Искусствоведческое заключение.// Шкатулка URL: https://yangilart.ru/shkatulka-s-izobrazheni-em-rus-skogo-srednevekovogo-bogatyrya [Дата обращение 19.07.2024]
ООО
Илл. 2. Декоративная деталь в виде двух треугольников со срезанными углами, с тугими рельефными завитками, с зеленым кабошоном (хризопраз)
а в нижней части крышки размещена дарственная надпись: «Глубокочтимому Учителю/Петру Матвеевичу//Кюба/На добрую память от благодарных учеников кухни/Российского Императорского Двора./Декабрь 1913 года» (Иллюстрация 3) (Кюба на тот момент было 69 лет — достойный
Илл. 3. Рельефное панно с изображением русского средневекового богатыря. Гравированная дарственная надпись. Накладной вензель из букв «П» и «К»
возраст для социального признания, огромного накопленного опыта).
Шкатулка была сделана по утвержденным заказчиками эскизам в единственном экземпляре в мастерской Третьей Московской артели, сотрудничающей со знаменитой московской фирмой Н.В. Немирова-Колодкина. Само имя Немирова-Колодкина уже было на слуху, как руководителя фирмы, создателя своего авторского стиля. Фирма также специализировалась на производстве церковной утвари.
Непосредственно дарственная надпись и инициалы Пьера Кюба позволяют увековечить такую духовную связь дарителей и одариваемого. Не каждое имя удостоено быть впечатано в серебре, а, значит, и сам металл свидетельствует о высоком статусе людей, упомянутых на шкатулке. Наиболее яркой и символически значимой фигурой в декоре шкатулки является богатырь. Он изображен в профиль, с копьем на коне, в шлеме и кольчуге, что отдаленно напоминает популярный образ Георгия Победоносца, но на шкатулке нет изображения змея, поэтому прямую аналогию сложно провести. Изображение обрезано по нижней кромке ступней богатыря таким образом, что видны только передние ноги коня. Богатырь изображен в позе готовности к атаке противника, с поднятым копьем, указывающим острием на инициалы Кюба. Под копьем, изображенным на фоне стилизованных облаков, мы можем наблюдать двух сов, размещенных в левом нижнем углу сюжетного фрагмента. Надо сказать, что совы были весьма популярны в символических «звериных» орнаментах модерна и олицетворяли мудрость и богатство. В тоже время, обращение к символическому образу богатыря в эпоху «серебряного века» было очень частым. Так, наиболее известны работы В. Васнецова, И. Билибина, посвященные богатырям. Символическая трактовка часто была связана с идеей мужества, готовности защищать Родину, служить Родине. По версии Ф.И. Буслаева, Д.М. Щепкина5 слово «богатырь» восходит к словам «Бог», «богатство», означает богоизбранность человека. В словаре В.И. Даля6 указывается о заимствовании
5 Буслаев Ф. И. Русский богатырский эпос / Ф.И. Буслаев // Русский Вестник. - 1862. - № 9. - С. 220.
6 Словарь живого великорусского языка В.И. Даля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovardalya.ru/
1ейег/204 [Дата обращение 24.07.2024]
слова из татарского языка, также выделены такие значения, как смелость, сила, удача, храбрость.
Несомненно, в символике изображаемых образов прочитываются характеристики одариваемого, а именно: мудрость, удача, богатство, служение Родине, самоотверженность, мужество. Языком символов ученики Кюба обозначили наиболее эталонные и важные черты своего Учителя, а запечатлев их в предмете, создали «идеальный образ учителя». Жизненный опыт, талант, мудрость, знания, переданные в процессе обучения, обрели символическую форму в материальном предмете — шкатулке, тем самым увековечив в социальной памяти важные качества, проявленные учителем. В некоторой степени данная шкатулка «отзеркаливает» своим емким символическим языком наиболее важные черты личности Кюба, благодаря которым он предстает в качестве образца для своих учеников, своеобразным героем эпохи, эталоном для подражания и становления профессионала. «Эталонность» Кюба раскрывается не только в трактовке символического орнамента, но через тактильность предмета, проявленную в линиях изящного рельефа, созданного в стиле модерн, гладко отполированных кабошонов, гладкой поверхности стенок шкатулки с небольшими орнаментальными вставками. Компактный, но в то же время комфортный в использовании размер шкатулки: 10х20х12 см (удобно для хранения ценных бумаг). Выбор материала шкатулки тоже не случаен, так, для богатой имперской кухни именно серебряная посуда была необходимым атрибутом, поскольку помимо красоты и изящества кухонных предметов обладала также полезными антисептическими свойствами. Но для мастера кулинарии серебро — это необходимая материальность повседневной культуры, это жизненно-необходимый материал, используемый для создания изысканного вкуса, подачи блюд наравне с инструментами повара и качественными продуктами питания. Таким образом, сам выбор материала усиливает значимость символов и придает им особо торжественное значение, выводя на уровень сакрального самые необходимые в повседневности материалы, качества, свойства.
Создающий стиль
Жан Пьер Кюба (1844-1922) (француз) (Иллюстрация 4) был человеком незаурядным и занимал высокий статус в иерархии гастрономического сообщества.
Илл. 4. Жан Пьер (Матвей Петрович) Кюба/Р.СиЪ^ (1844-1922 гг.). Законодатель моды в кулинарном искусстве 2 половины XIX века в Петербурге
Продолжая династию поваров и получив образование, а в дальнейшем прошедший и стажировку у парижской знаменитости шеф-повара Адольфа Дюглере, Жан Пьер включается в работу королевской кухни. Так известно, что в 1867 году7 он принял участие в организации «обеда трех императоров» (Александра II, Вильгельма I и Отто фон Бисмарка), состоявшегося в парижском ресторане «Английское кафе». Кюба возглавлял кухню императорского двора в России на протяжении почти тридцати трех лет, выйдя в отставку в 1905 году в чине камер-фурьера (эквивалент звания подполковника в царских войсках), создав собственную «империю кухни». Элитарная гастрономия предлагалась высшим слоям знати, а, соответственно, удовлетворяя их запросам, задавала модные тенденции, умело сочетая новомодные веяния в эстетике вкуса гастрономического и художественную эстетику большого стиля Модерн, распространившего свое влияние на культуру быта, повседневного окружения человека, мир вещей. Кюба привносил элементы французской культуры в разработку собственного стиля, охватывающего как разнообразие продуктов в своих магазинах и изысканных блюд в меню ресторанов, которыми он владел8, так и стиль оформления
7 Зайцева Е. Повар трех императоров//Журнал «Родина» 2024. № 7. - URL: https://rodina-history.ru/2021/08/14/ chem-peterburgskij-restoran-zhan-pera-kiuba-pokoril-rossijskih-gurmanov.html [Дата обращение 26.07.2024]
8 В ресторане Кюба среди фирменных блюд особой подачей отличались седло телёнка по-монгольски, утёнок
самих ресторанов, вплоть до оформления меню в стиле модерн (Иллюстрация 5), введения особенных «переговорных комнат» для заключения сделок и деловых встреч. Стиль Кюба становится для гастрономической культуры эталонным, так в письмах А.П. Чехова к жене из Ялты в Москву (от 4 марта 1903 года) встречается упоминание о бренде Кюба: «Милый мой дусик, у нас в Ялте торжество: открылся магазин Кюба, настоящего петербургского Кюба»9.
Отмечая деятельность Кюба как благотворителя и мецената, надо сказать, что меценатство и благотворительность были в моде на рубеже Х1Х-ХХ веков, а потому такие мероприятия придавали особый вес предпринимателю как государственному деятелю. Так, Кюба участвовал в финансировании Дягилевских сезонов в Париже и помогал артистам балета, а также провел такие благотворительные холодные фуршеты для 2 500 человек в пользу Красного Креста и для 400 человек в пользу вдов и сирот.
Мастера и Эпоха
Шкатулка была заказана учениками Императорской кухни в известной московской фирме по производству ювелирных изделий из золота и серебра Н.В. Немиров-Колодкин. Сам основатель Николай Васильевич Немиров-Колодкин10 (1819-1886) (Иллюстрация 6) — московский купец 1-й гильдии, ювелирный фабрикант, благо-творитель11, почётный гражданин Вологды и Мо-
с дичью, пунш «Монморанси», тюрбо и артишоки, нежные паштеты и муссы с поджаренными гренками, тертые рябчики, перепелиные яйца, запеченные в золе и приправленные соусом из шампанского. Еду обычно подносили официанты-бывшие солдаты гвардии, в конце они выдавали гостям бланк, на котором четко фиксировался заказ //https://picturehistory.livejournal.com/6174159.html [Дата обращение 24.07.2024]
9 Чехов. А.П. Письма за 1903 год. Часть 6. - URL: https:// www.anton-chehov.info/pisma-za-1903-god-chast-6.html [Дата обращение 24.07.2024]
10 Гольцова Е. Н.В. Немиров-Колодкин - российский меценат, фабрикант и ювелир//Журнал «Самый цвет Москвы» №5 (34) май 2015 г - URL: https://favorit-info. com/facty/10-portret/78-n-v-nemirov-kolodkin-rossijskij-metsenat-fabrikant-i-yuvelir?ysclid=lymjfape71732420146
11 Немиров-Колодкин состоял в Московском комитете о просящих милостыни (1883-86), был в совете Алексан-дро-Мариинского Замоскворецкого училища (1873-82). В 1880 основал в Вологде богадельню на 25 человек из ку-
сквы, передал свое дело племянникам Алексею Давыдову, Александру и Николаю Дружининым, Ивану Лапину, которые и продолжали дело своего дяди. Вплоть до 1917 года это было успешное производство и статусный бренд.
Илл. 5. Меню «Парижского ресторана» П. Кюба в Петербурге [P.Cubat. Restaurant de Paris. St. Peterbourg. На фр. яз ] Б.м.: Imp. W. Koehne & C-ie, 1890.
С 1876 года на предприятиях Немирова-Ко-лодкина изготовлялась серебряная посуда для императорской кухни. В зависимости от статуса, уровня, объема заказа выбирались мастера, и передавался заказ на изготовление конкретной вещи или партии предметов. Заказ на данную шкатулку был передан мастерам 3-й Московской артели.
На сегодняшний момент известно не так много предметов, выполненных мастерами 3-й Московской артели12, но все представленные в коллекциях предметы этой артели высоко оценены специалистами и представляют собой шедевры ювелирного искусства. Так в коллекции Музея-заповедника «Царицыно» в Москве представлена серебряная ваза для фруктов в виде лебедя
печеского, мещанского и ремесленного сословии, передал городскому общественному управлению деньги на её содержание. Завещал крупный капитал и имущество (всего около 240 тыс. руб.) на учреждение и содержание богадельни для слепых женщин всех сословий в Москве на 20 человек. (1886) - URL: https://old.bigenc.ru/domestic_ history/text/2258728 [Дата обращение 24.07.2024]
12 Московские ювелирные артели - URL: https://www.anti-
qon.com/ru/antikoteka/viewItem/moskovskie-yuvelirnye-arteli-353 / [Дата обращение 24.07.2024]
Илл. 6. Николай Васильевич Немиров-Колодкин (1819-1886 гг.). Московский купец 1-й гильдии, ювелирный фабрикант, благотворитель, почетный гражданин Вологды и Москвы
с эмалевой декоративной вставкой13. Работа с техникой живописной эмали представляет собой высочайший уровень мастерства, а потому свидетельствует об уникальном составе мастеров, входящих в 3-ю артель. Артельная форма работы в ювелирном производстве появилась в 1908 году в исторический период расцвета стиля «Модерн». В артели входили мастера, получившие образование в Строгановском училище и выполнявшие работы для фирм Овчинникова, Хлебникова и Фаберже. Всего известно до 20 московских артелей серебряных дел. К сожалению, пока нет данных о конкретных мастерах, создавших эти уникальные предметы, мастера узнаваемы только по нанесенному на предмет клейму (Иллюстрация 7).
По всей вероятности предметы, создаваемые этой артелью, были очень дорогими для того времени. В рекламных листках ювелирных кампаний, сохранившихся в Иллюстрированном торгово-промышленном адресном альбоме г. Москвы на 1910 г. (Иллюстрация 8) указано,
Ваза для фруктов «Лебедь» - URL: https://tsaritsyno-muse-um.ru/the_museum/collection/metall/?ysclid=lz2do0h hm4803015286 [Дата обращение 26.07.2024]
о>
V/ *
ц ) уг I ?
Илл. 7. Клеймо Третьей Московской артели (№МА). 19081917 гг.
3-Й МОСКОВСКАЯ АРТЕЛЬ ЮВЕЛИРОВЪ и Эолотшъ дЪлъ Наснрсвъ
Сыиш. полиастеркя К, ФАБЕРЖК. Пркничлвп. лкдэы; ия ъс« поэиджчми Ювелирны*, Золоткя. Чтаниыч, Гравер ныя и Эиапсвыя хулож*еттеннык рлооты.
ЛСЛОЛН15Н1Е псявозмсикЕШя/ь моаъ, Заиншъ, Монограимт,, Флклл-угнлв а Укг>антл1?!Я псдъ яаблюдеш-
вит» соЛ. Худож^нковъ. Припишется несвоз* отидя почины. Прс-В1:нц1идытыя аькмы исполняет ь.ско-
Мосма, ПстрорсмЯ пасс., этакъ, «Я Т«л*фомъ
Илл. 8. Реклама 3-Московской артели ювелиров №ДМ. Бывших подмастерьев К. Фаберже. По материалам Иллюстрированного торгово-промышленного адресного альбома г. Москвы на 1910 г.
что в 3-й Московской артели работают мастера, исполнявшие заказы для фирмы Фаберже, а значит и мастер, выполнивший шкатулку, работал на производстве Фаберже, используя высокоточные технологические станки и приспособления.
3-я Московская артель выполняла заказ и для такой известной фирмы как Лорье, что тоже очередной раз подтверждает известность и высочайший профессионализм мастеров. Знак клейма фирмы Немирова-Колодкина, 3-й Московской артели, а также дарственной надписи на шкатулке может служить основанием для разговора о «встрече» великих представителей эпохи в «замковом камне» предмета, хоть и не все имена создателей самой вещи сейчас доступны для истории.
Николай Васильевич Немиров-Колодкин, как основатель фирмы по производству изделий
из серебра, умело выстраивал политику продаж своей продукции, ориентируясь, на наш взгляд, на иерархию ценностей, сложившуюся в культуре того времени. А продолжатели его дела не отступали от традиции основателя. Так для фирмы Николая Васильевича крупнейшими заказчиками были Церковь и Императорский двор. Серебряные изделия через тактильность и высокое мастерство выполнения работ транслировали идею статусности и ценности обрядов, в которых были задействованы предметы.
Эстетика и философия Модерна были ориентированы на чувственную экзальтацию, а потому вещью нужно было восхищаться. Наличие вензеля на шкатулке согласуется с взглядами модерна на роль личности в истории как творца, создателя, мастера, а потому здесь актуально подчеркивание значимости персоны в масштабе государства, истории. Так, в моду входят различные виды благотворительной деятельности, строительство оригинальных особняков-шедевров в стиле Модерн, которые украшали город, но и были призваны свидетельствовать о высоком статусе хозяина, передача в дар государству художественных коллекций и т.д. Не случайно и сам Жан Пьер Кюба ориентирует свою «гастрономическую империю» исключительно на создание и формирование модного имиджа, статуса, «социокультурной значимости» своего потребителя. (Модно покупать в магазинах Кюба, модно посещать рестораны Кюба). Именно первое десятилетие ХХ века отмечено как высшая точка расцвета стиля модерн. Социокультурная14 особенность стиля, как соединения пользы и красоты, раскрывается отчасти через эстетику модерна. Так, по словам Н.А. Хренова, «гедонизм стал ключевым понятием эстетики модерна, сосредоточившей внимание на предметно-чувственной реальности»15, а в купе с идеями «философии жизни», мистицизма, психологизма рождаются новые смыслы модерна. 1913 год, ког-
14 Завьялова А.Н. Культурные основания стиля модерн. Автореферат диссертации 24.00.01, кандидат культурологии, 2003, // https://www.dissercat.com/content/ kulturnye-osnovaniya-stilya-modern [Дата обращение 26.07.2024]
15 Хренов Н. А. От эстетики эпохи модерна к философии искусства. Очерк второй // Художественная культура, 2012 № 1 (2) https://artculturestudies.sias.ru/2012-1/ teoriya-hudozhestvennoy-kultury/510.html [Дата обращение 26.07.2024]
да была создана шкатулка, можно назвать пиком расцвета стиля. С одной стороны, это год празднования 300-летия династии Романовых, а к этому торжеству было заказано и изготовлено артелями множество разнообразных подарков для разных сословий, что стимулировало работу всех артелей. С другой стороны — это пик гедонистических и вольнодумных идей в России, накануне государственного переворота 1914 года. Так, мастер шкатулки гениально выразил саму встречу Учителя и учеников, смыслы эпохи, а также идею педагогики «гедонистического вкуса», которая в то же время абсолютно точно соответствовала кульминационной точке развития стиля Модерн (Илл. 2).
Вместо заключения: встреча или «Замковый камень»
Резюмируя предложенную идею рассмотрения подарка как «замкового камня», обозначим следующие тезисы, подтверждающие данную гипотезу:
Шкатулка, заказанная как подарок, выполненная мастерами 3-й Московской артели, репрезентирует художественные, эстетические, социальные ценности и вкусы эпохи модерна. Гедонизм эстетических образов материализован в пластике шкатулки. В то же время эта вещь максимально практична и включена в повседневное использование.
Философия стиля Модерн отражена в символическом послании учеников учителю, представленном в декоре шкатулки. Непосредственно в чувственной форме серебряного предмета заложена информация о высоком статусе хозяина, социально значимой роли Учителя, о его мудрости, самоотверженности, следовании высшим целям и ценностям.
Вместе с тем использование традиционной русской графики в оформлении заглавных буквиц может указывать на умение француза Кюба сродниться с русскими традициями, создавая при этом особенную кулинарную изысканность, прекрасно раскрывающую суть гедонистической основы стиля модерн, но в эстетике гастрономического вкуса.
Все ключевые фигуры, непосредственно связанные с процессом создания и предназначения ларца, являются яркими представителями своей
эпохи — носителями идеалов. Предмет как «замковый камень» позволяет раскрыть целый пласт культуры, исследуя всех причастных к созданию данного предмета. Жизнь Н.В. Немирова-Колод-кина, П. Кюба, мастеров 3-й Московской артели тесно вплетена в историю России, в историю формирования стиля Модерн и культуры в целом на рубеже XIX-XX вв.
Список литературы
1. Буслаев Ф.И. Русский богатырский эпос / Ф.И. Буслаев // Русский Вестник. — 1862. — № 9. — С. 220.
2. Гольцова Е. Н.В. Немиров-Колодкин — российский меценат, фабрикант и ювелир//Журнал «Самый цвет Москвы» №5 (34) май 2015 г. — URL: https://favorit-info.com/facty/10-portret/78-n-v-nemirov-kolodkin-rossijskij-metsenat-fabrikant-i-yu velir?ysclid=lymjfape71732420146
3. Завьялова А.Н. Культурные основания стиля модерн. Автореферат диссертации 24.00.01, кандидат культурологии, 2003, // https://www.dissercat. com/content/kulturnye-osnovaniya-stilya-modern
4. Зайцева Е. Повар трех императоров//Жур-нал «Родина» 2024. № 7. — URL: https://rodina-history.ru/2021/08/14/chem-peterburgskij-restoran-zhan-pera-kiuba-pokoril-rossijskih-gurmanov.html [Дата обращение 26.07.2024]
5. Мунтян Т.Н. Искусствоведческое заключение.// Шкатулка URL: https://yangilart.ru/shkatul-ka-s-izobrazheniem-russkogo-srednevekovogo-bogatyrya
6. Николаев А.И. Философский анализ роли артефакта в культуре. — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/filosofskiy-analiz-roli-artefakta-v-kulture/viewer
7. Хренов Н.А. От эстетики эпохи модерна к философии искусства. Очерк второй //Художественная культура, 2012 № 1 (2) https://artcul-turestudies.sias.ru/2012-1/teoriya-hudozhest-ven-noy-kultury/510.html
8. Чиркова Н.В. Вещи и предметы быта в контексте культуры повседневности// Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № 514.-0.3. п.л. — URL: https://e-koncept. ru/2016/76172.htm.
GIFT AS A CULTURAL ARTIFACT OR "KEYSTONE" (ON THE EXAMPLE OF THE SILVER BOX OF THE WORKSHOP OF N.V. NEMIROV-KOLODKIN)
Mikhailov Ashraf Borisovich,
Founder of the Yangil Art collection, St. Staraya Basmannaya, 34, Moscow, Russia, 105066,
Mostitskaya Natalya Dmitrievna,
Doctor of Cultural Studies, Associate Professor, Head. Postgraduate Federal State-Financed Scientific Institution «State Institute for Art Studies», per. Kozitsky, house 5, Moscow, Russia, 125375,
Abstract
The authors of the article use the metaphor of a "keystone" to consider a gift or a present as a functional link in the structure of socio-cultural communication. The analysis of the box as a work of decorative and applied art reveals the representative properties of a gift, namely: the ability to perpetuate the aesthetic, philosophical, patriotic ideals and values of the era. The use of a luxury item in everyday practice, passing it on from generation to generation, allows us to preserve in social memory the names of all those involved in the creation and use of the item, thereby ensuring the historical continuity of culture.
Keywords
Gift, donation, Art Nouveau style, artifact, "keystone", ideals of the era.