тестирование (шесть вопросов с возможными вариантами ответов).
6. Графическое решение задачи линейного программирования с двумя переменными. Постановка задачи линейного программирования, геометрическая интерпретация. Схема решения графическим методом. Примеры. Контрольное тестирование (четыре вопроса с возможными вариантами ответов).
7. Решение практических задач линейного программирования. Примеры.
8. Понятие многокритериальной задачи. Понятие задачи и методов решения подобных задач.
9. Заключение. Повторение всего изученного материала. Итоговое тестирование (двадцать пять вопросов с возможными вариантами ответов).
В поддержку курса предлагается пособие, содержащее теоретический материал, материал для практических занятий, задания и тесты для проверки знаний учашдхся по каждой теме и по окончании изучения курса. Наряду с пособием предлагается обучающая программа, которая позволяет, используя персональный компьютер, самостоятельно ознакомиться с понятиями линейно-
го программирования и графическим методом решения задач, а также проверить свои знания по темам курса и по окончании изучения материала с помощью тестов.
Как показывает практика, данные элективные курсы позволяют углублять и расширять познавательные способности учащихся, формируют навыки обращения с математическим аппаратом. Поэтому есть все основания считать, что элективные курсы «Элементы матричных игр» и «Элементы линейного программирования» найдут свое место в учебных планах образовательных школ.
Литература
1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. - М., 2002.
2. Горелик В.А., Фомина Т.П. Основы исследования операций: Учебное пособие /Московский педагогический государственный университет, Липецкий государственный педагогический университет. - М., 2004.
3. Фомина Т.П. Элементы исследования операций и теории игр. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: БРБЬ -«Русская панорама», 2006.
ДАЛЬТОН-ПЛАН КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА
Е.Ю. Гусева, МПГУ
Развитие учебного процесса может осуществляться двумя путями: медленным совершенствованием его отдельных частей или кардинальным изменением с реализацией системного подхода. Альтернативой традиционной малоактивной системе обучения является организация деятельности, при которой учащийся сам оперирует содержанием, а преподаватель осуществляет мотивационное управление его учением. Использование инновационных технологий, таких как проект, исследование, модули, Дальтон-план, способствует развитию учебного процесса по второму пути.
Впервые Дальтон-план был разработан американским педагогом Хелен Паркхерст. Конец XIX века был отмечен вступлением крупнейших стран Западной Европы и США в новую стадию общественно-экономических отношений. Изменения в содержании школьного образования были вызваны недовольством американского общества и педагогов современным образованием. Автор системы индивидуализированного обучения, названной по месту ее внедрения Дальтон-планом, американская учительница Х. Паркхерст (1887-1973) может быть причислена к числу противников классической школы.
В 20-е годы XX века американский опыт был востребован в Советской России. Внедрение в отечественной школе Дальтон-плана в начале прошлого века в масштабах всей страны было связано, во-первых, с политическими и социально-экономическими изменениями. Во-вторых, переход от «школы учебы» к «школе труда» в России объективно отвечал тенденциям мирового педагогического процесса, в котором с начала XX в. шла смена образовательных парадигм, и «школа труда» утверждалась как прогрессивное направление. В России Дальтон-план вызвал повышенный интерес в 1922-1926 гг. Советская практика работы по Дальтон-плану получила название лабораторной, а затем и бри-гадно-лабораторной. В результате положительные стороны и недостатки при использовании лабораторно-бригадного метода были практически те же, что и в США, кардинальное отличие заключалось в том, что индивидуальная работа была заменена на коллективную. Едва начавшееся масштабное использование в школах Дальтон-плана прекратилось в 1931 году после постановления ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе».
На рубеже XX - XXI вв. вновь возрастает интерес к Дальтон-плану. В 90-е годы XX века в России произошли серьезные изме-
нения в различных сферах. Современное общество находится в стадии перехода от индустриального к информационному типу. Каждое десятилетие информация удваивается, а каждые семь лет - обновляется на 50%. Образование перестает быть способом усвоения готовых и общепризнанных знаний. Человек не в состоянии усвоить такой огромный поток информации, он сам из множества впечатлений, знаний и понятий формирует свое представление о мире. Все это свидетельствует о смене образовательных парадигм. Изменившиеся условия выдвинули новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Это во многом обусловило критическое отношение к советской образовательной системе и способствовало поиску инновационных технологий. Также взгляды педагогов были обращены на забытые технологии, которые в новое время стали востребованными, но на качественно ином уровне. Так произошло и с Дальтон-планом, который обладает большими возможностями в реализации лич-ностно-ориентированного подхода в обучении.
В России Дальтон-план внедряется с середины 90-х годов ХХ века, его описание было сделано Т.И. Шамовой и Т.М. Давиденко в книге «Управление образовательным процессом». В основе технологии лежит идея объединения деятельности преподавателя и учащихся по достижению индивидуализированных целей обучения.
Цели Дальтон-технологии: обеспечить индивидуализированное развитие учащегося; обеспечить развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Можно выделить четыре формы реализации Дальтон-плана: учебное занятие, коллективное занятие, лабораторное занятие, конференция. Дальтон-технология универсальна с той точки зрения, что она может быть использована при обучении различным дисциплинам, в том числе и русскому языку. Но не все разделы русского языка можно с одинаковым успехом изучать с опорой на данную технологию. Как показывает опыт, особенно эффективно ее применение при изучении тем, связанных с орфографией, пунктуацией и культурой речи.
Чтобы разработать программу Дальтон-плана, прежде необходимо определиться с темой и сформулировать комплексную дидактическую цель. Дальтон-план представляет собой комплекс
уроков по теме: объяснение нового материала, консультация по теории и практике, лабораторное занятие, контрольная работа. Затем из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие цели для каждого этапа. Первый и второй этапы Дальтон-плана проводятся традиционно. Наибольший интерес представляет лабораторное занятие, которое позволяет учащимся отрабатывать ошибки, следуя по индивидуальному маршруту. Приведем примеры некоторых тем лабораторных занятий: «Правописание О-Е после шипящих в различных морфемах разных частей речи», «Чередование гласных О-А в корне слова», «Правописание производных предлогов», «Знаки препинания при однородных членах предложения», «Обособленные определения» и др.
Структурирование лабораторного занятия: активизация знаний (теоретический опрос), входной контроль (запись диктанта, теста и др.), самопроверка по эталону, квалификация ошибок, их отработка по индивидуальному маршруту с последующей самопроверкой, рефлексия. Если работа выполнена безошибочно, то учащийся выходит на уровень консультанта. Возможна дальнейшая работа дома.
Для вашего рассмотрения предлагаются этапы методической разработки лабораторного занятия по теме «Чередование гласных О-А в корне слова».
Этапы работы на лабораторном занятии.
1. Конкретизировать тему с точки зрения задач, стоящих перед каждым: находить орфограммы «чередование О-А в корне слова», правильно определять, от чего зависит написание чередующихся гласных О-А в корне, правильно писать слова с данной орфограммой.
2. Входной контроль (диктант или тест).
3. Проверка диктанта (теста) по эталону.
4. Квалификация ошибок.
5. Обращение к карточкам-консультантам, где указаны источники для отработки теоретического материала и даны практические задания.
Предлагается следующая квалификация ошибок по данной теме.
Консультант №1 «Чередования О-А в корнях гор-гар, твор-твар, клон-клан и зар-зор».
Консультант №2 «Чередование О-А в корнях лаг-лож и касс-кос».
Консультант №3 «Чередование О-А в корнях рос-раст (ращ), скоч-скак, а также плов-плав».
Консультант №4 «Чередование О-А в корнях мок-мак и равн-ровн».
Консультант №5 «Чередование О-А в корнях» (все случаи).
6. Следование по индивидуальному маршруту.
7. Если учащийся отработал все ошибки и выполнил Кон-
сультант № 5, то он может перейти на уровень помощника учителя и консультировать одноклассников.
Для отработки данной темы могут быть рекомендованы следующие учебные материалы: В.В. Бабайцева «Русский язык 5-9 класс», «Русское правописание в таблицах»; Н.Г. Ткаченко «Русское правописание в таблицах», тетрадь с опорными сигналами. Учебники выбираются на усмотрение преподавателя. На первый
взгляд, разработка лабораторного занятия кажется трудоемкой. Но главное - обеспечение учебной литературой (учебник, пособия по русскому языку, тесты, таблицы, схемы) учащихся. Маршрут, разработанный преподавателем, может быть оформлен на доске.
Учащиеся воспринимают эти занятия с восторгом. При проведении рефлексии ими было отмечено множество преимуществ. Во-первых, движение по индивидуальному маршруту дало возможность отработать каждому свои собственные ошибки. Во-вторых, многих привлекла неординарность лабораторных занятий, когда работа велась не только в режиме «преподаватель -ученик», но и «ученик - ученик». В-третьих, интересно то, что учащиеся могут свободно передвигаться во время занятий в целях проведения самопроверки по эталонам и получения консультаций. В-четвертых, задания дифференцированы по уровню сложности, и это тоже привлекает учащихся.
При использовании Дальтон-плана каждый учащийся включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Происходит индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Учащийся имеет возможность самореализоваться, и это способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения. Большие возможности у системы и для развития личностных качеств учащегося.
Принципиально меняется положение преподавателя в учебном процессе. Задача преподавателя - обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через индивидуальный маршрут и консультации. В результате изменения его деятельности на учебном занятии меняется характер и содержание его подготовки к ним: продумывание целей, деятельности учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое определение форм и методов учения.
Эта система требует от учителя предварительной работы, а от учащегося - напряженного труда. На наш взгляд, технология эффективна и интересна. Дальтон-план представляется нам технологией будущего.
ЭТИКА ПЕДАГОГИ1 Ю.Н. Маркелова, г. Славянск-на-Кубани
Под педагогическим дискурсом мы понимаем совокупность текстов различных речевых жанров, действующих в процессе педагогического общения (учителя и учащихся).
Если следовать размышлениям Ю.С. Степанова и рассматривать дискурс как особый мир, то в мире педагогического дискурса действуют «свои правила синонимических замен, свои правила истинности, свой этикет» [3, с. 26].
Этика педагогического дискурса предполагает систему универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе взаимодействия учителя и учащихся.
Поскольку этические нормы «относятся в первую очередь к мотивам речи», к области культуры общения (доброжелательность, приятие партнёров по общению, соблюдение законов
нравственности), то их можно условно отнести к «механизмам культуры стратегического уровня, которые реализуют взаимоотношения с миром в целом и конкретным партнёром по общению в частности» [4, с. 201].
Однако «механизм культуры стратегического уровня» действует в том случае, если мы учитываем механизм действия закономерностей межличностных отношений: а) закономерность «неопределенности отклика», т.е. зависимость восприятия учеником внешних воздействий от различий их личностных особенностей, конкретной ситуации общения, в которой происходит взаимодействие (воздействие), особенностей передачи речевого воздействия (как говорит учитель); б) закономерность «неадекватности отображения» учителя учеником (или реже - наоборот) и «неадекватность самооценки»; в) закономерность «искажения