ВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В.И. Курилов,
Ректор ДВГУ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ
1. ЭРА ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Мировая цивилизация стоит на пороге XXI века, и люди Земли надеются, что новое столетие принесет им мир, прогресс, экономическое и духовное процветание, избавление от болезней.
Последняя четверть XX века отмечена целым рядом научных достижений. Успехи биотехнологии позволили добиться принципиальных результатов в клонировании живых организмов. В начале июня
1998 г. стало известно о создании квантового компьютера, что повлечет за собой глобальный переворот в области информационных технологий. Открыты явления температурной сверхпроводимости и т.д.
Развитие транспортных систем, туризма, средств телекоммуникаций сближает людей. Но не менее чем позитивные факторы, страны и народы сближают общие проблемы. Причем самые сложные из них могут быть решены только усилиями международного сообщества. Мы находимся на таком этапе развития, когда любое государственное решение, даже в области внутренней политики, не может быть принято без учета реакции стран мира.
Актуальной остается проблема войн. Известно, что вторая мировая война унесла 50 млн. жизней. Но за полвека, прошедшие со дня ее окончания, на планете было более 150 войн, которые унесли жизни более 20 млн человек. Не менее, а иногда и более актуальными являются так называемые экономические войны, которые разрушают социально-экономическую жизнь народов, порождают кровь, слезы, смерть, как и обычные военные столкновения.
Глобальными проблемами стали угрозы экологической катастрофы, а также перенаселенности планеты. От СПИДа в 1998 году в мире погибло почти 3 млн человек. В результате автомобилизации
ежегодно гибнет более 500 тыс. человек и более 15 млн получают ранения.
Общими проблемами народов мира являются бедность, неграмотность, наркотики, преступность и т.д.
Международные отношения, как и отношения между людьми, сотканы из противоречий.
Особенно важной для мировой цивилизации является необходимость научиться бесконфликтно преодолевать этнические, национальные конфликты (Югославия, Индонезия и др.); конфликты территориальные (Россия — Япония: 4 острова Курильской гряды; Республика Корея — Япония: скалы Лианкур; КНР — Япония: о-ва Сенкоку; Вьетнам — КНР — Япония: о-ва Спратли; и др.), а также внутренние проблемы (Россия, Чечня, Филиппины, Кампучия, КНР и др.).
Следует помнить о противоречиях, которые всегда будут существовать между глобальными и локальными тенденциями: люди будут все более становиться гражданами мира, и при этом они будут стремиться сохранить национальную культуру, язык и т.п.
Будут оставаться противоречия между неизбежностью соревнования экономических систем и стремлением к равенству возможностей; между невиданным развитием знаний, объем которых в мире удваивается каждые 20 лет, и возможностями их усвоения человеком; между духовным и материальным миром. Человечество нуждается в идеалах и моральных ценностях, утрата которых в XX веке ощущается все сильнее.
Условием выживания человечества является необходимость для человека превзойти самого себя; и делать это непрерывно.
Некоторые исследователи приходят к выводу, что уже в конце XXI века национальные, языковые и религиозные различия между людьми будут нивелированы. Понятие «национальность» в большой мере потеряет смысл, обиходный язык редуцируется до некоей лингвистической смеси, в основе которой будет лежать язык мирового компьютерного общения (английский) с массой диалектов. В религии возобладает экуменизм — движение за объединение церквей и т.д.
XXI век будет веком новых открытий, которые во многом изменят жизнь человека, понимание им природы и себя самого. Университеты мира придут к созданию виртуального университета; высшее образование станет более доступным и открытым; в составе студентов будет больше женщин и представителей национальных меньшинств, увеличится число студентов, обучающихся заочно. Телекоммуникационные технологии откроют новые возможности: студент сам станет управлять своим образованием через мировые информационные банки данных.
2. ДВГУ - УНИВЕРСИТЕТ ГРЯДУЩЕГО ВЕКА
Дальневосточному государственному университету в 1999 году исполняется 100 лет. В масштабах российской истории это не так много. Но если знать, что лишь за полвека до его основания Россия стала осваивать восточные окраины, то становится понятна та роль, которую
ДВГУ сыграл и продолжает играть в развитии экономики, науки и общественной жизни российского азиатско-тихоокеанского региона.
Восток — дело тонкое. География и соседство восточных государств определили рождение в дальней точке России образовательного и научного центра, который должен был помогать государству проводить свою политику и отстаивать интересы на берегах Великого океана и стать здесь форпостом культуры великого народа. Решению именно этой задачи отвечало создание Восточного института, а затем и преобразование его в Дальневосточный государственный университет. И создавался он изначально на основе классических университетских традиций, здорового академического консерватизма, которым не страшны по большому счету смена формаций , правителей и режимов .
Сегодня Дальневосточный государственный по-прежнему достойно поддерживает многолетние традиции и развивает достигнутое. Продолжают совершенствоваться сложившиеся научные школы: востоковедения, юридическая, химическая, биологическая, математическая, физическая и др. Фундаментальность и духовность, казалось бы, обреченные в нынешние кризисные времена на вымирание, по-прежнему остаются столпами нашего университетского образования. Более того, за последние 10 лет эта университетская составляющая еще больше развилась за счет улучшения материальной базы, новых и перспективных исследований, широкого сотрудничества с Дальневосточным отделением Российской академии наук, включая создание совместных образовательно-научных центров.
Далеко не случайно, что вуз с классической университетской базой в последние годы выбирают большинство молодых дальневосточников, решивших получить настоящее высшее образование. И многие из них добиваются больших успехов. Так, в последние годы среднее число дипломов с отличием превысило 20 %. Выпускники университета работают в научно-исследовательских учреждениях ДВО РАН и других организаций — здесь их более 60 %, большинство юристов, журналистов, работающих на Дальнем Востоке, закончили ДВГУ.
Вот еще несколько показательных цифр. В новом учебном году в университете начали занятия 17 тыс. студентов. За несколько последних лет количество специальностей возросло с 16 до 51, а в области аспирантской подготовки — с 26 почти до 60. Число факультетов утроилось, в 10 раз стало больше аспирантов — их теперь 420. Защищаться они могут в 16 докторских и кандидатских советах, открытых за десять последних лет. В три раза увеличились университетские площади, сейчас мы располагаемся на 166 тыс. кв. м.
Но жизнь диктует свое. На основе только фундаментальности и духовности сегодня уже невозможно полноценно развиваться и успевать за движением прогресса. Нужны новые подходы. Современные образовательные технологии, открытость, виртуальность, а зачастую и неординарные решения. Проблема в том, чтобы успеть правильно совместить накопленное и новое, вековое и сверхсовременное, чтобы не отстать от общемирового образовательного процесса.
Вектор интернационализации развития, который избрал для себя в последние годы ДВГУ, оказался своевременным и правильным.
Сегодня у Дальневосточного государственного широкие и прочные связи с десятками высших учебных заведений самых разных стран — Японии, Америки, Китая, Австралии, Новой Зеландии, Тайваня, Республики Корея, Вьетнама, Индии. Мы поставили себе трудную, но выполнимую задачу, без решения которой не занять достойного места в мировом образовательном процессе: мы стремимся стать международным университетом. И по многим показателям есть значительное продвижение, например по количеству иностранных преподавателей. Общепринятый в лучших университетах мира показатель—5 %. Сейчас в ДВГУ этот «норматив» уже более 3,5 %. В самых разных наших институтах и на факультетах работают десятки иностранных специалистов. Десять лет назад мы создали свою Русскую школу для иностранцев, через которую прошли более 4 тыс. студентов. У нас обучаются иностранные студенты и аспиранты из Азии, Америки и даже Европы. Они учат не только язык, а и знакомятся с нашей культурой, общественной жизнью, их внимание привлекают и естественные науки. Уезжая, они не только возьмут с собой знания и опыт, но и сохранят дружеские связи, воспоминания, частички нашей культуры, быта. Благодаря университетуЛ них навсегда останется хорошее отношение к России, высокое уважение к образовательным и научным программам, освоение которых позволило им не только овладеть русским языком, но и заработать дипломы об окончании ДВГУ, а некоторым — и защитить диссертации в его стенах.
Интернационализация образования — это мировой процесс. Австралия увеличила у себя количество иностранных студентов в 10 раз. Китай и Япония тоже пошли по этому пути. Мы изучаем эти тенденции и стараемся искать новые подходы: например, единственными среди российских университетов открыли свой филиал в г. Хакодате. Выпускникам — гражданам Японии — выдается диплом нашего университета. Конечно, в условиях, когда еще не до конца урегулированы все межгосударственные отношения между нашими странами, здесь были трудности. Но они преодолеваются. Подтверждение тому — тот факт, что наших японских выпускников уже принимают на работу даже на государственную службу. А ведь не всякий, окончивший даже престижный японский вуз, попадает в этой стране в органы госуправления.
В 1991 г. по договору с Мэрилендским университетом США был создан российско-американский факультет ДВГУ. Студенты получают два диплома — американский и российский, их обучают наши и американские преподаватели. Как результат таких широких и эффективных международных связей, диплом ДВГУ стал признаваться и цениться не только в странах Азиатстко-Тихоокеанского региона, а выпускники с успехом трудятся в крупнейших и престижных российско-американских и других международных компаниях.
В университете развиваются традиции классического востоковедения. Пример тому — история создания Высшего колледжа коре-еведения. В результате международной деятельности ректората удалось привлечь миллионные инвестиции корейских бизнесменов и построить прекрасный комплекс. Уже через год Высший колледж
корееведения признан специалистами лучшим в мире учебным заведением по корееведению за пределами Южной Кореи.
В этом направлении за последние годы был заложен такой фундамент, достигнута такая кооперация в международном плане, которые уже выдвинули ДВГУ на престижное место в мировой университетской среде. Сохранив свой потенциал и традиции, мы двинулись вперед и не остались в аутсайдерах. В конечном итоге мы работаем на интересы страны и будем продолжать это делать. Не случайно министерская аттестационная комиссия, которая побывала у нас в октябре 1998 г., признала, что ДВГУ относится к числу лучших и наиболее динамично развивающихся классических университетов России.
Информационная база — это еще одна составляющая, без которой сегодня невозможно представить ДВГУ. Наши библиотеки насчитывают 1 млн 3QQ тыс. томов. За последние годы их фонды увеличились в два раза. Но в соответствии с современными тенденциями необходимо использовать и новые способы получения информации, приобщаться к мировым электронным базам данных. Начинали мы с работы в компьютерной сети российских университетов RUNNET, а затем в течение двух-трех лет уже уверенно вышли в мировую систему INTERNET. И сегодня ДВГУ не только ведущий вуз Дальнего Востока в освоении этих передовых технологий, но и ориентир, по которому равняются другие. У нас действуют классы открытого доступа, т.е. для тысяч студентов и преподавателей всемирная сеть стала бесплатной и доступной. Сейчас мы работаем вместе с партнерами из Токайского университета в Японии и телекомпанией NTT над созданием «шлюза» на Японию и собираемся увеличить свой интернетовский потенциал в несколько раз. Для нас уже не проблема -г- проведение видеоконференций и развитие международной системы дистанционного образования.
В наше время образование дорого стоит. Не случайно ведь, порой даже опережая других по уровню фундаментальности, развитию научного потенциала, мы еще проигрываем в материальной базе. Сегодня заработать средства можно, вовсю использовав систему платного образования. Пойти по этому пути без оглядки мы не можем себе позволить. Зарабатывая средства на престижных в данный момент направлениях, ректорат ни на минуту не забывает о тех базовых образовательных областях, без которых просто нельзя называться университетом. Это естественные и точные науки, которые сегодня, может быть, и не столь престижны, но от поддержки и развития которых будет во многом зависеть развитие страны в будущем. Именно поэтому ректорат закупает новейшее оборудование для естественных факультетов, стимулирует профессоров, доцентов, наших сотрудников к участию в конкурсах грантов, программ и т. д.
Мы придерживаемся не сиюминутного, а государственного подхода к развитию обучения, стараемся находить баланс между платным и бюджетным обучением. При этом ставим одновременно две задачи: резко повысить уровень образования и постоянно увеличивать вложения в материальную базу университета. Не забываем и о социальной поддержке преподавателей и сотрудников: это и дополнительная заработная плата, система оказания материальной
помощи, медицинское обслуживание в собственном центре. За 10 лет 140 семей ДВГУ улучшили свои жилищные условия. Конечная цель всех этих усилий одна — создать условия для того, чтобы как можно больше желающих учиться и повышать свой уровень имели возможность это делать. Приведу два примера. Открытый не так давно на базе ДВГУ практически единственный такого рода в России Военный институт значительно поднял уровень военной подготовки наших студентов. В создании Института активную роль сыграло командование Тихоокеанского флота, которому университет оказывает помощь в подготовке кадров и переподготовке военнослужащих по многим университетским специальностям. Этот институт не только готовит прекрасных специалистов для армии и флота по 8 военноучетным специальностям, но и снимает многие проблемы в молодежной среде. То же самое можно сказать об открытом в этом году спортивном факультете университета. Для его создания в предыдущие годы была подготовлена серьезная база, в частности, команды университета по различным видам спорта являются чемпионами России, Дальнего Востока, Приморского края. ДВГУ и в этой области является безусловным лидером среди вузов Дальнего Востока. Одаренные и способные спортсмены привносят в молодежную среду дух состязательности, здоровья; формируется круг людей, которые уже не будут увлекаться наркотиками и бездельничать.
Молодежный центр ДВГУ, который неформально охватывает тысячи студентов, — очень популярное формирование нашего вуза. Это та творческая среда, которая помогает найти себя молодежи в сегодняшнем сложном мире.
Новейшая история ДВГУ, которому исполнилось 100 лет, еще раз подтверждает, как важно сегодня наряду с множеством текущих сложных проблем решать сразу и задачи будущего. И потому, воспринимая свою альма-матер как центр образования, науки, культуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Дальнем Востоке России, мы стремимся формировать вокруг университета особую среду. Она представляет из себя конгломерат самых разных направлений, структур, групп людей. Кто-то может не воспринимать, но есть у нас и свой детский сад со специальными программами, свои школьные классы, колледж, институт довузовской подготовки, есть свой театр и свой КВН, спортивные команды и базы отдыха, есть даже специально оборудованное морское судно... А главное — трудится прекрасный коллектив единомышленников, хранитель духа знаний и уверенности в непреходящие ценности.
3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЕТИ И ИХ РОЛЬ В ИНТЕГРАЦИИ ДВГУ В МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО
Интернационализация и информатизация образования являются главными принципами развития Дальневосточного государственного университета. Наряду с духовностью и фундаментальностью образования, эти принципы были приняты за основу девять лет назад, в условиях, когда Владивосток был еще закрытым городом,
международные контакты университета были минимальными, а об информационных сетях университеты России могли только мечтать. Значительным шагом на пути интеграции университета в международное образовательное сообщество стало осуществление в 1996 г. крупного проекта по созданию телекоммуникационного центра, в котором приняли участие Правительство Российской Федерации, Министерство образования России, Министерство науки РФ, фонд Сороса и Дальневосточный государственный университет. На первом этапе было принято решение об организации компьютерной сети российских университетов (Russian Universities Network — RUNNET) — рис. 1.
Рис . 1.
Federal Centers of Russian Universities Network (RUNNET)
Масштабность проекта (огромные расстояния, большая относительная удаленность университетов) не помешала довольно быстрому его осуществлению. В течение двух лет были развернуты опорные федеральные узлы связи в 15 университетских городах от Санкт-Петербурга до Владивостока (рис. 2).
Local Networks Local Networks Local Networks
of Russia Academy of Far Eastern State or Universities,
of Science University located in Vladivostok
В университете была установлена спутниковая станция и организован цифровой канал (до 1,5 Мгбит/с) между ДВГУ и Санкт-Петербургским университетом точной механики и оптики (рис. 3).
Рис. 3
Несколько позднее по соглашению между Институтом «Открытое общество» (фонд Сороса) и Правительством РФ был принят проект оснащения 32 российских университетов классами открытого доступа в международную сеть. ДВГУ стал одним из самых первых университетов в России, где был открыт университетский центр ІИТЕРИЕТ (УЦИ). В видеоконференции Владивосток — Москва, по-
священной открытию INTERNET УЦИ в ДВГУ, приняли участие члены Правительства РФ, Дж. Сорос, другие высокопоставленные лица.
В настоящее время УЦИ состоит из WEB-лаборатории и четырех классов открытого доступа на двух площадках (рис. 4).
Связь между локальными сетями двух площадок обеспечивает выделенный четырехпроводной канал (скорость 2 Мгбит/с ). Внешнюю коннективность обеспечивает спутниковый канал (антенна + каналообразующий тракт + спутниковый модем) с пропускной способностью до 1,5 Мгбит/с. Сети центра однородны, протокол обмена — Р, операционные системы —UNIX, AIX и Linux. Зарегистрировано около 5000 пользователей, посещаемость классов в среднем 500 человек в день, ежедневно через центр INTERNET проходит болеет 4 Г/байт «полезной» информации (рис. 5-7).
В
President'* ОГПсе і—тт
Facially of Physica..
Research Institute^ of Pbyalcs Г
Institute of Oriental Studies
High College of Korean Stndiaa
П
RUNNET Satellite DUb
Federal Outer
of RUNNET
VOSTO «TELECOM Satellite Dtab
О pee Society loteraet Center
П
П
Institute of Management and Businesa
Faculty of Mathematics and Computer Science
Paculty of Geophysics
10
П
Institute of Law
Faculty of English Phylology Faculty of Russian Phylology ГТ1 Faculty of Psychology і and Social Work
> Faculty of General Biology, Ecology and Soils Faculty of Chemistry and Chemical Ecology
Рис. 5,
' Faculty of History and Philosophy Faculty of Journalism
Preparatory Faculty
Vladlvlatok Inatltute of
International
Relations
В результате развития телекоммуникационных систем Дальневосточный государственный университет стал ведущим на Дальнем Востоке центром по развитию образовательных проектов на основе международной кооперации и ресурсов сети INTERNET. К этой сети подключаются библиотеки и школы г. Владивостока, филиалы университета в городах Дальнего Востока, осуществляется сотрудничество с научными институтами Дальневосточного отделения Российской Академии наук (рис. 8).
На сервере университета (www.dvgu.ru) размещается электрон-ныйкаталог университетской библиотеки, фонд которой превышает 1,3 млн экз., из них 15 тыс. томов редкой книги, а также каталог краевой библиотеки, расположенной в г. Владивостоке, создана и поддерживается виртуальная Интернет-библиотека с полнотекстовым доступом. На базе Интернет-центра проводятся семинары для студентов, учащихся школ и колледжей города и края, преподавателей университета, научных сотрудников ДВО РАН, библиотекарей,
Class (11 workstations) Class (12 workstations) Class (12 workstations)
Рис. 6.
UPOVGURU
FESU Network map
Рис. 8
слушателей Регионального учебного центра переподготовки военнослужащих.
Большую роль в интернационализации образования и науки играет создание на базе университета представительства института «Открытое общество» (И00). Была организована серия семинаров «Ресурсы INTERNET и их рациональное использование» с привлечением американских специалистов. Многие образовательные учреждения принимают участие в конкурсах грантов гуманитарной направленности, организуемых И00, конференциях, видеоконференциях и других мероприятиях, способствующих знакомству с лучшими достижениями мировой науки, культуры и образования.
Учитывая высокие потребности в получении образования населением Дальнего Востока и удаленность филиалов университета (гг. Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Находка, Спасск, Артем и др.), мы уделяем особое внимание развитию систем дистанционного образования (рис. 9).
С этой целью в университете совместно с Министерством общего и профессионального образования России создан региональный образовательно-информационный центр, в который входит центр дистанционного образования (рис. 10).
Рис. 10
Развитие систем дистанционного образования представляется чрезвычайно перспективным. На этом пути открываются хорошие возможности для расширения международного сотрудничества в сфере образования. Сотрудниками центра дистанционного образования разработана оболочка для создания соответствующих курсов, и на ее основе уже разработаны и размещены на сервере ДВГУ курсы лекций по высшей математике, физике, экономике, юриспруденции (рис. 11).
Как показывает статистика, студенты все активнее используют возможности дистанционного образования, поэтому работы в этом направлении будут продолжены. Развитие дистанционного образования в России поддерживается кредитом Мирового банка (США) по договору с Правительством Российской Федерации.
THE MAIN DIRECTION OF REGION DL PROGRAM
organization and management of DL system;
normative and legal support of dl system;
the creation of theoretical foundations for DL methodologies and
technologies;
elaboration of educational environments and DL college (standardized, for universal secondary education, for graduate specialists level etc.);
choice and elaboration of standard instrumental and program means for any DL technologies sup port;
creation and development of informational DL environments; the training and professional development of instructors for DL;
DL system integration into the world educational system; joint international projects and educational programs.
Рис. 11 .
В настоящее время более двадцати преподавателей ДВГУ работают в странах АТР, способствуя созданию в них образовательных программ различного уровня и направленности. Перспективной представляется их поддержка соответствующими курсами дистанционного образования, мы также заинтересованы в курсах лекций зарубежных специалистов по экономике, регионоведению, политологии и др.
Процесс информатизации многих российских университетов идет довольно интенсивно, но с Дальневосточным государственным университетом связан повышенный интерес Министерства образования и дирекции сети RUNNET. Дело в том, что существующий в этой сети «шлюз» в мировые сети из Санкт-Петербурга в Хельсинки уже не обеспечивает необходимой коннективности. «Завязать» RUNNET-сеть на мировые сети на Востоке так же естественно, как и возложить эту задачу на ДВГУ — представителя провайдера (RUNNET) в этом регионе России. С целью подготовки и реализации такого проекта в 1998 г. подписан трехсторонний Протокол между Дальневосточным государственным университетом, Токайским университетом и крупной японской компанией NTT. В реализации проекта заинтересовано также Правительство Российской Федерации, Министерство науки и Министерство образования. Осуществление этого проекта приведет к более тесной кооперации образовательных и научных сетей России и Японии и станет важным элементом интеграции университетов и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Дальневосточный государственный университет по уровню технического и кадрового обеспечения готов к такой интеграции.
Темпы развития сети INTERNET во всем мире показывают, что мировое образовательное сообщество на пороге XXI века на самом деле близко к осуществлению идей «глобального мирового университета».
4. ДВГУ В ЦИФРАХ И ФАКТАХ
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДВГУ
№ 1992 1999
1. СТРУКТУРА
1. Институты 1 19
2. Факультеты 16 41
3. Кафедры 60 123
4. Специальности 16 51
5. Количество специальностей по присвоению степени
докт. 0 5
канд. 0 17
6. Количество Советов
ДОКТ. 0 4
канд. 0 13
7. Процент ППС
с учеными степенями 58,4 62
кол-во докторов наук 49 117
кол-во кандидатов наук 327 435
2. УЧЕБНАЯ РАБОТА
Контингент студентов 7226 16000
Дневное 4398 10000
030 2828 3800
Количество защищенных
докт. 25 42
канд. 20 72
Эффективность работы аспирантуры, % 33,9 39
Количество аспирантских специальностей 26 56
Количество аспирантов 42 430
3. МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА
Количество корпусов 16 35
Площадь учебно-лабораторных зданий, тыс.кв.м 52 166
На одного студента, кв.м. 9.5 17,1
Фонд библиотеки, экз. 671598 1309000
Количество читальных залов 3 13
Количество ПК 26 790
4. ИЗДАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОИ ЛИТЕРАТУРЫ
Количество
учебных пособий 13 184
сб. научных статей 11 76
Количество учебно-методических разработок 32 668
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДВГУ
Математические и физико-технические науки Математический анализ (теория функций)
Теория и приложения оптимального управления. Методы оптимизации Математическое моделирование, методы вычислительной и прикладной математики и их применение к фундаментальным исследованиям в различных областях знаний.
Обработка изображений и распознавание образов Информационные процессы в системах и сетях Теоретическая и экспериментальная физика элементарных частиц и атомного ядра
Физико-химическая природа процессов в недрах земли Развитие теории конденсированного состояния. Физика магнитных явлений, магнитные материалы и структуры Полупроводники и полупроводниковые структуры Твердотельные наноструктуры, сверхрешетки, квантовые системы с пониженной размерностью
Химические науки
Развитие тонкого органического синтеза. Поиск новых физиологически активных и практически важных веществ Синтез и исследование элементорганических полимеров и комплексных соединений
Исследование сорбционных процессов на углеродных сорбентах и цеолитах Дальнего Востока
Химия окружающей среды, в том числе атмосферы и океана Химическое сопротивление металлов, защита металлов от коррозии, химические источники тока
Науки о Земле
Исследование и мониторинг состояния природной среды и ресурсов морей России,Мирового океана, прогноз их изменений Исследование современных изменений климата и особенностей атмосферных процессов над Дальним Востоком и Азиатско-Тихоокеанским регионом
Гидрология суши. Водные ресурсы. Гидрохимия Физическая география, геофизика, геохимия ландшафтов Глубинное строение континентов и океанов. Геодинамика, напряженное состояние земных недр
Биологические науки
- Генезис и структура почвенного покрова, биосферные функции почв Ихтиология. Выяснение таксономического положения и родственных отношений животных (рыб) на основе изучения строения половых клеток
• Биохимия. Исследование полярных липидов морских организмов
• Биология развития. Цитология и гистология
• Экология беспозвоночных, эволюционная морфология, фаунистика и систематика свободноживущих нематод
• Экология. Биотестирование, биоиндикация и биомониторинг окружающей среды
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДВГУ Гуманитарные и общественные науки
- Человек как субъект общественных изменений: психологические проблемы
- Уголовное право и криминология
- Гражданское право, семейное право, гражданский процесс, международное частное право
- Уголовный процесс, криминалистика, теория оперативнорозыскной деятельности
- Теория и практика трудового права
- Экономика и управление народным хозяйством
- Финансы, денежное обращение и кредит
- Мировое хозяйство и международные экономические отношения
- Бухгалтерский учет и аудит. Международные стандарты финансовой отчетности
- Информационные системы в экономике
- Историография отечественной истории
- Археология Дальнего Востока
- История стран Азии и Африки
- Цивилизационные процессы на Дальнем Востоке в XVII- первой половине XX вв.
- Всеобщая история
- Языки народов зарубежных стран Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии
- Литература народов Азии и Африки
- Культурно-языковые контакты
- Русская литература XX века. Поэтика и жанровая структура
- Теория и методология литературоведения и языкознания
- Русский язык: история, современное состояние, социологические аспекты
- Языки народов мира
- Политические отношения в российском обществе: власть, демократия, личность
- Правовая реформа в России
- Проблемы развития массового сознания
- Проблемы преобразования экономических отношений, форм собственности и становления новых социальных типов хозяйствования
Количество научных публикаций вузов и научных организаций г. Владивостока (1991 — 1998 гг.) по данным международного наукометрического издания Science Citation Index (естественные науки)
Наименование вузов и научных организаций 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Вузы
ДВГУ 33 61 38 26 22 21 30 37
ВГМУ (ВГМИ) 11 13 3 9 2 0 3 4
ДВГТУ (ДВПИ) 0 1 5 1 2 2 3 3
ДВВИМУ 1 1 0 3 0 1 1 1
Дальрыбвтуз 0 0 0 1 1 0 1 3
ДВГАЭУ (ДВКИ) 0 0 0 0 0 1 0 0
ВГУЭС (ДВТИ) 0 0 0 0 0 2 1 10
ДВО РАН
ИБМ 40 28 28 38
той 32 29 21 24
ТИБОХ 45 27 25 35
ИХимии 33 30 31 22
ИАПУ 16 15 27 22
ИПМ 4 1 4 6
БПИ 17 22 17 17
ДВГИ 21 20 15 13
ТИГ 6 1 3 7
Другие НИИ
ТИНРО 3 14 9 2
имэ 2 0 3 1
игм 1 0 1 0
Итого по Владивостоку 289 433 269 217 250 215 215 223
Доля ДВГУ в общем массиве, % 11,4 14,1 14,1 12,0 8,8 9,8 14,0 16,6
Количество научных публикаций вузов г.Владивостока в период 1990-1998 годов по данным наукометрического издания Science Citation Index (технические, естественные и медицинские науки)
Л1
Дальневосточный государственный университет в рамках международного научного сотрудничества
ОБЛАСТЬ НАУКИ Математика
Теоретическая и ядерная физика
Биология и экология
Химия
История и археология
Метеорология
Юриспруденция
Экономика,
социология,
политология
Филология
Востоковедение
ЗАРУБЕЖНЫЕ ПАРТНЕРЫ
Университет Ниигата, Университет Саппоро (Япония).
Университет Кобэ, Университет Хоккайдо-Токай (Япония), Университет Турин (Италия), Софийский Университет (Болгария), Университет Дармштадт (Германия).
Вашингтонский Университет, Западно-Вашингтонский Университет (США), Токайская образовательная система (Япония), Университет Ямагама (Япония), Национальный Университет Пукенг (Респуб-лика-Корея).
Кеннамский Университет (Республика Корея), Хок-кайдо-Токайский Университет (Япония), Ляокинс-кий Университет (КНР), Манчестерский Университет (Англия).
Университет Аляска, Университет Мичиган, Университет Миссури (США), Корейский Культурный Фонд (Республика Корея), Японское общество древностей Северо-Восточной Азии. Национальный Университет Пукенг (Республика Корея), Хоккайдо — Токайский Университет (Япония), Хейлунцзянский Институт Метеорологии (КНР).
Университет Висконсин, Университет Вирджиния (США), Кеннамский Университет (Республика Корея), Осакский Университет Экономики и Права (Япония), Университет Окленд (Новая Зеландия). Мэрилендский Университет, Университет Бригэ-мянг, Вашингтонский Университет (США), Ульсан-ский Университет (Республика Корея), Осакский Университет Экономики и Права (Япония), Университет Окленд (Новая Зеландия).
Филиал ДВГУ в Японии, Осакский Университет (Япония), Кеннамский Университет, Университет Кенги, Университет Енсей (Республика Корея), Гавайский Тихоокеанский Университет, Вашингтонский Университет, Тихоокеанский Университет Аляска (США), Институт им. Гете (Германия), Университет Гранада (Испания).
Ведущие университеты стран Восточной, Юго-Восточной Азии.
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОГРАММ
ВО ВЛАДИВОСТОКЕ
ЯПОНСКИЙ ЦЕНТР (МИД Японии)
ФРАНЦУЗСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР (Посольство Франции в России)
КОРЕЙСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР (Министерство образования Республики Корея)
РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ (Мэрилендский университет, США)
НЕМЕЦКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР (Посольство ФРГ в России, Институт им. Гете)
КИТАЙСКИЙ
КУЛЬТУРНЫЙ
ЦЕНТР
(в стадии создания с Министерством образования КНР)
ЗА РУБЕЖОМ
ФИЛИАЛ
ДВГУ
в Японии
(г.Хакодатэ)
УЧЕБНЫЕ ПУНКТЫ в Китае
(Цзилиньский
университет
иностранных
языков)
РУССКИЙ
ЦЕНТР
на Аляске
(г.Анкоридж)
УЧЕБНЫЕ ПУНКТЫ в Республике Корея
(Университет
Кенга,
Университет
Кеннам)
Соотношение публикаций вузов города Владивостока
за 1997-98гг.
ВГУЭС (ДВТИ)
11%
ДВГАЭУ (ДВКИ) 0%
Соотношение количества тем ФЦП "Интеграция" среди вузов города Владивостока за 1997-98гг.
ВГУЭС (ДВТИ)
5. ОДНО ХАРАКТЕРНОЕ СОБЫТИЕ ИЗ ЖИЗНИ ДВГУ
23 марта 1999 г. было принято совместное решение Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Американского фонда гражданских исследований и развития для независимых государств бывшего Советского Союза (CDR — Civilian Research Development Foundation of the Independent States of the Former Soviet Union) об объявлении конкурса по Программе «Фундаментальные исследования и высшее образование».
Программа была направлена на организацию фундаментальных исследований в области естественных наук (математики, физики, химии, биологии, науки о Земле) путем создания высокопрофессиональных научно-образовательных центров (НОЦ) в российских региональных университетах (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), ориентированных на
- разработки новых программ и методов, развивающих и объединяющих передовые научные исследования и учебный процесс;
- развитие экспериментальной базы и оборудования для проведения современных научно-исследовательских работ и учебного процесса;
- развитие связей в области науки и образования с другими организациями, включая институты Российской академии наук, российские и зарубежные университеты, промышленные предприятия;
- предоставление специальных возможностей для молодых перспективных ученых и исследователей на конкурсной основе.
Официально конкурс был объявлен в газете «Поиск» № 13 (515) от 2 апреля 1999 г.
РекторатДальневосточного государственного университета, несмотря на сжатые сроки представления конкурсных материалов, принял решение участвовать в конкурсе. Вторым важным шагом ректората было определение области научных знаний для выдвижения проекта ДВГУ на конкурс. Было решено —создавать НОЦ по биологическому и химическому научным направлениям. Для выполнения этой задачи в университете была создана рабочая группа из ведущих ученых в области химии, биологии, биотехнологии во главе с профессором В.И.Высоцким.
В конкурсную комиссию к 30 апреля был представлен проект «Научно-образовательный центр фундаментальных исследований морской биоты: биология, химия и биотехнология».
В ходе первого этапа конкурса было принято к рассмотрению 89 заявок. Была проведена многоэтапная независимая экспертиза каждого проекта, в которой принимали участие российские и американские специалисты самого высокого уровня. 26 мая 1999 г. состоялось заседание Руководящего совета программы, на котором были объявлены финалисты первого этапа конкурса. Среди 13 финалистов был и Дальневосточный госуниверситет.
На второй этап конкурса было подано 11 проектов НОЦ, т.к. три университета из 13 представили свой объединенный проект (ДГУ, КубГУ и ТГРУ).
Для проведения детальной экспертизы проектов в июле-августе
1999 г. были организованы визиты групп российских и американских экспертов, а также представителей Минобразования России и CRDF на места. 10-12 августа 1999 г. Дальневосточный государственный университет посетила группа экспертов в составе: Джон Кортни — вице-президент CRDF; «уценок Илья Борисович — директор российского представительства CDRF; Смит Вильям Артурович — научный эксперт; Прлищук Ольга Дмитриевна — координатор программы от Министерства образования.
27 августа 1999 г. Руководящий совет программы (7 американских и 7 российских директоров программы) на своем заседании объявил трех победителей программы. Первым среди них был назван проект Дальневосточного госуниверситета «Научно-образовательный центр фундаментальных исследований морской биоты: биология, химия и биотехнология». В рамках проекта предполагается выделение университету 1 млн 50 тыс. дол. США (1 год — 450 тыс., 2 и 3 годы — по 300 тыс.). Эти средства будут использованы для приобретения новейшей научной аппаратуры, написания и издания вузовских учебников, приобретения информационных научных материалов в электронной и печатной формах, поддержки молодых ученых на конкурсной основе, стажировок в лучших университетах мира.
Победа ДВГУ в конкурсе вызвала широкий резонанс, в том числе и за рубежом. Поздравления прислали редактор авторитетного журнала Science Ричард Стоун (R.Stone), создатель современной мощной информационной системы Science Citation Index, Почетный доктор ДВГУ Юджин Гарфилд (E.Garfield), Министр образования РФ В.Филлипов и другие авторитетные лица.
Реализация проекта позволит существенно поднять как уровень научных исследований, так и качество подготовки специалистов в ДВГУ и других вузах Дальневосточного региона России по научной тематике проекта.
6. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Итак, Дальневосточный государственный университет, в установленном законом порядке признанный единственным правопреемником знаменитого Восточного института, который был реорганизован в ГДУ 17 апреля 1920 г. постановлением Приморской областной Земской Управы, встречает свое 100-летие самым крупным, самым сильным и самым старым классическим университетом Дальнего Востока России — одним из самых авторитетных и известных в Азиатско-Тихоокеанском регионе российских университетов.
Опираясь в развитии своих образовательных и научных программ на четыре основополагающих принципа — традиционные (фундаментальность и духовность) и современные (интернационализация и информатизация), — ДВГУ давно уже шагнул в XXI век, должным образом поддерживая честь и славу российской науки, образования и культуры, внося весомый вклад в дело мира и прогресса человеческой цивилизации.
V.I.Kurilov,
Rector of the Far Eastern State University
The Far Eastern State University is a national property of Russia
The Far Eastern State University meets its 100th Anniversary with the greatest, oldest and the most powerful classical university of the Far East and one of the most competent and famous Russian university in the Asian-Pacific region.
It bases the development of its educational and scientific programs on four fundamental principles such as traditional (solidity and intellect) and modern ones (internationalization and information). The FESU has made its way to the XXI century as a support to honor and glory of Russian science, education and culture making its weighable contribution to the piece and progress of human civilization.