УДК № 75.047 Н. А. Прантенко
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ПЕЙЗАЖ В ИМПРЕССИОНИСТИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ ПРИМОРЬЯ
На основе произведений художников ХХ в. из собрания Приморской государственной картинной галереи и мастерских художников автор впервые развернуто анализирует новые качественные характеристики, что привнесли приморские художники в развитие пейзажного жанра. Обобщаются уже известные факты и выясняются закономерности творческого процесса на пути создания законченного произведения.
Ключевые слова: дальневосточный пейзаж, импрессионизм, натура, образ, Каль К.Н., Кублов
Н.М., Гончаренко В. А., В.Н. Доронин, В.Г. Убираев.
Far-East landscape painting in the impressionistic art of Primorye. NADEZHDA A. PRANTENKO (Primorye State Art Gallery, Vladivostok).
Коллекция произведений приморских художников в собрании галереи насчитывает более 2,5 тыс. произведений искусства. Особое место в ней занимает пейзаж: дальневосточные художники обращаются к этому жанру как к главному в живописи, что неоднократно отмечалось искусствоведами В.И. Кандыбой и М.Э. Куликовой [1, 4]. В.И. Кандыба первым создал обобщающий труд по приморскому искусству, в котором рассказал о художественной жизни Дальнего Востока XIX в. и первых десятилетий XX в., дал целостную характеристику состояния изобразительного искусства края до конца 1980-х годов с позиций своего времени.
Задача нашей работы - выявить новые качественные характеристики, которые привнесли приморские художники в развитие пейзажного жанра.
Среди причин обращения художника к пейзажу - близость природы человеку, красота окружающего пространства, возможность непосредственного наблюдения природных стихий, безграничные возможности совершенствования мастерства в условиях постоянно меняющегося состояния приморской погоды. Художник намеренно избирает природу как повод для образных решений, созерцания и проникновения в суть вещей. Именно в пейзаже, как ни в каком другом жанре, проявляется духовная сущность творца [6].
Самые ранние пейзажные произведения из коллекции галереи относятся к 1920-1930-м годам, когда на Дальнем Востоке появились такие художники, как К.Н. Каль, П.В. Любарский, В.В. Пановский, И.Ф. Палшков. Они стояли у истоков возникновения изобразительного искусства в нашем крае, создания региональной школы пейзажа и, несомненно, сыграли определенную роль в художественной жизни дальневосточного региона. Все они были профессионалами и имели отличное европейское образование. Однако в импрессионистической манере работал только К.Н. Каль (1873-1938).
Карл Николаевич Каль обучался в Дюссельдорфской академии художеств, во Владивостоке жил и работал с 1911 г. Импрессионистическая манера письма сложилась в ранний период творчества художника. Один из этюдов, написанный в этой манере (1900 г.) хранится в Томском художественном музее. В Приморской государственной картинной галерее находится восемь камерных пейзажей этого автора, все они замечательны по своим художественным характеристикам. Художник мастерски передает состояние природы и впечатление восторга от ее земной красоты, его работы «Весна на Седанке», «Яблони в цвету», «Этюд с белой хатой» свежи и цветоносны (см. вкл.).
Произведений художников 1920-1930-х годов в собрании галереи немного. В основном это реалистические графические и живописные работы, выполненные в различных техниках: карандаш, акварель, тушь, масляная живопись. В самых ярких произведениях этих художников отразилась не только их индивидуальность, но отпечаток общественного сознания того времени. Авторское, субъективное осознание действительности всегда доминирует в пейзаже. Преломление видимого мира через себя,
ПРАНТЕНКО Надежда Александровна, аспирант кафедры русской филологии и культуры Дальневосточного государственного технического университета (ДВПИ им. В.В. Куйбышева), заведующая выставочным отделом (Приморская государственная картинная галерея, Владивосток). E-mail: nprantenko@mail.ru
© Прантенко Н.А., 2009
перевод его в метафизические измерения внутреннего мира - это законный творческий путь в искусстве наших дней: сегодня ценна именно уникальность художника [6].
В коллекции Приморской государственной картинной галереи можно найти самые разные типы пейзажа - они отражают обширнейшую гамму человеческих переживаний. Особую свежесть и остроту пейзажным образам придавало эмоциональное восприятие окружающего пространства в работах приморских художников с импрессионистическим видением мира: К.Н. Каля, В.А. Гончаренко, Н.М. Кублова. Определенное влияние импрессионизма можно увидеть в работах В.Н. Доронина, Н.П. Жоголева, К.И. Шебеко, А.В. Телешова и других (см. вкл.). Освещение и свет - одно из главных средств выразительности у этих художников. Особое внимание они уделяют динамичной композиции, живому мазку и фактурности.
В свободной живописной манере, в стремлении передать вибрации света особенно выделяется В.Н. Доронин. Соединив классическую школу реализма с импрессионистическим восприятием мира и непревзойденным мастерством, он создал свою живопись - живую и убедительную. Реалистическое пространство в его произведениях воспринимается как отражение возвышенных чувств и творческого вдохновения.
В произведениях К.Н. Каля, В.А. Гончаренко пространство и форма предмета передаются главным образом с помощью цвета. Оба художника писали на пленэре, поэтому свет и цвет являются главными характеристиками их живописи. Во время работы на пленэре они создают вполне законченные произведения-картины. В сочетании красок Вениамин Гончаренко не просто использует опыт Моне и Писсаро, но находится в постоянном поиске, добиваясь нужного взаимодействия красок с помощью своих приемов.
Находить поэтическое начало в обыденной реальности - это правило усвоили многие приморские художники, работающие в импрессионистической манере. В пластическом языке поэтика пейзажа импрессионистов выражается в виде световых контрастов, в интенсивности цвета, декоративности рисунка, что наблюдаем, например, в работе Н.М. Кублова «Утро в доке» (см. вкл.). Художник изобразил только часть большого водного пространства, заставляя зрителя домыслить бесконечность морских просторов. Этот прием позволяет передать в работе ощущение естественности, непреднамеренности, непосредственности.
В пейзажном жанре особенно велико значение пластической формы, в ней воплощается эстетическая ценность произведения. И если в других жанрах роль пластики ослабляется и даже поглощается другими элементами образа (сюжетом, идейной установкой), то в пейзаже эти составляющие отступают на второй план, и именно пластика отображает миропонимание художника [6]. Приморские художники сумели добиться пластической выразительности в изображении пространства и времени, своего отношения к ним.
Важной чертой дальневосточного пейзажа является его вневременное звучание как объекта поклонения и созерцания [1]. Эти качества можно отнести ко многим художникам, работающим в различных традициях. Именно эти качества роднят философию дальневосточного пейзажа с духовными традициями Востока. В поисках своей манеры некоторые художники сумели соединить приемы европейской реалистической школы живописи с восточной школой. Длительное наблюдение, поиск нужных акцентов, накопленные знания и опыт, эмоциональный порыв позволяют создать новое и неподражаемое по своим характеристикам произведение. Выполненные в импрессионистической манере, работы художника В.Г. Убираева яркий тому пример (см. вкл.).
Влияние импрессионизма на многие течения в изобразительном искусстве несомненно. Кеннет Кларк отмечает: «...импрессионизм дал нам то, что всегда было одним из величайших достижений искусства: он расширил диапазон нашего видения» [3, с. 210]. Почти научно осваивая свет и цвет, импрессионизм воздействовал на пластический метод реализма, заставляя его двигаться к более совершенному освоению реальности. «Импрессионизм - это не короткое явление в истории искусства, а целое направление со своей методологией, своими взлетами и спадами. Направление, на долгом пути своей жизни угасающее и возникающее вновь, но уже в преображенном виде» [6, с. 327].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кандыба В.И. Художники Приморья. Л.: Художник РСФСР, 1990. 128 с.: ил.
2. Киплик Д.И. Техника живописи. М.: Сварог и К, 2000. 504 с.
3. Кларк К. Пейзаж в искусстве / пер. с англ. Н. Тихонова. СПб.: Азбука-классика, 2004. 304 с., ил.
4. Куликова М.Э. Ветер с Востока. Владивосток // В потоке времени и памяти / сост. Дилакторская О.Г. / РАН. СПб.: Дмитрий Буланин. С. 569-573.
5. Ленкова Е. Пейзаж как отражение эстетического принципа Союза русских художников. Академическая тетрадь // Русское искусство. 2009. N° 1. С. 40-45 с.
6. Манин В.С. Русская пейзажная живопись. М.: Белый город, 2000. 632 с.
7. Мириманов В.Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. М.: Согласие, 1997. 328 с., ил.
8. Пилипенко В.Н. Пейзажная живопись. СПб.: Художник России. 1993. 208 с., ил.
9. Шестимиров А.А. Морской пейзаж. М.: Белый город, 2003.