Современная Европа, 2023, № 5, с. 84-95
УДК 327, 328.1
ДАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОРТФЕЛЕЙ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ И ПАРЛАМЕНТЕ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
© 2023 г. ГРИГОРЬЕВА Оксана Владимировна*
Кандидат политических наук, доцент Кафедра европейских исследований, Санкт-Петербургский государственный Университет. 199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9 *E-mail: [email protected]
© 2023 г. ПЛЮСНИН Никита Олегович**
Аспирант, Кафедра европейских исследований, Санкт-Петербургский государственный университет. 199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9 '"E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 20.03.2023
После доработки 26.06.2023 Принята к публикации 04.07.2023
Аннотация. Растущее число коалиционных правительств в европейских государствах, многие из которых являются правительствами меньшинства, ставит вопросы об особенностях их формирования и функционирования. Королевство Дания, где подобные правительства давно стали частью политической повседневности, позволяют выявить основные особенности распределения портфелей в правительстве и Фолькетинге в сфере внешней политики. Королевство представляет собой один из наиболее успешных в мировом опыте примеров сотрудничества правительства и парламента в сфере внешней политики и обороны. В статье проанализированы механизмы и факторы распределения внешнеполитических портфелей в 2001-2023 гг. с учетом сменявших друг друга синего и красного партийных блоков. Применены различные теории формирования коалиций и распределения портфелей в коалиционных правительствах для объяснения характерных черт распределения постов и должностей на том или ином историческом этапе. Кроме того, учтены особенности развития датской политической системы на современном этапе, основные тренды и перспективы ее развития. Сделан вывод, что при распределении портфелей в правительстве предпочтение отдается младшим партнерам по коалиции, в парламенте - старшим партнерам; учитывается
мнение Датской народной партии без ее включения в состав правительства; выбор делается в пользу популярных и авторитетных политиков, составляющих внешнеполитическую элиту Дании; функционирование комитета по международным делам Фолькетинга обеспечивает баланс сил в парламенте по вопросам внешней политики и обороны. Стратегии формирования коалиции и распределения портфелей в сфере иностранных дел значительно не различаются у синего и красного блоков, а следуют одной и той же логике, направленной на поддержание стабильности правительства меньшинства.
Ключевые слова: коалиционное правительство, распределение портфелей, анализ внешней политики, процесс принятия решений, Дания, Фолькетинг, синий блок, красный блок
Б01: 10.31857/80201708323050078
ЕБ№ xjwohy
Многообразие партийных систем современных европейских государств и идейное дробление обществ приводят к нормализации коалиционного характера правительств в парламентских демократиях. Этот тренд наблюдается в странах Старого Света последние двадцать лет [Швейцер, 2020] и особенно заметен в североевропейских государствах, в частности в Дании, где коалиционные правительства меньшинства давно стали частью политической повседневности. Ключевым при создании коалиции выступает распределение портфелей как в правительстве, так и в важнейших парламентских комитетах. Цель статьи - выявить особенности распределения постов в правительстве и Фолькетинге1 в сфере внешней политики в Дании в XXI в. (2001-2023 гг.). Теоретической основой исследования выступает ряд моделей анализа распределения министерских портфелей и позиций в парламентских комитетах. В статье продемонстрировано, как различные конфигурации в правительственных коалициях влияют на расстановку сил в сфере принятия внешнеполитических решений. Это обретает особую теоретическую и практическую значимость ввиду диспропорции между количеством успешно функционирующих коалиционных правительств (зачастую правительств меньшинства) и числом академических работ, посвященных причинам успеха данных коалиций. В Дании внешняя политика давно перестала быть исключительной прерогативой исполнительной власти и формируется как членами правительства, так и депутатами парламента [Могунова, 2001]. Датский случай позволяет по-новому взглянуть на процесс формирования коалиции.
Внешняя политика коалиционных правительств: теоретические аспекты
В связи с тем, что коалиционные правительства становятся политической повседневностью европейских парламентских демократий, растущее число академических исследований посвящено механизмам формирования коалиций. В большей
1 Парламент Дании. - прим. ред.
Современная Европа, 2023, № 5
части публикаций рассмотрены правительства большинства и коалиции, обеспечивающие поддержку большинства в общенациональном законодательном органе [Bassi, 2017]. Правительства большинства более автономны и самостоятельны в процессе принятия решений, в то время как правительствам меньшинства нужно постоянно учитывать позиции различных фракций в парламенте. Кроме того, исследователи зачастую фокусируются на узком понимании коалиции как совокупности партий, входящих в правительство, однако стабильность и успех правительств меньшинства (что часто противоречит прогнозам аналитиков) во многом основываются на расширенной коалиции, которая включает партии, поддерживающие коалицию или занимающие нейтральную позицию [König, Lin, 2021].
В теории распределения портфелей обычно анализируют конфигурацию распределения сил в коалиции или взаимоотношения партий друг с другом и с оппозиционным блоком. Исследователи также оценивают, каким образом передача портфеля влияет на общую коалиционную политику и повестку конкретного министерства [Bassi, 2017]. Таким образом, важно учитывать количественные и качественные характеристики коалиции. Т. Кёниг и Н. Лин дополняют эту модель: выбор партнера по коалиции влияет не только на политику правительства и единство коалиции, но и на восприятие правительства поддерживающими и нейтральными партиями [König, Lin, 2021].
Эффективную модель предлагают К. Опперман и К. Брюмер. Они рассматривают распределение портфеля министра иностранных дел в различных коалиционных правительствах на современном этапе. Исследователи утверждают, что наиболее важными условиями, при которых пост главы внешнеполитического ведомства достается младшему партнеру по коалиции (наиболее частый случай в датских правительствах последних десятилетий), выступают численность партии-партнера и опыт пребывания в правительстве, в т. ч. на посту министра иностранных дел. Обычно оба условия должны выполняться вместе [Oppermann, Brummer, 2018].
Распределения портфелей в сфере датской внешней политики (2001—2023)
В отношении датского правительства на современном этапе действует принцип «негативного парламентаризма»: Фолькетинг не должен вынести вотума недоверия правительству или отдельному министру [Исаев, 2002: 147]. Таким образом, создается рычаг прямого давления парламента на исполнительную власть. Однако процедурная сложность инициирования голосования по вопросу о недоверии кабинету или его члену уравновешивает силы сторон и оставляет исполнительной власти возможность договориться с депутатами законодательного органа в неформальном порядке. Ввиду важности поддержки курса кабинета министров Фолькетингом правительство никогда не будет представлять предложения или принимать решения в парламенте без поддержки большинства депутатов [Stram, 1990].
К началу XXI в. в Дании окончательно сложились два партийных блока: левый красный и правый синий, в которых крупнейшими являются Социал-демократическая партия Дании (СДПД) и Либеральная партия Венстре (Венстре)
соответственно. [Green-Pedersen, Kosiara-Pedersen, 2020]. Правительственную коалицию обычно составляют две-три партии, имеющие поддержку порядка трех-четырех датских партий наряду с гренландскими и фарерскими, примыкающими к тому или иному блоку.
Один из этапов построения правительственной коалиции - распределение портфелей в правительстве. Традиционно министерства (в первую очередь министерство иностранных дел) обладали широкой автономией: общую линию определяет коалиционное соглашение, а не глава кабинета. Это связано с установленной конституцией личной ответственностью перед парламентом каждого министра и отсутствием понятия коллективной ответственности правительства в основном за-коне1. Однако с 1990-х гг. наметились тенденции к президентализации должности премьер-министра, к активному присвоению внешнеполитической повестки главой кабинета, а также к централизации власти и политической воли в датских правительствах [Hansen, 2020]. Это выражалось в возрастающей роли координационных комитетов, усилении контроля со стороны канцелярии премьер-министра и министерства финансов. Именно этими изменениями в процессе принятия решений многие авторы объясняют возросшую устойчивость коалиционных правительств, что стало особенно заметно после выборов 2001 г., когда А.Ф. Расмуссен начал так называемый системный сдвиг (systemskifte) в датской политике, приведший к формированию ныне действующих правил игры [Vestermark K0ber, 2022]. Тем не менее пост министра иностранных дел остается одним их ключевых при формировании правительственной коалиция. От того, какая партия получит этот портфель, зависит не только общий курс внешней политики, но и во многом целостность всей коалиции.
Наряду с распределением министерских портфелей необходимо также принимать во внимание распределение должностей в парламентских постоянных комитетах [Hansen, 2019]. В сфере внешней политики нужно учитывать, кто будет избран на посты заместителя председателя и председателя комитета по международным делам - конституционно установленного органа парламентского контроля. Без консультации с комитетом не может быть принято ни одно ключевое решение в сфере иностранных дел [Jensen, 2001].
В статье рассмотрены распределение портфелей в период 2001-2023 гг., а также факторы и причины, обусловившие конфигурации сил в правительстве и парламенте.
Объекты исследования - десять датских кабинетов: три под управлением А.Ф. Расмуссена (2001-2009 гг.), два под управлением Х. Торнинг-Шмидт (2011-2015 гг.), три под управлением Л.Л. Расмуссена (2009-2011, 2015-2019 гг.) и два под управлением М. Фредериксен (2019 - н. в.)2. Во всех правительствах А.Ф. Расмус-
1 Конституция Датского Королевства от 5 июня 1953 года. Конституции государств Европейского союза. Под ред. Л.А. Окунькова. Москва. Издательская группа ИНФРА-М -НОРМА. 1997. C. 295-314.
2 Regeringer siden 1848. URL: https://www.stm.dk/regeringen/regeringer-siden-1848/ (дата обращения: 14.03.2023).
сена (2001-2009 гг.)1 и первом правительстве Л.Л. Расмуссена (2009—2011)2 министрами были представители Венстре и Консервативной народной партии (КНП). Первое правительство Х. Торнинг-Шмидт (2011—2014) сформировали СДПД, Радикальная Венстре (РВ), или Социал-либеральная партия Дании, и Социалистическая народная партия (СНП)3. Второе правительство Х. Торнинг-Шмидт (2014—2015) состояло из СДПД и РВ4. Второе правительство Л.Л. Расмуссена (2015—2016) являлось однопартийным кабинетом Венстре, что стало революционным событием в современной политической истории Дании5. Под угрозой вотума недоверия в ноябре 2016 г. создана коалиция Венстре, «Либерального Альянса» (ЛА) и КНП для формирования третьего правительства Л.Л.Расмусена (2016—2019)6. Первое правительство М. Фредериксен (2019—2022) было однопартийным кабинетом СДПД7. Во второе (2022 — н. в.) вошли СДПД, Венстре и «Умеренные»8. Наряду с третьим правительством А. Йоргенсена (1978—1979) это единственное правительство большой, или широкой, коалиции СДПД и Венстре после правительств согласия времен Второй мировой войны9.
В таблице 1 представлено, каким образом распределены портфели в правительстве и в парламенте в сфере внешней политики в изучаемый период.
Министр иностранных дел во всех трех правительствах А.Ф. Расмуссена (2001—2009) — виднейший представитель КНП П.С. Мёллер. Он пользовался популярностью как среди политических элит, так и среди населения. Это стало причиной выбора при распределении портфелей в коалиции. Популярность и большой политический опыт обеспечили П.С. Мёллеру долгожительство в правительстве.
1 Regeringen Anders Fogh Rasmussen I. URL: https://www.stm.dk/regeringen/regeringer-siden-1848/regeringen-anders-fogh-rasmussen-i/ (дата обращения: 14.03.2023); Regeringen Anders Fogh Rasmussen II. URL: https://www.stm.dk/regeringen/regeringer-siden-1848/regeringen-anders-fogh-rasmussen-ii/ (дата обращения: 14.03.2023); Regeringen Anders Fogh Rasmussen III. URL: https://www.stm.dk/regeringen/regeringer-siden-1848/regeringen-anders-fogh-rasmussen-iii/ (дата обращения: 14.03.2023).
2 Regeringen Lars L0kke Rasmussen I. URL: https://www.stm.dk/regeringen/regeringer-siden-1848/regeringen-lars-loekke-rasmussen-i/ (дата обращения: 14.03.2023).
3 Regeringen Helle Thorning-Schmidt I. URL: https://www.stm.dk/regeringen/regeringer-siden-1848/regeringen-helle-thorning-schmidt-i/ (дата обращения: 14.03.2023).
4 Regeringen Helle Thorning-Schmidt II. URL: https://www.stm.dk/regeringen/regeringer-siden-1848/regeringen-helle-thorning-schmidt-ii/ (дата обращения: 14.03.2023).
5 Regeringen Lars L0kke Rasmussen II. URL: https://www.stm.dk/regeringen/regeringer-siden-1848/regeringen-lars-loekke-rasmussen-ii/ (дата обращения: 14.03.2023).
6 Regeringen Lars L0kke Rasmussen III. URL: https://www.stm.dk/regeringen/regeringer-siden-1848/regeringen-lars-loekke-rasmussen-iii/ (дата обращения: 14.03.2023).
7 Regeringen Mette Frederiksen I. URL: https://www.stm.dk/regeringen/regeringer-siden-1848/regeringen-mette-frederiksen-i/ (дата обращения: 14.03.2023).
8 Regeringen Mette Frederiksen II. URL: https://www.stm.dk/regeringen/regeringer-siden-1848/regeringen-mette-frederiksen-ii/ (дата обращения: 14.03.2023).
9 Pedersen M.L., Bugge M. S og V skal i regering sammen for f0rste gang i over 40 är. DR. 14.12.2022. URL: https://www.dr.dk/nyheder/politik/s-og-v-skal-i-regering-sammen-foerste-gang-i-over-40-aar (дата обращения: 14.03.2023).
Таблица 1
Распределение портфелей в правительстве и парламенте в сфере внешней политики в 2001-2023 гг.
Премьер-министр Министр иностранных дел Председатель комитета по международным делам Заместитель председателя комитета по международным делам
А.Ф. Расмуссен (2001-2009) Bla* П.С. Мёллер (2001-2010) Bla* Й.Х. Мадсен (2001-2006) Bla* Й. Кофод (2001-2008) R0d**
Л.Л. Расмуссен (2009-2011) Bla* Г.Л. Бек (2006-2010) Bla*
М. Люккетофт (2009-2011) R0d**
Л. Эсперсен (2010-2011) Bla* Э. К. Хансен (2010-2011) Bla*
Х. Торнинг-Шмидт (2011-2015) R0d** В. Сёвндаль(2011-2013) R0d** Й. Кофод (2011-2013) R0d** С. Эсперсен (2011-2015) В1а*
Х. Нильсен (2013-2014) R0d** М. Гьерсков(2013-2015) R0d**
М. Лидегорд (2014-2015) R0d**
Л.Л. Расмуссен (2015 2019) Bla* К. Йенсен (2015-2016) Bla* С. Эсперсен (2015-2019) Bla* Н. Хэккеруп (2015-2019) R0d**
А. Самюэльсен (2016-2019) Bla*
М. Фредериксен (2019 - н. в.) Rad** Й. Кофод (2019-2022) R0d** М. Лидегорд (2019-2022) R0d** М. Кнут (2019-2020) В1а*
М.О. Йенсен (2020-2022) В1а*
Л.Л. Расмуссен (2022 - н. в.) R0d** М.О. Йенсен (2022 - н. в.) Bla* Х. Даль (2022 - н. в.) В1а*
* синяя правая партийная коалиция; ** красная левая партийная коалиция.
Составлено на основе данных официальных сайта Канцелярии премьер-министра Королевства Дания. URL: https://www.stm.dk/ (дата обращения: 14.03.2023) и сайта Фолькетинга Королевства Дания. URL: https://www.ft.dk/ (дата обращения: 14.03.2023).
Он сохранил пост в первом правительстве Л.Л. Расмуссена (2009-2011), однако в 2010 г. ввиду кадровых перестановок в преддверии выборов был назначен министром по делам культуры и церкви. Набиравшая обороты критика Иракской войны, участие в которой непосредственно связано с П.С. Мёллером, делала его нахождение во главе внешнеполитического ведомства нежелательным. Политику была доверена сфера, в которой он сохранял авторитет и поддержку населения (П.С. Мёл-лер долгое время работал на Датском радио). Кресло министра иностранных дел получила Л. Эсперсен, председатель КНП, занимавшая различные должности в кабинетах обоих Расмуссенов. Это должно было укрепить единство синего блока и лояльность младших партнеров.
Представитель старшего партнера правящей коалиции чаще всего занимает должность председателя комитета по международным делам, а оппозиционной партии - заместителя председателя для создания системы сдержек и противовесов. В период 2001-2011 гг. пост председателя занимали важные функционеры Венстре, имевшие как опыт членства в Европейском парламенте и межпарламентских объединениях, так и занимавшие различные посты в правительстве, включая министерские. Заместителями были не менее видные представители СДПД Й. Кофод, спикер партии по вопросам внешней политики с 2000 по 2013 гг. и М. Люкке-тофт, министр иностранных дел Дании с 2000 по 2001 гг., председатель партии с 2001 по 2005 гг. и спикер по вопросам внешней политики с 2005 по 2009 гг.2
В первом правительстве Х. Торнинг-Шмидт (2011-2014) портфель министра иностранных дел был отдан Социалистической народной партии - второму младшему партнеру в коалиции. Подобное решение объясняется рядом факторов. Во-первых, разница в мандатах СНП и РВ составляла одно депутатское место3, поэтому они выступали равными младшими партнерами СДПД. Во-вторых, с помощью высокой популярности председателя Социалистической народной партии В. Сёвн-даля глава правительства хотела заручиться поддержкой населения и политических элит. После его отставки с постов министра и председателя партии из-за проблем со здоровьем внешнеполитическое ведомство возглавил Х. Нильсен, бывший министр по налогам и председатель СНП в 1991-2005 гг. Выбор был сделан в пользу авторитетного и популярного политика, а не нового лидера Социалистической народной партии А. Вильгельмсен, обладавшей неоднозначной репутацией.
Поддержка частичной приватизации энергетической компании «Донг Энерджи» (DONG Energy) со стороны СНП стоила значительных репутационных издержек, что вынудило партию выйти из правительственной коалиции4. Второе правительство Х. Торнинг-Шмидт (2014-2015) состояло только из СДПД и РВ. Министром иностранных дел стал М. Лидегорд из РВ, ранее занимавший пост министра энергетики, строительства и климата. В этой должности ему удалось добиться принятия самых экологичных не только в ЕС, но и мире норм энергопотребления. Однако М. Лидегорд также не смог избежать крупного политического скандала в связи с принятием новых норм перехода на солнечную энергию5. Назначение должно было способствовать росту поддержки правительства со стороны как населения, так и политических элит, обеспокоенных деструктивными трендами в красном блоке.
1 Jeppe Kofod. URL: https://denstoredanske.lex.dk/Jeppe_Kofod (дата обращения: 14.03.2023).
2 Mogens Lykketoft. URL: https://denstoredanske.lex.dk/Mogens_Lykketoft (дата обращения: 14.03.2023).
3 Folketingsvalg torsdag 15. september 2011. Resultater - Hele landet. URL: https://www.dst.dk/valg/Valg1204271/valgopg/valgopgHL.htm (дата обращения: 14.03.2023).
4 S0rensen J., Abildtrup U. SF i dyb krise efter ja til salg af Dong. DR. 30.01.2014. URL: https://www.dr.dk/ligetil/indland/sf-i-dyb-krise-eiter-ja-til-salg-af-dong (дата обращения: 14.03.2023).
5 Martin Lidegaard bliver ny udenrigsminister. Information. 02.02.2014. URL: https://www.information.dk/indland/2014/02/martin-lidegaard-ny-udenrigsminister (дата обращения: 14.03.2023).
Председателями комитета по международным делам Фолькетинга являлись видные члены СДПД Й. Кофод, выстраивавший карьеру в межпарламентских и межправительственных организациях и объединениях (избранный затем депутатом Европейского парламента), и М. Гьерсков, входившая в ближайший круг премьер -министра и обеспечивавшая поддержку курса кабинета министров в важнейшем парламентском комитете. Пост заместителя председателя комитета неизменно занимал С. Эсперсен, спикер Датской народной партии (ДНП) по делам внешней политики. Если синие правительства обоих Расмуссенов опирались на поддержку ДНП, то красное правительство Х. Торнинг-Шмидт хотело заручиться нейтралитетом крайне правых и сохранить возможность сотрудничества по ряду вопросов.
В однопартийном втором кабинете Л.Л. Расмуссена (2015—2016) кресло министра иностранных дел досталось К. Йенсену, вице-председателю партии Венстре и правой руке Л.Л. Расмуссена. Во втором коалиционном правительстве Л.Л. Расмуссена (2016—2019) сильнейшим младшим партнером выступал ЛА, поэтому внешнеполитическое ведомство возглавил председатель партии А. Самюэльсен. Он был хорошо известен в общеевропейских институтах как депутат Европейского парламента в 2004—2007 гг. и член правления Альянса либералов и демократов за Европу. Однако с момента создания партии в 2007 г. А. Самюэльсен являлся убежденным евроскептиком и выступал с критикой ЕС и пределов интеграции1 . Такая неоднозначная фигура должна была послать различные сигналы как внутри страны, так и за ее пределами: Дания продолжала быть частью европейской семьи, однако была готова проявлять волю в ряде вопросов, включая общую миграционную политику, которая являлась одним из ключевых вопросов в ходе выборов 2015 г.
Комитет по международным делам возглавил не представитель старшего партнера в коалиции, а представитель второй по численности партии Фолькетинга — Датской народной партии2. Поддержка ДНП не одно десятилетие выступала ключевой для правительств синего блока, что обуславливало необходимость позиционного поощрения партнера со стороны коалиции [Плевако, 2019]. Однако радикальный характер идеологии партии ставил под сомнение возможность ее включения в правительство, поэтому парламентская должность в столь важном комитете стала компромиссным вариантом. Председателем был избран С. Эсперсен. Заместителем — Н. Хэккеруп, занимавший ранее посты министра обороны, министра торговли и европейской политики, а также вице-председателя СДПД.
В однопартийном первом правительстве М. Фредериксен (2019—2022) министром иностранных дел стал Й. Кофод, хорошо известный не только в Дании, но и в общеевропейских и трансатлантических институтах, что должно было обеспечить внешней политике поддержку со стороны широкого круга акторов. Во втором правительстве широкой коалиции (2022 — н. в.) министр иностранных дел — Л.Л.
1 Heffer G. Sign of the times? Denmark appoints eurosceptic as new foreign minister. Express. 29.11.2016. URL: https://www.express.co.uk/news/politics/737753/EU-integration-Denmark-appoints-eurosceptic-Anders-Samuelsen-foreign-minister-Brexit (дата обращения: 14.03.2023).
2 Folketingsvalg torsdag 18. juni 2015. Resultater - Hele landet. URL: https://www.dst.dk/valg/Valg1487635/valgopg/valgopgHL.htm (дата обращения: 14.03.2023).
Расмуссен, создавший новую партию «Умеренные». Она стала третьей по количеству мандатов после выборов 2022 г.1 Председатель Венстре Я. Эллеман-Йенсен был назначен вице-премьером и министром обороны. Таким образом, оба младших партнера СДПД получили равнозначные посты в правительстве.
В 2019-2022 гг. для укрепления поддержки однопартийного правительства меньшинства должность председателя комитета по международным делам была отдана представителю Радикальной Венстре - давнего партнера СДПД - М. Лиде-горду, занимавшему пост министра иностранных дел. Заместителем председателя стал М. Кнут (2019-2020). Ранее он был спикером по вопросам внутренней политики и интеграции Венстре и ушел со скандалом в КНП. В 2020 г. заместителем председателя избран М.О. Йенсен, лидер датской делегации в Совете Европы и спикер Венстре по вопросам внешней политики. В 2022 г. он стал председателем комитета. Таким образом, не получив портфель министра иностранных дел, Венстре возглавила парламентский внешнеполитический комитет. Заместителем председателя избран Х. Даль, видный представитель ЛА.
Таким образом, при формировании коалиции каждый премьер-министр стремился учесть конфигурацию сил среди партнеров не только в рамках правительства, но и парламента, а также мнение правительственных, поддерживающих и нейтральных партий. Пристальное внимание уделялось как постам в правительстве, так и в постоянных комитетах Фолькетинга. Численность и влиятельность партии, а также ее опыт пребывания в правительствах всегда принимались во внимание. Более того, во внешнеполитической сфере посты зачастую занимали одни и те же люди в различные исторические периоды. Все это позволяло правительствам меньшинства проработать весь или почти весь мандатный период.
Заключение
Анализ распределения портфелей в правительстве и Фолькетинге в сфере внешней политики в Дании в XXI в. (2001-2023 гг.) позволяет сделать следующие выводы об особенностях данного процесса:
- пост министра иностранных дел чаще всего отдается представителю младшей партии-партнера по коалиции, являющейся второй в правительстве и имеющей опыт пребывания во власти;
- пост председателя комитета по международным делам Фолькетинга обычно занимает представитель старшего партнера по коалиции, пост заместителя председателя - представитель крупнейшей партии оппозиционного блока;
- оба блока при распределении портфелей стремились заручиться поддержкой или нейтралитетом ДНП, не включая ее в состав правительства;
- важен не только выбор партии, которой отдаются портфели в правительстве и Фолькетинге, но и выбор конкретного представителя: предпочтение отдается политикам, активно вовлеченным во внешнеполитическую и оборонную повестку, име-
Folketingsvalg 2022: Sädan blev resultatet. URL:
https://www.ft.dk/da/aktuelt/nyheder/2022/11/valgresultat-2022 (дата обращения: 14.03.2023).
ющим опыт международной деятельности на различных уровнях и пользующихся популярностью;
- кадровые перемены в составе правительства обычно противостоят позиционной стабильности в комитете по международным делам, что отражает стремление обоих блоков сохранить статус-кво и созданный после выборов баланс сил в парламенте;
- стратегии формирования коалиций и распределения портфелей синего и красного блоков в целом не отличаются друг от друга и следуют схожей логике;
- внешнеполитическая элита Дании с конца XX в. в целом остается стабильной: распределение портфелей в указанной сфере на правительственном и на парламентском уровнях происходило между примерно одними и теми же людьми.
Выявленные для датского кейса особенности позволяют говорить об усложнении датской политической жизни на фоне развития партийной системы и президен-тализации должности премьер-министра в условиях сохраняющейся автономии министерств в рамках кабинета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Исаев М.А. (2002) Основы конституционного права Дании. Муравей, Москва. 344 с. Могунова М.А. (2001) Скандинавский парламентаризм: теория и практика. РГГУ, Москва. 350 с.
Плевако Н.С. (2019) Парламентские выборы в Дании. Научно-аналитический вестник ИЕРАН. № 3(9). С. 42-48. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran320194247
Швейцер В.Я. (отв. ред.) (2020) Коалиционные правительства в современной Европе: шансы и риски. Институт Европы РАН, Москва. 136 с. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/report72020_374
Bassi A. (2017) Policy Preferences in Coalition Formation and the Stability of Minority and Surplus Governments. Journal of Politics. Vol. 79. No. 1. P. 250-268. DOI: https://doi.org/10.1086/687928
Green-Pedersen C., Kosiara-Pedersen K. (2020) The Party System: Open yet Stable. The Oxford Handbook of Danish Politics. Ed. by P.M. Christiansen, J. Elklit, P. Nedergaard. Oxford University Press, Oxford, UK. P. 212-229. DOI: https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780198833598.001.0001
Hansen M.E. (2019) Distributing chairs and seats in committees: A parliamentary perspective. Parliamentary Affairs. Vol. 72. Issue 1. P. 202-222. DOI: https://doi.org/10.1093/pa/gsy008
Hansen M.E. (2020) The Government and the Prime Minister: More than Primus Inter Pares. The Oxford Handbook of Danish Politics. Ed. by P.M. Christiansen, J. Elklit, P. Nedergaard. Oxford University Press, Oxford, UK. P. 107-123. DOI: https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780198833598.001.0001
Jensen J.A. (2001) Folketinget og udenrigspolitikken. Parlamentarismen — hvem tog magten? Ed. by G.T. Nielsen. Aarhus Universitetsforlag, Aarhus, Denmark. Р. 117-146.
König T., Lin N. (2021) Portfolio allocation patterns and policy-making effectiveness in minority coalition governments. European Journal of Political Research. Vol. 60. Issue 3. P. 694715. DOI: https://doi.org/10.1111/1475-6765.12416
Oppermann K., Brummer K. (2020). Who Gets What in Foreign Affairs? Explaining the Allocation of Foreign Ministries in Coalition Governments. Government and Opposition. Vol. 55. Issue 2. P. 241-259. DOI: https://doi.org/10.1017/gov.2018.19
Stram K. (1990) Minority Government and Majority Rule. Cambridge University Press, Cambridge, UK. 304 p.
Vestermark Kaber J. (2022) Det lille systemskifte. 100 Danmarkshistorier. Aarhus Universitetsforlag, Aarhus, Denmark. 100 p.
Denmark: Portfolio Allocation in the Government and Parliament in the Sphere of Foreign Policy
O.V. Grigoreva*
Candidate of Science (Political) Associate Professor, Department of European Studies, Saint Petersburg State University 7-9 Universitetskaya emb., Saint Petersburg, 199034, Russia *E-mail: [email protected]
N.O. Plyusnin**
Postgraduate Student Department of European Studies, Saint Petersburg State University 7-9 Universitetskaya emb., Saint Petersburg, 199034, Russia **E-mail: [email protected]
Abstract. The growing number of coalition governments in European states, many of which are minority governments, raises questions about how they form and function. The case of Denmark, where such governments have long become a part of political everyday life, helps to identify the main specific features of foreign policy portfolio allocation in the cabinet and the Danish parliament, since the Kingdom is one of the most successful examples of cooperation between the government and parliament in the field of foreign policy and defence. The article analyses the mechanisms and factors for the foreign policy portfolio allocation in 2001-2023, taking into account successive "blue" and "red" party blocs. Various theories of coalition formation and portfolio allocation in coalition governments are used to explain the distinguishing features of such allocation at a particular historical stage. In addition, general features of the development of the Danish political system at the present stage, the main trends and prospects for this development are considered. The authors conclude that when allocating portfolios in the government, preference is given to "junior" coalition partners, while in parliament -to "senior" ones; the opinion of the Danish People's Party is taken into account by coalition partners without the Party's inclusion in the government; the choice is given in favour of popular and authoritative politicians constituting the foreign policy elite of Denmark over the past three decades; the functioning of the Foreign Policy Committee provides some kind of balance of power in the Danish Parliament on foreign and defence policy. It is also found out that the strategies for coalition formation and foreign policy portfolio allocation do not significantly differ between the "blue" and "red" party blocs, but follow the same logic aimed at maintaining the stability of the minority government's position.
Key words: coalition governance, portfolio allocation, foreign policy analysis, decision making, Denmark, the Danish Parliament, the blue party bloc, the red party bloc
DOI: 10.31857/S0201708323050078
EDN: xjwohy
REFERENCES
Bassi A. (2017) Policy Preferences in Coalition Formation and the Stability of Minority and Surplus Governments, Journal of Politics, 79(1), pp. 250-268. DOI: https://doi.org/10.1086/687928
Green-Pedersen C., Kosiara-Pedersen K. (2020) The Party System: Open yet Stable, in Christiansen P.M., Elklit J., Nedergaard P. (ed.) The Oxford Handbook of Danish Politics, Oxford University Press, Oxford, UK, pp. 212-229. DOI: https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780198833598.001.0001
Hansen M.E. (2019) Distributing chairs and seats in committees: A parliamentary perspective, Parliamentary Affairs, 72(1), pp. 202-222. DOI: https://doi.org/10.1093/pa/gsy008
Hansen M.E. (2020) The Government and the Prime Minister: More than Primus Inter Pares, in Christiansen P.M., Elklit J., Nedergaard P. (ed.) The Oxford Handbook of Danish Politics, Oxford University Press, Oxford, UK, pp. 107-123. DOI: https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780198833598.001.0001
Isaev M.A. (2002) Osnovy konstitutsionnogo prava Danii [Basics of the Constitutional Law of Denmark], Muravei, Moscow, Russia. (In Russian).
Jensen J.A. (2001) Folketinget og udenrigspolitikken, in Nielsen G.T. (ed.) Parlamentarismen — hvem tog magten? Aarhus Universitetsforlag, Aarhus, Denmark, pp. 117-146.
König T., Lin N. (2021) Portfolio allocation patterns and policy-making effectiveness in minority coalition governments, European Journal of Political Research, 60(3), pp. 694-715. DOI: https://doi.org/10.1111/1475-6765.12416
Mogunova M.A. (2001) Skandinavskiyparlamentarizm: teoriya i praktika [Scandinavian Parliamentarism in Theory and Practice], RGGU, Moscow, Russia. (In Russian).
Oppermann K., Brummer K. (2020) Who Gets What in Foreign Affairs? Explaining the Allocation of Foreign Ministries in Coalition Governments, Government and Opposition, 55(2), pp. 241-259. DOI: https://doi.org/10.1017/gov.2018.19
Plevako N.S. (2019) Parlamentskie vybory v Danii [Parliamentary Elections in Denmark], Nauchno-analiticheskii Vestnik IE RAN, 3(9), pp. 42-48. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran320194247 (In Russian).
Shveitser V.Ya. (ed.) (2020) Koalicionnye pravitelstva v sovremennoj Evrope: shansy i riski [Coalition Governments in Contemporary Europe: chances and risks], Institute of Europe RA, Moscow, Russia. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/report72020_374 (In Russian).
Stram K. (1990) Minority Government and Majority Rule, Cambridge University Press, Cambridge, UK.
Vestermark K0ber J. (2022) Det lille systemskifte, 100 Danmarkshistorier, Aarhus Universitetsforlag, Aarhus, Denmark.