DOI 10.22394/1818-4049-2017-81-4-200-208 УДК 343.37
В. Д. Иванченко
Дальневосточный лесной комплекс: оценка и проблемы правового регулирования противодействия незаконной вырубки и оборота древесины
Настоящая статья посвящена оценке потенциала лесных ресурсов, в том числе лесного фонда, запасов древесины, уровня их потерь вследствие естественных факторов и факторов, носящих криминальный характер.
Основными направлениями криминальных интересов организованной преступности в районах страны с высоким потенциалом лесных ресурсов на современном этапе остается незаконный оборот леса и лесоматериалов, что обусловлено недостатками действующего правового регулирования в сфере лесопользования, неопределенностью механизма государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом леса и лесоматериалов, неопределенностью механизма выявления незаконного оборота древесины
Ключевые слова: лесопромышленный комплекс, правовые условия и оценка незаконного приобретения, хранения, перевозки, переработки древесины в целях сбыта на Дальнем Востоке.
Объем теневого сектора лесопромыш- тения, хранения, перевозки, переработки ленного комплекса обусловлен отсутстви- в целях сбыта древесины стало одной из
ем, с одной стороны, комплексной системы оценки лесных ресурсов и их динамики, с другой стороны, недостатками нормативно-правовых актов, регулирующих приобретение, хранение, перевозку, переработку древесины в целях сбыта, а также отсутствием действенного механизма надзора за соблюдением законности в сфере лесопользования. Одновременно действующее законодательство не обеспечивает эффективное регулирование восстановления утраченных лесных ресурсов. Учитывая факт того, что законодательно даже легальный лесопользователь не обязан вкладывать средства в расширенное воспроизводство лесов [20], незаконное лесозаготовление несет в себе множество дополнительных угроз общественным отношениям самого разного формата. Основными направлениями криминальных интересов организованной преступности в Дальневосточном федеральном округе, как и в других районах страны с высоким потенциалом лесных ресурсов, на современном этапе остается незаконный оборот леса и лесоматериалов [21, 22]. В последние годы именно влияние незаконных факторов приобре-
основных причин значительных потерь лесного фонда. При этом незаконная вырубка леса является превалирующей среди других нарушений, преступлений в отрасли. Ежегодно правоохранительными органами регистрируется количество незаконных рубок почти в 1,5 раза больше, чем количество всех деяний, в которых предметом преступлений были лес и лесоматериалы.
Однако факт допущенного правонарушения в сфере лесопользования не всегда приводит к наказанию. Это обусловлено рядом основных причин:
- недостатками действующего правового регулирования в сфере лесопользования. Так, до настоящего времени ряд основополагающих нормативно-правовых актов допускают разное трактование объектов, субъектов, условий лесопользования;
- неопределенностью механизма государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом леса и лесоматериалов. Отсутствуют комплексные исследования преступной деятельности в сфере приобретения, хранения, перевозки, переработки древесины в целях сбыта,
Иванченко Виктория Дмитриевна - адъюнкт, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации (г. Хабаровск). E-mail: [email protected]
направленные на определение причин и условий совершения незаконной рубки древесины и оборота лесоматериалов;
- неопределенностью механизма выявления незаконного оборота древесины и правил расследования приобретения, хранения, перевозки, переработки древесины в целях сбыта, а также правил расследования преступлений, связанных с незаконными вырубками.
Все это в совокупности определяет актуальность рассматриваемых в данной статье вопросов.
Лесная отрасль для Российской Федерации имеет одно из первостепенных значений, так как лесные ресурсы, с одной стороны, удовлетворяют множество потребностей российской экономики, с другой -являются важнейшим средообразующим и средозащитным фактором.
Российские леса занимают пятую часть от площади лесов планеты и почти половину территории страны, поэтому Россия имеет особую ответственность за сохранение как собственной, так и мировой экосистемы (табл. 1).
Таблица 1
Страны с наибольшей площадью лесов
Страна Площадь лесов, тыс. га Доля площади лесов территории страны, % Доля площади лесов мира, %
Российская Федерация 814931 47 20
Бразилия 493538 58 12
Канада 347069 35 9
США 310095 32 8
Китай 208321 22 5
Демократическая Республика Конго 152578 65 4
Австралия 124751 16 3
Индонезия 91010 50 2
Перу 73973 58 2
Индия 70682 22 2
Всего 2 686 948 67
Источник: по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), 2015. URL: http://www.fao.org/3/a-i4793r.pdf.
Таблица 2
Распределение площади лесных насаждений в 2015 г.
Федеральный округ Общая площадь, тыс. га Распределение площади лесных насаждений по целевому назначению, тыс. га
защитные эксплуатационные резервные
Дальневосточный 496 592,7 92 735,9 217 751,1 186 105,7
Сибирский 358 451,9 96 034,5 178 861,1 83 556,3
Северо-Западный 112 842,7 40 442,7 72 400,0
Уральский 112 116,5 23 148,4 88 968,1
Приволжский 39 043,1 11 610,4 27 432,7
Центральный 22 631,3 9837,3 12 794,0
Южный 2 753,2 2 753,2
Северо-Кавказский 1 721,4 1 721,4
Всего 1 146 152,8 278 283,8 598 207,0 269 662,0
Источник: обзор санитарного и лесопатологического состояния лесов в Российской Федерации в 2015 г. и прогноз лесопатологической ситуации на 2016 г. URL: http://www. msteshßz.gov.ru/activity/mo-fire/docs/pmjects/8/obzor_chasty1-min.pdf
Таблица 3
Распределение площадей лесного фонда Дальневосточного федерального округа
Наименование Млн. га Доля от общего объема, %
Дальневосточный федеральный округ 496,6 100
Республика Саха (Якутия) 255 51,3
Камчатский край 44,7 9,0
Приморский край 11,9 2,4
Хабаровский край 73,7 14,8
Амурская область 30,5 6,1
Магаданская область 44,7 9,0
Сахалинская область 6,9 1,4
Еврейская автономная область 2,1 0,4
Чукотский автономный округ 27,7 5,6
Источник: официальный сайт Федерального агентства лесного хозяйства. URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/dep/fareast/regions
Общая площадь земель лесного фонда Российской Федерации, по данным государственного лесного реестра на 01.01.2015 г., составляет 1 146, 2 млн. га, в том числе площадь земель, покрытых лесной растительностью - 770,6 млн. га (табл. 2). Площадь защитных лесов составляет 278 283,8 тыс. га, эксплуатационных - 598 207 тыс. га, резервных - 269 662 тыс. га.
В разрезе федеральных округов более 70% площади лесных насаждений приходится на Дальневосточный и Сибирский федеральные округа. Дальневосточный федеральный округ - крупнейший лесной регион России. Площадь лесного фонда в Дальневосточном федеральном округе составляет почти 500 млн. га или около 45% лесных земель Российской Федерации.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель. Лесные насаждения, относящиеся к резервным лесам, т. е. в течение 20 лет на данной территории не планируется осуществлять лесозаготовку, расположены только в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах и составляют 31,5% от лесного фонда федеральных округов и 23,5% в целом от лесного фонда России. Защитные леса, которые подлежат освоению с целью сохранения системообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других функций леса, составляют
24,3% в России, 18,7% в Дальневосточном федеральном округе. Таким образом, эксплуатационные леса, которые являются основным источником делового круглого леса для промышленного использования, занимают в Российской Федерации более 50% от общего лесного фонда, из них 34,6% приходится на эксплуатационные леса Дальнего Востока и Сибири.
Хабаровский край среди регионов Дальнего Востока обладает значительным потенциалом лесных ресурсов. На территории Хабаровского края произрастает более 7% запасов лесов Российской Федерации и 25,5% лесов Дальнего Востока. Общая площадь земель лесного фонда составляет 73,7 млн. га, из которых 51 млн. га или 70% от общей площади лесного фонда покрыты лесом (табл. 3). Площадь эксплуатационных лесов в Хабаровском крае составляют около 40,5% от общей площади, 14,5% - защитных лесов и 45% - резервных лесов [16].
Российская Федерация обладает наибольшим запасом древесины в мире после Бразилии, который составляет 84 млрд. м3. При этом необходимо отметить, что, обладая значительным запасом древесины, на Россию приходится низкая доля мирового объема лесозаготовки (6%) и торговли лесоматериалами (3%) в мире.
Общий запас древесины Дальневосточного федерального округа составляет 27% от общего запаса древесины в Российской
Таблица 4
Распределение запасов лесного фонда Дальневосточного федерального округа
Наименование Млрд. м3 Доля от общего объема, %
Дальневосточный федеральный округ 20,1 100
Республика Саха (Якутия) 8,72 43,4
Камчатский край 1,19 5,9
Приморский край 1,87 9,3
Хабаровский край 5,02 25,0
Амурская область 1,99 9,9
Магаданская область 0,42 2,1
Сахалинская область 0,62 3,1
Еврейская автономная область 0,18 0,9
Чукотский автономный округ 0,08 0,4
Источник.: Ковалев А. П., Матвеева А. Г., Ковалев С. А. Динамика и состояние лесных ресурсов Дальнего Востока // Вестник Тихоокеанского государственного университета, 2012. № 4. С. 161-168.
Таблица 5
Площадь лесовосстановления в 2015 г.
Федеральный округ Площадь, тыс. га Доля от общей площади лесовосстановления, %
Дальневосточный 110413,4 13,8
Сибирский 257560,4 32,1
Северо-Западный 195606,2 24,4
Уральский 52958,9 6,6
Приволжский 19381,2 2,4
Центральный 72365,0 9,0
Южный 3114,6 0,4
Северо-Кавказский 1363,2 0,2
Всего 802807,9 100
Источник: Федеральное агентство лесного хозяйства. ЦШ,: http://www.rosleshoz.gov.ru/
Федерации или 20,1 млрд. м3. Набольший запас древесины сосредоточен в Республике Саха (Якутия) - 43,4%, Хабаровском крае - 25,0%, Амурской области - 9,9% (табл. 4).
С целью предотвращения разрушения почвы вырубленные, погибшие и поврежденные леса подлежат воспроизводству в соответствии со ст. 61 Лесного Кодекса Российской Федерации. В мировой практике площадь лесопосадок увеличилась с 1990 г. до 2015 г. на 7%, а темпы прироста достигли максимального значения 5,2 млн. га в период с 2000 по 2015 гг. Наибольшая площадь лесопосадок отмечается в Китае - 79,0 млн. га, США - 26,4 млн. га, Российской Федерации - 19,8 млн. га.
Необходимо отметить тенденцию сокра-
щения площади лесовосстановления в Российской Федерации. В 2015 г. площадь лесовосстановления уменьшилась на 9,3% В разрезе федеральных округов наибольшая площадь лесовосстановления приходится на Сибирский федеральный округ (табл. 5). Несмотря на наибольшую площадь лесного фонда, эксплуатационные леса Дальневосточного федерального округа по площадям лесовосстановления (110,4 тыс. га) занимают лишь третье место среди федеральных округов. При этом общий объем лесовос-становительных работ в Дальневосточном федеральном округе сокращается. Восстановление лесного покрова на Дальнем Востоке осуществляется преимущественно естественным путем.
В разрезе регионов Дальневосточного
федерального округа больше половины площади лесовосстановления приходится на Хабаровский край (59,6 тыс. га) (табл. 6). При этом в последние годы в крае сложилась устойчивая тенденция сокращения объема работ по воспроизводству и разведению лесов. В 2015 г. работы по лесовосстановлению к уровню 2008 г. уменьшились на 24,7%, к уровню 2012 г. - на 11,4%.
Таким образом, наблюдается отрицательная динамика восстановления площадей, занимаемых лесами. За последние 25 лет площадь лесов сократилась на 3,1% или до 4 млрд. га, количество деревьев за 12 тыс. лет уменьшилось на 46% [17], т. е. почти в половину. Несмотря на значительные территории и запасы древесины, доля высококачественной древесины на Дальнем Востоке снижается. В этих условиях возрастает роль охраны и защиты лесов, эффективности эксплуатации и воспроизводства.
Большой урон наряду с естественными факторами (вредителями и болезнями леса, загрязнения лесного фонда, лесные пожары) несут незаконные вырубки, обусловленные сохранением теневого сектора. В связи с этим возрастает роль выявления теневого сектора лесопромышленного комплекса.
По оценкам Всемирного фонда дикой природы России и Всемирного банка до 20% древесины, заготавливаемой в Рос-
сийской Федерации, а на Дальнем Востоке до 50% [13] имеет незаконное происхождение. В этом случае в России в
2015 г. объем нелегальной лесопродук-ции, согласно указанным экспертным оценкам, будет оцениваться в 40 - 50 млн. м3 древесины, а ущерб для бюджета составит примерно в 13 - 30 млрд. рублей [14].
В 2015 г. (впервые с 2012 г.), благодаря введению системы учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС), удалось достичь снижения объема незаконных рубок лесных насаждений на 8% и сократить ущерб на 20%. Однако уже в
2016 г. тенденция увеличения объемов незаконных рубок продолжилась: в 2016 г. выявленный объем незаконной рубки лесных насаждений составил 1,65 млн. куб. м, что на 36,4% больше объема незаконной рубки в 2015 г. [15].
Эксперты утверждают, что большинство незаконных вырубок является действиями официальных арендаторов или субарендаторов участков, которые зачастую выходят за границы своих делянок, а также, научившись обходить законы, применяют схемы для вырубки и сбыта леса [16, 21, 22]. В 2013 г. некоммерческая международная организация «Агентство экологических расследований» (Е1А) опубликовало расследование схемы легализаций незаконно вырубленной древесины с последующей продажей
Наименование Площадь лесовосстановления, га Доля площади лесовосстановления, % от площади лесовосстановления в Российской Федерации
Республика Саха (Якутия) 1 865 0,2
Камчатский край 798,9 0,1
Приморский край 12 859 1,6
Хабаровский край 59 555,4 7,4
Амурская обл. 28 514,15 3,6
Магаданская обл. 410 0,1
Сахалинская обл. 4 746,6 0,6
Еврейская автономная область 1 713 0,2
Чукотский автономный округ - -
Источник.: Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС).
Таблица 6
Распределение площадей лесовосстановления в 2015 г. в разрезе регионов Дальневосточного Федерального округа
ее в Китай. По его результатам выявлено, что от 50% до 75% дуба, экспортируемого в Китай, имеет нелегальное происхождение. Эти схемы имеют место как в Сибирском, так и Дальневосточном федеральных округах, где незаконная заготовка древесины приобрела международные масштабы [21, 22]. Вместе с тем действенного механизма государственной и региональной политики по борьбе с незаконным оборотом древесины, незаконной вырубкой до настоящего времени не выработано. При этом правоохранительными органами чаще фиксируются отдельные элементы преступной деятельности без выявления причин и условий, приводящих к возникновению и развитию теневого криминального бизнеса в сфере приобретения, хранения, перевозки, переработки древесины с целью сбыта.
Одной из причин сохранения теневого сектора лесопромышленного комплекса в настоящее время является несоответствие современным условиям нормативной базы регулирования сферы приобретения, хранения, перевозки, переработки древесины в целях сбыта, способов выявления и предотвращения незаконных рубок.
В мировой практике большое место уделяется процессу цифрового мониторинга за лесным фондом. Наибольших успехов добилась международная группа Томаса Кроутера из Нидерландского института экологии, сумевшего организовать наблюдение за зелеными насаждениями всей планеты и установившего размеры уничтожения леса. Результат исследования свидетельствует о том, что с 2000 г. по 2012 г. лес был уничтожен на площади 2,3 миллионов квадратных километров и главным образом в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке [14]. Основной причиной такой ситуации является вырубка леса, в т. ч. незаконная. В настоящее время в Российской Федерации также формируется программа и система цифрового мониторинга лесного фонда с помощью спутников Земли, в частности, уже в 2017 г. в Хабаровском крае проведена подготовительная работа по использованию спутникового мониторинга за лесным фондом Хабаровского края.
Также государствами разрабатыва-
ются и совершенствуются нормативные документы по регулированию торговли в лесном секторе. Так, с целью предотвращения реализации древесины заготовленной с нарушением законодательства в страны Европейского союза (далее - ЕС), был разработан Регламент Европейского союза № 995/2010, который вступил в силу 3 марта 2013 г. и является частью Плана действий ЕС по совершенствованию практики правоприменения [15], управления и торговли в лесном секторе с целью недопущения на рынок ЕС древесины сомнительного происхождения.
Реализация данного Регламента обусловила совершенствование правового регулирования в сфере борьбы с незаконными вырубками древесины в 2013 - 2015 гг. в России. Внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В целях обеспечения исполнения Федеральных законов подготовлен ряд постановлений Правительства Российской Федерации [18], которые затронули вопросы регулирования учета древесины и сделок с ней [3, 4, 5, 7, 8], транспортировки древесины [6]. При этом по-прежнему ряд терминов, связанных с приобретением, хранением, перевозкой, переработкой древесины в целях сбыта, в разных нормативных документах или не имеют определения, или употребляются без разъяснения. Это относится к терминам, «древесина», «переработка древесины», «вырубка древесины» и другим, определение которых не раскрыто, в первую очередь, в основных правовых актах, регулирующих приобретение, хранение, перевозку, переработку древесины в целях сбыта: Лесном кодексе РФ, федеральных нормативных документах, региональных законах. [1, 5, 9, 11, 12].
Однако предпринимаемые меры недостаточны, так как они не привели к существенному сокращению теневого бизнеса в лесном секторе как в целом Российской Федерации, так и Дальневосточного федерального округа. Дальнейшее совершенствование и доработка нормативных документов, определение механизмов и уголовно-правовых норм и правил по предупреждению ответственности за приобретение, хранение, перевозку, пе-
реработку древесины в целях сбыта заведомо незаконно заготовленной древесины станет основой сокращения и ликвидации нелегального бизнеса в лесном секторе экономики, выявления источников повышения доходов от нелегальной деятельности и обеспечения правопорядка в лесном комплексе на Дальнем Востоке и в России в целом.
Список литературы:
1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 01.07.201 7) // СПС Консультант плюс.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 18.07.201 7) // СПС Консультант плюс.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2015 г. № 55 «О порядке эксплуатации единой государственной автоматизированной системы учета древесины и сделок с ней» // СПС Консультант плюс.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. № 11 «Об утверждении Правил предоставления декларации о сделках с древесиной» // СПС Консультант плюс.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1525 «Об утверждении Правил учета древесины» // СПС Консультант плюс.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. № 571 «О сопроводительном документе на транспортировку древесины» // СПС Консультант плюс.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1301 «Обутверждении Правил предоставления информации в единую государственную информационную систему учета древесины и сделок с ней» // СПС Консультант плюс.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2014 г. № 1161 «Об утверждении Положения о маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень)» // СПС Консультант плюс.
9. Закон Приморского края от 19 декабря 2013 г. № 332-КЗ «О регулировании отношений в сфере оборота древесины на территории Приморского края» // Российская Газета. 20 декабря 2013 г. Режим доступа: http://www. rg.ru/2013/12/20/primorie-zakon332-reg-dok.
html
10. Борьба с незаконными вырубками // Всемирный фонд дикой природы (WWF). URL: https://new.wwf.ru/regions/amur/the-fight-c^gainst-illegal-logging/
11. Данные Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО ООН). URL: http:// www.fao.org/3/a-i4793r.pdf.
12. Уточненный годовой отчет за 2016 г. о ходе реализации и об оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства.» на 2013 - 2020 гг. URL: Обзор ««Незаконные вырубки российского леса. Масштаб проблемы и что с этим делать» // Центр экономических и политических реформ URL: https://eia-global.
org/images/uploads/EIA_Liquidating_Report__
Edits_1.pdf
13. Официальный сайт Нидерландского института экологии (Netherlands Institute of Ecology in Wageningen). URL: https://nioo.knaw. nl/en
14. Официальный сайт Европейской комиссии. URL: http://ec.europa.eu/environment/ forests/illegdl_logging.htm
15. Оценкалесныхресурсов, лесоуправления, лесозаготовок и лесной сертификации на Дальнем Востоке России // Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных. Наций (ФАО). URL: http://www. eastagri. org/meetings/docs/meeting100/AnnexII_ forest%20resources_management_cert_RUS.pdf
16. Обзор санитарного и лесопатологического состояния лесов в Российской Федерации в 2015 г. и прогноз лесопатологической ситуации на 2016 г. // Федеральное агентство лесного хозяйства ФБУ «Российский центр защиты леса». URL: http:// www.rosleshoz.gov.ru/activity/no-Jlre/docs/ projects/8/obzor_chasty1-min.pdf
17. Гаевская Е. Ю. Обзор изменений законодательства в сфере борьбы с незаконной заготовкой древесины // Вестник МИЭП. 2016. № 2 (23). URL: Mtp://cyberleninka.ru/article/n/ obzor-izmeneniy-zakonodatelstva-v-sfere-borby-s-nezakonnoy-zagotovkoy-drevesiny
18. Ковалев А. П., Матвеева А Г., Ковалев С. А. Динамика и состояние лесных ресурсов Дальнего Востока // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2012. № 4. С. 161-168.
19. Корчагов С.А., Миронов А.В., Лупанова И.Н. Проблемы использования и воспроизводства лесов на землях лесного фонда вологодской
области // ИВУЗ «Лесной журнал». 2016. № 5. С.81-86.
20. Куликова Е., Иванникова Т., Шматков Н. Региональная конференция «Устойчивое и комплексное лесопользование: правоприменение и управление, проблемы и решения» // Устойчивое лесопользование. 201 7. №1 (49). С.
2-14.
21. Кабанец А. Г., Чувасов Е. В., Сычиков А. В., Д. В. Сычиков, Милаковский Б. Д. Практика рубок ухода и санитарных рубок на Дальнем Востоке России: законное прикрытие незаконных рубок: обзор. Владивосток : Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2016. 32 с.
Библиографическое описание статьи —
Иванченко В. Д. Дальневосточный лесной комплекс: оценка и проблемы правового регулирования противодействия незаконной вырубки и оборота древесины // Власть и управление на Востоке России. 2017. № 4 (81). С. 200-208. DOI 10.22394/18184049-2017-81-4-200-208
V. D. Ivanchenko
The Far-Eastern forest complex: assessment and problems of legal regulation of counteraction to the illegal logging and turnover
of the wood
This article is devoted to the study of legal norms providing the responsibility for acquisition, storage, transportation, processing of timber for marketing purposes, assessing the potential of forest resources, including the forest fund, timber stocks, the level of their losses due to the natural factors and factors of a criminal nature.
The main directions of criminal interests of organized crime in the territories of the country with the high forest resources potential are the illegal turnover of timber, which is caused by the shortcomings of current legal regulation in the sphere of forest management, uncertainty of the mechanism of state policy in the sphere of combating illegal circulation of timber, detection of illegal timber trafficking and rules for investigating the acquisition, storage, transportation, processing of wood in order to the market knowingly illegally harvested wood.
Keywords: timber industry complex, legal conditions and assessment of illegal acquisition, storage, transportation processing of timber for marketing in the Far East, legal norms and factors.
References:
1. Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 04.12.2006 g. № 200-FZ (red.. ot 01.07.2017) // SPS Konsultant plyus.
2. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 18.07.2017) // SPS Konsultant plyus.
3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28 yanvarya 2015 g. № 55 «O poryadke ehkspluatacii edinoj gosudarstvennoj avtomatizirovannoj sistemy ucheta drevesiny i sdelok s nej» // SPS Konsultant plyus.
4. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 6 yanvarya 2015 g. № 11 «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya deklaracii o sdelkah s drevesinoj»> // SPS Konsultant plyus.
5. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26 dekabrya 2014 g. № 1525 «Ob utverzhdenii Pravil ucheta drevesiny» // SPS Konsultant plyus.
6. Postanovlenie PraviteVstva Rossijskoj Federacii ot 21 iyunya 2014 g. № 571 ««O soprovoditel'nom dokumente na transportirovku drevesiny»> // SPS Konsultant plyus.
7. Postanovlenie PraviteVstva Rossijskoj Federacii ot 3 dekabrya 2014 g. № 1301 «<Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya informacii v edinuyu gosudarstvennuyu informacionnuyu sistemu ucheta drevesiny i sdelok s nej»> // SPS Konsul'tant plyus.
8. Postanovlenie Praiitel'stva Rossijskoj Federacii ot 4 noyabrya 2014 g. № 1161 «<Ob utverzhdenii Polozheniya o markrovke drevesiny
Victoriya Dmitrievna Ivanchenko - graduate student, the Far-Eastern legal institute of MIA of RF (Khabarovsk). E-mail: [email protected]
208
B^aerb m ynpaB^eHMe Ha BoeroKe poccmm. 2017. №4 (81)
cennyh lesnyh porod (dub, buk, yasen')» // SPS Konsultant plyus.
9. Zakon Primorskogo kraya ot 19 dekabrya 2013 g. № 332-KZ«O regulirovanii otnoshenij v sfere oborota drevesiny na territorii Primorskogo kraya»> // Rossijskaya Gazeta. 20 dekabrya 2013 g. Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/2013/12/20/ primorie-zakon332-reg-dok.html
10. Bor'ba s nezakonnymi vyrubkami // Vsemirnyj fond dikoj prirody (WWF). URL: https:// new.wwf.ru/regions/amur/the-fight-against-illegal-logging/
11. Dannye Prodovol'stvennoj i sel'skoho-zyajstvennoj organizacii Ob»edinennyh Nacij (FAO OON). URL: http://www.fao.org/3/a-i4793r.pdf.
12. Utochnennyj godovoj otchet za 2016 g. o hode realizacii i ob ocenke ehffektivnosti gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie lesnogo hozyajstva»> na 2013 - 2020 gg. URL: Obzor «Nezakonnye vyrubki rossijskogo lesa. Masshtab problemy i chto s ehtim delat» // Centr ehkonomicheskih i politicheskih reform. URL: https://eia-global.org/images/uploads/EA_ Liquidating_Report_Edits_1.pdf
13. Oficial'nyj sajt Niderlandskogo instituta ehkologii (Netherlands Institute of Ecology in Wageningen). URL: https://nioo.knaw.nl/en
14. Oficial'nyj sajt Evropejskoj komissii. URL: http://ec.europa.eu/environment/forests/illegal_ logging.htm
15. Ocenka lesnyh resursov, lesoupravleniya, lesozagotovok i lesnoj sertifikacii na Dal'nem Vostoke Rossii // Prodovol'stvennaya i sel'skohozyajst vennayaorganizaciya Ob»edinennyh Nacij (FAO). URL: http://www.eastagri.org/
meetings/docs/meeting100/AnnexII_forest%20 resources_management_cert_RUS.pdf
16. Obzor sanitarnogo i lesopatologicheskogo sostoyaniya lesov v Rossijskoj Federacii v 2015 g. i prognoz lesopatologicheskoj situacii na 2016 g. // Federal'noe agentstvo lesnogo hozyajstva FBU «Rossijskij centr zashchity lesa». URL: http:// www.rosleshoz.gov.ru/activity/no-fire/docs/ projects/8/obzor_chasty1-min.pdf
17. Gaevskaya E. YU. Obzor izmenenij zakonodatel'stva v sfere bor'by s nezakonnoj zagotovkoj drevesiny // Vestnik MIEHP. 2016. № 2 (23). URL: http://cyberlenirika.ru/article/n/ obzor-izmeneniy-zakonodatelstva-v-sfere-borby-s-nezakonnoy-zagotovkoy-drevesiny
18. Kovalev A. P., Matveeva A. G., Kovalev S. A. Dnamika i sostoyanie lesnyh resursov Dal'nego Vostoka // Vestnik Tihookeanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 4. S. 161168.
19. Korchagov S.A., Mironov A.V., Lupanova I.N. Problemy ispol'zovaniya i vosproizvodstva lesov na zemlyah lesnogo fonda vologodskoj oblasti // IVUZ «Lesnoj zhurnal». 2016. № 5. S.81-86.
20. Kulikova E., Ivannikova T., SHmatkov N. Regional'naya konferenciya «Ustojchivoe i kompleksnoe lesopol'zovanie: pravoprimenenie i upravlenie, problemy i resheniya»> // Ustojchivoe lesopol'zovanie. 2017. №1 (49). S. 2-14.
21. Kabanec A. G., CHuvasov E. V., Sychikov A. V., D. V. Sychikov, Mlakovskij B. D. Praktika rubok uhoda i sanitarnyh rubok na Dal'nem Vostoke Rossii: zakonnoe prikrytie nezakonnyh rubok: obzor. Vladivostok : Vsemirnyj fond dikoj prirody (WWF), 2016. 32 s.
Reference to the article _
Ivanchenko V.D. The Far-Eastern forest complex: assessment and problems of legal regulation of counteraction to the illegal logging and turnover of the wood// Power and Administration in the East of Russia. 2017. No. 4 (81). PP. 200-208 DOI: 10.22394/1818-4049-2017-81-4-200-208