ДАР ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ*
В результате завоеваний Наполеона в 1796 г. итальянский городок Ронколе в провинции Парма оказался на французской территории. В нем 10 октября 1813 г. родился Джузеппе Верди, сын хозяина постоялого двора. В семье не было музыкантов, но мальчик с ранних лет любил музыку. Он не мог дождаться, когда в воскресенье вновь услышит орган в приходской церкви, в которой с семи лет он стал прислужником. Через несколько месяцев кюре Байстрокки начал давать ему уроки игры на органе.
Когда Верди исполнилось 12 лет, родители купили ему старый спинет, клавишный инструмент: к тому времени мальчик официально занял должность органиста в церкви Ронколе. Родители отправили его в Буссето, за семь километров от родного городка. По сравнению с Ронколе Буссето был очагом культуры - в нем имелось даже Филармоническое общество и оркестр. Джузеппе учился в местной школе, где в числе прочих предметов преподавал музыку органист Фердинандо Провези. Вскоре Верди переселился в дом Антонио Барецци, возглавлявшего местное Филармоническое общество. Верди помогал ему переписывать и переплетать партитуры. В награду за услуги Барецци кормил его, давал приют и платил учителям латыни и музыки. Дочь Барецци Маргарита тоже любила музыку и пела в церковном хоре. Юноша и девушка играли в четыре руки на фортепьяно и мечтали уехать в Италию вместе, чтобы ни от кого не зависеть. Вспыхнувшая между ними любовь никого не удивила. В середине 1831 г. Барецци отправил будущего зятя в Миланскую консерваторию. Но поступить в нее оказалось не так просто. На вступительном экзамене преподавате-
* Дар Джузеппе Верди // Антология культурного наследия. - М.: Контент, 2010. - С. 150-152. 174
Дар Джузеппе Верди
ли консерватории решили, что юноша «лишен музыкальных способностей». Один из членов приемной комиссии порекомендовал Верди брать уроки у Виченцо Лавинья, который играл на клавесине в оркестре Ла Скала. Совет был принят. Благодаря Лавинья Верди познакомился с удивительным миром оперы. Дирижер миланского филармонического общества Пьетро Массини ставил ораторию «Сотворение мира» Йозефа Гайдна и предложил Верди заняться хором. Юный музыкант дал согласие. Увидев первые результаты его работы, Массини предложил Верди самому сочинить оперу по либретто «Оберто, граф Бонифачо». В мае 1836 г. Верди женился на Маргарите Барецци. Спустя два года он закончил свою первую оперу «Оберто» и уже имел в счастливом браке двух детей, однако в 1839 г. Верди перенес страшный удар: сначала умирает его дочь, а затем и сын. 17 декабря того же года в театре Ла Скала в Милане состоялась премьера «Оберто, графа Бонифачо». Реакция публики превзошла ожидания. Но беды Верди ни кончились: 18 июня 1840 г. он перенес новый удар, его жена Маргарита умерла от воспаления мозга.
9 марта 1842 г. новая опера «Набукко» вызвала овации в театре Ла Скала. Верди понял, почему его произведение вызвало особый резонанс: жители захваченной страны отождествили себя с пленными евреями, молитвы и боевые песни которых потрясли зал.
Оперы «Ломбардцы в первом крестовом походе» и «Эрна-ни» принесли Верди славу, поэтому по приезде в Болонью его тепло встретили виртуозы итальянской лирической оперы - Россини и Доницетти. В 1845 г. триумфальными стали поставленная в Милане опера «Жанна д'Арк» и «Альзира» в Риме. 22 июля 1847 г. опере Верди «Разбойники» по одноименной пьесе Шиллера аплодировали королева Виктория и принц Альберт. В 1851-1859 гг. триумф повторился, и не только в Европе, но и в Америке - с операми «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Сицилийская вечерня», «Симон Бокканегра» и «Бал-маскарад».
18 марта 1859 г. Верди отправился в савойский город Кол-лонже и там тайно сочетался браком с сопрано Джузеппиной Стреппони. Тем временем политическая обстановка в Италии продолжала накаляться. 14 марта 1861 г. король Италии был признан европейскими державами.
По указу Виктора Эммануила II Верди стал кавалером ордена «Корона Италии» и начал исполнять обязанности посланника
своей страны. Поэтому неудивительно, что в 1870 г. он получил черновик либретто «Аиды» от французского дипломата Камиля дю Локля вместе с предложением сочинить оперу к празднованию годовщины открытия Суэцкого канала в Египте. Но «Аида» стала не просто еще одной оперой Верди. Ее особенности - сюжет, монументальность, экзотическая панорама Каира, декорации с пирамидами, колоннами и сфинксами - воодушевили если не итальянскую публику, то высокопоставленных лиц и европейских посланников, 14 декабря собравшихся в каирском театре. В новостях сообщали, что премьера оперы получилась «достойной фараонов».
После длительного перерыва, связанного с работой над симфоническими произведениями, спустя 16 лет Верди написал новую лирическую оперу «Отелло». Правительство в полном составе присутствовало на премьере в Ла Скала 5 февраля 1887 г. Верди вновь почувствовал прилив энтузиазма. Независимое музыкальное издание без колебания провозгласило, что «Отелло» ознаменовала бесспорное торжество Верди над Рихардом Вагнером, который в то время считался величайшим из европейских оперных композиторов. Полемика между приверженцами итальянских и немецких опер, сторонниками Верди и Вагнера соответственно, разделила публику. Разногласия между композиторами и даже случаи клеветы друг на друга не могли скрыть, что втайне они испытывали друг к другу восхищение и уважение. В 1883 г., после смерти Вагнера, Верди объявил, что Вагнер был незаурядным человеком и что на него заметно повлияла эта потеря, в результате которой искусство осиротело.
В 1893 г. 80-летний маэстро удивил Европу оперой «Фальстаф». 14 ноября 1897 г. умерла Джузеппина. Верди стал мрачным и нелюдимым. Перенеся апоплексический удар, Джузеппе Верди скончался 27 января 1901 г. Официальная панихида состоялась через месяц. Перед притихшей публикой Артуро Тосканини дирижировал хором из 850 певцов, исполнявшим арию «Лети, мысль» из оперы «Набукко».
Верди стоит в ряду самых выдающихся композиторов XIX в. и всей истории музыкальной драмы.
Э.Ж.