Научная статья на тему 'ДАО КАК ФЕНОМЕН КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ'

ДАО КАК ФЕНОМЕН КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2899
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ / КУЛЬТУРА КИТАЯ / ДАО / ЛАО-ЦЗЫ / "ДАО ДЭ ЦЗИН" / ДАОСИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Николаев Дмитрий Владимирович

В статье рассмотрено понятие «Дао», его смысл и интерпретация в философии и культуре Китая. Показано объяснение этого термина в классическом труде Лао-цзы «Дао дэ цзин». Охарактеризованы основные особенности Дао и его суть, а также то, как даосизм предписывает жить по законам Дао.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДАО КАК ФЕНОМЕН КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ»

УДК 1 (091)

Искусствоведение и культурология

Николаев Дмитрий Владимирович, кандидат культурологии, СПбГУ, Россия, г. Санкт-Петербург

ДАО КАК ФЕНОМЕН КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ

Аннотация: В статье рассмотрено понятие «Дао», его смысл и интерпретация в философии и культуре Китая. Показано объяснение этого термина в классическом труде Лао-цзы «Дао дэ цзин». Охарактеризованы основные особенности Дао и его суть, а также то, как даосизм предписывает жить по законам Дао.

Ключевые слова: философия Древнего Китая; культура Китая, Дао, Лао-цзы, «Дао дэ цзин», даосизм.

Annotation: The article examines the concept of "Tao", its meaning and interpretation in Chinese philosophy and culture. Also it shows how this term is reflected in the classical work of Lao-tzu "Tao Te Ching". The main features of Tao and its essence are characterized, as well as how Taoism prescribes to live according to the laws of Tao.

Keywords: philosophy of ancient China; the culture of China, Tao, Lao Tzu, "Tao te Ching", Taoism.

Одним из важнейших понятий китайской религиозной и философской традиции является понятие «Дао». Причем этому термину нет аналогов в философии западной, в европейской культуре вообще. Понять сущность Дао непросто. Его нельзя увидеть или почувствовать. При этом Дао - во всем. Оно -источник создания мира, начало всех вещей. Оно - невыразимое и неопределимое. Дао - это вселенная в ее естественности, природа в ее полноте,

это - закон Вселенной, предопределяющий жизнь человека. Естественное движение, гармония [4, с. 188].

Точно неизвестно, кто ввел понятие Дао. Оно существовало и в конфуцианской традиции, а в буддизме был свой аналог этого термина. Принято считать, что наиболее древнее обоснование его дал основатель даосизма Лао-цзы, древнекитайский философ У1-У веков до н. э. Ему приписывается авторство даосского философского трактата «Дао дэ цзин» («Книга пути и достоинства»). Лао-цзы написал этот трактат, проживая в столице государства Чжоу. Он служил в императорском архиве, но не стремился к славе, не имел учеников. «Дао дэ цзин» состоит из 81 -й главы и посвящен раскрытию понятия Дао.

Слово «Дао» переводится с китайского языка как «путь». Е. Торчинов определяет это понятие так: «обозначение первоосновы мира, источника жизни и предела всякого существования, нормы и меры всего сущего [5, с. 211]. При этом в даосской философии Дао имеет гораздо более широкое толкование. К тому же никто, включая и самого Лао-цзы, не мог дать четкого определения Дао. Оно безымянно и бесформенно. Хотя основное значение иероглифа, который обозначает понятие «Дао» - это «путь», он также может обозначать понятие «учение» [8, с. 356]. С древних времен он также относился к моральному закону и кодексу поведения. Такое толкование Дао присутствует уже в конфуцианских текстах. «Дао дэ цзин» - первый текст, раскрывающий метафизическое значение понятия Дао как всеобъемлющего первоэлемента, из которого происходит всё сущее. Это реальность, дающая начало вселенной. Лао-цзы использовал этот термин из-за отсутствия альтернатив: «Было что-то законченное и туманное, Существовавшее до Небес и Земли, Молчаливое, невидимое, Неизменное, единственное, Неисчезающее, постоянно развивающееся, Что может быть в состоянии быть Матерью Мира.

Я не знаю его имени и называю его Дао» [7, с. 26].

Еще одним важнейшим понятием из труда «Дао дэ цзин» является «Де». Согласно В. Адамчику, оно «выступает как обнаруженное Дао. Благодаря ему Дао, само по себе непознаваемое, проявляется в мире вещей и явлений и, в частности, в человеке. Оба они составляют основу мира, оба следуют естественности» [1, с. 124]. Все вещи возвращаются в Дао. Это является вечным законом. Просветление - это, в даосском смысле, реализация этого универсального закона возвращения всех вещей в Дао. И это возвращение - то, чему подчиняется даже Дао. В «Дао дэ цзин» говорится о двух основных характеристиках Дао: недоступное для понимания и словесного выражения, необъяснимое. Там сказано: «Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей. Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит настоящую тайну» [2, с.

7].

Глава 14 «Дао дэ цзин» описывает Дао как невидимую, неслышимую, непостижимую форму бесформенного и вечного [2, с. 33]. Функция Дао -бытие, его сущность - ничто. В Дао исчезают все противоречия. Но в то же время оно доступно для восприятия и познания, его можно выразить знаком и символом. Дао действует спонтанно и в согласии со своей природой. Эта активность не содержит намерения. В то же время нет ничего, что остается незавершенным.

Соответственно, последователи даосизма стремятся к единению с Дао как высшей реальностью и, как следствие, к достижению бессмертия посредством медитативных, литургических, алхимических и философских практик [6, с. 106]. Даосизм опирается на два основных источника: «Дао де цзин» Лао-цзы и труд Чжуан-цзы, написанный в III веке до н.э. и названный по имени автора. В трактате «Чжуан-цзы» особенное внимание уделяется непознаваемости Дао, а также его небытию, отсутствию, но также и его вездесущности. Оно

присутствует во всём. Оно не является вещью, но, в то же время, оно - во всех вещах.

Некоторые секты даосизма занимались исключительно ритуальными аспектами, другие специализировались на медитативных и дыхательных упражнениях по контролю над телом и духом. Эти практики систематизированы в Даосском каноне, который даже в сокращенном виде содержит 1200 томов. Все даосы стремятся к поиску гармонии с тем, что можно назвать энергией вселенной.

Даосская мудрость побуждала человека искать союз с природой и космосом, отрекаясь от собственного «Я» и приобщаясь к гармонии с покоем и пустотой. Такое мировоззрение влияло в том числе и на творцов, например, художников, для которых предмет и объект творчества, манера письма и даже материалы для работы должны были не противоречить даосским канонам.

Дао - мать всех вещей и оно питает десять тысяч вещей. Оно -изначальный источник бытия. В «Дао дэ цзин» оно сравнивается с «вратами рождения» - основой Небес и Земли. [2, с. 17]. Из-за этого в поздних течениях даосизма это место цитировалось для обоснования сексуальных практик, направленных на единство с Дао.

Все даосы стремятся соединиться с Дао. Это нельзя сделать попытками постичь Дао интеллектом. Постижение Дао требует интуитивного понимания. Дао нельзя познать мыслями и раздумьями. К нему можно приблизиться, успокоясь и отрешась, не следуя ничему, не добиваясь ничего.

Даосизм разработал практики, облегчающие приобщение к Дао. Сама «Дао дэ цзин» содержит описания практик, ведущих к медитативному слиянию с Дао. Особое внимание уделяется дыханию. Как в процессе подготовки, так и во время самой медитации.

Даже до конфуцианства Дао было понятием, включающим моральные и этические ценности. И некоторые школы включили его в свои учения. В этом контексте Чжуан-цзы делает следующее суждение: «В мире сейчас есть много мастеров философии. Каждый из них считает, что у него есть правильный

ответ. Когда мы спрашиваем: «Что такое философия древнего Дао?», мы можем ответить: «Она в каждом учении.» [8, с. 357]. Ранние буддисты использовали даосскую терминологию и считали, что Дао - путь в нирвану. Есть также знаменитое дзенское изречение «Удивительное Дао в принесении воды и колке дров».

Дао не может быть описано словами. Человеческий язык может только намекнуть на то, что может помочь уму сформулировать идею. При этом важно знать, как Дао проявляет себя в мире и как люди реагируют на него. Не так важны философские спекуляции о природе Дао, как то, как жить в согласии с его законами. Дао - это не вещь или субстанция в европейском понимании. Дао не может быть постигнуто, но оно может быть почувствовано посредством окружающего мира. И хотя оно порождает всё сущее, оно не имеет сущности.

Возможно, можно рассматривать следование Дао как систему руководства. В таком случае человек может рассматривать достижение единства с Дао как саморазвитие для того, чтобы жить в полном соответствии с учением Дао, что будет легче для понимания и приближения к истине в соответствии с даосским канонами.

Согласно учению Лао-цзы, Дао - это закон самой природы, оно противопоставляется религиозной доктрине о «небесной воле». Естественность - это еще один признак Дао. В. Адамчик дал ему такую интерпретацию: «Человек следует земле, земля следует небу, небо следует дао, а Дао следует естественности» [1, с. 123]. В «Дао дэ цзин» говорится, что всё в мире находится в постоянном изменении. Все вещи меняются и переходят в свою противоположность. Но мир - это гармония, это единство, а не борьба противоположностей. И человеку следует жить в гармонии с этим миром, с естественным законом Дао, не нарушая его.

Дао бездействует, но при этом дает жизнь всему. Оно вечно, пусто, неисчерпаемо. Инь и Ян, противоположные взаимопроникающие силы, достигают своего предела в соответствии с законами Дао [3, с. 218].

Таким образом, понятие Дао представляет собой уникальный термин, свойственный лишь для восточной философии и культуры. Без его понимания невозможно постичь философию даосизма, культуру Китая в целом, понять менталитет этого народа.

Библиографический список:

1. Адамчик В., Адамчик М., Бадан А. и др. История Китая. - М., 2007.

2. Дао де цзин / Пер. и прим. Ян Хин-Шуна. - СПб., 2002.

3. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. - М., 2005.

4. Овинникова Ю.А., Рожковский В.Б. Эстетика: курс лекций. - Ростов н/Д., 2008.

5. Торчинов Е. Религии мира. Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. - СПб., 2005.

6. Bowker J. World Religions. - London, 2006.

7. Chang C. Creativity and Taoism. - New York, 1963.

8. The Encyclopedia of Eastern Philosophy and Religion. - Boston. 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.